Странный выбор бога. Древние славянские языческие боги

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.

Что такое язычество

Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».

Само слово «язычество» - калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»).

От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».

При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.

То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.

Трудности

Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало.

В 1902-1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).

После Первой мировой интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века.

В 1974 году вышел труд Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году - книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году - нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликийского.

Если мы зайдем сейчас в любой книжный магазин, то увидим на полках сотни книг по русскому язычеству. О нем пишут все, кому не лень (даже сатирики) - тематика очень популярна, однако «выловить» сегодня в этом океане макулатуры что-нибудь научное крайне непросто.

Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нем?

Боги

Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).

Представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году.

В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ и постави кумиры на холму вне двора тсремнаго. Перуна древяна а главу его сребрену а оцсъ златъ и Хърса Дажьба и Стриба и Симаръгла и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы... и жряху бесомь»....

Идет прямое перечисление богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.

Хорс

Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние.

Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».

Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны.

Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».

Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.

Даждьбог

Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от «даждъ» – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь.

По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван Даждьбожьими внуками.

Стрибог

Ещё один бог из Владимирского пантеона - Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря».

Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.

Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.

Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.

Единственная женщина во Владимирском пантеоне - Мокошь. Она по разным источникам почиталась как богиня воды (имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть»), как богиня плодородия, рождаемости.

В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.

Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.

В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».

Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» - деньги, подать; «скотница» - казна, «скотник» - сборщик дани.

В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.

Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский - Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.

Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».

Велесова книга

При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь - «реконструируется».

К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.

Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».

По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И - Фоменко». И сел на своё место.

В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.

Во-первых, множество ошибок и неточностей в хронологии, во-вторых - несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец - просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).

По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.

Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»

Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.

Религиозные представления людей зарождаются еще в эпоху раннего палеолита, примерно 400 тыс. лет назад, и связаны с тем, что человек не мог объяснить некоторые природные явления и процессы, придавая всему этому магические свойства, и признавая свое бессилие перед природными стихиями. Все языческие верования имеют общие черты и чем-то схожи между собой, но есть и различия. Особая религия, имеющая свой уникальный пантеон божеств, сложилась у славянских племен, так что заглянем вглубь веков, и в нашем небольшом обзоре представлены самые известные и почитаемые славянские Боги.

Род

В славянской религии, как и в верованиях других народов мира, было мировое дерево. У наших предков это был Дуб, на вершине которого сидел Род, часто изображаемый в виде Сокола.

Именно это божество олицетворяло единство рода, следило с высоты за всем происходящим. С культом Рода связано множество обрядов и традиций, в том числе и обильные жертвоприношения.

Со временем культ Рода становится традиционно женским, но отголоском его мужского начала может служить то, что соколиная охота было чисто мужским занятием, и являлась княжеской привилегией.

Человек разделяет мир на две составляющие - доброжелательную людям и враждебную, потому во многих религиях, в том числе и славянской, отображена вечная борьба Добра и Зла.

Олицетворением светлой, дружелюбной человеку стороны выступал у славян Белобог, считавшийся богом счастья и удачи. А вот темная сторона была вотчиной Чернобога. Между этими божествами постоянно происходила борьба, отобразившаяся в легендах и сказаниях.

Общество развивалось, и со временем вера в Белобога и Чернобога была утрачена, хотя их следы сохранились в русских сказках в образах Судьбы и Доли.

Это женское божество олицетворяло земное и женское плодородие, и особо почиталось в славянском обществе, потому что по преданию Коляда подарила людям Солнце.

Коляда была женой Белобога, и каждую весну являла на свет новой Солнце. Чернобог всячески препятствовал возрождению света, и постоянно вредил Коляде. Он приказал своей жене Маре убить Коляду, но она обратилась козой, и смогла спастись.

Отголоски культа Коляды и рождения ей Божича-Солнца можно наблюдать в праздновании христианами Рождества, где среди персонажей есть коза, спасшая Коляду, а колядники носят с собой звезду, больше напоминающую Солнце.

После захода Солнца наступает время Чернобога и жены его Мары. Ходит Мара меж домов людей, произнося вслух их имена, и кто откликнется на ее голос, тотчас же умирает.

Именно она повелительница царства мертвых, богиня Зла, Болезней, Страшных сновидений и Ночи. Было у Мары тринадцать дочерей, которые люди олицетворяли с самыми страшными пороками и напастями.

Как и в противоборстве Белбога с Чернобогом, в противостоянии Мары и Коляды, отражена борьба Жизни и Смерти, Доброго и Злого начал, существующих на Земле.

Славяне обычно изображали Божича в виде небесного оленя с золотыми рогами, которые ослепительно сияли, даруя людям свет и радость.

Естественно, что он олицетворял собой круговорот дня и ночи, сменяемость времен года и был тесно связан с земледельческим культом. Каждую весну, заново народившись, Божич дарил людям радость, надежду на богатый урожай, а, следовательно, и на счастливую жизнь.

С развитием славян и усложнения социальных отношений Божич утрачивает свое первоначальное значение, и ему на смену приходят более влиятельные божества, олицетворяющие Солнце.

С зарождением неравенства в славянском обществе и укрепления нужен был грозный и сильный Бог, олицетворяющий власть и государственность.

Именно таким Богом и стал Перун, со временем ставший главным славянским божеством дохристианского периода истории. Бог-громовержец был отражением земледельческого культа, отвечал за появление дождей.

Со временем становится княжеским богом, а Владимир делает его главным богом Руси, идол которого был установлен на капище в Киеве. С принятием христианства преобразовался в особо почитаемого в православии Илью Пророка.

Особо почитаемый славянами бог покровительствовал огню и кузнечному делу. Именно Сварог способствовал развитию техники и научных знаний.

Поклонение огню было одним из самых первых религиозных культов, которое потом закрепилось во всех мировых религиях, в том числе и в христианстве.

Образ бога-кузнеца гармонично вошел в сказание о борьбе со змеем, который стремился уничтожить урожай. Кузнецы особо почитались на Руси, может потому самой распространенной фамилией у славян является Кузнецов, и все производные от кузнеца - Коваль, Ковалев, Коваленко.

Славяне издавна поклонялись Солнцу, и мы уже знаем, что был Божич, олицетворяющий собой Солнце, а также процесс возрождения природы.

По мере развития славяне стали тесно контактировать с племенами, пришедшими с Востока, и многие историки считают, что славянский Хорс прямое продолжение древнеиранского Хурсета.

Как бы там не было, но Хорс олицетворял у славян солнечный диск, круг. Многие слова в русском языке имеют основу «хор» - «хорошо», «хором», то есть всем миром, всей общиной, а танец хоровод, как всем известно, это образованный круг, взявшихся за руки людей.

Основу славянского хозяйства, наряду с земледелием составляло скотоводство, потому в пантеоне божеств появляется Велес, отвечающий за домашний скот славянской общины.

Его следы остались не только в сказаниях, но и в исторических документах. Так русские клянутся, в том числе и Велесом при подписании договора с греками в 907 году. Попадает он и в древнерусские литературные произведения, в том числе в «Слово о полку Игореве».

В христианстве Велес преобразовался в святого Власия, на которого и легли функции заботы о скоте, а его день часто называли на Руси «коровьим праздником».

Считается, что это божество тоже сформировалось под влиянием восточных религий, ведь у древних иранцев было божество Симург, изображаемый в виде собаки.

Историки так до конца четко и не могут определить функции славянского Семаргла, но, возможно, он был вестником между земным и небесным миром, потому и изображался с крыльями, а также охранитель посевов.

На Руси почитание Семаргла связывают с тем, что русское общество было неоднородно в национальном праве, и кроме славян, в Киеве и других городах, проживало большое число выходцев с востока.

Дадьбог, или Даждьбог, также как и Хорс, был богом Солнца, но имел более древние корни в славянском обществе. В преданиях и литературных произведениях часто упоминается вместе со Стрибогом, и вместе они олицетворяют ясное, безоблачное небо.

Один из самых почитаемых у славян божеств, так как в самом названии отображен процесс обращения к Богу - «Дай Бог». Как видим, закрепилась эта идиома и в христианских молитвах, а выражение «Как бог даст», явное отображение образа славянского Дажьбога.

Следы верования в Дажьбога сохранились на Руси вплоть до XVIII столетия. Он часто упоминается в народных песнях и сказаниях.

В пантеоне славянских Богов было и женское божество Мокошь, или Макошь, олицетворяющая земное и женское плодородие. К тому же Мокошь выступала покровительницей домашнего хозяйства и женского рукоделия, ткачества.

Одной из важных функций Мокоши была также охрана водных источников и родников. Она покровительствует беременным, помогает им выносить плод и успешно разродиться, а женщины в свою очередь возносили молитве любимой богине у колодцев, рек и озер. Этимология имени богини тесно связана с выражением «Мать - сыра земля», буквально Мокошь.

Почитали славяне Мокошь, как мать урожая, жизненных благ и домашнего изобилия. Исконно днем Мокоши считалась пятница, и по преданию в этот день, чтобы не разгневать богиню, нельзя было начинать новых дел.

Как видим, славянские боги уникальны и своеобразны, и у каждого свой особый статус и предназначение. Под влиянием других культур религиозные представления у славян менялись, появлялись новые божества, новые мифические сюжеты. Но это было не слепым заимствованием, новые верования гармонично вписывались в уже устоявшиеся традиции, попадали на благодатную почву своеобразной и уникальной славянской культуры.

Многое из языческой веры потом закрепилось в христианстве, и многие православные церковные праздники имеют глубокие языческие корни. Славянская культура богата и многообразна, и именно она выступает фундаментом развития общества, основой жизни.

Официальная историческая наука утверждает, что славяне до христианизации были язычниками и исповедовали язычество – варварский культ невежественных, полудиких людей. Но если спросить учёных, какие верования были у других народов до появления традиционных мировых религий, ответ будет такой же – язычество. Получается, что все народы Земли исповедовали одну религию – язычество: в , Индии, Китае, Африке — все поклонялись одним Богам и все поголовно были невежественными варварами. Или всё же у каждого народа была своя культура, традиция, народная со своей изначальной основой, своим неповторимым названием, а не аморфное язычество?

«Язычники» в словарях

1. Язычники – чужестранцы, иноплеменники, чужеземцы, представители чужого народа, с чуждыми верованиями, традициями и культурой (Старославянский словарь. Москва. 1894) .
* Т.е. ещё во времена Александра III и Николая II люди знали, что язычник – это представитель чужого народа.

2. Язычники — враждебные славянам племена, говорившие на иных языках и верившие в иных богов (Руские Веды. Приложение. Москва. 1992, стр. 287) .

3. Язычники — данным словом означаются все люди, не оглашённые евангельской проповедью спасения и не принявшие Христианства (Библейская энциклопедия. Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г.) .
* Т.е. для христиан все кто не исповедует христианскую религию – это язычники. Но точно также и для славян христиане – язычники, магометане — язычники, иудеи — язычники и т.д.

Язычник – это инородец или изгой

Инородец . Раньше понятия «народ» и «язык» были тождественны, народ имел единый язык (др.-слав. Ѧзыкъ – «езык»), поэтому представитель народа был ЯЗЫЧЕ, а язычник – это инородец, т.е. иной язык, иная Вера, культура и пр.

Изгой . Также язычником называли изгоя (преступника). Если славянин неоднократно нарушил Кон или совершил серьёзное преступление, то его изгоняли из Рода и Общины, т.е. он становился изгоем, язычником (ЯЗЫЧЕ с отрицанием НИК — языче никакой). Так славяне очищали общество от преступников, сохраняя нравственное и физическое здоровье своих Родов.

Образ слова «язычник» зависит от написания:
Ѧзычѣ никъ (с буквицей Ять) – изгой из нашего Рода.
Ѧзычь ник (с буквицей Ерь) – инородец.

* Сегодня многие ошибочно называют себя «язычниками», но человек не может быть сам для себя инородцем и иноверцем.

В конце первого тысячелетия нашей эры, в то время, когда на Руси приняли христианство, все, что касается язычества, пресекалось, искоренялось. Сжигали языческие храмы, пускали по воде древних идолов. Старались полностью избавиться от данных верований. Однако с уверенностью можно сказать, что это удалось весьма плохо. Ведь до сегодняшнего дня элементы обрядов язычников сохранились в православной вере, создав удивительный симбиоз Византийской культуры и язычества. Нужно сказать и о том, что первые воспоминания о данных верованиях появились еще в средневековых рукописях, когда папская курия активно привлекала людей в католичество. Под это действие попали и язычники (кто это - известно). Записи же в дневниках католиков в основном были осуждающими. Что касается русских летописцев, о язычестве в то время не хотели говорить, делая акцент на том, что его практически не существует.

О понятии

Разбираясь в понятии «язычники» (кто это такие, каковы особенности их веры и мировосприятия), нужно узнать, что же оно означает. Если разбираться в этимологии, нужно сказать, что корнем здесь является слово «язык». Однако оно означало еще и «народ, племя». Можно сделать вывод о том, что само понятие можно перевести как «народная вера» или «вера племени». Славянский же термин «язычество» можно трактовать и как «крепость уз».


О вере

Итак, язычники: кто это такие, во что они верили? Стоит сказать, что сама система их верований была практически идеальной и полностью неотделимой от природы. Её почитали, ей поклонялись и преподносили щедрые дары. Центром всей Вселенной для славян была именно Природа-матушка. Она понималась как некий живой организм, который не только мыслит, но и имеет душу. Её силы и стихии обожествлялись и одухотворялись. Однако это и не удивительно, ведь именно Природа настолько закономерна, что тут без проблем прослеживается особая мудрость. Более того, язычники (кто это, мы, в принципе, рассмотрели) считали себя детьми природы и не представляли своей жизни без неё, ибо ведическая система знаний и верований предполагала тесное взаимодействие и сосуществование в гармонии с окружающим миром. В чем же заключалась вера наших предков? У славян существовали три главных культа: Солнца, Матери-Земли и почитание стихий.

Культ Земли

Язычники верили в то, что праматерью всего является именно Земля. Тут объясняется все довольно-таки просто, ведь именно она, по мнению древних славян, является центром плодородия: Земля дает жизнь не только растениям, но и всем животным. Почему ее называли Матушкой - объяснить также не тяжело. Наши предки верили в то, что именно земля их и породила, она им дает силы, стоит только к ней наклониться. Заметим, что многие существующие сегодня обряды пришли к нам еще с тех времен. Вспомним хотя бы необходимость брать горсть своей земли на чужбину или земной поклон молодых родителям на свадьбе.


Культ Солнца

Солнце в верованиях древних славян выступает как символ всепобеждающего добра. Нужно сказать и то, что язычников нередко называли солнцепоклонниками. Люди в то время жили по солнечному календарю, особое внимание уделяя датам зимнего и летнего солнцестояния. Именно в это время и отмечались важные праздники, такие как, например, День Ивана Купалы (конец июня). Интересным окажется и тот факт, что жители тех времен почитали знак свастики, которая называлась солнечным коловратом. Однако никакого негатива данная символика тогда не несла, а олицетворяла победу добра над злом, свет и чистоту. Данный знак мудрости являлся также и оберегом, наделенным очищающей силой. Его всегда наносили на одежду и оружие, предметы обихода.

Почитание стихий

С огромнейшим почтением язычники-славяне относились к таким стихиям, как воздух, вода и огонь. Две последние считались очистительными, такими же могущественными и животворящими, как и сама земля. Что касается именно огня, то это, по мнению славян, мощная энергия, которая устанавливает в мире равновесие и стремится к справедливости. Огнем очищали не только тело, но и душу (показательными в этом плане являются прыжки через пылающий костер на Ивана Купалу). Огромное значение пламя имело на похоронах. В то время тела сжигали, предавая очистительной силе огня не только земную оболочку человека, но и его душу, которая после данного обряда с легкостью отправлялась к предкам. Во времена язычников весьма почиталась вода. Люди считали ее единственным источником силы и энергии. При этом уважительно относились не только к рекам и иным водоемам, но и к небесным водам - дождям, полагая, что таким образом боги даруют силу не только самой земле, но и её жителям. Водой очищались, ею лечились («живая» и «мертвая» вода), с её помощью даже гадали и предсказывали будущее.


Прошлое

С огромным уважение русские язычники также относились и к своему прошлому, а точнее, к предкам. Своих дедов-прадедов они почитали, часто прибегали к их помощи. Считалось, что души предков никуда не исчезают, они охраняют свой род, помогая людям из параллельного мира. Два раза в год славяне отмечали день, когда почитали своих умерших сородичей. Назывался он Радоницей. В это время родственники общались со своими предками на их могилах, прося о сохранности и здоровье всего рода. Обязательно нужно было оставить небольшой дар (данный обряд и сегодня существует - поминки на кладбище, когда люди приносят с собой конфеты и печенье).

Пантеон богов

В первую очередь хочется сказать о том, что боги язычников представляют собой ту или иную стихию или же природную силу. Так, самыми главными богами были Род (который создал жизнь на земле) и Рожаницы (богини плодородия, благодаря которым после зимы земля возрождалась к новой жизни; они же помогали женщинам производить на свет детей). Одним из важнейших богов был также Сварог - создатель и владыка вселенной, Отец-Прародитель, который дал людям не только земной огонь, но и небесный (Солнце). Сварожичами являлись такие боги, как Даждьбог (бог Солнца) и Перун (Бог грозы, молнии, грома). Солнечными божествами выступали Хорс (круг, отсюда слово «хоровод») и Ярило (бог самого жаркого и яркого летнего солнышка). Почитали также славяне и Велеса - бога, который был покровителем скота. Также он являлся и богом богатства, ведь раньше богатым можно было стать только благодаря домашней скотине, приносившей неплохую прибыль. Среди богинь наиболее значимыми были Лада (богиня красоты, молодости, любви, брака и семьи), Макошь (дарительница жизни урожаю) и Морана (богиня смерти, холода, зимы). Также почитали люди в те времен домовых, леших, водяных - духов, которые охраняли все, что окружало человека: дом, воду, леса, поля.

Обряды

Важными также являлись и различные обряды язычников. Как уже было сказано, они могли быть очистительными для тела и души (при помощи воды и огня). Также были обряды охранные, которые проводились для того, чтобы уберечь человека или дом от нечистой силы. Не чуждо славянам было и жертвоприношение. Так, дары богам могли быть как бескровными, так и кровными. Первые приносились в дар предкам или берегиням. Кровяные же жертвы нужны были, например, Перуну и Яриле. При этом в дар приносили птиц и домашний скот. Все обряды имели сакральное значение.

Словом «язычники» обычно переводится греч. t`a «’ejnh, та ‘этнэ и производные от него. С точки зрения иудеев, «язычниками» были все люди, не исповедующие одной с ними веры и, следовательно, не принадлежащие к избранному Богом народу и не служащие Истинному Богу. С точки зрения христиан (особенно часто в посланиях апостола Павла), это слово, как правило, означает тех, кто не верует в Иисуса Христа. Кроме того, в определенном контексте он может просто означать ‘все народы’. Хотя значения этого понятия часто смыкаются, их можно сгруппировать следующим образом:

1. Не иудеи

3. Все народы вообще

Слову «язычники» в греческом оригинале соответствуют следующие слова: t`a «’ejnh, та ‘этнэ «язычники», дословно «народы» и родственные ему: «ejnik’os, этник’ос (прилагательное и существительное) «язычник» (как характеристика человека) «ejnik ws, этник’ос (наречие) «подобно язычникам» «’ellhn, ‘эллен (муж.), «ell’hnis, элл’енис (жен.), дословно «эллин, грек». Последнее слово встречается в Новом Завете в двух значениях. Во-первых, оно может употребляться по отношению к человеку, говорящему по-гречески и принадлежащему к греческой культуре. Причем, не обязательно, чтобы этот человек был выходцем из Греции. Во-вторых, оно может использоваться в пограничном значении по отношению к любому не-иудею. В новозаветные времена доминирующей не-иудейской культурой была культура греческая. Именно поэтому авторы новозаветных текстов часто называют любого не-иудея «эллином», даже если речь идет не о выходце из Греции. (Аналогичным образом во многих районах Африки любого белого человека называют «европейцем», хотя, на самом деле, большинство из них вовсе не являются выходцами из Европы.) Это более широкое значение слова ‘эллен, характерное для Нового Завета. Во многих переводах слово «язычник» подразумевает именно этот смысл. Понятие ‘эллен имеет менее негативную окраску, чем та ‘этнэ — «язычники» и производное от него этник’ос — «язычник». В отличие от та ‘этнэ и этник’ос, ‘эллен зачастую употребляется по отношению к язычникам, уверовавшим в Иисуса Христа, или к не-иудеям, слушающим проповедь евангельскую и желающим узнать правду об Иисусе Христе. Оба понятия — та ‘этнэ и ‘эллен — могут иметь как значение «безбожники», так и значение «народы». Как отмечалось выше, оба эти понятия употребляются в трех группах значений:

1. Не иудеи

В большинстве случаев слово «язычник» употребляется в Новом Завете именно в этом значении. Иудеи были глубоко убеждены, что сами они являются избранным Богом народом и между ними и язычниками лежит пропасть. Они презирали язычников, как людей, не удостоенных избранничества Божия, и, в отличие от иудеев, не знающих Бога и не исполняющих закона Моисеева. Понятие «язычник» часто противопоставляется понятию «иудей». В приводимых ниже примерах в греческом оригинале использовано слово та ‘этнэ.

Деян 11:18 «… и прославили Бога, говоря: видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».

Деян 26:17 «Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников..».

Рим 3:29 «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не язычников? Конечно и язычников..».

Рим 9:24 «Над ними, которых Он призывал не только из Иудеев, но и из язычников?.».

Рим 15:10-11 «И еще сказано: возвеселитесь язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его все народы». В примерах, приводимых ниже, в греческом оригинале использовано слово ‘эллен. Более буквальные переводы предлагают в качестве эквивалента слово «эллин». Однако в некоторых языках это слово применимо только по отношению к урожденным грекам.

В таком случае это слово не передает важной смысловой окраски: что подразумеваются именно не-иудеи. Как уже говорилось выше, понятие ‘эллен не имеет такой негативной окраски, как понятия та ‘этнэ или этник’ос, и часто употребляются для обозначения не-иудеев, уверовавших в Иисуса Христа или стремящихся узнать правду о Нем.

Мк 7:26 «А женщина та была язычница, родом Сирофиникянка..». GNB «А женщина та была язычница, родом из Финикии в Сирии..». Эта женщина говорила по-гречески и жила в традициях эллинистической культуры. Из разговора, описанного в следующих стихах (7:27-28), становится ясно, что она — не иудейка. В параллельном отрывке Мф 15:22 она называется Хананеянкой, что так же подчеркивает тот факт, что женщина не была иудейкой.

Деян 11:20 «Были же некоторые из них Киприяне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса». NEB «Но были среди них урожденные Киприяне и Киринейцы, и они, прибыв в Антиохию, начали говорить с язычниками, благовествуя им Господа Иисуса».

Деян 14:1-2 «В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражали против братьев сердца язычников [греч. та ‘этнэ]». GNB «То же самое случилось в Иконии: Павел и Варнава вошли в синагогу и говорили так, что большое число Иудеев и язычников уверовало. Но те Иудеи, которые не уверовали, стали возбуждать язычников и настраивать их против верующих». В этом отрывке использованы оба понятия — ‘эллен и та ‘этнэ. Оба они относятся к людям, принадлежащим к одной культуре. Но слово ‘эллен обозначает тех, кто уверовал в Евангелие, а слово та ‘этнэ — тех, кто не уверовал. Греческое слово ‘эллен в значении «язычник» встречается в следующих местах: Ин 7:35; 12:20; Деян 16:1, 3; 17:4, 12; 18:4; 19:10, 17; 20:21; 21:28; Рим 1:16; 2:9-10; 3:9; 10:12; 1 Кор 1:22, 24; 10:32; 12:13; Гал 2:3; 3:28; Кол 3:11. В большинстве этих отрывков слово ‘эллен переводится как «язычник» (Ин 7:35; 12:20; Деян 16:1, 3; 17:4, 12; 18,4; 1 Кор 1:22 и Гал 2:3, однако в некоторых версиях оно переводится и как «эллин»). Интересен в этом смысле пример 1 Кор 1:22:

1 Кор 1:22 «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины [греч. ‘эллен] ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов [греч. та ‘этнэ] безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов [греч. ‘эллен], Христа, Божию силу и Божию премудрость».

Поскольку именно эллины славились своей мудростью и познаниями, упоминание «мудрости» в первом случае позволяет предположить, что здесь слово ‘эллен означает «урожденный грек» или, по крайней мере, людей принадлежащих к эллинистической культуре, в противоположность всем другим не-иудеям. Обратите внимание на переход к та ‘этнэ в стихе 23, где речь идет не о иудеях как таковых, и возвращение к ‘эллен в стихе 24, где оно обозначает уверовавших не иудеев.

Варианты перевода слов «язычник» и «эллин» в значении 1: люди, не принадлежащие к народу Израилеву/к иудеям не евреи «люди других национальностей « (там, где в контексте подразумевается противопоставление Иудеям) чужестранцы Нужно внимательно вчитываться в контекст, чтобы правильно выбрать эквивалентное выражение. Так например, в приводимых ниже отрывках «язычники» — это «не-иудеи». Здесь важно не упустить один смысловой нюанс: то, что и иудеям открыт путь спасения.

Деян 14:27 «Прибывши туда и собравши церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам».

Деян 15:3, 7 … они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братьях… мужи братья! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтоб из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали».

2. Безбожники, те, кто не знают Истинного Бога

В этом значении та ‘этнэ часто переводится как «язычники». Разница между значением 1 и значением 2 не всегда отчетливо заметна, поскольку для иудеев все язычники — это люди, не знающие Истинного Бога. Бог даровал Свое откровение только иудеям. Поэтому слово «язычники» всегда имеет для них некоторый оттенок безбожия. Однако в приводимых в этом разделе примерах акцент делается именно на безбожии, поэтому здесь могут потребоваться иные варианты перевода, чем «язычники» в значении 1.

Мф 5:47 «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Мф 6:32 «Потому что всего этого ищут язычники..». GNB «Именно об этом всегда заботятся безбожники». Сравните параллельный отрывок Лк 12:30: «Потому что всего этого ищут люди мира этого [греч. та ‘этнэ]..».

Мф 20:25 «… вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими».

GNB «Вы знаете, что князья язычников имеют власть над ними, и вожди их властвуют ими». См. также:

Мф 4:15; 6:7; 18:17; Мк 10:42; Лк 21:24; 22:25; Откр 11:2. В апостольских посланиях слово «язычники» часто означает просто не христиан в самом широком смысле. Это сопоставимо со словом «Израиль», в широком смысле означающем не только иудеев, но и всех людей Божиих, как например, в Гал 6:16 и других местах. По-видимому, это наиболее употребимое значение слова «язычники» в посланиях (за исключением тех случаев, где из контекста следует, что язычники противопоставляются иудеям).

1 Кор 5:1 «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего».

Еф 4:17 «Поэтому я говорю и заклинаю Господа, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего». GNB «Именем Божиим заклинаю вас: перестаньте жить как безбожники, помысли которых суетны».

1 Петр 2:12 «И право ждать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».

1 Петр 4:3 «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предавались нечистоте, похотям..». См. также: 1 Кор 10:20; 12:2; 1 Фес 4:5; 3 Ин 7.

Варианты перевода слова «язычник» в значении 2: люди, не знающие Истинного Бога люди, служащие идолам В некоторых языках, особенно в тех, которые находятся под сильным мусульманским влиянием, существуют особые понятия для обозначения тех, кто не является ни мусульманином, ни христианином. Иногда это тоже слово «язычник». Если же существует особое понятие, выясните какие точно значения он имеет, а также: кто им пользуется. Возможно, он не сможет адекватно заменить слово «язычник».

3. Все народы вообще

Греческое слово та ‘этнэ, который зачастую переводят как «язычники» в буквальном переводе означает «народы, нации». Иногда под этим подразумеваются вообще все народы мира, причем подчеркивается тот нюанс, что они еще не знают Истинного Бога, но в идеале — им предстоит Его познать. В таком контексте это слово переводят как «народы», но в некоторых версиях остается традиционный вариант перевода — «язычники».

Мф 12:18, 21 «… положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд… И на имя Его будут уповать народы».

Кол 1:27 «Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне этой для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы». NEB … которым была воля Его показать, какое богатство и какую славу имеют они по сравнению со всеми народами. Тайна эта: Христос в вас и упование славы».

2 Тим 4:17 «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники ». См. также: Рим 1:5; 16:26; 1 Тим 3:16; Откр 2:26; 15:4; 19:15; 20:3, 8; 21:24, 26; 22:2.

Варианты перевода слова «язычник» в значении 3: все народы народы всех стран, люди, говорящие на всех языках Другие слова для сравнения (в значении «все народы»): «народы» (греч. la’os, ла’ос во мн.ч.). Во множественном числе это слово переводится именно в значении «все народы», т. е. все этнические группы мира. Тот же смысл передает выражение «всякий народ».

Лк 2:30-32 «Ибо видели глаза мои спасение твое, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля».

Деян 4:25 «… что мятутся язычники и народы замышляют тщетное?» См. также: Рим 15:11; Откр 5:9; 7:9; 10:11; 11:9; 13:7; 14:6; 17:15.

Варианты перевода выражений «все народы» и «всякий народ»: Будьте внимательны при переводе на такие языки, где, как в английском, существует разница между словом «народ» (people) в значении «много людей» и тем же словом во множественном числе (peoples) в значении «народы». «все народы» «народы всех стран» «люди, говорящие на всех языках мира» «племя» (греч. ful’h, фюл’э). Под «племенем» может пониматься объединение людей, связанных родственными связями, в одну большую семью/род/клан, как в случае с двенадцатью племенами (коленами) Израилевыми. Однако в определенном контексте это слово может быть использовано в значении «народ». Обратите внимание, что в приводимом ниже отрывке из Откровения слова «племя» и «народ» используются как синонимы.

Мф 24:30 «… восплачутся все племена земные..».

Откр 5:9 «… ибо Ты был заклан и кровью Своею искупил их Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени». См. также: Откр 1:7; 7:9; 11:9; 13:7; 14:6. «семя», «семья», «отечество» (греч. patri’a, патри’а). Слово «семья» («семя») означает более узкое родовое объединение в рамках племени, группу людей, имеющих общего предка (как в Лк 2:4, где слово патр’иа переводится как «род»: Он был из дома и рода Давидова). Однако в определенном контексте это слово может иметь значение «народ»:

Деян 3:25 «… в семени твоем благословятся все племена земные».

Еф 3:14-15 «Для этого преклоняю колена мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество [=племя и род] на небесах и не земле».

Другие слова для сравнения: «иноплеменник», «чужестранец», «варвар» (греч. b’arbaros, б’арбарос).

Это слово употреблялось теми, кто принадлежал к эллинистической культуре и говорил по-гречески, по отношению к тем, кто принадлежал к культурам более примитивным и кого эллины считали по этой причине нецивилизованными. Во многих языках слово «варвар» имеет ярко выраженную негативную окраску, подразумевающую, что тот, кто его употребляет испытывает презрение к тому, кого он характеризует этим словом. Греческий оригинал также имеет некоторую негативную окраску, но не такую сильную. Это слово встречается в следующих местах:

Деян 28:2, 4 «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие: ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас… Иноплеменники, когда увидели висящую на руке змею, говорили друг другу..».

Рим 1:14 «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам». NIV «Я должен и эллинам и не эллинам, мудрецам и невеждам».

1 Кор 4:11 «Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранца, и говорящий для меня чужестранец».

Кол 3:11 «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». GNB «Поэтому нет больше никаких различий между язычниками и иудеями, обрезанными и необрезанными, варварами, дикарями и свободными, но все есть Христос и Христос во всем». Обратите внимание: для эллинов самыми нецивилизованными, дикими людьми были скифы.

Варианты перевода слов «иноплеменник», «чужестранец» и «варвар»: В зависимости от контекста их можно перевести как: аборигены, местные жители, чужеземцы, люди, говорящие на других языках, необразованные люди. необрезанный в Рим 3:10; 4:9; Гал 2:7; Кол 3:11. Все иудеи мужского пола на восьмой день после появления на свет должны были пройти обряд обрезания, в ознаменование их принадлежности к народу Божию. Таким образом, слово «обрезанный» является синонимом слова «иудей». Следуя той же логике, слово «необрезанный» означает «язычник» и иногда, особенно в более современных версиях, так и переводится. «прозелит» (греч. pros’hlutos, прос’элютос) в Мф 23:15; Деян 2:11; 6:5; 13:43. В Новом Завете этим словом обозначается язычник, принявший иудейскую веру, т. е. человек, который не будучи иудеем (евреем) по рождению, решил последовать учению Истинного Бога по преданию и писанию иудеев и подтвердил свое решение, пройдя обряд обрезания.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»