Организационный компонент политической системы включает. Основные формы политических систем

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Среди множества существующих в научной литературе определений понятий «политическая система» нам представляется наиболее полным определение, которое дано профессором А.В. Малько:

Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

В политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.

Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, признанных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.

В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:

1. Институционный (организационный) элемент. Является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (общественные организации, фонды, органы общественной самодеятельности и др.) политические партии – как специфический субъект и др.

2. Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах, политические партий; нормы права содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.; политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старшими депутатом);

3. Функциональный элемент. Раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (политические действия – проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы – процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, фактическое выдвижение кандидат в выборные государственные органы – есть акт реализации функций политической партии);

4. Идеологический элемент. Включает в себя теории, представления, понятие об основе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.;

5. Коммуникативный элемент. Включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводиться информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.

При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты:

· политическая организация общества, включает в себя государство, политические партии и движения, общественные организации, трудовые коллективы и т.п.;

· политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

· социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

· политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

· политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем;

1. По видам правовых культур политические системы делятся на:

· политические системы с романо-германской правовой культурой;

· политические системы с английской правовой культурой;

· политические системы с социалистической правовой культурой;

· политические системы с религиозно-традиционной правовой культурой.

2. В зависимости от характера политического режима делятся на демократические и антидемократические.

3. По видам политических культур, политические системы делятся на:

а) англо-американскую систему;

б) континентально-европейские системы;

в) доиндустриальные и частично индустриальные;

г) тоталитарные системы.

4. По степени участия граждан в политическом процессе выделяют следующие политические системы:

· развивающиеся;

· коммунистические;

· «либеральная демократия», для которой характерно высокая степень добровольного, но пассивного политического участия.

Кроме того системы подразделяются на открытые, т.е. имеющие динамическую структуру и широкие связи с другими системами и закрытые, т.е. имеющие жестко фиксированную структуру и характеризующаяся минимальными связями с внешней средой.

Говоря о сущности политической системы общества, следует заметить, что она наиболее ярко проявляется в ее функциях. В юридической литературе выделяют следующие функции политической системы:

1) политическое целепологание, т.е. выработка политических целей, касающихся изменения (укрепления) власти, политических институтов, развития демократии.

2) властно-политическая интеграция, т.е. использование политики и власти для выражения воли всего народа и подчинение ей всех основных звеньев и общества.

3) функция регулирования режима социально-политической деятельности в обществе, т.е. установление таких способов поведения и деятельности людей, групп, организаций, форм их взаимоотношения между собой, с государством, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.

4) функция обеспечения целостного управленческого воздействия субъекта управления на общество в целом, его сферы, отрасли экономики, культуры и т.п.

5) функция организации общества в целом.

6) функция определения и распределения материальных и духовных ценностей, благ в соответствии с интересами и потребностями каждого члена общества.

7) Утверждение данного общественно-политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Политическая система общества – сложная разветвленная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношения между ними реализуемая через политическую власть.

Политическую систему общества можно рассматривать узком и широком смысле.

В узком смысле под политической системой общества понимается совокупность институтов(государственных органов, политических партий,движений, профсоюзов, экономических структур и т.п), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

В широком смысле под политической системой общества следует понимать систему(сферу) всех политических явлений, которые существуют в обществе.

Теории политической системы общества:

Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах.

Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.

Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона . Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой -распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами

Теория Г. Алмонда . характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Компоненты политической системы общества:

1. Институциональная (организационная)

а) государства

б) общественные движения

в) политические партии

2. Функциональная

а) формы и направления политической деятельности и политических институтов

б) методы политической деятельности

3. Нормативная

а) политические принципы

б) политические традиции

в) нормы морали, нормы права

4. Культурно- идеологическая

а) политическая психология

б) политическая идеология

в) политическая культура

5. Коммуникативная – совокупность всех связей между политическими институтами, подсистемами и др. сферами.

Функции политической системы общества:

1. Обеспечение политической власти, определение социальной группы или всех членов общества

2. Выявление и представление интересов различных субъектов политических отношений

3. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений

4. Интеграция общества, создание условий необходимых для осуществления политической деятельности

5. Политическая социализация

Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединений в пределах его территории, границ по признакам государства.

2) Является единственным носителем суверенитета

3) Обладает специальным аппаратом (публичной властью) , предназначенная для управления обществом; имеет сословные структуры

4) Обладает монополией на правотворчество

5) Владеет специфическим набором материальных ценностей; собственный бюджет, валюта

6) Определяет главные направления развития общества

Источники:

1. учебник ТГП - Л.П.Рассказова 2. лекции М.А.Махотенко

Политические партии: понятие, функции, классификация. Понятие и виды партийных систем.

Политическая партия – непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Дефиниция, согласно российскому законодательству. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Признаки.

Представляют собой организации общественные (негосударственные), ставящие перед собой вопрос о завоевании, осуществлении и удержании политической власти;

Являются достаточно устойчивыми политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Объединяют индивидов на основе общности взглядов;

Имеют свои корпоративные акты: программу и устав;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенные социальные слои населения.

Функции.

1. Социальная. Партия обобщенно выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти.

2. Идеологическая. Разработка партийной идеологии (концепции. программы); распространение, пропаганда идеологии.

3. Политическая. Получение государственной власти. Подбор политического лидера, подготовка специалиста по различным проблемам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборные и невыборные должности.

4. Управленческая. Характерна для партий, стоящих у власти: организуют и направляют действия государства, осуществляют руководство различными сферами общественной жизни.

5. Электоральная. Активное участие в выборах, организуют избирательные кампании, пропаганда, выступают с предвыборными программами.

Партийная система – совокупность политических партий, взаимоотношений между ними.

ВИДЫ

1. Однопартийная (преобладает монополия 1 партиии на власть. Характерно для тоталитарного, авторитарного государства. (Куба)

2. Двухпартийная (существует конкуренция между двумя партиями)

3. Многопартийная (существует конкуренция между многими партиями)

Политическая партия, выступающая с критикой деятельности правительства страны, предлагает свою альтернативную программу развития государства. Этот факт позволяет рассматривать ее как

1) демократическую

2) оппозиционную

3) либерально-демократическую

4) массовую

Пояснение.

Т. к. партия не является правящей - она оппозиционная.

Ответ: 2

Политическая партия, для которой характерно формирование вокруг группы лидеров, аморфность организации и отсутствие фиксированного членства, называется

1) кадровой

2) оппозиционной

3) либерально-демократической

4) массовой

Пояснение.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Валентин Иванович Кириченко

Вы не правы, это определение кадровой партии. Надо научиться их различать.

Елизавета Миронова (Москва) 25.04.2014 13:03

отсутствие фиксированного членства и аморфность - это кадровая???разве не наоборот????не массовая???

Петр Дмитриевич Садовский

У нас все правильно.

Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея

1) равного распределения материальных благ

2) гражданского общества

3) классовой борьбы

4) необходимости уничтожения эксплуатации

Пояснение.

Либерально-демократическая идеология - является формой общественно-политического устройства - правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Формирование пар­тий связано с рас­про­стра­не­ни­ем норм

2) парламентаризма

4) традиций

Пояснение.

Парламентаризм, си­сте­ма государственной власти, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся чётким рас­пре­де­ле­ни­ем законодательной и ис­пол­ни­тель­ной функций при при­ви­ле­ги­ро­ван­ном положении за­ко­но­да­тель­но­го органа - пар­ла­мен­та по от­но­ше­нию к др. го­су­дар­ствен­ным органам. Имен­но при такой си­сте­ме начинают фор­ми­ро­вать­ся политические пар­тии (Англия, Франция, США).

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Петр Дмитриевич Садовский

На любой процесс, в том числе и формирование партий влияют множество факторов. И задача ученого выяснить какой фактор (факторы) оказали большее влияние. Конечно же нормы права важны и свою роль безусловно сыграли, однако законы (нормы права) существовали и в абсолютных монархиях, хотя никаких партий там не было.

Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, приверженность к идеологии являются признаками

1) партий избирателей

2) массовых партий

3) кадровых партий

4) авангардных партий

Пояснение.

По определению массовой партии, правильный ответ 2.

Для кадровых партий не характерно фиксированное членство и они временные, образуется обычно в период предвыборной гонки.

Нет избирательных партий, есть избирательные объединения.

Авангардная партия - политическая партия, претендующая на роль авангарда общества, решающего его проблемы и руководящего деятельностью по реализации этих решений.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Кадровые партии – прием в них связан с определенными условиями, имеют фиксированное членство, жесткую дисциплину, обязательные членские взносы; руководство ими в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существует принцип демократического централизма);

Массовые партии – нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс

Петр Дмитриевич Садовский

Только наоборот. Поменяйте в определениях местами кадровые и массовые партии.

1) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

2) наличие органов управления

3) принятие законов, общеобязательных для граждан

4) установление и взимание налогов

Пояснение.

Первое относится только к государству, партия не может быть независима от государства, она действует и существуем в рамках и условиях государства.

Третье -  к государству, ибо оно наделено законотворческими полномочиями.

Четвертое -  к государству, оно проводит политику перераспределения доходов, исполнительная ветвь власти, партия таких полномочий не имеет.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Политические партии

1) принимают законы, общеобязательные для населения

2) участвуют в борьбе за власть

3) устанавливают и взимают налоги

4) представляют собой суверенную организацию власти

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Какой признак является общим для политической партии и для государства?

2) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

3) институт гражданства (подданства)

4) общеобязательность решений для населения

Пояснение.

Все остальные присущи только государству, а разработка политич. программ и гос-ву и партиям, но у них разная юридическая сила и влияние.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Политические партии и движения

По ка­ко­му признаку по­ли­ти­че­ские партии де­лят­ся на пра­вя­щие и оппозиционные?

1) организационному

2) отношению к су­ще­ству­ю­щей власти

3) идеологическому

4) месту в по­ли­ти­че­ском спектре

Пояснение.

Правящие партии -  это партии, про­шед­шие в пар­ла­мент и по­лу­чив­шие там боль­шин­ство мест.

Оппозиционные -  это партии, не про­шед­шие в пар­ла­мент или ко­то­рые прошли в пар­ла­мент но не под­дер­жи­ва­ют курс пра­вя­щей партии.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Формулируя политические программы, требования, лозунги и доводя их до властных структур, политические партии выполняют в первую очередь функцию

1) представительства интересов социальных групп

2) воспитания кадров

3) политической социализации

4) участия в разработке законов

Пояснение.

Партии представляют интересны той или иной группы людей.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

консервативной политической идеологии?

2) «Справедливое устройство общества должно основываться на перераспределении богатства, поддержании государством наиболее неимущих слоев»

Пояснение.

Консервати́зм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике - ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

Также верно утверждать, что консерватизм — одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.

Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.

Консерватизм как политико-идеологический феномен первоначально оформился на Западе, а точнее — в англосаксонском культурно-историческом пространстве.

Основные принципы:

Общество — это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать;

Существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование;

Недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений;

Упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией;

Пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Оппозиционными называют политические партии, которые

1) принимают участие в парламентских выборах

2) разрабатывают и принимают законы

3) действуют незаконно, без официальной регистрации

4) критикуют политику правительства

Пояснение.

Оппози́ция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Что свойственно любой политической партии?

1) значительное число сторонников

2) наличие центральной и местных организаций

3) единство политических взглядов

4) значительные финансовые ресурсы

Пояснение.

Политическая па́ртия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

1) разработка политических программ

2) принятие законов

3) назначение глав регионов

4) ведение внешней политики

Пояснение.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т. д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

Выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

Разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

Создание возможностей для политической социализации личности;

Подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

Организация избирательных кампаний и участие в них;

Борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Прочитайте фраг­мен­ты из про­грамм­ных документов ве­ду­щих политических партий. Какая из них при­дер­жи­ва­ет­ся социал-демократической по­ли­ти­че­ской идеологии?

1) «Справедливое устрой­ство общества долж­но основываться на пе­ре­рас­пре­де­ле­нии богатства, под­дер­жа­нии государством наи­бо­лее неимущих слоев».

2) «Человек в об­ще­стве не может быть сво­бо­ден от усто­ев своего круга общения, клана, традиций. Их уважение, также как и по­чи­та­ние истории сво­е­го отечества – ве­ду­щие ценности движения».

3) «Все связи и кон­так­ты личности с об­ще­ством и го­су­дар­ством носят вы­нуж­ден­ный характер, поле сво­бо­ды отдельной лич­но­сти ограничено толь­ко полем сво­бо­ды другой такой же личности».

4) «Партия в ка­че­стве ведущих прин­ци­пов своей де­я­тель­но­сти признает не­при­кос­но­вен­ность личности и собственности, не­вме­ша­тель­ство государства в част­ную жизнь граждан».

Пояснение.

Социал-демократия - социально-экономическая система, ос­нов­ной целью ко­то­ро­го является обес­пе­че­ние социального ра­вен­ства за счет вы­со­ких налогов и пе­ре­рас­пре­де­ле­ния доходов государством. В от­ли­чие от Социализма, не пред­по­ла­га­ет уничтожения клас­са частных предпринимателей, как при социализме.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Петр Дмитриевич Садовский

Для ответа на этот вопрос нужно иметь представление о политических идеологиях.

Алина Идиатуллина 17.02.2015 19:33

Первый вариант ответа не относится к социал-демократической идеологии. Он относится к идеологии либеральной. Правильный ответ-4.

Валентин Иванович Кириченко

Выучите типы идеологий, иначе и на реальном экзамене будете ошибаться. Под 4 номером - либеральная идеология. Либерализм - философская и экономическая теория и политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Прочитайте фрагменты из программных документов ведущих политических партий. Какая из них придерживается либеральной политической идеологии?

1) «Государство и общество должны опираться, прежде всего, на моральные устои и традиции предыдущих поколений, главная ценность – преемственность курса».

2) «Справедливое устройство общества должно основываться на перераспределении богатства, поддержании государством наиболее неимущих слоев».

3) «Общество, основанное на имущественном неравенстве и принудительном труде, постоянно испытывает угрозу социальных конфликтов».

4) «Партия в качестве ведущих принципов своей деятельности признает индивидуальную свободу и неприкосновенность личности и собственности».

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

2) ЛИБЕРАЛЬНОЕ

3) Социал-демократическое

4) Демократическое

Вообще так намного логичнее:)

Валентин Иванович Кириченко

В основе либерализма лежит признание индивидуальной свободы неприкосновенности собственности. Это 4 ответ. То, что вы посчитали, 2 ответ либеральным, неверно, так как этот постулат ближе к социал-демократической идеям.

Во время дискуссии о роли государства в жизни общества гражданин П. высказался следующим образом: «Приоритетом в деятельности современного государства должна стать социальная поддержка неимущим. Для этих целей следует ввести прогрессивный налог на богатых, повысить налоги на прибыль фирм». Сторонником какой политической идеологии является П.?

1) либеральной

2) социал-демократической

3) анархической

4) консервативной

Пояснение.

Социал-демократические партии выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод. Социал-демократы выступают за создание достойных условий жизни для человека, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, неимущих, доступность системы образования. Один из способов достижения цели - введение прогрессивного налога на богатых.

Либеральная идеология связана с отстаиванием идеи демократии, правового государства, равенства возможностей, равенства перед законом.

Базовые принципы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Консерваторы выступают за сильную государственную власть, отстаивают приоритет государственных интересов над индивидуальными.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

2) либеральной

3) социал-демократической

4) коммунистической

Пояснение.

Для какой из ве­ду­щих политических идео­ло­гий характерно высказывание: «Государство, стра­ну нельзя рас­смат­ри­вать как чи­стый лист, вся­кое начертание в ан­на­лы истории стра­ны должно опи­рать­ся на опыт и устои предков»?

1) консервативной

2) либеральной

3) социал-демократической

4) коммунистической

Пояснение.

Социал-демократические пар­тии выступают за более за­мет­ное участие го­су­дар­ства в жизни общества, в управ­ле­нии экономикой при со­хра­не­нии основных свобод. Социал-демократы вы­сту­па­ют за со­зда­ние достойных усло­вий жизни для человека, борь­бу с со­ци­аль­ным неравенством, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние доходов в поль­зу нетрудоспособных, неимущих, до­ступ­ность системы образования. Один из спо­со­бов достижения цели - вве­де­ние прогрессивного на­ло­га на богатых.

Либеральная идео­ло­гия связана с от­ста­и­ва­ни­ем идеи демократии, пра­во­во­го государства, ра­вен­ства возможностей, ра­вен­ства перед законом.

Базовые прин­ци­пы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Кон­сер­ва­то­ры выступают за силь­ную государственную власть, от­ста­и­ва­ют приоритет го­су­дар­ствен­ных интересов над индивидуальными.

Коммунизм - идеология, пред­по­ла­га­ю­щая построение со­ци­а­лиз­ма - об­ще­ства социальной спра­вед­ли­во­сти на на прин­ци­пах коллективизма, свободы, ра­вен­ства ре­во­лю­ци­он­ным путем. После со­вер­ше­ния пролетарской ре­во­лю­ции власть дол­жен был взять в свои руки про­ле­та­ри­ат (диктатура пролетариата), част­ная собственность на сред­ства производства упразднялась. Во вто­рой половине XX века отказ от ре­во­лю­ции и мир­ный переход к со­ци­а­лиз­му сблизил ком­му­низм c социал-демократическими идеями.

3) про­ве­де­ние организационных ме­ро­при­я­тий среди пар­тий­но­го актива

4) уча­стие в организации, под­го­тов­ке и про­ве­де­нии парламентских выборов

Пояснение.

Функции по­ли­ти­че­ской партии:

борьба за власть, вли­я­ние на по­ли­ти­ку государства

участие в осу­ществ­ле­нии власти;

участие в фор­ми­ро­ва­нии власти

формирование об­ще­ствен­но­го мнения;

выражение ин­те­ре­сов социальных групп;

политическое воспитание;

подготовка кад­ров политики;

осуществление кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью органов ис­пол­ни­тель­ной власти

Данный при­мер иллюстрирует функ­цию контроля за де­я­тель­но­стью органов ис­пол­ни­тель­ной власти.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Общественная па­ла­та − организация, обес­пе­чи­ва­ю­щая взаимодействие граж­дан Российской Федерации, об­ще­ствен­ных объединений с ор­га­на­ми государственной вла­сти и ор­га­на­ми местного са­мо­управ­ле­ния в целях учёта по­треб­но­стей и ин­те­ре­сов граждан Рос­сий­ской Федерации, за­щи­ты прав и сво­бод граждан Рос­сий­ской Федерации.

Профсоюзная ор­га­ни­за­ция − доб­ро­воль­ное общественное объ­еди­не­ние людей, свя­зан­ных общностью их про­фес­си­о­наль­ной деятельности, со­здан­ное для пред­ста­ви­тель­ства и за­щи­ты прав ра­бот­ни­ков в тру­до­вых отношениях, а также социально-экономических ин­те­ре­сов членов организации.

Политическая пар­тия − доб­ро­воль­ный союз, вы­ра­жа­ю­щий интересы со­ци­аль­ных групп и участ­ву­ю­щий в борь­бе за по­ли­ти­че­скую власть.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

1. Понятие политической системы: основные подходы. Компоненты политической системы.

2. Механизм работы политической системы.

3. Функции политической системы.

4. Типология современных политических систем. Основные тенденции изменений современных политических систем.

1. Понятие политической системы: основные подходы. Компоненты политической системы.

Совокупность взаимодействий по поводу политической власти образует политическую систему. Термин «политическая система» был введен в политологический дискурс в 50-х годах XX в. До этого времени для описания политических отношений обычно использовались понятия «тип правления», «система правления», что сводило политику к деятельности государства и его институтов. Однако процессы развития гражданского общества привели к широкому распространению негосударственных политических акторов – местных самоуправлений, партий, групп интересов, которые стали оказывать ощутимое влияние на государственные структуры. Публичная власть перестала быть монополией государства, что заставило с позиций методологии системного анализа пересмотреть господствовавшие тот да институциональный и бихевиористский подходы к объяснению политики. Еще одной, не менее важной причиной введения в политологию системного подхода стала потребность в выяснении универсальных закономерностей и механизмов, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие общества в условиях неблагоприятной внешней среды.

Рассуждая о политической системе, следует исходить из того, что системность внутренне присуща всему человеческому сообществу. Любой человек в течение своей жизни бесконечное множество раз вступает в контакт с другими людьми и сознательно или неосознанно, намеренно или случайно выстраивает систему взаимоотношений. В основе этого явления лежит естественная для человека мотивация: каждый совершает те действия, которые приносят ему наибольшую пользу, и избегают тех, которые могли бы принести очевидный вред. Иными словами, каждый преследует собственную выгоду, понимаемую в самом широком смысле слова (от желания заработать как можно больше денег до стремления наслаждаться произведениями искусства). Стараясь уменьшить потери и увеличить выгоду, люди создают множество различных систем и тем самым упорядочивают свою жизнь.

Особый интерес к изучению систем возник в начале XX в. Понятие «система» ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Тогда-то и было определено, что любая система характеризуется но меньшей мере тремя признаками: 1. совокупность нескольких взаимозависимых элементов; 2. наличие определенного принципа взаимодействия между элементами; 3. наличие более или менее четкой границы, отделяющей ее от внешней среды.

Одним из первых обратился к изучению социальных систем американский социолог Т. Парсонс. Он рассматривал все общество как систему взаимодействия огромного количества людей. При этом само общество, в свою очередь, содержит в себе огромное количество подсистем, каждая из которых имеет особое предназначение. По его мнению, главными подсистемами можно считать: экономическую, правовую, систему верований и морали, политическую. В чем-то они напоминают отдельные органы человека: каждый важен сам по себе, отличен от других, но существовать может только во взаимодействии с остальными.

Так, экономическая подсистема выполняет функцию адаптации к среде, т.е. помогает «одеть и накормить» людей, позволяет им просто физически выжить. Правовая подсистема объединяет общество, вырабатывает необходимые правила и нормы поведения, создает законы, с помощью которых отношения людей между собой становятся нормальными и упорядоченными. Подсистема верований и морали обеспечивает в обществе преемственность, не дает прерваться связи поколений, сохраняет традиции, ценности, историческую память. Наконец, политическая подсистема определяет задачи общества, «думает» о том, как ему развиваться дальше, ставит цели и ищет способы их достижения. При этом Парсонс полагал, что все подсистемы зависят друг от друга: состояние одной из них сказывается на состоянии всего общества, и наоборот.

Политическая система: основные подходы.

Дать определение понятию «политическая система» весьма трудно: смысл и содержание его очень широки. Действительно, в одном термине нужно «схватить» и зафиксировать предельно широкое, живое, изменчивое явление - политическую жизнь общества. Исследователь в данном случае уподоблялся летчику, который из кабины своего самолета смотрит с высоты на огромный город и видит четкие линии улиц и «кубики» домов. Конечно, от его взора ускользают и обаяние старых дворов, и архитектурные красоты, да и кучи мусора тоже. Однако он видит главное - схему, структуру, систему. Так и в нашем случае: нужно было «забыть» о деталях и многообразии политической жизни, выделив в ней главное.

Такая постановка проблемы вызвала к жизни немало вариантов ее решения. Сегодня в политической науке зафиксировано множество определений понятия «политическая система». С определенной долей условности их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют определения, в которых политическая система рассматривается как механизм принятия решений в обществе. В их трактовке она предстает как некое особое устройство, «улавливающее», что происходит в обществе, «думающее» над этим и «вырабатывающее» общеполитические решения. Этот подход позволяет заняться поиском наиболее эффективных процедур формирования политического курса, обнаружить «неисправности и поломки» в реально существующих политических системах.

Вторая группа включает в себя определения политической системы как совокупности политических институтов. Сторонники этого подхода руководствуются тем, что человечество в своем развитии создало ряд устойчивых образований, которые традиционно и занимаются политикой. Это - государство, местные органы самоуправления, партии, группы интересов, общественные движения и т.п. Взятые вместе, они и составляют политическую систему. В этой трактовке она предстает как организм со своими «руками», «ногами», «головой». Она позволяет увидеть материальную, осязаемую основу политической системы.

Третья группа представлена определениями, в которых политическая система понимается как система политических ролей. Сторонники этого подхода полагают, что каждый участник политического процесса играет какую-либо политическую роль - главы государства или мелкого служащего, лидера партии или рядового избирателя. Они взаимодействуют между собой и создают определенную систему. Во многом это напоминает то, что мы наблюдаем в театре: каждый играет свою роль - главную или второстепенную, а все вместе создают спектакль, основанный на их взаимодействии.

В рамках четвертого подхода политическая система предстает как система взаимодействий и общения субъектов политики. В этом случае наше внимание обращено на то, как и по какому поводу и с каким результатом люди общаются в политике. Предметом научного анализа становятся не безликие механизмы, институты или роли, но живые люди, вступившие в общение с другими людьми. Это могут быть властвующие или стремящиеся к власти активисты или аполитичные граждане и т.д. Общаясь между собой, они и создают политическую систему.

Итак, политическая система есть совокупность политических институтов, ролей и субъектов, взаимодействующих между собой в целях формирования и проведения в жизнь политического курса общества или составляющих его групп. При этом объектом такого взаимодействие выступает политическая, прежде всего государственная власть. Она и есть та притягательная сила, которая объединяет людей и заставляет приводить свои взаимодействия в систему. Можно сказать, что власть - это стержень, скрепляющий вею политическую систему. Вместе с тем политическая система - это способ реализации власти, ее реального воплощения в обществе.

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

Второй необходимый компонентдолжностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, главы администрации президента, губернатор и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения; крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.

Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

Политические структуры – это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики – политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры – это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом – это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г. Лассуэлл, отвечает на вопросы; кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.

На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет и все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д. Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

После фундаментальных методологических основ в книге рассматриваются проблемы сущности и структуры политических процессов

Структура книги базируется на основе системного метода который охватывает основные сферы политического процесса и связывает части политической.. в разделе раскрываются фундаментальные основания политологии.. важным фрагментом системного анализа является предположение что политика может рассматриваться как комбинация..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение политической науки
Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер ч

Политология как самостоятельная дисциплина
Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относи

Политология в СССР и СНГ
Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по

Понятие и сущность политики
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя п

Политика как наука и искусство
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспек

Предмет политологии
Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла

Структура политологии
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: 1) теория и метод

Закономерности и категории политологии
Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих в сфере политики. Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и отноше

Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляе

Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме

Методы политологии
В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод – это систе

Исследовательские подходы в политологии
Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральны

Бихевиоральный подход
Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Фра

Системный и структурно-функциональный подходы
И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Л

Системный подход
Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой

Марксизм как методология анализа политики
Марксизм, как и системный подход, является глобальным подходом к социальной действительности. Преобладание целого над частями образует сущность марксистского метода. В советской социальной

Основные этапы развития марксизма
На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксист

Критика марксизма К. Поппером
Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под ист

Психологический подход
Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к

Подходы к пониманию политической системы
В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс

Модель политической системы
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "в

Функции политической системы
Политическая система – это общественная система особого рода. Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и

Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу

Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис

Факторы дифференциации политических режимов
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: - характер и мера осуществления власти; - механизм формирования власти; - взаимоотношения общества и

Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демокра

Роль идеологии в обществе
Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти".

Положение средств массовой информации
Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое

Изменения в политической системе общества
Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в соб

Политическая культура
Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особым политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации,

Авторитарный режим
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Среди ученых до сих пор продолжа

Демократический режим
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт

Исторические формы и модели демократии
Поскольку понятие демократия шире, чем понятие демократический политический режим, следует более подробно остановиться на исторических формах и моделях демократии. Проблема классификации д

Основные характеристики власти
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населен

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»