«Здоровый консерватизм», или умная контрреволюция — Русская idea. Консерватизм и неоконсерватизм: главные принципы и цели

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Выходные данные сборника:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСЕРВАТИЗМА И НЕОКОНСЕРВАТИЗМА

Струсь Константин Александрович

канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказского федерального университета (филиал) в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск

Багдасарова Нарина Гамлетовна

магистрант кафедры теории и истории государства и права (филиала) СКФУ в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF CONSERVATISM AND NEOCONSERVATISM

Strus Konstantin

the candidate of jurisprudence, the associate professor, North Caucasian federal university (branch) in Pyatigorsk, Russia, Pyatigorsk

Bagdasarova Narina

master of chair of the theory and history North-Caucasian Federal University, of state and law (branch) North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, Russia, Pyatigorsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные принципы консервативных воззрений в современном обществе. Изучаются представления современных неоконсерваторов, выделяются и обобщаются основные различия консерватизма и неоконсерватизма.

ABSTRACT

In article the basic principles of conservative views in modern society are considered. Representations of modern neoconservatives are studied, the main distinctions of conservatism and neoconservatism are allocated and generalized.

Ключевые слова: консерватизм; неоконсерватизм; консервативные взгляды в современном обществе; отличие консерватизма от неоконсерватизма.

Keywords: conservatism; neoconservatism; conservative views in modern society; difference of conservatism from neoconservatism.

За время многовековой политической истории появилось множество политических доктрин, выражавших отношение к обществу, государству и его институтам общая суть которых сводится к различным формам консервативных и либеральных воззрений. «В условиях динамично развивающихся общественных отношений в каждом историческом периоде обозначились особенности понимания развития общества и государства» . Интересы научно-практической достоверности подтолкнули авторов к необходимости сравнения имеющихся положений консерватизма в прошлом и неоконсерватизма в настоящем.

В своём этимологическом значении категория консерватизм - это, «приверженность ко всему старому, отжившему» . Консерватизм (от лат. - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощённых в религии, государстве, семье, собственности .

Одним из первых выразил идеи консерватизма Аристотель, используя наработки последнего, Э. Бёрк и М. Оукшотт сформулировали идеологию классического консерватизма. По мнению Э. Бёрка, событием, позволившим развиваться идеям консерватизма, явилась Французская революция 1789 года, явившая «максимум зла, способного причинить людям, лишенным правильного понимания своей природы и законов человеческого общежития». Основные принципы консерватизма сведены к следующему: «1) человек есть существо религиозное, и религия образует основу гражданского общества» ; «2) общество - продукт исторического развития, и его институты воплощают в себе мудрость предков; 3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями; 4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивида, а его права есть лишь следствие обязанностей; 5) люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими; 6) наличный общественный строй необходимо оберегать, поскольку обычно попытки устранить зло ведут к причинению ещё больше зла, что вовсе не означает отрицание необходимости изменений» .

В своих размышлениях по поводу вышеуказанных принципов М. Оукшотт замечает «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны» . Как отметил С. Хантингтон: «обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции». Консерватизм - это призыв к истории, при этом сам консерватизм без истории .

Консерватизм как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя (не существует «консервативной утопии»), определяется Хантингтоном как «институциональная», т. е. выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой, в отличии от «идеализированных» идеологий (либерализм и социализм), имеющих свой общественный идеал . В этой связи считаем предпочтительным понимание консерватизма как идеи, построенной на основе исторического своеобразия, как это сделал Н.О. Салливан, предложивший различать «реакционный», «революционный» и «умеренный» консерватизм, представленный соответственно Францией, Германией и Великобританией, США . Размышляя над высказываниями О. Салливана, Дж. Вайс, приходит к выводу о том, что после 1945 «история европейского консерватизма закончилась» , с чем очень трудно согласиться.

На взгляд авторов, в современных условиях консерватизм не исчез, а рафинировался и предстал в более универсальном виде. Соглашаясь с мнением Ж. Грей, консервативные взгляды построены на следующих принципах: «1) человек - не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры; 2) прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны; 3) культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам» . Базовым элементом в понимание консерватизма является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Консерватизм ассоциируется с теми, кто выступает заунаследованные из прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка.

Таким образом, консерватизм - являет собой политическую идеологию, ориентированную на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся морально правовых оснований, форм государственной и общественной жизни.

В отличие от консерватизма неоконсерватизм обозначен стремлением приспосабливать традиционные ценности к реалиям современного постиндустриального общества. Неоконсервати́зм (англ. neoconservatism ) - получил распространение в США в начале 1970-х годов и связан с недовольством демократов участием в войне во Вьетнаме. Неоконсерваторы в отличие консерваторов поддерживают идеи свободного рынка, не возражают против вмешательства государства в жизнь общества, выступают против увеличения налогов. При этом последние, отстаивают сложившиеся духовные ценности, институты семьи, религии, морали, социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение к правам человека, Как результат в развитых демократических государствах широко поддерживаются и продолжают расти сторонники партий, декларирующих идеи консерватизма, например в США (республиканская партия), в Японии (либерально-консервативная), Англии (консервативная) и др.

Актуализация неоконсерватизма в известной мере является откликом на глобальные изменения в мире. Известно, что неоконсерватизм - это своего рода иммунитет от разного рода «ускорений» и анархистской вседозволенности, обоснование принципов устойчивого развития, суверенитета и т. д. Интерес к неоконсервативной идеологии возрос, в частности, и вследствие кризиса неолиберализма.

Основные положения современной неоконсервативной идеологии сводятся к следующим аспектам:

1.деологический детерминизм, выраженный в необходимости пересмотра идейных консервативных доктрин, в связи с тем, что для участия в политической борьбе необходима конкретная программа действий и участие в дискуссиях;

2.признаются институты демократии, за отсутствием более совершенного способа правления;

3.признаётся амбивалентность природы человека, т. е. человек может быть и плохим и хорошим;

4.пропагандируется превосходство культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными;

5.осознаётся необходимость минимизации функций государства в экономической сфере, поддерживается социальная роль государства в оказании помощи малоимущим.

Таким образом, современный неоконсерватизм объединяет различные консервативные и либеральные идеи, концепции, продолжает развивать принцип о том, что власть является предпосылкой всех свобод, отдаёт первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По мнению современных неоконсерваторов, «информационное общество» нуждается в повиновении и послушании, а государство для достижения этих целей вправе принимать необходимые меры. Показательным для неоконсерватизма является способность приспосабливаться к социально-экономическим и политическим изменениям. Как следствие, в настоящее время, неоконсерваторами приняты многие идеи и принципы либерализма, которые раньше отвергались, например, свободные рыночные отношения, конституционализм, система представительства и выборности органов власти, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм. Сохранив приверженность господствующей религии, большинство неоконсерваторов восприняли рационализм и технократизм.

Важным направлением реформ неоконсерваторов выступает формирование гражданского общества, воплощающего в себе преемственность исторического прошлого и настоящего . Для противостояния негативным формам поведения в гражданском обществе они делают ставку на сильную власть и повышение её роли в системе экономических и внешнеполитических отношений.

Список литературы :

  1. Бенуа А. Избранные идеи // Консерватизм в странах Запада. М., 1982. - С. 36.
  2. Малько А.В., Струсь К.А. Правовые основы формирования гражданского общества ву современной России (обзор материалов всероссийского научно-практического «круглого стола») // Государство и право. - 2011. - № 9. - С. 114.
  3. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык. Т. 2. К-О. 1986. - С. 91.
  4. Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: Автореф. дисс... канд.. юрид. наук. Саратов. 2003. - С. 16.
  5. Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории «правовые основы» // История государства и права. - 2013. - № 9. - С. 50.
  6. Burke E. Reflections on the Revolution in France. L., 1790; рус. пер. 1992. - С. 85.
  7. Huntington S. Conservatism as an Ideology. «The American Political Science Review», N.Y. - 1957. - № 51. - P. 469.
  8. Oakeshott M. On Being Conservative. Kirk R. (ed.). The Portable Conservative Reader. N.Y. 1982. - P. 585.
  9. O’Sullivan N. Conservatism. Eatwell R., Wright A. (eds). Contemporary Political Ideologies. L., 1993. - P. 52-53.
  10. Weiss J. Conservatism in Europe 1770-1945. Traditionalism, Reaction and Counter-Revolution. L. 1977. - P. 173.
  11. Gray J. Enlightenments’s Wake. Politics and Culture at the Close of the Modern Age. L.-N.Y. 1997. - P. 119.

Мировоззренческие основы классического консерватизма. Становление политической идеологии консерватизма (лат. сonservare – «охранять») тесно связано с реакцией привилегированных феодальных слоев общества на развертывание революционного процесса в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. В то же время консерватизм представляет собой особую мировоззренческую систему.

Консервативный стиль мышления основывается на традиционализме – естественном для любого человека стремлении сохранить привычный уклад жизни, опереться на многолетние традиции, избежать стрессов от резких перемен и революционных нововведений. Мировоззрение консерваторов неразрывно связано и с религиозной картиной мира, представлением о богоданном порядке вещей, который не может быть предметом вольного выбора человека. Основатели классической консерватизма Эдмунд Берк, Сэмюель Колридж, Жозеф де Местр, Луи де Бональд решительно критиковали материалистический и рациональный стиль мышления, попытки людей выявить некие механистические законы развития природы и общества, а, тем более, изменить социальный порядок, следуя этим «иллюзорным» представлениям. «Человек может изменить все в области своей деятельности, но он не создает ничего, – утверждал Жозеф де Местр. – Таков его закон как в материальном, так и моральном смысле… В деяниях человека все убого, как убог он сам; намерения ограничены, способы грубы, действия негибки, движения тяжелы и следствия однообразны».

Социальный пессимизм консерваторов основывался на убеждении в том, что развитие природы и общества есть процесс естественный и, одновременно, мистический, неподвластный человеческому пониманию. Люди могут лишь положиться на волю Божественного Провидения и следовать «законам, вытекающим из природы вещей» (де Бональд). Свободное поведение человека заключается, с этой точки зрения, не в волюнтаристском выборе этических норм и форм государственности, а в кропотливом сбережении опыта предшествующих поколения, следовании непреложным законам богоданного порядка. «Одно из самых больших чудес во всеобщем порядке вещей – это поступки свободных людей под божественной дланью, – писал де Местр. – Покоряясь добровольно, они действуют одновременно по собственному желанию и по необходимости, они делают, что хотят, но не подвластны расстроить всеобщие начертания».



Консерваторы считали, что единственной естественной формой государства является наследственная абсолютная монархия. При этом подчеркивалось, что абсолютизм не может рассматриваться как деспотическое правление одного человека. Монархия, по их мнению, является прежде всего символом органического единства общества, «союза всех умерших, ныне живущих и еще не родившихся» (де Местр). Поэтому опорой власти монарха должны быть церковь и аристократия, как истинные хранители культурных традиций, нравственных и религиозных ценностей. Протест против такого порядка вещей под лозунгами «народного суверенитета» и «демократии», по мнению консерваторов, есть вызов самой человеческой природе и божественным законам.

Социал-дарвинизм и становление нового типа консервативной идеологии. На исходе Нового времени классический консерватизм быстро терял свою социальную базу. Однако в общественном сознании не могла исчезнуть сама мировоззренческая «ниша», которую он занимал. Консерватизм возник в качестве охранительной идеологии , защищавшей существующей социальный порядок и позволяющей сбалансировать воздействие радикальных реформаторских идей. Но в обществе, где торжествовали этика рыночных отношений, принципы политической демократии и секуляризованное, «обмирщенное» сознание, где человек был предоставлен собственной судьбе и мог рассчитывать лишь на свои силы, охранительной идеологией должна была стать совершенно иная доктрина. Складывалась парадоксальная ситуация, когда консерватизм должен был впитать самые ортодоксальные идеи классического либерализма и противостоять уже новому, «социализированному» и реформаторскому либерализму. Именно такую трансформацию консервативная мысль претерпела на рубеже XIX-XX вв. в СШа и Великобритании.



Первым шагом к формированию обновленной доктрины консерватизма стала разработка эволюционной теории социал-дарвинизма . В основу ее легли воззрения английского позитивиста середины XIX в. Герберта Спенсера, который обнародовал свои идеи еще за десять лет до появления известного труда Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Спенсер считал, что многообразие человеческих мотивов и поступков в сочетании с быстрым ростом численности населения ведут к нарастанию состязательности и конфликтности в обществе. В условиях конкуренции лишь наиболее приспособленные, активные индивиды получают возможность удовлетворить свои интересы. Но именно благодаря этому естественному отбору и происходит обновление общественных институтов, закрепление все более эффективных социальных норм и ролей.

Идеи Спенсера подводили к выводу о неэффективности любого «управляемого» социального порядка, о спонтанности общественного развития и невозможности переориентировать его на ту или иную этическую или идейно-политическую доктрину. Эта установка сближала социал-дарвинизм с либеральной доктриной «laissez faire». Однако, в отличие от либералов, Спенсер считал дух индивидуализма основой не революционного обновления, а органической эволюции всего общественного порядка, обеспечения его преемственности и стабильности.

На рубеже XIX-XX вв. идеи социал-дарвинизма получили распространение в США. Лидером этого течения общественной мысли стал профессор Йельского университета Уильям Грехэм Самнер. Он доказывал пагубность государственного вмешательства в борьбу индивидов за собственный успех. Социальные реформы, как полагал Самнер, направлены в пользу слабых и неудачливых членов общества, что снижает уровень эффективности всего общественного организма. Успех же сильнейших приводит к сплочению вокруг них жизнеспособных социальных сообществ.

Самнер считал, что не менее важным фактором консолидации общества является и борьба между группами – этническими, расовыми, конфессиональными и иными. Индивид воспринимает «свою» группу как олицетворение наиболее правильных правил жизнедеятельности, а «чужую» – как их искажение. Степень сплоченности каждого сообщества, по мнению Самнера, оказывается пропорциональна враждебности по отношению к «чужым» группам. Поэтому для социального прогресса важным является не только торжество индивидуального духа, но и формирование национального характера , закрепление религиозных и культурных ценностей.

Либертарная идеология – ультралиберализм или ультраконсерватизм? Синтез социал-дарвинистских, либеральных и консервативных идей привел к складыванию в середине ХХ в. либертарной идеологической доктрины. У истоков ее стояли лидеры Неоавстрийской экономической школы Фридрих фон Хайек и Людвиг фон Мизес.

Либертаристы наиболее агрессивно выступали против любого государственного вмешательств в естественный ход общественного развития. Они считали, что рыночная свобода, равно как и свобода политическая, правовая, духовная, не может быть «частично ограниченной». Социалистическое, фашистское или любое иное «регулируемое общество» развивается по принципиально иным законам, нежели свободное. Встав на путь регламентации общественных отношений, «правительство должно будет наращивать цепь ограничений и регулирования и по этому пути шаг за шагом дойдет до того, что все свободы индивидуума исчезнут» (фон Мизес).

В качестве единственной альтернативы «регулируемому обществу» либертаристы называли спонтанный порядок – преобладание индивидуальной инициативы, состязательности, нерегламентированных, естественно сложившихся норм и правил. Ими подчеркивалось, что «спонтанный порядок» отнюдь не означает торжество анархии и хаоса в общественных отношениях. «Главнейший принцип, лежащий в основании индивидуалистической системы, состоит в том, что она использует всеобщее признание некоторых универсальных принципов как средство создания порядка в общественных делах, – утверждал Хайек. – Наше подчинение общим принципам необходимо, поскольку в своей практической деятельности мы не можем исходить из полного знания и исчерпывающей оценки всех ее последствий». Главной опасностью либертаристы считали навязывание человеку под видом таких принципов тех или иных конкретных мотивов или ценностей. «Принципы – это средство предотвращать столкновения конфликтующих устремлений, а не набор фиксированных целей», – писал Хайек. Он утверждал, что в основу принципов социального порядка может быть положен лишь практический опыт, накопленный многими поколениями, а их главной задачей должна быть защита «пространства свободы», определение тех сфер, в «пределах которых решение будет принадлежать самому человеку».

Либертаристы пытались доказать, что не существует никакого «среднего пути» общественного развития, в том числе между капитализмом и социализмом. В своей знаменитой книге «Дорога к рабству» (1944) Хайек утверждал, что даже умеренное огосударствление общественной жизни ведет к установлению тоталитаризма. Любые попытки оправдать усиление государственной власти заботой о благополучии людей лишь подрывают прочность естественно сложившихся отношений. «Ничто так не разрушительно для индивидуальной свободы, как стремление к миражу социальной справедливости», – писал Хайек. Вместе с тем он признавал, что и диктат рыночных отношений несет в себе угрозу свободе человека. Всеобщая конкуренция создает порядок «безличного принуждения», заставляя людей перестраивать свой образ жизни, следовать тем нормам и правилам, которые возможно отвергались бы ими в иных условиях. Поэтому важно избежать искусственного насаждения в обществе любых социальных норм и правил, даже имеющих либеральный характер.

Итак, либертаризм подчеркивал значимость в системе социальных отношений не столько принципов «естественного отбора», сколько защищенности свободы человека и его права на самореализацию. Важнейшей гарантией такого порядка либертаристы считали политические институты демократии . Однако, подобно консерваторам XIX в., они выражали опасения по поводу «пагубной самонадеянности» людей, их стремления использовать демократию во имя насаждения своих иллюзорных идеалов и реализации ложных целей. «Демократия по сути своей – утилитарное приспособление для защиты социального мира, – писал Хайек. – Как таковая она небезупречна. Если демократия решает свои задачи при помощи власти, она неизбежно вырождается в деспотию. Правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию еще более невыносимой, чем худшая из диктатур».

«Неоконсервативная революция». Мировой экономический кризис 1970-х гг. стал толчком дляформирования новой идеологической доктрины, соединившей идеи либертаризма и классического консерватизма. В англосаксонских странах она получила название неоконсерватизма (в континентальной Европе реформы неоконсервативного толка осуществлялись под эгидой «новых» версий неолиберализма, христианской демократии, голлизма и даже социал-демократии).

Становление американского неоконсерватизма началось с середины 1970-х гг., когда вокруг журналов «Комментэри» и «Паблик интсрест» объединились представители либертарно настроенной интеллигенции. Но решающую роль в разработке идейного арсенала неоконсерваторов сыграли экономисты из Чикагской школы монетаризма Милтона Фридмана. Монетаристы разработали стратегию реформ, направленных на возрождение свободных рыночных механизмов, демонтаж бюрократической системы «государства благосостояния». Подобные преобразования рассматривались не только как способ оптимизации экономических отношений, но и радикальная перестройка политической системы общества. «Изымая организацию экономической деятельности из-под контроля государства, рынок устраняет сам источник принуждающей власти», – писал Фридмен.

«Неоконсервативная революция» в США произошла в период президентства республиканца Рональда Рейгана, бывшего голливудского актера, не обладавшего ни эрудицией, ни профессионализмом настоящего государственного лидера. Однако именно Рейган сумел в самой образной и доходчивой форме выразить смысл неоконсервативной идеологии – призыв покончить с иждивенческими настроениями, царившими в «обществе потребления», понять личную ответственность перед Богом, обществом и самим собой. Торжество этих духовных ценностей рассматривалось неоконсерваторами как основа национальной консолидации, путь к возрождению «духа нации». Поэтому характерной чертой американского неоконсерватизма стала патриотическая риторика, зачастую переходящая в проповедь имперской сверхдержавности.

В Великобритании лидеры группировки «новых консерваторов» Кит Джозеф и Альфред Шерман еще в 1970-х гг. начали активную пропагандистскую кампанию против «уравнительной философии» социального государства. Но настоящим лидером британских неоконсерваторов стала «железная леди» Маргарет Тэтчер. Ее крылатая фраза: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» превратилась в символ «неоконсервативной революции». Тэтчер призывала возродить индивидуальную ответственность и состязательный образ жизни как наиболее естественную основу общественных отношений. «Использование стремления человека к собственному индивидуальному благу в подавляющем большинстве случаев лучше всего позволяет удовлетворить потребности всех людей», – утверждала она. Одновременно Тэтчер придавал большое значение традиционным викторианским ценностям – уважению к семье и религии, закону и порядку, трудолюбию и бережливости. Это парадоксальное сочетание либертарного индивидуализма с морализаторством в евангелическом и даже пуританском духе стало наиболее характерной чертой неоконсерватизма.

Политический триумф неоконсерватизма на рубеже 1970-х – 1980-х гг. уже вскоре сменился сокрушительным поражением. Социальная стратегия неоконсерваторов оказалась противоречивой. Она была направлена на активизацию наиболее динамичных, мобильных членов общества, на возрождение свободного предпринимательства, индивидуальной ответственности, личной успешности. Но именно люди подобного склада быстрее всего «уставали» от нарочито жесткого стиля неоконсервативных лидеров, от их безапелляционности и конфронтации с идейными противниками. С наступлением «информационной революции» на рубеже XX-XXI в. неоконсерватизм окончательно утратил свою социальную базу.

Контрольные вопросы

1. Какие черты присущи консервативному мировоззрению?

3. Какие черты либеральной и консервативной идеологии присущи либертаризму?

4. Почему идеология неоконсерватизма претендовала на роль «революционной»?

5. Какие причины вызвали крах идеологии «неоконсервативной революции»?

Термин «консерватизм» происходит от лат.conservare— сохранятъ. Впервые его употребил французский писатель Ф.Р. де Шатобриан в журнале «Консерватор», издавшемся в 1818-1820 годах и выражавшем реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию. Основоположниками консерватизма являются Э. Берк (1729-1797), Ж. де Местр (1753-1821), Л. де Бональд (1754-1840).

Консерватизм выражал интересы тех сословий, которые больше всего пострадали в революции, т.е. дворянства и духовенства. Но принципы консерватизма оказались привлекательными для очень многих, кто устал от революции (крестьянство, буржуазия). Поэтому консерватизм к XIX в. превращается в буржуазную идеологию.

Консервативная идеология — идеология охранительная. Само слово «консерватизм» означает сохранение. Консерваторы считали, что главное в обществе — традиция преемственности, защита нравственных ценностей. Над обществом нельзя экспериментировать. Революционные и гражданские войны приносят чрезвычайный вред обществу. Изменение в обществе должно носить медленный эволюционный характер. Надо ценить обычную жизнь, человеческие устои, моральные ценности.

По мнению С. Хантингтона, консерватизм - это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок не был. Консерватизм возникает тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому идейное содержание консерватизма противоположно той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Тем не менее, сам тезис о защите существующего порядка выступает в роли основы идеологии консерватизма, которая остается неизменной на протяжении всего существования консерватизма.

В сфере политики консерваторы были сторонниками элитарного правления. Власть должна принадлежать лучшим, профи, подготовленным людям. Это меритократия — власть достойных. Наверх могут подняться и люди из низов, но если они достойны и профессионально подготовлены.

Общие установки консерватизма:

Нравственный абсолютизм. Человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров (заповедей, моральных принципов).

Традиционализм. Общественная жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и к торжеству посредственностей.

Антипрогрессизм. Скептицизм относительно перемен, недоверие к реформам, неприятие революций.

Политический реализм. Любые социальные абстракции и проекты лучшего общества должны быть отвергнуты, поскольку таят в себе неизвестность.

Антиэгалитаризм. Недоверие к социальному равенству и обоснование иерархической структуры общества, предполагающей наделение преимуществами тех, кто этого достоин.

Идеал сильного правительства. Властные функции должны принадлежать людям, способным нести ответственность за принятие и реализацию политических решений.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика, по мнению консерваторов, дело профессионалов, а не народа.

Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, поскольку провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.

В XIX в. консерватизм воспринял некоторые идеи либерализма — равенство перед законом, представительное правление, разделение властей.
Неоконсерватизм как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-х годах XX века. После экономического кризиса в 1973-1974 годов именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США (Республиканская партии во главе с Р. Рейганом) и в Великобритании (Консервативная партия во главе с М. Тэтчер). Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристалл, М. Новак (США), Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа, Ж.-Ф. Равель (Франция) и др.

Основные установки неоконсерватизма:

Идеологический детерминизм, заключающийся в пересмотре отношения к идейным доктринам, так как для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии как «необходимого зла», поскольку человечество в современных условиях не имеет лучшего способа правления.

Агностицизм. Признание амбивалентности (двойственности) природы человека, т.е. человек может быть и хорош и плох одновременно.

Преимущество культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными.

Минимизация функций государства в экономической и социальной сфере. Государство не должно оказывать социальную помощь тем, кто может заработать сам.

Среди консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во второй половине XIX века, и ориентировавшийся на интересы не только дворянства, но и буржуазии, а также рыночный консерватизм, отстаивающий либеральные ценности - свободу частного предпринимательства и невмешательство государства в экономику.
На международной арене консерваторы осуществляют свою деятельность в рамках Международного демократического союза, более известного как Консервативный интернационал, учрежденного в 1983 году.

В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы, тем не менее, определенная доля консервативных идей присутствует в идеологии белорусского государства.

Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Консерватизм возник как реакция на Великую Французскую революцию 1789-1794 гг. Потрясенные попытками радикального политического переустройства духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Система воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры: 1) признание существования раз и навсегда установленного универсального морального порядка, санкционированного религией; 2) естественное неравенство людей необходимым образом делит их на управляемых и управляющих, что является основой для правления аристократии; 3) в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должны быть закреплены за государством (предпочтительный политический режим – монархия); 4) неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления; 5) отношение к конституции как к проявлению высших принципов, воплощающих неписаное божественное право, которые не могут поэтому произвольно изменяться человеком; 6) убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда; 7) понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.



Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, на­ционализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.

В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом) путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.

Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия – все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации. В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью. Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д.

Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.

Наряду с признанием того, что предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства является демократия, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл и др.) уделяли большое внимание разработке программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и проч. При этом в американских версиях неоконсерватизма акценты, как правило, делались на определении путей эволюции государственности и организации власти, в то время как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.

Предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общест­венного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п. Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

8. Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны. С точки зрения социальной парадигмы политической науки, суть которой состоит в том, что политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. Если в традиционных аграрных обществах выборы в современном значении этого слова, как правило, отсутствуют, то в индустриальных обществах они в той или иной степени обязательно существуют. А в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

В разных странах действуют различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного. Система квалифицированного большинства встречается реже, так как менее результативна, чем две другие.

При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием выделяется три типа: системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности; системы с недостаточной пропорциональностью;

Так как пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.

При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональ-ная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.

Смешанная избирательная система, построенная на едином принципе – сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Система подсчета голосов избирателей на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно-технической процедурой, оказывает обратное воздействие на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны.

Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы: пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой струк-турой; абсолютная мажоритарная система способствует формированию многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса; относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

9. Политическое лидерство - процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию или группу авторитета одного или нескольких лиц.

Политическое лидерство основано на способности политического лидера: - понимать мотивы деятельности различных социальных групп; - учитывать их интересы при осуществлении политического курса; - воздействовать на основных политических акторов; - убеждать людей.

К основным функциям политического лидерства относятся: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция); интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция); нахождение и принятие оптимальных политических решений (управленческая функция); социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция); коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства (коммуникативная функция); инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (мобилизационная функция); легитимация политического строя (функция легитимации).

Теории политического лидерства. теория «личностных черт» (нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний), (либо интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других).

ситуативная теория (в экстремальных условиях функционирования общества политическому лидеру национального масштаба понадобятся такие качества как: умение формулировать новые творческие цели, эвристические программы и идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия; способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода; готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации; способность связывать базисные актуальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений; искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет тиражироваться и распространяться во всем обществе; умение внушить нации веру и оптимизм, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности).

Типологизация политических лидеров.

М. Вебер. Традиционное лидерство (основано на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению), харизматическое лидерство (основывано на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя) и рационально-легальное (бюрократическое) лидерство (осуществляется на основе законов и в рамках законов).

М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». Лидеры «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политической системы. Имидж «служителя» формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. «Торговец» - отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи. И наконец, лидер «пожарник» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реальной политической практике большинство лидеров используют, все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей С. Джибб формулирует три типа лидеров: 1. «патриарх», по отношению к которому члены общества испытывают одновременно чувство любви и страха;2. «тиран», в отношении к которому доминирует чувство страха;3. «идеальный» лидер, к которому испытывают симпатии большинство социальных групп.

Интересный подход к типологизации лидерства предлагает французский ученый Ж. Блондель. В основе его классификации два критерия: отношение к традициям и инновациям и объем сферы деятельности лидеров.

Стили лидерства - это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. Традиционно выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.

13. Политические элиты. Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденциозная. Сам термин "элита" заменялось произвольными и аморфными синонимами: "власть имущие", "влиятельные слои общества", "сливки нации" и др.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов. Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Характерными чертами политической элиты являются следующие: это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.

На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса.

Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты :

Признание элитарности любого общества, его разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство.

Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.

Групповая сплоченность.

Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.

Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.

Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.

Ценностные теории элиты характерны :

Элита - наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.

Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита - мотор, а массы - колесо истории, проводник в жизнь решений элит.

Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.

Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:

Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.

Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.

Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:

Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.

Элиты возможно удерживать под влиянием масс.

Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.

Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:

Глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.

Происхождение элиты из социальных низов - "кто был никем, тот станет всем".

Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии - заблуждения или происки классового врага.

Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, "генералов", "офицеров", "унтер-офицеров" (Сталин).

Таким образом, под элитой понимаются:

Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето).

Харизматические личности (М. Вебер).

Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.

Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска).

Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.

Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре).

Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл).

Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.

Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита - реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных факторов:

Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.

Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.

Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.

Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.

Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.

Политическая пассивность широких масс населения.

Элиты типологизируются по ряду оснований:

По отношению к власти выделяют:

правящую элиту;

неправящую, или контрэлиту.

По уровню компетенции:

высшая (общенациональная);

средняя (региональная);

По результатам деятельности (эффективности):

псевдоэлита;

антиэлита.

Кроме того, выделяют:

"Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию.

Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.

Закрытые и открытые.

В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы".

Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.

"Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.

Политическая элита обладает следующими функциями:

изучение и анализ интересов различных социальных групп;

субординация интересов различных социальных общностей;

отражение интересов в политических установках;

выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);

создание механизма воплощения политических замыслов;

назначение кадрового аппарата органов управления;

создание и коррекция институтов политической системы;

выдвижение политических лидеров.

Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.

Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.

Для системы гильдий характерны:

Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.

Мировая политика

Главное значение в выделении критерия глобальности проблем приобретают признаки содержательного плана, и прежде всего вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными следует считать только такие проблемы, которые сдерживают общественный прогресс человечества, а при определенных условиях ставят под сомнение существование нашей цивилизации. Данное определение является довольно общим, но на его основе можно сформулировать наиболее характерные черты глобальных проблем.

К характерным чертам глобальных проблем относятся:

1. они имеют общечеловеческий характер, т. к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе - будущее всего человечества;

2. имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда даже заметно;

3. в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета;

4. имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов;

5. постоянно развивается во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать;

6. противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т. к. полностью глобальные потребности удовлетворимы только в большой исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества;

7. имеют смешанную социоприродную сущность и по причинам возникновения и по характеру проявления.

Таким образом, глобальные проблемы - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества.

Глобальные проблемы современности представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе “человек - общество - природа” и поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех факторов, которые способствовали их актуализации. Прежде всего, в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой - возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Кроме того, развитие современной цивилизации идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений.

Серьезной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих антагонистических формациях определяются хищническим отношением к человеку и природе.

Бесконтрольное и все более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы.

Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовало динамичному развитию отношений в системе “человек - общество - природа”, которые далеко не всегда развиваются гармонично, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в данной системе.

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции с крупнейшими социальными переменами в мире.

Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставил проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

Таковы основные причины обострения глобальных проблем в современную эпоху, которые связаны с развитием общества, его производительных сил, с бурным развитием научно-технической революции и социальным прогрессом.

Неотъемлемой чертой, характеризующей современные глобальные проблемы, является их динамизм, что означает возможность увеличения или уменьшения глобальных проблем, а также снижение или увеличение остроты той или иной проблемы.

Система глобальных проблем не остается неизменной во времени, количество и характер глобальных проблем находится в постоянном динамичном развитии. И закономерно, что уже в начале 3-го тысячелетия человечество окажется перед необходимостью искать решения совершенно иной по составу и характеру системы глобальных проблем, чем та, с которой человечество столкнулось сейчас.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как “элемент” структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование одновременно всеми тремя главными ветвями науки и рассмотрение их в неразрывной связи друг с другом.

Отмечая взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем современности, следует, однако, определить их типологизацию, которая зависит от конкретного основания (критерия), положенного в его основу. Наиболее полную типологизацию глобальных проблем впервые предложили В.В

Консерватизм (от лат. Conservare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин во второй половине XIX – начале XX в.

В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Социализму консерватизм традиционно противостоит из-за его революционных устремлений, а либерализму из-за рационалистического пафоса, стремление к переделке мира, сложившихся порядков.

Что представляет собой консерватизм в Мировоззренческом плане?

Во-первых , для него характерен взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В консерватизме присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе безумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в это мире духовность.

Во-вторых , существующие истины должны иметь предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Консерватизм есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, потому что они существуют и рассматриваются «Как наша традиция», а не поэтому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам. Так, Э. Берк утверждал, что нельзя приступать к реформе государства с его свержения, «реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить своего старого родителя на куски и положить его в котел в надежде, что своими сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь».

Принимая существующие положения вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, системы власти и т. д. В духе гегелевской формулы «все действительное разумно, все разумное действительно», консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров. Согласно консервативным представлениям, обязательно должна быть сила, заботящаяся о передаче традиций, ибо народ без памяти о прошлом – это народ без будущего. Консерватизм сосредотачивается «на прошлом в той мере, в какой прошлое живет в современности» (К. Маннгейм), отстаивает то, что есть в настоящем, уходя корнями в прошлое.

В-третьих , консерватизм не означает противодействия любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают все, что идет из пошлого.

Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.

В Политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом. Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надежная преграда бюрократии, посягательствам на права личности. В глазах консерваторов государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной ассоциаций. При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, так как оно исторически, этически выше отдельного индивида.

В Социальной области консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.

В Экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.

Между консервативной и либеральной идеологиями в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает справка на крупный капитал. Во властных отношениях – концепция «демократического господства элит», в соответствии, с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.

С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму – неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни. Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности и др. Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т. д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»