Международные отношения в конце XX - начале XXI веков. Россия в конце XX начале XXI века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества.

По мнению отечественных ученых-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств.

Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали половину федерального бюджета.

Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в ценах середины 2000 г. 100-150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки правительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились общественные работы.

Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население - к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн. сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек.

В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин1. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. Не велась стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации - республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее - причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Избирательная кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения. В ней приняли участие многие известные по прежним выборам объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество - вся Россия» (лидеры - Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) и проправительственное объединение «Единство», которое возглавил обладавший большим авторитетом министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями стали «Единство» и КПРФ.

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Последний период пребывания Б. Н. Ельцина у власти ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ.

В апреле 2000 г. новым главой правительства стал М. М. Касьянов.

Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами - членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал ряд факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в некоторых странах Содружества. Кроме того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководители стран - членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте - апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гт. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показала, что по своей площади она занимала первое место в мире. Численность населения составляла 145,2 млн человек - на 1,8 млн меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди россиян насчитывалось 106,5 млн горожан и 38,7 млн сельских жителей. Россия оставалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше 160 национальностей; более 80% населения составляли русские.

Были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб в виде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными силами страны. Слова гимна на музыку бывшего гимна СССР (композитор А.В.Александров) написал поэт С. В. Михалков.

Международные связи России.

Международные связи России. В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира - США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Президента В. В. Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы одной из международных организаций, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Ответной мерой США стал курс на ликвидацию баз международного терроризма, на объединение в борьбе с терроризмом стран Европы и Азии. В 2002 г. США предприняли военную операцию в Ираке. Ирак был объявлен местом пребывания террористов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производителем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападение США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирному урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута договоренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с американским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако курс на укрепление сотрудничества не помешал США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.

Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки Президента В. В. Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими (в другом случае - президентскими) выборами возникли глубокие внутренние конфликты.

Общественно-политическое развитие.

Общественно-политическое развитие. Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов. Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Во главе округов стояли полномочные представители Президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации - верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти - переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению Президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, которая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Президентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администрации Чечни Ахмат Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии международных экстремистских организаций чеченские боевики организовали несколько крупных терактов (взрыв Дома правительства в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театральном центре на Дубровке, захват школы в Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представителей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество - вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. В парламент были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ получила 52 места, ЛДПР - 36, «Родина» - 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители оппозиционных партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие.

Социально-экономическое развитие. Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы.

Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях законотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. Нарушалось налоговое законодательство.

Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III созыва утвердила Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003-2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа - Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% - в торговле, 12% - в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое внимание. В 2001-2003 гг. были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Реформирование экономики шло медленно, но его позитивные результаты были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. - 5,1%); прирост промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. - 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хозяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российского экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В частности, предстояло создать действенные рыночные механизмы и структуры, способные успешно управлять всей системой народного хозяйства.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001-2003 гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе; десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

Конспект открытого урока по теме «Россия в конце 20-начале 21 века»

Предмет : история России

Группа :19М-1

Цель урока : показать изменения происшедшие в России в начале XXI века, охарактеризовать политику руководителей страны, воспитывать любовь к России, чувство национальной гордости.

Ожидаемые учебные результаты : давать описание исторических событий на основе текста фрагментов исторических источников и иллюстраций; определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий, делать выводы.

Оборудование урока : отрывок из документа, рабочий лист для каждой группы, презентация «Россия в начале XXI века»

Тип урока : урок лабораторного типа.

Межпредметные связи: Всемирная история, право, обществознание

Основная литература: учебник В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История.М., 2013

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент(1 мин.)

Объявление темы и хода занятия. Целеполагание. (2 мин.) Как вы считаете, что является целью нашего занятия?

Мотивация (3 мин.): важные позитивные перемены наметились во всех областях жизни нашей страны. Что представляет наша страна в начале третьего тысячелетия? Какие проблемы нам необходимо решать сегодня?

План урока

Политическое развитие

Борьба с терроризмом

Духовная жизнь российского общества

Опрос домашнего задания

Работа с тестом (5 мин.)

1.Внеэкономическое принуждение.

1.Существование в системе страны различных политических партий и движений.

2.Многопартийность.

2.Установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.

3.Разделение властей.

3.Передача государственного имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

4.Союзный договор.

4.Орган, занимающей определенное место в системе судебных органов.

5.Федерация.

5.Отсутствие в достаточном количестве товаров.

6.Валютный коридор.

6.Ценная бумага целевого назначения.

7.Ваучер.

7.Вид литературы, связанный с обсуждением насущных социальных вопросов.

8.Конвертируемая валюта.

8.Группа членов какой-либо партии и движения в парламенте.

9.Приватизация.

9.Принуждение к труду прямым насилием, личная зависимость работника от работодателя.

10.Товарный дефицит.

10.Ограничение или лишение прав определенной категории граждан по определенному признаку.

11.Инстанция судебная.

10.Договор о принципах и условиях создания союзного государства.

12.Фракция.

11.Течение авангардного искусства 60-90-х гг.

13.Концептуализм.

12.Государство состоящие из федеральных единиц.

14.Публицистика.

14.Денежная единица, подлежащая свободному обмену на волюту другого государства.

15.Дискриминация.

15.Принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют независимые исполнители, законодательная и судебная ветви власти.

Изложение нового материала (25 мин.)

Учитель: мы с вами живем в России в начале XXI века и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы с вами очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не просто изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем искать ответы на проблемы дня сегодняшнего. Сегодня мы работаем и анализируем материал учебника, затем обсуждаем его. Класс делится на четыре группы исследователей. Вы изучаете материал и отвечаете на вопросы к нему.

Политическое развитие

Первая творческая группа - характеристика политической системы

Вопросы:

Выделите главные пункты программы В.В.Путина.

Какова была цель административной реформы?

Какая реорганизация произошла в Совете Федераций?

Цель создания Государственного совета?

Как изменилась российская многопартийная система с принятием Государственной думой закона «О политических партиях»?

Борьба с терроризмом

Вторая творческая группа - проанализировать формы и методы борьбы с террористами.

Выскажите свое суждение об известных вам террористических актах в нашей стране.

Какие меры приняты федеральным центром для борьбы с терроризмом?

Расскажите об успешных операциях российских спецслужб

Социально-экономическое развитие

Третья творческая группа - охарактеризовать меры правительства в социально-экономической сфере.

Вопросы:

Какие шаги приняло правительство для развития рыночной экономики?

Укажите на серьезные проблемы российской экономики. Попробуйте предложить свои решения этих проблем.

Расскажите о четырех национальных проектах. Назовите положительные моменты. А какие есть недоработки? Предложите свои варианты решения.

Россия и мир в начале третьего тысячелетия

Четвертая творческая группа - характеристика и анализ положения России в мире.

Вопросы:

Изложите пункты Концепции внешней политики РФ.

Как вы думаете, почему у ШОС есть большие перспективы для развития?

Основываясь на материалах из СМИ объясните: в чем вы видите проблему взаимоотношений между РФ и США?

Сделайте оценочный вывод относительно места России в мире.

Закрепление нового материала: (6 мин.)

-Исходя из материала услышанного сегодня ответьте на следующие вопросы:

-Какие реформы проходят или проходили наиболее успешно?

-Как вы считаете, что необходимо изменить в политике современной власти?

Посмотрите на экран, это одно из последних выступлений президента РФ В.В. Путина, и ответь на вопрос:

-Какую главную проблему видит президент РФ в отношениях с западными державами?

-Рефлексия?

Урок достиг своей цели:

Подведение итогов занятия и домашнее задание (3 мин.)

Учитель: Россия возродилась, уверенно двигается вперед. На пути развития будут вставать новые вопросы, задачи, проблемы. И решать их будете вы, новое поколение. Дерзайте!

Домашнее задание: подготовка к дифференцированному зачету.

СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники.

Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько, сколько они смогут. Власть в национальных республиках оказалась в руках местной бюрократии, несмотря на то, что в большинстве субъектов федерации русского населения было более половины, поэтому резко возрос национализм, и ухудшилось положение русского населения. В результате отсутствия четко продуманной национальной политики в Чечне установился криминальный режим, с которым до 1994 года никто не боролся. В результате, ситуация стала настолько сложной, что там начинается контртеррористическая операция, более напоминающая военные действия. Все это происходит на фоне расширения блока НАТО на восток, агрессии против Сербии, утраты рынков сбыта вооружений, нелегального проникновения и расселения на Дальнем Востоке граждан Китая, активизации японской дипломатии, вновь поднявшей вопрос о Южных Курилах.

Давайте предоставим слово одному из идеологов концепции крестового похода против СССР Збигневу Бжезинскому: «На Западе, вследствие процесса распада Советского Союза границы России существенно изменились в неблагоприятную для нее сторону, а сфера ее геополитического влияния серьезно сократилась. Прибалтийские государства находились под контролем России с 1700-х годов, и потеря таких портов как Рига и Таллинн, сделало доступ России к Балтийскому морю более ограниченным, причем в зонах, где оно зимой замерзает. Хотя Москва и сумела сохранить политическое главенствующее положение в новой, получившей официальный статус независимости, но в высшей степени русифицированной Белоруссии, однако еще далеко не ясно, не одержит ли в конечном счете и здесь верх националистическая инфекция. А за границами бывшего Советского Союза крах Организации Варшавского договора означал, что бывшие сателлиты Центральной Европы, среди которых на первое место выдвинулась Польша, быстрыми темпами склоняются в сторону НАТО и Европейского Союза. Самым беспокоящим моментом явилась потеря Украины…означало потерю потенциально богатой и индустриальной и сельскохозяйственной экономики и 52 млн. человек этнически и религиозно наиболее связанных с русскими, которые способны были превратить Россию в действительно крупную и уверенную в себе имперскую державу». Он предлагает осознать три беспрецедентных условия, которые в настоящее время определяют геополитическое состояние мировых дел: 1) впервые в истории одно государство является действительно мировой державой; 2) государством, превосходящим все другие в мировом масштабе, является неевразийское государство и 3) центральная арена мира – Евразия – находится под превалирующим влиянием неевразийской державы.

В краткосрочной перспективе Америка заинтересована укрепить и сохранить существующий геополитический плюрализм на карте Евразии.

Вместе с тем хотелось бы отметить: из того факта, что позиция Горбачева и Ельцина по многим вопросам была выгодна США, еще не вытекает то, что они были «агентами империализма». Просто их политика пересекалась с интересами некой заокеанской сверхдержавы. Для того чтобы опрокинуть СССР необходимо было сочетание целого ряда политических, социальных, экономических и иных явлений, которые и приведут к 1991 году.

Будущий писатель Владимир Богомолов в 15 лет бросил школу, приписал себе два года и ушел воевать. В 19 лет он был победителем, шесть боевых наград. В 1951 году попал в тюрьму, где невинно сидел. Когда его выпустили, на последние копейки дал телеграмму: «Кремль. Сталину. Я, офицер, участник войны, без суда и следствия пробыл в тюрьме 13 месяцев. Выпущен без предъявления обвинения. Ожидаю назначения. Нахожусь в бедственном положении, не на что купить хлеба. Прошу вашего незамедлительного вмешательства». Телеграмма была дана в субботу, а уже в понедельник его срочно вызвали в отдел кадров округа, накормили, неся ерунду, которую умеют плести в армии для солдат и младших офицеров, и в течение недели выплатили задолженность по зарплате за все тринадцать, теперь уже с половиной месяцев. С момента отправки телеграммы не прошло ни одной рабочей минуты (воскресенье – выходной). Все телеграммы в адрес вождя шли под грифом «правительственная», и их строго запрещалось задерживать. Почти полвека прошло после той телеграммы. В середине девяностых в Палдиски была ликвидирована база атомных подводных лодок. Русских офицеров бросили, их было 319 человек вместе с семьями, они жили в холодных бараках и были никому не нужны. Они трижды обращались к президенту России Ельцину, пять раз – к министру обороны Грачеву, много раз – в военную прокуратуру!

«Знаете почему? – говорил Владимир Богомолов, – у нас нет государства! Нет! Когда я отправлял свою телеграмму после войны, государство было!… Я не идеализирую Сталина, считаю его одним из величайших преступников в истории человечества…Государство может быть тоталитарным или демократическим – но оно должно быть».

31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин добровольно ушел в отставку, его главной заслугой было то, что он все-таки сумел сохранить Российскую Федерацию в условиях, когда почва колебалась под ногами, и государство напоминало космический корабль, потерпевший крушение на орбите – его гигантские обломки продолжали нестись вместе, влекомые лишь силой инерции. Исполняющим обязанности президента страны стал В.В. Путин, который в марте 2000 года победил на выборах.

6 февраля 2000 года завершилась операция по освобождению города Грозного, а через 10 дней появляется Постановление правительства Российской Федерации № 122 (г.Москва) от 16 февраля 2001 года «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

Начинается эпоха возрождения государственности на основе демократических начал. Постепенно меняется отношение к России и Запада. Террористические акты 11 сентября 2001 года ясно показали США, что необходима совместная борьба с терроризмом. В начале XXI века начинается курс на конструктивное сближение, и хотя политика двойных стандартов относительно России еще не закончена, но проводится она уже не столь явно, как было в 90-е годы. Однако обольщаться пока не следует, осознание того, что СССР больше не существует, уже наступило, но перспективы дальнейшего существования России пока еще довольно расплывчаты. Вместе с тем, уже сегодня видно, что Россия стала осознавать свои национальные интересы и все больше их отстаивать. 25 сентября 2003 года даже А.Б.Чубайс заявил в своей предвыборной речи: «Я считаю, что Россия не просто уже является лидером, а она может и должна всемерно наращивать и укреплять свои лидирующие позиции в этой части планеты (СНГ – А.К.) в следующие 50 лет. Скажу больше. Я считаю, что идеология России, – я глубоко в этом убежден, – на всю обозримую историческую перспективу должна стать идеологией либерального империализма, а целью российского государства должно стать построение либеральной империи ». Правда, на выборах правых все равно народ прокатил. По всей видимости, не последнюю роль в этом сыграло стремление проамерикански настроенных «разрушителей» СССР сыграть роль созидателей нового мира. Но и правые, и левые политические силы прекрасно понимают, что вслед за экономической интеграцией и восстановлением прерванных связей на всем постсоветском пространстве неизбежно должна последовать интеграция политическая, но строго на добровольной основе. Эта интеграция должна проходить с учетом национальных особенностей населения нашего государства и опыта объединенной Европы. Впрочем, пытаться предсказывать будущее довольно бессмысленное занятие, гораздо интереснее попытаться разобраться в прошлом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как вы полагаете, по каким причинам Б.Н. Ельцин добровольно отрекся от власти?

2. Почему после прихода к власти В.В. Путина ситуация в стране стала постепенно улучшаться?

Заключение

Вы познакомились с историей России, насчитывающей более тысячи лет. Обольщаться по поводу древности нашей истории не стоит, в мире есть и более древние государства, а есть и относительно недавно возникшие. Но нет ни одного, просуществовавшего дольше Древнего Египта. На исторический процесс оказывают влияние тысячи факторов, как объективных, так и субъективных. Огромную роль в этом процессе играет борьба идей. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сформулирует эту проблему в 2003 году так: «К сожалению, люди перестают думать об искусстве как таковом, а думают лишь о том, сколько это искусство стоит. Картины, скульптуры превращаются в капитал». Но великий режиссер Борис Александрович Покровский год спустя, прокомментировал получение Государственной премии: «Знаю, что меня награждают не просто, чтобы «поддержать», а убедить, что я иду верной дорогой, борясь против всякой пошлости и попсы. Это не популярное искусство, как думают многие, а разложение вкусов общества… Если не будет у нас достойного искусства – не будет и страны. Никакая экономика, никакая политика, ничто кроме подлинной культуры не поможет нам поднять голову. Вот за утверждение в России подлинной культуры я и борюсь».

История делается сегодня и не знает чернового варианта, поскольку каждый раз пишется набело. «Одним из отличительных признаков великого народа, - писал В.О. Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу». Проблема выбора культурных и этических образцов для подражания рано или поздно встанет перед каждым из нас.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеенков А.Е., Барышников Н.И., Белозеров Б.П., Бурлаков А.И., Вишняков-Вишневецкий К.К., Дзенискевич А.Р., Ежов М.В., Захаров И.З., Иноземцев И.Г., Ковальчук В.М., Козлов Н.Д., Колосов Ю.И., Комал Ф.Б., Крюковских А.П., Кутузов А.В., Махнев В.А., Мусаев А.Г., Олейников Г.А., Рожков А.М., Соболев Г.Л., Сухов В.Н., Федотов В.Г., Фролов М.И., Цамутали А.М. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941 – 1944. СПб.: Lans, 1994.

Аль Д.Н. Истории из истории От Вещего Олега до Петра Великого. СПб., 1997.

Аммон Г.А., Ионычев Н.П. История России 1Х-ХХ вв. М., 2002.

Анисимов Е.М.,.Балашов Е.М, А.З. Ваксер, Р.Ш. Ганелин, А.Р.Дзенискевич, В.М.Ковальчук, А.П. Купайгородская, В.А. Нардова, А.С.Сухорукова, А.Н.Цамутали, А.Н.Чистяков. Санкт-Петербург 300 лет истории. СПб.: Наука, 2003.

Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. М., 2004.

Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 2002.

Бастрыкин А.И., Громцева О.Ф. Тени исчезают в Смольном. Убийство Кирова. СПб.: Европейский Дом, 2001.

Брусилов А.А. Мои воспоминания. М.: Военное издательство. 1983.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История Государства Российского. Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX – XVI вв. М.,1991.

Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 1967.

Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М.: Прогресс, 1992

Верт Н. История Советского государства: 1900-1991. М., 2000.

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б.Струве, С.Л.Франка. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., 1990.

Война Германии против Советского Союза 1941-1945. Документальная экспозиция под редакцией Рейнгарда Рюрупа. 1992.

Воинские повести Древней Руси. Л., 1985.

Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский. Битва за Россию. СПб., 1993.

Гальдер Ф. Военный дневник. 22.06. 1941 – 24.09. 1942. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004.

Гарнич Н.Ф. 1812 год. М.: Гос. Изд. Культурно-просветительной литературы, 1952.

Гладкий С. Полководцы и маленький «я» (продолжение) // Русский мир. Книга четвертая. Санкт-Петербургская организация союза писателей России. СПб., 1996.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-пресс, 2003.

Гумилев Л. Панченко А. Чтобы свеча не погасла Диалог. Л.: Сов. писатель, 1990.

Гаврилов Б.И. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2003.

Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812 г. Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. Л.: Лениздат, 1985.

Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России ХIХв. М., 2002.

Данилов А.А., Косулина Л.Г, История России XX в. М., 2002.

Дмитренко В.П. История Отечества XX в. М., 2001.

Деникин А.И. Путь русского офицера. М.: Современник. 1991.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

Долматовский Е.А. Зеленая брама. Докум. легенда об одном из сражений Великой Отеч. войны. – 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1985.

Десятый съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи 11 – 21 апреля 1936 г. Стенографический отчет. М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1936.

Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Жизнь Замечательных Людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Иоанн Грозный Хмельницкий Потемкин Суворов Скобелев. СПб.: ЛИО Редактор, 1995.

Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2003.

Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI в.: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2003.

Засосов Д.А. Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов записки очевидцев. Л.: Лениздат, 1991.

И примкнувший к ним Шепилов. Правда о человеке, ученом, воине, политике. М.:Звонница-МГ, 1998.

Ионичев Н.П. История России 1Х-ХХ вв.: Учебное пособие. М., 2003.

Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

История Отечества. Энциклопедический словарь // Большая Российская энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2003.

История России IX-XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. 4-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Нева, 1996.

История России с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. А.Н. Сахарова, Л.П. Новосельцева. М, 2000.

История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. И.Н. Павленко. М., 2002.

История России с начала XVIII до конца XIX вв. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2000.

Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Художественная литература, 1969.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. Тт. 2 – 3. М., 1991.

Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М.: Былина, 1997.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Репринтное воспроизведение издания 1873 – 1888 гг Книга I. М.: Книга, 1990.

Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993

Кутузов В.А., Лебина Н.Б., Ратьковский И.С., Рачковский В.А., Флоринский М.Ф., Ходяков М.В. Новейшая история России. 1914 – 2002: Учебное пособие / под ред. М.В. Ходякова. М.: Юрайт-издат, 2004.

Кириллов В., Кулагин Г. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

Кочепасова Т.Ю., ЕрмольевВ.Н., Ивашко М.И., Плетушков М.С. История России: Учебное пособие для абитуриентов. М., 2003.

Кузнецов И.Н. История России: Справочник. М., 2000.

Курукин И.В. История Отечества: Для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 2003.

Лебединцев А.З. Мухин Ю.И. Отцы-командиры. М.: Яуза, Эксмо, 2004.

Лихачев Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы//Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. Л., 1984.

Лозинская Л.Я. во главе двух академий. М.: Наука, 1979.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). СПб.:Искусство – СПб. 1997.

Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Политиздат. 1991.

Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие. М., 2003.

Моряков В.И. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

Нестеров Ф.Ф. Связь времен: опыт исторической публицистики. – 2-е изд. М: Молодая гвардия, 1984.

Отечественная артиллерия 600 лет. Под редакцией маршала артиллерии Г.Е. Передельского. М., 1986.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебное пособие. М., 2004.

Островский В.П., Уткин А.И. История России XX в. М., 1997.

Отечественная история: Учебное пособие/ И.А. Кольцов (научный руководитель авторского коллектива), Л.Н. Дмитриева, В.Ю. Жуков, А.И. Коротков, А.В. Кутузов, И.Ю.Лапина, Л.Б.Назаренко, А.А. Недвецкая, В.Н. Роденков. СПб.: СПбГАСУ, 2002.

Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. М., 2004.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2002.

Полунов А.Ю., Головкина Н.Л., Сдобина Т.Е. История России: Учебное пособие для абитуриентов вузов. М., 2002.

Пятецкий Л.М. История России XX в.: Для старшеклассников и абитуриентов. М., 1991.

Патриотизм советской армии и народа – важнейший источник победы в Великой Отечественной войне. Сборник материалов Международной научной конференции посвященной 55-летию Великой Победы (18 – 19 мая 2000 года) СПб., 2000.

Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков// Памятники литературы древней Руси. Втор. пол. XVI в. М., 1986.

Россия XY – XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986

Руководители Санкт-Петербурга. СПб.: Изд. дом Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград. СПб.: ЭГО. 2002.

Скрынников Р.Г. Ермак. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1992.

Советско-германский фронт – главный фронт второй мировой войны. Сборник материалов Международной научной конференции (3 – 4 мая 2001 года). СПб., 2002.

Сокровища древнерусской литературы. Мудрое слово Древней Руси (XI – XVII вв.). М.: Советская Россия, 1989.

Тит Ливий История Рима от основания города. Т.2. М.: Наука, 1991.

Толстой Л.Н. Война и мир. М.: «Художественная литература», 1962.

Харт Лиддел Бэзил. Битвы третьего рейха. Воспоминания высших чинов генералитета нацистской Германии. / Пер. с англ. – С.В. Лисогорского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

Тревор-Ропер Хью Застольные беседы Гитлера. М.: Центрполиграф, 2004.

Федоров В.А. История России. 1861-1917. М., 2002.

Чтения по военной истории. Сборник статей. СПб.: СПбГУ. 2005.

Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: из дневника Ф.Чуева. М.: Терра, 1991.

Чуев Ф.И. Молотов: Полудержавный властелин. М., 1999.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982.

  • Адаптация человека в условиях инфосферы. Ноосфера и ее концепция
  • Аналитическая психология: основные концепции и принципы
  • Аппарат районного суда, Дополнительные права и обязанности зав. Концелярией секретаря суда, секретаря судебного заседания, администратора суда
  • Апреля 1854 г. Австрия и Пруссия требуют, чтобы Россия очистила от своих войск Дунайские княжества. Россия вынуждена выполнить требования


  • 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Это привело к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.

    После распада СССР в РФ начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации гос. собственности, в отказе: от гос. регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.

    Начавшаяся с января 1992 г. либерализация цен привела к их неудержимому росту. Рост цен привел к резкому снижению спроса, а также к обесценению денег. Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом товаров из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта и производства российских предприятий. В результате инфляции курс рубля упал в течение пяти лет почти в 16 раз.

    В 1993-1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация гос. собственности. Она должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе. Для проведения приватизации была разработана и утверждена схема - гос. собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды, либо продать. Эта схема вносила неравенство. Преимущество было у членов трудовых коллективов предприятий, а работники непроизводственной сферы практически ничего не получили, т.к. переданные ими в инвестиционные фонды ваучеры пропали вместе с развалившимися фондами. В обществе была создана почва для разногласий.

    В целях ускорения создания у предпринимателей первоначального капитала реформаторы пошли на отмену гос. монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества. И отрицательно сказывалось на морально-политическом климате в стране.

    К началу 1993 г. были приватизированы почти все предприятия торговли, общепит, бытовое обслуживание, треть промышленных предприятий. Приватизация привела к свертыванию целых отраслей промышленности, породила коррупцию, отток капиталов за рубеж.

    В стране наблюдалась политическая нестабильность. К осени 1993г. достиг пика кризис властей - законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительство). 21 сентября 1993 г. указ Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении конституционной реформы. Началось вооруженное противоборство. Итогом стала ликвидация системы Советов в России.

    12 декабря 1993г. принята новая Конституция РФ, предоставлявшая большие полномочия президенту и установившая новую структуру высших органов - Федеральное Собрание, состоящие из двух палат - Совета Федерации и Гос. Думы.

    В политических и экономических кругах не было единой позиции. С одной стороны, стремились к ужесточению финансово-кредитной политики, ускоренной приватизации. С другой усиления гос. регулирования экономики, продолжения бюджетного дотирования предприятий.

    В 1994-1996 гг. Большее количество предприятий переставали производить продукцию, услуги. Увеличивался бюджетный дефицит. В аграрном секторе экономики началась с реорганизация колхозов и совхозов. Но уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться

    Таким образом, милитаризация экономики, ведение военных действий, оказание военной и экономической помощи государствам, неэффективное ведение хозяйства привели к истощению государства и расстройству экономики страны, экономическому, политическому кризису, и распаду СССР.

    Последствием этого стали разрушение единого экономического пространства и хозяйственных связей, упадок экономики, снижение жизненного уровня населения, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе.

    Немаловажным фактором, оказавшим негативное влияние на экономику страны и психологическии климат в обществе, стала криминализация общества . Преступный мир соединился с частью чиновничества, кредитной системой. Огромные суммы денежных средств оказались в теневой экономике (недопоступление средств в бюджетную систему - постоянному недофинансированию бюджетной сферы).

    Все это нашло отражение в снижении экономических, демографических и социальных показателей в стране.

    За период 1992-1997 гг. в России снизились производства, доходы населения снизились. Во второй половине 90-х годов экономический кризис углубился. В основе его был спад производства, несобираемость налогов, возросший бюджетный дефицит. Указом президента большинство акционерных обществ получили право оставлять дивиденды на собственное развитие. Таким образом бюджет лишился доходов.

    В 1998 г. экспорт из страны снизился, а импорт вырос. 17 августа 1998 г. было объявлено о расширении коридора обменного курса валюты; о моратории на оплату долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным обязательствам.

    Последствием таких действий стал уход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов. Банки, вложившие в гос. ценные бумаги средства вкладчиков были в тяжелом положении, что привело к банковскому кризису . Для восполнения активов банки стали скупать доллары, вызвав повышение цен на валюту. С ростом курса доллара выросли цены на потребительском рынке. Все это стало причиной в августе 1998 г. финансового кризиса.

    Ельцин стремился получить поддержку руководителей республик, краев, областей. Ряд республик в составе РФ получили более широкие права и льготы по сравнению с другими регионами. В связи с этим генерал Д. Дудаев, начал проводить политику приводившую к отделению Чечни от России. Этому способствовало то, что в 1992г. выводя воинские части из Чечни, РФ оставил много вооружения. Дудаев вооружил боевиков, стали совершать вооруженные рейды в соседние с Чечней регионы России, совершать террористические акты. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска с целью «восстановления конституционного порядка». В августе 1996 г. между Россией и Чечней было подписано мирное соглашение, но затем военные действия возобновились.

    Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития.

    После 1991 г. впервые в государстве были созданы демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система . Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).

    В стране начал развиваться парламентаризм. Выборы стали проводиться на альтернативной основе. Избираться стали президент, губернаторы, мэры. Сформировались на основе свободных выборов Гос. Дума, думы краев, областей, городов. Все это положительно сказалось на общественно-политическом положении в стране, на международных отношениях России с зарубежными государствами, с которыми ранее она находилась в состоянии холодной войны.

    Ошибки и негативные явления. Одна из ошибок в том, что, в стране не было создано правительство одной партии ответственное за про ведение определенного политического и экономического курса. Отсутствие у депутатов профессионализма привело к тому, что авторитет Думы в обществе был низок. С выборами 1996 г. появляется новая волна депутатов. Они принимают законы, о высокой заработной плате на уровне министров, большие размеры пенсий для депутатов.

    С середины 90-х годов получившие в стране большой размах коррупция, организованная преступность на фоне обнищания населения, привели к отрицательному отношению населения к демократизации. Общество стало склоняться в пользу усиления централизации управления государством.

    Экономические последствия . Взятый курс на переход к рыночной экономике привел к разрушению экономических связей между отраслями и предприятиями. Политика устранения государства от управления экономикой, привело к тому, что предприятия были лишены гос. поддержки.

    В стране сложилось положение политической социальной неустойчивости. Не оправдались надежды реформаторов на проведение политики монетаризма как регулятора экономического развития. Осуществление такой политики привело к уходу капитала из производственной сферы в финансовую и дальнейшему ослаблению реальной экономики.

    Государственный банк РФ отказался осуществлять кассовое исполнение бюджетов. Это вынудило распорядителей бюджетных ресурсов, искать коммерческие банки. Государственное казначейство не могло обеспечить казначейское исполнение территориальных бюджетов.

    Ослабление контрольных, правоохранительных функций государства содействовало незаконному вывозу материальных ценностей и капиталов за рубеж. Отказ от винной монополии и предоставление налоговых льгот сократили доходы федерального, региональных и местных бюджетов. Ущерб экономике наносили посреднические фирмы, которые встали между производителями и потребителями их продукции.

    Резкое сокращение сферы материального производства как базы получения бюджетных доходов при сохранении высокого уровня расходов (главным образом на финансирование обороны, космических исследований и др.) требовало внешних заимствований. С каждым годом их величина росла.

    Социально-демографические последствия. В конце 90-х годов в результате снижения спроса на продукцию примерно 80% российских предприятии находились на грани банкротства. Уровень безработицы вырос с 5,2 до 13,3%. Реальные доходы населения уменьшались, пенсии уменьшились на 15,1%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 28%. Несмотря на ежегодный въезд в Россию беженцев население страны ежегодно уменьшать. Сократилось число медицинских учреждений + повышение цен на медикаменты. В результате с 1990 г. инфекционная заболеваемость выросла на 29%, болезни крови, органов пищеварения, туберкулез.

    Последствия реформ в России оказались неутешительными.. Ельцин в конце 1999г. добровольно ушел в отставку. Пол года до президентских выборов и.о. был Путин, на выборах он победил. Начинается усиление роли гос-ва в экономике, с целью создать условия для частного предпринимательства. Начинается переход к региональной экономике. Страна разделена на 7 ФО. В 2001г. начинается укрепление контактов России с Западом, особенно в борьбе против терроризма.

    Культура перестает быть политизированной, стала более многообразной. Проникновение западной культуры.

    

    Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества.

    «Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию рынка труда, товаров, жилья, фондового рынка. Однако эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

    В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо нее началось формирование политической системы, основанной на разделении властей.

    Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионами (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей.

    Многие проблемы духовной жизни были связаны со сменой модели общественного развития, переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры. Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

    К началу XXI в. Россия утратила статус великой мировой державы. Занимая 12 % мировой суши, она к концу XX в. производила лишь 1 % мирового валового продукта. Налицо был кризис федеративных отношений, социальной сферы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.

    Новый стратегический курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учетом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории XX в.
    Реализуя его, в короткий исторический срок стране удалось:

    • в экономике вступить в завершающую стадию построения государственного социально ориентированного рынка;
    • в политике создать модель политической системы, избавленной от вмешательства в дела власти как отечественных олигархов, так и иностранных государств и международных организаций;
    • в духовной жизни обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, развитие глобальной сети коммуникаций, вовлеченность России в мировое культурное и информационное пространство;
    • во внешней политике сформулировать суть национальных интересов на новом этапе развития и приступить к их решению.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»