Святой апостол и евангелист иоанн богослов. Апостол любви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
  • 5. Жанровая сцена. Миниатюра школы Басоли. XVII в., Лондон, Музей Виктории и Альберта.
  • Глава 2. Многовариантность изображения предмета
  • Глава 3
  • 6. Условный интерьер.
  • 7. Условный интерьер. За счет некоторого искажения передачи глубины улучшена передача вертикалей
  • 8. Усчовный интерьер. Ширина пола и вертикальные структуры (высота арок и т. П.) переданы безупречно, однако передача глубины предельно искажена, пространство сильно сжато
  • 10. Условный интерьер.
  • 11. Условный интерьер. Вариант перцептивной системы перспективы, в котором главным является безупречная передача вертикальных плоскостей (стен). Основные ошибки - увеличение ширин
  • Глава 4
  • Глава 4. Три ошибки изображения трехмерного пространства
  • Глава 4. Три ошибки изображения трехмерного пространства
  • 16. Неизвестный художник. Вечером в комнатах. Середина XIX в. Γίτ
  • 17. В. Д. Поленов. Церковь Св. Елены. 1882 г. Пт. Белые линии показывают, как сильно деформировал художник ренессансную систему перспективы
  • Глава 5
  • 18. Условный пейзаж. Правильно передана поверхность земли и горы. Ошибочно - вертикали: увеличены высоты деревьев и высота дома
  • 19. Условный пейзаж, ренессансная система перспективы. Сильно уменьшены горы и предметы дальнего плана, сжато пространство между дальним деревом и горами. Передний план сильно увеличен
  • 20. Условный пейзаж. Вариант системы перспективы, сохраняющий правильными силуэты показанных предметов. Увеличение ширины переднего тана. Горы показаны правильно
  • 21. Условный пейзаж.
  • 22. Поль Сезанн.
  • 23. Поль Сезанн. Картина «Гора Св. Виктории со стороны каменоломни Бибемус». Прорисъ.
  • 24. М. В. Федоров. Рисунок «Ростральные колонны перед Биржей» (слева) и соответствующая фотография (справа). Прориси
  • Глава 6
  • 27. Хокусай. Девушка, работающая над моделью Фудзи. Около 1824 г. Все пространство передано аксонометрически
  • 28. Андреа Мантенья. Мертвый Христос. Около 1470-1480 гг. Милан, галерея Брера. Тело Христа передано без перспективных сокращений
  • 30. Евангелист. Миниатюра Евангелия конца XV в. Нгм. Прорись
  • 31. Несение креста. Фрагмент иконы начала XVI в. Him
  • 32. Андрей Рублев. Троица. 20-е годы XV в. Гтг
  • 33. Введение во храм. Новгородская икона. Конец XV в. Гтг
  • Глава 7
  • 34. Рождество Иоанна Предтечи. Византийская икона. XV в. Гэ. Все предметы переданы в аксонометрии (исключение - увеличенные задние ножки)
  • 35. Ким Хондо. Автопортрет. Живопись на бумаге. XVIII в. Столик слева и расположенные на нем. Ящички переданы в легкой обратной перспективе
  • 3D. Рождество Христово. Иконы XV-XVI вв. Гтг. Фрагмент. Прорись. Ясли даны в подчеркнуто сильной обратной перспективе
  • 37. Разные изображения параллелепипеда. Слева - в аксонометрии. Справа от него различные варианты изображений, в которых учтено действие механизма константности формы
  • 38. Козьма, Дамиан и Иаков, брат Божий. XVI в. МиАр. Фрагменты иконы. Неглубокое Евангелие передано в сильной обратной перспективе, глубокий ларец - в слабой
  • Глава 8
  • 41. Л.П.Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 г. Гтг. Иллюзия пространственности создается, энергичным сужением дорожки, в то время как половицы даны почти параллельными линиями
  • 42. П. А. Федотов. Портрет н.П.Жданович. 1849 г. Грм.
  • 43. Схемы изображения глубокого пространства, начиная с очень близкого переднего плана. Слева - ренессансная, справа - перцептивная системы перспективы
  • 44. В. Бедное. Беление холстов. 1970. Прорись. Сдержанное перспективное сокращение холстов создает иллюзию покатости поверхности земли
  • 45. Аксонометрическое изображение куба. Слева - точный вид спереди, справа - в ракурсе
  • Глава 9
  • 46. Ю. Пименов. Перед выходом на сцену. 1965 г. Видно стремление к передаче горизонтальных поверхностей в соответствии со зрительным восприятием
  • 47. Ю. Пименов. Перед выходом на сцену. Схема перспективной конструкции. Хорошо видно сильное искажение (удлинение) вертикалей
  • 48. И. Е. Репин. Не ждали. 1884-1888 гг. Пт
  • 49. И. Е. Репин. Не ждали. Схема перспективной конструкции. Видно отсечение наиболее искаженно передающих зрительное восприятие углов комнаты
  • Глава 10
  • 50. Схема изображения интерьера.
  • 51. Схема изображения интерьера.
  • 52. Паоло Веронезе. Пир у Левита. Прорись. Схема обнаружения (по правилам ренессансной системы перспективы) трех горизонтов у картины
  • 53. Паоло Веронезе. Пир у Левита. Прорись. Схема перспективного построения, показывающая наличие одного горизонта у картины
  • 54. Г. В. Сорока. Кабинет дома в Островках, имении η. П. Милюкова. 1844 г. Грм. Пример строгого следования ренессансной системе перспективы
  • Глава 11
  • 57. Давид между Мудростью и Пророчеством. Фрагмент византийской миниатюры XI в. Прорись
  • 58. Схема изображения интерьера с помощью использования локальных аксонометрий
  • 59. Помпейская фреска tVстиля из дома Эпидия Сабина. Фрагмент. Прорись
  • 60. Барнаба да Модена. Сретение. Вторая половина XIV в. Мзви. Прорись
  • 62. Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос. Клеймо Царских врат из церкви села Софрино. XVII в. Гмзк.
  • 63. Новозаветная Троица. Икона первой половины XVI в. Спмз
  • 64. Возникновение оси схода в результате зеркальной симметрии изображения.
  • Часть II
  • Глава 12
  • 65. Рисунок и условный чертеж якоря, показывающий, как объемный предмет может быть передан на плоскости
  • 66. Осирис у пруда с деревьями и виноградной лозой. Иллюстрация из Книги Мертвых. XV в. До н.Э. Прорись
  • 69. Эхнатон с супругой. Начало XIV в. До н.Э. (по Шеферу)
  • 70. Изображения супружеских пар. Слева - Древнее царство, справа - Новое царство (по Шеферу)
  • 74. Осел с сумками, висящими по бокам
  • 75. Шествие слуг, несущих продукты усопшему. Рельеф из мастабы в Сакарре. Около 2340 г. До н. Э.
  • 77. Египетские корабли в стране Пунт. Рельеф из храма Хатшепсут. Вторая половина XV в. До н. Э. Прорись
  • 79. Руки госпожи и служанки. Фрагмент рельефа на саркофаге. Около 2040 г. До н.Э.
  • 80. Группа музыкантш. Роспись Фиванской гробницы. XV в. До н. Э.
  • 81. Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос. Клеймо Царских врат. 1425-1427 гг. Спмз. Прорись. Иерархическое увеличение фигуры Иоанна
  • 82. Томазо да Модена. Брат Угоне из Прованса. 1352 г. Тревизо, Санто-Никколо, комната капитула. Деталь фрески. Прорись. Информационный поворот верха пюпитра
  • 84. Закладка каменной церкви Св. Михаила в Новгороде. Миниатюра из «Древнего летописца». Т. II. Л. 494. XVI в. Прорись. Рисунок, в который включен план церкви
  • 87. Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Фреска из Ферапонтова монастыря. XVI в.
  • 91. Феофан Грек (?). Успение. Икона конца xtv в. Пт. Четкое разделение обычного и мистического пространства цветом
  • 92. Успение. Тверская икона. Первая половина XV в. Гтг. Мистическое пространство показано дважды
  • 93. Антоний Римлянин. Икона из Поволжья. XVI в. Гтг. Прорись
  • 94. Никифор Савин. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона XVII в. Гтг
  • 95. Чертеж южного фасада Успенского собора Московского Кремля
  • 96. Чудо Федора Тирона. Икона конца XV в. Грм. Прорись. Гармоничное сочетание рисунка и чертежных приемов
  • 97. Эшер. Бельведер. Литография. 1958 г.
  • 81. Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос. Клеймо Царских врат. 1425-1427 гг. Спмз. Прорись. Иерархическое увеличение фигуры Иоанна

    УСЛОВНЫЕ ПОВОРОТЫ ПЛОСКОСТЕЙ ПРО- ЕКЦИЙ, широко используемые в черчении, теперь иногда приобретают облик условных поворотов от- дельных частей изображаемого для увеличения ин- формативности. На рис. 82, показывающем пишуще- го монаха Угоне, наклон пюпитра столь велик, что здесь очевидно желание продемонстрировать зрите- лю сам процесс письма со всеми его подробностями. Если фреска с пишущим монахом может быть назва- на использующей чертежные принципы лишь с из- вестными оговорками, то приведенные ниже иллю- страции дают примеры безусловно сознательного применения чертежных методов в иконописи.

    82. Томазо да Модена. Брат Угоне из Прованса. 1352 г. Тревизо, Санто-Никколо, комната капитула. Деталь фрески. Прорись. Информационный поворот верха пюпитра

    На рис. 83 можно видеть прорись иконы середины XVII в. «Троицкий монастырь». Это, безусловно, план монастыря, причем видно, что иконописец пре- следовал цель передать истинное расположение стен, башен, церквей и вообще всех строений, не пропус- кая даже совсем второстепенных. Сами строения да- ны в условном повороте, как это сделал бы и древне- египетский художник. Шествующие по монастырю святые даны в увеличенном по сравнению со здания- ми масштабе, с чем он бы тоже согласился. Следо- вательно, пользуясь введенной в предыдущей главе терминологией, это чертеж, а не рисунок. Элементы рисунка, передачи перцептивного пространства едва

    83. Троицкий монастырь. Икона середины XVII в. Спмз. Прорись. По сути это подробный план монастыря со строениями, показанными в условном повороте

    представлены, но все же они есть (их бы древнееги- петский художник не допустил): в нижней части ико- ны показана земля, видимая в ракурсе. В Египте она приняла бы облик опорной линии.

    Рассмотрим пример противоположного типа (рис. 84). Миниатюра второй половины XVI в., изо- бражающая закладку церкви, являющаяся, в соот- ветствии с введенным определением, рисунком, со-

    84. Закладка каменной церкви Св. Михаила в Новгороде. Миниатюра из «Древнего летописца». Т. II. Л. 494. XVI в. Прорись. Рисунок, в который включен план церкви

    держит в себе план фундамента возводимой церкви, то есть объект, показанный в условном повороте при виде сверху. Введение чертежных приемов в ри- сунок позволило миниатюристу передать важную, с его точки зрения, информацию: читателю летопи- си становится ясным, что закладывается не церковь вообще, а каменный, трехапсидный, четырехстолп- ный храм.

    Одним из распространенных чертежных приемов, связанных с условным поворотом плоскостей проек- ций, является такое изображение объекта, при кото- ром одна его часть видна с одного направления, а другая - с направления, перпендикулярного основ- ному. Типичный пример - изображение человечес- кой фигуры в живописи Древнего Египта. Нечто по- добное можно видеть и в иконописи. При изображе- нии на фреске «Троица» из Софийского собора в Киеве (рис. 85) круглого стола, покрытого скатертью, одновременно показан вид сбоку и вид сверху, правда не в виде окружности, а в виде полуокружности. Это

  • Патмос - небольшой остров из архипелага Додеканес, известность которого несоизмерима его величине.

    Почти две тысячи лет устремляются паломники на остров, ставший местом общения апостола Иоанна с Богом, чтобы посетить ту самую пещеру, где была написана завершающая Новый завет книга, которая известна всему миру как «Апокалипсис» (греч. ἀποκάλυψις - «откровение»).

    Апостол любви

    Фото с сайта - 2.bp.blogspot.com

    Апостол Иоанн, сидящий по правую руку Христа на Тайной вечере, любимый из учеников, которому Иисус назначил заботиться о Матери Своей - Деве Марии, и который после Вознесения Господня станет одним из столпов церкви Христовой.

    Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, и, по преданию, в одном из них - Эфесе, после Успения Богородицы собирался провести остаток дней своих. Однако во время гонений на христиан, Иоанн был отправлен на остров Патмос, место ссылок, где находились тогда римские каменоломни. Очень скоро стараниями Иоанна все население острова примет христианство. Здесь же будут написаны им Евангелие и Книга Откровения.

    После смерти императора Домициана, гонителя христиан, Иоанну будет позволено покинуть Патмос. Он вернется в Эфес, где и окончит в мире свои дни.

    Иоанн Богослов заповедовал всему миру, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). «Да любите друг друга» (Ин. 13:34) - так, словами Иисуса Христа он учил, что без любви человек не приблизится к спасению. Апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближнему, потому-то именуют его «Апостолом Любви».

    Пещера Апокалипсиса

    Фото с сайта - www.agelostravel.gr

    Уединившись в пещере, после десятидневного поста и молитвы, продиктует апостол Иоанн своему верному ученику Прохору слова произнесенного Свыше «Откровения о последних днях человечества и судьбах мира». По преданию, запись текста Откровения сопровождалась землетрясениями, следы которых и сегодня видны в пещере.

    Иоанн Богослов диктует святому Прохору текст «Апокалипсиса». Фото с сайта - www.patmosislandinfo.gr

    Откровение Иоанна Богослова наполнено страшных видений и предсказаний, а его образы и знаки - всадники Апокалипсиса, трубящие ангелы - во все времена привлекали мистиков, толкователей и художников.

    В.М. Васнецов. «Четыре всадника Апокалипсиса». Фото с сайта - www.yslish.com

    Пещера Иоанна Богослова находится на склоне холма, во времена апостола она была открытой, а с XI века над ней возвышается небольшой храм Апокалипсиса. Пройдя внутрь, можно увидеть огороженным то самое место, где сидел апостол Иоанн, когда получил Откровение, а рядом с ним под алым покровом тот аналой, за которым святой Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса.

    Фото с сайта - en.protothema.gr

    Пещера Апокалипсиса расположена рядом с монастырем Иоанна Богослова, и вместе с ним в 1999 году была внесена ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия.

    Монастырь Иоанна Богослова

    Когда христианство утвердилось как основная религия империи, на острове Патмос было построено множество церквей. Однако, из-за частых нападений пиратов, жители оставили остров, а храмы его пришли в запустение.

    Возрождение жизни на острове начнется в XI веке, и связано оно с именем монаха Христодула, пришедшего на Патмос с соседнего острова Кос.

    В 1088 году он получил от византийского императора Алексея Комнина золотую буллу - разрешение на строительство монастыря. Этот документ сегодня хранится в монастырском музее.

    Фото: http://www.abi.gr/system/assets/000/000/721/gallery_large_patmos_mon_2.jpg?1280735045

    Монастырь, построенный преподобным Христодулом как крепость с бастионами, возвышается на холме, а вокруг него со временем вырос город.

    Преподобный Христодул покинул Патмос и вернулся на Кос, где через несколько лет скончался. Позднее мощи святого были перенесены в основанный им монастырь, где и хранятся в часовне, ему посвященной.

    Монашеская обитель Иоанна Богослова до начала XVI века процветала, хоть и вынуждена была время от времени обороняться от пиратов. В 1522 году Патмос, как и соседние острова, был захвачен османами и вынужден платить дань султану.

    В конце XVIII века Патмос занял русский флот под руководством адмиралов Федора и Алексея Орловых, кинжал одного из них находится в музее при монастыре. Однако окончательно освободится остров от турок лишь в 1912 году - тогда он попадет под власть Италии. Фашистский режим нанесет серьезный урон монашеской жизни на подвластных ему греческих островах.

    Святой апостол и евангелист
    ИОАНН БОГОСЛОВ

    Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Любовь является главной особенностью его духовного облика. Весь жизненный путь апостола - служение Любви.

    Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иоа́нн Зеведе́ев (ивр. «Йоханан») , был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников, занимался рыболовным промыслом и был не малозначительным членом иудейского общества. Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника, она также упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.

    Первоначально он был учеником Иоанна Крестителя. Он первый последовал за Спасителем вместе с Андреем Первозванным. Однако постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал после чудесного улова рыб на Геннисаретском озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом.

    Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира, видел Преображение Господа, слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса. Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски - «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

    По преданию Иоанн Богослов вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь о собственной безопасности. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя». С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

    Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, а нежная и безграничная любовь граничила у него с пылкостью и даже некоторой резкостью. Сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения. Предполагают, что за эту пламенную ревность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). Для него не существовало раздвоенности. Он считал, что можно принадлежать либо Христу, либо дьяволу, среднего состояния быть не может. В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение любимого ученика, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

    Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

    Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

    В Эфесе апостолы Иоанн и Прохор нанялись на работу в общественную баню, владелицей которой была злая и грубая женщина, по имени Романа. По языческому обычаю, в основание этой бани были закопаны живыми юноша и девушка. С тех пор в ней жил бес и каждый год кого-нибудь топил. В тот год утоплен был отрок по имени Домн. Отец не вынес смерти сына и от горя скончался. Романа, по злобе своей, во всем обвинила Иоанна, который работал истопником. Она стала кричать, что юноша скончался от угара, и в итоге заявила, что если Иоанн не воскресит Домна, то умрет сам. Неописуемым был ужас Романы, когда Иоанн, помолившись, воскресил не только юношу, но и его отца. Затем он именем Христа связал беса и изгнал его из города. Это чудо настолько потрясло Роману и жителей Эфеса, что многие горожане сразу же обратились ко Христу.

    При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым по слову Христа: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым.

    После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.


    На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех местных жителей, принявших святое крещение.

    Однажды на Патмосе во время молитвы в уединенной пещере ему было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель», - возвещал Дух Божий через святого апостола.» Так, около 67 года, была написана святого апостола Иоанна Богослова, символически описывающая события, которые должны произойти в конце времен. Это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова.


    Четыре всадника Апокалипсиса

    Та пещера, в которой Апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. И поныне в пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся "громкий голос, как бы трубный", возвещавший откровение.


    Монастырь св.Иоанна Богослова на о.Патмос


    Стены монастыря св.апостола Иоанна Богослова на о.Патмос


    Внутри монастыря св.Иоанна Богослова


    После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес, где написал Евангелие. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали божественную сущность Спасителя.

    Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры - о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово». (Ин. 1:1) Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

    Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). В них он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

    Церковное Предание сохранило трогательную историю, показывающую, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Апостол Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению местного епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался главарем шайки разбойников. Апостол любви, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими. Он не пытался освободиться и лишь сказал: «Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним». При виде Апостола Иоанна тот крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним: «Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца!» Словами любви он ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, пока совершенно не примирил его с Богом.

    В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Детки, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

    Но любовь святого Иоанна к людям превращалась в пламенную ревность, когда он встречал лжеучителей, развращавших верующих. Однажды в общественной бане он встретил еретика Керинфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. «Пойдем скорее отсюда, - сказал апостол бывшему с ним ученику, - я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание.»

    Апостол Иоанн Богослов скончался в Ефесе уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым, накрыв лицо платом: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: «Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?» (Ин. 21:22) Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Тление не коснулось тела апостола - этого удостаивалась лишь Богородица, Илия и Енох.


    Литургия на месте погребения Иоанна Богослова (Турция)

    Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет, могила источала миро - тонкий слой праха (или «манны»),- и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.

    Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Из учеников Христовых только ему Святая Церковь дала наименование Богослова, как тайнозрителю Судеб Божиих.

    Тропарь, глас 2
    Апостоле Христу Богу возлюбленне, / ускори избавити люди безответныя, / приемлет тя припадающа, / Иже падша на перси приемый; / Егоже моли, Богослове, / и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

    Кондак, глас 2
    Величия твоя, девственниче, кто повесть? / Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, / и молишися о душах наших, / яко богослов и друг Христов.

    Молитва святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
    О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. А минь.


    с. 346 ¦ 284. Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием.

    Начало XVI века. Школа Дионисия.

    В среднике, обрамленном шестнадцатью клеймами с изображением «хождения Иоанна Богослова», представлен Иоанн, диктующий Прохору. Разведя руки с раскрытыми ладонями, Иоанн обернулся к падающим из левого верхнего угла голубым лучам. Фигура склонившегося над книгой юного Прохора четко выступает на черном фоне пещеры в одной из зеленоватых крутых горок 1 . Средник окаймлен широкой алой полосой с белым орнаментом. Порядок клейм 2:

    1. Трапеза апостолов в Гефсимании. Иоанн вынимает «жребий Асийский»;
    2. Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле; буря качает лодку, мачта сломалась, парус снят, Иоанн и корабельщики жестами выражают скорбь;
    3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения;
    4. Иоанн и Прохор нанимаются работать в бане «Романы»; владелица бани бьет Иоанна за нерадивость, Прохор сокрушается;
    5. Иоанн воскрешает юношу, удавленного бесом в бане;
    6. Диоскорид умоляет Иоанна исцелить сына;
    7. Явление Христа Иоанну; исцеление сына Диоскорида;
    8. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане; Иоанн заклинает беса;
    9. Исцеление прокаженного;
    10. Иоанн крестит ефесцев;
    11. Обличение обычаев празднества Диониса, когди мужи «нападаху на жены несытым многоблудством»;
    12. Жрецы Диониса избивают Иоанна палками;
    13. Исцеление «огнем жгомаго»;
    14. Освобождение двенадцати юношей, прикованных к колонне и предназначенных в жертву бесу - волку (волк представлен слева внизу);
    15. Иоанн передает ученикам Евангелие, продиктованное им Прохору (см. средник);
    16. Погребение Иоанна.

    1 Иконография средника восходит к миниатюре, изображающей Иоанна Богослова с Прохором в Евангелии Хитрово конца XIV в. (ГБИЛ) (см. о ней: D. Ainalov , Trois manuscrits du XIV-e siècle à L"Exposition de l"ancienne Laure de la Trinité à Sergiev. - «L"art byzantin chez les slaves», deuxième recueil, dedié à la mémoire de Th. Ouspensky, première partie, Paris, 1932, стр. 244, табл. XXXVII. Иконография в целом схожа с меньшей по размеру иконой ГТГ первой четверти XVI в. (см. № 298). Однако иконы эти совершенно различны по колориту и стилю.

    2 Клейма определены по исследованию Н. П. Лихачева: «Хождение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По лицевым рукописям XV и XVI веков», Спб., 1911.

    Композиции клейм тесно заполненные, многолюдные. Пропорции удлиненные. Для подробного развития сюжета один и тот же персонаж иногда изображается дважды и трижды (например, «Романа» и Иоанн в 4-м клейме повторены три раза, а Прохор - два). Излагая содержание «Хождения Иоанна Богослова», художник драматизирует представленные сцены. Краски прозрачные - охряные, сиреневые, розовые с преобладанием зеленых тонов. Первоначальные многочисленные пробела почти утрачены. Вохрение плавью, с подрумянкой, по бледно-оливковому санкирю. Поземы зеленые. Нимбы, фон и поля со следами золота.

    Доска липовая, дублированная. Паволока, левкас, яичная темпера. 132 × 98.

    Из московской церкви Троицы у Салтыковского моста 3 . с. 346
    с. 347
    ¦

    3 Церковь Троицы на Троицко-Введенской ул. у Салтыковского моста - новоблагословенная, единоверческая, построена в 1819 г. Стоящая рядом Введенская церковь построена в 1825 г. См. Путеводитель по Москве... под ред. И. П. Машкова, М., 1913, стр. 204.

    Поступила из музейного фонда МОНО в 1933 году.

    Раскрыта в ГТГ И. А. Барановым в 1954 году. с. 347
    ¦



    1. Иоанн Богослов и Прохор
    1. Трапеза апостолов в Гефсимании. Иоанн вынимает «жребий Асийский»
    2. Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле

      Буря качает лодку, мачта сломалась, парус снят, Иоанн и корабельщики жестами выражают скорбь.

    3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения
    4. Иоанн и Прохор нанимаются работать в бане «Романы»

      Владелица бани бьет Иоанна за нерадивость, Прохор сокрушается.

    5. Иоанн воскрешает юношу, удавленного бесом в бане
    6. Диоскорид умоляет Иоанна исцелить сына
    7. Явление Христа Иоанну; исцеление сына Диоскорида
    8. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане; Иоанн заклинает беса
    9. Исцеление прокаженного
    10. Иоанн крестит ефесцев
    11. Обличение обычаев празднества Диониса
    12. Жрецы Диониса избивают Иоанна палками
    13. Исцеление «огнем жгомаго»
    14. Освобождение двенадцати юношей, предназначенных в жертву бесу - волку
    15. Иоанн передает ученикам Евангелие, продиктованное им Прохору
    16. Погребение Иоанна

    Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

    Иоанн Богослов - один из наиболее часто упоминаемых в Священном Писании апостолов, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2-9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26-27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2-3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3-8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое - дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленными чудесами, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

    Наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей получили композиции, где он представлен диктующим евангельский текст Прохору. В основу иконографии положен соответствующий эпизод «Хождения Иоанна Богослова», в котором описано создание Евангелия. После нескольких дней, проведенных в уединенной молитве, апостол был удостоен божественного откровения, явленного ему в виде молнии и грома; посадив Прохора на землю справа от себя, он диктовал ему текст, стоя и глядя в небо. Наиболее ранние из сохранившихся изображений этого сюжета в двух Евангелиях конца X века и начала XI века (в Париже и на Афоне). В XI - XIII веках этот тип иконографии стал одним из самых распространенных и воспроизводился почти без изменений. Различия касаются только деталей: наличия или отсутствия горок и архитектурных мотивов на фоне, а также престола, на котором может сидеть Прохор, позы Прохора, реже позы и жестов Иоанна Богослова. Особая разработка темы божественного света, характерная для XIV века, представляет получение откровения как сообщение человеку нетварной божественной энергии. События происходят в пещере или на ее фоне. В некоторых случаях пещера могла быть настолько велика, что Иоанн Богослов и Прохор оказывались внутри ее. Иоанн Богослов и Прохор могли изображаться сидящими как на горках, так и на небольших престолах, внутри же пещеры нередко помещались столик с письменными принадлежностями, корзина со свитками и т. д. С XV в. подобные иконографические схемы получили распространение и в русских миниатюрах (Евангелие Хитрово, около 1400 года - РГБ; Евангелие из Успенского собора Московского Кремля (Морозовское), 1410-е годы - ГММК). Иконописные сюжеты основывались на разработанных в книжной миниатюре композициях. Например, Иоанн Богослов на острове Патмос - средник иконы конца XV века с 44 житийными клеймами из собрания музея имени Андрея Рублева.

    Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) - Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) - в Соборе двенадцати апостолов.

    Жанна Григорьевна Белик ,

    кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

    Ольга Евгеньевна Савченко,

    научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

    Литература :

    1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 679- 731.

    2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV - начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

    3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб, 1911.

    4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147.

    5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208-221.

    6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. М., 1994.

    7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 45-55.

    8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

    9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV - XX вв. из собрания В. Бондаренко. М., 2003.

    10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV - начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 438-450.

    11. Иконы Вологды XIV - XVI вв. М., 2007.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»