Полит процесс и его виды. Министерство образования и науки красноярского края

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Политические события в современном обществе происходят довольно часто, так как меняются курсы внутренней политики, увеличиваются взаимосвязи между государствами. Цепь регулярных политических событий называют политическим процессом. Изучим кратко сущность, типы политических процессов и факторы, влияющие на их развитие.

Развитие политического процесса

Рассматривая историю человечества, можно выделить два этапа в развитии политического процесса.

  • 1 этап. Традиционное общество;

Политический процесс еще не приобрел организованного и четкого характера, он развивается стихийно, «снизу»: инициатива исходит от всех людей, которые начинают нуждаться во власти, в налаживании отношений с другими племенами (государствами).

  • 2 этап. Индустриальное и постиндустриальное общество;

Политический процесс становится более определенным, целенаправленным, развивается теперь «сверху»: формируется слой людей, для которых политика - основное занятие. Политические действия планируются, появляются тактически разработанные программы.

В результате прохождения человечеством двух указанных этапов формируется государственная власть, которая распределяется между гражданами и политическими силами (правителями, партиями, государственными органами).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Классификация

Все виды политических режимов принято подразделять на несколько групп:

  • по значимости для общества: частные и базовые;
  • по масштабам: внутриполитические и международные.

Говоря о политическом процессе, необходимо понимать, что он появляется и регулируется его участниками.

В структуре субъектов (участников) политического процесса главные позиции занимают:

  • инициаторы;
  • исполнители.

Целью политического процесса является проблема. Для ее решения выстраивается следующая последовательность действий:

1. инициаторы заявляют политическую проблему;

2. происходит поиск исполнителей, которые могут решить проблему (органы, должностные лица);

3. выбираются методы и средства, а также ресурсы для решения проблемы;

4. активные действия, решение проблемы.

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

  • формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие - в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают четыре стадии (режима) протекания политического процесса.

Первая - это стадия конституирования совпадает с революционным, переломным периодом развития общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются возникшие институты власти. Полностью пересматривается конституция.

Вторая стадиястадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по поддержанию деятельности уже созданных органов власти, политических партий, общественных организаций. Политический процесс отражает простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Третья стадия протекания политических процессов - это стадия развития . Для данной стадии характерна определенная перегруппировка в расстановке политических сил. Происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги определили цели и методы управления, соответствующие изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене.

Четвертойстадией протекания политических процессов является стадия упадка, распада политической целостности . Разрушительные тенденции преобладают над конструктивными. распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность контролировать и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Важнейшими являются следующие: характер исторического периода в развитии страны, степень развитости политических институтов и т. д.

Понятие, типы и виды политических действий. Политический процесс состоит из совокупности политических действий. Политическое действие – это поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и реализации решений.


Политическое действие можно охарактеризовать с учетом различных критериев. Так, различается позитивное политическое действие , заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное , состоящее в том, чтобы «прекратить что-то делать».

Политическое действие можно характеризовать как рациональное, означающее, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам; иррациональное, означающее, что его агент не имеет четкого представления о конечной цели, применяет на практике неадекватные окружающей обстановке формы и методы политических действий.

Политическое действие можно рассматривать как инерционное, которое воспроизводит принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняет ее; творческое, которое вно-

сит в политику перемены, новые моменты, динамику.

Политическое действие может быть организованным или стихийным . Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию

и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно.

Основными видами политических действий являются революция и реформа . Революция - это коренное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы. При этом происходит отстранение от власти одной правящей элиты и замена ее другой (в связи с тем, что не все слои населения поддерживают революционные изменения, в обществе формируется движение, которое выступает против революции – контрреволюция – политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией; целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков). Реформа предполагает постепенность общественных изменений, преобразований, нововведений, переустройства какой-либо стороны общественной жизни, не подрывая основ власти правящего класса, общественного строя и его социально-политической структуры. Кроме основных видов политических действий, затрагивающих в целом политическую систему общества, политические действия могут осуществляться и в других видах, как правило, не приводящих к смене политического строя: восстание, бунт, мятеж, путч: восстание - это открытое выступление каких-либо социальных групп или классов против политической власти (ему присущ определённый уровень организованности, определённые цели, которые обосновываются в программах или лозунгах восставших); бунт - это массовые действия, как правило, ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия господствующих политических групп, государственных органов (бунт отличается от восстания отсутствием целенаправленности, минимумом организованности, управляемости и исчерпывает себя сопротивлением отдельным действиям правительства); мятеж - это вооружённое выступление, подготовленное определённой группой лиц с более ограниченным числом участников, чем во время бунта (обычно ядро мятежа составляют представители армии или других силовых структур, к которым присоединяются определенные слои населения); путч – это авантюристическая попытка совершить государственный переворот, инициированная небольшой группой заговорщиков (путч выражается в вооружённых действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учёт ситуации, ни на продуманную программу).

Не менее важным видом политических действий является политическая кампания – система действий, рассчитанных на достижение определённых целей (изменение структуры власти в обществе,

перераспределение политических полномочий, формирование органов власти и т.д.).

Примерами специфических политических действий служат также митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являют-

ся выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры и т.д.

Таким образом, политические действия ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп, которые облекаются в теоретическую, идеологическую форму.

Политическая модернизация как разновидность социального процесса.

Модернизация – это переход (пути перехода) от традиционного общества к индустриальному. Политическая модернизация – это процесс изменения качеств политической жизни и функций институтов политической системы при переходе от традиционного к современному обществу.

Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:

1) 50-60 е годы ХХ века, когда модернизация понималась как копирование западных устоев во всех областях жизни;

2) 70-90-е гг. ХХ века, когда приоритетной целью модернизации было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели демократической модели.

Политическая модернизация означает (по С.Н. Эйзенштадту):

· создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов.

· территориальное и функциональное расширении области центрального законодательства и администрации.

· постоянное расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и личностей

· возникновение и быстрое увеличение рациональной политической бюрократии.

· ослабление традиционных элит и их замена.

Особенности политической модернизации в Беларуси. В Республике Беларусь складывается социально ориентированная рыночная экономика, которая обеспечит устойчивое развитие страны. Структура власти ориентирована на доминирующую роль президента, что отражается в форме правления. Экспорт определен приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности государства. Основная черта внешнеполитической деятельности - многовекторность.

Государственное управление (ГУ) можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государственное управление - это осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию; это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления.

В узком смысле государственное управление - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов ГУ, которая направлена на регулирование процессов, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества и осуществляющаяся на профессиональной основе. Государственное управление воплощается в государственной политике , в выработке конкретного политического курса.

Субъект управления - государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Кроме термина государственное управление используется также термин политическое управление. Политическое управление это процесс постановки общенациональных задач развития, разработки политического курса, принятия решений на общегосударственном уровне.

В политическом управлении есть специфические черты, не присущие государственному управлению. Одни и те же вопросы в государственном и политическом управлении рассматриваются по-разному: государственное - с точки зрения государства, политическое - с точки зрения гражданина и гражданского общества. Соотношение государственного и политического управления, таким образом, определяется соотношением государственной и политической власти и зависит от типа политической системы.

В управленческой деятельности государства применяются следующие средства :

1. Нормативно -правовые средства: конституция, конституционные законы и акты, законы, международные договоры, указы главы государства, постановления правительства, акты министерств, руководителей центральных органов государственной власти, положения, регламентирующие работу центральных органов государственной власти; государственные и отраслевые стандарты.

2. Программно -целевые средства: национальные, государственные, региональные, отраслевые и межведомственные концепции, программы, проекты. Программно-целевые методы ориентированы на подготовку технологических аспектов решений.

3. Организационно- распорядительные средства: поручения и организационно-координационные решения высших и центральных органов государственной власти.

Функцииуправления - это основные виды управленческой деятельности.

1. Целеполагание - определяющая функция управления. Цель - это идеальный образ будущего результата деятельности. Ее формирование предполагает наличие знания тенденций общественного развития, общественных потребностей и интересов социальных групп и граждан, а также выработку с учетом их и принятие нормативных правовых актов. Важно, что субъект не сможет сформулировать и достичь реальных целей, если он не будет опираться на знание конкретной ситуации, в которой он и управляемые живут и действуют в данное время. Поэтому целеполагание предполагает конкретный анализ конкретной ситуации - комплекса условий, складывающихся в данный момент времени.

2. Прогнозирование (отгреческого prognosis - предвидение, пред-сказание) - это объяснение возможных состояний и изменений социальной системы, политических институтов.

3. Прогнозирование и разработанная на основе составленного прогноза стратегия служат базой планирования - неотъемлемой функции государственного управления. В процедуре планирования намеченные цели приобретают практическую форму: они конкретизируются в задачах. .

4. Информирование - одна из ведущих функций в государственном управлении. Управляющий субъект не может обойтись без информирования объекта о содержании целей, стратегии, намеченной программы действий.

5. Функция организации - совокупность действий по налаживанию взаимосвязей между людьми, объединяющих их для совместной реализации целей и программ управляющего субъекта. Это - способ упорядочения действий групп и индивидов на основе общепринятых норм и ценностей - политических, правовых, нравственных, религиозных и др.

6. Функции координации и регулирования -логическое продолжение организующей деятельности. Координация - действие, направленное на согласование разнообразных форм и видов активности общественных субъектов. Регулирование -это форма согласования интересов различных общественных групп с общими, государственными интересами, смягчение и разрешение противоречий и конфликтов в обществе.

7. Функция контроля и надзора за исполнением управленческих решений, принятых нормативных правовых актов, правил поведения, регламентов.

Критерии эффективности государственного управления представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления (управленческой системы), при анализе которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Критерии социальной эффективности государственного управления раскрывают и характеризуют качество всей системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Выделяют 5 таких критериев:

1. Целеориентированность (целесообразность, целевая обоснованность) организации и функционирования государственно-управляющей системы, которая определяется через степень соответствия управляющего воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Причем речь идет не только о целях, зафиксированных в политических документах или законодательных актах, а также и о тех целях, которые практически, на самом деле реализуются в жизни.

2. Ко второму критерию специальной социальной эффективности государственного управления относятся затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих действий . Это время, которое тратится на внутреннюю управленческую деятельность, т.е. на обработку и прохождение управленческой информации. Учитывая многоуровневость государственного управления, параметры затрат времени на собственно управленческую жизнедеятельность имеют для общества исключительное значение. Любое управленческое решение свою актуальность и рациональность сохраняет лишь в течение весьма короткого времени. В государственном аппарате должны быть установлены жесткие нормативы затрат времени на выработку и прохождение любой управленческой информации, основанные на современных технических средствах и строго соблюдаемые.

3. Третьим критерием является стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур. От того, какие и как используются формы, методы, средства и ресурсы для достижения поставленных целей, напрямую зависят результаты их практической реализации. На данный критерий очень сильно влияют возможности личности (государственных деятелей, руководителей, государственных служащих и т.д.). Одновременно он зависит от уровня организации и функционирования соответствующей управляющей структуры..

4. Четвертый критерий эффективности государственного управления отражает сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньев . Сложность той или иной организационной структуры непосредственно влияет на ее внутреннюю жизнедеятельность (реализацию внутренних функций) и формирование управляющих воздействий (осуществление внешних функций). Сложность продолжает подавлять инициативу и творчество в управленческих процессах.

Важное общественное значение принадлежит пятому критерию, отражающему общие - экономические, социальные, технические, кадровые и др. - издержки на содержание и обеспечение функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и иных организационных структур. При их анализе и оценке следует учитывать взаимозависимость между стоимостью управления и социальными результатами деятельности управляемых объектов, затраты на протяженность коммуникаций, объективное усложнение управленческих проблем и иные моменты, определяющие управленческие издержки. Сюда входят расходы на содержание персонала управления, командировочные расходы, расходы на оргтехнику и компьютеры и т.д.

Виды государственной политики в Республике Беларусь . Главные принципы государственной политики Республики Беларусь : планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

1. Экономическая политика в Республике Беларусь . Белорусская модель экономического развития начала формироваться со второй половины 90-х годов ХХ века. В ее основе лежали ряд факторов: структура и потенциал экономики, доставшиеся нам в наследство от СССР, отсутствие значительных природных ресурсов, негативный опыт экономических преобразований в других постсоветских республиках, обострение конкурентной борьбы на мировых рынках.

К характерным чертам белорусской модели экономического развития относиться:

· Сильная и эффективная государственная власть способная обеспечить экономический правопорядок в обществе. При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем и порождает ряд противоречий. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями. Государственное регулирование включает следующие специфические функции:

Приоритетная поддержка науки, образования и научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;

Проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики;

Обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализация ее недобросовестных форм, злоупотреблений монопольным положением, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности;

Формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики, введение и обеспечение норм защиты прав собственности;

· Равноправное функционирование частного и государственного секторов производства . В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство предоставляет равные права для хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Осуществляя один и тот же вид экономической деятельности и государственные и частные предприятия должны конкурировать на равных условиях. В последние годы государство активно проводит политику либерализации общих условий создания и ведения бизнеса и развития деловой инициативы. В частности, существенно упрощен порядок и сокращены сроки государственной регистрации субъектов хозяйствования, упрощены процедуры выдачи специальных разрешений на осуществление видов предпринимательской деятельности, отменен ряд налогов, снижены ставки обязательных платежей.

Так, для стимулирования развития регионального бизнеса создаваемым в малых городах производственным предприятиям (производствам) предоставлен целый «пакет» мер государственной поддержки. Такие предприятия (государственные и частные) освобождены на пять лет от ряда налогов и сборов самостоятельно устанавливают цены на выпускаемую продукцию и определяют уровень заработной платы своих работников, свободно приобретают необходимые для производства сырье и материалы.

Государство и далее намерено содействовать развитию в нашей стране созидательного предпринимательства, которое укрепляет национальную экономику, создает конкурентоспособный продукт, содействует повышению уровня жизни населения.

· Проведение приватизации, с целью повышения эффективности производства и поиска заинтересованных инвесторов . Процесс реформирования отношений собственности рассматривается в республике как условие для решения важнейших социально-экономических проблем. Именно такой подход не позволил распродать за бесценок государственную собственность, превратить ее в источник обогащения отдельных семейных кланов и криминальных группировок. За период приватизации (с 1991 года) в республике реформировано более 4100 объектов государственной собственности. При этом в промышленности форму собственности поменяли более 40% государственных субъектов хозяйствования, в аграрном комплексе - около 50%, в строительстве - свыше 30%. Наиболее значительные преобразования проведены в сфере торговле, общественного питания, бытового обслуживания населения, деревообработки ипереработки сельскохозяйственной продукции, где реформировано более 70% объектов. Преобразование крупных отечественных предприятий имеет свою специфику и проводится на основе индивидуального подхода к каждому с учетом его особенностей и значимости в масштабе отрасли, региона и страны в целом. Обязательным условием продажи таких предприятий является привлечение инвестиций, а при их акционировании - сохранение в собственности государства контрольного пакета акций. Сохранение на первом этапе контрольного пакета акций за государством необходимо, чтобы убедиться в заинтересованности инвестора в долгосрочном развитии предприятия. Следует отметить, что в республике не все объекты государственной собственности могут быть приватизированы. Специальным законом определены объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность.

· Развитие интеграционных экономических процессов с Россией . Как Беларуси, так и России интеграция обеспечивает ряд серьезнейших экономических выгод, связанных с повышением эффективности и конкурентоспособности национальных экономик за счет максимального использования их взаимозависимого и взаимодополняющего характера. В рамках Союзного государства Республика Беларусь получает гарантированный доступ к природным ресурсам, имеет возможность сохранять и укреплять свои позиции на восточном рынке, целенаправленно развивать специализацию и кооперацию производства. В свою очередь Беларусь для России поставщик качественных и недорогих высокотехнологичных товаров, сельскохозяйственной продукции, а также транспортный и транзитный коридор. Результативность объединительного процесса убедительно подтверждается высокими темпами роста объемов взаимной торговли. За период с начала создание: Союза Беларуси и России товарооборот между двумя странами увеличился более чем в 5 раз.

В рамках союза Беларуси и России проводиться последовательная работа по созданию единого экономического и единого таможенного пространства. Начиная с 1997 года разрабатываются и реализуются совместные балансы топливно – энергетических ресурсов, что позволяет полнее удовлетворять потребности экономик двух государств в энергоресурсах. Реализуются совместные экономические программы, финансируемые из бюджета Союзного государства.

2. Система социального обеспечения в Республике Беларусь. Главная цельсоциальной политики Беларуси заключается в последовательном повышении благосостояния населения на основе роста и совершенствования экономики. Социальная политика в республике направлена на то, чтобы предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения. Поэтому система государственной социальной помощи в Беларуси выстраивается в соответствии с принципами нуждаемости и адресности.

Разработана стратегия реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований. Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

В Республике Беларусь законодательно установлена и обеспечивается система конкретных государственных гарантий. Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

Гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

Гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

Гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

3. Государственная молодежная политика: цели и задачи. Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально- экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Ее реализация – одно из важных направлений развития белорусского общества. Молодежь является стратегическим социальным ресурсом страны. Главная идея, лежащая воснове концепции молодежной политики - обеспечение полноценного правового и социального статуса молодых граждан республики защита их прави свобод, создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Конституционные основы молодежной политики нашли свое воплощение в нормативно-правовых актах.

Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной политики, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятый 24 апреля 1992 г. В этом документе установлены основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

С 1996 года основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с республиканскими программами «Молодежь Беларуси»

В настоящее время действует Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг., которая призвана продолжить реализацию мер по формированию эффективной молодежной политики, разработанной в предшествующие годы, и направлена на развитие инновационного потенциала молодых граждан.

Новая программа предполагает решение следующих задач:

Патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них политической культуры, стимулирование ответственного и активного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь;

Формирование правового сознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения;

Создание условий для более активного и эффективного включения молодежи в социально-экономическую жизнь общества;

Развитие позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития государства;

Совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодых семей;

Развитие международного молодежного сотрудничества;

Информационное обеспечение системы работы с молодежью.

Молодежь - одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда, поскольку отсутствие необходимого практического опыта иногда становится серьезным препятствием для молодых людей, начинающих трудов жизнь. Это подтверждают данные по возрастной структуре безработицы: в настоящее время около 37% безработных в Беларуси - юноши и девушки в возрасте от 16 до 29 .

Основными направлениями государственной политики по обеспечению экономической самостоятельности молодежи являются: создание условий для занятости молодежи; содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и реализация программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; поддержка молодежного предпринимательства; финансовая поддержка мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в том числе для несовершеннолетних

В настоящее время в республике насчитывав 162 молодежных общественных объединения, среди которых 23 детских. Наиболее массовой молодежной организацией является Белорусский республиканский союз молодежи, насчитывающий в своих рядах почти 476 тыс. юношей и девушек. Белорусская республиканская пионерская организация объединяет более 500 тыс. детей.

4. Религиозно-конфессиональная политика в Республике Беларусь. Республика Беларусь- многоконфессиональное государство, в котором зарегистрировано 2829 религиозных общин, 25 конфессий и религиозных направлений, 142 религиозные организации общеконфессионального значения.

Государственно-церковные отношения в стране строятся на принципах уважения к чувствам верующих и неукоснительного соблюдения законодательства о религии и церкви. Большинство религиозных организаций Беларуси осуществляют свою деятельность в духе межконфессионального взаимопонимания, что способствует гражданской стабильности белорусского общества. Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, объединяющая более 80% верующих республики. В ее распоряжении находятся 1 248 православных храмов, 1 431 приход. Православное духовенство и представители государственной власти плодотворно взаимодействуют в наиболее важных для общества сферах. Государство оказывает Православной церкви содействие в решении вопросов, возникающих при осуществлении ее деятельности. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью, что полностью соответствует Конституции Республики Беларусь и иным актам действующего законодательства. Приоритетными направлениями взаимодействия являются совместное развитие нравственности, воспитания, образования, культурная и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия государства. Имеется опыт сотрудничества Православной церкви с системой образования: это Свято-Евфросиниевские и Кирилло-Мефодиевские чтения, открытие в составе Белорусского государственного университета Института теологии святых Кирилла и Мефодия.

В Беларуси укрепились позиции Римско-католической церкви. Католицизм в Беларуси является одной из самых активных в республике конфессий. Он объединяет 457 общин, в распоряжении которых находятся 450 культовых зданий. Конфессия имеет прочную материальную базу, проводит значительную социальную и благотворительную работу непосредственно в общинах и через благотворительные организации. В республике хорошо известна деятельность благотворительного общества «Каритас», имеющего свои отделения во всех епархиях. Они активно занимаются оздоровлением детей, оказывают помощь домам престарелых, интернатам.

Возросло количество протестантских религиозных организаций (986 общин), которые представлены в республике 14 направлениями. Наиболее многочисленными среди протестантских являются объединения христиан веры евангельской (494 общины) и евангельских христиан-баптистов (268 общин. Взаимоотношения местных органов власти с ними отличаются корректностью и уважением. Религиозные организации оказывают благотворительную помощь верующим, нуждающимся прихожанам и социальным учреждениям.

В Беларуси насчитывается 46 иудейских религиозных общин, располагающих 8 синагогами.

Мусульманская конфессия представлена 24 общинами, имеющими в своем распоряжений 7 культовых зданий.

Кроме того, в Республике Беларусь в начале 90-х годов возникли и осуществляют свою деятельность в установленном порядке некоторые новые для нашей страны протестантские религиозные организации: христиане полного Евангелия (неопятидесятники), новоапостольская церковь. С середины 90-х годов также действуют немногочисленные общины мормонов, кришнаитов, бахай и др.

Государством проводится соответствующая работа по предупреждению деятельности так называемые деструктивных религиозных организаций, нарушающих действующее законодательство, а также права и интересы граждан. Органами власти, основными конфессиями и СМИ ведется необходимая разъяснительная работа среди населения.

Институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

Феномен представительства существует на протяжении всех этапов развития человеческого общества, имеет место во всех сферах социальной жизни и на всех уровнях ее организации. Особое место в общественной организации принадлежит политическому представительству. Как показывает социальный опыт, прямое политическое участие людей возможно в небольших общинах, где решения принимаются на собраниях большинством голосов. Самоуправление не может осуществляться отсутствующими и требует физического присутствия участников – плебисцита. Плебисцит как форма выражения и осуществления власти сохранялся во все времена в небольших социальных образованиях. Политические решения на них принимаются непосредственно участниками плебисцита. В современных государствах получили распространение многие формы плебисцита: собрания, сходы, митинги, манифестации и т.д. Развитие средств коммуникации привело к рождению такого института непосредственного участия в принятии важнейших политических решений как референдум.

Однако в современном государстве и его политических институтах наибольшее распространение получили опосредованные формы реализации властных полномочий, при которых один политический субъект, играет роль представителя другого политического субъекта. История политических отношений показывает, что властвующий субъект крайне редко выступает от своего имени («Государство это – я», – Людовик ХIV). Как правило, он считает себя или является фактически представителем других политических сил (государства или его института, нации, класса, сословия, политической партии, населения определенной территории т. д.). Отношения, возникающие между этими субъектами, позволяющие выступать одному из них в качестве представителя другого (других), т.е. осуществлять от имени первого властные полномочия и иную политическую деятельность, являются отношениями политического представительства.

История развития политических отношений знает различные способы возникновения отношений политического представительства:

– в результате узурпации, насильственного захвата власти (например, при установлении любых типов диктатур);

– путем традиции (например, при передаче властных полномочий в наследной монархии);

– посредством делегирования властных полномочий, которое может осуществляться в авторитарной форме (как, например, наместничество) и в демократической форме (выборы президента, парламента);

– нетрадиционным путем, при определенных обстоятельствах (например, назначение регента, осуществляющего высшие властные полномочия до совершеннолетия монарха или фаворитизм, когда высшие властные полномочия в государстве осуществляет человек, не имеющий на то формальных оснований).

Но наиболее распространенным в современных государствах способом формирования политического представительства является делегирование власти.

В современных демократических государствах различают два направления процесса делегирования власти: «снизу – вверх» и «сверху вниз». Первый случай характерен при передаче полномочий народа его представителям (президенту, депутатам парламента) посредствам процедуры демократических выборов, второй – при последующем распределении властных полномочий (президент или парламент делегируют исполнительные полномочия премьер-министру, который далее делегирует их министрам и т.д.).

Известно, что политика начинается там, где затрагиваются интересы больших групп людей, «где миллионы». Но политические отношения возникают там, где из миллионов выделяется политик, принимающий решения, касающиеся судеб этих миллионов, при условии признания его права на такого рода решения. Т.е. этот политик должен являться легитимным представителем социальной общности.

В политической системе существует ряд институтов, выполняющих схожую функцию представительства интересов. К ним можно отнести парламент, политические партии, лоббизм, корпоративизм и неокорпоративизм, средства массовой информации.

Понятие и происхождение политических партий. Слово "партия" происходит от латинского слова "pars" , "partis" , что в переводе означает «часть». Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались сословные группировки, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё. Такие группировки начали складываться ещё в рабовладельческом и феодальном обществе.

Первые упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира. Так Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э. В средние века партиями называли группировки феодалов, носившие чаще всего временный характер, например, «партии» Алой и Белой Розы в средневековой Англии.

Современные политические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:

1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права , что открывало доступ широких слоев населения к решению важнейших вопросов политической жизни. Политические партии формировались в результате слияния в единые организации избирательных комитетов, обеспечивавших поддержку своих кандидатов в депутаты парламента. Так были созданы Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США.

2. становление и развитие массового рабочего движения , в основу которого легло стремление объединить трудящиеся массы, прежде всего рабочий класс, для борьбы против эксплуатации, капиталистических отношений и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии.

К концу XIX в. массовые политические партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и стали выступать одним из важнейших социально-политических институтов, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

Политическая партия это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

Основные признаки, структура, функции политических партий. Можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций :

Наличие организационной структуры;

Наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;

Наличие программы совместной деятельности;

Выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;

Особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение политических партий и нормативное регулирование их деятельности;

Наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов.

Структуру политической партии можно представить следующим образом.

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества. Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему.

Основные виды политических процессов:

– формирование органов политической системы (институтов) – создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования – политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии. Здесь используются такие механизмы, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимодействуя, эти процессы рождают действия, направленные на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты.

Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

С точки зрения организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические и недемократические.

Демократические политические процессы

сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Более детальная оценка содержания политического процесса связана с характеристикой его типов и разновидностей. Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В политологии выделяют также такие виды политических процессов, как открытый и скрытый (теневой). Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Напротив, скрытый (теневой) процесс базируется на публично не оформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве. Контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

Характер преобразования власти дает основания говорить о революционных и эволюционных политических процессах.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, единством социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений. Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резком колебании электоральных предпочтений путей развития.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса

Лекция 7. Политический процесс

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды политического процесса.

2. Политическое изменение и политическое развитие.

3. Теории политической модернизации.

1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определœенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Основные виды политических процессов:

а) формирование органов политической системы;

б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

в) принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, на­правленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:

а) восстание;

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определœенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определœенной степени организованности, целœенаправлен­ности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всœегда ответная реакция на какие-либо экстраорди­нарные действия представителœей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач со­противления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целœенаправленной подготовки определœенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.

С присоединœением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целœенаправленного действия. Человек здесь подчинœен эмоциям, а его действия всœе более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определœенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

а) технократический;

б) идеократический;

в) харизматический.

Эта классификация представляет собой результат теоретического допу­щения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однороднос­тью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населœения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая диф­ференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всœегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»