Золотухинский женский монастырь во имя прп. Алексия, человека Божьего

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Господу было угодно, чтобы женский монастырь во имя святого преподобного Алексия Человека Божия был создан в месте, где никогда, даже в дореволюционные времена, не было не только православной обители, но и приходского храма. Таким местом был и еще десять лет назад оставался поселок Золотухино Курской области

В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Участок находился в центре Золотухина, однако дорога, к нему ведущая, твердого покрытия не имела, здания же, на нем расположенные, стремительно ветшали. Заручившись поддержкой администрации Курской области, летом того же, 1997 г., Владыка Ювеналий обратился к директору АО «Содружество» Н.С. Максимову с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель.

Когда переговоры были в самом разгаре, и наметилась лишь перспектива их благоприятного завершения, архиепископ Ювеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом Владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения. На хоздворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского...

В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в несуществующий еще монастырь.

Монастырь был поименован в честь святого Алексия Человека Божия.

Число насельниц монастыря в отдельные годы достигало 19 человек, но кто-то скончался, кто-то, не выдержав нелегких условий жизни, отъехал в иные обители. Жизнь монастырская оставалась скудной, отсутствие средств не позволяло вести необходимые ремонтно-восстановительные работы… Такая ситуация сохранялась до 2004 г., когда Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Ювеналия об увольнении его на покой, и у него появилась возможность уделять созданной им обители гораздо больше времени.

25 мая 2005 г. он в очередной раз приехал в Золотухино с тем, чтобы определиться относительно дальнейших планов по обустройству обители. Средств не было, но были люди, готовые помочь трудом рук своих: в числе первых - студенты и преподаватели Курского филиала Орловского юридического университета МВД России, учащиеся профтехучилища № 9 г. Курска, прихожане курских храмов, которые неоднократно приезжали в монастырь, помогая в работах на огородах, скотном дворе и в обустройстве территории.

Вскоре появились первые благотворители, как курские, так и из других регионов России. Было вынесено решение о построении нового храма, корпусов и хозяйственных помещений монастыря.

25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом - келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями, благодаря чему монахини в любое время года и любую погоду смогут, не выходя на улицу, проходить на богослужение. Активно ведется внутренняя и внешняя отделка храма: завершается золочение куполов (их предполагается установить в первых числах февраля 2008 г.), в канун Рождества 2008 г. алтарные окна были украшены пятью витражами, выполненными художниками из Санкт-Петербурга.

Отделывается паломнический корпус с кельями для монастырских трудников. Здесь же разместятся пекарня и свечной завод. Рядом с храмом завершается строительство настоятельского корпуса, а в полукилометре от монастыря обустраивается источник, который будет освящен во имя святого Алексия Человека Божия и подле которого будут сооружены часовня и купель. Уже сейчас к источнику проложена дорожка с твердым покрытием. Двор монастыря вымощен тротуарной плиткой, установлены фонари ночного освещения. В канун нового 2008 года, завершилось построении монастырской кирпичной ограды. С западной стороны, напротив храма, сооружены арочные святые врата, увенчанные небольшим золоченым куполом.

13 октября 2006 г., в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы из курского Свято-Троицкого монастыря в золотухинскую обитель переехали схиигумения Антония, монахиня Михаила (ныне схимница Мелитина), инокини Таисия и Милица, послушница Ирина. В январе 2007 г. приехала инокиня Агапия. В настоящее время в монастыре проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы.

При монастыре действует воскресная школа, которую посещают дети, проживающие в поселке Золотухино и близлежащих селах. В третий день Рождества Христова 9 января, в согласии со сложившейся традицией, в монастыре была проведена Рождественская елка для детей одной из золотухинских школ.

Кроме Рождественской елки, в обители установилась традиция общих трапез по воскресным и праздничным дням с приглашением всех присутствующих за богослужением паломников.

Г осподу было угодно, чтобы женский монастырь во имя святого преподобного Алексия Человека Божия был создан в месте, где никогда, даже в дореволюционные времена, не было не только православной обители, но и приходского храма. Таким местом был и еще десять лет назад оставался поселок Золотухино Курской области...

В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Участок находился в центре Золотухино, однако дорога, к нему ведущая, твердого покрытия не имела, здания же, на нем расположенные, стремительно ветшали. Заручившись поддержкой администрации Курской области, летом того же, 1997 г., Владыка Ювеналий обратился к директору АО «Содружество» с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель.

Когда переговоры были в самом разгаре, и наметилась лишь перспектива их благоприятного завершения, архиепископ Ювеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом Владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения. На хоздворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского... В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в несуществующий еще монастырь.

Участок был передан Курской епархии 11 сентября 1997 г. - в день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи.

Еще до официальной регистрации монастырской общины в обители начались богослужения в наиболее подходящем для этих целей здании «клуба-столовой».

На заседании 9 апреля 1998 г Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ходатайство Преосвященного Ювеналия об открытии монастыря и принял следующее постановление: «Благословить открытие в п. Золотухино Курской области женского монастыря во имя прп. Алексия, человека Божия». На заседании 17 июля того же 1998 г. Священный Синод утвердил монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности.

Первый список насельниц монастыря состоял всего из шести имен: три монахини, включая настоятельницу, и три послушницы. Однако через год список значительно расширился: в обители проживали монахини Ангелина (Петренко), Феодосия (Чашко), инокини Мария (Алешина), Вероника (Юнацкая), Павла (Мирошникова), Христина (Бабурина), Екатерина (Гончаренко) и послушницы Татьяна Воробьева, Надежда Дерлеменко, Людмила Логвиненко, Лидия Остапченко.

В 1999 г. в помощь отцам Кириллу и Мефодию для прохождения послушания в обитель был направлен иеродиакон Михей (Гореславец).

В ноябре 2002 г. митрополит Ювеналий обратился к настоятелю храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами в Москве, с просьбой о выделении частицы мощей св. Алексия. Просьба не осталась безответной, и 2 января 2003 г., в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, исполняющий обязанности настоятеля Вознесенского храма иерей Константин Татаринцев подписал письмо следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! Приход и клир Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами передает женскому монастырю во имя прп. Алексия Человека Божия п. Золотухино Курской области частицу святых мощей прп. Алексия Человека Божия и просит Ваших святых молитв о приходе и прихожанах нашего Храма».

Так золотухинский монастырь обрел свою первую святыню. Ковчежец со св. мощами был помещен в киот иконы угодника Божия Алексия, которая постоянно пребывает на аналое, посередине храма.

Число насельниц монастыря в отдельные годы достигало 19 человек, но кто-то скончался, кто-то, не выдержав нелегких условий жизни, отъехал в иные обители. Жизнь монастырская оставалась скудной, отсутствие средств не позволяло вести необходимые ремонтно-восстановительные работы... Такая ситуация сохранялась до 2004 г., когда Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Ювеналия об увольнении его на покой, и у него появилась возможность уделять созданной им обители гораздо больше времени.

25 мая 2005 г. он в очередной раз приехал в Золотухино с тем, чтобы определиться относительно дальнейших планов по обустройству обители. Средств не было, но были люди, готовые помочь трудом рук своих: в числе первых - студенты и преподаватели Курского филиала Орловского юридического университета МВД России, учащиеся профтехучилища № 9 г. Курска, прихожане курских храмов, которые неоднократно приезжали в монастырь, помогая в работах на огородах, скотном дворе и в обустройстве территории.

Весь 2005 г. ушел на восстановление келейного корпуса: вместо ветхих оконных переплетов были вставлены пластиковые стеклопакеты, отделан холл, келии, оборудованы санузлы и душевые комнаты, наружная отделка скрыла унылую кирпичную кладку.

Вскоре появились первые благотворители, как курские, так и из других регионов России. В состав Попечительского совета по обустройству монастыря, первое заседание которого состоялось 19 августа 2006 г., вошли люди известные и уважаемые: Игорь Михайлович Руденя, Евгений Степанович Савченко, Александр Владимирович Дегтярев, исполняющий обязанности казначея. Было вынесено решение о построении нового храма, корпусов и хозяйственных помещений монастыря.

25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом - келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями, благодаря чему монахини в любое время года и любую погоду смогут, не выходя на улицу, проходить на богослужение. Активно ведется внутренняя и внешняя отделка храма: завершается золочение куполов (их предполагается установить в первых числах февраля 2008 г.), в канун Рождества 2008 г. алтарные окна были украшены пятью витражами, выполненными художниками из Санкт-Петербурга.


Завершается отделка корпуса, в котором разместятся баня, прачечная и баптистерий, на хозяйственном дворе отстроены коровник и птичник, возведены стены овощехранилища. На хозяйственном дворе монастыря находятся трактор, две пассажирские «газели», автомобиль «волга», грузовой микроавтобус «фольксваген» и грузовой автомобиль УАЗ.

Отделывается паломнический корпус с кельями для монастырских трудников. Здесь же разместятся пекарня и свечной завод. Рядом с храмом завершается строительство настоятельского корпуса. Двор монастыря вымощен тротуарной плиткой, установлены фонари ночного освещения. В канун нового 2008 года, завершилось построении монастырской кирпичной ограды. С западной стороны, напротив храма, сооружены арочные святые врата, увенчанные небольшим золоченым куполом. В 2009 году близ монастыря благоустроен источник и часовня с купальней, освященные во имя новомученика Дамиана, архиепископа Курского.

13 октября 2006 г., в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы из курского Свято-Троицкого монастыря в золотухинскую обитель переехали схиигумения Антония, монахиня Михаила (ныне схимница Мелитина), инокини Таисия и Милица, послушница Ирина. В январе 2007 г. приехала инокиня Агапия. В настоящее время в монастыре проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы.

В марте 2007 г. монахиня Ангелина (Петренко) обратилась к управляющему епархией с прошением об освобождении ее от должности настоятельницы по состоянию здоровья. 5 марта указом архиепископа Германа исполняющей обязанности настоятельницы монастыря была назначена монахиня Елисавета, а постановлением Священного Синода от 7 ноября 2007 г. она была утверждена в должности настоятельницы. 10 декабря, в день празднования иконе Божией Матери, именуемой «Знамение», архиепископ Герман возложил на матушку Елизавету наперсный крест. Богослужения в монастырском храме совершают иеромонах Роман (Архипов) и иерей Андрей Хлынин.

Золотухинский женский монастырь

Женская обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, Курской епархии – «молодая». Она основана в 1997 году в поселке Золотухино, где ранее не существовало ни монастырей, ни даже храмов.

Основателем монастыря стал иерарх Русской Православной Церкви XX века митрополит Курский Иувеналий (+13 января 2013 г.). Приснопамятный владыка отличался любовью к монашеству, возродил древние святые обители Курской земли. Юную женскую обитель он посвятил памяти своего отца – благочестивого казака Алексея Тарасова, в годы сталинских репрессий разделившего страдальческую судьбу тысяч православных русских людей и в 1937 году расстрелянного большевиками. Сам митрополит Иувеналий впервые пострадал за Христа в том же году, когда, будучи восьмилетним мальчиком, был исключен из школы как сын «врага народа»; впоследствии, будучи приходским священником, он не раз подвергался угрозам, преследованиям и допросам.

Сформировать сестричество новой обители владыка благословил духовно опытной подвижнице – схимонахине Антонии (Сухих, +10 июля 2012 г.). Матушка Антония, приняв монашество во времена хрущевских гонений, помогала репрессированным священнослужителям и монахам: принимала их, скрывала у себя в доме, снабжала всем необходимым, помогала в их служении Богу. Владыка Иувеналий и матушка Антония были духовными наставниками большинства насельниц Золотухинского монастыря и явили собой образы исповедников земли Русской, возрастивших в себе веру Христову и пронесших ее сквозь годы лихолетий и испытаний.

Обитель прп. Алексия возглавляет игумения Елисавета, при которой есть Духовный собор, состоящий из благочинной, казначеи, эконома, келаря и ризничной. На сегодняшний день в обители сорок девять сестер, многие из них пришли сюда при жизни схимонахини Антонии, вдохновленные ее примером. Сейчас новые сестры тоже приходят в монастырь, но гораздо реже. Принимая в сестричество, матушка игумения смотрит, чего желает пришедшая от монастырской жизни. Главное, на что смотрит настоятельница, – есть ли у пришедшей желание спасти душу, послужить Богу и ближним.

Любая сестра может напрямую обращаться к игумении по возникающим у нее вопросам. В зависимости от характера и важности вопросов определяется время для беседы. Обычно сестра в назначенный час приходит в приемную к матушке. Иногда игумения сама расспрашивает насельницу о ее состоянии, проблемах, приходит к ней в келью. Откровения помыслов в качестве обязательного правила в монастыре нет, но любая сестра может рассказать настоятельнице о своем душевном состоянии, своих помыслах, проблемах и нуждах.

В обители действуют храмы во имя преподобного Алексия, человека Божия, и во имя Пророка Иоанна Крестителя, в день Усекновения главы которого нынешняя монастырская территория была передана Церкви. Суточный круг богослужения совершается ежедневно, в нем, кроме тех, кто не может по состоянию здоровья, участвуют все сестры, не задействованные на неотложных послушаниях. Каждая насельница бывает на богослужении не реже четырех раз в неделю.

День сестер начинается в 6 часов утра с правила (утренние молитвы, полунощница, монашеские каноны), затем следуют часы и Литургия. По окончании Литургии – трапеза, после которой сестры идут на определенные для них послушания. В 16 часов – вечернее богослужение, состоящее из девятого часа, вечерни, утрени и первого часа, затем крестный ход по территории монастыря, краткая заупокойная лития на могиле схимонахини Антонии. Далее – вечерняя трапеза. После трапезы – завершение дел на послушаниях. В 21:00 вечернее правило: чтение глав из Апостола, Евангелия и вечерние молитвы. После этого все расходятся по келиям для чтения келейного правила и отдыха. По определенной череде сестры читают неусыпаемую Псалтирь.

В основном сестры живут по одной в келье, несколько человек по двое. У каждой насельницы есть свое келейное правило, которое определяется ей духовным наставником в зависимости от ее духовного состояния, физического здоровья и занятости на послушаниях. Обычно оно состоит из определенного количества Иисусовых молитв, акафиста Божией Матери или святым и Псалтири.

На трудовые послушания в монастыре в среднем отводится по четыре-шесть часов в день, в зависимости от трудоемкости и срочности выполнения той или иной работы. Каждое послушание закреплено за определенной сестрой (или несколькими сестрами). Так, на алтарном послушании задействованы поочередно три сестры, а единственной церковнице монастыря помогают сестры, задействованные на кухне. Просфорница в монастыре также одна, но периодически ей помогает сестра, несущая послушание на птичнике. На кухне трудятся пятнадцать сестер: келарь, помощник келаря, три повара, три помощника повара, три трапезницы, две коренщицы в овощном цехе и две уборщицы трапезной и подсобных помещений. Семь сестер несут послушания на молочной ферме, три – на птичнике, три в иконной лавке, две за свечным ящиком, четыре в канцелярии и бухгалтерии, одна в библиотеке, одна в рухольной, одна в воскресной школе, две в экономской службе. За сад и огород отвечают по одной сестре, однако им помогают те, кто трудится на кухне, в иконной лавке, в канцелярии. Одна сестра вместе с помощницами ухаживает за больными, и одна отвечает за ремонтно-строительные работы.


В монастыре есть тринадцать наемных сотрудников: водитель, механик, тракторист, сварщик, пять рабочих-подсобников на хоздворе, повар и посудомойщицы, обеспечивающие трапезу рабочих. Деятельность сотрудников распределяют и контролируют сестры, ответственные на определенных участках, однако большинство послушаний насельниц не связаны с общением со светскими людьми. В социальной работе монастыря в первую очередь принимают участие сестры, несущие послушание в Воскресной школе и в канцелярии.

Трудовые послушания необходимы, но это далеко не самое главное в монастыре. Главное в жизни сестер – научиться любить Бога, любить ближних. Для этого надо привить себе любовь к молитве и к послушанию как добродетели, к отсечению своей воли, своих пожеланий ради Бога и ради ближних. Непрерывная духовная работа над собой, старание стяжать высшее состояние души, заключающееся в крепкой вере в Бога и добром отношении к людям, – вот заветы основателей монастыря митрополита Иувеналия и схимонахини Антонии, которые сестры стремятся воплотить в жизнь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»