Апостольская проповедь. Проповедь Христа, а не правил поведения

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Апостольская проповедь имела разное ударение в разные эпохи. Ударение колебалось и в зависимости от условий исторического момента и потребностей среды, к которой Апостолы обращались с учением. Мы не должны удивляться тому, что излюбленные мысли ап. Павла еще не встречаются в ранних речах ап. Петра. Со своей стороны, учение Иоанновских писаний на закате Апостольского Века представляет собою шаг вперед сравнительно с посланиями ап. Павла. Конечно, в единстве новозаветного откровения учение позднейших писаний не противоречит учению ранних писаний, но раскрывает и развивает его. При этом заслуживает внимания, что и в современной либеральной науке наблюдается тенденция возводить к первоначальной Иерусалимской Церкви сознание основных христианских догматов. Уже после первой Европейской войны была высказана мысль, что ап. Павел выражает в Филипп. (2:6-11) христианское учение словами древнего гимна Иерусалимской Церкви. Нашею ближайшею задачей является изложение христианского учения, как оно может быть воспроизведено по речам ап. Петра в Деян. 1-4.

Во всех речах ап. Петра главным аргументом является свидетельство Ветхого Завета. Апостол объясняет события современности, как исполнение во Христе Ветхозаветных обетований. И основная тема всей его проповеди есть спасение во Христе (ср. напр. 2:21, 4:12 а др.). Можно сказать, что все христианское благовестие есть благовестие спасения. К нему-то и можно подходить, и христианские проповедники, начиная с Апостольского Века, действительно, подходили по-разному. Так, в учении о спасении в ранней проповеди ап. Петра ударение лежит не на искуплении. Учение об искуплении, о заместительной жертве Иисуса Христа не сосредоточивает на себе ударения и в Евангелии. Такие слова, как Мф. 20:28, Мк. 10:45, стоят в Евангелии особняком. Как будет в свое время показано, учение об искуплении было выдвинуто на первый план ап. Павлом. В первые годы Иерусалимской Церкви мысль верующих всецело сосредоточена на Страстях и Воскресении Иисуса Христа (ср. 2:22-32; 3:13-15; 4:33; 5:30 и др.) Поношение и соблазн Страстей преодолеваются в Воскресении. Недаром двенадцатый Апостол, поставляемый на место отпадшего Иуды, должен быть, вместе с прочими, свидетелем Воскресения (ср. 1:22). Уже в этот момент все благовестие Апостолов, как оно получило выражение в Деян., есть свидетельство о Воскресении. И потому неудивительно, что Церковь положила чтение Деяний за литургиями в продолжении всей Пятидесятницы, когда в течение сорока дней из пятидесяти Воскресший Господь пребывает с учениками. Чрез победу над смертью совершается прославление Иисуса, получающее свое завершение в Его Вознесении. Конечно, явление славы имеет место уже в Воскресении. В речи ап. Петра после чуда Пятидесятницы Воскресение противополагается поношению Страстей. Но полнота славы связана с Вознесением. Эта мысль в разной форме снова и снова звучит в ранней Апостольской проповеди, как ее воспроизводит Евангелист Лука (ср. Деян. 2:33; 5:31). И если ап. Петр свидетельствует, что Бог сделал претерпевшего распятие Иисуса Господом и Христом (Деян. 2:36), то и это возведение Иисуса в полноту Мессианской славы надо понимать в контексте речи по связи с Вознесением.



С особым ударением Апостолы говорят об Имени Прославленного. Этому Имени присуща спасительная сила. "И будет, всякий, кто призовет Имя Господне, спасется". Это пророчество Иоиля (2:32), которое ал. Петр приводит в начале своей первой речи перед народом (Деян. 2:21), открывает длинный ряд апостольских свидетельств о спасительной силе присущей Имени Господню (2:38; 4:10-12 и мн. др.). Исцелив хромого у храмовых ворот именем Иисуса Христа Назорея (3:6), ап. Петр засвидетельствовал эту истину и перед народом: "...ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего, которого вы видите" (3:16). Приведенные слова ап. Петра заключают целое богословие Имени. Потому и члены Синедриона запрещают Апостолам учить об Имени Иисусовом (4:17-18; 5:28; 40-41).

Почитание Имени Господня уходит своими корнями в Ветхозаветное прошлое. Неизреченность священной тетраграммы, имени собственного Бога Израилева, объясняется тою силою, которая была ему присуща, и тем особым почитанием, которым оно, по этой причине, было окружено. Почитание имени Господня сохранилось в православном "умном делании" и до наших дней. Значение молитвы Иисусовой - в силе сладчайшего Имени. Это значение получило свое выражение в Имяславческих спорах, которые волновали Афон еще в самые недавние годы. В конце служения ап. Павла о почитании Имени Господня говорит христологический отрывок Филипп.2:6-11 (особенно, ст. 9-11), Как уже было указано, именно этот христологический отрывок Филипп. некоторые либеральные ученые нашего времени понимают, как осколок древнейшего Иерусалимского предания, а именно, как литургический гимн Иерусалимской Церкви. Это мнение не получило общего признания в науке. Тем не менее, даже если бы оно оказалось неправильным, свидетельство ап. Павла об Имени Прославленного Господа может служить фактическим комментарием к более краткому и общему свидетельству Деян. Имя Иисуса, которое выше всякого имени, и пред которым преклоняется "всякое колено небесных и земных и преисподних" (Филипп. 2:9-10), приведено в ст. 11. Оно звучит: "Господь Иисус Христос". В таком понимании комментарий Филипп. возвращает нас к свидетельству ап. Петра в Деян. 2:36. Прославленный Иисус есть Господь и Христос. Этому-то Имени Иисуса, выражающему Его Славу, и присуща сила спасительная и животворящая.

С прославлением Иисуса связано ниспослание Св. Духа. Эта связь прямо указана в словах ап. Петра, Деян. 2:33. То значение, которое принадлежало Св. Духу в жизни Апостольской Церкви, было отмечено выше. В последующую эпоху Апостолы послали к Самарянам, которые были крещены Филиппом, одним из семи, Петра и Иоанна для низведения на них Св. Духа (Деян. 8:14-17). Из рассказа Деян. с несомненностью вытекает, что власть низводить Св. Духа принадлежала одним Апостолам. Но мы не имеем никаких оснований предполагать, чтобы это было осознано только во второй период истории Апостольского Века. Можно думать, что вывод, который мы сделали из повествования Деян. 8 гл., должен быть распространен и на раннейшую эпоху. Апостолы, на которых Дух Святой сошел в день Пятидесятницы, сообщали дары Св. Духа новым членам, присоединяемым к Церкви. Из этого же повествования вытекает, что дар Святого Духа, который сообщался чрез возложение рук Апостольских, должен быть отличаем от благодати Крещения. Вступление в Церковь совершалось с самого начала чрез Крещение. И это касается не только крещения трех тысяч после чуда Пятидесятницы (Деян. 2:38-41). Повторные упоминания Крещения в 8:12, 36 и слл., 9:18; 10:47-48, хотя и относятся ко второму периоду истории Апостольского Века, но в еще большей мере, чем свидетельство Деян. 8 гл. о низведении Св. Духа, говорят о фактическом положении, которое, несомненно, наблюдалось и в первые годы жизни Церкви. Иначе пришлось бы попустить перерыв между практикою Пятидесятницы в начале первого периода Апостольского Века и тою, которая наблюдалась в позднейшую эпоху.

Особого внимания требуют эсхатологические чаяния Апостольской Церкви. Напряженность эсхатологического ожидания вытекает из посланий ап. Павла. В начале своего апостольского служения ап. Павел думал, что он сам доживет до пришествия Господа во славе (1 Фесс. 4:15; ср. 1 Кор. 15:51-52). Можно с уверенностью сказать, что такой же напряженностью отличалось эсхатологическое ожидание и в первые годы Апостольской Церкви. Достаточно вспомнить, что только разрушение Иерусалима в 70 г. рассеяло недоразумение, связывавшее мировую катастрофу с концом Иерусалима.

Перед Вознесением на вопрос учеников о временах и сроках, Господь ответил повелением свидетельствовать о Нем в благодати Св. Духа до пределов земли (Деян. 1:6-8). Но тотчас же после Вознесения два мужа в белых одеждах сказали им о Парусии (ст. 11). О временах и сроках не сказали и они. Но явление Господа в славе было тою гранью, до которой должно было простираться свидетельство, и едва ли ученики представляли себе эту грань в тумане далекого будущего. Заслуживает внимания и то, что Петр, объясняя народу чудо Пятидесятницы, сослался на пророчество Иоиля, получившее пополнение на их глазах (ср. Деян. 2:16-21). Но пророчество Иоиля, вне всякого сомнения, относилось к последним временам, чего не мог не сознавать и Петр. В приложении к современности это пророчество Иоиля сообщало современности эсхатологические черты. Эта же напряженность эсхатологического ожидания слышится и в словах Петра после исцеления хромого (ср. Деян. 3:19-21).

Строй Церкви

Во главе общины стояли двенадцать Апостолов. Для подтверждения этого положения достаточно сослаться на избрание преемника отпадшего Иуды (Деян. 1) и напомнить уже приводившиеся тексты (ср. 2:14, 37). Если после общего гонения, сопровождавшего убиение Стефана, из Иерусалима рассеялись все, кроме Апостолов (Деян. 8:1), это показывает, что они сознавали лежавшую на них ответственность. Эта ответственность была ответственностью власти. Дальнейшее развитие событий показывает, что присутствие Апостолов в Иерусалиме сохранило за ним значение общецерковного центра.

В этой связи уместно коснуться и служения Семи, поставление которых (Деян. 6:1-6) дало возможность выдвинуться Стефану, мученической смертью запечатлевшему свою верность Христу. Убиение Стефана и общее гонение на Церковь, которое за ним последовало, открывает второй период истории Апостольского Века, но поставление Семи, как таковое, относится еще к первому периоду. Служение, возложенное на новых должностных лицах, было, по самому своему заданию, служение хозяйственное: попечение о столах (6:2-4). Решение было вызвано ропотом эллинистов на неравномерное распределение пособий, от которого якобы страдали их вдовы, и оставляло Двенадцати необходимую свободу для молитвы и служения слова. Но замечательно, что и Семь должны были отвечать определенной духовной квалификации: они должны были быть не только хорошо известны, но и исполнены Святого Духа и мудрости. И самое поставление Семи в плане Деян. имело значение введения к повествованию о служении Стефана на поприще не экономики, а благовестия (6:8 и слл.). Это же касается и Филиппа, тоже одного из Семи - после убиения Стефана и общего гонения на Церковь (Деян. 8:5 и слл.). Но мы должны спросить себя, было ли служение Семи служением священным в нашем, историческом смысле этого слова. В церковном словоупотреблении за семью закрепилось название "диаконов". Нужно сказать, что в повествовании Деян. это наименование к ним никогда не применяется, и, если их служение обозначается глаголом служить, то имя существительное того же корня служение относится к Двенадцати. Не подлежит сомнению, что диаконы в нашем смысле слова были и в дни Апостолов. Это вытекает из таких указаний, как Филипп. 1:1, 1 Тим. 3:8 и сл. Но были ли "диаконами" Семь? Толкование Семи в смысле "диаконов" восходит к очень глубокой древности, но положительных оснований в Новом Завете не имеет. Не является также основанием и возложение рук, упоминаемое при их поставлении, в Деян. 6:6. В Апостольский Век возложение рук было обычным знаком сообщения благодати Св. Духа. В Деян. 8:17 благодатный дар, сообщаемый через рукоположение Апостольское, отвечает тому, который в наше время сообщается в Церкви через таинство миропомазания. В 9:17 Анания возлагает руки на Савла еще до его крещения. И в науке существует спор, как понимать то возложение рук, которое совершили члены Антиохийской Церкви над Варнавой и Павлом в начале его первого путешествия (Деян. 13:3). Вопрос неизбежно остается открытым и для Семи.

Особое место в Апостольской Церкви принадлежит Петру и Иоанну. Из Двенадцати Лука упоминает только их. Имена остальных названы единственный раз в списке 1:13, а в 12:1-2 говорится об убиении Иакова. Но в собственном смысле руководящее положение было положение только Петра. Он является главным деятелем Иерусалимской Церкви не только в течение первого, но и в течение второго периода истории Апостольского Века. Мы невольно задаем себе вопрос, не надо ли понимать это положение, как положение иерархического старшинства. Для ответа на этот вопрос мы не располагаем положительными данными, но вопрос должен быть поставлен. Иоанн, упоминаемый наряду с Петром, начиная с Деян. 3, выступает не столько, как самостоятельный деятель, сколько, как молчаливый свидетель деяний Петра. После Деян. 8 он больше не упоминается, если не считать определения Иакова в Деян. 12:2, как брат Иоанна. Очень возможно, что Иоанн активной роли не играл, но упомянут автором Деян., писавшим в конце Апостольского Века, во внимание к тому исключительному положению, которое он занял в эти последние годы.

Глава 18

ПРОПОВЕДЬ СРЕДИ ЯЗЫЧНИКОВ

Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 14:1-26.

Из Антиохии Писидийской Павел и Варнава отправились в Иконию. Здесь, как и в Антиохии, они проповедовали в иудейской синагоге и имели большой успех, ибо «уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Но в Иконии, как и в других местах, где трудились апостолы, «неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников».

Однако апостолы не оставили свою миссию, поскольку многие принимали Евангелие Христа. Встречая сопротивление, зависть и предрассудки, они продолжали свой труд, «смело действуя о Господе», и Бог, «во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса». Это свидетельство Божественного одобрения оказывало сильное влияние на людей с живым умом, и число обращенных умножалось.

Весть, возвещаемая апостолами, распространялась все шире, и это вызывало у неверующих иудеев зависть и ненависть, и они решили положить конец трудам Павла и Варнавы. Их лживые доносы рождали у властей страх, что весь город может взбунтоваться. Они уверяли, что уже множество людей примкнуло к апостолам, видимо, для осуществления тайных и опасных замыслов.

Вследствие этого власти то и дело призывали учеников к ответу, но те так толково и разумно защищали себя, так спокойно и подробно разъясняли проповедуемое ими учение, что склоняли чашу весов на свою сторону. Власти относились к ним предубежденно из-за постоянных наветов иудеев, но не осмеливались осудить их. При этом они понимали, что проповеди Варнавы и Павла делают людей добродетельными, уважающими закон гражданами, а это, в свою очередь, повышает нравственный уровень горожан и укрепляет порядок.

Вместе с тем сопротивление, с которым встречались ученики, способствовало популярности евангельской истины; иудеи видели, что попытки помешать работе новых учителей приводят лишь к увеличению числа приверженцев новой веры. «Народ в городе разделился, и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов».

Дело приняло нежелательный для иудейских властей оборот. Они были настолько раздражены, что решили прибегнуть к насилию. Возбуждая самые низменные страсти у невежественной, необузданной толпы, они организовали мятеж, а обвинили в этом апостолов. Используя подобную клевету, они рассчитывали на помощь местных властей, ибо надеялись, что апостолы не смогут защищаться и толпа побьет камнями Павла и Варнаву, положив конец их трудам.

Друзья апостолов из числа неверующих предупреждали их о зловещих замыслах иудеев и убеждали не искушать судьбу, а постараться спастись от разъяренной толпы. Поэтому Павел и Варнава тайно покинули Иконию, предоставив уверовавшим самостоятельно продолжать начатое ими дело. Но они ушли не насовсем, собираясь вернуться, когда улягутся страсти, и закончить работу в этом городе.

Во все века и во всех странах вестникам Божьим приходилось сталкиваться с яростным сопротивлением тех, кто добровольно и сознательно отвергал небесный свет. Порой казалось, что с помощью лжи и клеветы враги Евангелия добиваются победы, закрывая двери, через которые Божьи вестники могут иметь доступ к народу. Но эти двери не остаются закрытыми вечно, и часто, когда рабы Божьи возвращаются, чтобы возобновить свои труды. Господь совершает для них великое и чудное, и они возвеличивают Его имя.

Изгнанные из Иконии апостолы отправились в Ликаонские города Листру и Дервию. Там жили суеверные язычники, среди которых были и желающие услышать и принять евангельскую весть. Апостолы решили начать здесь свою деятельность, надеясь избежать преследования иудеев и стараясь не возбуждать предрассудков.

В Листре не было иудейской синагоги, хотя в городе жили несколько иудеев. Многие жители Листры поклонялись в храме, посвященном Юпитеру. Когда Павел и Варнава появились в городе и, собрав вокруг себя жителей Листры, стали объяснять им простые евангельские истины, многие пробовали связать это учение с суеверными верованиями в Юпитера.

Апостолы же пытались передать идолопоклонникам знание о Боге-Творце и о Сыне Его, Спасителе человечества. Прежде всего они предлагали обратить внимание на чудесные творения Божьи: солнце, луну и звезды, на стройную последовательность времен года, величавые горы с заснеженными вершинами, красивые деревья и другие чудеса природы, являющие собой творческую силу, не постижимую человеческим умом. Через эти творения Всемогущего апостолы привели язычников к созерцанию великого Властелина Вселенной.

Разъяснив основополагающие истины о Творце, апостолы рассказывали жителям Листры о Сыне Божьем, Который пришел с небес в наш мир, ибо возлюбил сынов человеческих. Они говорили о Его жизни и служении, о том, что Он был отвергнут теми, кого пришел спасать, о суде над Ним и распятии, о Его вознесении на небо, где Он выступает Ходатаем за людей. Так в Духе и силе Божьей Павел и Варнава проповедовали Евангелие в Листре.

Однажды, когда Павел рассказывал народу о том, как Христос исцелял больных и страждущих, он заметил среди слушателей хромого, устремившего на него взор и с верой ему внимающего. Сердце Павла преисполнилось любовью к страдальцу; он узрел, что этот человек «имеет веру для получения исцеления». В присутствии идолопоклонников Павел повелел хромому встать на ноги. И хотя до этого дня страдалец мог находиться только в сидячем положении, он сразу же повиновался словам Павла и впервые в своей жизни встал на ноги, ибо вместе с верой в него вошла сила, и бывший некогда хромым «вскочил и стал ходить».

«Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам», ибо в этой местности верили в то, что боги временами посещают землю. Так Варнаву они нарекли Зевсом, отцом богов, из-за его почтенной внешности, величавой осанки, мягкого и доброго взгляда. Павла приняли за Ермия; «потому что он начальствовал в слове», был ревностным, энергичным и красноречивым, возвещая людям предостережение.

Жители Листры, желая как-то отблагодарить апостолов, уговорили жреца Юпитера и Зевса почтить их особым образом, и он, «приведши к воротам волов и принесши венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение». Павел же и Варнава, искавшие уединения и отдыха, не знали об этих приготовлениях. Но вскоре их внимание привлекли звуки музыки и возбужденные возгласы большой толпы, собравшейся вокруг дома, где они остановились.

Когда апостолы узнали о намерении этих возбужденных людей, они «разодрали одежды свои и, бросившись в народ», надеялись остановить идолопоклонников. Громким голосом, перекрывшим шум толпы, Павел потребовал внимания, и когда суматоха улеглась, сказал: «Мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому. Который сотворил небо и землю и море и все, что в них; Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши».

Несмотря на то, что апостолы решительно отвергли идею их Божественного происхождения, несмотря на усилия Павла обратить умы людей к истинному Богу как единственному, Кто достоин поклонения, было почти невозможно убедить язычников не приносить жертву. Они настолько твердо уверовали, что перед ними – боги, и были преисполнены такого энтузиазма, что им не хотелось признавать свое заблуждение. В Писании сказано, что апостолы «едва убедили народ не приносить им жертвы».

Жители же Листры упорствовали, оправдывая свое решение тем, что они собственными глазами видели чудесную силу, проявленную апостолами, видели хромого, который никогда не мог ходить, а теперь радовался здоровью и силе. И лишь после того, как Павел обстоятельно объяснил им миссию апостолов, являющихся представителями Небесного Бога и Его сына, великого Исцелителя, они отказались от своего намерения.

Труды Павла и Варнавы в Листре были внезапно прерваны появлением озлобившихся иудеев из Антиохии и Иконии, узнавших об успешной работе апостолов среди жителей Ликаонии. Прибыв в Листру, эти иудеи вскоре сумели вселить в людей ожесточение, которое переполняло и их собственные сердца. Под влиянием их клеветнических измышлений те, кто совсем недавно считал Павла и Варнаву Божественными существами, теперь были уверены, что апостолы хуже убийц и заслуживают смерти.

Кроме того, люди, разочарованные тем, что им не дали принести жертву, готовы были выступить против Павла и Варнавы с не меньшим пылом, чем раньше, когда привест-вовали их как богов. Подстрекаемые иудеями, они задумали совершить насилие. Иудеи посоветовали им не давать Павлу возможности говорить, чтобы он не околдовал их.

Вскоре противникам Евангелия удалось осуществить свой зловещий замысел. Поддавшись влиянию зла, жители Листры исполнились сатанинской яростью и, схватив Павла, безжалостно побили его камнями. Апостол думал, что наступил его конец. Он отчетливо вспомнил мученическую кончину Стефана и свою роль в его казни. Покрытый ранами и ослабевший от боли, Павел упал на землю, и разъяренная толпа вытащила его «за город, почитая его умершим».

В этот мрачный час испытания уверовавшие жители Листры, принявшие христианскую веру благодаря служению Павла и Варнавы, остались верны Богу. Сопротивление врагов и жестокое преследование с их стороны лишь укрепили веру этих посвященных братьев; и теперь, перед лицом опасности и презрения, они доказали свою верность, скорбно собравшись у тела того, кого они считали умершим.

Каково же было их удивление, когда оплакиваемый ими апостол неожиданно поднял голову и встал на ноги, хваля Бога. Для верующих это неожиданное выздоровление раба Божьего стало настоящим чудом. Им казалось, что это проявление небесной силы как бы скрепило печатью Божественного одобрения их решение принять новую веру. Они возрадовались радостью неизреченной и с обновленной верой возблагодарили Бога.

Среди обращенных в Листре и очевидцев страданий Павла был тот, кто впоследствии стал видным служителем Христовым и разделил с великим апостолом тяготы и радость служения первопроходцев на трудных нивах. Это был молодой человек по имени Тимофей. Когда Павла выволокли из города, этот юный ученик находился среди тех, кто собрался вокруг безжизненного тела апостола и видел, как он встал, израненный, с кровоподтеками, но с хвалою на устах, радуясь, что удостоился пострадать за имя Христово.

На следующий день после избиения Павла камнями апостолы удалились в Дервию, где успешно трудились, гак что многие души приняли Христа как своего Спасителя/Но, проповедуя «Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников», Павел и Варнава не пожелали начинать работу в новых местах до тех пор, пока не утвердят в вере обращенных, которых они были вынуждены оставить на некоторое время там, где недавно трудились. И, не страшась опасностей, «они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере». Многие Лриняли радостную весть Евангелия и подверглись поношению и преследованиям, но апостолы стремились утвердить таковых в вере, чтобы сделанное дело могло пребывать.

Важное значение придавали апостолы порядку в общинах, способствующему духовному росту новообращенных. Во всех местах Ликаонии и Писидии, где были верующие, возникали стройные церкви. В каждой церкви были рукоположены служители, а для осуществления деятельности, способствующей духовному благополучию верующих, создавалась надлежащая организация.

Это соответствовало евангельскому плану объединения в одном теле всех верующих во Христа, и этот план Павел тщательно проводил в жизнь. Те, кто в результате его трудов принимали Христа как своего Спасителя, объединялись в церкви с четкой организацией даже в том случае, если верующих было немного. Таким образом, христиане учились помогать друг другу и помнить обетование: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20) .

Павел не забывал подобные церкви и постоянно заботился о них, какой бы малочисленной ни была группа верующих. Он надзирал за малыми церквами с особой нежностью, понимая, как они нуждаются в руководстве, дабы основательно утвердиться в истине, подготовиться к ревностному, бескорыстному труду на благо окружающих людей.

Во всех своих миссионерских трудах Павел и Варнава стремились следовать примеру, поданному в свое время Христом, – примеру добровольной жертвенности и ревностных усилий по спасению душ. Постоянно бодрствующие, ревностные, не знающие усталости, не считающиеся с личными неудобствами и желаниями, они с величайшим усердием и молитвой сеяли семя истины. Но сея семя, апостолы не забивали давать бесценные практические наставления тем, кто принимал Евангелие. Этот дух ревности и благочестия производил сильное впечатление на новых учеников, убеждая их в важности евангельской вести.

Когда к вере обращались люди одаренные и многообещающие – такие, как Тимофей, – Павел и Варнава стремились убедить их в необходимости трудиться в винограднике. И когда апостолы уходили в другие места, вера этих мужей не ослабевала, а, напротив, усиливалась. Им был указан путь Господень, и они были подготовлены к тому, чтобы бескорыстно, ревностно и настойчиво трудиться для спасения своих ближних. Это тщательное обучение новообращенных способствовало удивительному успеху, который имели Павел и Варнава, проповедуя Евангелие в языческих странах.

Первое миссионерское путешествие быстро приближалось к концу. Предав недавно созданные церкви Господу, они отправились в Памфилию «и проповедавщи слово Господне в Пергии, сошли в Атталию, а оттуда отплыли в Антиохию».

Из книги Пророки и цари автора Уайт Елена

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Глава 55 Заговор язычников (Эта глава основана на Книге Неемии, 6) Санаваллат и его сообщники не осмеливались объявить открытую войну иудеям, но втайне они с возрастающей ненавистью делали все возможное, чтобы разочаровать их и причинить им вред. Восстановление стены

Из книги Книга Деяний Святых Апостолов автора (Таушев) Аверкий

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Часть вторая Церковь Христова среди язычников (главы

Из книги Познавая Иисуса через Ветхий Завет автора Райт Кристофер

Глава 949: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Среди верующих есть люди, которые верны тому, что они обещали Аллаху, и есть среди них такие, которые выполнили свой обет, и такие, которые ждут, не изменив (своего решения) ни в чём». 1156 (2805). Сообщается, что Анас бин

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Раб и служение среди язычников Возвращаясь к Ветхому Завету, мы начинаем видеть не только то, как Иисус понимал Свою миссию, но и связь Его миссии с более поздней апостольской миссией, обращенной к язычникам (народам).В начале этой главы мы говорили о том, что Иисус

Из книги Творения автора Великий Афанасий

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

Глава 7. Опровержение язычников (41) Мы подошли теперь к неверию язычников и это очень удивительно, что они смеются над тем, что совсем не смешно, но все же не в состоянии увидеть позор и нелепость их собственных идолов. Но аргументы нашей стороны не испытывают недостаток

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Благовествование среди язычников Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. Римлянам 1:16 Еврейских христиан, названных в Деяниях "Еллинистами", отличала определенная

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

Глава XIV. Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии (1-7). Исцеление хромого в Листре и попытка язычников принести апостолам жертву (8-18). Гонение на апостолов, обратное путешествие по новооснованным общинам и возвращение в Антиохию Сирийскую (19-28) 1 Под уверовавшими

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

Глава II. Продолжение речи о величии домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе: религиозно-нравственное состояние Иудеев и язычников до Христа и их возрождение во Христе (1-10). Сравнение состояния язычников с состоянием Иудеев. Примирение всех с Богом во Христе и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА XXXIV Среди язычников Тогда Иисус, отправясь оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские.Такова краткая заметка, которая предшествует немногим сведениям об этом периоде Его жизни и учения, заслуживавшем особого нашего внимания, если бы рассказы были поподробнее.

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Поучение 2-е. Святитель Стефан, еп. Пермский (Об участии христиан в деле распространения христианской веры среди язычников) I. Св. Стефан, просветитель язычников в Перми, память коего совершается ныне, жил в 14 в. Будучи молодым причетником Устюжского собора, он благодатью

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Свой среди чужих – чужой среди своих. Вынужденная эмиграция Уже в достаточно зрелом возрасте с ним произошел один случай, который изменил всю его дальнейшую судьбу: «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и

Из книги автора

Отдел восьмой Церковь среди язычников от обращения Савла до его мученичества в

Из книги автора

XXXV Обращение Корнилия ап. Петром. Проповедь язычникам в Антиохии и первая церковь из язычников. Гонение в Иерусалиме и мученичество ап. Иакова После обращения Савла в состоянии церкви наступило временное затишье от внешних гонений, так что «церкви по всей Иудее, Галилее и

Проповедь, поддержанная силой Божией

- Когда мы говорим о миссионерской проповеди, мы имеем перед глазами идеал - апостольскую проповедь. Апостолы, приходя в какое-то селение, рассказывали людям о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Их проповедь позже была записана и стала синоптическими Евангелиями. Верно ли мое представление? Как проповедовали апостолы?

Для нас самый высокий образец проповеди - это Сам Иисус Христос. Он Свидетель о Себе Самом, Он Посланник, Апостол и Миссионер. Да, Он постоянно говорит Свои слова, и эти слова очень разные. Но слова Христа неотделимы от Его дел, и дела Его говорят не меньше, чем Его слова.

- Чудеса подкрепляют слова проповеди, а каковы были слова?

В Деяниях апостолов описано несколько случаев проповеди самих апостолов и мужей апостольских. Это проповедь апостола Петра в день , где он говорит о смерти и воскресении Иисуса Христа. Это проповедь архидьякона и первомученика Стефана, где он начинает от Ветхого Завета и заканчивает словами о том, что Мессия - Христос был убит иудеями, но восстал из мертвых. Это проповедь апостола Павла в афинском ареопаге и другие примеры. И везде мы видим, что проповеди апостолов о жизни и смерти Христа сопровождались силой Божией.

Апостолы шли по всему миру на проповедь, и, конечно, они говорили людям о Христе. Но главное то, что все их свидетельства были подтверждены силой Божией. Святое Писание и жития всех апостолов говорят, что их проповедь сопровождалась явлениями силы Божией, то есть знамениями и чудесами. Проповедь, поддержанная силой Божией, была действенной, достаточной, чтобы убеждать людей, которых тогда было убедить не легче, чем сегодня.

Проповедь шла по-разному в Европе и Азии, в Китае и Индии, в Африке и у славян. Но было много общего. В то время любой мир - греческий, китайский, римский, славянский - стоился на религиозной основе. В Европе и Греции - одни религии, в Индии и Китае - другие. Но отношения в обществах основывались на религиозных системах. Апостолы несли семя слова Божия людям, так или иначе настроенным религиозно. Они показывали преимущество христианства над всеми языческими религиозными системами. У любого народа, к которому они приходили, было религиозное воспитание. В этом отличие от нашего общества.

Человечество почти отказалось от религиозного воспитания

- Что сегодня происходит в деле миссии?

Современное человечество почти целиком отказалось от религиозного воспитания. Но жажда найти религиозную основу жизни живет в каждом человеке во все времена, в том числе и сегодня. Она в природе человека, поскольку наша природа двусоставная, человек состоит не только из тела, но и из души. И как тело ищет сродного себе - материальных благ и удовольствий, так и каждая человеческая душа требует общения с Богом, ищет духовной жизни.

Сегодня духовная жизнь почти полностью подавлена материальной жизнью, интересами экономического благополучия

Сегодня духовная жизнь почти полностью подавлена материальной жизнью, интересами экономического благополучия. Распространилось уже даже не язычество, а ниже, чем язычество, люди ведут жизнь, которая напоминает жизнь животных. А те люди, которые стараются подняться над животной жизнью, все равно сами не могут прийти к Богу и занимаются подменой, то есть заменяют духовную жизнь интеллектуальной и культурной жизнью. Так происходит из-за отсутствия религиозного воспитания.

Если человек живет согласно лозунгу, который приводит , говоря о язычниках: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор. 15:32), то это ниже, чем языческое, эгоцентрическое, животное отношение к жизни мешает ему понять, что такое вера в Бога. Человек не понимает, о чем идет речь, когда говоришь ему о религии и вере в Бога, о том, почему религия должна быть в основе всей жизни.

Препятствие животного эгоизма преодолевается очень трудно, потому что от животного состояния подняться к христианским ценностям труднее, чем перейти от язычества или монотеизма к христианству.

Нам сегодня предлагают идеал потребительского общества, достигшего высшего развития в Америке. Его лозунг тот же самый «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрешь». Цель наслаждения - взять от жизни все и сегодня, потому что завтра умрем. Эта жизнь кардинально отличается от христианской жизни, потому что в ней отсутствует не только религиозное, но воспитание вообще. У животных действуют инстинкты - поесть, попить и размножиться. Наш народ переходит от полноценной духовной жизни, или хотя бы жизни душевной и интеллектуальной, к жизни инстинктивной. В этом особенность современной жизни и современной проповеди.

Русская христианская культура является «детоводителем» ко Христу

- Как проповедовать таким людям?

Прежде всего, к ним можно обращаться через воспитание. В России не полностью разрушены институты общества: у нас еще остаются , школа, культура, наука, в которых признается ценность великой русской культуры. Русская культура - это европейская и христианская культура, она сегодня является «детоводителем» ко Христу, или педагогом, как звучит это слово в греческом языке. Если человек живет в рамках этой культуры, а не отдает себя, например, в музыке, ритмам африканским или латинским, если не отдает себя лозунгу «бери от жизни все», для него возможен путь ко Христу через культуру.

Русская культура к началу ХХ века была нисколько не ниже, а во многом и выше европейской культуры, которая тогда была вершиной культурного развития человечества, поскольку в русской культуре духовности, христианских начал было не меньше, а часто больше, чем в европейской культуре. Тем более что она основывалась не на западной духовности, а на православной византийской духовности.

Русская культура должна сегодня проповедовать учение о человеке - высокое и чудное

Потенциал русской культуры сегодня колоссальный. Этот потенциал надо «включить», сделать эту культуру доступной восприятию людей. Русская культура и должна сегодня проповедовать учение о человеке - высокое и чудное. Культура должна вести человека от животного к человеческому состоянию, объяснять, что такое любовь, служение Богу и ближнему.

Идею служения так трудно сегодня передать молодому поколению, потому что дух потребительства живет во всем. Но стремление к служению живет в каждом человеке, и только оно может удовлетворить человека и привести его к настоящей счастливой жизни во Христе. Сегодня основной путь проповеди, как мне кажется, - проповедь через культуру.

Каждый христианин должен быть духовно образован

Вы говорите, что в современном обществе нет религиозного воспитания. С вами согласен преподаватель ПСТГУ Борис Алексеевич Филиппов, который говорит, что сегодня в мире количество верующих людей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается, только они верят в Бога «сами по себе» и не идут в церкви. Самая быстрорастущая конфессия в мире - неопятидесятники, их уже 600 миллионов человек. То есть в человечестве действует мощная религиозная энергия, но она не институализируется. Как проповедовать им?

Употреблять усилие и учиться духовной жизни - вот что нужно для духовной жизни и чего так не хочет делать современный слабый человек

Во все времена путь следования за Христом - это путь подвига, служения, труда, то есть трудный путь в буквальном смысле. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне (Ин. 6, 38), - говорит Иисус Христос. А в другом месте Он говорит: силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф. 11:12). Употреблять усилие и учиться духовной жизни - вот что нужно для духовной жизни, и чего так не хочет делать современный слабый человек. Потребительское общество труд не ставит в основу жизни человека.

В результате появляются подмены, которые обещают без труда дать человеку все что угодно - и общение с потусторонним миром, и творчество, и любовь. На самом деле эти подмены - обман. И чем дальше, тем больше подмен.

Подмены проникают и в традиционные религии. В том же исламе растут нетрадиционные экстремистские течения. У католиков возникают те же проблемы с нетрадиционными течениями мирян, такими как «Опус Деи» («Дело Божие»), «Комуникасьон э либерасьон» («Общение и освобождение») и другие. Не говоря о протестантах, у которых происходит непрерывное дробление деноминаций, и уже неизвестно, где основное течение, а где его распад? Там подмены захватывают все, там появляются и женское священство, и однополые браки, и другие нелепости заполняют все течения протестантов.

Есть различные трудные течения и у нас в православии. Глубокая религиозная необразованность православных народов приводит к тяжелым последствиям. В результате необразованности возникают разные сектантские группы, происходят катастрофические явления в православии, когда мы начинаем «канонизировать» Сталина и Грозного, Распутина или очередного сектантского идола и придумывать самое невероятные антихристианские вещи. За этими полуобразованными фанатиками, которые начинают что-то выдумывать, идут обманутые ими православные люди, отходя, таким образом, от Церкви Христовой.

Причина драматического распространения в России сектантов - в глубоком религиозном невежестве русских людей

Причина драматического распространения в России сектантов, в первую очередь - в глубоком религиозном невежестве русских людей. Бороться с этим пороком можно противоположной добродетелью - религиозным образованием. Возьмем, например, такой социальный институт, как система здравоохранения. Она не может строиться на лечении уже случившихся болезней - инфарктов и инсультов. Так же и система «духовно-нравственного здравоохранения» русского народа должна строиться на профилактике духовных болезней, а не только на лечении уже случившихся болезней. Профилактика здесь - воспитание с детства наших ребятишек. Если их не воспитывать, то наш народ станет страшным могильщиком нас, России и самого себя, как говорил .

Каждый христианин должен быть духовно образован. Духовное образование необходимо давать с детства, или оно должно быть получено во взрослом возрасте, то есть человек должен сам себя образовывать. Но оно обязательно должно быть - это условие духовного роста. Как разумный человек может прийти к пониманию истины без духовного образования?

Само же духовное образование должно быть укоренено в традиции, то есть в Предании. Что такое Святое Предание? Предание - это передача всего, что накоплено в течение двух тысячелетий в христианстве. Каждый из нас выявляется носителем частички православного Предания. Предание включает в себя и подразумевает образование и воспитание. Без христианского образования и воспитания не может быть передачи христианского Предания.

Я согласен, что как среда для пассивной проповеди культура важна. Но апостолы занимались не культурным просвещением, а проповедью о Христе. А какой должна быть активная проповедь, когда один человек говорит о Христе другому человеку?

Если почва не готова, то семя не даст плода

Слово Божие - это семя, которое падает на почву человеческой души. Если почва не готова, то семя не даст плода. Культура подготавливает почву и сама содержит часть семян христианской веры. Если человек совершенно ушел от русской культуры, то как ему проповедовать?

- Разве религиозная энергия не является почвой для проповеди?

Нет, не является. Если человек находится в самости, в эгоизме, в секте, то возвратить его в православие, пересадить его на почву христианства - труднее, чем привести ко Христу человека, живущего в русской религиозной культуре.

Но вы сами говорите, что даже такого человека легче привести к Христу, чем человека, который живет вне религиозной культуры.

Есть разные случаи, есть разные религиозные культуры. Конечно, нужны апостолы, которые совершают чудеса и образуют язычников. Более того, они всегда были, есть и будут в Церкви. Но это - единицы. А среда, в которой действуют апостолы, - это система воспитания народов. И это не единицы, а тысячи и миллионы людей, которые трудятся на этой почве. Например, в Российской империи было два миллиона человек, которые учились в церковно-приходских школах. Кроме того, во всех остальных школах преподавался .

Какие проповедники сегодня лучшие? Например, был о. Даниил Сысоев, его убили, кто остался? Кто сегодня говорит о Христе?

Вы слышите отца Александр Салтыкова, Владимира Воробьева, о. Дмитрия Смирнова и многих других проповедников. Это прямая проповедь разным людям. Отец Андрей Ткачев имеет час на телевидении, он говорит лучше отца Даниила Сысоева. Отец Даниил чудный, но он недостаточно образован и несколько примитивен. Я его очень любил и люблю, но он звучит полноценно только для очень ограниченной аудитории.

Большое значение для проповеди имеют средства массовой информации. Большинство сведений, почти любых, в том числе религиозных, человек сегодня получает через СМИ, а не от апостолов. И СМИ сегодня не служат христианской проповеди, а многие противодействуют проповеди. Это трагедия нашего народа, когда средства массовой информации не транслируют нашу традицию и русскую культуру, а уводят народ от наших традиций к чуждым явлениям.

- Разве можно проповедовать Христа по телевизору?

- Патриарх Кирилл каждую неделю выступает на Первому каналу. На Камчатке каждую неделю часовую передачу вел владыка Игнатий. Это реально, но это требует серьезной настойчивой работы.

Какими миссионерами были апостолы? Почему люди, в том числе и только что кричавшие «Распни», сбегались на проповедь, каялись и обращались?

Апостол Павел в афинском ареопаге обращает религиозно просвещенных язычников. Тогда удалось сделать немного, зато со временем именно благодаря синтезу греческой философии и христианской веры родилось святоотеческое богословие. Худ. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Новое учение: проповедь жизнью

Проповедь апостолов стала ответом на призыв Христа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20) - по сути, единственное задание, которое Он им оставил.

Да, но как это сделать? Книга Деяний с самого начала приводит и другие слова Христа: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). В этих кратких словах изложена вся суть апостольского миссионерства: действовать будут они сами, но сила проповеди будет заключаться не в их собственных умениях или выдающихся достижениях, а в Духе, Которого они примут, но и Дух будет действовать именно через них. Проповедь начнется в самом священном городе, она будет обращена прежде всего к своим (иудеям), но ими не ограничится. Сначала апостолы пойдут к соседним народам (самарянам), а потом доберутся и до стран, о которых еще ничего не слышали.

Но самые главные слова - «будете Мне свидетелями». Суть проповеди будет заключаться в свидетельстве о Христе, и свидетельстве не только словесном. Вся их жизнь будет отныне показывать людям, что нового принес в мир Христос и что значит быть его учеником. Не случайно это слово, «свидетель» (по-гречески μάρτυς), стало впоследствии обозначать мученика - того, кто готов принять мучительную смерть, если только так сможет он явить людям Христа.

Конечно, перенестись во времена апостолов (или их перенести в наше время) невозможно. Тогда, около двух тысяч лет назад, апостолы предлагали людям новое учение, писали историю Церкви с чистого листа, - сегодня так уже не получится, христианство воспринимается как нечто давно и хорошо известное, и зачастую под этим «известным» понимается грубая карикатура. К тому же мы сегодня оказались хранителями огромного исторического и культурного наследия, оно привлекает людей само по себе, и нередко возникает желание говорить именно о нем, а не о Христе. Но тогда это уже культурное просветительство, а не христианская проповедь.

Апостолы путешествовали налегке, без всего этого багажа… или все-таки со своим багажом? Ведь они проповедовали не папуасам, не эскимосам, которые слыхом не слыхивали о Едином Боге и нуждались в разъяснении самых азов. Они приходили к иудеям, ожидавшим прихода Мессии, а потом и к эллинам, среди которых эти иудеи жили (судя по всему, первыми тут были не язычники, а прозелиты, принявшие веру в Единого и потому уже знакомые с религией Израиля). Апостолы говорили на языке людей того времени, отвечали на их сомнения и вопросы, говорили о том, что исполнились их давние ожидания, и потому они были услышаны.

Проповедь Христа, а не правил поведения

Собственно, они сначала и не отправлялись ни в какие миссионерские поездки. Они просто собирались вместе: не только молились, но и жили единой общиной. И в день Пятидесятницы на них сошел Дух, и все, кто собрались из разных стран на праздник в Иерусалим, услышали, как апостолы говорят на их родных языках. Одни прислушались и задумались, другие сочли апостолов пьяными, но в любом случае именно это событие стало подлинным началом миссии. Община жила подлинной христианской жизнью, и она испытала воздействие Духа, и это не осталось незамеченным. Теперь надо было объяснить людям, что же такого особенного было в этой общине.

Еще не раз в книге Деяний прозвучит напоминание: формального крещения недостаточно, необходимо действие Духа, которое не обеспечивается соблюдением правил и ритуалов. Но где есть Церковь, там будет и Дух.

Речь Петра во второй главе Деяний - краткое изложение проповеди, которую апостолы несли своим собратьям, народу Израиля. Апостол начинает с ветхозаветного пророчества и показывает, что оно сбылось здесь и сейчас. Затем он говорит только об одном: о Христе. Удивительно, если задуматься! Люди были привлечены чудом, они заинтересовались общиной - и как легко можно было начать их «воцерковлять», объяснять молитвы, правила поведения и т. д. Но Петр не говорит об этом ни слова, а только о Христе. Он, как чистое оконное стекло, не приковывает взглядов к себе, но позволяет увидеть Главное: весть о Христе, путь к спасению.

А что же воцерковление, как называем мы это сегодня? Проповедь имела огромный успех: «…охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:41-42). Обращение стало началом их церковной жизни, и в этой жизни апостолы стали для обращенных наставниками, но книга упоминает об этом мимоходом, не уточняя, как именно все это происходило. Она только подчеркивает, что первые христиане жили единой общиной, не только молились сообща, но и «были вместе и имели все общее» (Деян. 2:44). Именно этот идеал впоследствии возьмут на вооружение коммунисты, отбросив веру как нечто лишнее.

Формы церковной жизни для автора книги второстепенны: это все как-то устроится при содействии Духа, а как именно, не слишком важно. Не говоря ничего о богослужении, аскетике и прочих вещах, которые мы сегодня считаем первостепенными, автор книги апостол Лука (ведь и он состоял в этой общине!) рассказывает прежде всего о социальном служении: как верующие продавали свое имущество и делили его меж собой, как была организована ежедневная раздача пищи неимущим. Именно для этого были впервые поставлены диаконы - тогда это слово означало, по сути, социального работника.

Наверное, если бы апостолы просто говорили о Христе, их проповедь не имела бы такого успеха. Они показывали действенный пример совершенно иной жизни, изобиловавшей верой, надеждой и любовью, - и люди хотели стать частью такой общины. Неудивительно, что духовные и политические вожди Иудеи увидели в этой общине вызов собственному благополучию и авторитету. Сначала они пытались с апостолами договориться, пусть и с позиции силы: живите себе как хотите, уж это ладно, только о Христе остальным ничего не говорите. Апостолы ответили: «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Они не обличали первосвященников, фарисеев и книжников за их грехи, не боролись с ними за власть - они просто отстаивали право быть собой и нести свое учение людям, не прибегая к насилию и бесчинству.

Чем измерить миссионерский успех

Тогда насилие было применено к ним: мы читаем о тюрьмах и казнях, о преследованиях, которые порой заставляли апостолов разойтись по окрестным городам, но это лишь означало, что пространство проповеди расширялось. А один из самых яростных гонителей по имени Савл сам обратился в новую веру, пережив мистическую встречу со Христом, Которого прежде гнал. И вновь это была личная встреча, личный выбор, личная вера - тогда как в том мире религия обычно «принадлежала» государству или народу. Иудей - значит, веришь в Единого, грек - приносишь жертвы Зевсу и Афине, римлянин - Юпитеру и Марсу.

Впрочем, в те времена уже и языческий мир был далеко не таким однородным. Люди знали о духовных поисках Сократа и других философов, слышали о Едином от рассеявшихся по Римской империи иудеев, и многие не были вполне довольны старой религией. По империи распространялись самые разные новые культы, в основном приходившие с Востока.

К таким людям и обратил свою проповедь Павел (именно под этим римским именем знаем мы иудейского юношу Савла). Впрочем, и он сначала приходил в синагоги по субботам со своей проповедью, но ее обычно не принимали. И не просто разочарование ждало в таких случаях Павла: его вместе со спутниками бичевали, бросали в темницу, даже пытались побить камнями… Он вставал и шел дальше: ведь он сделал для этих людей, что мог.

Неудача - это повод не опускать руки, а попробовать иной подход или уйти в другой город. Да и что такое «миссионерская удача»? Несколько тысяч обращенных во время одной проповеди? Или семена, которые были брошены в почву и начали медленно там прорастать, чтобы принести обильный урожай через поколение или два? Кто знает… В Деяниях мы читаем в основном о путешествиях Павла по Малой Азии и Греции, в конце книги он прибывает в Рим. Мы знаем, что он основал общины в Галатии, даже написал потом послание к ним. Казалось бы, вполне успешная миссия! Но кто сегодня слышал что-нибудь о Галатской церкви?

А вот выступление Павла в Афинах, главном городе греческих философов, было на первый взгляд полным провалом: его даже не дослушали до конца. Обратилось всего несколько человек… но со временем именно синтез греческой философии и христианской веры породил святоотеческое богословие. В дальней перспективе, возможно, выступление Павла в Афинах значило для распространения христианства больше, чем вся остальная его деятельность.

С язычниками он, конечно, говорил совсем не так, как с иудеями. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» - так он сам скажет об этом (1Кор. 9:22). Свою речь в Афинах он начал с того, что похвалил афинян за… набожность - после того, как его возмутило обилие языческих алтарей и статуй! Он стремился не опровергнуть их религию, но направить их к подлинному источнику, опираясь на то, что было им привычно и известно. И начал он не с обличения, как Петр делал с иудеями, а с похвалы. Со своими можно позволить больше резкости, чем с чужими…

Павел и государство

Отдельный вопрос - отношения Павла с римскими властями. Будучи римским гражданином (тогда такое звание носили далеко не все жители империи), он не стеснялся об этом напоминать, когда это требовалось для дела проповеди. Так, он потребовал, чтобы его судил лично император - и за казенный счет отправился в Рим. Но никогда не «подключал административный ресурс», чтобы быть услышанным. Впрочем, если христианство принимал человек высокого положения, его помощь принималась - но не потому, что он был начальником, а потому, что стал христианином.

И самое, может быть, удивительное, что Павел обычно зарабатывал на жизнь сам, мастеря палатки. При этом он, впрочем, не отказывал другим апостолам в праве жить за счет общины, в которой они трудились, - это была естественная плата за труд. Ведь миссионерские поездки не были стремительными «бросками», в Коринфе, например, Павел жил полтора года. Он не просто «родил во Христе Иисусе» коринфских христиан, как потом он это назовет (1Кор 4:15), но поставил юную общину на ноги, выпестовал ее - и впоследствии не оставлял своей заботой, навещая их, когда возможно, и оставаясь в переписке с ними. Апостольские послания, вошедшие в Новый Завет, - именно эта переписка, она показывает нам, какой сложной была обстановка в этих общинах, сколько проблем приходилось решать. Апостолы видели свою задачу не в том, чтобы покрестить как можно больше человек, но в том, чтобы основать жизнеспособные общины, которые продолжат распространение Слова «даже до края земли». Так оно и произошло.

Многое изменилось сегодня, но книга Деяний напоминает нам о принципах христианской миссии - не диктует, не задает единственно верного пути, потому что разными бывают и миссионеры, и их аудитории. Она показывает образцы, которым мы следуем с большим или меньшим успехом, и напоминает о главном смысле этой миссии.

Какими миссионерами были апостолы? Почему люди, в том числе и только что кричавшие «Распни», сбегались на проповедь, каялись и обращались?
Проповедь апостолов стала ответом на призыв Христа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20) - по сути, единственное задание, которое Он им оставил.

Да, но как это сделать? Книга Деяний с самого начала приводит и другие слова Христа: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). В этих кратких словах изложена вся суть апостольского миссионерства: действовать будут они сами, но сила проповеди будет заключаться не в их собственных умениях или выдающихся достижениях, а в Духе, Которого они примут, но и Дух будет действовать именно через них. Проповедь начнется в самом священном городе, она будет обращена прежде всего к своим (иудеям), но ими не ограничится. Сначала апостолы пойдут к соседним народам (самарянам), а потом доберутся и до стран, о которых еще ничего не слышали.

Но самые главные слова - «будете Мне свидетелями». Суть проповеди будет заключаться в свидетельстве о Христе, и свидетельстве не только словесном. Вся их жизнь будет отныне показывать людям, что нового принес в мир Христос и что значит быть его учеником. Не случайно это слово, «свидетель» (по-гречески??????), стало впоследствии обозначать мученика - того, кто готов принять мучительную смерть, если только так сможет он явить людям Христа.

Конечно, перенестись во времена апостолов (или их перенести в наше время) невозможно. Тогда, около двух тысяч лет назад, апостолы предлагали людям новое учение, писали историю Церкви с чистого листа, - сегодня так уже не получится, христианство воспринимается как нечто давно и хорошо известное, и зачастую под этим «известным» понимается грубая карикатура. К тому же мы сегодня оказались хранителями огромного исторического и культурного наследия, оно привлекает людей само по себе, и нередко возникает желание говорить именно о нем, а не о Христе. Но тогда это уже культурное просветительство, а не христианская проповедь.

Апостолы путешествовали налегке, без всего этого багажа… или все-таки со своим багажом? Ведь они проповедовали не папуасам, не эскимосам, которые слыхом не слыхивали о Едином Боге и нуждались в разъяснении самых азов. Они приходили к иудеям, ожидавшим прихода Мессии, а потом и к эллинам, среди которых эти иудеи жили (судя по всему, первыми тут были не язычники, а прозелиты, принявшие веру в Единого и потому уже знакомые с религией Израиля). Апостолы говорили на языке людей того времени, отвечали на их сомнения и вопросы, говорили о том, что исполнились их давние ожидания, и потому они были услышаны.
Проповедь Христа, а не правил поведения

Собственно, они сначала и не отправлялись ни в какие миссионерские поездки. Они просто собирались вместе: не только молились, но и жили единой общиной. И в день Пятидесятницы на них сошел Дух, и все, кто собрались из разных стран на праздник в Иерусалим, услышали, как апостолы говорят на их родных языках. Одни прислушались и задумались, другие сочли апостолов пьяными, но в любом случае именно это событие стало подлинным началом миссии. Община жила подлинной христианской жизнью, и она испытала воздействие Духа, и это не осталось незамеченным. Теперь надо было объяснить людям, что же такого особенного было в этой общине.

Еще не раз в книге Деяний прозвучит напоминание: формального крещения недостаточно, необходимо действие Духа, которое не обеспечивается соблюдением правил и ритуалов. Но где есть Церковь, там будет и Дух.

Речь Петра во второй главе Деяний - краткое изложение проповеди, которую апостолы несли своим собратьям, народу Израиля. Апостол начинает с ветхозаветного пророчества и показывает, что оно сбылось здесь и сейчас. Затем он говорит только об одном: о Христе. Удивительно, если задуматься! Люди были привлечены чудом, они заинтересовались общиной - и как легко можно было начать их «воцерковлять», объяснять молитвы, правила поведения и т. д. Но Петр не говорит об этом ни слова, а только о Христе. Он, как чистое оконное стекло, не приковывает взглядов к себе, но позволяет увидеть Главное: весть о Христе, путь к спасению.

А что же воцерковление, как называем мы это сегодня? Проповедь имела огромный успех: «…охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:41-42). Обращение стало началом их церковной жизни, и в этой жизни апостолы стали для обращенных наставниками, но книга упоминает об этом мимоходом, не уточняя, как именно все это происходило. Она только подчеркивает, что первые христиане жили единой общиной, не только молились сообща, но и «были вместе и имели все общее» (Деян. 2:44). Именно этот идеал впоследствии возьмут на вооружение коммунисты, отбросив веру как нечто лишнее.

Формы церковной жизни для автора книги второстепенны: это все как-то устроится при содействии Духа, а как именно, не слишком важно. Не говоря ничего о богослужении, аскетике и прочих вещах, которые мы сегодня считаем первостепенными, автор книги апостол Лука (ведь и он состоял в этой общине!) рассказывает прежде всего о социальном служении: как верующие продавали свое имущество и делили его меж собой, как была организована ежедневная раздача пищи неимущим. Именно для этого были впервые поставлены диаконы - тогда это слово означало, по сути, социального работника.

Наверное, если бы апостолы просто говорили о Христе, их проповедь не имела бы такого успеха. Они показывали действенный пример совершенно иной жизни, изобиловавшей верой, надеждой и любовью, - и люди хотели стать частью такой общины. Неудивительно, что духовные и политические вожди Иудеи увидели в этой общине вызов собственному благополучию и авторитету. Сначала они пытались с апостолами договориться, пусть и с позиции силы: живите себе как хотите, уж это ладно, только о Христе остальным ничего не говорите. Апостолы ответили: «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Они не обличали первосвященников, фарисеев и книжников за их грехи, не боролись с ними за власть - они просто отстаивали право быть собой и нести свое учение людям, не прибегая к насилию и бесчинству.
Чем измерить миссионерский успех

Тогда насилие было применено к ним: мы читаем о тюрьмах и казнях, о преследованиях, которые порой заставляли апостолов разойтись по окрестным городам, но это лишь означало, что пространство проповеди расширялось. А один из самых яростных гонителей по имени Савл сам обратился в новую веру, пережив мистическую встречу со Христом, Которого прежде гнал. И вновь это была личная встреча, личный выбор, личная вера - тогда как в том мире религия обычно «принадлежала» государству или народу. Иудей - значит, веришь в Единого, грек - приносишь жертвы Зевсу и Афине, римлянин - Юпитеру и Марсу.

Впрочем, в те времена уже и языческий мир был далеко не таким однородным. Люди знали о духовных поисках Сократа и других философов, слышали о Едином от рассеявшихся по Римской империи иудеев, и многие не были вполне довольны старой религией. По империи распространялись самые разные новые культы, в основном приходившие с Востока.

К таким людям и обратил свою проповедь Павел (именно под этим римским именем знаем мы иудейского юношу Савла). Впрочем, и он сначала приходил в синагоги по субботам со своей проповедью, но ее обычно не принимали. И не просто разочарование ждало в таких случаях Павла: его вместе со спутниками бичевали, бросали в темницу, даже пытались побить камнями… Он вставал и шел дальше: ведь он сделал для этих людей, что мог.

Неудача - это повод не опускать руки, а попробовать иной подход или уйти в другой город. Да и что такое «миссионерская удача»? Несколько тысяч обращенных во время одной проповеди? Или семена, которые были брошены в почву и начали медленно там прорастать, чтобы принести обильный урожай через поколение или два? Кто знает… В Деяниях мы читаем в основном о путешествиях Павла по Малой Азии и Греции, в конце книги он прибывает в Рим. Мы знаем, что он основал общины в Галатии, даже написал потом послание к ним. Казалось бы, вполне успешная миссия! Но кто сегодня слышал что-нибудь о Галатской церкви?

А вот выступление Павла в Афинах, главном городе греческих философов, было на первый взгляд полным провалом: его даже не дослушали до конца. Обратилось всего несколько человек… но со временем именно синтез греческой философии и христианской веры породил святоотеческое богословие. В дальней перспективе, возможно, выступление Павла в Афинах значило для распространения христианства больше, чем вся остальная его деятельность.

С язычниками он, конечно, говорил совсем не так, как с иудеями. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» - так он сам скажет об этом (1Кор. 9:22). Свою речь в Афинах он начал с того, что похвалил афинян за… набожность - после того, как его возмутило обилие языческих алтарей и статуй! Он стремился не опровергнуть их религию, но направить их к подлинному источнику, опираясь на то, что было им привычно и известно. И начал он не с обличения, как Петр делал с иудеями, а с похвалы. Со своими можно позволить больше резкости, чем с чужими…
Павел и государство

Отдельный вопрос - отношения Павла с римскими властями. Будучи римским гражданином (тогда такое звание носили далеко не все жители империи), он не стеснялся об этом напоминать, когда это требовалось для дела проповеди. Так, он потребовал, чтобы его судил лично император - и за казенный счет отправился в Рим. Но никогда не «подключал административный ресурс», чтобы быть услышанным. Впрочем, если христианство принимал человек высокого положения, его помощь принималась - но не потому, что он был начальником, а потому, что стал христианином.

И самое, может быть, удивительное, что Павел обычно зарабатывал на жизнь сам, мастеря палатки. При этом он, впрочем, не отказывал другим апостолам в праве жить за счет общины, в которой они трудились, - это была естественная плата за труд. Ведь миссионерские поездки не были стремительными «бросками», в Коринфе, например, Павел жил полтора года. Он не просто «родил во Христе Иисусе» коринфских христиан, как потом он это назовет (1Кор 4:15), но поставил юную общину на ноги, выпестовал ее - и впоследствии не оставлял своей заботой, навещая их, когда возможно, и оставаясь в переписке с ними. Апостольские послания, вошедшие в Новый Завет, - именно эта переписка, она показывает нам, какой сложной была обстановка в этих общинах, сколько проблем приходилось решать. Апостолы видели свою задачу не в том, чтобы покрестить как можно больше человек, но в том, чтобы основать жизнеспособные общины, которые продолжат распространение Слова «даже до края земли». Так оно и произошло.

Многое изменилось сегодня, но книга Деяний напоминает нам о принципах христианской миссии - не диктует, не задает единственно верного пути, потому что разными бывают и миссионеры, и их аудитории. Она показывает образцы, которым мы следуем с большим или меньшим успехом, и напоминает о главном смысле этой миссии.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»