Для чего проводят выборы в рф. Выборы на Украине

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

Данное определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения, производимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в государственной жизни, определяющим перспективу развития государства на определенный период времени. В литературе справедливо отмечается, что посредством выборов органы власти получают легитимацию -т.е. народную поддержку и признание.

Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Организацией Объединенных Наций в 1948 году, в ч.3 ст. 21 установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве. Путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Вряд ли, однако, правильно считать, что путем выборов народ передает избранникам свой суверенитет, как иногда пишется в литературе. Народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных конституцией пределах.

Поэтому ни один орган, будь то парламент или всенародно избранный президент, не может считаться носителем суверенитета народа. Он лишь уполномочен осуществлять свою конституционную компетенцию, притом лишь в течение срока, на который избран.

Следует, однако, отметить, что легитимация власти возможна не только путем выборов. Органы судебной власти формируются часто путем назначения главой государства, органы исполнительной власти - путем назначения главой государства и/или парламентом. И это не отрицает их легитимности при условии, что назначение осуществлено в соответствии с конституцией. Что же касается законодательной власти, то общепризнанно, что ее легитимность обязательно должна основываться не просто на выборах, но на выборах всеобщих.


Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, носителями которых выступают партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.

Выборы представляют собой средство селекции политических руководителей, дают возможность гражданам передавать бразды правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять руководящие функции и властные полномочия, программы которых показались наиболее убедительными. Но при этом надо иметь в виду, что далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Не столь уж редко выбор приходиться делать между плохим и худшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, то есть их неявка на выборы.

Конституционное право делит выборы на разные виды. Классификаций довольно много.

Самая простейшая классификация и наиболее доступная это, - выборы, которые классифицируются в зависимости от территории их проведения. Выборы по этому критерию бывают общенациональными (которые проводятся в масштабах страны) и региональными (проводимыми в рамках крупных территориальных единиц (применительно к США, региональными выборами могут называться выборы в рамках штатов, в Канаде – в рамках провинций и т.д.)). Существуют также местные выборы. Местные выборы охватывают административно- территориальную единицу или город. То есть объединяют граждан, живущих на определенных сравнительно- небольших территориях, у которых есть свои местные проблемы и свои местные органы власти.

В зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся на парламентские , президентские , муниципальные , выборы судей , шерифов , коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделены широкими полномочиями.

В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые.

Прямые выборы - это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Например, одного из имеющихся кандидатов выбирают депутатом или подтверждают право одного из кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру по-прежнему занимать эту должность. Прямыми выборами избирают в ряде стран главу государства - президента. Существуют прямые выборы президента во Франции, Египте, ряде стран СНГ. Прямые выборы обычно применяются при избрании нижних палат парламентов. Главный признак нижней палаты именно в том, что она избирается прямыми выборами. В некоторых странах прямыми выборами избираются обе палаты. К примеру, Палата представителей и Сенат США избираются прямыми выборами, то же относится и к Бельгии, Италии и другим странам. Прямые выборы - это тот случай, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных станций, нет никаких промежуточных ступеней.

Непрямые выборы - это такой вид выборов, при котором воля избирателей реализуется не на прямую, а опосредуется волей группы выборщиков, либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы - это выборы, которые имеют промежуточную ступень. Существуют два вида непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые.

Косвенные выборы - это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков (доверенных лиц), которые потом от имени избирателей уже непосредственно сами избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции. Которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была готова для того, что бы избирать президента, и может ошибиться в этом деле. Граждане, по их мысли, должны были избрать специальных людей - выборщиков, которые потом выберут самых достойных. Такая система формально существует в США до сих пор. Путем косвенных выборов в некоторых странах проходят выборы парламентов, правительства, иногда - судей. Иногда данный вид выборов применяется в иных случаях.

Многоступенчатые (многостепенные) выборы - это нечто иное, чем косвенные. Поскольку в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, принято считать что многоступенчатыми выборами избирается президент Италии, поскольку он избирается коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское Собрание Народных Представителей (китайский парламент) - избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. То есть люди, избранные в один орган, избирают потом своих представителей в другой орган.

По времени выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы - проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Например, срок полномочий американского президента - 4 года. Это значит, что каждые четыре года проводятся очередные выборы президента США. Срок полномочий французского президента – 5 лет. Каждые пять лет во Франции проводятся очередные президентские выборы.

Выборы могут быть и внеочередными (досрочными). Они проводятся до истечения срока полномочий представительного органа власти либо должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна - вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи с его смертью, уходом в отставку либо отрешения его от должности в результате процедуры импичмента. Тогда, поскольку появляется новая вакансия, проводятся внеочередные (досрочные) выборы. Внеочередные выборы, если это касается коллегиального органа (например парламента), проводятся чаще всего в тех странах, где законодательством предусмотрен досрочный роспуск парламента. В таком случае, после процедуры досрочного роспуска, назначаются досрочные выборы и избирается новый состав парламента.

Выборы бывают также дополнительными и частичными. Дополнительные выборы могут проводиться и не проводится: это зависит от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. То есть они проводятся тогда, когда члены парламента выбывают из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся только в тех округах где произошла утрата депутата. Это делается для того, чтобы все округа были представлены и все граждане имели своих представителей в парламенте.

Частичные выборы в отличие от дополнительных, - выборы регулярные и обязательные . Частичные выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа.

Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенатор США избирается на 6 лет, но сенаторы не избираются все одновременно, а каждые два года переизбирается 1/3 сената. Такой же порядок принят при выборах Сената Франции. Сенаторы Франции избираются на 9 лет. Обновляется Сенат каждые 3 года на одну треть. К слову. В отличие от американского Сената, который обновляется каждые 2 года прямыми выборами, французский Сенат избирается косвенными многоступенчатыми выборами.

Помимо вышеперечисленной классификации выборов, в некоторых странах еще своя специфическая терминология. В США например применяется термин «промежуточные» выборы. Промежуточными выборами американцы называют выборы, которые проводят в тот год, когда не избирается президент. Как было сказано ранее, в Америке каждые четыре года избирается президент (каждый високосный год). И одновременно в этот же день избирается Палата представителей, одна треть сената, ряд губернаторов, мэры городов, и т. д. То есть, выборы в високосный год, когда переизбирается президент, в Америке считаются основными , а выборы спустя два года, когда также переизбирается нижняя палата, переизбирается часть Сената и т.д., это уже промежуточные выборы.

Существует еще один особый вид выборов (также по американской терминологии)- первичные выборы. Первичные выборы (premieres) -выборы, по результатам которых проводится отбор кандидатов той или иной партии. Из нескольких кандидатов-республиканцев избирается один, из нескольких кандидатов- демократов также один. Это партийные выборы. Первичные выборы в США бывают открытыми и закрытыми. Открытые первичные выборы подразумевают, что на избирательный участок может прийти любой избиратель и выбрать из нескольких кандидатов одного ему понравившегося. То есть, предполагается, что если избиратель явился, то он член этой партии. Его членство не подвергается сомнению, считается, что человек сам знает, что делает. Закрытые первичные выборы предполагают, что нужно какое-то подтверждение принадлежности к той партии, в которой проводятся данные выборы. Принадлежность может быть проверена или удостоверена двумя способами. В некоторых штатах США, избиратель должен привестись к присяге, что он действительно республиканец или, соответственно, демократ. Он поднимает руку и клянется. В некоторых штатах при регистрации избирателя его спрашивают, какую партию он поддерживает, и рядом с фамилией ставят букву. Если он отвечает, что он республиканец, то ставят букву R, если демократ - D.

Первичные выборы проводятся во всех штатах США, это популярная и известная процедура. Результатом этих выборов является отбор кандидата на пост президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партий. Кстати, формально на этих «праймериз» избирают не просто самого популярного кандидата, а выбирают делегатов на съезд данной партии, которые дают обещание голосовать за конкретного кандидата в президенты. Если конкретный кандидат в президенты, как это называют американцы «выиграл праймериз», т.е. победил в большинстве штатов, значит он получил решающее число голосов на будущем съезде партии. Значит те выборщики которые избирались на первичных выборах и обещали его поддерживать, отдадут за него голоса на съезде и он станет официальным кандидатом в президенты. Первичные выборы в США проводятся не только при отборе кандидатов на пост президента, но также и при отборе кандидатов на другие должности: при выборе губернаторов или мэров городов, где они избираются.

Помимо прочих существует такое понятие, как обязательные выборы (обязательное голосование). Обязательные выборы означают то, что законодательством той или иной страны установлена обязательность для граждан участвовать в выборах. Обязательность обеспечивается путем установления санкции в том случае, если избиратель не примет участия в голосовании. Обязательные выборы некоторыми политиками и учеными расцениваются как нарушение принципов демократии, другие относятся к этому спокойно не считая данный факт нарушением. Обязательность участия гражданина в выборах обеспечивается, к примеру, возможностью наложения штрафа на человека не принявшего участия в выборах. Санкция в виде штрафа предусмотрена в Австралии, Люксембурге, в Австрии. Причем, в некоторых странах, к лицам не участвующим в выборах может быть применено и более суровое наказание. Например в Греции, Турции и даже в Австрии некоторое время было предусмотрено лишение свободы за неучастие в выборах. Срок заключения не очень велик, но добропорядочному и законопослушному человеку и 1-2 дня проведенных в тюрьме, достаточно для сильнейшего потрясения на всю оставшуюся жизнь. В Италии, за неучастие в выборах предусмотрена такая мера воздействия как общественное порицание. Списки лиц не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. В Бельгии система мер воздействия дифференцирована. Если бельгиец в первый раз не явиться на выборы и не известит мирового судью о том, что не может явиться на выборы, то он подвергается штрафу в размере 3 франков. Не явившись на выборы во второй раз без уважительной причины, то, штраф увеличивается до 25 франков. Если избиратель не явится на выборы в третий раз, то, кроме штрафа, его имя будет указано на специальном объявлении и вывешено в публичном месте. Если такой же проступок он совершит в четвертый раз, то бельгийский гражданин будет лишен избирательных прав сроком на 10 лет. Кроме того, он не сможет получить должность на государственной службе.

Нечто подобное предусматривает и законодательство Аргентины: не явившийся на выборы избиратель будет оштрафован и лишен права получить должность на государственной службе в течение 3 лет.

Такие меры, применяемые к избирателям, естественно, оказывают свое воздействие. Как указывают некоторые источники, в странах, где предусмотрена ответственность за неучастие в выборах, очень высок процент граждан которые приходят голосовать. Например, в Бельгии регулярно голосуют 94,6 процента зарегистрированных избирателей, в Австралии – примерно столько же (94,5). Очень высок такой процент в Австрии – 91,6.

Вообще, все эти строгие и менее строгие меры воздействия применяются в некоторых странах для борьбы с явлением, которое называется абсентеизм (от лат. absentee - отсутствовать). Эти меры направлены против добровольного неучастия граждан в выборах. Абсентеизм характерен для многих стран. В тех странах, где с ним борются, это дает результаты. Впрочем ряд западных стран относится к неявке избирателей на выборы равнодушно. Государственные деятели и политики этих стран полагают, что принуждать граждан к выборам недемократично.

В чем же причина уклонения от выборов? Существует несколько причин, в силу которых возникает проблема абсентеизма. Для ряда избирателей характерна политическая апатия или неверие в свои политические институты. В США такое же отрицательное влияние оказывает двухпартийная система, поскольку если избирателям не нравятся оба кандидата, а третьего или четвертого кандидата нет, то избиратель не идет голосовать. Массовое уклонение избирателей от выборов может быть формой протеста населения против политики правящей партии, против выборов, в которых народ видит лишь политический обман. В этих условиях абсентеизм –форма бойкота «нечестных» выборов. Абсентеизм порождается также обывательскими настроениями. Некоторые граждане считают, что участвовать в политических мероприятиях им совсем не обязательно, что политика дело «темное», непонятное. Причиной неявки на выборы для многих граждан являются их личные неурядицы в социально-экономической сфере. Так, например, в выборах не участвуют безработные, люди, у которых есть свои семейные проблемы, и им не до выполнения своего гражданского долга.

Наконец, иногда выдвигается предложение: вместо наказания за неявку на обязательные выборы ввести поощрение за участие в обычных, "добровольных выборах". Явку обеспечит, как полагают, "минимальное материальное стимулирование избирателей", явившихся на выборы. Оно должно быть предусмотрено законодательно. Основанием для этого является то, что выборы происходят в один из выходных дней, и "граждане вправе претендовать на материальную компенсацию за отвлечение их от отдыха".

В зарубежных странах пока такая практика не применяется. Нам известна лишь одна страна - небольшое государство Андорра в Пиренеях(13 тыс. жителей), где явившимся на выборы выдают стакан вина или очень небольшую сумму - одну песету (около одного цента США). Вряд ли несколько копеек и даже гривна или рубль смогут обеспечить перелом в деле явки на выборы.

Периодичность выборов . Поскольку периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов, очевидно, что речь может идти о периодичности только всеобщих или региональных (местных) выборов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с настроениями и интересами избирателей, поддерживая с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего курса или в своей способности должным образом поддерживать его и т.д.

Продолжительность срока полномочий имеет важное значение, и определить ее оптимальным образом не всегда легко. Срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов 5-7 лет. Короткий срок полномочий позволяет точнее отражать в составе выборного органа сиюминутные предпочтения и настроения депутатского корпуса, однако не дает возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить все намеченное (например, срок полномочий Палаты представителей Конгресса (парламента) США – два года).

Что касается продолжительного срока полномочий, то он может привести к отрыву выборных от избирательного корпуса, его потребностей, желаний.

Короткие сроки полномочий предпочтительны в период бурных общественных преобразований, когда настроения избирателей не стабильны, политические силы находятся в процессе формирования и соотношение этих сил часто меняется.

По общему правилу лишь немногие парламенты могут продлевать срок своих полномочий. Так, канадская Палата общин может продлить этот срок только в случае национального кризиса и только голосами 2/3 своих членов. В Финляндии Италии, Великобритании продление срока полномочий возможно законом только во время войны. Что касается досрочного прекращения срока полномочий, влекущего внеочередные выборы, то в парламентских монархиях и республиках допускается роспуск парламента или нижней палаты главой государства. Возможность самороспуска не предусматривается хотя бывают и исключения. Например согласно ч.3 ст.4 Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а также о территориальном самоуправлении 1992 года Сейм может 2/3 голосов законного числа своих членов принять постановление о самороспуске, чем согласно ч.5 этой статьи прекращаются полномочия и Сената, который сам аналогичного права не имеет. В президентских республиках парламент не может ни продлевать, ни сокращать срок своих полномочий, и выборы проводятся регулярно. Скажем в 1944 году в США были проведены выборы независимо от того, что страна участвовала во второй мировой войне. Однако трудно сказать, как бы решалась эта проблема если бы военные действия велись на территории самих США.

Что касается президентов, конституции обычно ничего не говорят о возможности продления срока их полномочий, однако возможности сокращения этого срока как правило, предусматривают.

4.Институт отзыва.

Институт отзыва представляет собой полную противоположность института выборов. Если посредством выборов лицо наделяется мандатом, а также совокупностью вытекающих из него специальных полномочий и специальной ответственности, то отзыв означает досрочное лишение мандата по воле тех, кто правомочен данным мандатом наделять, избирая в определенный орган или на соответствующую должность.

От отзыва следует отличать как отставку должностного лица, так и досрочное лишение его мандата тем коллегиальным органом (например, палатой парламента), в состав которого он входит. Отставка отличается от отзыва тем, что выборное лицо прекращает действие своего мандата по свей воле. При отставке лишение мандата производит выборный орган, а при отзыве, - непосредственно избиратели или другие лица, управомоченные на избрание.

Наличие института отзыва характерно для конституционного и избирательного законодательства «социалистических» стран, где обычно устанавливается, хотя и чисто формально, принцип ответственности выборных перед избирающими. Но на практике отзыв обычно не реализовывался, то по причине отсутствия закона, регулирующего порядок отзыва (в СССР, например, такой закон отсутствовал с 1936 по 1959 год), то по причине сложности процедуры.

Соответствующие конституционно-правовые положения призваны, с одной стороны, показывать «преимущества социалистической демократии», а с другой стороны, - предупреждать депутатов, что в случае непослушания на них найдется законная управа.

Как пример можно привести механизм регулирования отзыва депутатов Законом о выборах во Всекитайское Собрание Народных Представителей и в местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 года. Согласно части второй ст. 40 закона, отзыв депутатов непосредственно избранных населением, производится большинством голосов избирателей данного избирательного округа. Отзыв депутатов, избранных собраниями народных представителей различных ступеней, производится в период между сессиями собраний большинством голосов членов их постоянных комитетов (во время сессий, очевидно самими собраниями). Отзываемый депутат может присутствовать на соответствующем заседании или выразить свое мнение в письменной форме. Решение об отзыве доводиться до сведения постоянного комитета собрания народных представителей вышестоящей ступени. Инициатива отзыва урегулирована в ст.41 закона, согласно которой, любой гражданин или избирательная единица могут выдвинуть требование об отзыве депутата, нарушившего закон или дисциплину либо грубо пренебрегающего своими обязанностями. Требование выдвигается перед постоянным комитетом собрания народных представителей, который своевременно организует проверку и заслушивает соответствующего депутата. После проверки достоверности выдвинутых против депутата обвинений вопрос передается в избирательный округ или избирательную единицу, от которых он избран, для его отзыва.

В демократических странах институт отзыва обычно отсутствует: считается что нерадивого депутата можно просто не избрать на следующих выборах. Если же выборы производятся по партийным спискам кандидатов, когда избирательные округа очень велики, то отзыв затруднителен и технически, во всяком случае стоит весьма дорого. Впрочем, в Японии, в некоторых штатах США и отдельных других странах можно встретить институт отзыва преимущественно на местном уровне. В США отзыв выборных должностных лиц впервые был применен в Лос-Анджелесе в 1903 году, а штат Орегон оказался первым, включившим этот институт в свою конституцию 1857 года в 1906 году. В настоящее время отзыв выборных должностных лиц предусмотрен в законодательстве 15 штатов, а также федерального округа Колумбия и некоторых островных территорий. Для инициативы отзыва требуются подписи от 25 до 40 % от числа избирателей, голосовавших на последних выборах губернатора штата. Применяется отзыв в США нечасто из-за процедурных трудностей (подписи необходимо собрать в короткий срок в нотариально удостоверенной форме), а также из-за того что в случае отклонения избирателями предложения об отзыве на инициаторов голосования возлагается возмещение расходов по его проведению.

В Австрии Федеральный конституционный закон 1920 года в редакции 1929 года предусмотрел возможность отзыва Федерального президента. Согласно ч.6 ст.40 этого закона, «до истечения срока своих полномочий Федеральный президент может быть смещен с должности на основании народного голосования. Народное голосование должно быть проведено если того потребует Федеральное собрание (совместное заседание законодательных палат). Федеральное собрание созывается для этой цели Федеральным канцлером (главой правительства), если Национальный совет(нижняя палата) примет такое решение. Для принятия решения Национальным советом необходимо присутствие не менее половины его состава и большинство в две трети поданных голосов. Такое решение Национального совета препятствует дальнейшему исполнению Федеральным президентом его обязанностей. Отклонение на основании народного голосования предложения о смещении Федерального президента с его должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета... » На практике этот институт не применялся.

Наличие в законодательной системе института отзыва дает возможность избирателям непосредственно лишать должностей лиц некомпетентных, безответственных, нечестных, однако, при этом нельзя исключать и неоправданного политического воздействия на выборных должностных лиц, которые, подвергаясь угрозе отзыва, не могут исполнять свои обязанности должным образом.

Тема 2: Основные принципы избирательного права.

1. Всеобщее избирательное право.

2. Принцип свободного участия в выборах.

3. Равное избирательное право.

4. Прямое и косвенное избирательное право.

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух "Тіїіи нескольких кандидатов.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Порядок и правила проведения выборов закрепляются обычно в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств.

Целями выборов являются: -

придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности (законности); -

смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых); -

смена конкретного лица у власти при сохранении политического курса (в 1990 г. руководством правящей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Дж. Мэйджор, который продолжил ее политику); -

определение ориентиров на будущее (всенародные выборы - это, как правило, и общенародная дискуссия о дальнейших путях развития); -

селекция лидеров (в ходе выборов воспитываются и выдвигаются наиболее подходящие для осуществления указанных функций личности и отсеиваются неподходящие); -

определение из нескольких кандидатов конкретной личности, которая будет занимать государственную должность.

Виды выборов

По способу избрания выборы подразделяются на прямые и косвенные (непрямые).

По своим масштабам выборы могут быть всеобщими, в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичными, когда в них участвует лишь часть избирателей.

Исходя из того, избирается ли только часть состава парламента или весь его состав, выборы также подразделяются на всеобщие и частичные. Примером последних могут служить довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов.

В зависимости от того, какой орган избирается, выборы бывают парламентскими и президентскими.

Выборы также могут быть общегосударственными или местными; очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными, или досрочными (например, выборы в слу- чае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными); однопартийными, многопартийными или беспартийными; на альтернативной основе и безальтернативные (если выдвигается только один кандидат).

Основополагающие ^ринципьі современных выбр^кж_]2^всеобщ- ность; 2) свободное участие граждан в выборах; 3) прямое (косвенное) голосование; ^равенство граждан при выборах; 5) тайное голосование.

1) Всеобщее избирательное право

В большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам.

Избирательное право является всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного состояния, социальных различий, расы, национальности или религии.

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. "elector" - избиратель). Это понятие используется в двояком смысле: 1) в широком - все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принимать участие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком - та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или данного независимого депутата.

Вся совокупность людей, обладающих в данной стране избирательным правом, составляет ее избирательный корпус.

Избирательные цензы (квалификация) - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных стран известны следующие избирательные цензы:

7. Заказ 3210

Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше - 21 год (Малайзия, Марокко, Боливия, Каме- рун, Ботсвана, Ямайка) - или ниже (16 лет - в Бразилии и Иране, 17 лет - в Индонезии).

Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом и составляет (на выборах в общенациональные представительные органы) от 18 лет (ФРГ, Испания, Гватемала) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия).

В отдельных странах устанавливается не только нижний, но и верхний барьер возрастного ценза: так, в ряде государств (Габон, Казахстан) кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей, а в отдельных странах - и на должности министров.

Ценз оседлости - установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено установленным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов.

Имущественный ценз - требования избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной^ стоимости или вносящим налоги не ниже заданной суммы. В XIX в. был распространен повсеместно в мире, в настоящее время встречается редко, так как противоречит принципу равноправия граждан. Сохраняется, например, в Канаде, где в верхнюю палату парламента (Сенат) может быть избран только гражданин, обладающий недвижимым имуществом стоимостью как минимум 4000 долларов.

Образовательный ценз - это требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют обусловленный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования/Ґ

Ценз грамотности - одна из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из официальных языков).

В настоящее время ограничение активного избирательного права посредством ценза грамотности встречается достаточно редко (Таиланд, Кувейт, Тонга). Для получения же пассивно- го избирательного права ценз грамотности до сих пор широко распространен, особенно в развивающихся странах (Малайзия, Кения, Египет, Эквадор и др.).

Ценз национальности - требование конституции или избирательного закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Ограничение активного избирательного права с помощью ценза национальности в настоящее время практически не встречается, однако сохраняются случаи ограничения по этому основанию пассивного избирательного права. Так, например, согласно Конституции Сирии 1973 г. президентом этого государства может быть только араб, а Конституция Туркменистана 1992 г. допускает избрание президентом страны только туркмена.

Следует, однако, иметь в виду, что конституции некоторых государств терминологически отождествляют национальность с гражданством: так, "Основной закон" ФРГ, говоря о "немцах", подразумевает всех граждан немецкого государства независимо от их этнического происхождения и т. д.

Расовый ценз - требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы. В последние десятилетия в мировой практике встречался крайне редко. Последний расовый ценз отменен в ЮАР в 1993 г.

Ценз пола - законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В XIX и начале XX в. существовал повсеместно в мире. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в Великобритании в 1918 г., в США в 1920 году, во Франции в 1944 г., в Японии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г., в Лихтенштейне в 1976 г.

В настоящее время сохраняется в единичных государствах, например в Кувейте.

"Моральный ценз" - в отдельных странах требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо "иметь высокие моральные качества", "вести достойный образ жизни". Удовлетворяет ли потенциальный избиратель или кандидат "моральному цензу" решают по своему усмотрению избирательные власти. В настоящее время встречается редко, в основном в развивающихся странах, например в Заире.

99 Служебный (профессиональный) ценз - положения избиратель- ного закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Так, почти во всех латиноамериканских и многих африканских странах (например, Камерун, Сенегал) права голоса не имеют военнослужащие, служащие полиции и органов безопасности. В Мексике, Парагвае и Таиланде пассивного избирательного права лишены священнослужители и т. д.

Установление служебного ценза мотивируется тем, что характер ряда профессий в принципе не совместим с активным участием в политической жизни или с выполнением депутатских обязанностей.

Языковой ценз - требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в ряде многонациональных государств (иногда в виде ценза грамотности).

Иногда, помимо общего, устанавливается квалифицированный языковой ценз. Так, согласно Конституции Казахстана 1993 г. президентом республики может быть избран гражданин Казахстана, в совершенстве владеющий государственным языком, тогда как от кандидата на пост вице-президента требуется лишь простое владение государственным языком.

Ценз гражданства означает установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.

Ценз гражданства является одним из самых распространенных избирательных цензов и применяется практически во всем мире. Лишь в некоторых западно- и восточноевропейских государствах (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) допускается участие в выборах в органы местного самоуправления лиц, не являющихся гражданами государства.

В ряде стран существует повышенный (квалифицированный) ценз гражданства: для обладания избирательными правами требуется состоять в гражданстве данного государства в течение определенного срока или даже быть гражданином по рождению. Так, например, согласно Конституции США кандидаты на должности депутатов палаты представителей Конгресса США должны являться гражданами США не менее 7 лет, а на должности сенаторов - не менее 9 лет. Гражданами по рождению должны быть кандидаты на должность президента США, Эстонии, Филиппин и ряда других стран. 2)

Принцип свободных выборов (свободного участия в выборах) означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, и если да, то в какой мере.

В ходе выборов может наблюдаться такое явление как абсентеизм (от лат. - "absens" - отсутствующий) - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме. В современных демократических государствах абсентеизм - широко распространенное явление: в голосовании не участвуют обычно от 20 до 40 % лиц, имеющих право голоса.

В целях преодоления абсентеизма и обеспечения большей легитимности избираемых органов ряд стран (например, Аргентина, Австралия, Бельгия, Греция, Турция и др.) ввели обязательность голосования (обязательный вотум), когда неучастие в голосовании влечет за собой моральное осуждение, штраф и даже лишение свободы. 3)

Прямое избирательное право - принцип избирательной системы, предполагающий непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. При прямом избирательном праве отсутствуют особые посредники - выборщики.

Непрямое избирательное право предусматривает, что граждане имеют право избирать тот или иной орган через посредство избираемых ими представителей, которые затем уже избирают президента или депутатов. При этом различаются две основные разновидности непрямого избирательного права и самих выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

Косвенные выборы - избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те и другие.

Выборщик - лицо, имеющее право голосовать во второй (третьей, четвертой) ступени при непрямых многостепенных выборах. Выборщики либо избирается только для исполнения им этой функции (выборщики при выборах президента США), либо являются таковым по занимаемой должности (члены муниципалитетов во Франции при избрании сенаторов).

Для многоступенчатых, многостепенных выборов характерен не- сколько иной путь - когда низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы выбирают депутатов вышестоящего представительного органа. Такая система использовалась в прошлом в СССР, на Кубе и в ряде других стран, а сегодня используется в КНР.

Трехстепенными выборами формируется часть Сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые избирают сенаторов.

4) Равное избирательное право. Обеспечение равенства избирательного права - принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты. Например, в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый - для выборов депутатов по избирательному округу, второй - для выборов в бундестаг по земельному списку); 2) нужно, чтобы каждый депутат представлял (примерно) одинаковое число избирателей; 3) недопустимо деление избирателей на разряды (курии) по имущественному, национальному, религиозному или иному признаку.

Каждому совершеннолетнему гражданину своей страны предстоит совершать множество политических действий, хоть некоторые об этом даже не подозревают. И одними из самых главных среди них являются выборы. Это могут быть выборы мэра города, президента, парламента. Но факт остается фактом.

Понятие и определение выборов

Выборы — это один из самых основных компонентов современной политики. Без одного лишь этого компонента невозможно формирование нового правительства страны или органов власти в других демократических организациях (если речь идет о выборе председателя профсоюза, акционерного общества и т. п.).

Если же говорить об этой процедуре лишь как о необходимом действии по отношению к формированию новой государственной власти, то выборы — это возможность избрания новых органов власти страны путем открытого голосования граждан. Другими словами, данный процесс позволяет народу получить то правительство, которое он считает наиболее эффективным и ответственным по отношению к делам государства.

Цели и задачи выборов

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что выборы - одно из самых распространенных явлений в жизни социума, так как они охватывают разнообразные институты и уровни правления, например выборы президента, парламента, местных органов власти (мэра или председателя сельского совета).

Но даже и это не полный список. Ведь избирать можно и членов профсоюза, о чем говорилось выше, либо президента школы, колледжа, университета. Такое многообразие дарит гражданам большие возможности. Они могут участвовать в политических действиях страны и прямым образом влиять на общественные дела внутри всего государства или какой-либо инстанции.

Ввиду своего многообразия, выборы призваны решать следующие задачи:

  1. Предоставлять правомочные полномочия властям. При помощи названной процедуры граждане наделяют своих представителей правом на осуществление политической, экономической и дипломатической деятельности по отношению к государству.
  2. Оценивать авторитетность кандидатов. Именно результаты выборов позволяют увидеть реальный рейтинг представителей политических сил, показать, насколько их идеи по отношению к развитию государства востребованы и насколько их избирательные программы убедительны для граждан.
  3. Предоставлять свободу в политических действиях внутри демократического общества. При помощи выборов граждане могут участвовать в политической жизни государства, самовыражаться за счет избрания кандидатов.

Виды государственных выборов

Существует несколько основных видов государственных выборов:

  • прямые (всеобщие);
  • косвенные;
  • частичные (дополнительные).

К первым относятся те, где участвуют граждане либо всей страны, либо отдельного региона. Это выборы президента страны, мэра города, представителя сельского совета и т. д.

Для косвенных выборов, наоборот, характерно то, что избранием занимаются выбранные гражданами представители (например, депутаты). К таковым относятся выборы судей или представителей палаты парламента и т. д.

Для частичных выборов характерно то, что они проводятся в тех случаях, когда необходимо заменить одних депутатов другими. Например, подобные выборы могут происходить, когда некоторые депутаты досрочно ушли в отставку, а их необходимо заменить другими для осуществления дальнейшей политической деятельности.

Помимо вышесказанного, могут быть и другие выборы - это местные, региональные и национальные, а также очередные и внеочередные выборы. Последние более подходят парламентским формам государства, где представителей выбирают согласно срокам, указанным в соответствующих законах либо в случае досрочного их роспуска.

Кто имеет право на выборы

Все граждане, которые достигли совершеннолетия, имеют право на участие в описываемой процедуре. Например, в РФ это лица, которым выполнилось восемнадцать лет. То есть гражданин страны, которому есть или выполнится 18 лет на момент проведения выборов, уже имеет право голосовать за своего кандидата на соответствующий пост.

Кроме того, право на выборы имеют все, кто является гражданином страны, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, религиозности и т. д. Об этом и о других не менее важных деталях говорится в ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Реализация своего избирательного права гражданами является важнейшей формой участия их в управлении государством. Соответствующий порядок и выборов закрепляются обычно в конституциях стран. Участие в выборах - не просто конституционное право, это событие, требующее от участников политической ответственности. Такая ответственность за принимаемые решения формирует правовую и политическую избираемых и избирателей.

Выборы могут быть парламентскими или президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, очередными или досрочными, альтернативными или безальтернативными, прямыми или косвенными. При прямых выборах депутаты или должностные лица населением. Например, в нашей стране прямыми являются Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ. При косвенных - население выборщиков, которые, в свою очередь, избирают соответствующих лиц. В США граждане избирают выборщиков, а уже они - Президента.

Все современные демократические державы проводят выборы, но далеко не все выборы являются демократическими. Иногда участвует только один кандидат без альтернативы. Подобные выборы сопровождаются запугиванием и фальсификацией. Свободные демократические выборы возможны при наличии альтернативности, свободы проведения избирательной кампании и свободы волеизъявления избирателей. Они должны быть всеобщими, равными, прямыми и проходить при тайном голосовании.

Выборные должности избранники занимают в течение времени, обозначенного , по истечении этого срока организуется избирательная кампания. Исход предвыборной борьбы определяется результатами голосования. Поэтому к процедуре голосования предъявляются высокие требования. Кабины для голосования оборудуются таким образом, чтобы можно было обеспечить тайну волеизъявления. Выборные бюллетени выдаются строго по предъявлению паспорта, чтобы нельзя было проголосовать несколько раз. Урны для голосования опечатываются, результаты фиксируются в протоколе, обязательно присутствие независимых наблюдателей.

Начинаются выборы с выдвижения кандидатов. Каждый кандидат должен обратиться в комиссию и предоставить на рассмотрение протоколы собраний и свое заявление о желании . Затем начинается сбор подписей, оформление подписных листов и проверка их достоверности. Эти процедуры необходимы для первичной регистрации кандидатов.

Успешно проведенный сбор подписей - важное, но недостаточное основание для регистрации кандидата. Кроме этого, он должен предоставить сведения об имуществе, о доходах. Далее происходит окончательная регистрация, то есть, получение удостоверения кандидата. Только после этого разрешается предвыборная агитация, в которую входит , пресс-конференции, встречи с избирателями, наглядная агитация, теледебаты, митинги и так далее.

За сутки до голосования агитация завершается. Далее проходят непосредственно выборы, которые состоят из добровольного участия, тайного голосования, подсчета голосов и оглашения результатов голосования. Каждый расценивается одинаково. Один-единственный голос может обеспечить успех кандидату.

После информация с каждого участка доставляется в территориальные избирательные комиссии. Основное назначение этих органов - контроль над проведением выборов и оглашение результатов. По окончании подсчета голосов комиссия оформляет протокол, в котором указываются цифры итогов голосования. От этих цифр и зависит победа или проигрыш кандидатов.

  • Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах
    • Определение формы правления
    • Классификация форм правления
  • Монархия
  • Республика
    • Понятие
    • Дуалистическая (президентская) республика
    • Парламентарная республика
    • Смешанная (полупрезидентская) республика
    • Советская республика
  • Выборы и отзыв
    • Понятие и социальная функция выборов
    • Виды выборов
    • Периодичность выборов
    • Избирательная система
    • Избирательное право
    • Отзыв
  • Принципы избирательного права
    • Понятие и значение
    • Всеобщее избирательное право
    • Свободное участие в выборах и обязательный вотум
    • Равное избирательное право
    • Прямое и косвенное избирательное право
    • Тайное голосование
  • Избирательный процесс
    • Понятие
    • Назначение выборов
    • Избирательные округа
    • Избирательные участки
    • Избирательные органы
    • Регистрация избирателей
    • Выдвижение кандидатов
    • Агитационная кампания
    • Голосование
    • Подсчет голосов и установление результатов выборов
    • Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения
  • Избирательные системы
    • Виды избирательных систем
    • Мажоритарная система относительного большинства
    • Мажоритарная система абсолютного большинства
    • Мажоритарная система квалифицированного большинства
    • Ограниченный вотум
    • Система единственного непередаваемого голоса
    • Кумулятивный вотум
    • Система пропорционального представительства политических партий
    • Заградительный пункт
    • Соединение списков
    • Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование
    • Панаширование
    • Система единственного передаваемого голоса
    • Смешанные системы
  • Референдум
    • Понятие и социальная функция
    • Виды референдума
    • Право участия в референдуме
    • Предмет референдума
    • Инициатива и назначение референдума
    • Формула референдума
    • Организация референдума
    • Определение результатов референдума
    • Правовые последствия референдума
  • Понятие, социальные функции и полномочия парламента
    • Понятие и социальные функции
    • Представительный характер
    • Общая характеристика компетенции
    • Законодательная компетенция
    • Финансовая компетенция
    • Ратификация и денонсация международных договоров
    • Назначение референдумов
    • Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах
    • Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц
    • Полномочия в области обороны и безопасности
    • Судебные полномочия
    • Акты
    • Делегирование полномочий
    • Замещение парламентов
    • Парламентское право
  • Структура парламента и организация его палат
    • Палаты
    • Формирование палат
    • Роспуск парламентов (палат)
    • Двухпалатные системы
    • Руководство палат
    • Комитеты (комиссии) парламентов и палат
  • Статус парламентария
    • Юридическая природа мандата парламентария
    • Лоббизм
    • Права и обязанности парламентария
    • Парламентский иммунитет
    • Индемнитет
    • Объединения парламентариев
  • Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры
    • Сессия
    • Процедура пленарных заседаний палат
    • Процедура заседаний комитетов (комиссий)
  • Законодательный процесс
    • Понятие
    • Законодательная инициатива
    • Обсуждение законопроекта
    • Принятие закона
    • Санкционирование, промульгация и опубликование закона
    • Особенности законодательного процесса в финансовой области
    • Особенности прохождения проектов и принятия конституционных и органических законов
    • Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров
  • Иные специальные парламентские процедуры
    • Процедуры выборов и назначений
    • Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов
    • Процедура контроля за делегированным законодательством
    • Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев
    • Парламентские расследования
    • Процедура политической ответственности правительства
    • Импичмент и иные подобные процедуры
    • Рассмотрение петиций
  • Вспомогательный аппарат парламента
    • Понятие и назначение
    • Структура и функции
    • Вспомогательные службы коллегиальных органов
    • Личный персонал парламентариев
  • Органы, учреждения и должностные лица при парламентах
    • Общая характеристика
    • Счетные палаты
    • Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)
    • Прочие конституционные органы, учреждения и должностные лица
  • Глава государства
    • Понятие и место в системе власти
    • Юридическая форма главы государства
    • Полномочия
    • Монарх: особенности статуса
    • Президент: порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность
    • Вспомогательные органы и учреждения при главе государства
  • Правительство
    • Понятие
    • Компетенция
    • Формирование и состав
    • Глава правительства
    • Ведомства и их руководители
    • Ответственность правительства и его членов
  • Судебная власть
    • Понятие и социальная функция
    • Структура судебной власти
    • Статус судей, прокуроров, следователей
    • Высшие органы судейского сообщества
  • Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем
    • Принципы организации
    • Принципы деятельности
    • Системы судов общей юрисдикции
    • Административная юстиция
  • Конституционная юстиция
    • Организация конституционных судов (советов)
    • Конституционное судопроизводство
  • Органы и учреждения, содействующие судебной власти
    • Прокуратура
    • Адвокатура
  • Территориальное устройство государства
    • Понятие
    • Территориальная автономия
    • Формы политико-территориального устройства
    • Унитарное устройство (унитаризм)
    • Федеративное устройство (федерализм)
    • Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономии
    • Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами
    • Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами
    • Федеральные территории
    • Зависимые территории
  • Организация государственной власти субъектов федераций и иных государственно-автономных единиц

Виды выборов

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель). Однако здесь возникает вопрос: как назвать выборы, которые сочетают то и другое либо вообще не подходят под данные конструкции, будучи, однако, непрямыми?

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента.

Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами. Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Не могут депутаты рассматриваться и как выборщики, ибо основная их функция – другая. Получается, что даже косвенными по данной терминологии эти выборы не могут быть названы.

Вообще-то «косвенные» – антоним «прямых» и синоним «непрямых». Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между косвенными и многостепенными выборами не представляется целесообразным, поскольку, как мы видели, есть случаи, не подпадающие ни под один ни под другой термин.

Пример с порядком формирования французского Сената показывает, что споры о терминах – занятие малопродуктивное. Важно лишь с самого начала всегда давать понять, что имеется в виду, когда употребляется тот или иной термин, в понимании которого встречаются расхождения.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными. Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже – верхней, палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов (иногда такие выборы именуются дополнительными) или ротации части депутатов, если палата обновляется по частям.

Кроме того, выборы бывают национальными, когда проводятся по всей стране, и региональными, местными (локальными), посредством которых избираются органы местного самоуправления. Последние иногда называются административными (местное самоуправление во многих странах – предмет регулирования административным правом) в отличие от политических выборов, посредством которых избираются общегосударственные органы власти.

В некоторых странах существуют специфические названия выборов в органы местного самоуправления. Например, во Франции выборы в генеральные советы департаментов называются кантональными, так как избирательными округами при этих выборах служат кантоны – исторические единицы, не имеющие своих органов управления или самоуправления.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два или более голосований, то соответственно – в два тура или более. Второй и последующие туры иногда называются повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Выборы, наконец, бывают очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки, указанные в конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»