Бомарше биография кратко. Пьер огюстен карон бомарше

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Там же) - французский драматург и публицист .

Биография

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760-1780

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера «Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех «Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

1780-1799

Когда началась Война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
  • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 - «Севильский цирюльник » (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
  • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 - Préface du mariage de Figaro
  • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Напишите отзыв о статье "Бомарше, Пьер Огюстен Карон де"

Примечания

Литература

  • Фредерик Грандель // Beaumarchais: ou, la calomnie. Paris, Flammarion, 1973; Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной; М., «Книга», 1986. 400 стр.
  • - из «Писатели Франции», М. Издательство «Просвещение», 1964 г.
  • / Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери
  • Лисы в винограднике. Лион Фейхтвангер. Исторический роман.

Тексты

  • (фр.) - оригинальный текст издания 1785 г.

Ссылки

  • Бомарше // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1375 дней)) - статья из Литературной энциклопедии (1929-1939)
  • - статья из «История всемирной литературы» (1988)
  • - из «История зарубежной литературы XVIII века»
  • - статья из энциклопедического справочника «Исторический лексикон. XVIII век» (1996)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Луков Вл. А. . Электронная энциклопедия «Французская литература от истоков до начала Новейшего периода» (2011). Проверено 28 июня 2014. .

Отрывок, характеризующий Бомарше, Пьер Огюстен Карон де

Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.

фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais

французский драматург и публицист

Пьер Бомарше

Краткая биография

Пьер Бомарше - знаменитый французский драматург, публицист - появился на свет в 1732 г., 24 января, в семье парижского часовщика, носившего фамилию Карон. Отец обучал его своему ремеслу, и параллельно юный Пьер занимался изучением музыки, достигнув на этом поприще определенных успехов. Он умел хорошо играть на арфе, обладал даром красноречия, был остроумным и коммуникабельным молодым человеком.

Благодаря этим качествам перед ним открылись двери в высшее общество, он получил незначительную должность при дворе, где не преминул обзавестись полезными знакомствами. Удалось ему завоевать доверие и миллионера Дювернэ и даже превратиться в его младшего делового партнера. В его жизни было два скоротечных брака, и оба раза его вторыми половинками становились богатые вдовушки. Все эти обстоятельства помогли Карону обзавестись солидным состоянием, из просто Карона превратиться в Пьера Карона де Бомарше (так называлась поместье его первой жены) и открыть тем самым новую веху в своей биографии.

Удивительную активность и коммуникабельность Бомарше продемонстрировал в Испании, куда отправился в 1764 г. для защиты сестры, обесчещенной местным писателем. Он и в чужой стране сумел найти общий язык с высшим обществом, к нему благосклонно отнесся сам король.

В 1767 г. состоялся дебют Бомарше (к этому времени вернувшегося в Париж) как драматурга. Он написал пьесу «Эжени», пользовавшуюся небольшим успехом; вторая его драма, «Два друга» (1770), была встречена публикой холодно. В том же году скончался покровительствовавший ему банкир, а его наследники вынудили Бомарше ввязаться в длительную судебную тяжбу, в противостояние с представителями закона. Он участвовал в них с переменным успехом, но, поставив на службу не только изворотливость, но и литературный дар, сумел вызвать громкий резонанс, склонить общественность на свою сторону, восстановить себя в правах, обличив недостатки судебной системы в знаменитых четырех памфлетах под названием «Мемуары» (1774). О них чрезвычайно лестно отозвался сам Вольтер , утверждавший, что ему не приходилось читать что-либо более интересное. В 1778 г. были написаны «Продолжения мемуаров», с помощью которых ему удалось выиграть дело у наследников Дювернэ.

Написание еще двух комедий – «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) - помогло ему завоевать статус любимого писателя нации. Пьесы выдержали огромное количество постановок, успех которых объяснялся еще и наличием хорошо читаемых революционных мотивов.

Война за независимость США сделала Бомарше еще более состоятельным человеком: он занимался поставками в Америку оружия и боеприпасов. В 1781 г. он снова оказался активным участником судебного процесса и на этот раз представлял интересы некоей мадам Корнман, обвиняемой в супружеской неверности. Выигрыш был просто блестящим, однако общественность симпатизировала ему на этот раз гораздо меньше. Им были перевыпущены «Мемуары», но прежний ошеломляющий успех оказался недостижим. В 1787 г. опера на его либретто несколько подпортила его репутацию писателя, с большой прохладцей республика встретилась и поставленную в 1792 г. очередную комедию.

На закате жизни Бомарше терпел и материальные убытки. Он выпустил собрание сочинений Вольтера, затратив на издание огромные деньги, но его оставлявшее желать лучшего качество привело к коммерческому краху. В 1792 г. ему не удалось исполнить взятое на себя обязательство о поставке в Америку 60 тыс. единиц оружия, в связи с чем пришлось бежать в Лондон, позднее в Гамбург. Только в 1796 г. он возвратился во Францию и предпринял попытку восстановить репутацию написанием очередного сочинения, но с возложенной на него миссией оно не справилось. 18 мая 1799 г. знаменитый драматург скончался.

Биография из Википедии

Родился 24 января 1732 года в городе Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери» («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760-1780

В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом - испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо.. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 г. он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дюверне; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дюверне, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй - проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г. выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» - «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дюверне.

Во время войны за независимость американских колоний Бомарше, через специально для того созданную фирму «Родриго Горталес и Ко» снабжает оружием и боеприпасами американских повстанцев. На сент. 1777 г. Бомарше осуществляет поставки на 5 млн ливров, которые так и не были возмещены американским правительством. Последнее не раз обсуждало проблему долга, и лишь к середине XIX в. наследники Бомарше получили некую сумму, значительно меньшую причитающейся, даже без учета процентов.

«Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Тарар»

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней: «…Это уже была революция в действии»//…La revolution en action.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка. Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери, чья опера «Данаиды» с большим успехом шла в Париже. Исключительный успех «Тарара» Сальери укрепил и славу драматурга.

1780-1799

Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792 году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей французской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875).Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
  • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 - «Севильский цирюльник» (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
  • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 - Préface du mariage de Figaro
  • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Август, 18 2011

Пьер Огюстен Карон де Бомарше — выдающийся французский драматург, непревзойденный полемист и острослов, автор великих комедий «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Caron de Beaumarchais

Сочинительство никогда не было главным в его жизни, а талантов и выпавших на его долю приключений с лихвой хватило бы на несколько человек!

Родился Бомарше 24 января 1732 в семье часовщика Андре Шарля Карона в Париже. Сначала он пошел по стопам отца, но одновременно с большим интересом изучал музыку. Музыкальные таланты и великолепный дар оратора открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество. Здесь он приобрел большие связи, пригодившиеся ему впоследствии. Фамилию же «де Бомарше» Карон взял после первого брака. Так называлось поместье, принадлежащее его жене.

Пьер Бомарше «с младых ногтей» делал все возможное, чтобы достичь богатства и высокого положения в обществе. В двадцать один год он создал революционный часовой механизм — анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часового механизма. А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество (таким образом он становится академиком) и получает место королевского часовщика. При этом занимался обучением музыке принцесс — игре на арфе.

Кроме того Бомарше занимался торговлей с Америкой рабами, создав "португальскую компанию" "Родриго Орталес и Ко", стал снабжать оружием восставшие североамериканские колонии, выполнял секретные миссии королей, одно время считался самым богатым человеком Франции, а потом оказался в тюрьме как должник.

В тюрьму его сажали и при королевской власти, и после её свержения. Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния.

Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня (!) автор полностью переделал пьесу — и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени.

Уже через год он написал «Женитьбу Фигаро» — вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать восемь лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное — от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Бомарше в этой пьесе — провозвестник революции. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него король Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления...» Король оказался хорошим предсказателем, а на могиле Бомарше выведены слова:

Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой

«Главное — захотеть!»

✓ Когда началась война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.

✓ В 1781 году некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности. Бомарше представлял интересы мадам Корнман и блестяще выиграл дело, хотя представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником.

✓ Когда Бомарше однажды отказали в удовлетворении его собственного иска, он, недолго думая, подал в суд на... своих судей. Поступок был беспрецедентный, скандал — невероятный, публика оказалась всерьёз заинтригована, и, на этом фоне, Бомарше снова выиграл!

2.035 Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
(1732-1799)

Любой писатель априори - авантюрист. Ну а король авантюристов среди писателей - бесспорно Бомарше. «Если его повесят, то веревка наверняка оборвется», - ласково шутили современники. Правы те, кто говорил о нем, что главное произведение писателя - его жизнь.

Родился в Париже 24 января 1732 г., в многодетной семье преуспевающего часовщика Андре Шарля Карона.

Получив начальное школьное образование, мальчик попутно прекрасно освоил игру на арфе, флейте и виоле. С 13 лет он стал учиться на часовщика в отцовской мастерской, поскольку именно ему предстояло продолжить семейное дело.

В 20 лет Пьер-Огюстен - лучший часовых дел мастер Парижа. Он придумал механизм, названный позднее «спуском Бомарше», который свел неточность в работе часов к нулю - его и ныне устанавливают во всех наручных часах. Когда один парижский часовщик присвоил себе это изобретение, Пьер-Огюстен возбудил против него процесс в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность, и сам Людовика XV заказал у него часы.

В 24 года Карон выгодно женился на богатой вдове, предварительно выкупив у ее смертельно больного мужа пожизненную ренту. Через десять месяцев жена внезапно умерла. Началось долгое судебное разбирательство между Кароном и его тещей за наследство, поползли слухи, что смерть жены и ее первого мужа-старика наступила от яда. Ничего, однако, не было доказано, все состояние покойной перешло к ее родственникам, а Карону остался «утешительный приз» - имя де Бомарше (по названию одного из личных имений жены). Позднее он приобрел и дворянское звание.

Оставив профессию часовщика, Бомарше занялся усовершенствованием арфы, и таки сделал изобретение и там! Изобретателя представили дочерям Людовика XV, и он не упустил случая блеснуть перед ними своим остроумием, а также незаурядными музыкальными способностями.

Очаровав принцесс и королеву, молодой человек стал давать им уроки игры на арфе. Музыканту поручили устройство домашних концертов в Версале, благодаря чему он завязал много выгодных знакомств и быстро сколотил состояние.

На удачливого ловкача обратил внимание банкир Пари-Дюверне. Банкиру Бомарше помог получить поддержку короля, а сам стал участником многих финансовых спекуляций Дюверне, благодаря чему купил должности королевского секретаря и смотрителя королевских охотничьих угодий, приобрел богатый дом и выезд.

Отправившись по заданию Дюверне в Испанию, Бомарше быстро освоился в Мадриде и первым делом уладил семейное дело, связанное с отказом испанского литератора Хосе Клавихо жениться на его сестре. Пьер-Огюстин вынудил «отказника» написать заявление, в котором тот признал себя виновным в нарушении данного им слова, а сестре нашел другого жениха.

Сам он пережил еще массу приключений, участвуя в разных финансовых спекуляциях, придворных развлечениях и музыкальных упражнениях. Одних прожектов для испанского правительства он сочинил пять, правда, ни один из них так и не был реализован. Испанцы были в восхищении от его неистощимой веселости и богатства фантазии. Тогда же поползла по всей Европе сплетня, будто Бомарше на дуэли убил несчастного Клавихо, и ею воспользовался Гёте, написав трагедию «Клавиго».

По возвращении в Париж Бомарше дебютировал в 1767 г. средненькой пьесой «Евгения», а через три года выпустил драму «Два друга», которая провалилась. К этому времени драматург опять нашел красивую богатую вдову, которая недолго оставалась его женой: в родах она умерла. Через два года умер и его сын.

После смерти Пари-Дюверне началась долгая тяжба с наследниками банкира. На одном из промежуточных этапов разбирательства Бомарше был признан парламентом граждански нечестным и приговорен к клеймению. Бомарше написал в свою защиту «Мемуары», где высмеял судебный произвол и не оставил камня на камне от тогдашних судебных порядков Франции.

Мемуары произвели эффект разорвавшейся бомбы и принесли автору невероятную популярность. Процесс окончился лишением должности судьи, а парламент волею короля был распущен.

Король хоть и приказал сжечь «Мемуары», приблизил к себе героя и услал его в Лондон с поручением, касавшимся королевской семьи, с которым тот справился с честью.

Умершего Людовика XV сменил Людовик XVI, которому тоже понадобилась ловкость Бомарше в улаживании скандалов в королевском семействе. Бомарше разъезжал по всей Европе, выполняя тайные поручения монарха. Интимного рода услуги сделали его богатейшим человеком Франции. Король разрешил Бомарше поставить его новую пьесу «Цирюльник» в Театре комедии.

На первом представлении комедия провалилась. Бомарше за ночь переделал пьесу, и она имела потрясающий успех. Позднее драматург дал ей название «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность».

Когда на следующий год Франция тайно поддержала североамериканские колонии в их войне за независимость от Англии, Бомарше на три миллиона ливров купил для повстанцев оружие и обмундирование.

На общественном поприще Бомарше добился утверждения авторских прав и прав на гонорары для драматургов; основал объединение драматических авторов; организовал акционерный банк; скупил и вернул Королевской библиотеке разворованные архивные исторические документы; участвовал в создании «Парижской компании вод», занимавшейся внедрением первой в Париже паровой машины.

В 1779 г. Бомарше взялся за издание первого полного собрания сочинений Вольтера, умершего годом ранее. В течение 8 лет вышло два издания: в 72-х и в 92-х томах общим тиражом 15 тысяч экземпляров, из которых было реализовано по подписке не больше 4 тысяч. Парламент и духовенство добились запрещения продажи изданий, что принесло Бомарше миллион убытку, о чем он никогда не жалел.

После первого прочтения в Версале комедии «Безумный день» король запретил ее показ, но Бомарше читал пьесу по салонам, а также опубликовал отдельные фрагменты. Восхищенные пьесой аристократы вынудили короля дать согласие на парижскую постановку, убедив его, что «Безумный день» с треском провалится. Они сами же рубили сук, на котором висели над бездной!

В день премьеры весь цвет Парижа с утра занял места в театре, графы и маркизы стояли в партере вперемешку с лавочниками. Три человека погибли, задавленные в дверях толпой. Они стали первыми жертвами в будущей мясорубке революции, «спусковой механизм» которой привел в движение Бомарше.

Неслыханный успех пьесы побудил врагов писателя организовать против него целый заговор. Бомарше угрожала Бастилия, но король приказал заключить драматурга не в Бастилию, а в исправительную тюрьму Сен-Лазар для несовершеннолетних. Там оскорбленный Бомарше написал «Памятку королю», от которой Людовик XVI расчувствовался и простил наказанного, разрешив поставить еще и «Севильского цирюльника» в Версале.

«Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Наполеон как-то заметил, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы.

В 1787 г. Бомарше поставил лирико-философскую оперу «Тарар» (композитор А. Сальери), а через пять лет мелодраму «Преступная мать, или Второй Тартюф». Обе постановки не имели большого успеха.

Когда победила Республика, Бомарше закупил для ее армии 60 тысяч ружей в Голландии. Поставки задержались, и его тут же обвинили в том, что он спрятал оружие в ожидании реванша «врагов народа».

В доме писателя произвели обыск, нашли связки нераспроданных томов Вольтера и его арестовали. Через неделю писателя выпустили, благодаря чему он чудом избежал гильотины. Все имущество Бомарше было в очередной раз описано. Но он сумел опять войти в доверие к революционным властям, и ему поручили через Лондон добиться поставки оружия из Гааги.

Пока Бомарше был в Англии, его имя было внесено в списки эмигрировавших аристократов - «врагов народа». Въехать во Францию он уже не мог. Купленным оружием завладели англичане. Жена, дочь и сестра Бомарше были посажены в тюрьму, а сам он оставался до 1796 г. в Гамбурге в одиночестве, перебиваясь с хлеба на воду. При Директории ему возвратили парижский дом, но состояния было не вернуть. Не добился писатель и возврата огромных сумм от правительств США и Французской республики.

На русский язык произведения писателя переводили Н. Любимов, Л. Зонина, Л. Лунгина и др.

P.S. С чувством благодарности иллюстрирую этот очерк о Бомарше прекрасным стихотворным переложением:
Нина Самогова (https://www.stihi.ru/avtor/timoscha1)

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше

"У тебя прескверная репутация! - А если я лучше своей репутации?"
"Безумный день, или Женитьба Фигаро"
====================================================
http://www.stihi.ru/2014/06/23/1786

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
Авантюрист, писатель, часовщик.
Прощения прошу я за клише,
Но сам себе он памятник воздвиг.

В Париже был он лучший часовщик.
Изобретя «Спуск Бомарше» в часах,
Проснулся знаменитым в тот же миг,
И к славе сделал самый первый шаг.

Женившись на богатенькой вдове,
Лишь девять месяцев он с ней прожил,
По имени имения Бомарше
Приставку «де» в наследство получил.

Потом для арфы что-то изобрёл,
В финансах стал отъявленным лжецом,
Затем вторую вдовушку нашёл
И почему-то снова стал вдовцом.

За шулерство в финансовых делах,
Он был к клеймению приговорён,
Но суд французский обвинив в грехах,
Судью на «мыло» смог отправить он.

Провал двух первых пьес его смутил,
Но волю Автора собрав в кулак,
«Цирюльника» он вскоре сотворил.
То был его второй к бессмертию шаг.

А с «Фигаро» он сделал третий шаг,
Любила Мельпомена Бомарше.
Она-то знает толк в таких вещах,
И вновь прошу прощения за клише.

Великий пересмешник, драматург и публицист, ловкий делец, несомненно, наделивший знаменитого Фигаро собственными чертами характера. Все это - Пьер Огюстен Бомарше.

Биография и творчество Пьера Огюстена Бомарше

Он родился в 1732 году во французской столице. Отец был мастером часовых дел. Настоящая фамилия будущего Бомарше – Карон. Мальчик присматривался к этому ремеслу и даже некоторое время занимался им. Однако в нем проснулись и другие таланты, в частности, к музыке. Если бы не музыкальная одаренность и развитое ораторское искусство – не видать юному Карону светского общества, как своих ушей. А так - он умел нравиться и заводить полезные знакомства.

Более того – капризная фортуна благоволила ему настолько, что даже удалось попасть ко двору самого французского короля, коим был тогда . Дочери монарха желали обучиться играть на арфе, и Карон оказался очень кстати. Бомарше был женат дважды и оба раза – по расчету, на богатых вдовах. К тому же, они как-то поразительно скоро отошли в иной мир, оставив новоиспеченному мужу значительное состояние. Так он стал финансово независим и мог жить, не заботясь о поисках хлеба насущного.

Кстати, имя «Бомарше» Карон взял себе по названию родового поместья, принадлежащего первой супруге. Оно звучало более аристократически. Бомарше не раз приходилось принимать участие в разного рода судебных тяжбах, где и пригодились с лихвой его ораторский дар и умение убеждать. Впрочем, победы чередовались с неудачами.

Однажды Бомарше взялся за перо, из-под которого вышла книга «Мемуары», название которой, впрочем, обманчиво – она не воспоминательная, а насквозь полемическая, содержащая обличение судопроизводства тогдашней Франции. Дело было сделано – Бомарше настроил общественное мнение в свою пользу. В промежутках между адвокатскими баталиями Бомарше обращался к драматургии. Здесь тоже не всё обстояло гладко, путь к шумному успеху предстояло пройти трудный и извилистый.

Первые пьесы публику не взволновали. Зато «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» вознесли Бомарше в ранг национального писателя и гордости Франции. Он стал одним из духовных отцов грядущей наряду с Ж.Ж.Руссо – уже тем, что обличал сословные предрассудки и дерзал утверждать, что и король – это самый обычный человек, со слабостями и страстями. Да и сам Фигаро как типичный представитель «третьего сословия» не мог не импонировать самому этому сословию – ведь очень скоро именно оно составит основную ударную силу революции.

Людовик XVI пытался запретить постановку второй пьесы, но тщетно. Сам Бомарше неоднократно читал оба произведения в аристократических салонах Парижа, чем только увеличивал их популярность. Вдохновились композиторы – Россини написал оперу «Севильский цирюльник», а Моцарт – свою, по мотивам «Женитьбы Фигаро». Обе пьесы выдержали более сотни представлений, которые шли практически ежедневно.

Не слишком чистым с моральной точки зрения в биографии Бомарше выглядит эпизод с поставкой вооружения Соединенным Штатам Америки в ведомой ими Войне за независимость. Но и здесь он был в своей стихии – делец навроде своего Фигаро, умеющий извлекать выгоду из всего более-менее приемлемого. Однако своими финансовыми махинациями Бомарше серьезно пошатнул свою репутацию.

Отвернулась от него театральная публика. Бомарше взялся издавать сочинения Вольтера, но лишь себе в убыток. Пришлось спасаться бегством от невыполненного обязательства о поставках ружей американской армии. Бомарше скончался в 1799 году, разочаровав современников.

  • Не доиграв финальной сцены из «Женитьбы Фигаро», фактически прямо на сцене скончался известный советский актер Андрей Миронов. Уже в бессознательном состоянии он продолжал шептать слова роли.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»