Об ошибках публичного выступления. – Отсутствие работы с голосом

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Публичные выступления - 10 ошибок

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение

дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в

отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному

вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» - радуйтесь на самом

деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно - люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать.

Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда

вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не

нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так

начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но

он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем

мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет

плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама.

Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что

при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы

понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на

ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете

другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня

за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно

будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете,

просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном

взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству

новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови -

главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут

говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена

в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все

предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же,

отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать

усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова - это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики

говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому

используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо».

Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от

примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих

аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», - бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы

допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей

уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех - это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и

приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут

знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят

той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую

шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студентпсихолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции,

долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет,

своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к

участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь

это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо

ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые

манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен

в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно.

Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять - это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит

«окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и

выходящий лишь в конце публичного выступления - тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете

доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким

образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным

капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по

тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и

начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать

публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он

заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной

еще сказать... Ээээ...»). В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. », кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное - это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло -

держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать - лучше помолчите, пока

придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами , во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановкуинтрапаузами , когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это

кажется самому докладчику.

Сегодня мы поговорим об общих ошибках, которые допускают выступающие, и кратко, но конкретно проанализируем эти ошибки.

Сразу определимся, что в понятие «выступающие» мы отнесем всех людей, потому что нам приходится постоянно общаться. Начинаем говорить — и это уже публичное выступление: то ли мы мотивируем коллектив для решения важных задач, то ли правильно формулируем свои мысли в общении с детьми, чтобы не обидеть ребенка, но и четко донести до его сознания, что мы его любим, а не придираемся.

1. Неправильный настрой

Логичнее было бы сказать, что первый пункт любого выступления – его подготовка. Но об этом можно прочесть . Мы будем считать, что выступление написано, отредактировано, отрепетировано, может даже, выучено почти на память.

А настроены ли мы на это выступление?

Какой же нужен настрой?

        • Во-первых, не планируйте в день выступления важные дела, решение которых могут отвлечь вас от главной задачи – успешно выступить.
        • — Вы продумали свой имидж? Подготовили одежду? Сделали свежий маникюр, макияж?
        • Да, необходимо позаботиться об обуви! Именно обувь, в первую очередь, может многое сказать о ее владельце.
            Все это мы отнесем к внешнему виду — вы должны быть красивыми и опрятными.
          Очень важно в день выступления придерживаться определенных правил:
        • Ранний подъем. Я считаю, что человек должен просыпаться в одно и то же время, и это – раннее утро, а не ближе к полудню, тогда и успеть можно многое, и организм наш настроен на ранний подъем, когда есть жизненные силы.
        • Обязательный завтрак. Возьмите себе за правило – никогда не выходить из дому голодным, чтобы мозг был направлен на решение других проблем – важных, а не на то — где бы перекусить.
        • Поддержите в себе ощущение внутреннего подъема, ощущение того, что предстоит важное мероприятие, и вы к нему полностью готовы.

Итак, мы правильно настроились на волну предстоящего выступления, и настрой этот соразмерим с нашими целями.

2. Отсутствие целенаправленности

С нашими целями? Какими целями?

А вот это еще одна главная ошибка оратора – нет постановки определенной цели: что самое главное в вашем выступлении, какую цель вы ставите, что хотите донести до слушателей? И если выступающий сам не может четко и задачи своего спича, то и выступление получится скомканным, и слушатели не поймут, чего же от них добиваются и что хотят преподнести?

Все это раздражает публику, у них возникают мысли о зря потраченном времени.
И чтобы этого не произошло, вы должны обязательно определить цель своего выступления, и, конечно же, осознать эту цель – что и для чего я говорю, чего хочу достичь. И в этом случае есть шанс, что ваше выступление будет результативным.

3. Не проработаны страхи

Готовы к выступлению, но все равно страшно?
А почему? Боитесь, что не получится? Боитесь быть освистанным? Это важно для вас?

Или важнее последующие чувства — разочарование в себе, опустошенность?

Со страхами нужно поработать. Вы должны просто знать, что каждый человек имеет право на ошибку, и имеет право выступить не очень удачно. И это установка должна быть в вашей голове. Да и не известно еще, может, вы выступите блестяще, а на данный момент занимаетесь самоедством. Просто отнеситесь к страхам как к союзникам, которые помогают мобилизовать организм для выполнения важной задачи. И именно страхи заставляют подготовиться более качественно к выступлению.

Но это . А что же после?

А после мы должны подключить голову, мышление, и проанализировать без эмоций свое выступление – что получилось, что не удалось. Но не для самоунижения, а для того, чтобы убрать ошибки из последующих мероприятий. Не для того, чтобы появилась мысль: «Все пропало, я опозорился и больше никогда не открою рот, буду молчать и слушать. Так меньше проблем».

Внутренний голос должен напомнить о положительных сторонах вашего выступления, а то, что не удалось – проанализировать, а потом разложить на атомы, и пусть они (эти страхи-неудачи-атомы) летят в космос и больше никогда не возвращаются.

Все проанализировав, мы должны понять – почему что-то не получилось, почему не сбылась поставленная цель, понять свои страхи. Может, внутренний голос остановил нас, чтобы впоследствии не было разочарования, и поэтому была блокирована поставленная цель?

Какое же решение этой проблемы? – Конечно же, сделать страхи своим союзником, перестать бояться, и, если высокопарно выразиться, посмотреть в глаза своему страху. А проще говоря, брать – и выступать, приобретать опыт выступления.

Но опыт опытом. Без определенных инструментов, которыми необходимо владеть, успешного выступления не может быть, а это – работа над дикцией и артикуляцией, постановкой и движением корпуса, выработка дыхания, гибкости речи, развитие диапазона и так далее. Сколько всего нужно, чтобы выступление было удачным!

Но этим можно овладеть при желании и при наличии цели.

4. Неумение «подать» себя

Когда вы начинаете говорить, вы «отфильтровываете» сведения о себе. Конечно же, каждый хочет предстать в выгодном свете, и каждый сам для себя решает, какую информацию представить, а какую – пропустить.
Но самое главное, что нужно запомнить – это то, что если даже вас представили для выступления, обязательно сделайте само презентацию: повторение – мать учения, а публика лучше запомнит вас. Тем более никто так не расскажет о себе, как каждый из нас.
Я как-то прочитала, что любой человек может написать книгу, по крайней мере, одну – это свое жизнеописание.

Так вот, описание должно соответствовать событию и теме выступления. Если вы, например, преподаватель, то должны, по крайней мере, представить родителям учеников свою концепцию преподавания, и соотнести эти сведения со своими профессиональными качествами педагога. Это, конечно же, не хвалебные речи о себе. Слушатели должны увидеть в вас обычного человека, такого же, как и они, чтобы не ощущалось огромного разрыва между выступающим – профессионалом высокого уровня, до которого нет возможности дотянуться, и слушателями.

Слушатели начинают сомневаться — смогут ли добиться таких же результатов. А также появляется недоверие к вам – соответствуют ли слова действительности?

Поэтому позиционируйте себя как простого человека, который смог стать профессионалом с большой буквы, и что для этого были . Но этот путь можно повторить, и слушатели тоже смогут добиться таких же результатов при наличии целеустремленности, желания, и обязательно под вашим чутким руководством.

При этом сумейте добиться обратной связи – задайте вопрос, попросите слушателей выразить свое мнение, чтобы у вас был диалог со слушателями, и ни в коем случае не монолог перед равнодушной публикой, которая оценивает вас и не участвует в процессе. Поэтому учитесь заявлять о себе красиво, создайте платформу для дальнейшего сотрудничества.

5 – Отсутствие работы с голосом

Все, что мы разобрали – это важно и необходимо применять в публичном выступлении.

Но давайте проанализируем ваше выступление:

  • артистичность выступления
  • техника выступления: дикция, артикуляция, постановка, дыхание, мимика, диапазон, пластика голоса

Насколько хорошо вы владеете перечисленными пунктами?

Ирина Анищенко

Да! Кстати! Начните готовиться к выступлению прямо сейчас: проявите смелость и настойчивость – напишите комментарий! Ведь выступление – это умение выражать свои мысли. Вот и напишите для начала хоть несколько слов. Увидите, что со временем этот навык разовьется, и вы будете выступать убедительно и свободно.

И со страниц сайта не уходите по-английски , кликните на кнопочки социальных сетей. Вам не сложно, а мне приятно, ведь я работала и старалась для вас – моих читателей.
Пока!

Наверно, у каждого из нас в жизни были случаи, когда необходимо выступить перед публикой. Большой или маленькой, знакомой или нет - это неважно. Потому что в любом случае почти все «ораторы» так или иначе нервничают.

Однако сейчас мы не будем рассказывать о том, как побороть этот страх публичных выступлений (это все - дело опыта).

Темой данного поста будут речь и речевые ошибки .

Итак, чтобы выступление было интересным аудитории, в первую очередь необходимо, чтобы тема была интересна тому, кто ее говорит.

Речь не должна быть слишком длинной. Короткие речи воспринимаются слушателями более эффективно.
Но помимо содержания темы на внимание публики оказывают большое влияние следующие факторы :

    используемые интонации

    смысловые ударения

Громкость

С громкостью все понятно. Если Вы говорите тихо, всем вскоре надоест вслушиваться в каждое Ваше слово, начнутся переговоры и обсуждения последних модных тенденций (или принципов работы ядерных реакторов)... В общем Ваше выступление будет провалено.

Кстати, есть интересные приемы, основанные на исследованиях в сфере психологии. Например, если Вы во время Вашей речи будете смотреть на первые ряды - Ваш голос будет тише. Если на «галерку» - голос автоматически станет громче.

Несмотря на это, не поленитесь перед выступлением попробовать сказать со сцены/трибуны речь, чтобы при этом кто-нибудь стоял в самой далекой точке зала. Он-то Вам и скажет, тише или громче лучше говорить.

Интонация
Здесь тоже все просто до гениальности. Думаю, Вам совершенно неинтересно и не совсем понятно слушать человека, который говорит так, что не разобрать даже с самым лучшим слуховым аппаратом и богатой фантазией, где конец одного предложения и начало другого.

Однако здесь тоже стоит быть внимательными. Не стоит переигрывать, Вы же не актер в конце концов. Говорите своими интонациями. Ваша речь должна быть естественной.

Темп

Темп речи Вашего выступления крайне важен. Если Вы говорите слишком быстро - публика также быстро потеряет интерес к Вам, устав из огромного потока слов вылавливать важную информацию.

Будете говорить слишком медленно - и публика, и Вы рискуете забыть о том, с чего же все начиналось:)

Факторы, влияющие на темп речи

    Количество слушателей. Чем больше Ваша аудитория, тем медленнее Вы должны говорить (в рамках разумного, конечно), поскольку уровень восприятия у всех разный.

    Ваше эмоциональное напряжение. Да-да, оно дает о себе знать. Вы можете начать заикаться, забывать о том, что хотели сказать (в худшем случае - где Вы находитесь). Ваши прекрасные голосовые связки могут из-за этого «дать петуха». Или челюсть откажется двигаться, что приведет к снижению и темпа, и громкости.

    Как было написано выше, очень важен интерес «оратора» к теме выступления. И тут все легко объяснимо. Если тема Вас интересует, значит Вы ее знаете или, по крайней мере, с удовольствием читали материалы при подготовке. Отсюда следует, что Вы сможете связать одну мысль с другой, даже если Ваша шпаргалочка вдруг неведомым образом исчезнет:)

    Длительность выступления. Чем больше у Вас времени, тем больше повторов Вы можете допустить и допустите (таков этот жестокий мир!) Особенно в том случае, когда Вам больше нечего сказать, а времени для выступления еще вполне достаточно.

Кстати о времени. Один лист формата А4 с текстом, напечатанным 12 кеглем с интервалом 1.5, читается в среднем две минуты

Пауза

Эта милая барышня в большой цене в среде театральной, но почему-то обделена вниманием в среде PR (ведь публичные выступления тоже часть связей с общественностью)

Однако хороший оратор не откажется от столь действенного инструмента. Почему? Да потому, что пауза, во-первых, дает время для отдыха выступающему. Во-вторых, дает возможность слушателям усвоить информацию, отдохнуть, приготовиться в новой мысли прочее, прочее.

Зачем и когда использовать паузу?

    Перед тем, как начать говорить. Вы только вышли, публика еще не сфокусировала свое внимание на Вас или, например, не может завершить свои приветственные овации в Вашу честь...

    Пауза вместо знака препинания. Действительно, как еще в устной речи отделить одно предложение от другого? Как еще структурировать информацию, которую Вы даете аудитории? Только паузой

    Для усиления эффекта перед важной мыслью речи. В сочетании со смысловым ударением дает превосходный эффект!

Смысловые ударения

На мой взгляд, сильно связаны с интонацией и паузами. Шествуют, так сказать, рука об руку.

Смысловое ударение - это выделение важной мысли/идеи в Вашей речи с помощью изменения интонации и громкости голоса.

Как было отмечено выше, может сопровождаться паузой.

Кроме того, смысловое ударение используется для утверждения Вашей мысли и нумерации (во-первых, во-вторых и т.п. перечислений)

Ошибки речи

Исходя из вышеперечисленного, мы можем выделить основные речевые ошибки в публичном выступлении:

    снижение громкости. Может возникать из-за зажатости, неуверенности выступающего, а также в том случае, когда надо сказать слишком большое предложение. Выход: делать паузы (и кушать Twix) или разбить большое предложение на несколько маленьких.

    бормотание. Тоже возникает из-за неуверенности в том, что Вы говорите (неинтересная тема, нервное возбуждение)

    нечленораздельная речь. «Проглатываются» слова и звуки. Выход: сконцентрироваться на своей речи, начать говорить медленнее и проговаривать все. Конечно, это продлит Ваше нахождение на сцене/возле трибуны. Но ведь публика станет Вас понимать! Это ли не радость? :)

    приглушенная речь. В основном появляется с «лишними» жестами: прикрывание рта рукой, поворот к публике боком или спиной (особенно часто бывает, когда есть доска или проектор с Вашей презентацией, например)

Негоже, совершенно негоже так делать!

Друзья, не бойтесь публики. Все мы - люди, все несовершенны.

И напоследок один прием, который помогает многим - просто представьте, что все эти люди в зале, сидящие с умнейшими лицами, забыли одеть брючки/штанишки/юбочки. У кого какие трусы???

Please enable JavaScript to view the

Недавно мне довелось побывать на одной конференции, где выступали статусные, уважаемые специалисты. И если сравнивать их выступления с путешествиями, то одни были похожи на скитание по полям без маршрута, другие – на высокогорный поход по скалам, а третьи – на хождение по мукам.

Мы собрали и проанализировали для вас основные правила и ошибки публичного выступления, которые приводят к ораторскому провалу. Если вы хотите, чтобы публичная речь была яркой и запоминающейся, то постарайтесь исключить эти огрехи при подготовке выступления.

Ошибки, связанные с низкой самооценкой

Самооценка во многом зависит от одобрения окружающих, поэтому все мы волнуемся, когда находимся в ситуации публичного выступления. Это заложено в природу человека. В кровь выделяются гормоны стресса, это проявляется в поведении и мешает успешному выступлению. Вот основные признаки волнения оратора:

  • бегающий, неустойчивый взгляд;
  • суетливые движения;
  • покраснение лица;
  • слабый, «дрожащий» голос;
  • слишком быстрый или медленный темп речи;
  • скованные движения, напряженная поза.

Решение . Можно научиться управлять своими эмоциями с помощью специальных психологических техник саморегуляции.

Недооценка «закулисной», подготовительной работы

Порой импровизация бывает очень к месту во время выступления. Она помогает разрядить обстановку. Но лучшая импровизация – запланированная.

Решение . Прежде чем начать работу со своей аудиторией, необходимо:

  • выявить и зафиксировать цель выступления;
  • проработать речь и основные тезисы, аргументы;
  • отшлифовать ее несколько раз;
  • использовать «фокусы языка».

Использование только одного канала восприятия

Человек способен концентрироваться на аудиоинформации всего 10 минут, после чего внимание рассеивается. Ваш слушатель начинает смотреть в окно, если усилием воли не заставит себя слушать.

Решение . Используйте «яркие пятна» в выступлениях:

  • видеоролики;
  • слайды презентаций;
  • описание красочного образа;
  • попробуйте обратить внимание аудитории к чувственным ощущениям.

Неправильное время выступления

Психологи подтвердили, что мозг лучше воспринимает сложную информацию, связанную с точными расчетами, анализом, в первой половине дня. После обеда лучше всего «перевариваются» эмоциональные, креативные послания.

Решение . Назначайте свои выступления с учетом физиологии:

  • рациональные, аналитические выступления до 12.00;
  • эмоциональные, творческие – после 14.00.

Неадекватные телесные сигналы

Знаете ли вы, что информация, которую мы проговариваем (содержание), воздействует на сознание, а то, как мы это преподносим, – уже считывается подсознанием. У человека или аудитории во время общения с другим человеком внимание распределяется следующим образом:

  • 7% - на слова;
  • 38% - на высоту голоса, скорость речи, четкость;
  • 55 % - на позу, мимику, жесты, дыхание.

Запрещенные жесты успешного оратора

Ошибки, которые допускают при публичном выступлении, очень часто – жесты. Последние порой могут свести на «нет» даже заведомо хорошее выступление.

  • Не поправляйте свою одежду, волосы, мэйкап на глазах у аудитории.
  • Не машите рукой знакомым, не кокетничайте с публикой на ходу, когда вы только выходите на сцену. Это дешевый способ вызвать доверие, он работает против вас.

Решение . Классическая поза спикера. Главное – направленность к публике и спокойное уверенное положение не сцене.

Есть простой и действенный прием. Перед выступлением поднимите плечи вверх, как будто сильно удивились, затем отведите назад и с выдохом опустите. Почувствуйте ваше тело, позвольте ему помочь вам в вашем успешном выступлении.

Место на сцене

Ошибки при подготовке к выступлению могут сыграть злую шутку в процессе самого мероприятия, если вам не удастся заметить и исправить их вовремя.

  • Не прибедняйтесь. Не нужно стоять на краю сцены, как будто вы в чем-то провинились. Уверенно занимайте центральное место в вашем сценическом действии.
  • Не нарушайте протокола мероприятия: если имеется кафедра, становитесь к ней.
  • Не стойте так, чтобы за спиной был экран. Вы будете восприниматься как помеха.

Решение . «Правило 90 градусов».

Встаньте в центр сцены и постарайтесь «обнять» зрительный зал. Вытяните руки под углом 90 градусов. Все поместились в ваше объятие – поздравляю, вы выбрали правильную позицию.

Имидж оратора

Первые 7 секунд на сцене имеют решающее значение. И будьте вы хоть трижды начитанным и четырежды умным, если на вас грязные ботинки или помятая рубашка, публика не простит вам вашу расхлябанность.

Вредно большое количество отвлекающих деталей в костюме, глубокое декольте, замысловатые украшения, часы за 3000 долларов. Психология общения подтверждает, что все это завладеет вниманием зрителя, оставив жалкие крохи вашему посланию.

Решение . Некоторую небрежность могут себе позволить звезды экрана, музыканты, любимцы публики. Но начинающим ораторам лучше соблюдать дресс-код.

Дикция

Если во рту каша, даже самая интересная речь бывает труднодоступна для понимания. Если замечаете у себя проблемы с произношением звуков, не хватает дыхания на фразу, то следует уважать аудиторию и позаботиться об удобоваримости своей речи – потренироваться заранее, отрепетировать ее. Можно даже походить на курсы ораторского мастерства.

Решение . Над дикцией необходимо работать каждый день. Перед выступлением сделайте несколько голосовых разминочных упражнений:

  1. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте сделать самую глупую гримасу, максимально отключить контроль над нижней челюстью. Возможно, это будет выглядеть жутковато, но зато расслабит ваш голосовой инструмент, мышцы лица, языка и челюсти. Желательно, чтобы за вами никто не подглядывал.
  2. Сделайте себе небольшой массаж нижней части лица, он усилит кровообращение и улучшит подвижность лицевых мышц.
  3. Спойте энергичную песенку, в которой много гласных звуков. Прочитайте стихотворение с выражением. Представляйте каждое слово в образе.
  4. Представьте, что ваш голос – это кулак. Сделайте мощный хук звуком «А, о, у, и, э, ы». Заметили, как ваш тембр стал глубже, а голос ниже?

Неприемлемые темы

В ТОП 10 ошибок публичного выступления входят темы, по поводу которых категорически нужно избегать ироничных замечаний, шуток и анекдотов. Эти огрехи, допущенные в выступлении, на форуме либо в повседневном общении с людьми, могут надолго вызвать к вам неприязнь.

Темы-табу

Национальность . Не стоит рассказывать анекдоты про старого еврея или про одного армянина. Принадлежность к нации – это то, что дается нам с рождения и ее невозможно поменять. Поэтому подшучивание может глубоко задеть чувства некоторых членов аудитории, что негативно скажется на вашем выступлении и подорвет авторитет.

Секс и сексуальная ориентация . Эта тема энергетически заряжена для любого человека, и неизвестно, как ее касание может выстрелить. Поэтому, чтобы не ходить по тонкому льду, следует избегать шуток и острот ниже пояса.

Вера . Во времена инквизиции люди погибали на костре за право отстоять свою веру. Ироничное или снисходительное отношение к этому со стороны выступающего, может вызвать обиду и даже гнев. Не стоит шутить с огнем!

В своем выступлении постарайтесь произвести впечатление человека Мира, не касайтесь острых тем, обходитесь с чувствами слушателей деликатно и бережно.

И напоследок о концентрации внимания .

На сцене помните, что чем выше ваша концентрация внимания «здесь и сейчас», тем успешнее и продуктивнее выступление. Не нужны больше никакие секреты и приемы.

Дерзайте, тренируйтесь и результаты появятся довольно быстро. После нескольких выходов на сцену вы обретете великую силу успешного человека, сможете проникать в сердца и умы людей, которые будут вас слушать!

Существует множество предпосылок для успешного выступления оратора перед публикой, но и для неудачного выступления предпосылок хватает. Поэтому педагоги ораторского мастерства Сцена Жизни хотели бы остановиться подробнее на наиболее распространенных ошибках, которые допускают ораторы (и профессиональные ораторы – не исключение), каждая из которых (подчеркиваем – каждая!) тем или иным образом связана с недостаточной подготовкой. Разберем некоторые из этих ошибок наиболее распростаненных ошибок оратора :

1. Перед тем как отправиться к месту ваше будущего выступления (доклада, презентации), важно понять, почему именно вас пригласили выступить перед членами конкретной организации. Для этого оратору необходимо собрать как можно больше информации об этой организации, о ее проблемах, с которыми сталкиваются ее члены, а также поинтересоваться, какой аудитория видит будущую презентацию (выступление).

Нескольких пятиминутных звонков и разговоров с представителем заказчика явно недостаточно оратору для того, чтобы получить всю интересующую информацию.

2. Имея представление об атмосфере предстоящего мероприятия и о том, почему именно Вас, как оратора, пригласили выступить на нем, необходимо получше узнать свою будущую аудиторию. Вам нужно раздобыть информацию о том, каковы профессиональный состав ваших будущих слушателей, уровень их доходов, характерные особенности, возрастная категория, образование, и каково предназначение конкретного мероприятия. Копните поглубже. Какой путь им пришлось проделать, чтобы добраться сюда? Знают ли они друг друга или впервые собираются в таком составе? О чем им рассказывали в прошлом на подобном мероприятии? Какие ощущения они хотели бы испытать в ходе вашего выступления, и чего они хотели бы почерпнуть.

3. Если вы выступаете с программной речью или на неком пленарном собрании (заседании) перед большой массовой аудиторией, не нужно думать об опоздавших: оратору слкдует стартовать свое выступление в строго оговоренное время.

Другое дело – когда аудитория малочисленна, оратор выступает на некой практической конференции или проводите тренинг: если вы видите, что зал еще не заполнен, пару минут нужно подождать, но не стоит слишком долго испытывать терпение тех, кто пришел вовремя и желает поскорее приступить к работе.

Значительная задержка начала презентации возможна лишь тогда, когда очевидно, что большая часть слушателей смогут добраться до места проведения мероприятия только спустя некоторое время. Когда вы получите определенный опыт выступлений в рамках различных мероприятий, то осознаете, как важно начинать свою презентацию с небольшого рассказа или упражнения, призванного растормошить аудиторию.

При этом те, кто опоздал, с удовлетворением обнаружат, что они не пропустили ничего существенного, а те, кто пришел во время, будут довольны, что презентация (выступление) началась в точно указанное время.

4. Один из худших вариантов для оратора – едва выйдя на сцену, говорить о том, что только-только оправились от болезни либо смертельно устали от свалившейся на вас в последнее время работы или утомительной поездки. Слушателей мало интересует, что с оратором произошло до того, как вы появились перед ними – их, в общем-то, и не должно это интересовать. Show must go on!

5. Уважающий себя оратор не может позволить выступать себе без микрофона даже перед малочисленной аудиторией. Мне приходилось присутствовать на выступлениях ораторов , которые полагали, что могут обойтись и без микрофона – результат был плачевным. Если вы собираетесь выступать более чем 20 минут, окажите себе и аудитории услугу – воспользуйтесь микрофоном

6. В идеале оратор должен проверить микрофон, которым он будет пользоваться, до презентации (выступления). Если по каким-то причинам у вас нет возможности удостовериться в полной исправности микрофона перед выходом на сцену, понаблюдайте за тем как работает с ним предыдущий оратор . Попытки прокашляться в микрофон так же нелепы. Как и постукивание по нему. Ораторы, которые выйдя на сцену, первым делом специально прокашливаются в микрофон, поступают как любители. Тем не менее. Этот способ проверки микрофона чрезвычайно распространен.

Почему бы оратору не проделать эту процедуру перед выступлением?

Покашливание, постукивание в микрофон является верным признаком того, что выступающий чувствует неуверенность в собственных силах, и такими своими действиями он только передает эту неуверенность всем присутствующим в зале. И главное в этом пункте: если уж вы начали свою презентацию, поздно проверять, работает ли проекционный аппарат, аппарат для показов слайдов, монитор и прочие устройства – все это надо делать верх непрофессионализма.

7. Подобрать одежду для выступления оратору желательно задолго до начала презентации. Если вы ощущаете некую неловкость, выступая в галстуке, а требования к форме одежды для предстоящего выступления не запрещают оратору выступать без галстука – не надевайте его!

Когда оратор уже выступил с энным количеством презентаций, можете проанализировать свои предпочтения относительно гардероба и его корректировки в ходе презентации. Исходя из этих предпочтений, перед следующей презентацией уделите вашему гардеробу повышенное внимание.

8. Аудитория может простить оратору заезженную шутку, но вот мелкий шрифт текста на слайде или проецируемом изображении, буквы которого едва можно различить, сидя в середине зала, и практически нельзя разглядеть из задних рядов, слушатели вам не простят никогда. Некоторые ораторы в таких случаях приносят извинения заранее: «Прошу простить меня за нечеткое изображение на этом слайде» или «Я знаю. Что шрифт здесь слишком мелкий, поэтому прочитаю вслух». Однако такие извинения вряд ли будут приняты.

9. Выходя перед аудиторией, не забывайте о том, что люди собрались для того, чтобы послушать ваше выступление, а не оценить технику чтения по бумажке. Допускается зачитывать только отрывки из книг (цитаты), статьи или документа, сложные статистические данные. Как бы здорово вы не умели читать вслух, присутствующим в зале гораздо интереснее послушать, как вы умеете говорить. Особенно характерна эта ошибка для ученых, выступающих на конференциях: многие из них просто читают свой доклад слово в слово.

10. Когда оратор ходите взад-вперед по сцене, то растрачивает свою нервную энергию и демонстрируете сидящим в зале свою взвинченность, что может негативно отразиться на презентации.

Не сомневайтесь, что любое проявление нервозности с вашей стороны (а бесцельное хождение – ее наиболее характерный признак) не остается без внимания слушателей.

11. Каждый из тех, кто приходит послушать выступление, наверняка может назвать какой-либо неприятный момент, который ему особенно не хотелось бы наблюдать в исполнении оратора . К примеру, я, как слушатель терпеть не могу, когда кто-то сопит или шмыгает носом во время выступления. Большинство ораторов , делают это по причине простуды и собственной непредусмотрительности: нужно было всего лишь захватить с собой носовой платок. Если, пребывая на сцене, вы вдруг почувствовали, что вам необходимо высморкаться или захотелось чихнуть, извинитесь, выйдете за кулисы и примите все необходимые в таком случае меры.

И только затем можно вернуться на сцену и продолжить свое выступление. Правда. После этого довольно трудно делать вид, что ничего особенного не произошло.

Поэтому в двух словах, с юмором, проясните ситуацию. Например: «Итак, теперь, когда я устранил некоторые проблемные моменты…», «Это, естественно, было не запланировано…» или «Я рад быть снова с вами!...»

Никто в жизни не застрахован от ошибок, в том числе и опытные ораторы и нам успешно удастся избежать самых распространенных ошибок и радовать вашу аудиторию яркими тренингами и выступлениями

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»