Все формы правления. Основные формы правления государства

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Немаловажное значение для уяснения политических процессов и конкретной политики имеет вопрос о формах государства, под которыми понимается та или иная совокупность внешних признаков и проявлений государства, определяемых характером и содержанием деятельности этого института. Существуют две основные формы государства:

а) форма правления (способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании и контроле деятельности)

б) форма государственного устройства (национально-территориальная организация государства и характер взаимоотношений между центральными и региональными органами власти).

Формы правления

С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по наследству (в порядке престолонаследия).

Различают монархии – абсолютные (неограниченные) и конституционные.

В условиях абсолютной монархии никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран: Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

В странах, где удалось достичь компромисса между дворянством и буржуазией, установились конституционные монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко, Кувейте и др.

В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Чаще всего он лишен возможности действовать по своему усмотрению. Монарх назначает премьер-министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, победившей на парламентских выборах, т.е. завоевавшей большинство мест в нижней палате парламента. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Наиболее типичной для этой формы правления является парламентская монархия в Великобритании. С формально-юридической точки зрения, высшим органом исполнительной власти является действующий при монархе (королеве) Тайный совет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот Совет выполняет лишь церемониальные функции, тогда как решения принимает сам кабинет министров. К тому же, все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство.

Наиболее значимое лицо в политической жизни страны – премьер-министр . Формально его выбирает монарх, хотя фактически на эту должность назначается лидер партии, получившей большинство мест в нижней палате парламента – Палате общин. Занимая исключительное место в системе центральных органов государственной власти, премьер-министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны жизни общества. Он подбирает членов правительства, руководит их деятельностью, обладает рядом важнейших полномочий по отношению к парламенту (созыв, фактическое право роспуска нижней палаты и т.д.).

Законодательная власть принадлежит парламенту , состоящему из двух палат: – Палаты общин и Палаты лордов. В настоящее время парламент фактически утратил свою прежнюю самостоятельность, поскольку большинство полномочий осуществляется под руководством и контролем кабинета министров через механизм партийного контроля парламентариев – членов победившей на выборах партии (консерваторов или лейбористов).

Встречаются и такие формы монархического правления, которые не укладываются в принятую классификацию. Например, Малайзия. Согласно конституции 1957 г., Малазийская Федерация представляет собой редкую разновидность конституционной монархии – выборную (или избирательную), когда монарх, называемый Янг ди-Пертуан Агонг, избирается на 5 лет. Он должен быть правителем одного из 9 монархических государств, составляющих Федерацию. Его выборы осуществляются Советом правителей. У Янга ди-Пертуан Агонга те же права, что и у монарха парламентской монархии.

В ОАЭ действует коллегиальный монарх: эмиры всех семи составных частей страны, образуют Высший Совет эмиров, который является законодательным органом. Он решает по существу большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства.

Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах – членах Британского содружества. Значительная часть стран содружества является республиками и имеет собственного главу государства – президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства английскую королеву.

Преимущества монархической формы правления (в виде парламентской монархии) заключаются в том, что в ней органически совмещаются политические институты зрелой демократии и объединяющее их национальное начало. Монарх мало зависим от политических пристрастий, ибо он практически несменяем; в то же время из-за четко очерченных пределов его политического вмешательства он не может впасть в деспотизм.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.

Современная государственная организация знает следующие виды республик:

а) Президентские (классический пример – США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно народом, одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

б) Парламентские республики . Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

В отличие от президентской, в парламентской республике членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции (Италия, Германия и др.).

в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Украина.


1. Анархия (от греч. «без правителя») - общество, построенное на началах самоуправления, когда все вопросы решаются народными собраниями.

2. Аристократия (от греч. «знатнейший, благороднейшего происхождения» и греч. «власть, государство, могущество») - привилегированный класс общества, в основном состоящий из представителей самых благородных семей, знати.

3. Геронтократия (от греч. geron «старик» и греч. kratos «власть, государство, могущество») - принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин введён в начале XX века этнографом У. Риверсом. По его теории, геронтократия была свойственна аборигенам Австралии и некоторым народам Океании. Однако, по современным представлениям, особое положение старейшин в первобытном обществе является лишь одним из элементов организации верховной власти племён.

4. Демократия (греч. «власть народа») - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие (прямая демократия), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью (представительная демократия).

5. Имитационная демократия , или иначе управляемая демократия, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия - форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило, имеет политическую систему с доминирующей партией.

6.Либеральная демократия (другое название - полиа́рхия) является формой общественно-политического устройства - правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

7. Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

8. Непосредственная демократия (прямая демократия) - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

9. Буржуазная демократия - в «левом», особенно марксистском обществоведении обозначение формы политического строя, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан при реальном господстве буржуазии.

10. Деспотия - форма государственного устройства и правления, при которой вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Под этим словом также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за поддаными государства.

11. Джамахирия - форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги.

12. Двоевластие - режим одновременного сосуществования двух властей в одной стране. Может быть как результатом острого политического конфликта, так и осознанным политическим институтом (два спартанских царя, два консула в Римской республике, два императора в поздней Римской империи). В последнем случае иногда применяется термин диархия (из греч.«два» и греч. «властитель, правитель»).

13. Диктату́ра (лат. dictatura) - форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу - диктатору.

14. Военная диктатура - форма правления, в которой всей властью обладают военные, как правило, захватившие власть в результате государственного переворота.

15. Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») - как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.

16. Клептокра́тия (от др.-греч. буквально «власть воров») - идеологическое клише, обозначающее такой политический режим, при котором основные государственные решения мотивированы, в первую очередь, непосредственной материальной заинтересованностью узкой группы лиц, эти решения принимающих.

17. Корпоратократия (англ. corporatocracy - «власть корпораций») - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через могущественные и богатые компании. Существует мнение, что оружейные компании США, спонсируют политические партии, в связи с чем, несмотря на частые убийства граждан из огнестрельного оружия, политики не торопятся объявить оружие вне закона, а наоборот, пропагандируют вооружение среди ещё безоружных граждан, однако это не доказано.

18. Меритокра́тия (от лат. букв. «власть достойных») - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального и экономического происхождения. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, противоположной аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов. Второе, более распространённое, значение предполагает создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.

19. Милитократия (от лат. militaris - военный и греч. κρατία - власть), казармократия - власть военных, военная диктатура, правление выходцев из военизированных структур.

20. Монархия (лат. monarcha от греч. μοναρχία - «единовластие») - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству.

21. Абсолютная монархия (от лат. absolutus - безусловный) - разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

22. Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству.

23.Дуалистическая монархия (лат. Dualis - двойственный) - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

24. Парламентарная монархия - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Древневосточная монархия - первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

Феодальная монархия (средневековая монархия) - последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.

Вотчинная монархия - монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

25. Сословно-представительная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

26. Нетокра́тия (англ. netocracy) - это новая форма управления обществом, когда основной ценностью является не материальные предметы (деньги, недвижимость и т. д.), а информация. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства).

27. Ноокра́тия (греч. νους, «разум» + греч. κράτος, «власть») - вид политического устройства или социальной системы общества, которая "основана на приоритете человеческого разума" при формировании ноосферы Земли согласно представлениям акад. В.И.Вернадского и французского философа Пьера Тейяра де Шардена.

28. Однопартийная система - тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти.

29. Олига́рхия (от др.-греч. oligos «немного» и arche «власть») - форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.

30. Охлократия (от греч. οχλος - толпа и Κρατος - власть, лат. ochlocratia) - вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.

31. Плутокра́тия (греч. πλουτος - богатство, κράτος - правление) - форма правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность.

32. Респу́блика (лат. res publica, «общее дело») - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

33. Парла́ментская (парламента́рная) респу́блика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

34. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

35. Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

36. Теократия (от греч. θεος - Бог и κρατειν - управлять) - система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

37. Технокра́тия (греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть») - социально-политическое устройство, при котором общество регулируется компетентными учёными и инженерами исходя из принципов научно-технической рациональности. На данный момент этот тип социально-политического устройства не осуществелён ни в одной стране мира в полной мере.

38. Тимократия (от др.-греч. τῑμή, «цена, честь» и κράτος, «власть, сила») - форма правления, при котором государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.

39. Тирания (греч. τυραννίς) - форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Также тирания - это форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Северной и Средней Италии, то есть Синьория.



1.2. Классификация государственных форм

Формы государства подвергались глубокому изучению уже в древности. Философы рабовладельческих государств Древней Греции, Рима и стран Древнего Востока неизменно занимались объяснением и соответствующей классификацией государственных форм. В своем понимании государственных форм философы рабовладельческой эпохи стремились анализировать фактический режим власти в государстве. Юридический подход к проблеме еще не сформировался.

В период средневековья в учениях о формах государства так или иначе обосновывается божественный источник политической власти.

Великие просветители, мыслители идущей к власти буржуазии (Монтескье, Руссо и др.) в своих политических учениях стремились обосновать формы государства, исходя не из воли бога, а из принципов деятельности человеческого разума. Понятие формы государства и соответствующие классификации политических форм основывались в то время на принципах правления, в которых находили отражение связь между властвующими и подвластными, то или иное положение личности в государстве.

Монтескье подразделял государственные формы на республику (власть основана на добродетели, равенстве), монархию (основой власти является честь), деспотию (в основе власти лежит страх) и аристократию (принципом власти служит умеренность). Он считал, что формы государства зависят от территории, климата, других свойств географической среды. Идеальной формой Монтескье считал конституционную монархию английского образца, в которой, по его мнению, наилучшим образом объединяются все принципы правильного управления.

Руссо считал, что высшая суверенная власть в государстве должна принадлежать только народу, который может передать исполнение этой власти различным лицам и органам. В зависимости от того, одному человеку, группе людей или большинству народ передавал исполнительную власть, Руссо различал монархию, аристократию и демократию.

Концепции буржуазных теоретиков характеризуются тем, что формы государства они исследуют исключительно с юридических позиций. Об организации политической власти в целом судят по юридическому положению главы государства.

Один из виднейших юристов Запада XX века Я.М.Магазинер, например, в своей книге “Общее учение о государстве” в зависимости от полноты власти с одной стороны монарха, с другой стороны - народа различает 8 основных форм правления:

* деспотия - юридически не существует органа, который бы содействовал монарху в осуществлении суверенной власти;

* самодержавие - юридически имеется орган, содействующий осуществлению суверенной власти монарха (например, Государственный Совет, Совет Министров);

* дуалистическая монархия - политику правительства определяет монарх (конституционная монархия в узком смысле слова);

* парламентская монархия - политику правительства определяет парламент;

* парламентская республика - политику правительства определяет парламент;

* президентская республика (или дуалистическая) - политику правительства определяет президент;

* представительственно-непосредственная республика - осуществлению суверенной власти народа содействует парламент с окончательной законодательной властью;

* чисто-непосредственная республика - осуществлению суверенной власти народа содействует правительственный Совет с законосовещательными функциями.

Данная классификация охватывает лишь основные формы и не включает переходных, смешанных и даже замаскированных форм.

А.И.Денисов дает иную классификацию форм государства. В его трактовке формы в основном подразделяются на монархии и республики.

Монархия - форма правления, характеризующаяся следующими юридическими признаками:

* бессрочность власти монарха;

* занятие трона по праву родства;

* представительство государства не по поручению, а по собственному праву;

* безответственность монарха.

Монархии подразделяются на деспотические (примером может служить рабовладельческая монархия, в которой власть монарха обожествлялась), абсолютные и ограниченные (власть короля ограничена либо сословно-представительским органом, либо парламентом).

Республика - форма правления, отличающаяся следующими юридическими признаками:

* ограниченность срока полномочий власти;

* выборность главы государства;

* представительство по поручению парламента и избирателей;

* ответственность главы государства.

Республики подразделяются на аристократические (властвует меньшинство) и демократические (источником власти является народ или его большинство).

Формы государственного устройства Денисов поделил на унитарные (государство разделено только на административно-территориальные единицы), федерации (союзное государство, объединившее два и более государств) и конфедерации (объединение юридически независимых государств).

Я привела лишь несколько наиболее ярких примеров возможного подхода к классификации форм государства.

Классификация государственных форм имеет большое научное и практическое значение, а потому составляет важную задачу теории государства и права.

В основу классификации, на мой взгляд, следует положить в качестве критерия понятие формы государства как единства трех ее основных сторон: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Классификация государственных форм по их внешним признакам может быть осуществлена следующим образом. По форме правления государство является монархией либо республикой.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве является избираемой, а потому срочной и юридически ответственной.

По форме государственного устройства государство может быть простым и сложным. Простое государство не имеет в своем составе частей, обладающих суверенитетом. Сложное государство имеет в своем составе такие части.

По политическому режиму государства можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократическое государство - такое, в котором власть исходит от большинства, обладающего правом направлять государственную политику.

Антидемократическое государство - такое, где власть исходит от меньшинства, где большинство по закону отстранено от участия в делах государства.

Разобравшись с вопросом, что включает в себя понятие формы государства и каковы его составные части, мы можем перейти к подробному рассмотрению одной из них - формы правления.


2. Форма правления

2.1. Понятие

Под формой правления, как уже было сказано выше, мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

2.2. Характеристика форм правления.

Как мы видели, порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени.

Более того, не всегда мы можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Например, в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах существует форма правления, которую обычно называют выборной монархией, о чем более подробно пойдет речь далее. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

2.2.1. Монархия

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако в современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Понятие включает метод ее образования, сроки действия этой системы, права, а также способы взаимодействия элементов правления между собой и народом. Она же определяет силу влияния общественности на формирование правительственного состава.

Изначально это понятие может пониматься в узком и широком смысле: в первом случае оно означает организацию только высших слоев правления, а во втором взаимодействие всех элементов государства.

Критерии формы правления

Перед тем, как приступить к описанию, важно выделить критерии, с помощью которых они определяются. Итак, основные формы правления представлены двумя видами: Они кардинально отличаются друг от друга:

1. Способом, с помощью которого передается власть. Она может быть дана в качестве наследования или с помощью выбора населения.

2. Ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а глава государства с монархией практически безответственен перед ним.

3. Спектром полномочий между властными органами: республиканская власть более ограничена в своих действиях.

Теперь рассмотрим детальнее каждую из них.

Формы правления государства: монархия

Это такая форма управления, когда государство возглавляет один человек - монарх. Этот человек получает властные права по наследству, и перед обществом государства, которым он управляет, не несет ответственности, а юридически его невозможно лишить власти.

Рассмотрим несколько видов монархии:

1. Абсолютная. Она представлена неограниченной властью главы: он высший орган, и в его руках абсолютная власть. В современном мире с таким правлением существует Оман и Саудовская Аравия.

2. Ограниченная. В этом случае государством правит не один человек, а еще властные органы, которые монарху не подчинены. Власть между ними рассредоточена, а полномочия его ограничиваются традициями или конституцией. В зависимости от этого, такой вид правления разделяется на две категории: сословно-представительную монархию и конституционную. В первом случае власть ограничивается по критерию причастности к сословию, чаще всего она проявляется в совещательной форме. В конституционной форме власть монарха ограничивается Конституцией и вместе с этим в государстве присутствует парламент, состав которого формируется народом.

Формы правления государства: республика

При таком типе устройства органы власти, а, в частности, их состав, формируется народом. Представители власти обязательно несут ответственность перед гражданами страны в равной степени. Действия президента осуществляются от имени народа, а органы власти сформированы таким образом, чтобы быть независимыми друг от друга.

Лимит действия избранных народом - особая мера, в которой выражается ответственность их перед гражданами страны. Власть дается на определенный срок, который может быть сокращен, если избранники не выполняют свои обязанности должным образом.

Существует три вида республик:

1. Парламентская, при которой парламент играет основную роль и имеет больше власти, чем президент. Именно он формирует правительство и отправляет его в отставку, если это необходимо. В Греции, Израиле и ФРГ именно такая форма республики, где президенты не обладают существенными полномочиями.

2. Президентская. Отличительная черта этой формы правления государства в том, что основная власть сосредоточена в руках президента, который формирует правительство. В настоящее время она существует в США и на Эквадоре.

3. Смешанная форма. В этом случае полномочия разделяются между парламентом и президентом.

Таким образом, перечисленные типы правления имеют ряд достоинств и недостатков. На настоящий момент монархия не так распространена, и, вероятно, ее сложно представить сегодня как прогрессивный вариант. Народное правительство также не идеал правления, поскольку наличие множества ответственных лиц в результате приводит к тому, что не ответственен никто, а равномерное способствует и пустым спорам. В этом смысле монархическая форма правления подразумевает большую конкретику. Возможно, существует идеальная форма правления, о которой нам еще неизвестно, а может быть, она заключается в его отсутствии. Так или иначе, но республика и монархия - две крайности, между которыми находится народ, который должен мириться с одной из них.

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различаются две формы правления:

Монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, современная конституционная);

Республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские, президентская, социалистическая).

Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия (от греч. monarhia - единовластие, единодержавие) - это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству. Не случайно король Франции Людовик XIV (1643 - 1715 гг.) позволил себе ставшее затем крылатым афоризмом следующее выражение: "Государство - это я".

Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической династией считается японская.

Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 г. до нашей эры. Он следующим образом определил божественное предназначение Страны восходящего солнца: "собрать восемь углов мира под одной крышей" . Сейчас 11 февраля в Японии считается государственным праздником и отмечается как день основания государства. За все время существования японской монархической династии на посту императора сменилось 125 человек.

В последующем под влиянием особенностей внутренних и внешних факторов многие государства, используя различные способы перехода от одного типа государства к другому, посчитали необходимым избрать иные формы государственного правления. Из существующих ныне 220 государств мира (из них только 191 являются членами ООН) на сегодняшний день в 28 сохранена монархическая форма правления.



Основными признаками классической монархической формы управления являются:

Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, эмир, раджи, султан, фараон);

Наследственный порядок преемственности верховной власти;

Юридическая безответственность монарха (невозможность применения к нему процесса импичмента). Впрочем, история подавляющего большинства государств знает многочисленные примеры "удачных" заговоров против них и революционных ситуаций. Достаточно вспомнить судьбу некоторых российских царей (Павел I, Александр II, Николай II...).

В то же время возможны и отходы от установившихся классических канонов. Например, институт монархии в Камбодже отличается от того, который существует в Европе. Королевская власть не является наследственной в обязательном порядке. Также как и в Европе, его правовой статус в большей степени носит церемониальный характер. Трон короля не переходит к старшему наследнику. Новый монарх назначается девятью членами тронного совета. В октябре 2004 г. находившийся у власти более 60 лет король Камбоджи Нородом Сианук со ссылкой на состояние здоровья добровольно оставил трон. Его властные полномочия не по наследству (старший сын), а в результате назначения получил один из его сыновей - Нородом Сиамони.

Следует отметить, что среди монархов рекордсменом - долгожителем по продолжительности нахождения на престоле является император Австро-Венгрии Франц Иосиф, находившийся у власти 68 лет (1848 - 1916 гг.). Японский император Хирохито руководил страной на протяжении 63 лет (с 1926 по 1989 гг.).

Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского Воинского устава - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений, начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относится ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В мировой истории, например, такими странами были Россия XVII - XVIII и Франция до революции 1789 г. На сегодняшний день в мире насчитывается восемь абсолютных монархий (Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.).

Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию.

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция др.).

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;

Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

Правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918), а сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но одновременно и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия). Эта особенность накладывает определенный отпечаток на содержательную характеристику деятельности всего государственного механизма на всех его управленческих уровнях, а также на организацию и характер взаимодействия всех ветвей государственной власти.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»