В рф установлена форма правления. Республиканская форма правления в рф

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Статья 1 Конституции Российской Федерации характеризует Россию как государство с республиканской формой правления.

При этом Конституция не определяет, к какой разновидности республики относится Российская Федерация - парламентской или президентской. Но в тоже время, Конституция Российской Федерации говорит нам о том, что в нашей стране предпочтение отдано президентской форме правления.

Президент Российской Федерации может быть отнесен к вполне самостоятельному виду органов государственной власти, так как провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти как это было по Конституции РСФСР 1978 г. следовательно, он не руководит Правительством. На основании Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» принятого 17 декабря 1997 года, закрепившим новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти. Правительство это высший орган, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Так как исполнительная власть теперь полностью возложена на Правительство, Президент не несет прямой ответственности за политику и действия исполнительной власти. Президент РФ и ветвь исполнительной власти отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от модели президентской республики, созданной в Штатах, которая предполагает тесную связь между этими двумя ветвями власти.

И опять же, но Президент наделен определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у него функций исполнительной власти. К их числу, мы относим руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, обладание правом председательствовать на заседаниях правительства. Также, Президент, реализуя свои конституционные полномочия, осуществляет исполнительную власть, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, входящих в компетенцию Правительства РФ.

Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, полномочия по согласованному функционированию и взаимодействию Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в случае государственной измены или совершении иного тяжкого преступления, обязательно подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также меру ответственности правительства перед парламентом. Назначение председателя правительства согласовывается с Государственной думой; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. государство правительство дума власть

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Теперь Думе Правительство представляет отчет о федеральном бюджете и о его исполнении, информирует о ходе исполнения федерального бюджета, также при осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета предоставляет информацию в Счетную палату РФ. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на законопроекты требующие финансирования из федерального бюджета, ведение или об отмене налогов Правительство дает письменные заключения. Правительство как высший государственный орган исполнительной власти, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. Деятельность Правительства оценивается при рассмотрении практики выполнения конкретных законов палатами Федерального собрания.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, в меру своих полномочий осуществляет независимое правосудие, исполнение судебных постановлений. Конституция предоставляет право Правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов Конституции, с запросами о толковании Конституции. В случае признания судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента Правительство приводит указанные акты, положения в соответствие с законодательством.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. В России действуют федеральные, конституционные и мировые суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В Конституции говорится о том, что Федеральное собрание - законодательный орган. Значит, Федеральное собрание выполняет функции издания правовых актов самой высокой юридической силы, после Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом.

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал симбиоз (сожительство) власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, в последующем его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы. По-моему, система президентской власти в России - это уже структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно сформировавшаяся.

Форма государственного устройства

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. послужила основой для упорядочения системы федеративной отношений. Одним из основополагающих принципов явилось равенство прав субъектов федерации. Данное равенство распространяется на все субъекты федерации, и реализуется как в отношениях отдельных субъектов федерации с центром, так и в отношениях субъектов федерации друг с другом.

Субъекты федерации имеют ряд общих признаков:

  • 1) Собственные местные парламенты и свои правительства (администрации);
  • 2)Иметь право на собственное законодательство;
  • 3) разделение полномочий, в конституциях оговаривается; 4)В федерациях верхняя палата парламента является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы. Обычно, эта палата, формируется на основе равного представительства субъектов федерации;

Субъекты федерации обязательно принимают участие в решениях общефедеральных вопросов, в различных формах. Организационной формой является верхняя палата. Конституция наиболее точно определяет вопросы, решаемые без ее участия (например, внесение поправок в федеральную конституцию), для обсуждения важных вопросов созывается совещание. Для решения наиболее важных вопросов совещание созывает президент, с приглашением руководителей федерации и субъектов.

Федеративное государство, независимо от его разновидности, характеризуется следующими государственно-правовыми признаками:

  • 1) государство является единым и сложным, поскольку состоит из субъектов, при этом каждый из которых обладает значительной самостоятельностью;
  • 2) договор или конституция выступает в качестве правовой формы закрепления государственных связей;
  • 3) единая территория, образовавшаяся в результате объединения территорий её субъектов;
  • 4) помимо федерального гражданства, одновременно с ним может сохраняться гражданство её отдельных субъектов;
  • 5) органы государственной власти являются общими для всего государства. В то же время субъекты федерации вправе иметь свои законодательные и исполнительные органы государственной власти;
  • 6) единые вооруженные силы;
  • 7) денежная система единая на территории всего государства;
  • 8) система федеральных налогов.

Российская Федерация немного отлична от ряда других федераций. Природа современного российского федеративного государства состоит в том, что она основывается на конституционно-договорном, добровольном разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Документом, который заложил принцип разграничения этих полномочий, выступает федеративный договор. Его содержание и положения полностью вошли в Конституцию Российской Федерации.

Многовековая история Российского государства не могла не найти отражение в Конституции Российской Федерации, закрепившей разный статус субъектов федерации.

В ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации определено, что в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации, а далее в алфавитном порядке перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Данный способ расположения говорит о том, что нашей страны подразделяются на различные типы. Доказательством этого деления субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики - Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Но тут же в ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие всех субъектов российской федерации.

Здесь мы можем сказать, что в Конституции Российской Федерации закрепляется разделение субъектов федерации, именно в зависимости от того, каким типом они являются: - национально-государственному (республики), административно-территориальному (края, области, города), национально-территориальному (автономная область, автономные округа). Хоть такое деление в чистом виде не зафиксировано в законодательстве, но о нем можно говорить исходя из содержания статей 65-66 Конституции Российской Федерации.

Ч. 5 ст. 66 закрепляет, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». Практически же, мы видим, что республики занимают более прочное место, в системе федеративных отношений, чем другие субъекты федерации. По отношению к ним федеральные органы власти, как правило, воздерживаются от каких-либо резких методов воздействия. Этого нельзя сказать о других субъектах федерации. То есть, как бы замечаются элементы неравенства российского федерализма.

В современной форме государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации на лицо существенные по своему характеру изменения в форме управления территориями, регионами (федеральными округами), но пока не в самом территориальном устройстве федерации. Борьбы за полномочия и компетенцию идет внутри неизменной федеративной национально-территориальной формы организации государства. Этому во многом способствует не ясное конституционное описание российского федеративного устройства, дополненное особенностями договорного статуса отдельных субъектов федерации.

Республики, входящие в состав Российской Федерации - это субъекты с огромным политическим преимуществом, перед другими субъектами, о чем и говорится в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Главным критерием, позволяющим существовать и выделять республиканские политические системы, является национально-территориальный принцип.

Становление российской государственности процесс длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить в жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в противоречие с реальными предпосылками формирования Российского государства. И все же были созданы новые государственные формы, аналогов которым невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны.

По классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существовала модель полупрезидентской или смешанной формы правления, т.е. сочетающей в себе признаки и президентской, и парламентской республик. Данную модель у нас иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инициирована в 1958 г. генералом де Голлем. В то время подобная форма существовала и до проведения реформы Конституции Французской Республики. Краснов М.А. Россия как полупрезиденская республика// Государство и право, 2003, № 10. С. 16

В дальнейшем ситуация изменилась

В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года статья 1 гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция РФ. Ст. 1

Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.

Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства. Краснов М.А. Россия как полупрезиденская республика// Государство и право, 2003, № 10. С. 18

Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. Артемьева О.В. Становление российской государственности// Государство и право, 2004, № 4. С. 113

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку, и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. там же, с. 114

Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.

В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.

Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Там же, с. 116

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал не долго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Она стабилизировалась, произошла не революционная передача власти, хотя пока еще преемственная. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу, система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся. Левакин И.В. Современная российская государственность// Государство и прав, 2003. № 1, с. 5

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократи­ческое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления.

Республика представляет собой такую форму прав­ления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенацио­нальным представительным учреждением. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федера­ции, Конституция закрепляет следующие ее признаки: от­каз от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных органов на основе согласо­вания интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных орга­нов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно при­суща демократия, а демократии -республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода допол­няет республиканскую форму правления.

Республиканская форма правления имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную формы правления.

Президентская республика характеризуется соединени­ем в руках президента полномочий главы государства и гла­вы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер-министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента; внепарла­ментский метод формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т.е. возможности роспуска парламента президентом; отсутствие должности премьер-министра, т.е. президент напрямую возглавляет правитель­ство.

Юридический статус государственных органов совпада­ет с фактическим, В президентской республике парламент обладает значительными полномочиями; правительство, как правило, стабильно; судебная власть независима.

В парламентарной республике провозглашается прин­цип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентар­ной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике правительство формиру­ется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента - в формировании прави­тельства носит чисто номинальный характер. Правитель­ство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

Президент в парламентарной республике избирается не народом, а, как правило, парламентом или особой колле­гией, создаваемой на основе парламента. Он не обладает существенными полномочиями и не влияет на политический процесс, осуществление государственной власти. Все его действия должны быть санкционированы правительством.


В парламентарной республике юридическое и фактиче­ское положение органов государственной власти не совпа­дает. Юридически в парламентарной республике должно существовать верховенство парламента, которому подчи­нено правительство. Фактически государственная власть сосредоточена у правительства, которое, имея поддержку парламентского большинства, всегда может провести через парламент нужный законопроект и даже распустить парла­мент. Президент не вправе издать ни одного акта без под­писи председателя правительства.

Конституция РФ не определяет форму республиканско­го правления в России. Анализ текста Конституции позво­ляет сделать вывод, что форма правления в России явля­ется смешанной, сочетающей черты как президентской, так и парламентарной республик. По своей сущности форма республиканского правления России является президентско-парламентарной, с доминирующим положением прези­дента в структурах власти. Президент является сильным главой государства, обладающим значительными полномо­чиями, избирается народом посредством всеобщих, равных, прямых выборов. Перечисленные признаки характерны для президентской республики.

В то же время в России есть должность Председателя Правительства. В ситуациях, определенных Конституци­ей РФ, Президент может распустить Государственную Думу, а Государственная Дума досрочно прекратить полно­мочия Президента. Сказанное характерно для парламентар­ной республики.

Смешанные формы правления имеют свои положитель­ные стороны, которыми являются стабильность управле­ния государством, уменьшение возможности частой смены правительства из-за развала партийных коалиций в парла­менте.

В то же время возможны и отрицательные стороны смешанной формы правления. В их числе: снижение роли институциональных факторов в политической системе государства, которая все более зависит от личности, занимающей должность президента; склонность некоторых представителей президентской власти к авторитаризму, волюнтаризму; возникновение новых видов коллизий и несогласованностей, которые отсутствовали в классических формах правления.

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия не была ни демократическим, ни конституционным государством, тогда как республиканская Франция таким государством является давно.

Республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Для монархии ее конституционный вариант - такое же искажение ее сути, как для республики - вариант тоталитарный. Конституционная монархия ближе по существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. Тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть. Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства. В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику.

Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решение о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.
Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации
Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.
Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.
Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.
Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.
Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.
В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.
Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • - как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  • - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются:

  • А) монархические (единоличные, наследственные);
  • В) республиканские (коллегиальные, выборные) Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2005г..

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

  • - существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • - наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • - представительство государства монарха по своему усмотрению;
  • - юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества.

При феодализме она стала основной формой государственного правления.

В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится:

  • а) абсолютную
  • б) ограниченную (парламентскую)
  • в) дуалистическую
  • г) теократическую
  • д) парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского воинского устава - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок представительных сословных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, однако по - сей день имеет принудительную направленность.

В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • - в законодательной, исполнительной и судебной системах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • - правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • - существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • - осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • - обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства:

  • а) парламентарные
  • в) президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет исполнительную верховную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

  • - внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • - ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • - более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001г..

В России же при подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти. Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей:

Во-первых , наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент);

Во-вторых , налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом;

В-третьих , уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыи сравнительно-правового анализа)//Государство и право. 2003г. №10..

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»