Контрольная работа политическое сознание и его структура. Политическое сознание

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Подробное решение Параграф § 26 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всегда ли люди участвуют в политической жизни сознательно? Почему существуют разные взгляды на политику? Влияют ли на политическую жизнь психологические особенности её участников? Кто может манипулировать сознанием и поведением людей?

Политические убеждения - совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль.

Политические убеждения нередко тесно переплетаются с другими личными убеждениями человека - с его верой или религией, его личной моралью и шкалой ценностей.

Политические убеждения могут отражаться или не отражаться в конкретных действиях, направленных на защиту или реализацию этих убеждений, например, в голосовании на выборах за конкретную политическую партию или движение, за конкретного кандидата, или в участии либо неучастии в митингах и демонстрациях протеста и т. д. и т. п.

Манипуляция массовым сознанием - один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. В чём состоит позитивное значение расширения объёма общедоступной информации?

Позитивное значение расширения объёма общедоступной информации состоит в расширении знаний человечества. Общедоступная информация дает людям право получить исчерпывающие знания практически в любой области.

Вопрос 2. Каковы негативные последствия такого расширения?

Человечество сталкивается с им же созданной угрозой - с опасностью утонуть в безбрежном океане неструктурированной информации. Причём эта опасность связана не только с переизбытком информации, но и с возрастающей энтропией информационного пространства, наполняемого неравноценной по своему качеству информацией, а то и вовсе захламляемого «информационным мусором» или даже заражаемого «информационной отравой».

Вопрос 3. В чём проявляются трудности ориентации в неструктурированной информации?

Из-за большого объема похожих друг на друга данных трудно выбрать то, что действительно нужно.

Вопрос 4. Как следует понимать слова об энтропии информационного пространства?

Информационная энтропия - мера неопределённости или непредсказуемости информации, неопределённость появления какого-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.

Вопрос 5. Как вы думаете, почему многие предпочитают пользоваться «привычными источниками политической информации»?

Привычные – телевидение, радио и интернет, газеты. Они наиболее удобны в использовании.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»?

Политическое сознание - это одна из форм общественного сознания. Это мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными общностями - классами, нациями, социальными группами, а также индивидами. Все политические явления находят отражение в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях.

Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это - субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причём заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе - положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях - обыденно-практическом и идеолого-теоретическом.

Вопрос 2. Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними?

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. Вступая во взаимодействие с различными политическими институтами, социальными силами, втягиваясь в политические процессы, переживая политические события, люди познают мир политики, у них формируется отношение к политическим явлениям, политическим деятелям, возникают практический опыт, представления, эмоции, привычки. В сознании людей отражается то, что непосредственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей.

Идеолого-теоретическое сознание в отличие от обыденного выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности учёных, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создаёт науку политологию. А система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов.

Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом определяет политическое поведение каждого субъекта политики.

Вопрос 3. Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни?

В современной науке под политической идеологией понимается совокупность систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействуя на неё.

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых её потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми.

И в наше время общество состоит из многих социальных групп. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на её использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определённый субъект политики отражает в своём сознании политическую жизнь, осознаёт собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы.

Многие современные исследователи рассматривают идеологию как теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Что же касается идеологии, то ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под тем или иным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную её картину.

Социальная группа, чьи интересы обслуживает определённая идеология, предрасположена к её восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощённая интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.

Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели действуют в том направлении, которое задаётся принятой ими идеологией. Определённая идеология является существенной характеристикой любой политической партии. Партия, как правило, объединяет приверженцев этой идеологии и противопоставляет её идеологическим позициям других политических партий, ведёт с ними идеологические дискуссии, а нередко и идеологическую борьбу.

В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса.

Важными формами воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают её цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашённых лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры.

Политические партии как носители определённой идеологии используют её как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками.

Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, её сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за неё на выборах. Поэтому любая партия ведёт борьбу за внедрение в сознание людей своей идеологии. Различные политические организации стремятся распространить в обществе или определённой части населения свои оценки прошлого и настоящего, своё понимание политической ситуации, свои представления о будущем.

Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о реальной действительности, задавая ориентиры политической деятельности. Выражая интересы определённых социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль.

Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию.

Вопрос 4. Охарактеризуйте каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.

Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. Это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские.

Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII-XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях - равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни - свободу мысли и слова.

В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищённой от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии, результатом которой стал новый либерализм. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, неолиберализм признаёт необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слоёв общества.

Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Признаются естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоёв. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида.

Вместе с тем консерватизм, как и либерализм, придаёт основополагающее значение частной собственности, свободе предпринимательства.

Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые каждый должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма - мораль, религия, закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть.

Социалистическая идеология связана с многовековой мечтой уметённых слоёв об обществе социальной справедливости. Она проявилась в утопических проектах, содержавших идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному, началу.

Наиболее разработанным социалистическим учением в XIX в. стал марксизм. Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растёт пролетариат, который, совершив революцию и создав государство пролетарской диктатуры, построит общество социальной справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое хозяйство и распределение по труду.

На общественное сознание и политику в XX в. наибольшее влияние оказали два течения социалистической идеологии: социал-реформизм и ленинизм.

Социал-реформизм, или социал-демократическая идеология, возник на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды.

Социализм, с точки зрения социал-демократов, - это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни. Социал-демократические партии, находившиеся у власти в некоторых странах (например, в ФРГ, Швеции), реализовав в политике свою идеологию, существенно повлияли на развитие в этих странах социальной демократии.

Ленинизм, или коммунистическая идеология, сделал акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращается на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации, сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования. Опыт реализации коммунистической идеологии правящими партиями в СССР и ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы завершился крахом созданной в этих странах общественно-политической системы.

Идеология фашизма в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как к внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощённое в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации.

Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия - всё это в большей или меньшей степени присуще всем разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, который обосновывал цель мирового господства арийской расы. Реализация идей национал-социализма привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы.

В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников.

Вопрос 5. Каковы характерные черты политической психологии?

В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология - политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества. В отличие от идеологии, которая принадлежит к теоретическому уровню политического сознания и является плодом специализированной деятельности небольшой группы идеологов, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с институтами власти, т. е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип сознания. Он представляет собой несистематизированную, внутренне противоречивую совокупность воззрений и включает как рациональные, так и иррациональные, подсознательные элементы.

Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет, психологический склад этносов, здравый смысл, а более изменчивой - настроения, эмоции, переживания, ожидания. Все эти компоненты политической психологии оказывают влияние на поведение субъектов политики.

Учёные, изучающие политическую психологию, раскрывают её роль в политической жизни по ряду направлений. Во-первых, это психология личности в политике (включая личность лидера). Во-вторых, психология малой группы (взаимоотношений внутри группы и её отношений с внешним окружением). В-третьих, психология больших социальных групп и национально-этнических общностей. В-четвёртых, психология масс и массовых настроений. Важное направление - изучение восприятия населением политической информации, распространяемой прежде всего по каналам радио и телевидения.

Вопрос 6. Определите место СМИ в современной политической жизни. Что вам известно об их функциях? Каким образом СМИ осуществляют своё политическое влияние?

Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.

В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Ещё одна функция - представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям.

Наиболее распространённые СМИ - радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создаёт «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, лёгкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвёртой властью».

Возникновение Интернета обусловило качественно новую ситуацию в сфере политических коммуникаций. Благодаря ему появился мировой рынок новостей, функционирующий без контроля органов власти. Интернет дал возможность каждому его пользователю получать те сведения, которые ему нужны. Политика стала более открытой. Интерактивный характер Интернета предоставил новые возможности для выражения гражданами своих потребностей, для участия в обсуждении волнующих их общественно-политических проблем. Вместе с тем Интернет создаёт опасность манипулирования потребителями сетевой информации, поскольку в нём содержится огромный поток непроверенных, недостоверных материалов.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы, как сказано выше, и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определённым общественным силам сторону.

Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подаётся полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале XX в. Какая идеология лежала в основе политической программы каждой из них?

1. В 1901 году оформилась партия социал-революционеров (эсеры), которые считали себя наследниками народников. Идеология: социализация земли, свержение самодержавия. Они предполагали опираться на народные массы, вели свою агитацию. Средства - индивидуальный террор.

2. Социал-демократы. Опиралось это движение на марксистское учение.

Программа-минимум: свержение самодержавия и установление демократической республики, всеобщее избирательное право, широкое местное самоуправление и право наций на самоопределение, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам их надела, отрезанного в 1861 году и отмена выкупных платежей. Программа-максимум: установление диктатуры пролетариата (остальное аналогично минимуму). В связи с расхождением во взглядах, раскололось на меньшевиков и большевиков соответственно.

3. Черносотенное движение: главная организующая сила - дворяне-помещики. Они были на стороне самодержавия, "все беды великой и могучей России происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев..."

4. "Союз 17 октября" или октябристы. Эта партия была удовлетворена манифестом 17 октября и выступала за прекращение революции.

Вопрос 2. Как вы думаете, что имел в виду польский писатель Б. Чешко в следующем рассуждении: «Большая политика рано или поздно настигнет тебя. Но постарайся, чтобы она не застигла тебя в исподнем»? Какой материал параграфа поможет ответить на поставленный вопрос?

Всех политиков рано или поздно на чем-то ловят, вне зависимости, совершали они что-то или нет, так как если не совершали, то они могут быть кому-то просто неугодны, но нужно быть к этому готовыми, чтобы тебя не застали врасплох.

Вопрос 3. Закон «О средствах массовой информации», дающий широкие права журналистам, гласит также и о недопустимости злоупотребления этими правами, в частности их использования в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. Объясните значение этой правовой нормы.

Это делается для того, чтобы полученная информация и не утаивалась журналистами с целью возможного шантажа данных людей, и чтобы не было возможности распространять неподтвержденные слухи и сплетни на официальном уровне.

Вопрос 4. В 2010 г. было проведено социологическое исследование по вопросу: «Есть ли у вас представление, в каком направлении движется наша страна, какие цели поставлены перед ней нынешним руководством?» 15% опрошенных ответили: «Довольно ясное представление», 43% заявили: «Довольно смутное представление», а 23% отвечавших - «Нет никакого представления». В то же время 7% затруднились ответить, а 12% заявили, что дела в стране пущены на самотёк. Какие выводы о политическом сознании граждан вы можете сделать из приведённых данных? Чем можно объяснить полученные результаты? Аргументируйте свою позицию.

Низкое политическое самосознание. Это связано с недоверием населения к политическим силам нашей страны.

Вопрос 5. Как вы понимаете слова известного российского учёного П. Л. Капицы: «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения»?

Значение и роль средств массовой информации в жизни общества и функционировании государства трудно переоценить. Основная задача СМИ заключается в информировании людей по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества, что обусловлено необходимостью обеспечения устойчивости власти. Учитывая это, средства массовой информации способом воздействия на сознание людей стремятся сформировать у них определенных установки, оценки и суждения для создания положительного стереотипа законопослушного поведения граждан, выработки стремления соблюдать нормы права и уважать закон.

С появлением государства и развитием политической организации общества возникает и развивается политическое сознание. Это та часть общественного сознания, которая имеет непосредственное отношение к политическим явлениям и процессам. Политическое сознание является одной из центральных категорий политологии, обозначает восприятие субъектом той части окружающей его действительности которая связана с политикой. Это совокупность взглядов, установок, которые выражают отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям и нормам политической жизни Таким образом, политическое сознание – это совокупность взглядов, оценок, эмоций, касающихся политики.

Политическое сознание выражается в трех аспектах: знания, оценка, эмоции – и имеет два измерения: гносеологическое (познавательная деятельность, через которую постигается сущность субъектов и объектов политики, управляющие ими законы связи политической сферы с другими областями жизни общества) и социологическое (роль и значение политического сознания в политической системе общества, его социальные функции, это субъективный компонент деятельности личности в политике). Данный аспект связан с выявлением носителей сознания определением их интересов и мотивов деятельности. Возникая и развиваясь в рамках осознания и реализации общезначимых политических интересов, политическое сознание выступает понятийным, оценочным, символическим и иным отображением реальных взаимодействий классов, социальных групп, граждан, борющихся за осуществление своих целей.

Познание политической жизни происходит на двух уровнях: эмпирическом (практическом) и теоретическом (политическая идеология). Различие между двумя уровнями состоит в глубине и полноте отражения политики, ее реальностей: эмпирическому недоступны объективные закономерности политической жизни, их познание осуществляется политико-теоретическим сознанием. Обыденное политическое сознание нельзя отождествлять с ложными представлениями, полностью сотканными из иллюзий и заблуждений. Эмпирическое сознание служит базисом для теоретического, и им ассимилируются некоторые понятия и идеи политической теории.

Становление и развитие политического сознания происходит следующим образом: формирование системы потребностей и нужд общества; выполнение определенных ролей и актуализация потребностей; формирование системы ценностных ориентиров; идентификация родственной социальной группы; четкое осознание собственных интересов, потребностей в социально-политической сфере; адекватная оценка существующей возможности влиять на политическую деятельность, учитывая собственные субъективные интересы; принятие системы ценностей и установок, которые формируют последующие политические устремления.

Среди факторов, влияющих на формирование политического сознания, следует отметить и специфику политической культуры, деятельность институтов политической системы, психологическое давление с помощью средств массовой информации.

41. Структура политического сознания

Политическое сознание большей своей частью принадлежит к мотивирующей сфере осознаваемого (интересы, потребности, побуждения). Оно присутствует в каждом политическом акте, прямо регулирует всякое политическое поведение, и именно поэтому оно является практически политическим сознанием Политическое сознание возникает в ходе практически-деятельностного осмысления людьми особой формы социальной культуры классового общества – политики.

Политическое сознание классифицируют в зависимости от его различных типов. Это понятие включает в себя некоторые существенные характеристики, присущие определенной группе исторически сложившихся структур политического сознания. Это логически организованная система политических ценностей, приоритетов и ориентиров. Выделяют открытый и закрытый типы политического сознания. Открытый предполагает способность к восприятию инородного социального опыта, культурных ценностей и традиций. Закрытый основывается на корпоративных, локальных, групповых нормах и целях и не приемлет общечеловеческие ценности и ориентиры. Политическое сознание многопланово и несет в себе различные социальные установки, поскольку для получения всесторонне достоверной информации о нем требуется его просмотр одновременно в нескольких ракурсах.

Тип политического сознания тесно контактирует с типом политического поведения личности, той или иной социальной группы. В этом плане в современных условиях политическое сознание классифицируют по следующим типам:

консервативное: различные течения консерватизма объединяются общей функцией – идейно-политическим оправданием и стабилизацией исторически изживающих себя структур;

либеральное: как тип политического сознания отталкивается от принципа свободы личности, предпринимательства, рынка, выступает за демократию и гражданские права;

радикальное: определяют как социальный критицизм, направленный на изменение существующей политической системы.

Функции политического сознания: познавательная: дает представление об окружающей политической действительности и позволяет человеку ориентироваться в ней; когнитивная: выражает потребность человека и социальных групп в отражении и осознании индивидуальных, групповых и общественных интересов; идеологическая: обосновывает, защищает и оправдывает интересы человека и общества в целом; оценочная: внутреннее отношение субъекта в окружающему миру политики, которое находит свое выражение в оценках, касающихся этого мира; целеполагательная: содержит установку на достижение определенных результатов деятельности. Готовность индивида к целенаправленной деятельности обусловлена мотивом. Мотив вызывает активность, обусловливает выбор предмета деятельности, пути движения к предмету, формы деятельности субъекта; коммуникативная: означает взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и институтами; прогностическая: заключается в способности группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования

1. Понятие, структура и формирование политического сознания

Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям. Что же в нем отражается и оценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Следует отметить, то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.

Политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.

Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.

Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.

При этом следует заметить, что генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

Субъективные образы, с помощью которых социальная группа, личность или общество в целом отражают политическую действительность образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К чувственным относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональным относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональным составляющим относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами.

Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.

В политической идеологии можно выделить два уровня функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, социального слоя (прослойки), нации, государства, и программно-политический, где политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги и являют собой идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения и деятельности людей. По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным. По своей направленности оно бывает демократическим, авторитарным, традиционным, современным, верноподданническим, лояльным, бунтарским и иным. Его основными видами являются массовое и специализированное политическое сознание. По субъектам можно выделить социально-групповое, национально-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивидуальное и другие виды сознания. Многообразие видов политического сознания увеличивается при рассмотрении его по отношению к конкретным объектам и субъектам политических процессов: к глобальным проблемам (войне, миру, окружающей среде и т.д.)

Весьма актуально рассмотрение структуры политического сознания по критерию властного потенциала его носителей в диапазоне субъект (властвующий) - объект (подвластный).

Структура политического сознания может рассматриваться и по другим критериям. Например, за основу могут быть взяты “матричные” показатели, те, что построены на одновременном учете различных признаков содержания, организации, функционирования. С этой точки зрения структура, например, политического сознания в США, по мнению наших исследователей Ю.Замошкина и Э.Баталова, включала следующие его типы: 1) либерально-технократический, 2) либерально-реформистский, 3) либеральный, 4) традиционалистский, 5) неоконсервативный, 6) радикально-либеральный, 7) радикально-этатистский, 8) правопозитивистский, 9) радикально-демократический, 10) радикально-бунтарский, 11) радикально-романтический, 12) радикально-социалистический и др.

Политическое сознание классифицируется и по качественно-содержательным параметрам. У различных его носителей оно может быть более или менее развитым, доминировать в структуре общественного и индивидуального сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия.

Интенсивная политизация общественного сознания связана с периодами кризисно-революционных ситуаций, со сменой политических режимов, персональных носителей власти, реконструкцией политических систем, концептуальных основ политического поведения.

Политизация общественного сознания как правило начинается с низших и верхних слоев социальной структуры. В меньшей степени политизации подвержены средние слои общества.

Политическое сознание относительно самостоятельно.

Относительность самостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, что создание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и проявлениях единое основание - социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства.

Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.

На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развивается массовое политическое сознание в странах с демократическими моделями организации политической жизни, где сложились правовые государства и гражданские общества. Подобный плюрализм массового сознания конструктивен по своей сути, ибо политическое сознание широких масс сориентировано на созидание лучшего, перспективного, справедливого, демократического жизнебытия.

На иных, нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическое сознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, с авторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовое политическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено идеологическому, пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политические процессы текущей действительности.

Что касается социально-группового политического сознания то оно возникает и развивается в процессе взаимодействия различных социальных групп по поводу удовлетворения ими своих политических интересов.

Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным, как не может быть однородным социально-политический статус входящих в него субъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающие политические позиции. Кроме того, политическое сознание группы включает универсальные политические ценности общества, являющиеся той основой, на базе которой возникает единство и стабильность общественного порядка. А поскольку политическое сознание вырастает из взаимодействия различных политических интересов, его формирование связано и с внешними условиями реализации политических интересов.

Политические концепции, идеи, взгляды, оценки весьма широко представлены в сознании современного человека.

В процессе политической социализации личность усваивает основополагающие черты массового и группового политического сознания. Реализуя свои интересы, она объективно солидаризуется в своих действиях с позициями той социальной группы, которые ей близки. Хотя групповое политическое сознание складывается из индивидуальных политических сознаний, это вовсе не означает их тождества. Личное политическое сознание характеризуется не только высоким уровнем социализации, но и своей уникальностью, достаточно разнообразными свойствами. Социальный опыт каждой личности неповторим, и поэтому в процессе жизнедеятельности политическое сознание претерпевает изменения, в результате которых формируются реакционные, консервативные или революционные политические позиции.

Политическое сознание личности, социальной группы, общества выполняет познавательную, ценностно-ориентирующую, идеологическую и прогностическую функции.

В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов:

1. Включенность субъектов сознания в систему политических отношений. Политизация личности, социальной группы, общества.
2. Зарождение политических ориентаций.
3. Накопление политических знаний.
4. Политическое самоопределение.
5. Осознанные политические действия.

К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический, социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность.

Политическое сознание является предметом исследования философии, политологии, специальных разделов социологии. В целостном виде политическое сознание изучается политической психологией.

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не ee лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развит» общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.).

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с дру­гими формами общественного сознания: экономическими воззре­ниями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художе­ственными взглядами.

В современной научной литературе политическое сознание от­носится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъ­ективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и под­сознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с дру­гой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.

Данное понятие связано, таким образом, как с индивидуальны­ми, так и групповыми процессами познания и ценностными ориентациями в политической сфере. Соответственно оно включает в себя все уровни восприятия, понимания и истолкования политичес­ких процессов - от первичных импульсов до сложных теоретичес­ких построений.

Исходным (базовым) пластом политического сознания являются психолого- политические состояния человека, формирующие пред­посылки для его ориентации в мире политики, т.е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть актив­ную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспита­ния и образования, убеждений, потребностей и ценностей.

Отсюда следует, что социально-политическое пространство, т.е. совокупность институтов гражданского и политического сообщества, а также сложившихся политических традиций, идеологий, многоуровневых структур знания, функционирующих в единстве с исторически обусловленной социально-психологической средой, играет по отношению к политическому сознанию роль детерминирующего фактора, обусловливающего стремление индивида адап­тироваться к тем или иным групповым политическим интересам, составить конкретное представление о государстве, власти, опреде­лить свое отношение к ним. Тем самым приобретается опыт политического участия.

В зависимости от степени детерминации, характера взаимодей­ствия индивидов в социально-политическом пространстве посте­пенно возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира поли тики); идеологическая (необходимость в сплочении политически? партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властны) позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая (способ­ность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитан тельная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

2 Уровни политического сознания

1. Государственный уровень, на котором осуществляются вы работка и обоснование официальной политики. «Государственное сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действитель­ность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но и то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпири­ческий уровень характеризует практический опыт субъекта. Обы­денный же уровень характеризует совокупность возникающих не­посредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню при­сущи ярко выраженные социально-психологические черты: настро­ения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, спо­собность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Политическое сознание выступает в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные по­литические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

С возникновением политики как важнейшего элемента цивилизации функции и роль политического сознания оценивались далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот очевидный факт, что политическое сознание формируется как результат сложной эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние предшествующие традиции общественного участия, характер социализации, формы образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в древности с появлением первых философских школ возникает явление, которое К. Поппер назвал «исторической идеологией».

Суть этого явления заключается в претензиях философов и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии оказывают решающего воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия.

Такого рода модели политического сознания, которые можно oтнести к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 1917г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.

Влияние этих идей действительно было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам Вместе с тем имеется множество доказательств, подтверждающий что различные варианты политической философии сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период предшествовавший войне за независимость, образованию США.И принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий земной власти в сочетании с принципами «естественного права Все эти элементы развивались, сообразовываясь не столько с практическим опытом, сколько с той или иной философской системой. Идеи Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем.

Точно так же революция в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического созна­ния в «пролетарскую массу», как полагал Ленин а, вследствие ост­рейшего кризиса, вызванного мировой войной. В ходе самой рево­люции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только «верхним пластом», с помощью которого оформлялась официаль­ная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам марксистского социа­лизма.

И картины мира, разработанные философами, и уже сложив­шиеся политические институты и нормы, вступая во взаимодейст­вие с подсознательными комплексами и когнитивными механизма­ми человеческой психики, создают в сознании политические обра­зы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями. Адекватность индивидуального (и группового) политического со­знания действительным отношениям, конечно зависит от типа лич­ности, степени «открытости» самого сознания, способности объек­тивно оценивать социальные процессы, создавать различные раци­ональные проекты и концептуальные модели политики или, наобо­рот, воспринимать политику сквозь призму дихотомии «свой - чужой», «друг - враг» и т.д.

Литература

2. Бурдье П. Социальная политика. Пер. с фран. - М., 1993.

3. Власть. Очерки современной политической философии Запада. - М., 1980.
Диалог. 1991. № 8. С.91.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991. С.500.

5. Бро Ф. Политология. М., 1992. С.80.

6. Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 1986.

7. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Пер. с англ. - М., 1996.

8. Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.

9. Теоретическая и прикладная социальная психология. / Отв. ред. А.К.Уледов. - М., 1988.

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.).

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.

В современной научной литературе политическое сознание относится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.

Данное понятие связано, таким образом, как с индивидуальными, так и групповыми процессами познания и ценностными ориентациями в политической сфере. Соответственно оно включает в себя все уровни восприятия, понимания и истолкования политических процессов - от первичных импульсов до сложных теоретических построений.

Исходным (базовым) пластом политического сознания являются психолого-политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориентации в мире политики, т.е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей.

Отсюда следует, что социально-политическое пространство, т.е. совокупность институтов гражданского и политического сообщества, а также сложившихся политических традиций, идеологий, многоуровневых структур знания, функционирующих в единстве с исторически обусловленной социально-психологической средой, играет по отношению к политическому сознанию роль детерминирующего фактора, обусловливающего стремление индивида адаптироваться к тем или иным групповым политическим интересам, составить конкретное представление о государстве, власти, определить свое отношение к ним. Тем самым приобретается опыт политического участия.

В зависимости от степени детерминации, характера взаимодействия индивидов в социально-политическом пространстве постепенно возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

Политическое сознание системное образование, имеющее различные уровни.

1. Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. “Государственное” сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

А) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи -как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

Б) определять средства и методы их достижения;

В) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

Г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

Д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Политическое сознание выступает в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

С возникновением политики как важнейшего элемента цивилизации функции и роль политического сознания оценивались далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот очевидный факт, что политическое сознание формируется как результат сложной эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние предшествующие традиции общественного участия, характер социализации, формы образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в древности с появлением первых философских школ возникает явление, которое К. Поппер назвал “историцистской идеологией”.

Суть этого явления заключается в претензиях философов и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии оказывают решающее воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия.

Такого рода модели политического сознания, которые можно отнести к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 917 г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.

Влияние этих идей действительно было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам. Вместе с тем имеется множество доказательств, подтверждающих, что различные варианты политической философии сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период, предшествовавший войне за независимость, образованию США и принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий о земной власти в сочетании с принципами “естественного права”. Все эти элементы развивались, сообразовываясь не столько с практическим опытом, сколько с той или иной философской системой. Идеи Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем.

Точно так же революция в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического сознания в “пролетарскую массу”, как полагал Ленин а, вследствие острейшего кризиса, вызванного мировой войной. В ходе самой революции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только “верхним пластом”, с помощью которого оформлялась официальная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам марксистского социализма.

И картины мира, разработанные философами, и уже сложившиеся политические институты и нормы, вступая во взаимодействие с подсознательными комплексами и когнитивными механизмами человеческой психики, создают в сознании политические образы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями. Адекватность индивидуального (и группового) политического сознания действительным отношениям, конечно зависит от типа личности, степени “открытости” самого сознания, способности объективно оценивать социальные процессы, создавать различные рациональные проекты и концептуальные модели политики или, наоборот, воспринимать политику сквозь призму дихотомии “свой чужой”, “друг - враг” и т.д.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»