Правила успешного публичного выступления. Ошибки публичного выступления

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вы можете дать лучшую презентацию в мире по своему содержанию, но, если вы не знаете основ публичного выступления , все пойдет насмарку. Это как разговаривать по поврежденной телефонной линии, когда вам есть что сказать, но на другом конце глухо, и вы не слышите собеседника.

На курсах ораторского мастерства разбирают распространенные ошибки оратора, которые не дают найти связь со слушателями.

1. Слушатели не ассоциируют себя с оратором.

Когда, например, вы бесконечно говорите о своих успехах и как вы этого добились, слушатели могут подумать: «Эти стратегии сработали для него, потому что он особенный. Но со мной это не сработает».

2. Слушатели не понимают, зачем им это нужно

Ваше введение, вся структура публичного выступления и заключение должны говорить аудитории о том, какую пользу принесет им эта информация.

Ораторы часто совершают эти ошибки – не учитывают мотивы аудитории.

3.Слушатели перегружены информацией.

Очень легко сбить слушателя с толку обилием цифр и фактов, только это мешает найти контакт. Люди попросту отсекут ненужное и перестанут внимательно слушать. Нельзя просто положиться на надежду, что они все усвоят. Нужно знать, что делать, если речь перенасыщена информацией .

4. Слушатели не вовлечены

Не вовлечены – значит, не заинтересованы. Сделайте свою аудиторию участниками диалога, а не просто слушателями. Также избегайте 10 фраз, которые никогда не говорят искусные ораторы , ведь именно такие фразы отбивают интерес.

5. Аудитория чувствует, что ваша речь не нова

Вероятнее всего, вы уже выступали по такой теме и говорили то же самое перед другой аудиторией. Не допустите этой ошибки оратора – слушатели должны чувствовать, будто вы говорите о своей теме впервые. Сделайте выступление свежим, наполните его новыми необычными идеями, идите в ногу со временем.

6. Оратор не вовлечен эмоционально

Если вы оставляете эмоции в стороне, не надейтесь заслужить доверие слушателей. Вы должны проживать каждую свою историю, используя хотя бы некоторые из 17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления .

7. Оратор недостаточно узнал об аудитории

Мы часто говорим то, что хотим сказать, но не то, что хочет услышать аудитория. Что они хотят слышать? Узнайте и проанализируйте заранее.

8. Энергетика оратора и слушателей не совпадают

Не пытайтесь быть чересчур громким и энергичным, не бегайте по залу, если вы видите, что аудитория подобралась спокойная. Это будет их только раздражать. Почувствуйте, какая энергетика исходит от слушателей, и постарайтесь соответствовать.

Именно поэтому нужно также бороться со страхом выступлений и не допускать 10 самых вредных мыслей оратора .

9. Оратор не заинтересовал слушателей своим началом

В первые 30 секунд вашей речи аудитория решит, нужно им это слушать или нет. Пусть же эти 30 секунд озадачат, удивят, заинтересуют, поставят их в тупик… Только не оставят равнодушными и скучающими. Ошеломите их каким-то невероятным фактом, дайте пищу для размышлений или рассмешите. Одним словом, зацепите аудиторию с самого начала речи . Они должны быть «ваши» с первых секунд, иначе позже их внимание уже не вернешь.

10. Оратор не поддерживает зрительный контакт

Среди ошибок оратора это одна из грубейших.Зрительный контакт – обязательное условие публичного выступления. Таким образом, вы достигаете контакта с вашей аудиторией и одновременно следите за их реакцией. Если слушатели скучают, подбросьте дровишек в огонь, оживите свое выступление каким-то остроумным замечанием. Можно также обратиться к аудитории, задать вопрос. Главное – не терять контакт.

Мы рассказали вам о самых распространенных ошибках оратора, но есть и другие.

Например, оратор рассказывает о третьих лицах, вместо того чтобы заинтересовать слушателей своим опытом, своей историей.

Оратор только и говорит, что о себе, а его выступление превращается в автобиографию.

Оратор пытается подражать кому-то еще.

Можно вспомнить очень много таких недостатков. Ведь умение заинтересовать и убедить с помощью слова – сложнейшее искусство. Главное – вовремя анализировать и делать правильные выводы. В конце концов, ошибки – это ценный опыт.

Периодически я получаю письма от бизнес-тренеров, которые делают только первые шаги в профессии или от тех, кто желает овладеть этой замечательной профессией. В письмах они задают совершено разные вопросы, спрашивают, какую школу подготовки бизнес-тренеров пройти, на чем лучше специализироваться, как продвигаться на рынке. Сегодня я хочу ответить на один вопрос, который часто задают в письмах: «Какие ошибки допускает бизнес-тренер в публичном выступлении?» Ошибки ораторов — это очень важная тема. От качества Вашего выступления зависит многое, и не имеет значение, с какой целью Вам предстоит выступать перед аудиторией. Итак, какие ошибки допускают ораторы.

Первая и одна из самых важных ошибок ораторов – отсутствие качественной подготовки к предстоящему выступлению. Кстати, подобную ошибку допускают не только начинающие ораторы, но и те, кто уже имеет определенный опыт публичных выступлений. Не имеет значения, насколько хорошо Вы знаете материал выступления, всегда готовьтесь. Если есть такая возможность, то обязательно посмотрите накануне зал, где предстоит выступать. Напишите подробный план выступления, который будет включать то, что Вы будете говорить в начале, в середине и в конце своего выступления. Заранее в зале проверьте технику, слайды презентации. Перед презентацией психологически настройтесь на выступление. Я обычно для того, чтобы себя «разогреть» перед выступлением, использую свое воображение. Вспоминаю свои яркие и интересные выступления, мысленно окунаюсь в тот опыт и переживания. И это мне помогает получить необходимый настрой перед выступлением. Также важно разработать мышцы лица, подойдите к зеркалу и постройте гримасы.

Вторая ошибка ораторов – говорить о своей неопытности и о своем состоянии. Некоторые ораторы говорят аудитории о своем волнении, о том, что у них нет опыта публичных выступлений. Запомните, никогда не говорите об этом. Наоборот, Ваша задача впервые минуты «продать себя» аудитории, показать свою экспертность.

Третья ошибка – монотонная речь. У Вас должен быть голос на все случаи жизни. Важно в момент публичного выступления управлять своим голосом: говорить тише, громче, быстрее и медленнее. Это поможет Вам удерживать внимание аудитории. Если я планирую привлечь внимание аудитории к определенному участку излагаемой информации, то я всегда буду говорить чуть тише.

Четвертая распространенная ошибка ораторов – отсутствие пауз. Пауза-это один из самых мощных инструментов управление вниманием аудитории. Паузы помогают аудитории осмыслить все то, что Вы им сказали. А Вам пауза помогает собраться с мыслями.

Пятая ошибка – плохое завершение выступление. Помните, в публичном выступлении очень важно как оратор начинает свою речь, но гораздо важнее как он ее завершит. Даже если Вы скомкали вначале свое выступление, то очень важно как Вы его завершите. Публика запомнит те чувства, которые у нее останутся в конце Вашего выступления. Поэтому в завершении обязательно подведите итог своего выступления, повторив ключевые и важные моменты Вашей презентации. Завершайте свои выступления эмоционально.

Публичное выступление требует определённого мастерства. Лишь в этом случае можно завоевать аудиторию и заинтересовать её своими мыслями, взглядами и суждениями. Но случатся, что ораторы допускают оплошности во время общения со слушателями. Как результат, нарушается невидимая связь с присутствующими, что приводит к отчуждение и непониманию. Ниже приведены самые распространённые ошибки публичного выступления, которые мешают выступающим добиться профессионализма в таком сложном деле как ораторское искусство.

Первая ошибка - отсутствие соответствия между содержанием речи и манерой её изложения. Тут всё упирается в искренность. Рассказывая о чём-то, нужно самому в это верить. Если же говорить о каких-то вещах неуверенным тоном, запинаясь, постоянно заглядывая в конспект, то аудитория мгновенно почувствует фальшь. Соответственно, выступление провалится в самом начале. Поэтому необходимы уверенность и убежденность даже в том случае, если вы сами сомневаетесь в достоверности и правдивости излагаемого материала.

Вторая ошибка - монотонная речь, лишённая эмоциональной составляющей. Оратор скучным безликим голосом выдаёт какую-то информацию. Слушатели начинают ёрзать на стульях, зевать, прикрывая из приличия рот ладонью, а некоторых тянет в сон. Особенно опасно такое выступление в конце рабочего дня. Аудитория может просто заснуть, что будет полным крахом для выступающего.

Публику необходимо держать в тонусе. Поэтому во время выступления необходимо менять тональность и громкость голоса. Он должен быть живым и играть всеми возможными голосовыми оттенками. Это и значительность, и напряжённость, и драматизм, и радость. Лишь в этом случае можно заинтересовать людей даже после тяжёлого рабочего дня.

Третья ошибка - игнорирование юмора во время выступления. Следует сказать, что юмор вносит элемент оживления в любой разговор. Особое же значение он имеет во время публичной речи. Тут дело в том, что люди не могут долго находиться в сосредоточенном состоянии. Внимательно слушать они способны не более 20 минут, после этого наблюдается резкое снижение концентрации внимания. Так уж устроен человеческий мозг, которому необходимо какое-то разнообразие. Таким разнообразием как раз и является небольшое юмористическое отступления. Это своеобразная разрядка, после которой слушатели опять могут сосредоточиться на главном.

Четвёртая ошибка - состояние суетливости. Есть расхожая фраза: "Не суетись под клиентом". Её обязательно нужно вспоминать тем ораторам, которые во время своей речи торопливо ходят из стороны в сторону, вертят в пальцах ручку, осуществляют какие-то другие нервные манипуляции. При такой манере поведения слушатели очень быстро начинают понимать, что докладчик неуверен в себе. Двигаться, конечно, надо, но только в спокойной и неторопливой манере. Движения и жесты должны источать уверенность. Это придаст дополнительный вес и убедительность словам.

Пятая ошибка - самоуверенность и всезнайство. Это по меньшей мере смешно считать себя самым умным и всезнающим. Среди слушателей может найтись гораздо более эрудированный человек. Поэтому проявляйте скромность, но ни в коем случае не преуменьшайте свои знания. На каверзные вопросы следует отвечать искренне и открыто. Если чего-то не знаете, то честно признайтесь в этом. А чтобы не уронить авторитет в глазах присутствующих, нужно ярко и интересно изложить ту информацию, которой владеете в совершенстве.

Седьмая ошибка - неправильная мимика. Полезно знать, что аудитория уделяет значительное внимание выражению лица оратора и сосредотачивается в основном на бровях и глазах. Если глаза широко раскрыты, то это указывает на страх и неуверенность. А поднятые брови ассоциируются с некомпетентностью. Во время выступления взгляд должен быть спокойным и слегка ироничным. Что касается бровей, то их следует удерживать в нормальном состоянии. Такое лицо выглядит вполне адекватно и вызывает не только доверие, но и симпатию.

Работайте над вышеперечисленными ошибками публичного выступления, старайтесь их не допускать, и тогда ваше ораторское мастерство заметно повысится. Как следствие, ваш авторитет станет непререкаемым, а число благодарных слушателей увеличится .

Недавно мне довелось побывать на одной конференции, где выступали статусные, уважаемые специалисты. И если сравнивать их выступления с путешествиями, то одни были похожи на скитание по полям без маршрута, другие – на высокогорный поход по скалам, а третьи – на хождение по мукам.

Мы собрали и проанализировали для вас основные правила и ошибки публичного выступления, которые приводят к ораторскому провалу. Если вы хотите, чтобы публичная речь была яркой и запоминающейся, то постарайтесь исключить эти огрехи при подготовке выступления.

Ошибки, связанные с низкой самооценкой

Самооценка во многом зависит от одобрения окружающих, поэтому все мы волнуемся, когда находимся в ситуации публичного выступления. Это заложено в природу человека. В кровь выделяются гормоны стресса, это проявляется в поведении и мешает успешному выступлению. Вот основные признаки волнения оратора:

  • бегающий, неустойчивый взгляд;
  • суетливые движения;
  • покраснение лица;
  • слабый, «дрожащий» голос;
  • слишком быстрый или медленный темп речи;
  • скованные движения, напряженная поза.

Решение . Можно научиться управлять своими эмоциями с помощью специальных психологических техник саморегуляции.

Недооценка «закулисной», подготовительной работы

Порой импровизация бывает очень к месту во время выступления. Она помогает разрядить обстановку. Но лучшая импровизация – запланированная.

Решение . Прежде чем начать работу со своей аудиторией, необходимо:

  • выявить и зафиксировать цель выступления;
  • проработать речь и основные тезисы, аргументы;
  • отшлифовать ее несколько раз;
  • использовать «фокусы языка».

Использование только одного канала восприятия

Человек способен концентрироваться на аудиоинформации всего 10 минут, после чего внимание рассеивается. Ваш слушатель начинает смотреть в окно, если усилием воли не заставит себя слушать.

Решение . Используйте «яркие пятна» в выступлениях:

  • видеоролики;
  • слайды презентаций;
  • описание красочного образа;
  • попробуйте обратить внимание аудитории к чувственным ощущениям.

Неправильное время выступления

Психологи подтвердили, что мозг лучше воспринимает сложную информацию, связанную с точными расчетами, анализом, в первой половине дня. После обеда лучше всего «перевариваются» эмоциональные, креативные послания.

Решение . Назначайте свои выступления с учетом физиологии:

  • рациональные, аналитические выступления до 12.00;
  • эмоциональные, творческие – после 14.00.

Неадекватные телесные сигналы

Знаете ли вы, что информация, которую мы проговариваем (содержание), воздействует на сознание, а то, как мы это преподносим, – уже считывается подсознанием. У человека или аудитории во время общения с другим человеком внимание распределяется следующим образом:

  • 7% - на слова;
  • 38% - на высоту голоса, скорость речи, четкость;
  • 55 % - на позу, мимику, жесты, дыхание.

Запрещенные жесты успешного оратора

Ошибки, которые допускают при публичном выступлении, очень часто – жесты. Последние порой могут свести на «нет» даже заведомо хорошее выступление.

  • Не поправляйте свою одежду, волосы, мэйкап на глазах у аудитории.
  • Не машите рукой знакомым, не кокетничайте с публикой на ходу, когда вы только выходите на сцену. Это дешевый способ вызвать доверие, он работает против вас.

Решение . Классическая поза спикера. Главное – направленность к публике и спокойное уверенное положение не сцене.

Есть простой и действенный прием. Перед выступлением поднимите плечи вверх, как будто сильно удивились, затем отведите назад и с выдохом опустите. Почувствуйте ваше тело, позвольте ему помочь вам в вашем успешном выступлении.

Место на сцене

Ошибки при подготовке к выступлению могут сыграть злую шутку в процессе самого мероприятия, если вам не удастся заметить и исправить их вовремя.

  • Не прибедняйтесь. Не нужно стоять на краю сцены, как будто вы в чем-то провинились. Уверенно занимайте центральное место в вашем сценическом действии.
  • Не нарушайте протокола мероприятия: если имеется кафедра, становитесь к ней.
  • Не стойте так, чтобы за спиной был экран. Вы будете восприниматься как помеха.

Решение . «Правило 90 градусов».

Встаньте в центр сцены и постарайтесь «обнять» зрительный зал. Вытяните руки под углом 90 градусов. Все поместились в ваше объятие – поздравляю, вы выбрали правильную позицию.

Имидж оратора

Первые 7 секунд на сцене имеют решающее значение. И будьте вы хоть трижды начитанным и четырежды умным, если на вас грязные ботинки или помятая рубашка, публика не простит вам вашу расхлябанность.

Вредно большое количество отвлекающих деталей в костюме, глубокое декольте, замысловатые украшения, часы за 3000 долларов. Психология общения подтверждает, что все это завладеет вниманием зрителя, оставив жалкие крохи вашему посланию.

Решение . Некоторую небрежность могут себе позволить звезды экрана, музыканты, любимцы публики. Но начинающим ораторам лучше соблюдать дресс-код.

Дикция

Если во рту каша, даже самая интересная речь бывает труднодоступна для понимания. Если замечаете у себя проблемы с произношением звуков, не хватает дыхания на фразу, то следует уважать аудиторию и позаботиться об удобоваримости своей речи – потренироваться заранее, отрепетировать ее. Можно даже походить на курсы ораторского мастерства.

Решение . Над дикцией необходимо работать каждый день. Перед выступлением сделайте несколько голосовых разминочных упражнений:

  1. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте сделать самую глупую гримасу, максимально отключить контроль над нижней челюстью. Возможно, это будет выглядеть жутковато, но зато расслабит ваш голосовой инструмент, мышцы лица, языка и челюсти. Желательно, чтобы за вами никто не подглядывал.
  2. Сделайте себе небольшой массаж нижней части лица, он усилит кровообращение и улучшит подвижность лицевых мышц.
  3. Спойте энергичную песенку, в которой много гласных звуков. Прочитайте стихотворение с выражением. Представляйте каждое слово в образе.
  4. Представьте, что ваш голос – это кулак. Сделайте мощный хук звуком «А, о, у, и, э, ы». Заметили, как ваш тембр стал глубже, а голос ниже?

Неприемлемые темы

В ТОП 10 ошибок публичного выступления входят темы, по поводу которых категорически нужно избегать ироничных замечаний, шуток и анекдотов. Эти огрехи, допущенные в выступлении, на форуме либо в повседневном общении с людьми, могут надолго вызвать к вам неприязнь.

Темы-табу

Национальность . Не стоит рассказывать анекдоты про старого еврея или про одного армянина. Принадлежность к нации – это то, что дается нам с рождения и ее невозможно поменять. Поэтому подшучивание может глубоко задеть чувства некоторых членов аудитории, что негативно скажется на вашем выступлении и подорвет авторитет.

Секс и сексуальная ориентация . Эта тема энергетически заряжена для любого человека, и неизвестно, как ее касание может выстрелить. Поэтому, чтобы не ходить по тонкому льду, следует избегать шуток и острот ниже пояса.

Вера . Во времена инквизиции люди погибали на костре за право отстоять свою веру. Ироничное или снисходительное отношение к этому со стороны выступающего, может вызвать обиду и даже гнев. Не стоит шутить с огнем!

В своем выступлении постарайтесь произвести впечатление человека Мира, не касайтесь острых тем, обходитесь с чувствами слушателей деликатно и бережно.

И напоследок о концентрации внимания .

На сцене помните, что чем выше ваша концентрация внимания «здесь и сейчас», тем успешнее и продуктивнее выступление. Не нужны больше никакие секреты и приемы.

Дерзайте, тренируйтесь и результаты появятся довольно быстро. После нескольких выходов на сцену вы обретете великую силу успешного человека, сможете проникать в сердца и умы людей, которые будут вас слушать!

Вы тщательно подготовились к выступлению, смогли преодолеть скованность, но отчего-то выступление получилось неудачным. Возможно, вы допустили некоторые ошибки. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение начинающих докладчиков и профессиональных ораторов. Их советы я хочу предложить вашему вниманию: используя приведенные ниже рекомендации на практике, вы сможете обрести уверенность, а ваше выступление пройдет намного удачнее, чем в прошлый раз.

Ошибка 1: несоответствие.

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, -- у слушателей сразу появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям.

Ошибка 2: оправдания.

Публике зачастую все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Посыл честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Ошибка 3: мимика.

Контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Особенно важно следить за выражением глаз и бровей, потому что этой области лица публика уделяет наибольшее внимание. Кроме того, брови -- главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови -- признак неуверенности и некомпетентности.

Ошибка 4: отсутствие юмора.

Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации -- это доказано нейропсихологами.

Ошибка 5: всезнайство.

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы надменные. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас.

Ошибка 6: суетливость.

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Найдите подходящее место и займите позицию. Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и прочих факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления.

Ошибка 7: отсутствие пауз.

Когда нечего сказать -- лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами.

Ошибка 8: никакой кухни!

Ошибка заключается в следующем: выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, одергивает одежду на ходу. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

Ошибка 9: правило 90 градусов

Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно часто так бывает, когда выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение -- извините, я тут с краю постою, я здесь ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяносто градусов». То есть сектор охвата аудитории должен быть примерно 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обзора будет уже под 180 градусов, и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего поля зрения и влияния, а слушатели на первом ряду слишком напрягутся. Если вы отойдете слишком далеко, угол обзора будет примерно 45 градусов и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное.

Ошибка 10: неправильное положение тела

Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью.

Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства.

И еще одна ошибка - руки в карманах. Это выглядит вульгарно, является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики, да и просто проявлением неуважения к аудитории.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»