Большие православные праздники в году. Православный церковный календарь

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В 2016 году православный календарь состоит из неподвижных событий и событий пасхального круга, даты которых привязаны к дню празднования Светлого Христова Воскресенья.

Календарь содержит:

  • праздники, дата которых неподвижна из года в год;
  • праздники, дата которых соотнесена с днем, когда выпадает Пасха;
  • посты, многодневные и дневные;
  • дни, когда поминают усопших.

Традиционно календарь содержит двунадесятые и великие праздники.

Великие православные праздники

Январь

14–Обрезание Господне

Июль

7–Иоанна Предтечи рождество

12–Святые апостолы Павел и Петр

Сентябрь

11–день казни Иоанна Крестителя, когда верующие держат особо строгий пост

Октябрь

14–Покров Богородицы

В числе двунадесятых праздников наиболее чтимые церковью события евангельской истории.

Январь

2-6 церковный календарь устанавливает строгий пост, 6 числа, в сочельник, не едят до первой звезды, а затем разговляются кутьей из пшеницы с медом и фруктами.

7 – православное Рождество.

7-17 – идут святки, когда на стол подают любые блюда.

14 – празднуют Обрезание Господне.

18 – готовят крещенскую воду.

19 – Крещение (Теофания или Богоявление), освящают воду и водоемы.

20 – начинается мясоед. В этот период каждый день разрешено мясо. Только по средам и пятницам его лучше заменить рыбой.

Февраль

15 – Сретение, которое знаменует объединение Ветхого завета с Новым.

Март

8 – день 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Крестителя.

14 – начинается . Первую неделю от скоромной пищи воздерживаются все без исключения, есть можно только вечером – один раз. Первые дни желательно вообще отказаться от еды.

22 – день 40-а Севастийских Мучеников, умерших за веру. Также ко дню весеннего равноденствия выпекают печенье в форме пташек – встречают весну.

Апрель

7 – Благовещение Богородицы.

23 – Лазарева суббота, в этот праздник на стол подают икру.

24 – Пальмовое или Вербное воскресенье – празднуется в последнее воскресенье Великого поста. Сегодня верующие могут подать к столу рыбу и виноградное вино.

30 – завершение Великого поста.

Май

1 – Светлое Христово Воскресенье, Пасха. Сегодня все верующие отмечают самое значимое событие евангельской истории – воскресение Христа. Вся неделя после пасхи – Светлая неделя Пасхи, когда православные празднуют без ограничений. Куличи и крашение яйца являются обязательными атрибутами празднования. Многие православные праздники привязаны к дню, на который, в соответствие с лунным циклом и григорианским календарем, выпадает Пасхальное воскресенье.

8-14 – Красная горка.

10 – Родительский день, когда с радостью вспоминают умерших родичей и друзей.

23 – день памяти Симона Зилота – апостола.

Июнь

7 – день, когда патриарх Игнатий во время молитв получил знание о местонахождении головы Иоанна Крестителя, это было 3-е чудесное обретение головы святого.

9 – Вознесение Господне, на 40-й после Пасхи день, явление святой Троицы апостолам и Пресвятой Деве.

16 – Семик, день памяти умерших насильственной смертью, самоубийц.

18 – Родительская суббота.

19 – Святая Троица, Пятидесятница.

20-26 – Троицкая неделя.

27 (по 11 июля) – . В понедельник, среду и пятницу едят только хлеб и растительную пищу, а по вторникам и четвергам подают к столу и рыбу.

Июль

6 (ночь на 7-е) – ночь Ивана Купала.

7 – Рождество Иоанна Крестителя.

8 – день покровителей брака и семьи православных, Февронии и Петра.

12 – день Павла и Петра. Начинается летний мясоед, до 13 августа. В отличие от зимнего мясоеда по средам и пятницам к столу подают только растительную пищу и хлеб.

Август

2–день пророка Илии, после которого наложен запрет на купания.

14 – спас медовый, после которого, считают в народе, пчелы не носят мед. Сегодня едят мед и мак. Начинается Успенский пост (до 27-го), когда употребляют только растительную еду и хлеб, а в выходные к рациону добавляется растительное масло.

19 – Преображение Господне, спас яблочный. Сегодня на стол подают рыбу, яблоки и виноград.

29 – спас ореховый.

Сентябрь

11 – день памяти Иоанна Крестителя и умерших за Родину воинов.

21 – день рождения Пресвятой Марии, Богородицы.

27 – Воздвижение Креста Господня. Питание ограничено растительной едой.

Октябрь

8 – поминают Сергия Радонежского.

14 – Покров Пресвятой Девы Марии.

Ноябрь

5 – поминовение усопших родителей.

21 – память Михаила, архангела.

28 – начинается Рождественский пост.

Декабрь

4 – день, когда произошло Введение в храм юной Марии, которую родители посвятили Богу.

9 – Юрьев день, памяти Георгия Победоносного.

19 – память Николая Чудотворца.

25 – память Спиридона Святителя.

Посты

Календарь православных постов в 2016 году устанавливает однодневные и многодневные посты. Отказ от определенных видов пищи либо полное воздержание от еды вместе с молитвой, духовными поисками и добрыми поступками способствуют очищению души и укреплению тела.

На протяжении всего года верующие постятся каждую среду и пятницу кроме тех, что приходятся на святки, неделю мытаря и фарисея, масленицу, пасхальную и троицкую неделю. В эти дни (среды и пятницы) поста нет, на столе могут быть любые блюда. Это следующие даты:

  • Январь 8, 13, 15
  • Февраль 24, 26
  • Март 9, 11
  • Май 4, 6
  • Июнь 22, 24.

Дневные посты

Январь 18 – накануне Крещения, Сентябрь 11 – день казни Иоанна Крестителя, 27 – на Воздвижение Креста Господня

Длительные посты в течение 2016 года

Великий пост: март, 14 – апрель, 30 Петров пост: июнь, 27 – июль, 11 Успенский пост: август 14-27

Поминовение усопших

В определенные дни православные обязательно поминают с любовью и светлой памятью усопших родичей и друзей.

Март

5 – родительская суббота, мясопустная

26 – суббота на 2-ю неделю Великого поста

Апрель

2 – суббота на 3-ю неделю Великого поста

9 – суббота на 4-ю неделю Великого поста

Май

9 – день памяти усопших воинов

10 - Радоница

Июнь

18 – Троицкая суббота

Ноябрь

5 – Дмитриевская суббота

Православный календарь на 2016 год мало отличается от других лет. Смещаются лишь дата Пасхи и соотнесенные с ней события.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2016 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2016 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Церковный устав предполагает наличие некоторых обрядов и таинств, наступление которых не фиксировано по датам, а высчитывается по определенным канонам. Однако, в наше время не каждый верующий знает правила, по которым нужно определять точные даты праздничных или постных дней – и здесь на помощь нам приходит календарь, где описан весь богослужебный круг на 2016 год.

В первую очередь, подробный календарь (пасхалия) помогает людям, только недавно вставшим на путь приобщения к вере, и пока еще слабо ориентирующихся во всех тонкостях исчисления. Кроме того, при современном ритме жизни, работающему человеку (пусть даже и глубоко верующему), порой просто не хватает времени на скрупулезное высчитывание подвижной части пасхалии. И в этом также заметную помощь оказывает календарь, изложенный в формате месяцеслова на 2016 год: взглянув на него, можно сразу определить, когда наступают важные для православных дни – Великие и двунадесятые таинства, а также особые обряды воздержания, различные по строгости и продолжительности.


Для верующего человека, старающегося жить в соответствие слову Божьему, несомненна важность своевременного получения такой информации: многие религиозные обряды требуют определенных действий, иногда кардинально отличающихся от обычной жизни. Например, всем достаточно значимым церковным событиям предшествуют особые процедуры, также обозначенные в календаре на 2016 год. В эти дни необходимо придерживаться не только определенного рациона (телесное воздержание, когда ограничения порой касаются любой пищи, кроме воды), но и стиля поведения (в это время следует избегать мирских развлечений и плотских утех, больше времени посвящая молитвам и своему внутреннему миру). Одновременное соблюдение телесного и духовного очищения – главное условие достойной встречи праздничных дат в христианстве и православии. А потому в 2016 году (как, впрочем, и всегда) календарь окажет неоценимую помощь верующим и позволит своевременно узнать о предстоящих постных днях, в том числе – вовремя начать блюсти Великий пост, являющийся важнейшим этапом земных испытаний человека.


Первый и наиглавнейший святой день для христиан

Праздник Светлого Христова Воскресения – событие, особо почитаемое церковью. Великая Пасхальная неделя знаменует начало нового литургического года, именно от даты этого величайшего из всех событий христианского мира ведется отсчет подвижных церковных праздников. В 2016 году Пасха совпадает с государственным празднованием Дня Трудящихся — 1 мая.

Сакральный смысл двунадесятых

В календаре отмечены двенадцать таинств, свидетельствующих о земном пути Иисуса и важных событиях, связанных с этим периодом. Они выделены в особую группу (название «двунадесятые» — производное от числа 12):

  • 7 января – празднование Рождества Христова, одного из наиболее важных событий для православных;
  • 19.01 – Крещение, церковный праздник, относящийся к неподвижным, и возглавляющий двунадесятые;
  • 15.02 – Сретение, провозглашающее истину о верности Господа своим словам и обещаниям;
  • 7.04 – Благовещенье. Дева Мария в этот день узнала, что вскоре должна родить Спасителя всего человеческого рода;
  • 24.04 – Вхождение Господа в Иерусалим;
  • 9.06 – Вознесение Господне. Иисус был призван Отцом и вознесся на Небеса, закончив свой земной путь;
  • 19.06 – день Святой Троицы, единства Отца, Сына и Святого Духа – ровно пятьдесят дней со Воскрешения Христова. Один из наиболее почитаемых в народе Библейских событий – знаменует начало становления Царства Божьего на Земле. В этот день принято украшать дома цветами и устилать полы зелеными ветвями деревьев;
  • 19.08 – Преображение Господне. Отмечает событие, когда Иисус показался перед тремя ближайшими учениками в истинном своем божественном величии и славе;
  • 28.08 — Успение(от слова «уснуть»), а 21.09 — рождество Богородицы — две даты, знаменующие начало и конец земного пути Девы Марии;
  • 27.09 – Воздвижение Животворящего Креста Господа нашего;
  • 4.12 – праздник Введения в Храм — Деву Марию впервые ввели в Храм Господа.

Великие таинства Церкви

Православный календарь, помимо двунадесятых празднеств, упоминает еще о пяти важных датах, почитаемых церковью:

  • В январе 2016 года отмечается праздник Обрезания Господнего (14-го числа);
  • 7.07 – родился пророк Иоанн Креститель;
  • 12.07 празднуется День Петра и Павла — Святых Апостолов;
  • 11.09 – День Усекновения (отсечения) главы Иоанна Предтечи – казнь пророка, крестившего Спасителя;
  • 14.10 – Праздник . Явление Девы Марии жителям Константинополя, молящимся в одном из храмов. Стало предвестником спасения от врагов, окруживших город.

Еще немного о подготовке духа и тела к празднованию Святых дней

Необходимо отметить, что среда и пятница в православии традиционно считаются постными – верующим в эти дни необходимо избегать употребления в пищу продуктов, считающихся скоромными. Кроме того, календарем предписаны дополнительные дни, когда необходимо поститься накануне Крещения (18 января), Усекновения (11.09) и Воздвижения (27.09).



В православии существует также 4 многодневных периода, когда верующим предписано поститься, «дабы достичь просветления духа и мыслей»:

  • 6.01.2016 года заканчиваются дни Рождественского поста, начавшегося еще в ноябре (28-го) прошлого года;
  • 14.03-30.04 – целых сорок дней продолжается Великое испытание веры и стремления к обретению духовности;
  • 27.06-11.07 – Петров пост, а с 14 августа верующие начинают готовиться к Успению Пресвятой Богородицы.

Дни Сплошных седмиц: послабление в пище — не помыслах

В календаре-пасхалии, на протяжении всего 2016 года, насчитывается 5 недель, во все дни которых разрешено есть любую пищу даже в традиционно постные дни:

  • Святки – единственная сплошная «неделя» (10 дней), относящаяся к неподвижной части месяцеслова: 7.01-17.01;
  • Далее идут Седмица о мытаре и фарисее (22.02-28.02), «Вкусная» неделя Масленицы (7.03-13.03);
  • Пасхальная неделя — продолжение величественного праздника Воскресения Господня (по 8.03);
  • Заключительный праздник Троицы – 20-26 июня.

Литургический год содержит еще много событий – и практически каждому из них нашлось место в календаре, составленному на 2016 год священнослужителями православной церкви.

На этой страничке Вы можете узнать какой наиболее значимый церковный праздник или событие должно произойти в ближайшее время (сегодня, завтра).

Мы приглашаем всех верующих помолиться перед освященными образами в наш храм в Очаково-Матвеевском не только в праздник, но и в любой другой день.

Начало Великого поста.

Во время прохождения поста необходимо исключить любое зло и гнев, все греховные помыслы, которые находятся в человеке, нужно очистить свою память от злых воспоминаний, а язык – от сквернословия и лжи. Это тяжелая работа, но, если человек любит Бога, он справится с этим.

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует особый день – Торжество Православия, прославление защитников православия, всех живущих и отошедших ко Господу в вере и благочестии отцов. Особую роль в богослужении занимает чин анафематствования.

Считается, что сила молитвы какому-нибудь святому увеличивается в день его праздника. Возможно это и правда, но точно известно, что в другие дни эта помощь не становится меньше, ведь главное условие, при котором человек получает помощь от святых – это искренняя вера в Бога, любовь к Нему, раскаяние в своих грехах, и прощение причиненного Вам зла.

Многочисленные праздники, дни поминания, которые существуют в церковном календаре, необходимы не для застолий и поводов к принятию спиртных напитков, а для того, что лишний раз напомнить нам о том, как нужно верить и любить Бога. Очень полезно еще раз почитать (вспомнить) житие святого или историю события, от которого произошел праздник, может быть, таким образом получится лучше настроиться на молитвенное общение с этим святым. А уже через него настроить свою душу и сердце на разговор с Богом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»