Значение аарон первосвященник в православной энциклопедии древо. Православная абхазия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

(1445 до Р.Х.) - пер-вый вет-хо-за-вет-ный пер-во-свя-щен-ник. Сын Амра-ма и Иоха-ве-ды из ко-ле-на Ле-ви-и-на, стар-ший брат про-ро-ка Мо-и-сея, ро-дил-ся в Егип-те. Он по-мо-гал Мо-и-сею в осво-бож-де-нии ев-рей-ско-го на-ро-да из еги-пет-ско-го раб-ства, яв-ля-ясь пе-ред фа-ра-о-ном как пред-ста-ви-тель про-ро-ка, го-во-ря-щий за него (Исх.4:14-17). Аарон участ-во-вал за-тем в со-ро-ка-лет-нем стран-ство-ва-нии ев-ре-ев по пу-стыне, где и был по ве-ле-нию Бо-жию по-став-лен пер-во-свя-щен-ни-ком. Скон-чал-ся Аарон 123-х лет от ро-ду, в 1445 го-ду до Р.Х. на го-ре Ор в пу-стыне, так же, как и Мо-и-сей, не до-стиг-нув зем-ли обе-то-ван-ной, в на-ка-за-ние за ро-пот на Бо-га (Чис.20:10). Весь род Ааро-на был из-бран Бо-гом для свя-щен-ни-че-ско-го слу-же-ния в Вет-хо-за-вет-ной Церк-ви, и зва-ние пер-во-свя-щен-ни-ка со-хра-ня-лось за его по-том-ка-ми до при-ше-ствия на зем-лю Хри-ста Спа-си-те-ля, пре-ем-ствен-но пе-ре-хо-дя к стар-ше-му в ро-де. По-том-ки Ааро-на в Свя-щен-ном Пи-са-нии на-зы-ва-ют-ся «сы-на-ми Ааро-на» и «до-мом Ааро-на». По уче-нию апо-сто-ла Пав-ла (Евр.5:4-6), Аарон как пер-во-свя-щен-ник Из-ра-и-ля был про-об-ра-зом Иису-са Хри-ста, Пер-во-свя-щен-ни-ка Но-во-го Из-ра-и-ля, Но-во-за-вет-ной Церк-ви.

Архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия.

Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный и имя, общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (Исх. XXVIII:1). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. IV:16, VII, 1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жены Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх. VI:23). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (Евр. V:4). Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей и, когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. XXXII:4). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (Исх. XXXII:1-6). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (Лев. VIII). Впрочем, вскоре после посвящения двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т. е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев. X:1-7). Книга Числ (III, 4) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертью Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (Лев. X:3). Незадолго до отбытия евреев из пустыни Синайской Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с эфиоплянкою. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (Чис. XII). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авнана с 250 человек наиболее выдающихся израильтян из других колен. Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? (Чис. XVI:3) - говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис. XVI:41): вы умертвили народ Господень, вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14700 человек. По приказанию Моисея Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис. XVI:42-49). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12 колен Моисей положил на ночь в Скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; поутру жезл колена Левиина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис. XVII:8). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство навеки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем, Аарон не дожил до вступления израильтян в Землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис. XX:12). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис. XX:28). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. X:6), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. XX:29). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (Пс. CV:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми, в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р. Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г. и смерть в 1451 г.

. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.

Аарон, первый первосвященник ветхого завета. Сын Амрама и Иохаведы, из колена Левиина, он родился в Египте, в царствование фараона, начавшего гонение на евреев (Исх. 1:8 - 11, 22), и был тремя годами старше своего брата Моисея (ср. Исх. 7:7). Он был деятельным сотрудником и даже «пророком», т. е. передатчиком речей Моисея (Исх. 4:16; 7, 7) во время ходатайства великих братьев об освобождении их народа от египетского ига. Вместе с ним он принимал деятельное участие во всех приготовлениях к исходу израильтян, а также и в событиях последующего странствования по пустыне. По божественному повелению, он и его сыновья были отделены на особое священнослужение, и посвящены были на это служение Моисеем (Лев. 8), и избрание Аарона в сан первосвященника впоследствии было чудесно подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен в святое святых, расцвел один только его жезл. Аарон занимал должность первосвященника почти в течение сорока лет, и затем она перешла к его третьему сыну Елеазару, так как его старшие сыновья Надав и Авиуд наказаны были смертью за самовольство в деле богослужения (Лев. 10:1, 2). Это был достойнейший человек, хотя и страдавший некоторою слабостью характера. Он постоянно подчинялся настроению окружавших его лиц и никогда не действовал самостоятельно. Так, он уступил требованию народа при Синае во время отсутствия Моисея, и сделал для него золотого тельца (Исх. 22:4). Затем он примкнул к своей сестре Мариами, когда она начала роптать против Моисея, и впоследствии роптал вместе с самим Моисеем, когда последний, не исполнив повеления Божия в Мериве, в раздражении два раза ударил но скале (Числ. 20:10); за этот последний грех он лишен был вместе с Моисеем счастья войти в землю обетованную (24). Он умер на горе Ор, 123 лет от рода, в виду всего народа, который горько оплакивал его кончину. Бедная гробница на верху этой горы у местных арабов признается именно за гробницу Аарона, хотя есть признаки ее позднейшего происхождения (от времен крестоносцев). Установление Ааронова священства было одним из важнейших учреждений, какие только Господь давал Своему избранному народу. Оно было величайшим и вернейшим средством сохранения истинной религии в мире, так как в самой среде избранного народа выделяло избраннейших представителей и носителей завета с Богом, как единственного условия духовного спасения человечества. Хотя священство по своему существу было и раньше, и по патриархальным обычаям обязанности священника исполнял старший в семействе, но теперь оно выведено было из этого неопределенного и неустойчивого состояния и преобразовано в особое учреждение, наделенное определенными правами и обязанностями и отличенное от всей массы народа даже и особым одеянием. Это нововведение в установлении священства не осталось без протеста со стороны некоторых представителей народа, не хотевших расстаться с прежним патриархальным порядком (возмущение Корея - Числ. 16 гл.), так что потребовалось необычайное божественное чудо, чтобы окончательно запечатлеть в сознании народа истинность этого учреждения (см. под сл. Первосвященник, Священство). Аарон как прообраз Иисуса Христа. Будучи родоначальником и первым представителем такого спасительного учреждения, как священство, Аарон по этому самому является прообразом божественного Начальника нашего спасения - Иисуса Христа в Его первосвященническом служении. Это соотношение между Аароном и Христом, как представителями двух заветов, напрашивается само собою. Но о нем и прямо учит ап. Павел, а за ним и отцы и учители церкви. Ап. Павел, проводя между ними сравнение, указывает близкое соотношение между первосвященством Аарона и первосвященством Иисуса Христа - прежде всего в самом призвании. Никто не имеет права самолично принимать на себя чести священства; чтобы носить это Достоинство, нужно иметь особое призвание от Бога, каковое призвание и имел Аарон. Потому же и Христос не Сам присвоил Себе достоинство первосвященника; Бог прославил Его, и сделал вечным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр. 5:4 - 6). Но хотя оба первосвященника получили призвание к своему священству свыше, однако священство Аароново по самому существу было ниже первосвященства Иисуса Христа: Аарон только подготовлял и врообразовательно совершал то спасение и оправдание, которое окончательно совершил божественный Первосвященник нового завета (Евр. 7:11 - 12; ср. Златоуста на Посл. к Евр. Беседа ХIIИ). Мысль ап. Павла развивают и отцы церкви. Так, св. Кирилл александрийский (см. у Миня, Патр. Греч. т. 68, ст. 725 - 732), напоминая о божественном призвании Аарона и ссылаясь на ап. Павла, замечает, что Аарон был прообразом Иисуса Христа и Его первосвященства, которое есть первосвященство в духе и истине. Когда Бог повелел Моисею взять себе на помощь Аарона, то этим самым Он показал прообраз слабости и несовершенства ветхого завета, если брать его отдельно от Иисуса Христа. Пусть же иудеи, еще любящие тень и букву Моисеевых постановлений, познают, что их богослужение и их религия будут тщетны и бесполезны, если они не присоединятся к Первосвященнику Иисусу Христу. Аарон, как человек красноречивый, данный Богом Моисею в помощь ему в деле освобождения Израиля, опять является прообразом Иисуса Христа, как всемогущего Совершителя нашего духовного избавления. Израиль не мог бы быть освобожден, если бы Христос, прообразованный Аароном, не пришел на помощь Моисею, как косноязычному и несильному в слове. Закон сам по себе слишком слаб, чтобы спасать и освящать людей; посему явился Христос, который чрез священство совершает спасение и освящение мира. Наконец, Бог дал Аарону различные первосвященнические отличия, составляющие прообраз славы Спасителя. Александрийский епископ затем подробно излагает таинственное значение первосвященнических одеяний Аарона. Так же рассуждает и св. Кирилл иерусалимский (М. 33, ст. 676). Иисус Христос, говорит он, носит два имени: Он называется Иисусом, потому что Он есть Спаситель, и Христом, потому что Он совершал первосвященническое служение. По этому же самому, чтобы предобразить две власти, - царскую и священническую, соединенные в лице Иисуса Христа, Моисей дал сыну Навинову, своему преемнику, имя Иисуса, а своему брату, Аарону, имя Христа (помазанного). Христос, в действительности, есть как бы Аарон в своем первосвященническом достоинстве. Далее св. Кирилл сравнивает девственное материнство Пресв. Девы Марии с расцветшим жезлом Аарона, рассуждая так: «Тот, кто, в силу прообразовательного первосвященства, заставил иссохшую и обрезанную ветвь приносить цветы и плоды, не мог ли в силу истинного первосвященства дать возможность родить Деве»? В этом прообразовательном смысле особенно рассматривалось чудо расцветшего жезла, которое у отцов церкви и последующих богословских писателей, равно как и в церковных песнопениях, рассматривается именно как прообраз бессеменного рождения Иисуса Христа от Девы. Напр. в акафисте на Успение пресв. Богородицы (икос 5-й) читаем: «Радуйся, жезле Ааронов, прозябший нетление» и др.

Аарон воспоминается св. правосл. церковию в неделю праотцев (11 - 17 декабря), в Римском Мартирологе 1 июля.

Последнее обновление:
04.Декабря.2015, 12:58


Аарон (+ 1445 до Р.Х.), первый ветхозаветный первосвященник.
День памяти: Июль 20
Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат пророка Моисея, родился в Египте.

Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка, говорящий за него (Исх. 4, 14- 17). Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей-кохенов у евреев (см. Ветхозаветное священство), и священнический сан стал наследственным в его роде — против чего безуспешно восстал Корей, представитель левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Синае Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца.

Аарон участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником.

Год рождения Аарона должен быть отнесен к 1578 году до Р. Х. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет. Скончался Аарон 123-х лет от роду, в 1445 году до Р.Х. на горе Ор в пустыне (в аравийской пустыне на горе Ор, находящейся на юге от Палестины, вблизи древнего идумейского города Petra, каковая местность и поныне известна у арабов под названием Джебль неби Гаруна, т. е. Гора пророка Аарона.), так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной, в наказание за ропот на Бога (Чис. 20, 10).

Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

Потомки Аарона в Священном Писании называются "сынами Аарона" и "домом Аарона". По учению апостола Павла (Евр. 5, 4-6), Аарон, как первосвященник Израиля, был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.

Потомком Аарона была Елисавета (мать Иоанна Крестителя) (Лк. 1,5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр., 7, 11), ему на смену идёт Иисус Христос — священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона — 1 июля, коптская — 28 марта.

У Аарона было от жены его Елисаветы, дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд, погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару (Эла́зару); младшего звали Ифамар.

Классическая иконография Аарона сложилась в X веке — седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Изображение Аарона есть в алтарной части Киевской Софии, его пишут в пророческом ряду иконостаса.

В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.

Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:4-5). Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» (Евр. 5:1).

Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи - Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр. 7:26-28).

В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
Мелхиседек («Царь правды») - царь и первосвященник Салима, отождествляемого в Пс. 75.3 с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах. VI, 12, 13), Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни(Евр. VII, 3).

«Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (К Евреям 7:14-22).


+ дополнительный материал:

Превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волхвов) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней .

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода еврейских священнослужителей - коэнов . Священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстал Корей , представитель левитов , со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение . Аарон был также верховным судиёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Синае Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца и за это народ был поражён Господом (Исх. ).

В Библии особенно отмечаются в характере Аарона черты примирительности, кротости и мягкости.

В христианстве

Потомками Аарона были отец и мать Иоанна Крестителя праведные Захария (так как он был священником) и Елизавета (Лк. ). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр. ), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека . В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец , ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля , коптская - 28 марта .

В исламе

В исламе Аарон почитается под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы. Как и в Библии, отмечаются черты его характера - Аарон имеет прозвище Абул-Фарадж («отец утешения»). Мусульмане почитают могилу Аарона на горе Аарона (на арабском Джебль-неби-Харун , то есть Гора пророка Аарона ).

В искусстве

Изображение Аарона есть в алтарной части Киевской Софии . В византийском и древнерусском искусстве изображение Арона иногда встречается в иконах богородичного цикла («Богоматерь Неопалимая Купина» , «Похвала Богоматери»). С середины XVI века изображение Аарона встречалось обычно в составе пророческого ряда иконостасов .

Распространённые изобразительные сюжеты:

  • Восстание Корея
  • Расцветший жезл

См. также

Источник

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Напишите отзыв о статье "Аарон"

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  • // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . - М ., 1891-1892.

Примечания

Отрывок, характеризующий Аарон

– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Православная Богословская энциклопедия
  • Словарь библейских образов
  • Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  • Богословско-литургический словарь
  • Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, потомок Левия, сын Амрама и Иохаведы (; ) . Бог назначил Аарону говорить к народу вместо его косноязычного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея () и его пророком () . Аарон был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей. Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство () . Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (). Священников Израиля называли «домом Аарона» () .

    В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.

    Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» () . Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» () .

    Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» () .

    В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
    Мелхиседек («Царь правды») – царь и первосвященник Салима, отождествляемого в с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник () , Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни () .

    «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (К ) .

    Аарон אהרֹן (+ 1445 до Р.Х.), первый ветхозаветный первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат пророка Моисея, родился в Египте.

    Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка, говорящий за него (Исх. 4, 14- 17). Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

    Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей - коэнов у евреев, и священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстали Корей, Дафан и Авирон, представители левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа.

    Аарон участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником.
    Год рождения Аарона должен быть отнесен к 1578 году до Р. Х.. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет. Скончался Аарон 123-х лет от роду, в 1445 году до Р.Х. на горе Ор в пустыне (в настоящее время территория государства Иордания), так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной, в наказание за ропот на Бога (Чис. 20, 10).

    Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

    Потомки Аарона в Священном Писании называются "сынами Аарона" и "домом Аарона". По учению апостола Павла (Евр. 5, 4-6), Аарон, как первосвященник Израиля, был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.

    Потомком Аарона была Елисавета (мать Иоанна Крестителя) (Лк. 1,5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжен закон» (Евр., 7, 11), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля, коптская - 28 марта.

    У Аарона было от жены его Елисаветы (Элишевы), дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд, погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару, младшего звали Ифамар.

    Классическая иконография Аарона сложилась в X веке - седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Изображение Аарона его пишут в пророческом ряду иконостаса.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»