Курсовик соотношение монархической и республиканской форм правления.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления и выработаны важнейшие ее разновиднос­ти: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конститу­ционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).

Каковы общие черты монархической формы правления неза­висимо от ее разновидностей? Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя воз­можны варианты, когда началу той или иной монархической ди­настии кладут выборы(дом Романовых в России). Монарх приоб­ретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле или в случае избрания - «милостью Божией и волей на­рода») 4 . Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. В «Утвержденной Грамоте» на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права только с его воле­изъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилова­ния. На международной арене, в сношениях с другими государ­ствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора и получает значительное содержание из государственной казны, а также имеет право на особую охрану.

При неограниченной абсолютной монархии всеми указанны­ми выше правами монарх пользуется безусловно и неограничен­но (отсюда иназвание) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной - посредством или при обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из пси­хологических оснований - монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную» - тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные корыстные интересы и правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразде­ляют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит власть с парламентом.

В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Ру­мыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответст­венных перед ним министров и иных должностных лиц (губерна­торов префектов и т.п.). Ему принадлежат право вето и право не­ограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочи­ем вотировать бюджет.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бель­гия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства мини­стры зависят от вотума доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето лишь в отдельных случаях, предусмотрен­ных законом. Повеления монарха приобре­тают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными со­ответствующим министром. Правовое положение монарха сущест­венно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не уп­равляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени монархическую форму правления, считавшуюся в советский пери­од некоей политико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, на­считывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жиз­ненных потенций. Народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР неко­торые страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх - «отец нации», «стоит над политическими страстями не принадле­жит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх - «символ единстванации и стабильного правового порядка». Нередко обра­щаются к позитивному опыту решения многих проблем, найден­ному в рамках монархизма: проблем экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.

Подводя итог рассмотренных во второй главе вопросов заключим, что монархия – это, по выражению философа И.А. Ильина 5 , «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой обществен­но-психологической атмосферы и т.д. Ее нельзя «вводить» про­извольно, «объявлять» монархом случайное или не подготовлен­ное соответствующим образом лицо, монархия, как форма правления, весьма неоднородна гибка и изменчива.

О форме правления государства, о правильной его организации мыслители думали еще в древности. Так, Платон, а за ним и Аристотель, выделяли три возможные формы государственного правления:

Монархия - власть одного;

Аристократия - власть лучших;

Полития - власть народа (в малом государстве - полисе).

В то же время они предупреждали, что в определенных случаях эти формы правления могут деградировать и приобретать для народа нежелательный характер. Так, монархия превращается в тиранию, аристократия в олигархию (власть узкой группы богачей, военных), а полития (республика) или умеренная демократия в охлократию (власть толпы).

В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица -- главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

Сегодня, на уровне с монархической формой правления существует также республиканская. Республика (от греческого res - дело, publica - общество; res publica - общественное дело, государство) -- это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества. Она зародилась ещё в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике.

По поводу того, какая форма правления лучше давно ведутся споры и многие думают по-разному. Дж. Локк, например, считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Л.А. Тихомиров считал, что монархическая форма правления лучше, потому как люди на психологическом уровне стремятся быть под чьей-то властью.

Содержание понятия "республика можно выразить известной формулой Цицерона "respublica -- res populi" (т.е. государство, -- это дело народа). Когда противопоставляют монархию и республику, то под монархией подразумевается монархия реальная -- прежде всего абсолютная монархия, которая складывается в период позднего феодализма и которая действительно является противоположностью республике. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он желает им подчиняться. В этом отношении абсолютистская монархия противостоит республике, где все должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом.

Важным отличием республики от монархии является то, что в республике власть первоначально принадлежит народу, а в монархии монарху. Так в республике органы государственного управления, включая президента, правят от имени всего народа, а монарх правит на собственном праве. В монархии от народа не зависит, кто станет главой государства. В выборной монархии монарх избирается, но его избирает не весь народ, а лишь его малая часть. Видно, что, в сравнение с абсолютной монархией, в республиканской форме правления открывается большая возможность влияния народа на деятельность государства.

В частности понятие демократия (народовластие) применимо в полной мере только к республиканской форме правления.

В монархических государствах личность монарха часто связывается с религией, и даже если он не возглавляет доминирующую религиозную иерархию, то все равно является религиозной особой. От имени монарха издаются законы, даже если монарх не участвовал в их разработке (парламентарная монархия). Монарх является символом государства. В республиках же личность президента не является священной и, как правило, не нужна для проведения ритуальных актов.

В республике президент избирается народом, перед которым он несет политическую ответственность - через парламент. Право парламента привлечь президента к ответственности называется импичментом. Монарх же не несёт никакой юридической ответственности за свои деяния в области управления государством. При абсолютизме нет того, кто юридически мог бы привлечь монарха к ответственности, а при парламентаризме и дуализме, когда есть другие властные органы, этому способствует принцип контрасигнатуры, о котором уже говорилось в предыдущем разделе.

Если республику противопоставлять реальной монархии, то значительное отличие имеет статус личности. Монархическая форма правления характеризуется признанием неравенства людей и разделения их на классы, которые обладают совершенно разными возможностями, правами и обязанностями. В республике же все граждане признаны равными в своих правах. Угнетение прав отдельных слоев населения и отдельных личностей в частности караются законом. Каждый гражданин имеет равное право доступа ко всем государственным должностям в соответствии со своими способностями. Политическая власть при абсолютизме не может быть предметом споров и партийной борьбы, поскольку вопрос обладания властью однозначно и безусловно предопределен, в то время как в республике все иначе. Поэтому в абсолютных монархиях отсутствуют и даже запрещены политические партии. Кроме того, подданные в принципе не должны иметь политических прав, поскольку наличие таких прав дало бы возможность лицам претендовать на то, что не может принадлежать никому, кроме реального главы государства - монарха.

Республика предполагает чёткое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Правовое республиканское государство ставит своей целью достижение баланса между этими ветвями власти, которые призваны уравновешивать и стабилизировать деятельность друг друга. Ни одна из ветвей не должна подчиняться другой. Власть разделена так, чтобы нельзя было выделить наиболее сильную и могучую ветвь. Если этот принцип правильно осуществляется, то никто не сможет овладеть всей полнотой власти, а значит, власть не будет использоваться в корыстных целях отдельных лиц или их групп. Этот принцип гарантирует надлежащее обеспечение и защиту прав личности, законность и порядочность власти. Каждая ветвь власти вынуждена действовать в соответствии с законом, в противном случае ее могут привлечь к ответственности другие ветви власти. Так, например, если парламент обнаружит незаконность в действиях правительства, он может выразить ему вотум недоверия. При абсолютизме же власть полностью принадлежит монарху и никому больше. Как уже говорилось, монарх подчиняется закону настолько, насколько он этого хочет. Его никто не имеет права привлечь к ответственности и уличить в незаконности его поступков. Никакого разделения властей нет и быть не может. Даже в дуалистической монархии принцип разделения властей, в сущности своей, не соответствует республиканскому. Определенные вопросы, в этом случае, отнесены к ведению парламента, но власть парламента несравнима по своей силе с властью монарха. Вето монарха практически не может быть преодолено. При парламентарной монархии ситуация совершенно иная, но это потому, что она по своей сущности очень схожа с республикой о чем будет говориться далее.

Если рассматривать реальные монархии и реальные республики, то видно, что это две абсолютно противоположные формы правления, имеющие множество отличий. Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие. Каждая из форм правления имеет как достоинства, свойственные только ей, так и недостатки. В процессе развития государств, путем мирных реформ, восстаний, революций, военных переворотов и т.д., форма правления отдельных государств постоянно менялась иногда в лучшую, а иногда в худшую сторону. Это происходило потому, что люди начали видеть несовершенство каждой из форм правления в чистом виде и необходимость преобразования последних, путем заимствования отдельных положений у другой формы правления и реформации собственных старых укладов.

Несмотря на то, что реальные монархия и республика - это две совершенно разные формы правления, отличающиеся в корне друг од друга по множеству признаков, в процессе их исторического преобразования их виды (абсолютная монархия и президентская республика, парламентарная монархия и парламентарная республика) всё чаще стали приобретать схожие черты. Конечно, в мире существуют и «чистые» виды, какой либо из формы правления, но сегодня в мире наблюдается тенденция уменьшения количества таких стран. Если рассматривать реальные монархию и республику, то ни о какой схожести говорить не представляется возможным, однако в силу преобразования этих форм правления и образования новых их разновидностей, сегодня некоторые из видов республики и монархии очень схожи.

Рассвет республики можно наблюдать в Древних Афинах, где власть принадлежала Совету 500 (а прежде 400), который избирался гражданами данного полиса. Важно отметить, что в той республике президента не было, власть принадлежала группе избранных лиц. В монархии же власть принадлежала одному монарху, независящему от всего народа. Но позже в республике появляется президент, а в монархии парламент. Таким образом, в монархии появляются элементы демократии (парламент), а в республике возрастает роль одного лица. В силу абсолютно разной сущности видов монархии и республики, нельзя сказать, что в монархическом государстве у монарха больше властных полномочий, чем в республике у президента и наоборот. В современных парламентарных монархиях монарх практически не обладает никакой властью, а если рассматривать президентскую республику, ярким примером которой является США, то там президент возглавляет исполнительную ветвь власти. Также встречаются суперпрезидентские республики (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. была воспринята рядом государств Африки) и президентско-монократические республики. В суперпрезидентских республиках власть президента намного весомее и сильнее других ветвей, но всё же, президент избирается из числа депутатов, и есть реальная возможность смены одного президента на другого путем выборов, это прописано в Конституции.

В президентско-монократической республике все иначе. Ей присущ один из главных признаков монархии - несменяемость главы государства. Такие республики существовали при однопартийной системе и их Конституции предусматривали пожизненных президентов. Началось это явление в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). Ныне осталось лишь два пожизненных президента -- в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником. Такие модели (суперпрезидентская и монократическая) обычно устанавливаются в следствие военного переворота. Руководитель переворота, как правило, становится президентом. В таких формах правления ярко выражаются признаки абсолютной монархии.

Вместе с тем, если рассматривать парламентарную республику и парламентарную монархию, можно заметить, что это, если не брать во внимание некоторые особенности, почти идентичные формы правления. И в первом и во втором случае глава государства практически не имеет властных полномочий. В современных парламентарных монархиях монарх не имеет права вето, либо им не пользуется. Реальная власть находится в руках парламента. В Конституциях некоторых стран четко записано, что монарх не имеет права управления делами государства. (Конституция Японии 1946 г., вступившая в силу в 1947 г.). Примерно такое же соотношение сил главы государства и парламента наблюдается в парламентарных республиках.

На фактическое состояние формы правления большое влияние оказывает форма государственного устройства и политический режим государства. Ярким примером влияния формы государственного устройства на форму правления является выборная монархия в Малайзии о чём уже говорилось. Политический режим также оказывает большое влияние на форму правления. Ярким примером того является СССР. Так тоталитаризм республику, фактически, преобразовывает в монархию, а демократия преобразовывает монархию в республику.

В монархиях жители государства именуются как поданные, в республиках как граждане. Жители абсолютных монархий в своих правах и обязанностях, безусловно, отличались от граждан демократических республик, но такого нельзя сказать про жителей парламентарных монархий. Здесь уровень прав и свобод граждан может ничуть не уступать, а иногда и быть выше, чем в республиках (особенно, чем в республиках с авторитарным и тоталитарным режимом). Например, правовое положение граждан во Франции, мало чем отличается от положения поданных в Великобритании. Термин «подданный» в разных видах монархии различен по своей сущности. В абсолютной монархии поданный означает «поданный его величества», где естественно уровень прав и свобод поданных ниже. В парламентарных монархиях современности термин «поданные» - есть ни что иное как дань традиций. Его все чаще заменяют термином «гражданине», а в некоторых государствах термин «подданные» используется только при проведении различных церемоний, обрядов и т.д., о чем уже говорилось.

Заимствуя различные черты друг у друга, монархия и республика преобразуются, и появляются их новые виды. Это преобразование может быть обоснованно рядом причин:

1. Создание таких видов улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий правителя, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и главе государства. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами.

2. Так называемые «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой, например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монократических республик в Африке, о которых ранее упоминалось. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства, то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. Заимствование отдельных черт других форм правления помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.

3. Возникновение таких видов связано с распространением и восприятием, во все большем числе стран мира, общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов.

Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии -- государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства.

Сегодня, многие учёные считают, что нельзя выявить более прогрессивную форму правления, потому что в одну и ту же форму могут вкладываться совершенно разные содержания. В мире намечается общая тенденция преобразования монархической формы правления в республиканскую. Но это не всегда так. Например, в Испании после смерти диктатора Франсиско Франко, народ захотел восстановить монархическую форму правления. Испанцы связывали большие демократические надежды с личностью Хуана Карлоса. Прошло время, и он оправдал надежды народа. Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса 1 Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии. Необходимо отметить, что форма правления также зависит от исторического опыта народа. Народы, претерпевавшие на себе жестокость и несправедливость со стороны правителя, редко остаются монархиями (Италия). Так среди бывших колоний практически нет монархий (США и другие страны Латинской Америки).

Ведется много споров по поводу того, какая форма правления лучше. Каждая из форм имеет как свои плюсы, так и минусы. Распространено мнение, что республиканская форма правления демократичнее, чем монархическая. Возможно это и так, потому что в реальной республике все органы наделенные властью избираются народом (прямо или косвенно), но всегда ли хорошо, когда властные органы избираются народом. Есть мнение, что при всеобщем голосовании вероятность выдвижения наиболее достойного кандидата значительно ниже, чем в случае, когда их назначают. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будет всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха.

Когда монарх вправе сам решать важные государственные вопросы, значительно повышается возможность принятия какое-либо решение, минуя различные инстанции и формальности, когда времени на обсуждении просто нет. Подобное право имеет президент в президентских и президентско-парламентских республиках (право ввода чрезвычайного или военного положения и т.п.), но эти виды республики отличаются от классического вида.

Одним из достоинств монархии является политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентностью и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом; подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил. Даже если монарх и не имеет реальной политической власти (при парламентарной монархии), он, в силу своего авторитета, может повлиять на происходящие политические процессы и помочь прийти к консенсусу политическим партиям.

Важным достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

Одним из недостатков династической монархии является случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник, что может повлечь за собой массу нежелательных последствий. Может статься, что династия вообще прекратиться (например, убийство единственных наследников). Республиканской форме правления, как известно, такие проблемы не свойственны.

Еще одним недостатком монархии является, так называемый, фаворитизм. На некоторые государственные должности могут быть назначены любимчики монарха, которые не всегда сильны в сфере предстоящей деятельности. Хотя сразу же нужно оговориться, что так происходит далеко не всегда.

«Монархия-это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, по наследству». Радько Т. Н. Теория государства и права. - В. 1995. С. 115.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • - наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
  • - наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • - представительство государства монархом по своему усмотрению;
  • - юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления:

Древневосточная монархия:

В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

«Деспотия - (греч. despotia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти» Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. - М., 2002. С. 26., реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

  • - в Древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер;
  • - в Древней Индии - наличие Совета царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности верховной власти монарха. Кроме того, наряду с монархиями в древней Индии существовали отдельные государства, основанные на республиканской форме правления (демократические - «ганы», аристократические - «сингхи»).

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке. Настоящая деспотия в истории существовала, но не как стабильный строй, продолжающийся длительное время, а как редкая ситуация, очень краткая во времени. Страны Древнего Востока объединяет не деспотическая форма государственного правления, а их неповторимая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории человечества. Перевалов В. Д., Алексеев С. С. Теория государства и права. - М., 2005. С. 124.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.):

Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии два периода:

  • - принципат;
  • - доминат.

«Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)». Матузов Н.И., Малько В. А. Теория государства и права. - М., 2001. С. 245. При принципате действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

«Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. III в.)». Там же. - С. 247.В этот период полностью исчезают республиканские учреждения.

Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей - сановников. Император открыто провозглашал своё божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно - судебного и военного аппарата. Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней её стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение в государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии. Римская империя - составная часть римской цивилизации. Это время дало человеческой истории не только Калигулу и Нерона, но и таких выдающихся мыслителей, учёных, литераторов, архитекторов, юристов, историков, как Сенека и Плиний Старший, Марк Аврелий и Апулей, Корнелий Тацит и Аппиан, Петроний и Флакк, Овидий и Марциал. И по сей день, поражают человеческое воображение непревзойдённые архитектурные творения Древнего Рима - Колизей и Пантеон.

Феодальная (средневековая) монархия:

Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:

раннефеодальная монархия;

сословно-представительная монархия;

абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками: - раздробленность территории; - слабость центральной власти; - непрочность государственного устройства; - наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов. Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою - королём, великим князем, халифом или ханом. Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи, и она распадается на отдельные изолированные государства.

«Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)». Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,1995. С.104. Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор) возникают в результате:

  • - преодоления феодальной раздробленности;
  • - развития товарно-денежных отношений;
  • - создания централизованной монархии.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

духовенства;

дворянства;

представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:

законодательской деятельностью;

контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные: - аппарат центральной исполнительной власти; - разветвленный аппарат местной исполнительной власти; - постоянная армия, всецело подчиненные монарху.

«Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)». Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 2002. С. 125. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

  • - отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
  • - ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
  • - юридически не ограниченная власть монарха;
  • - наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность. Сыграв в течение известного времени положительную роль в мировом историческом процессе, абсолютная монархия довольно быстро уступила место более прогрессивным формам государственности.

Конституционная монархия:

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве. Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Конституционная монархия бывает:

парламентской;

дуалистической (практически изживает себя).

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: - правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент; - лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует; - законодательные акты принимаются парламентом; - правительство ответственно только перед парламентом.

Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим режимом (Великобритания, Бельгия, Нидерланды).

Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки: - правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте; - правительство не ответственно перед парламентом

Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг. В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчинённое ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок все народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА
Критерии Абсолют. Конституц. Президентск. Парламентская
Права человека Не собл. Соблюдаются Соблюдаются Соблюд. Хорошо
Права меньшинства Не собл. Соблюдаются Соблюдаются Соблюд. хорошо
Права большинства Не собл. Соблюд. хорошо Соблюдаются собл.очень хор.
Гибкость власти Очень низк. Высокая Высокая Очень высокая
Стабильность Высокая Очень высокая Высокая Высокая
Ответственность власти Никакой Высокая Высокая Очень высокая
Преемственность власти Наследств. Наследств.(офиц) выборн. (факт.) Выборн. Выборн.
Полномочия главы государства Безграничны Формальные Очень широкие Широкие
Разделение властей Отсутствует Есть Есть Значительное
Скорость принятия решений Очень выс. Низкая Высокая Низкая

Основные достоинства и недостатки республики

Достоинствами республиканской формы правления я считаю:

1. Выборность власти, а, следовательно, её ответственность перед народом.

2. Только в демократической республике могут учитываться интересы меньшинства и соблюдаться права человека.

3. Только в республике возможно разделение властей, что является необходимым условием настоящей демократии.

4. «Эластичность» власти. При недовольстве и напряжении в обществе власть вынуждена считаться с народом, а иначе сменяется. Это уменьшает напряжение и позволяет ему консолидироваться в тяжёлую минуту. Вспомним Первую мировую войну. Демократии - Франция, Англия, США, находили выход в уступках населению. Монархии же – Германия, Австрия, Турция, Россия этого не делали и в результате пришли к взрыву.

Демократичное правление – наилучшее при высоком уровне политической активности, благосостояния, образованности и уровня жизни населения.

Недостатки:

1. Республика может затруднять принятие нужных, но непопулярных решений. Так Фемистоклу было очень трудно добиться решения о постройке флота.

2. Если демократия ассоциируется с поражением (Веймарская республика), тогда народу захочется твёрдой руки, что может быть очень опасно в плане возникновения диктатуры.

3. Государство вечно балансирует между охлократией и диктатурой. Но, говоря о слабости демократии, необходимо привести слова Алексиса де Токвиля: «…нельзя сказать, что демократическая власть от природы лишена сил и возможностей. Напротив, она почти всегда гибнет от злоупотребления силой и неудачного использования возможностей. Анархию почти всегда вызывает её тирания или её неискусность, а не её бессилие»

4. Диктатура личности может смениться диктатурой большинства, что не лучше, если не хуже. Так, Токвиль описывая современную ему американскую демократию, пишет про его всевластие. «Тираническая власть большинства пока ещё слабо отражается на политической жизни общества, но её досадные последствия заметны в американском национальном характере». Так, казнь Сократа была совершена с согласия всего Афинского демоса

5. Никто не гарантирует, что выбор населения будет верным. Напомним, что Гитлер пришёл к власти демократическим путём – получив большинство в рейхстаге.

6. Ограничена возможность быстрых решений. Это является столь существенным недостатком, что даже в конституции США предусмотрена возможность решения конгресса о наделении президента диктаторскими полномочиями

7. Даже современные демократии не сумели избавиться от плутократии (власти богатства).

Основные достоинства и недостатки монархии.

В наше время ещё существует немало приверженцев монархии. Достоинствами монархии они обычно называют:

1. Заранее известно, кто наследник, что позволяет подготовить его к этой роли (к сожалению, в истории почти нет тому примеров)

2. Наследственная передача власти обеспечивает стабильность (что справедливо только для конституционной монархии).

3. Государством правят профессиональные правители. (В случае наследственной монархии это совершенно не очевидно. В случае выборной – ещё менее вероятно, т.к. в истории выбирали заведомо слабого, чтобы им управлять – пример Михаила Фёдоровича Романов)

4. Абсолютистское правление даёт возможность государю претворять в жизнь свои замыслы (Примером могут быть реформы Пётра I. Но я считаю, что отрицательных последствий эти реформы имели больше, чем положительных, именно вследствие их искусственного насаждения.)

5. Там, где нужно стремительное решение, лучше всего власть одного человека. Так, Моде – шаньюй хунну, одним скорым и вероломным наскоком покорил юэчжей. (Это утверждение не вызывает у меня возражений.)

Недостатками монархии я считаю следующие:

1. Судьба целой страны зависит от воли и качеств одного человека. Только если это сильный, мудрый и деятельный государь, то в государстве относительная стабильность и процветание (примеров чему в истории почти нет. Разве что Джахангир – император Великих Моголов (XVIIв.) и, может быть, Наполеон).

2. Единственный выход недовольству народа – свержение власти. При увеличении богатств, подвижности подданных, развитии экономики и т.д. появляется тяга к демократизации. Так, Великая Французская Революция – следствие не только задавленности и нищеты низов, но и политического бесправия богатых буржуа.

3. Фаворитизм. У большинства монархов были фавориты и фаворитки. Потёмкин и Орлов – фавориты ЕкатериныII – были всемогущими людьми. А об их честности, таланте, порядочности говорят ставшие нарицательными потёмкинские деревни. Самыми богатыми подданными Людовика XIV – короля солнце – символа абсолютизма были его фаворитки – Лавальер, Монтеспан, Фонтанж.

4. Возникают споры о престолонаследовании, которые могут перерасти в гражданскую войну. (Великая Смута в России в XVII в., война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. и т.д. и т.п.)

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Исторически большинство государств мира становились монархиями либо республиками. В чем особенности каждой из этих форм правления?

Что такое монархия?

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота политической власти (либо преобладающий объем полномочий по управлению государством) принадлежит одному человеку - монарху. Это может быть царь, король, император, эмир. Власть в монархиях, как правило, наследуется. Либо передается в силу личного волеизъявления действующего правителя. Решения монарха могут быть представлены указами, эдиктами или, например, декретами.

Монархии бывают неограниченными и конституционными. В первом случае решения правителя подлежат беспрекословному исполнению на всей территории страны или в тех регионах, которые монарх внес в юрисдикцию соответствующих решений. В конституционных монархиях волеизъявление правителя может быть оспорено или дополнено решениями иных властных институтов - чаще всего парламента. Который при этом способен учреждать также и правительство. Кроме того, те органы власти, которые разделяют с монархом полномочия по управлению государством, могут сами осуществлять законотворчество.

Обладание парламентом существенными полномочиями в конституционной монархии приближает ее к другой форме правления - республике. Изучим ее особенности далее.

Что такое республика?

Республика - это форма правления, при которой политическая власть концентрируется в руках граждан либо представительных институтов. Чаще всего - парламентов, а также функционирующих вместе с ними правительств, которые формируются при непосредственном участии населения страны - в ходе выборов.

В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви - законодательную (представленную парламентом), исполнительную (в виде правительства, а также в лице президента) и судебную. Население страны, как правило, участвует в формировании первых двух.

Решения, принимаемые органами власти в республиках, представлены различными законами и подзаконными актами. Если говорить конкретно о законах как о нормативных источниках с самой большой юридической силой, их разработка и утверждение осуществляются при последовательном участии всех ветвей власти.

Сначала они принимаются парламентом. После - одобряются правительством и реализуются подотчетными ему структурами (но могут быть и отклонены). При необходимости проверку законов на легитимность осуществляют судебные органы.

Есть республики, в которых нет официального разделения властей на законодательную и исполнительную. Так было в СССР, подобным образом работает система государственного управления в Китае.

Республики бывают 2 основных типов - парламентские и президентские. В первых основной объем политических полномочий сосредоточен на уровне законодательных органов власти, во вторых ведущую роль в государственном управлении играет исполнительная ветвь. Однако глава государства в обоих типах республик - это, так или иначе, представитель исполнительной ветви власти - премьер-министр (назначается парламентом в соответствующего типа республике) или президент (как правило, избираемый населением).

Сравнение

Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй - население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда - напрямую участвовать в подобных политических процессах.

Есть и промежуточная форма правления - конституционная монархия. В ней властные полномочия в различном соотношении (в зависимости от традиций, принятых в конкретном государстве) могут быть разделены между монархом и парламентом.

Определив то, в чем разница между монархией и республикой прослеживается наиболее явно, зафиксируем ключевые критерии в небольшой таблице.

Таблица

Монархия Республика
Что общего между ними?
В конституционных монархиях могут быть органы власти, представленные также в республике, - парламент, правительство
В чем разница между ними?
Глава государства - монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями Глава государства - представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом
Основные виды нормативных актов - указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами Основной вид нормативных актов - закон
Решения монарха должны беспрекословно исполняться (в конституционных монархиях - могут пересматриваться либо дополняться парламентом и иными органами) Законы проходят многоступенчатую процедуру принятия, могут быть признаны судом нелегитимными

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»