Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича кратко. Объединение русских земель

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича кратко.

  1. Царствование Алексея Михайловича 1645 - 1676.
    Алексей Романов был одним из самых образованных людей своего времени (изучал богословие, философию, духовную музыку, знал греческий и польский языки) . Во внутренней политике придерживался идеи единовластия. Создал кодекс государственных законов (Соборное уложение 1649г.) ; ввел войска нового типа; вместе с патриархом Никоном провл церковную реформу, вызвавшую раскол в Православной Церкви, который длится до сего времени. При нм было подавлено восстание С. Разина, произошло воссоединение Украины с Россией. (1654г. Переяславская рада постановила принять подданство "царя восточного православного" и принести ему присягу, а также высказалось за вхождение Украины в состав России) . Возвращены Смоленск и Новгород-Северские земли. Вл войны с Польшей (1654 - 1667 гг.) и Швецией 1656 -1658гг.)
  2. Внутренняя политика








    Ограничено местничество
  3. Внешняя политика
    1648-1654 годы - освободительная война Украины против Речи Посполитой.
    Участники: Богдан Хмельницкий.
    1649 год Зборовский мир (автономия Украины)
    1651 год Белоцерковский мир (автономия только в Киеве)
    1 октября 1653 года Земский собор разрешил вхождение Украины в состав России, а 8 января 1654 года Переяславская рада согласилась с воссоединением Украины и России.
    1654-1667 годы Русско-польская война
    Причина: противоречия из-за присоединения Украины к России.
    Участники: Иван Выговский, отец и сын Хмельницкие.
    1667 год - Андрусовское перемирие. Россия вернула Смоленские и Чернигово-Северские земли, получила Левобережную Украину и Киев на правом берегу Днепра.
    1676-1681 годы русско-турецкая война (Чигиринские походы) в ходе войны разрушена крепость Чигирин.
    Участники: Ромодановский Г. Г.
    Бахчисарайский мир 1681 год признал право России на Левобережную Украину и Киев.
    Русско-шведская война 1656-1661 годы
    Причина: выход к Балтийскому морю и возврат земель потерянных в годы Смуты.
    1661 год Кардисский мир (1658 год - Валиесарское перемирие на три года) отказ от территориальных приобретений.
    Освоение Сибири: С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов

    Внутренняя политика
    1649 год Соборное уложение. Введено понятие государственное преступление (наказание - смертная казнь).
    Учреждение бессрочного сыска беглых крестьян (введение крепостного права).
    Прикрепление горожан к посаду.
    Ликвидация белых слобод, жители белого посада обложены налогом.
    1648-1654 годы военная реформа массовое создание полков нового строя на основе иноземных
    Падает роль Земских соборов после 1654 года они не собираются.
    Из состава Боярской Думы выделилась Ближняя Дума и Расправная палата (судебные функции)
    Увеличилось число приказов (около 100) Создан Приказ Тайных дел1654 год
    Ограничено местничество

Павел Петрович родился 1 октября 1754 года нежеланным и нелюбимым ребенком Екатерины и всегда это ощущал. Ему не было дано долго править. Время правления Павла 1 - всего четыре года.

Страхи и претензии детства и юности

Павел сознавал себя императором все время, пока незаконно правила его мать, которая убила его отца, императора Петра Федоровича, и узурпировала престол. Убийство произошло летом 1762 года. А умерла императрица Екатерина в 1796 году. То есть прошел огромный срок, в течение которого выросший, возмужавший Павел Петрович, хорошо обученный, очень культурный и тонкий человек, понимал, что каждый день может быть убит своей собственной матерью. Это была реальность, поскольку императрица Екатерина являлась жестокой правительницей. Она убила в Шлиссербургской крепости другого претендента на престол - Ивана Антоновича. И для себя Павел не исключал этого. Второе: он видел, как его мать всячески игнорирует память отца, что она буквально презирает Петра Федоровича. Когда убитый государь должен был быть похоронен в Александро-Невской Лавре, императрица Екатерина даже не пришла проститься со своим мужем. Это личный момент. Третье: Павел Петрович прекрасно знал, что императрица написала завещание, в котором велела передать престол не ему, а его старшему сыну Александру, рожденному в 1777 году.

Александра и Константина, двух старших детей, Екатерина взяла у него и воспитывала сама, считая, что ничему хорошему сын научить их не может.

Ненависть к матери - это чувство, которое пронизывало всю его жизнь

С другой стороны, он видел, что творится при дворе его матери. Это была вакханалия. Да, императрица издавала законы, устраивала городское самоуправление, давала вольности дворянству, но безнравственность, творившаяся при ее дворе, была ужасающей. Причем не только в плане личных отношений, но и в отношении казнокрадства, воровства, которое процветало. Екатерина думала только о расширении границ страны. Все это видел Павел Петрович. Переживал ужасно и мечтал, если Бог даст стать ему государем, исправить эти недостатки управления. Правление Павла 1, как он предполагал, будет прекрасным.

Смерть Екатерины

И когда умерла его мать, императрица Екатерина, Павел Петрович первым делом взял Царское Село, занял его и сжег в камине завещание своей матери с передачей престола Александру. Второе, что он делает - приказывает торжественно перезахоронить своего отца Петра III вместе со своей матерью Екатериной Великой. И убившая своего мужа Екатерина по воле своего сына легла с ним на один смертный одр. Они были похоронены вместе. Так начинается правление Павла 1.

Бремя власти

После этого он издает указ о престолонаследии, который действовал вплоть до отречения Николая II (и который тот нарушил своим отречением). До этого данный акт о престолонаследии, который был опубликован 5 апреля 1797 года, всегда соблюдался. В нем, в отличие от хаотичного XVIII века, когда царь принимал престол как свою собственность и передавал тому, кому хотел, был введен строгий принцип, что царь вообще никому престол передать не может. Он наследуется автоматически. Все было расписано очень четко, и никаких сомнений не оставалось в том, кто может управлять Российской империей. И что было самое главное: в тот момент, когда совершалась коронация, царь должен был принести клятву перед алтарем, клятву на кресте, что он будет свято соблюдать акт о короновании. Он уже не был абсолютным монархом с этого момента. Вот это было еще одно великое деяние Павла Петровича. Так продолжается правление Павла 1.

Если посмотреть на весь XVIII век - это сплошной хаос убийств и смут, а XIX век - период очень стабильной русской государственности. Цареубийства тоже были, но они не являлись борьбой за престол, а приходили извне.

Деяния

Правление Павла 1 - это фанатичный абсолютизм. Сам Павел Петрович был глубоко верующим человеком, но абсолютизм он воспринял как форму, дарованную Богом, которая исходила из того, что Бог назначает одного человека «часовщиком» и управителем того «часового механизма», которым является государство. Наводя порядок, Павел 1 годы правления страной сделал «часовым механизмом». Его «отлаживанием», его управлением, его «заводом» должен руководить он сам. Поэтому его воля абсолютна. В этом Павел 1 был совершенно уверен. И, пытаясь восстановить порядок, вводил огромное количество законов.

Бурной деятельностью Павел 1 годы правления и даже каждый день ознаменовывал введением нового государственного указа. И это, конечно, вносило хаос в государственное управление, потому что исполнить такое количество законов невозможно. Он руководил всем. Он издавал закон о престолонаследии и одновременно о том, какой длины надо носить брюки, издавал закон, что нянькам надо гулять с вверенными им детьми не меньше такого-то времени зимой и такого-то времени летом, запретил танцевать вальс, говорить отдельные слова. Это если характеризовать правление Павла 1 кратко.

То есть он считал, что люди вообще ничего не могут, если он им этого не скажет. Но если он это изречет, то все так и будут делать. Не случайно всегда вспоминают слова Павла, которые он сказал князю Репнину, что «в России человек значит что-то, когда он говорит со мной, и только до тех пор, пока он говорит со мной».

Дела внутренние

Однако все было не так просто. Ни в России, ни в любой другой стране законы странные и нелогичные исполняться не будут. Большими проблемами страны были ситуации с крепостным правом и дворянскими вольностями. Они четко соединены друг с другом. Итоги правления Павла 1 ничего принципиально не изменили. Дело в том, что сам Петр III, отец Павла, в феврале 1762 года издает указ о вольностях дворянства. Надо напомнить, что, начиная с тягла Алексея Михайловича с XVII века, все сословия Русского государства должны были нести службу, и царь Алексей Михайлович сам называл себя таким же тяглецом, как и любой его крестьянин. Только у него тягло царское, у дворянина - тягло военное, у священника - духовное, у крестьянина - крестьянское. Но все тянут тягло, все - работники одного государства. Это была идея XVII века. С этой идеей Петр I наследовал государство, а Петр III под давлением дворянства подписал указ о вольности дворянства. Этот указ означал, что дворяне теперь могут не служить. Но крестьяне, которых им давали как натуральную плату за их труд государю, и их земли оставались в собственности дворян, которые не несут службу государству и царю. Земли и сама личность крестьянина были и оставались собственностью дворянина. Екатерина приняла ряд указов, расширявших права дворян над своими крепостными. Итоги правления Павла 1 показывают, что государство еще не отошло от схем XVII века.

Внешняя политика

С 1798 года Павел стремился расправиться с идеями Французской революции и экспансией «узурпатора». Вместе с коалицией европейских государств велись военные действия на территории Италии, Швейцарии, в Ионическом и Средиземном морях. Но предательские действия внутри коалиции привели к сближению России и Франции. А это означало разрыв с Англией - крупным закупщиком зерна и хлеба, что вызвало недовольство дворян. В период правления Павла 1 это оказалось неосмотрительным.

Азиатские походы

Чтобы уменьшить английские владения, Павел I и Наполеон планировали совместный поход в Индию. А Донское войско Павел послал на завоевание Бухары и Хивы. После гибели Павла I армию оттуда отозвали.

Сокращение дворянских вольностей

Павел Петрович, будучи сторонником абсолютизма, совершенно не хотел, чтобы дворяне были независимы от него. В правление Павла 1 внутренняя политика по отношению к дворянству ужесточалась. Он изменяет и ограничивает законы о вольностях дворянства, в частности, вводит для дворян телесные наказания за уголовные преступления и в то же время ограничивает их права на крестьян. Не в том смысле, что он упраздняет крепостное право. Крепостное право он очень любил, считая, что оно вносит порядок, определенность, правильные отношения между старшими и младшими. Но крестьяне - тоже люди. Значит, он издает указ, что они должны быть свободными от работ на господина в воскресные и праздничные дни, а остальную неделю надо делить поровну между господином и нуждами самих крестьян. Три дня крестьяне работают на себя, три дня - на барина. Никто и никогда не соблюдал этого закона.

Страх насильственной смерти - вечный кошмар Романовых

Между тем жизнь для него разворачивалась очень тяжело. Исстрадавшись в молодые годы, он начал подозревать, что с ним хотят поступить так же, как с его несчастным отцом. Он стал подозревать свою вторую жену, Марию Федоровну, что она хочет, как Екатерина, сместить его с престола.

Император Павел Петрович прекращает с ней всякие отношения и сходится с семейством Лопухиных. Но в любом случае он теперь слушает своего брадобрея Кутайсова и Лопухиных и полностью отстраняет от себя свою семью. Александр I в последние годы своего отца говорил, что «чувствовал себя под топором», что теперь его ждет какая-то страшная участь. Из-за этого соткался заговор. Люди были недовольны тем, что Павел Петрович практически отменил все законы своей матери, ограничил права дворянства. Дворяне и аристократы договариваются с Александром Павловичем, старшим сыном, что если он не против, то следует принудить Павла I сойти с престола и удалиться в изгнание. Тогда Александр I займет престол отца по закону о престолонаследии, введенном самим Павлом. Александр, видимо, не отказался.

Последний акт трагедии

То, что произошло 11 марта 1801 года в Инженерном замке в Петербурге, совсем не совпало с этими предварительными предложениями. По какой-то причине, одни говорят, потому что заговорщики были пьяны, другие утверждают, что Павел оказал сопротивление. Он был убит в эту ночь в Инженерном замке, который построил со всеми предосторожностями, ожидая, что на него будет покушение. Чем дальше, тем больше он маниакально ждал насильственной смерти, пытался ее предотвратить, но не смог.

Таково правление Павла 1 (краткое изложение). Вряд ли его жизнь можно назвать счастливой.

В правление Павла 1 внутренняя и внешняя политика оценивалась современниками очень негативно, отрицательно. Действительно, в ней было много спонтанного, необдуманного. Но это выросло из тех черт характера, которые заложила в него мать, и из страха за свою жизнь.

Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всœемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целœей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всœемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

▪ всœе равны перед законом и судом;

▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединœениям, а также других обстоятельств;

▪ достоинство личности охраняется государством;

▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей;

▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отно­шений и статуса церквей.

В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (к примеру, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с крайне важно стью оберегать здоровье населœения (к примеру, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).

В группе стран существует официально признанная идеология (к примеру, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. При этом для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях ʼʼарабского социализмаʼʼ, халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют из себячасть шариата͵ и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в т.ч. со стороны особой полиции нравов (мутавы).

Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей ʼʼчучхеʼʼ, произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.

Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы." 2017, 2018.

Статья описывает кратко основные моменты внутренней и внешней политики Николая I. Правление этого императора оценивается как крайне консервативное, завершающее начатый Петром I процесс превращения России в бюрократическое государство.

  1. Введение
  2. Внешняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I

  • Восстание декабристов (1825 г.) оказало большое влияние на настроение российского общества. Выступление дворянства, считавшегося главной опорой власти, показало значительное влияние сторонников изменения режима. Николай I был очень умным политиком, им были изучены все материалы, относящиеся к декабристам и составлена их оценка при выработке внутриполитического курса.
  • Николай I стремился к дальнейшей централизации и бюрократизации государственного строя. Самодержавная власть оформилась в своем классическом виде. III отделение канцелярии его величества, занимавшееся политическими делами, на долгое время стало символом полицейского государства, осуществляющим надзор над всеми областями жизни России.
  • В России по-прежнему остро стоял крестьянский вопрос. Николай I это признавал, но утверждал, что отмена крепостничества - долгий процесс, и что крайние меры в разрешении вопроса нежелательны и преждевременны.
  • На протяжении царствования Николая I был создан ряд комитетов по разрешению крестьянского вопроса, во главе деятельности которых был поставлен граф Кисилев. Результатом его деятельности стали законы 1837-1842 гг. Реформы начинались среди государственных крестьян, которые должны были постепенно перейти на денежный оброк при равномерном наделении землей. Для улучшения крестьянского положения открывались школы, больницы. В отношении частновладельческих крестьян была принята модификация закона о "вольных хлебопашцах". Крестьяне могли по добровольному желанию помещика получить свободу и земельный надел, но выполнять за это определенные повинности. Таким образом, сохранялась экономическая зависимость.
  • Основные действия Николая I, позволившие определить его царствование как крайне реакционное, были осуществлены в области образования и цензуры. Был наложен запрет на поступление крестьян в средние и высшие учебные заведения. Фактически образование стало дворянской привилегией. Значительно ужесточились цензурные правила. Университеты поставлены под полный государственный контроль. Официальным девизом правления Николая I стало "православие, самодержавие, народность" - основа воспитания и развития российского общества.
  • Принимались меры по усилению позиции дворянства. Николай I делал ставку на государственных служащих. Условием получения потомственного дворянства стало достижение пятого класса по "Табели о рангах" (вместо восьмого).
  • В целом, все действия Николая I были призваны завершить формирование бюрократического государства с абсолютной властью монарха.

Внешняя политика Николая I

  • В области внешней политики стояло два вопроса: европейский и восточный. В Европе задачей Николая I была борьба с революционным движением. В правление Николая I России получила неофициальный статут жандарма Европы.
  • Восточный вопрос касался раздела влияния ведущих государств на европейские владения Османской империи. В результате войны с Турцией в 1828-1829 гг. Россия получила ряд территорий на черноморском побережье, политика Турции включалась в орбиту российского дипломатии.
  • В 1817 г. разворачиваются боевые действия России в Кавказском регионе. Это стало началом русско-чеченского конфликта.
  • Восточный вопрос обострился к середине века, что привело к Крымской войне (1853-1856 гг.). Российская армия вела успешные действия против Турции на Кавказе, флот - в Черном море. Это привело к вступлению в войну Англии и Франции. Была угроза включения в войну Австрии, Пруссии и Швеции. По сути России оказалась один на один со всей Европой.
  • Решающей ареной военных действий становится Крым. Совместный англо-французский флот блокирует русскую эскадру в Севастополе, а успешные действия высадившегося десанта приводят к его окружению. Начинается оборона Севастополя, растянувшаяся почти на год. После ряда кровопролитных попыток взять крепость штурмом и ответных безуспешных действий русской армии по снятию блокады союзникам удается овладеть южной частью города. Боевые действия фактически прекращаются. В Закавказье возникает такая же ситуация. К тому же в 1855 г. внезапно умирает Николай I.
  • В 1856 г. был подписан мирный договор, наносивший серьезный удар по позициям России. Ей запрещалось иметь черноморский флот, должны были быть уничтожены базы и крепости на черноморском побережье. Россия отказывалась от покровительства православного населения Османской империи.
  • Таким образом, внутренняя и внешняя политика Николая I проходила в консервативном духе. Россия стала абсолютистским государством. Монархическая власть объявлялась идеалом и должна была господствовать во всей Европе. Восточный вопрос не был связан с самодержавными тенденциями и являлся закономерным этапом в защите российских интересов на мировой арене.

Политика представляет собой целенаправленную деятель­ность государства по решению общественных проблем, по­становке и реализации общезначимых целей развития обще­ства или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.

Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-


реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связа­на с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выде­ляются следующие направления внутренней политики: эко комическая, социальная, государственно-правовая, культур­ная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.

Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, моло­дежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная поли­тика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сфе­ры общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к од­ной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную по­литику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропро­мышленные объединения, фермерские хозяйства и др.

Внешняя политика также имеет направления: оборон­ная, иностранная (между физическими и юридическими ли­цами различных государств), внешнеэкономическая и пр.

Структурная детализация государственной политики поз­воляет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.

По критерию долговременности выделяют стратегичес кую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, на­правленная на реализацию намеченных стратегических целей.

В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная по­литика.



Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный по­литический цикл: определение общественных проблем и це­лей политики; разработка (формирование) политики; осуще-


ствление государственной политики; оценка результатов го­сударственной политики.

На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографи­ческой ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните изве­стные вам факты). Для разработки политики в этой облас­ти необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркома­нии и т. д.

Второй этап. На основе проведенного анализа определя­ются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографи­ческой ситуации задачи политики направлены на устране­ние этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институ­ты выполняют определенную роль в этом процессе. Напри­мер, общую стратегию внешней и внутренней политики оп­ределяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что нахо­дит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства. Прави­тельство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесроч­ная программа социально-экономического развития Россий­ской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной полити­ки. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не толь­ко чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разра­ботку новых идей, подходов или программ.

Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнитель­ные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают под­законные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше-


ний (лицензий) на осуществление определенных видов дея­тельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем пре­дусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда со­циального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в ча­стности, о краже, угоне машины), выдача документов (пас­портов, водительских прав), запись актов гражданского со­стояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.

В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах минис­терств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии ре­зультатов выполнения. При выполнении планов использу­ются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (кон­троль, ограничения, квоты). Большую значимость приобре­ли экономические (налоги, тарифы, дотации) и организаци­онные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся откры­тые конкурсы, способствующие совершенствованию государ­ственных заказов.

На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключи­тельная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результатив­ность и экономность. В США рекомендуется оценивать ра­боту городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.


Следует отметить, что большое влияние на государствен­ную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»