Основные компоненты политической системы общества. Взгляды на политическую систему

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Политика обладает сложной структурой и включает нижеследующие компоненты.

1. Организационный компонент политики. В него входят политические институты как центры управления общественными процессами и их регулирования, например, президент, правительство, парламент, партии, СМИ.

2. Политические отношения характеризуют особенности деятельности, направленной на власть, отношения властвования и подчинения. Политические отношения выражают устойчивые связи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов.

4. Политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии; в этом контексте политика выступает механизмом реализации социальных проектов.

5. Политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Тема: Политическая система.

План: 1.

2.Структура политической системы

3.Классификация политической системы в современном мире.

1. Сущность и характеристики политической системы

Системность внутренне присуща человеческому обществу. Система [ от греч. – systema - целое] – совокупность элементов находящихся в отношениях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. С середины 20 в. понятие системы становится одним из основных общенаучных понятий, что связано с возникновением сложных промышленных, политических, социальных комплексов. Типы систем многообразны: материальные и духовные, биологические и социальные, статические и динамичные, открытые и замкнутые и т. д. Любая система обладает структурой (строением) и организацией. Первую модель социальной системы предложил социолог Т. Парсонс. Системность обществу придают различные виды взаимодействий людей. При это общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое предназначение. Социальная система включает экономику, гражданское общество (право), культуру (система верований и морали) и политику. Политика выполняет функцию целедостижения. Модель политической системы впервые разработал Д. Истон в 50 годы 20 в. Системные идеи развивали Г. Алмонд. К. Дойч, Э. Шилз и др.

Термин политической системы стал широко использоваться в политологических исследованиях в послевоенный период, что было вызвано необходимостью комплексного, системного описания современной политической реальности, политических изменений и процессов.

Политическая система имеет свою специфику.

Через политическую систему осуществляется власть в обществе.

Политическая система является частью надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом.

Политическая система относительно самостоятельна, ее структурные элементы взаимодействуют, выполняют определенные функции.

Политическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов политической жизни общества. Посредствам своих институтов она обеспечивает устойчивость и стабильность всей политической жизни общества. Р. Даль в работе «Современный политический анализ» дает определение политической системы как любой постоянной совокупности человеческих отношений которая в значительной мере включает отношение власти, управления и авторитета. Политическая система состоит из совокупности действий и структур, влияющих на процесс принятия и осуществлений политических решений.

Политическая система – это совокупности политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, посредствам которых реализуется политическая власть и осуществляется управление делами общества.

В современном обществознании политическая система изучается исходя из двух подходов: системного и институционального.

В отечественной литературе (и литературе советского периода) политическая система чаще всего определяется через перечисления совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Такое определение политической системы называют институциональным. Предметом исследования являются организационно оформленные центры власти (государство, партии, общественные объединения, нормы, регулирующие деятельность институтов системы).

Политическая система общества с позиции институционального подхода представляет собой совокупность конкретных организаций и учреждений (государство с его системой учреждений, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие общественные организации и объединения), осуществляющих руководство, управление социальной жизнью. В рамках марксистского подхода политика интерпретировалась как область взаимоотношений между классами по подходу государственной власти, ее устройства и использования. Соответственно сущность политической системы трактовалась как производная, зависимая от ее классовой природы. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве. Так, в болгарской конституции 1971 года был раздел «Социалистическая политическая система». Впоследствии этот термин использовался в конституциях СССР (1977г.), Никарагуа (1987г.), Эфиопии (1987г.).

В структуре политической системы выделяют 5 основных подсистем (или элементов): институциональную, регулятивную, функциональную, коммуникативную, идеологическую (политико-культурную). Итак, политическая система состоит из подсистем, которые образуют целостность. Основной элемент политической системы – институциональная подсистема как совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических). Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институтом политической системы общества является государство.

Следующая подсистема – регулятивная – включает совокупность норм, регулирующих политические отношения. Это правовые (конституция), нормативные акты и моральные нормы, которые регулируют политическую жизнь общества, а также традиции, обычаи, которые влияют на регулирование политических отношений; нормы морали. Нормы фиксируются в конституции и правовых актов в виде законов, передаются из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.

Модели общества, отражаемые в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Именно функциональная подсистема характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, способы и средства воздействия на общественную жизнь. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме.

Коммуникативная подсистема включат формы воздействия власти и общества, связи с общественностью. Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействие факторов, основанные на согласии и конфликте, формы взаимодействия власти, общества и индивида, которые во многом обусловлены характером культурно-религиозной среды.

Коммуникативная подсистема охватывает 2 основные группы отношений: формализованные (основанные на нормах права и им регулируемые) и неформализованные (общественное мнение, настроение, и т.п.). в данную подсистему входят взаимосвязи между политической системой и другими системами общества, а также связи данной политической системы с политическими системами других стран.

Политико-культурная (или политико-идеологическая) подсистема включает систему знаний, ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитет (как совокупность устойчивых представлений об обществе, способ мышления). Она является сферой политического сознания и включает политические идеи, идеалы, ценности, политические теории, а также идеологические и эмоционально-психологические оценки обществом политической жизни. В политическом сознании выделяют политическую идеологию и политическую психологию. К этой подсистеме часто относят и политическую культуру. Политическая культура – это исторически сложившиеся, устойчивые взгляды, ценности, традиции, стереотипы, модели поведения, которые выражаются в конкретных политических действиях.

Тема: Общественная власть.

План: 1. Сущность и классификация общественной власти.

2.Понятие и значение легитимности власти.

3.Общественная власть; источники, формы исполнения, средства и методы осуществления.

4.Власть страха как вид общественной власти; причины возникновения, последствия.

Тема: Политическая и государственная власть.

План: 1. . Сущность и отличительные черты политической власти. Структура политической власти.

2. Основания политической власти. Ресурсы политической власти.

3. Особенности и значение государственной власти. Ресурсы и функции (внутренние и внешние, основные и неосновные) государственной власти.

4. Принципы разделения государственной власти (горизонтальное и вертикальное): значение для общества и последствия.

ТЕМА IX. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО. (12 часов)

Тема: Что такое государство?

План: 1. Происхождение государства. Основные признаки и функции государства.

2. Основные признаки и функции государства.

3. Государство, государственное устройство, государственное правление: формы и их характеристика.

Тема: Демократия.

План: 1. Принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа (референдумы).

2. Понятия правового социального государства и гражданского общества.

Тема: Выборы. Избирательные системы.

План: 1. Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс: понятие и сущность, значение

2. Особенности избирательного права в Республике Беларусь

Тема: Личность в политике.

План: 1.

2. Политическая активность личности: Сущность, причины, мотивы, последствия.

3. Понятие политического поведения личности. Политическая социализация личности: этапы и результаты.

4. Понятие биологического и социального в политическом поведении, его основные формы и их характеристики.

1. Понятие политического процесса. Субъекты и уровни политического процесса

1. Понятие политической системы: основные подходы. Компоненты политической системы.

2. Механизм работы политической системы.

3. Функции политической системы.

4. Типология современных политических систем. Основные тенденции изменений современных политических систем.

1. Понятие политической системы: основные подходы. Компоненты политической системы.

Совокупность взаимодействий по поводу политической власти образует политическую систему. Термин «политическая система» был введен в политологический дискурс в 50-х годах XX в. До этого времени для описания политических отношений обычно использовались понятия «тип правления», «система правления», что сводило политику к деятельности государства и его институтов. Однако процессы развития гражданского общества привели к широкому распространению негосударственных политических акторов – местных самоуправлений, партий, групп интересов, которые стали оказывать ощутимое влияние на государственные структуры. Публичная власть перестала быть монополией государства, что заставило с позиций методологии системного анализа пересмотреть господствовавшие тот да институциональный и бихевиористский подходы к объяснению политики. Еще одной, не менее важной причиной введения в политологию системного подхода стала потребность в выяснении универсальных закономерностей и механизмов, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие общества в условиях неблагоприятной внешней среды.

Рассуждая о политической системе, следует исходить из того, что системность внутренне присуща всему человеческому сообществу. Любой человек в течение своей жизни бесконечное множество раз вступает в контакт с другими людьми и сознательно или неосознанно, намеренно или случайно выстраивает систему взаимоотношений. В основе этого явления лежит естественная для человека мотивация: каждый совершает те действия, которые приносят ему наибольшую пользу, и избегают тех, которые могли бы принести очевидный вред. Иными словами, каждый преследует собственную выгоду, понимаемую в самом широком смысле слова (от желания заработать как можно больше денег до стремления наслаждаться произведениями искусства). Стараясь уменьшить потери и увеличить выгоду, люди создают множество различных систем и тем самым упорядочивают свою жизнь.

Особый интерес к изучению систем возник в начале XX в. Понятие «система» ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Тогда-то и было определено, что любая система характеризуется но меньшей мере тремя признаками: 1. совокупность нескольких взаимозависимых элементов; 2. наличие определенного принципа взаимодействия между элементами; 3. наличие более или менее четкой границы, отделяющей ее от внешней среды.

Одним из первых обратился к изучению социальных систем американский социолог Т. Парсонс. Он рассматривал все общество как систему взаимодействия огромного количества людей. При этом само общество, в свою очередь, содержит в себе огромное количество подсистем, каждая из которых имеет особое предназначение. По его мнению, главными подсистемами можно считать: экономическую, правовую, систему верований и морали, политическую. В чем-то они напоминают отдельные органы человека: каждый важен сам по себе, отличен от других, но существовать может только во взаимодействии с остальными.

Так, экономическая подсистема выполняет функцию адаптации к среде, т.е. помогает «одеть и накормить» людей, позволяет им просто физически выжить. Правовая подсистема объединяет общество, вырабатывает необходимые правила и нормы поведения, создает законы, с помощью которых отношения людей между собой становятся нормальными и упорядоченными. Подсистема верований и морали обеспечивает в обществе преемственность, не дает прерваться связи поколений, сохраняет традиции, ценности, историческую память. Наконец, политическая подсистема определяет задачи общества, «думает» о том, как ему развиваться дальше, ставит цели и ищет способы их достижения. При этом Парсонс полагал, что все подсистемы зависят друг от друга: состояние одной из них сказывается на состоянии всего общества, и наоборот.

Политическая система: основные подходы.

Дать определение понятию «политическая система» весьма трудно: смысл и содержание его очень широки. Действительно, в одном термине нужно «схватить» и зафиксировать предельно широкое, живое, изменчивое явление - политическую жизнь общества. Исследователь в данном случае уподоблялся летчику, который из кабины своего самолета смотрит с высоты на огромный город и видит четкие линии улиц и «кубики» домов. Конечно, от его взора ускользают и обаяние старых дворов, и архитектурные красоты, да и кучи мусора тоже. Однако он видит главное - схему, структуру, систему. Так и в нашем случае: нужно было «забыть» о деталях и многообразии политической жизни, выделив в ней главное.

Такая постановка проблемы вызвала к жизни немало вариантов ее решения. Сегодня в политической науке зафиксировано множество определений понятия «политическая система». С определенной долей условности их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют определения, в которых политическая система рассматривается как механизм принятия решений в обществе. В их трактовке она предстает как некое особое устройство, «улавливающее», что происходит в обществе, «думающее» над этим и «вырабатывающее» общеполитические решения. Этот подход позволяет заняться поиском наиболее эффективных процедур формирования политического курса, обнаружить «неисправности и поломки» в реально существующих политических системах.

Вторая группа включает в себя определения политической системы как совокупности политических институтов. Сторонники этого подхода руководствуются тем, что человечество в своем развитии создало ряд устойчивых образований, которые традиционно и занимаются политикой. Это - государство, местные органы самоуправления, партии, группы интересов, общественные движения и т.п. Взятые вместе, они и составляют политическую систему. В этой трактовке она предстает как организм со своими «руками», «ногами», «головой». Она позволяет увидеть материальную, осязаемую основу политической системы.

Третья группа представлена определениями, в которых политическая система понимается как система политических ролей. Сторонники этого подхода полагают, что каждый участник политического процесса играет какую-либо политическую роль - главы государства или мелкого служащего, лидера партии или рядового избирателя. Они взаимодействуют между собой и создают определенную систему. Во многом это напоминает то, что мы наблюдаем в театре: каждый играет свою роль - главную или второстепенную, а все вместе создают спектакль, основанный на их взаимодействии.

В рамках четвертого подхода политическая система предстает как система взаимодействий и общения субъектов политики. В этом случае наше внимание обращено на то, как и по какому поводу и с каким результатом люди общаются в политике. Предметом научного анализа становятся не безликие механизмы, институты или роли, но живые люди, вступившие в общение с другими людьми. Это могут быть властвующие или стремящиеся к власти активисты или аполитичные граждане и т.д. Общаясь между собой, они и создают политическую систему.

Итак, политическая система есть совокупность политических институтов, ролей и субъектов, взаимодействующих между собой в целях формирования и проведения в жизнь политического курса общества или составляющих его групп. При этом объектом такого взаимодействие выступает политическая, прежде всего государственная власть. Она и есть та притягательная сила, которая объединяет людей и заставляет приводить свои взаимодействия в систему. Можно сказать, что власть - это стержень, скрепляющий вею политическую систему. Вместе с тем политическая система - это способ реализации власти, ее реального воплощения в обществе.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 3. Социальные нормы.
  • 21. Предпосылки происхождения государства и права.
  • 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
  • 23. Современная наука о происхождении государства и права.
  • 24. Основные закономерности развития государства и права.
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Понятие и признаки государства
  • 27. Сущность государства.
  • 28. Социальное назначение государства.
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • Субъекты политики
  • Классификация (виды) субъектов
  • Характеристика субъектов политики.
  • 1. Человек
  • 2. Малые группы
  • 3. Политические организации
  • 4. Общественные организации
  • 5. Элита
  • 6. Социально-политические классы
  • 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
  • Системный подход к анализу политической жизни
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • Соотношение политической системы и политической организации
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Виды политических систем.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.

    Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функ­ционирование политической власти.

    Политическая система имеет ряд характерных черт:

    Именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

    Зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

    Обладает относительной самостоятельностью.

    По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности: 1) Институционный (или организационный) элемент . Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационноправовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политсистеме, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. 2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся: · Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий). · Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации"). · Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом). 3) Функциональный элемент . Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся: · Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.); · Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий); · Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии). 4) Идеологический элемент . Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе. 5) Коммуникативный элемент . Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.

    Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются: 1) Политическая организация - совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественнополитические организации и движения). То есть это субъекты политической жизни . Это, в первую очередь, политическая организация общества как совокуп­ность политических объединений общества, выража­ющих его интересы (государство, политические пар­тии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать народ, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти.

    Политическая организация общества охватывает стабильные политические организации и учреждения общества, непосредственно осуществляющие политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и массовые движения, СМИ).

    Ведущим элементом, ядром политической организации общества являетсягосударство со всеми его составляющими частями - законодательной, исполнительной, судебной властями, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратурой и т. д.

    2) Политические отношения , складывающиеся между структурными элементами системы;

    Политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Возникают с момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства.

    Характеристики политических отношений:

    возникая при активном участии сознания людей, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами;

    влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Воздействие на экономическую жизнь общества оказывается через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддержать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одну систему нравственных ценностей и подавлять другие;

    главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни - власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать партии, союзы, государство, движения и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей, придерживающихся определенных принципов.

    3) Политические нормы и традиции , регулирующие политическую жизнь страны;

    Политические принципы и нормы, регулирующие по­литическую жизнь страны. Большинство политичес­ких норм имеют правовую форму закрепления, на­пример, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер. Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

    4) Политическое сознание , отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

    Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний, оценок и установок. Политическое сознание и политическая культура , которые также являются ведущими элементами политической системы. Складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни,. способствует пониманию целей и содержания политики государства. Однако провалы в политике перестройки и последующего псевдореформаторства, несбывшиеся ожидания и как следствие - разочарование широких слоев общества породили у значительного числа людей усталость, снижение интереса к политическим событиям.

    Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служитопорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

    5) Политическая деятельность , охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

    Политическая деятельность – это систематическое, сознательное вмешательство индивидов или социальных групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

    Она выражается в конкретных политических действиях, т.е. акциях, поступках социальных субъектов с целью добиться тех или иных результатов. Ответные действия тех, чьи интересы при этом затрагиваются, называются реакцией.

    Цель политической деятельности состоит либо в укреплении существующих общественных отношений, либо в их преобразовании, либо в полном разрушении и создании иной социально-политической системы. В качестве цели рассматриваются также завоевание и удержание политической власти. Конкретное политическое действие может предусматривать более узкую задачу: создание партии или общественной организации, победу на выборах, разработку и принятие различных решений и т.п. Иногда ставится цель создания идеального социально-политического устройства. Средства и методы политической деятельности, т.е. ее приемы и способы, весьма разнообразны. К ним относят митинги, манифестации, выборы, референдумы, речи и призывы, собрания, встречи, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, революции, войны и др. Выбор средств и методов политического действия зависит от особенностей политической культуры общества. Их использование, как правило, устанавливается законом.

    Результаты политической деятельности выражаются в изменениях как в политических ситуациях, так и в социально-политическом устройстве Функции политической системы разнообразны. Остановимся на важнейших их них. · Контроль за сферой распределения ценностей как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Эта функция является предпосылкой реализации следующей функции. · Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. · Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе. · Функция вовлечения населения в политическую жизнь Данный перечень функций политической системы не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть, что функции политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в нее институтов (партий, государства)

    Коммуникативный компонент политической системы включает

    1) идеологические принципы

    2) формы взаимодействия партий

    3) политические нормы

    4) политические организации

    Пояснение.

    Ответ: 2

    Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы характеризуют ее

    1) нормативный компонент

    2) коммуникативный компонент

    3) культурный компонент

    4) организационный компонент

    Пояснение.

    Коммуникативный - подсказка, это именно взаимодействие и связь чего-либо.

    Правильный ответ указан под номером 2.

    Ответ: 2

    Предметная область: Политика. Политическая система

    Государство, политические партии, общественно-политические движения образуют

    Пояснение.

    Все термины являются составляющими политической системы, институтами.

    Правильный ответ указан под номером 4.

    Ответ: 4

    Предметная область: Политика. Политическая система

    Валентин Иванович Кириченко

    Элементы политической системы:

    1. организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления)

    2. нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции)

    3. культурный (политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая психология, способы практической политической деятельности + идеология)

    4. коммуникативный (связи внутри политической системы)

    Политическое сознание, политическая идеология образуют

    1) нормативный компонент политической системы

    2) коммуникативный компонент политической системы

    3) культурный компонент политической системы

    4) организационный компонент политической системы

    Пояснение.

    Все это образует политическую КУЛЬТУРУ гражданина.

    Ответ: 3

    Предметная область: Политика. Политическая система

    Что яв­ля­ет­ся элементом куль­тур­ной подсистемы по­ли­ти­че­ской системы?

    1) правовые и по­ли­ти­че­ские нормы

    2) сложившиеся вза­и­мо­дей­ствия социальных групп

    3) государство, по­ли­ти­че­ские партии

    4) политические идеологии

    Пояснение.

    Политическая культура - это со­во­куп­ность взглядов, идей, пред­став­ле­ний о по­ли­ти­че­ской системе.

    Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

    Ответ: 4

    Предметная область: Политика. Политическая система

    Политическая идеология относится к

    1) политическим институтам

    2) политическим нормам

    3) политической культуре

    4) политическим связям

    Пояснение.

    Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

    Правильный ответ указан под номером 3.

    Ответ: 3

    Предметная область: Политика. Политическая система

    В коммуникативный компонент политической системы входят

    1) политические партии и движения

    2) отношения гражданских институтов и государственных органов

    3) политические идеи и доктрины

    4) способы политического участия граждан

    Пояснение.

    Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику» .

    Правильный ответ указан под номером 2.

    Ответ: 2

    Предметная область: Политика. Политическая система

    Политическая си­сте­ма включает в себя не­сколь­ко подсистем. К ком­му­ни­ка­тив­ной подсистеме относится(-ятся):

    1) цен­но­сти и эмоции, опре­де­ля­ю­щие политическое по­ве­де­ние граждан

    3) по­ли­ти­че­ские партии и го­су­дар­ствен­ные органы

    Пояснение.

    Политическая си­сте­ма - мно­го­функ­ци­о­наль­ный механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

    −институциональная;

    −нормативная;

    −функциональная;

    −коммуникативная;

    −культурно-идеологическая.

    Коммуникативная под­си­сте­ма представляет собой со­во­куп­ность связей и вза­и­мо­дей­ствий между под­си­сте­ма­ми политической системы, между по­ли­ти­че­ской системой и дру­ги­ми подсистемами. В дан­ном случае - это вза­и­мо­дей­ствие гражданских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми государства.

    Ценности и эмоции, опре­де­ля­ю­щие политическое по­ве­де­ние граждан - культурно-идеологическая подсистема

    Законодательство о вы­бо­рах высших долж­ност­ных лиц - нормативная.

    Политические пар­тии и го­су­дар­ствен­ные органы - институциональная.

    Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

    Ответ: 4

    Предметная область: Политика. Политическая система

    Политическая си­сте­ма включает в себя не­сколь­ко подсистем. К куль­тур­ной подсистеме от­но­сит­ся (относятся):

    1) по­ве­ден­че­ские стандарты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской деятельности

    2) за­ко­но­да­тель­ство о вы­бо­рах высших долж­ност­ных лиц

    3) те­ле­ка­на­лы и иные сред­ства массовой информации

    4) вза­и­мо­дей­ствие гражданских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми государства

    Пояснение.

    Политическая си­сте­ма - мно­го­функ­ци­о­наль­ных механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

    Компоненты (подсистемы по­ли­ти­че­ской системы)

    −институциональная

    −нормативная

    −функциональная

    −коммуникативная

    −культурная

    Культурная охва­ты­ва­ет политическую психологию, по­ли­ти­че­скую идеология, по­ли­ти­че­скую культуру. Здесь это по­ве­ден­че­ские стандарты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской деятельности.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»