Политические идеологии. Окончательный вариант на уроке! Вопросы и задания

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

К основным типам политических идеологий, которые определяются наукой как классические, относятся либерализм, консерватизм, социализм.

Как самостоятельное идеологическое течение либерализм сформировался на базе политической философии английских просветителей в конце XVII-XVIII веках. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX века в ряде западноевропейских государств и происходит от латинского «свободный», «имеющий отношение к свободе». Именно поэтому все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы.

Истоки либерального мировоззрения восходят к Ренессансу. Вклад в формирование комплекса идей либерализма внесли представители европейского и американского Просвещения, немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы политической ответственности граждан, веротерпимость, гуманизм. В комплекс идей классического либерализма входят:

в социальной сфере: утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство всех людей, признание неотчуждаемых человеческих прав на жизнь, свободу, собственность;

в экономике: признание частной собственности, на основе которой базируется общественное хозяйство, требование отмены ограничений и регламентаций со стороны государства;

в политической сфере: признание прав человека, разделение законодательной и исполнительной властей, признание конкуренции.

Главной проблемой либеральной идеологии всегда являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека, совмещение демократии и свободы.

Попытки решить эти вопросы и воплотить в жизнь идеи классического либерализма привели к возникновению в XX веке концепции «нового либерализма» или «неолиберализма». Неолибералисты проводят попытки реформирования классического либерализма, изменения его формы и идейного содержания. В основу политической программы неолибералов были положены идеи необходимости участия масс в политическом процессе, согласия между управляющими и управляемыми. В целом неолиберализм пытается смягчить некоторые крайности в идеях либерализма.

В России в конце XVIII века либерализм зарождался в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавия и крепостничества, бюрократической безответственности. Он был направлен на признание за индивидом права на достойное существование. Для русской либеральной мысли в период ее появления характерна антидемократическая тенденция. На грани XIX-XX веков наметилась тенденция сближения концепции либерализма и демократических идей. Развитие либеральной мысли в России шло главным образом в русле исследования философско-правовой проблематики.

Таким образом, либерализм на разных этапах своего развития включал различные компоненты, разрабатывал новые доктрины. Это усиливало его дееспособность, привлекало сторонников, но и делало более противоречивым и неоднородным.

Политическая идеология либерализма все менее стала отвечать требованиям к научным доктринам. Произошло ослабление идейных и политических позиций либерализма. Сегодня либерализм стоит перед необходимостью пересмотра своей идейной базы, поиска новых внутренних течений и модификаций.

Следующим основным видом политической идеологии можно назвать консерватизм. Предпосылкой возникновения консерватизма стали неудачи либерализма после Французской буржуазной революции в XVIII веке. Впервые термин «консерватизм» был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на буржуазную революцию. Сам термин происходит от латинского «сохраняю, охраняю».

Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему политического сознания, предпочитающего прежнюю систему правления новой, независимо от ее целей и идейного содержания, но и принципы политического участия, отношения к государству, личности, общественному устройству.

Идейное и политическое значение консерватизма с трудом определяются, поскольку для этого существует ряд причин. Во-первых, наблюдается внутренняя разнородность политической идеологии консерватизма. В его структуре существуют два идейных направления. Одно из которых считает необходимым поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме. Второе направлено на искоренение противодействия политических сил и предлагает воспроизводство прежних политических сил. Здесь консерватизм выступает как политическая идеология:

поддерживающая существующие порядки;

возвращающая к утраченному.

Но различные направления консерватизма имеют общие характерные черты: признание несовершенства человеческой природы и существования всеобщего морально-религиозного порядка, убеждение в неравенстве людей с рождения, необходимость классовой и социальной иерархии. В этом проявляется нехарактерный для консерватизма радикализм, стремление к силовым методам разрешения конфликтов, хотя в консерватизме присутствует уверенность в способности политики смягчать напряжение между социальными слоями.

Последние десятилетия в мире обычно выделяют три идеологических течения: традиционалистское, либертаристское и неоконсерватизм. Последнее сформировалось в качестве ответа на кризис мировой экономики в 70-е годы XX столетия.

Неоконсерватизм признает необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводит значительную роль рыночным механизмам регулирования. В политической доктрине неоконсерватизма присутствует ряд приоритетных положений: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Государство неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах, обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия на основе законности и правопорядка, при этом развивая институты гражданского общества, сохраняя уравновешенность отношений человека с природой. При этом всегда существует готовность неоконсерватизма использовать в отношениях с противником крайне радикальные средства.

В современной России консерватизм проявляет себя своеобразно. В период господства либерализма термин «консерватор» использовался для обозначения оппонентов из КПСС. Но вскоре консерватизму был возвращен истинный смысл и он заявил о себе как о мощном политическом течении. Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние, но не как политическая доктрина, а в роли интеллектуального течения.

Третья политическая идеология, условно определенная как классическая, - социализм. Возникновение социализма связано с многовековым желанием общественных масс социальной справедливости, социальной защиты личности. Следы мечтаний встречаются уже в античности, играют заметную роль в средние века, бросают вызов либерализму в конце XIX начале XX веков.

В период развития промышленного капитализма, которое вело к росту численности класса наемных рабочих, стали необходимостью выражение и защита интересов этого класса. В связи с этим складываются доктрины, предусматривающие коренное изменение структуры общества, замены капитализма социализмом без эксплуатации народных масс буржуазией. С распространением этих идей среди рабочих они стали называться социалистическими идеями и теориями. К середине XIX века сложились, а в конце окончательно оформились главные направления социалистической идеологии, имеющие определенную программу, теоретическое обоснование, многочисленных сторонников.

Последователи считали, что социализм - это общество, на знамени которого начертано «Все во имя человека, все для блага человека». Это общество, в котором:

средства производства в руках народа, навсегда покончено с угнетением человека человеком, социальным угнетением, нищетой и неграмотностью миллионов людей;

научно-технический прогресс ведет не к безработице, а к неуклонному повышению благосостояния народа;

обеспечено равное право на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «От каждого по способностям каждому по труду»;

устранено национальное неравноправие, утверждены равенство, дружба и братство всех наций;

идеи свободы, прав человека, обеспечивается единство прав и обязанностей, действуют одни законы и нормы нравственности, одна дисциплина для всех, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности;

сложился основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку уверенность в будущем.

В целом социализм недооценивает и даже вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылки роста материального благополучия человека и общества.

Таким образом, главными преимуществами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, политика, а не экономика.

Для характеристики социализма в России основным является то, что социалистические идеи подкреплялись еще и практической организацией дела. Наиболее широко это отразилось в «народничестве» - этапе истории русского социализма. Средства реализации идей «народничества» были весьма разнообразными - от «хождения в народ» до «всеобщего бунта» с целью захвата власти народом. То есть социализм допускал любые приемы политической борьбы по принципу: «цель оправдывает средства».

Весьма характерной чертой XX-го столетия были многочисленные попытки модернизировать теоретическую основу социалистической идеологии. Но расхождение идей социализма с тенденциями мирового развития в XX веке и их явная склонность к силовым методам управления значительно ослабили политическое влияние социалистической идеологии в современном мире.

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea - понятие и logos - учение, слово) - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

Основные этапы формирования идеологии:

1. XVII-XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

2. XIX-XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира - консерватизм, либерализм, радикализм - отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге - сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis - свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis - коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.

Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Различают следующие уровни политической идеологии:

- теоретико-концептуальный , на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного

класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

- программно-политический , на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;

- актуализированный , который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.

Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:

- либерализм , сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

- консерватизм , отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

- социализм , перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.

Современная идейно-политическая жизнь несводима к функционированию и взаимодействию основных идеологий. В ней существуют и более «мелкие» явления: какие-то новые тенденции, различные течения внутри или на стыке идеологий, какие-то новомодные теоретические веяния, не похожие ни на одну из классических идеологий, а также и более крупные «блоки», отвечающие времени целые направления мысли, объединяющие (или оказывающие влияние на) сразу несколько идеологий. Пример – сегодняшнее сближение либерализма и консерватизма.

Концепция политической идеологии предполагает рациональное поведение человека как субъекта политики. Поскольку условность этого допущения очевидна, в науке существует направление, исходящее из иррациональности индивидуального и общественного поведения. Последняя обнаруживается в сходных формах. На уровне индивида – это бездумные, инстинктивные поступки. На уровне общества – это некий «роковой», «фатальный» ход событий, совершающийся помимо воли государственных деятелей.

Опираясь на общесоциологическую концепцию иррационализма, политологи создали течение в рамках политической теории, которое пытается объяснить внутриполитическое и внешнеполитическое развитие страны чередой «ошибок» государственных деятелей.

В последние годы предпринимаются усилия по сведению различных иррационалистических концепций в более или менее целостную «теорию образа». Суть ее в следующем: надо отбросить как «наивное» мнение о том, что люди в своих действиях, а государства в своей политике реагируют на объективный внешний мир. На самом деле мы реагируем не на реальный внешний мир, а на его «образ» («имидж»), который создается в нашем «воображении». Следовательно, «образ» может быть ложным, не адекватным объекту.

Концепция иррационализма считает также, что, поскольку все идеологии претендуют на совершенное знание путей общественного развития, какого не может быть в принципе, все они грешат утопизмом. Поэтому любая идеология противоречит здравому смыслу.

Нельзя отрицать, что отдельные наблюдения и постановки проблемы «иррационалистов» верны и заслуживают дальнейшего развития и углубления. Популярность иррационалистической концепции можно объяснить растерянностью науки, свойственной периодам общественных потрясений.

Поскольку идеология является экспансивной, навязанной формой общественного сознания, способом ее реализации является пропаганда. В современных исторически уникальных условиях единого мирового информационного пространства пропаганда становится не только орудием политики, но и ее творцом. Самую радикальную точку зрения в науке на эту

проблему можно выразить с помощью формулы: «В политике фактов нет, в ней существуют лишь представляемые факты». Так, согласно мнению Р. Дебре, крах СССР наступил вследствие того, что тот утратил способность формировать политическое воображение людей. Вопрос о том, в какой степени объективность материальных фактов ставит границы креативным (т.е. творящим собственную реальность) возможностям политической пропаганды, остается в науке открытым.

Идеологическая ситуация в России

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Спектр политических предпочтений в современном российском обществе характеризуется многообразием по­литических устремлений. Прежнее идеологическое единст­во, основанное на ценностях коммунистической идеологии как государственной идеологии, сменилось пестрой мозаи­кой течений партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные идеалы.

Крушение коммунистической идеологии как офици­альной государственной идеологии и основанного на ней политического режима резко качнуло спектр политичес­ких настроений определенной части населения вправо - к ценностям либерализма. Однако неудачный начальный этап реформ, в ходе которого происходило усвоение либеральных ценностей, породил и возвратные движения, снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы индивидуализма осущест­влялась на фоне стремительного роста нищеты широких масс, падения уровня их жизни, нарастания имуществен­ного неравенства. Поэтому население в целом оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности, привы­кнуть к новым стандартам жизни, дискомфорту; ока­завшись в условиях «криминального рынка», вновь востребовало ценности социальной защищенности, спра­ведливости, равенства. Идеологический маятник вновь качнулся влево. Заметно возрастает влияние коммунис­тической идеологии и национально-патриотических и даже националистических движений, которые использу­ют «русскую идею» (о своеобразии и избранности русской нации)

(?) В чем особенности идеологического развития переходные обществ?

В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Он не отличается устойчи­востью, поскольку о существовании носителей той или иной идеологии в обществе с достаточно значительным засилием маргинальных групп можно говорить условно. Маргиналы представляют собой людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли связи со своей прежней социальной средой, а в новую среду еще не вошли. К таковым относятся, например, сельские жители, приехав­шие в город и не нашедшие работы; военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной.

Маргинальные слои активно поддерживают те полити­ческие силы, которые обещают решить их материальные проблемы.

Современный спектр политических предпочтений рос­сийского общества можно условно представить схемой.

Из этой схемы видно, что на политической сцене обозначены все оттенки классического политического спектра: есть «правые», «левые», центристские идеологии и их носители. Одна из особенностей российского по­литического спектра состоит в том, что он дополняется еще одной характеристикой - степенью радикализма различных политических сил в решении конкретных социально-экономических проблем, т.е. ориентацией на революционные методы преобразования. Еще одной осо­бенностью российского политического спектра является наличие в обществе устойчивой базы левых сил, прежде всего Коммунистической партии. Число их сторонников может расти по мере ухудшения экономической ситуации в стране.



(?)Что определяет политические взгляды людей в переход­ном обществе: их социально-экономическое положение или верность идее?

Вопросы и задания

1. Каково назначение процесса политической социализации в жизни общества?

2. Назовите факторы и агентов политической социализации. Как они изменяются с возрастом, полом личности.

3. Каковы, на ваш взгляд, факторы политической социализации учащейся молодежи?

4. В чем особенности процесса политической социализации в современном российском обществе?

5. Чем отличается процесс политической социализации индиви­да в демократическом и тоталитарном государстве?

6. Что такое политическая культура? Назовите ее элементы.

7. Каково значение политической культуры для развития обще­ства?

8. От каких факторов зависит уровень политической культуры в конкретном обществе?

9. Каковы критерии зрелости политической культуры личнос­ти, общества, класса, группы?

10. Какие типы политической культуры вы знаете?

11. Что означает термин «идеология»?

12. Каково соотношение религии и идеологии?

13. Какие факторы обусловливают появление идеологий?

14. Благодаря каким свойствам идеологии оказываются в состо­янии влиять на развитие общества?

15. Можно ли представить развитие общества без идеологий?

16. Раскройте содержание функций, которые идеология выпол­няет в обществе.

17. Какие политические идеологии оказались востребованными в современной России и почему?

Заключение

Вы смогли убедиться, уважаемый читатель, на­сколько мир политики интересен и многообразен. Когда-то М. Дюверже для обозначения особенностей этой сферы общественной жизни использовал образ древнеримского бога Януса, который изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Таким сравнением М. Дюверже подчеркивал противоречивое сочетание в политике двух ее свойств - способности обеспечивать стабильность в обществе и стремления к постоянным изменениям как реакции на развивающиеся потребности социальных групп, инди­видов.

Подобная аналогия символична. Известно, что в древнеримской мифологии Янус - покровитель начи­наний и свершений. Политика также представляет собой сферу деятельности, которая инициирует преоб­разования в обществе, обосновывает их необходимость и обеспечивает реализацию через включение в эти процессы созидательной энергии человека.

Современная Россия находится еще только в нача­ла долгого пути демократических преобразований и создания зрелого гражданского общества. Лучше осоз­нать свое место в этом процессе как сознательного участника и творца вам и поможет политическая наука.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсолютизм (лат. absolutus - неограниченный, безуслов­ный) - форма государства, при которой законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат одному ли­цу - монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского.залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).

Авторитаризм - политический режим, характеризующийся не­ограниченной властью одного человека или группы лиц, опи­рающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Этот режим является пере­ходным по своему характеру. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократи­ческим режимами, содержит в себе черты обоих режимов. При авторитаризме признается многообразие экономических, политических и культурных интересов и режим не стремится осуществлять тотальный контроль за обществом. Если населе­ние проявляет неповиновение режиму, то тот использует силу. Примерами таких режимов являются военные и граж­данские диктатуры, монархии, популистские режимы и т.д.

Анархизм - леворадикальное политическое учение, отрицаю­щее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анархиста­ми осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовле­творение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно осуществляться добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анар­хизма были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др. В современных условиях влияние анархизма очень ограниченно.

Блок политический - форма политического объединения госу­дарств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит их трех групп: 1) доминирующей, которая опре­деляет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.

Бюрократия - слой профессиональных управленцев, деятель­ность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.

Власть политическая - способность одного субъекта навязы­вать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется в деятельности законо­дательных, исполнительных и судебных органов государст­ва. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (т.е. средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нрав­ственной, правовой. Реализация политической власти опира­ется на государственные институты, и предполагает удовле­творение интересов больших групп людей.

Государство - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Различают государство правовое, т.е. ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обес­печивать реализацию прав и свобод личности; государство социальное, т.е. стремящееся к созданию для каждого граж­данина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы государства, как монархия и республика; по характеру распределения власти на территории выделяют унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Группы давления - организационные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.

Демократия (греч. demokratia - народовластие), форма го­сударства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти - народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и т.д.

Идеология политическая - система представлений об устройст­ве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к политической власти.

Институт политический - совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию инте­ресов социальных групп, индивидов.

Коммунизм - разновидность политической идеологии, предпо­лагающей устройство общества на основе принципов коллек­тивизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех по­требностей индивида.

Консерватизм (лат. conservar - охранять) - идеология, пред­полагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения тра­диций и т.д.

Конституционализм - политико-правовой принцип, определя­ющий взаимоотношения государства и гражданского обще­ства на основе разделения властей, ограничения их консти­туцией, гарантий прав и свобод личности.

Конфликт политический - состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением пе­рераспределить ресурсы, ценности и статус в свою пользу.

Культура политическая - совокупность знаний, представле­ний, установок, опыта, стандартов политической деятель­ности, позволяющая субъекту эффективно выполнять поли­тические роли.

Легитимность - признание законности существующих инсти­тутов власти и правомерности принимаемых ими решений со стороны общества.

Либерализм - разновидность политической идеологии, отстаи­вающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества.

Лидер политический - личность, способная постоянно и реша­ющим образом влиять на общество, группы благодаря нали­чию у нее политической власти.

Лобби - разновидность групп давления, создаваемых при ис­полнительных и законодательных органах власти для защи­ты интересов социальных общностей, слоев.

Ментальность - совокупность устойчивых представлений группы о политической действительности, характеризующих особый способ группового мышления.

Монархия - форма государства, в котором вся власть. центрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т.д.).

Национализм - разновидность политической идеологии, Воз­водящая требования суверенитета конкретного этноса, права на самоопределение в форму политических требований к власти.

Общество гражданское - сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

Олигархия - власть небольшой группы богатых людей.

Охлократия - власть толпы, непосредственное воздействие масс реализующих свои интересы помимо институтов государству

Партия политическая - форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) - принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.

Полиархия - форма власти в современных развитых страну предполагающая распределение ее между центрами влияния (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т.д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автором термина является современный американский политолог Р. Даль.

Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов) государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Популизм - разновидность политической культуры лидера> элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для него характерны демагогия, обещания, простые решения.

Режим политический - совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.

Республика - форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

Система политическая совокупность политических институ­тов, норм и взаимоотношений между ними, посредством которой реализуется политическая власть.

Тоталитаризм - тип политического режима, предполагающего всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер деятельности человека.

Расизм - разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.

Харизма (греч. charisma божественный дар) - понятие обозначающее наличие у лидера исключительных способностей.

Электорат - круг лиц, обладающих правом голоса на выборах

Элита - группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.

Модуль VI Политическая идеология

Программа модуля

Политическое сознание: содержание, уровни, функции, формы. Формирование политического сознания. Политическое сознание и политическое поведение.

Понятие политической идеологии. Политическая идеология: структура, функции, уровни. Идеология и наука. Идеология и утопия.

Основные типы политических идеологий. Классификация политических идеологий. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Марксизм и социал-демократия. Фашизм. Национализм.

Роль идеологии в современном мире. Политические идеологии современности. Поиск идеологической модели для современной России

Ключевые термины

Политическое сознание, политическая идеология, деидеологизация, консерватизм, либерализм, неоконсерватизм, неолиберализм, коммунизм, социал-демократизм, анархизм, радикализм, экстремизм, фашизм, национализм, технократизм, идеократия, медиократия, феминизм, расизм, эгалитаризм, утопия.

1. Опорные методические материалы

2. Семинар-дискуссия «Какая идеология нужна России?»

3. Самостоятельная работа. Конспект первоисточника «Идейные основы политики»

4. Творческое задание. Проблемный реферат «Сравнительный анализ современных идеологий»

Опорные методические материалы

происхождение термина Idea – понятие, образ, logos- слово, учение Понятие ввел Антуан Дестют де Трасси (1754-1836) философ эпохи Французской революции Особая, беспристрастная, наука об идеях, изучающая природу и происхождение идей, взглядов, представлений людей
определение Система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей целей и идеалов определенных социальных групп, слоев, наций
структура · политические теории · политические концепции · политические идеи · политические идеалы · политические принципы · политические лозунг · политические взгляды
функции · познавательная · легитимирующая · нормативная · интеграционная · мобилизационная
уровни 1. теоретико-концептуальный (элитарный) 2. программно-политический (пропагандистский) 3. актуализированный (массовый)
типология · либерализм · консерватизм · марксизм · социал-демократия · анархизм · фашизм · национализм


Подходы к определению идеологии

· совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы

· «ложные» идеи, способствующие легитимации господствующей системы власти

· Идеология - постоянно искаженная коммуникация

· Идеология - тип идентификации

· Идеология - социально необходимые иллюзии

· Форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий.

· Идеология – это неузнаваемая ложь.

· «Остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств.

· Идеология – это добровольная мистификация.

· Идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом.

Функции идеологии

Идейно-политический спектр

Законы Л. Фойера

Закон постоянных ингредиентов В любой идеологии всегда есть 3 постоянных элемента. · библейский миф о Моисее. · догмат - дающий идеологии философское обоснование · определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие
Закон «левого» и «правого крыла» Одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии – «слева направо» и наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные слои
Закон генерационной идеологической волны Каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это начало новой генерационной идеологической волны. В своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна. Она возникает «слева», движется к центру, завершается поправением повзрослевшего молодого поколения

Классификация идеологий

Идеология Представители Содержание
Либерализм Дж. Локк, Ш.Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль политическая идеология, отстаивающая приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества
Консерватизм Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Бональд политическая идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций
Коммунизм К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида при отсутствии частной собственности на средства производства
Социал-демократия Э. Бернштейн, О. Бауэр, К. Реннер, Ф. Адлер политическая идеология, выражающая интересы широких слоев общества, признающая свободу, справедливость, которые реализуются посредством демократии
Фашизм К. Хаусхофер Ф. Ницше А. Гитлер Б. Муссолини политическая идеология, направленная на подавление всех демократических свобод и общественных движений, провозглашающая расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальную власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризацию всех сфер жизни общества, агрессию
Анархизм Макс Штирнер, М. Бакунин, П. Кропоткин, Жорж Сорель политическая идеология, провозглашающая главной целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан
Технократизм Т. Веблен, Р.Арон, Д. Белл Совокупность теорий, отводящих ведущую роль технике и техническому прогрессу в эволюции общественной и политической жизни
Национализм политическая идеология, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти

Либерализм

Главные принципы Основные политические идеи
Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам
индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства
Отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны и первичны, связь и сходство – условны и вторичны Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенства закона
Все законы и ценности человек создает сам Обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважения достоинства человеческой личности
Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой Расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления
В основе личной свободы и ответственности – частная собственность Обоснование демократической сущности элитаризма, необходимость конкуренции элит
Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем

Консерватизм

Главные принципы Основные политические идеи
Общество-это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю Идея традиции, определяющей общественное бытие индивида
Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы Идея национального величия
Ориентация на государственный авторитет Идея социального неравенства и политической конкуренции
Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь
Частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти

Социал-демократия

Характерные черты Основные политические идеи
Материалистическая трактовка общественной жизни Отрицание всякой диктатуры как формы политической власти
Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов всего народа Приверженность принципу демократического парламентаризма
Гуманистический характер текущих и конечных целей Ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших политических проблем
Социальный коллективизм Приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей
Исторический оптимизм Государственное регулирование экономики и рыночных отношений
Ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность Приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс

Фашизм

«Фашизм есть открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала» (XIII Пленум исполкома Коминтерна, 1933 г.)

· Безусловная доминанта национального интереса над иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими

· Утверждение особой миссии избранного народа в создании справедливого порядка во всем мире, либо в зоне «геополитических интересов»

· Сильная диктаторская власть, которая в интересах своей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения. Отвержение демократической системы как формы государственного устройства

· Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отрицание общечеловеческих нравственных норм

· Утверждение принципа использования силы для подавления инакомыслия и сопротивления установленному порядку.

· Безудержная демагогия как стиль пропаганды. Формирование «образа врага» нации

· Культ харизматического лидера, вождя

Неолиберализм

· Понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений.

· Государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека.

· Признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.

Неоконсерватизм

· Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер.

· Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена, прежде всего, тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.

Технократизм

· Идея «революции инженеров»Т. Веблена (20-е гг. XX века). Т. Веблен, исходя из понимания ведущей роли инженеров в управлении производством выдвинул идею перехода власти не только в производстве, но и в целом в обществе к управленцам и техническим инженерам. Идея превращение политики в техновластие

· Теория «единого индустриального общества (Р.Арон), «теория конвергенции» (60-е гг.). Наличие сходства индустриальных технологий, систем управления производством, социальной структуры и культуры современных развитых стран доказывало нарастание сходства и в способах осуществления политической власти, т.е. отсутствие принципиальных различий между социалистической и политической политическими системами, направленности их эволюции в сторону формирования общих качеств.

· «Теория технотронного, постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский) 70-е гг. XX века.

Идеология - система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.

Идеология – это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.

Идеология является набором идей. Как правило, каждая идеология состоит из определенных идей о том какая форма правления является лучшей (например, демократия, автократия и т. д.) и какая экономическая система лучше (например, капитализм, социализм и т. д.). Иногда одно и то же слово используется для идентификации как идеологии, так и одной из его основных идей. Например, «социализм» может относиться к экономической системе, или же он может относиться к идеологии, которая поддерживает эту экономическую систему.

Идеологии также идентифицируют себя по их положению на политическом спектре (как левые, центристские или правые), хотя очень часто такое разделение является противоречивым. Наконец, идеологии следует отличать от политических стратегий (например, популизма) и от отдельных позиций, на которых может быть построена партия (например, оппозиция евроинтеграции или легализация марихуаны).

Политической идеологии присущи следующие функции:

· Выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);

· Внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;

· Интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;

· Организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;

· Обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;

· Легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Окончательный вариант на уроке!

Виды
Либерализм Консерватизм Социализм Коммунизм
Политическая идеология, в основе которой лежат ценности прав и свобод личности, гражданского равноправия, приоритета личности перед обществом и государством. Идеалы либерализма: свобода личности, незыблемость частной собственности, свобода предпринимательства и рынка. Современный либерализм отказался от принципа невмешательства государства в экономические и социальные процессы, признает необходимость элементов государственного регулирования рынка Совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам, и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органичного развития; сохранение стабильности и порядка. Политическая идеология, предполагающая устройство общества на началах равенства, социальной справедливости, удовлетворения потребностей индивидов. Политическая идеология, обосновывающая необходимость переустройства общества на началах уничтожения частной собственности, классов и государства, принципах коллективизма и равенства. Общественный строй, основанный на этих принципах.

Либерализм

Либерализм (от латинского liberalis - свобода) - идейно-политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности.

К основным принципам либерализма относятся:

· Безусловная ценность человеческой личности.

· Изначальное равенство перед законом.

· Неотчуждаемые права.

· Договорной характер отношений индивида и государства.

· Верховенство закона как инструмента социального контроля.

· Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.

· Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества.

Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида - представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии - священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Отсюда мы выведем формы либерализма!

Форма либерализма Разъяснение
Политический либерализм Убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется «методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. Английская Великая хартия вольностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в котором некоторые индивидуальные права распространяются дальше, чем прерогатива монарха. Ключевым моментом является общественный договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховенстве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой считается либеральная демократия.
Экономический либерализм Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, то есть, рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм. (См. также неолиберализм, либерализация.)
Культурный либерализм Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни, включая такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода, защита от вмешательства государства в личную жизнь. Как сказал Джон Стюарт Милль в эссе «О свободе»: «Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, - это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим». Культурный либерализм в той или иной степени возражает против государственного регулирования таких областей как литература и искусство, а также таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных средств, эвтаназия, употребление алкоголя и других наркотиков. Нидерланды, вероятно, сегодня являются страной с наивысшим уровнем культурного либерализма, что, впрочем, не мешает провозглашать в стране и политику мультикультурализма.
Социальный либерализм Социальный либерализм возник в конце XIX века во многих развитых странах под влиянием утилитаризма. Некоторые либералы восприняли, частично или полностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации и пришли к заключению, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости. Такие мыслители, как Джон Дьюи или Мортимер Адлер объясняли, что все индивидуумы, будучи основой общества, для реализации своих способностей должны иметь доступ к базовым нуждам, таким как образование, экономические возможности, защита от пагубных масштабных событий вне пределов их контроля. Такие позитивные права, которые предоставляются обществом, качественно отличаются от классических негативных прав, обеспечение которых требует от других невмешательства. Сторонники социального либерализма утверждают, что без гарантии позитивных прав невозможна справедливая реализация негативных прав, поскольку на практике малообеспеченное население жертвует своими правами ради выживания, а суды чаще склоняются в пользу богатых. Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто «для общего блага».

Между экономическим и социальным либерализмом существует фундаментальное противоречие. Экономические либералы считают, что позитивные права неизбежно нарушают негативные и потому недопустимы. Они видят функцию государства ограниченной, главным образом, вопросами обеспечения законности, безопасности и обороны. С их точки зрения, эти функции и так требуют наличия сильной централизованной государственной власти. Напротив, социальные либералы считают, что главная задача государства состоит в социальной защите и обеспечении социальной стабильности: предоставлении питания и жилища нуждающимся, здравоохранении, школьном образовании, пенсионном обеспечении, уходе за детьми, инвалидами и престарелыми, помощи жертвам стихийных бедствий, защите меньшинств, предотвращении преступности, поддержки науки и искусства. Такой подход делает невозможным введение масштабных ограничений на правительство. Несмотря на единство конечной цели - личной свободы - экономический и социальный либерализм кардинально расходятся в средствах для её достижения. Правые и консервативные движения часто склоняются в пользу экономического либерализма, выступая против культурного либерализма. Левые движения, как правило, делают акцент на культурном и социальном либерализме.

Консерватизм

Консерватизм - (от лат. – conservo – охраняю, сохраняю) – совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам, и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органичного развития; сохранение стабильности и порядка.

Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм . Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство , четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.

Идеология консерватизма сформировалась как реакция на «ужасы Французской революции» (знаменитый памфлет Эдмунда Бёрка, 1790). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства. Помимо Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821), английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773-1859).

В современных обществах консерватизм является одной из четырёх так называемых базовых идеологий: демократия, либерализм, социализм и консерватизм. Следует отличать его от ретроградства как от стремления вспять и враждебности к нововведениям, а также от традиционализма. Современный консерватизм (неоконсерватизм) иногда оказывается даже более гибким и подвижным, чем другие политические течения. Примеры - реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»