Общественно политическая мысль в 19. Основные направления развития российской политической мысли XIX-начала XX вв

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Движение декабристов – первое мощное движение 19 века – особенность движения – впервые четко разработана программа действий и впервые организовано революционное выступление против существующей системы. Особенность в том, что сами дворяне стали движущей силой событий, направленных на переход России к капитализму. Причина – буржуазия слаба. Одна из причин - влияние революций в Европе, французского просветительства, Отечественная война 1812 года – крепостное право не отменено, народ ничего не получил. Отечественный поход 1812-1814гг. – увидели жизнь за рубежом, стремление дворянства организовать секретное общество по образцу масонства. 1-я политическая организация – « союз спасения» - братья Муравьевы-Апостолы, Трубецкой, Пестель. Замкнутое общество (около 30 чел) носило заговорщический характер. Но нет четкой тактики – 1818г. – « Союз Благоденствия» - около 200 человек. – цель: не свержение самодержавия, а уничтожение самого государя. Средство: пропаганда. 1821г. – общество распущено – возникновение:

1. «Северного общества» (Никита Муравьев, Трубецкой, Рылеев) – Петербург. Программа: « Конституция» (Муравьев)

2. «Южное общество» - Украина (А. Пестель –авторитарный). Программа: «Русская правда» (Пестель).

« Конституция» - конституционная монархия с 2-палатным парламентом, высокий имущественный ценз, деление страны на 14 держав, отмена крепостного права и наделение крестьян 2-мя десятинами земли (мало). Свобода слова, печати, собраний и т.д. (в последствии 12 вариантов программы).

« русская правда» - физическое уничтожение императорской семьи, установление республики, однопалатное народное вече, исполнительная власть вверялась державной думе, крепостное право отменялось, вся земля - частная и общественная (каждый гражданин имел право0. Противоречие - священность частной собственности – конфискация земли. Единое централизованное государство, звание гражданин России, категорически против обособленности и автономии других народов. (18 вариантов).

Большие споры между представителями двух программ. Работа не была завершена

Александр 1 – сошел с политической арены – ситуация междуцарствия – которой декабристы решили воспользоваться.

Призвать Сенат принять конституцию.

Разрушен – плохо организованное выступление, Сенат к моменту сбора на площади уже присягнул Николаю.

Размежевание, не добились цели – « декабристы разбудили Герцена» - восстание показало вопиющую глухоту царского режима. Судебное разбирательство, лидеры приговорены к смертной казни.

Причины провала: не имели социальной базы.

Период Затишья – подавленность. Господство государственной идеологии, консервирующих тенденций. (реакция на выступление) – правительственные идеологи – Бужарин, Греч (« Северная пчела» - журнал). Погодин, Шевелев – противопоставляют Россию гниющему Западу « теория официальной народности»(Уваров) – православие, самодержавие, народность.

Противопоставление – Чаадаев « Философическое письмо» - критика Российской обособленности – причина – отрыв России от мирового движения мысли, возвеличивает Запад. – ответ А. С. Пушкин « Ответ Чаадаеву» - оправдывает Россию.

Чаадаев затронул открыто тему Западничества и славянофильства. Николай IIобъявил Чаадаева сумасшедшим.

Чаадаев дал почву для двух этих направлений.

Западники (Грановский, Соловьев, Ковелин, Чичерин, Белинский, Боткин и др.) – мысль о единстве исторического процесса – единство путей России и Запада.

Славянофилы – братья Киреевские, Хомяков, братья Аксаковы, Самарин, Чернышевский) – у каждой страны свой путь развития и Россия имеет свою специфику, православную веру (ставит общее выше частного, объединяет народ).

Западники:

Западный путь развития России

Государственая власть - главная преобразующая сила

Реформы нужно проводить сверху (Петр 1 – идеал)

За индивидуализм и свободу личности

Рационализм, вера в прогресс и познаваемость мира

Немецкая философия, в особенности Гегель.

Славянофилы:

Особый национальный самобытный путь развития страны.

Самодержавие как оптимальная форма государственности.

Соборность – основа единения народа.

Самобытность уклада жизни русского народа

Нравственное возрождение личности в православии.

Общее: против деспотии, бюрократизма, крепостнипчества, за права личности, гражданской свободы, но неприятие революции.

Чернышевский « Смотрели в разные стороны но в груди у них билось одно сердце».

Два направления Российского либерализма.

Герцен – новый этап развития общественной мысли – пошел от Западничества к своему пониманию – изначально – представитель радикального крыла Западников – автор теории « Крестьянского социализма» - спасение человечества видели в « в самом справедливом социалистическом строе» - без эксплуатации человека человеком.

Герцен как и Белинский считал что лучшей почвой для развития социализма является крестьянская община – через нее минуя капитализм можно перейти к социалистическому строю. – теория.

30-40-е гг. – возникновение многочисленных студенческих и гимназических кружков – кружок « Буташевич – Петрушевского» - (студенты, гимназисты, достоевский) – арест и приговор для кружка Петрашевцев.

60-е – 70-е гг. 19 века – складывание идеологии народничества, продолжение идей Герцена – учение о переходе России к социализму при опоре на крестьянскую общину и об активной роли революционной интеллигенции в этом вопросе.

Идея о вине интеллигенции перед своим народом. Все чем пользуются обязаны крепотным крестьянам - вернуть свой дом.

3 основных направления:

Бунтарское (анархистское) – Бакунин – русский народ по своей натуре бунтарь – революционеры должны идти в народ и объединить отдельные бунты во всеобщую революцию. Источник всех несчастий – государствов будущем нуджно сместить. Создатьь федкрацию самоуправляющихся общин и народов на принципе довбровольности.

Пропагандистсике (Лавров) – история движется вперед усилиями борющихся лисностей, поэтому неоходим союз боцов – партия. Т.к. народ пока не готов к революции - партия должна направить все силы на пропаганду социальных идей.

Заговорщическая – (Ткачев) – революция это захват власти хорошо подготовленной тайной организации, которая должна овладеть системой управления т.е. весь народ не обладает революционным потенциалом, только единицы могут захватить власть а после этого они могут временно сохранять государство как переходный институт который булет проводить политику временнгого правительства.

1874 – началось хождение в народ участников революционного движения. Крестьяне не понимание, безразличие. – 1876-1879 – « земля и воля» - руководители: Михайлов, Плеханов, Фигнер и т.д. – деятельность организации не дала результатов.

« Южнороссийский союз рабочих» - или созданиен рабочих организаций.

Народники начинают осознавать свою неспособность решить проблему – 1879 –« земля и воля» - раскололась на противоположные позиции:

Политическая борьба осталась – Плеханов, Михайлов – организация « Черный передел» - продолжение пропаганды идей социализма, передела земли.

« народная воля» - Желябов, Перовская, Морозов – один путь народничества – политическая борьба в форме террора – убийство самодержца разрушит существующую политическую систему царизма.

Кон. 19 века – первые демократические организации – 1995г. – ленин.

Вопрос 32.

Великая русская классическая литература 19 века.

Глубоко самобытная великая русская литература прошлого никогда не была национально замкнутой. Лучшие русские писатели, у которых было высоко развито чувство родины, с истинной заинтересованностью открывали для себя богатейший исторический и духовный опыт, накопленный литературой разных времен и народов. Все мировое искусство, начиная с античности и кончая живой современностью, было в поле их зрения, давало им материал для творческих размышлений. Русская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика».

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров.

XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин.

А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения - «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. - находятся в русле романтизма.

Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы.

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» - роман в стихах назвали энциклопедией русской жизни. Эпоху русского романтизма открыли его романтические поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.

А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.

Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был учителем.

Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. С общественно-политической жизнью страны была тесно связана русская поэзия того времени. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали власть прислушиваться к их словам. Поэт того времени считался пророком, проводником божественной истины. Это можно проследить у Пушкина в стихотворении «Пророк», в оде «Вольность», «Поэт и толпа», у Лермонтова «На смерть поэта» и многих других. В 19 веке огромное влияние на всю мировую литературу оказывали английские исторические романы.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти. Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре.

На протяжении 19 века основными художественными типами были тип «маленького человека» и тип «лишнего человека».

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы».

Становление русской реалистической литературы происходит с середины 19 века. Она остро реагировала на общественно-политическую ситуацию в России. Между славянофилами и западниками возникает спор о путях исторического развития страны.

Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика. Несколько затихает развитие поэзии, но, несмотря на общую тишину, не молчит голос Некрасова, который в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и беспросветную жизнь народа.

Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчестве Ф.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения - «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Достоевский при этом выходит за рамки литературы и выступает как глубокий философ и мыслитель. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм, на всю современную духовную культуру.

В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения - романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа.

Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.

Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Читая сегодня Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Щедрина, Некрасова и Чернышевского, Толстого и Достоевского, Тургенева и Чехова, мы, люди совсем иного мира, не можем не задуматься о жизненном пути, который выбираем, об ответственности, которую каждый из нас несет перед настоящим и будущим.

Вопрос 33

Наука и образование в России в 19 веке.

ОБРАЗОВАНИЕ

· Университеты, гимназии, школы. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета.

· Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

· К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

· В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

· Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты "Великой армии" пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

· В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II . Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать "добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек".

· Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Образование во второй половине 19 века

Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

· С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

· Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

· Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза.

· В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне. В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послереформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

____________________________________________________________________

НАУКА

Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Русская наука в те годы достигла больших успехов. В числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

· Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

· Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н. Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

· Первая половина XIX в.- время дальнейшего становления отечественной исторической науки. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную "Историю государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М. Карамзиным. Карамзин считал, что история человечества - это история борьбы разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. “История Государства Российского” Н. М. Карамзина имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась.

· Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792-) построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Николай Николаевич Зинин (1812-). Ему удалось осуществить синтез анилина-органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

· В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби . Василий Владимирович Петров (1761-) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801-) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832).

· В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799-) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

· В 1839 г. благодаря усилиям Василия Яковлевича Струве, открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом. Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

· Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810-) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Нелегко было ему наблюдать страдания раненых - он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. в Академии наук он выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе порой не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

· Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.

Русские путешественники . Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.

В 1803- гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Он командовал кораблем “Надежда”. Другим кораблем, “Нева”, командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (название “Антарктида” тогда не было в ходу). Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-). Он командовал шлюпом “Восток”. Командиром “Мирного” был Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними “льдинный материк”. Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, мало приспособленных к полярным условиям.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным (1776-) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке (1797-) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814-). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта “Байкал”. На нем он в 1848- гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

Политическая мысль России своеобразна в сравнении с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России (между Западом и Востоком), и, во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы, Россия находилась на более ранней стадии политического развития.

В нашей стране рыночное хозяйство сочеталось с элементами феодального строя, в политическом плане сохранялась абсолютная монархия. Идеалы свободы, равенства и братства противоречили существующей российской жизни, поэтому передовые слои общества требовали освобождения народа от крепостничества и произвола. Вокруг идеи свободы на протяжении всего 19 и начала 20 вв. формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

Указанные особенности эволюции политической мысли России находили свое отражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале 19 в. впервые на арену политической борьбы выходит организованная группа русских интеллигентов радикальной направленности – декабристов.

Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи просветительства о природном равенстве, о рабстве, как результате нарушения естественного права. Декабристы призывали к созданию гражданского общества, положив в его основание соблюдение прав человека и гражданина. В «Русской правде» П.И. Пестеля (1723-1826) выдвигались такие далеко идущие политические и социальные идеи, как отмена крепостного права, провозглашение России республикой, ликвидация сословий, свободы печати и вероисповедания, привлечение крестьян к управлению страной, неприкосновенность частной собственности.

К 1840-1850 гг. относится дошедший до сегодняшних дней спор между славянофилами и западниками. Славянофилы (И. Киреевский, А. Аксаков, Ю.Самарин) исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие возрождения русского духа.

В подходах к государственному устройству России славянофилы исходили из необходимости сохранения самодержавия, силу которого они видели в верности народным началам – православию и народности. Отрицательно оценивая деятельность Петра I как политика прозападного образца, славянофилы выступали вместе с тем за подобного Петру сильного самодержца. Оставаясь противниками политического насилия, славянофилы считали, что Петр внес в российскую историю элемент насилия, разобщил сословия, стал виновником сословной вражды, ранее неизвестной русскому обществу.

Важной чертой славянофильской идеологии стало стремление примирить интересы всех сословий русского общества, добиться социального согласия. Одни идеологи видели основу такого согласия в православии, другие – в общих чертах русского национального характера.

Основу либеральной мысли России составили идеи западничества (А.Герцен, В. Белинский и др.), которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть западников исходила из возможности реформирования российской действительности сверху, выступая против крестьянской революции и в целом отвергала революционную идею. Другая часть западников стояла на позициях революционной демократии.

Наиболее значительную роль в развитии политической мысли 1850-1860 гг. сыграл А.И. Герцен (1812-1870). Известно, что Герцен прошел сложный путь эволюции своих политических взглядов, пережив в конце 40-х гг. своеобразную «духовную драму», связанную с переходом из лагеря либералов к революционным демократам. Выход из этой личной драмы Герцен нашел в осмыслении идеи «русского социализма». Герцен считал, что социализм обеспечит наиболее правильную и разумную организацию экономической жизни, связывал утверждение социализма с уничтожением частной собственности.

Каким путем Герцену виделся переход к социализму? Признавая желательным «переворот без кровавых средств», Герцен приходит к пониманию необходимости социального переворота, став тем самым одним из создателей народничества.

Политическая мысль начала 20 в. в значительной мере испытала влияние идеи примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России.

Идеи ненасилия, всеобщего братства на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Ник. Фед. Федорова (1828-1903). Условием преобразования общественных отношений мыслитель считал единство знания и действия, теории и практики. Социальное устройство Федоров определял как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Федоров детально разработал и регламентировал внутреннюю жизнь общины – от рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака и погребения.

Октябрьская революция 1917 г. и последовавшие за ней трагические события русской истории привели к тому, что российская политическая мысль начинает развиваться в двух основных сферах: 1) в российской действительности большевизации духовной жизни после захвата политической власти; 2) в условиях зарубежья, где была возможность сохранения русской независимой политической науки, ее духовно-нравственных основ. Общественные деятели русского зарубежья ставили в своих трудах темы большого социального и духовного значения – о роли православия в развитии русской духовной культуры, национального самосознания русского народа, т.е. обращались к таким проблемам, изучение которых в советской России было невозможно.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов

На рубеже 30-40-х годов 19 в. сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав.Для этого они считали необходимым установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы 19 в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

22. Крестьянская реформа 1861г: причины отмены крепостного права, содержание и последствия реформы.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине 19 в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. К середине 19 в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. 19 февраля 1861 г. - Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.



Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, мог выступать как юридическое лицо, мог свободно вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Однако крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Размеры наделов, выдаваемых крестьянам, зависели от плодородности почвы. Россия была условно поделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Наделяли крестьян не бесплатно. 20% от стоимости земли крестьянин должен был выплатить сразу. 80% земли оплачивало государство, но соответственно, не из своего кармана, а крестьянам давалась ссуда на 49 лет под 6% годовых это обдираловка. Выплачивать эту ссуду крестьяне будут до 1906 г. Но уже к этому времени крестьяне переплатили аж в 4 раза. Те крестьяне, которые не могли оплатить 20% стоимости земли, им давали участок в 4 разаменьше от установленной нормы. Реформа 1861 г. принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Проведение реформы позволило сохранить помещичье землевладение, обрекло российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине 19- начале 20 в.

Возникшее в XIX веке индустриальное общество подняло острейшие проблемы социального бытия. Ни просветители, ни революционные потрясения предыдущего века, не сумели разрешить противоречия в обществе, углубившиеся на заре индустриальной эры. В новых условиях свои способы решения проблемы предложили сформировавшиеся в разных слоях общества течения, воплощенные в общественно-политической мысли.

Таким образом, на протяжении всего XIX века в российском общественно-политическом движении происходила поляризация сил. Правительство, проводя реформы в социально-экономической сфере, уходило от преобразования средневекового самодержавия в феодальную монархию. Слабая и неоформленная либеральная оппозиция не была востребована властью, что дало возможность революционным элементам овладеть сознанием масс.

Революционное народничество, перейдя к тактике террора, спровоцировали контрреформы, покончившие с народничеством. Царское правительство, само того не желая расчистило путь марксистам, которые вначале следующего века поставили на дыбы Российскую империю.

Социально-политические движения продукт промышленной революции

В Западноевропейских странах сложился запрос от социальных групп на воплощение своих чаяний в конкретные программы преобразования государства и общества. Откликнувшиеся на запрос мыслители развили общественно-политические учения по пяти основным направлениям. Каждое из этих течений имело особый взгляд на пути общественного развития и обеспечение личности правами.

Идеологи

Выражает интересы

Основополагающие идеи

Способы добиться целей

Консерватизм

Бёрк, Гоббс, де Местр

Аристократии и духовенства

Отстаивание традиционных ценностей и порядков. Верность социальным или религиозным доктринам. Главная ценность — сохранение традиций социума, его институтов и ценностей

Умеренные преобразования

Либерализм

Локк, Юм, Кант, Руссо

буржуазии

Права и свободы любого человека – это высшая ценность, государственные и церковные средства влияния на жизнь граждан и социума ограничиваются конституцией.

Принципы — незыблемость частной собственности, свободные торговля и предпринимательство.

Выборы, реформы

Социализм

Сен-Симон, Фурье, Оуэн

буржуазии, наемных рабочих, крестьян

Социальная справедливость, свобода и равенство. Общественная собственность или всеобщий контроль над природными ресурсами.

Природный выбор граждан, выборы, реформы.

Коммунизм

Маркс и Энгельс

Рабочего класса (пролетариата)

Неотвратимость борьбы между классами и социалистической революции. Главная роль пролетариата в революции. Удаление товарного производства и ликвидация частной собственности. Коммунистическое общество всестороннее развивает каждого социального индивида.

Социальная революция

Анархизм

Прудон, Кропоткин, Бакунин

Трудящегося народа

Уничтожение обязывающего управления и власти человека над человеком, социальные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого.

самоорганизация граждан

Глубинная трансформация мировоззрения европейцев стала следствием промышленной революции XIX века. Все оформившиеся в этот период направления общественно-политической мысли отражали существенные изменения во взглядах на государство, политику и роль личности в истории.

Особенности развития социально-политической мысли в России

На протяжении XIX века в Российской империи предпринимались попытки сначала подправить, а потом и полноценно реформировать социальный порядок и вековые устои общества. В первую четверть столетия зародились общественные движения и начали формироваться главные направления отечественной общественно-политической мысли.

Идеологи

Выражает интересы

Основополагающие идеи

Способы достижения целей

Консервативное

Устрялов,

Привилегированных сословий и бюрократии

— Теория официальной народности.

— За власть и сохранение старых порядков.

— Против радикальных реформ.

Всемерное укрепление основ самодержавия

Либеральное

Славянофилы

Киреевский, Аксаков, Самарин, Хомяков.

Патриотической интеллигенции

Россия должна развиваться по собственному пути. Самодержавие может сохраняться, но народ может через Земские соборы выражать свою волю.

Реформы сверху с учетом мнения народа.

Западники

Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин

Либеральной интеллигенции

Путь развития России и Западной Европы един. Благо страны в следовании западному примеру и стремлении стать частью единой, общечеловеческой культуры.

Мирная реализация реформ.

Революционно-демократическое

Буташевич-Петрашевский, Герцен, Огарев

Студенческая молодежь

Упразднение самодержавия и крепостничества. Установление истинного народовластия.

Радикальные реформы и бунты.

Марксизм

Плеханов,

Рабочий класс

Капитализм исчерпал свои возможности и должен преобразоваться в коммунизм.

Социальная революция.

Анархизм

Кропоткин,

Трудовой народ

Отрицание государства как политического института.

Самоорганизация общества сознательных индивидов.

В середине и последующей второй половине XIX века, отечественная общественно-политическая мысль достигла своего расцвета. Наступающая индустриальная эпоха несла колоссальные социально-экономические изменения, ставившие во главу угла проблему переустройства государственной власти в стране.

На вопрос европейская политическая мысль XIX (19) века заданный автором Angry Blonde лучший ответ это Политическая мысль XIX века.
Ее особенность состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы “все объяснить” или “решать все проблемы”. XIX век – это период бурного развития капитализма с его устоями (частной собственностью, свободной конкуренцией и частной инициативой). Это повлекло за собой создание новой политической и правовой системы
Ведущим направлением политической мысли первой половины XIX в. является либерализм. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Политический либерализм коренится в политико-социологических учениях эпохи Просвещения. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназванные политические принципы.
Сформулированные в трудах И. Бентама, Г. Спенсера, Д. Милля и других мировоззренческие, политические и экономические принципы либерализма были несовместимы в политическом отношении с идеями консерватизма, получившего распространение во второй половине XIX в. – как политическая идеология. Он ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Термин “консерватизм” ввел французский писатель Шатобриан в период Великой Французской революции. В отличие от либерализма он не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консерватизм, как правило, начинает оживляться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Так было во Франции, Германии, России, Англии. Консерватизм XIX в. не был реакционным течением, он близок традиционализму, который образно выражен в понятии “золотой век” – порядка, существовавшего изначально, с которым следует соотносить всякий возникающий во времени порядок.
Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, до и после него, он искал новое общественное устройство, полагая, что невозможно выжить в этом чудовищном мире.
В середине XIX в. зарождается новое направление в политической мысли оказавшее громадное влияние на всю последующую политическую историю – марксизм. Критически осмыслив предшествующие социалистические теории, философские идеи Гегеля, Фейербаха и других, К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к следующим выводам: политика, политические отношения, государство и право не могут быть поняты ни из самих себя, ни из каких-либо духовных или физических начал. Они коренятся в материальных условиях жизни классового общества; анатомия классового общества, понимаемая как совокупность определенного типа производственных отношений, входит в предмет политической экономии. Следовательно, политическая теория, решая вопрос о соотношении классового общества и всех политических явлений и процессов, должна опираться на исследование производственных отношений. В то же время в марксизме абсолютизируется классовая природа политических отношений. Государство рассматривается как продукт отчуждения труда, как результат господства частной собственности. Марксизму свойственен деструктивный взгляд на проблему политической власти и бюрократии. В его основе лежит представление о временности бюрократии, подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом политической власти. На смену буржуазной демократии должна прийти пролетарская.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»