Где находятся мощи людмилы чешской в праге. Святая Людмила Чешская

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Человеческая природа такова, что ему просто необходима поддержка высших сил. Одним людям вера в Бога дарит надежду, вторым - терпение, третьим - любовь и укрепление духа. Упование на Господа всегда помогало сохранить целостность души в трудные времена, сама вера сопряжена с такими понятиями, как надежда и любовь.

Сейчас влияние церкви неоспоримо, многие люди постепенно приходят в её лоно, прося Господа о заступничестве и помощи. Молитва действительно помогает, чудодейственные мощи служат исцелению, имена многих святых известны по всему миру. Однако святая Людмила Чешская знакома не всем, хотя её заступничество может оказаться важным для семейного счастья, благополучия, здоровья детей и близких.

Кто такая княгиня Чешская

Родиной великой мати стала Чехия, но на сегодняшний день её имя там практически забыто. Святая Людмила была рождена в семье Славибора - сербского князя, в 860 году. В совсем молодом возрасте она вышла замуж и покинула отчий дом, уехав с мужем в далёкий по той поре край - Чехию. Брак с князем Борживоем из рода Пржемысловичей послужил поводом для объединения племён на территории современного чешского государства. В документальных сведениях указано, что она была высокообразованна, владела несколькими языками, в том числе латынью и греческим.

В чешских рукописях отмечено, что княгиня Чешская святая Людмила взошла в земле Богемской подобно утренней звезде. Она стала символом веры и правды, разогнала лучом истинного христианства мрак заблуждения.

Святая Людмила: житие, крещение

В те времена супружеская пара придерживалась языческой веры, однако ситуацию изменило знакомство с великим просветителем Мефодием. Вполне вероятно, что этот переводчик с арамейского, латинского, греческого и других языков, произвёл на молодую чету сильное впечатление. Уже в 882 году супруги в присутствии Мефодия приняли таинство крещения.

Княжеская пара в Чехии возвела первый на этой земле храм христианской веры в Левом Градце, который был назван в честь святого Климента. Святая мученица Людмила и её муж, приняв крещение, стали способствовать распространению Православной веры в Чешском государстве. Благочестивая пара созидала в своём княжестве храмы, приглашала священников для совершения молебнов и богослужений.

Сыновья княжеской четы

У супругов было четыре дочери и двое детей мужского пола. Все отпрыски воспитывались в страхе Божьем. Князь ушёл из жизни в возрасте 39 лет, оставив во вдовьем горе двадцатидевятилетнюю жену. Старший сын - Спитигнев - тоже умер рано, и на престол вступил младший - Братислав, но государством фактически управляла его мать, которая считалась мудрой правительницей. Святая Людмила вела праведную жизнь в христианской вере, помогала всем нуждающимся, больным и обездоленным.

Несмотря на все старания княгини, язычество сохранялось на территории государства, особенно у полабских славян, которые населяли соседние земли. Дела немецкого романизма не только не способствовали сближению местных народов с христианством, а наоборот, становились сильной подпиткой вражды против него. Жена Братислава - Драгомира - была язычницей, что, по некоторым данным, представляется весьма сомнительным. Маловероятно, что в таком христианском семействе, как княжеское, супруга князя была некрещёной. Однако предания утверждают, что она не была истинной верующей, отличалась заносчивостью и гордыней и вследствие таких черт характера и непреклонности дорожила всем славянским, и язычеством в том числе. Ненависть к вере, воспитанная в полабских славянах, не без усилий немецких властителей и миссионеров, проявлялась и в ней.

Внуки святой Людмилы

Княжеская пара породила детей - двоих сыновей. Мальчики совсем не походили друг на друга: Вячеслав напоминал по нраву доброго отца - глубокого христианина, Болеслав стал отражением всех качеств нечестивой Драгомиры. Первенство престолонаследия оставалось за Вячеславом, и князь поручил его воспитание своей богобоязненной матери - святой Людмиле. Другого сына пестовала Драгомира.

Князь рано почувствовал близость своей кончины и хотел закрепить за Вячеславом престол. Он созвал именитых правителей, епископа, представителей церкви в храм Пречистой Богородицы и после проведения литургии возвёл его на ступени алтаря, где отрок получил епископское благословение. Несмотря на все козни невестки, Вячеслав воспитывался в законе христианском.

Князь покинул этот мир в 921 году, власть получил его несовершеннолетний сын. Чешским сеймом был создан указ, согласно которому Драгомира становилась регентшей. Святая Людмила Чешская занималась образованием и воспитанием внука.

Убийство мученицы

Драгомира, несмотря на распространение христианской веры, пыталась искоренить её из чешского народа. Она смогла приблизить к себе всех оставшихся в княжестве иноверцев и стала отменять законы и порядки, способствующие ослаблению язычества, которые были приняты ещё Борживоем и Братиславом. По всей чешской земле стали выстраиваться идольские капища.

Святая Людмила выразила невестке своё недовольство. Но в душе Драгомиры языческое безумство давно переплелось с властолюбивыми амбициями, и она задумала убить свекровь. Княгиня, повинуясь слову Писания - удаляться от любого зла, покинула столицу, затем уединилась в Тетине, где проводила время в молитве, рукоделии, благотворении. Однако невестка нашла её и здесь.

Убийцы в ночь с 15 на 16 сентября ворвались к Людмиле, вырвав двери дворца. В это время княгиня преклонила колени в молитве в домашней часовенке. «Так вы помните благодеяния мои?» - спросила она. Увидев, что её собираются удушить, княгиня попросила поразить её мечом, чтобы пролить кровь за Христа вместе с другими страдальцами. Но убийцы были осведомлены о том, что кровопролитие является условием для признания мученичества, и прибегли к удушенью. Источники предполагают, что орудием стала вуаль, которая теперь является символом святой Людмилы. Душа мученицы отправилась на вечный покой, а тело было погребено без соблюдения христианских канонов под городской стеной Тетина.

Господь ославил место погребения угодницы чудесами: еженощно над ним появлялись горящие свечи. Слепцы прозревали, когда касались земли с её могилы. Внук княгини, услышав о таких знамениях, перенёс тело убиенной в Прагу и упокоил его в базилике святого Йиржи.

Доподлинно неизвестно, знал ли блаженный Вячеслав, что Драгомира принимала участие в убиении Людмилы. Однако современники сообщают, что его мать была удалена от двора. Сам князь продолжал жить в глубоком христианстве и по вере своей устраивал все дела семьи и подвластных земель.

Известен случай, когда на земли Вячеслава пришёл с войском соседний князь - Радислав. Внук св. Людмилы с присущим ему миролюбием послал спросить у второй стороны, чем вызвано нападение. Ответ требовал уступки Богемии, что вынудило Вячеслава выступить с войском на защиту родной стороны. Однако князь не хотел проливать кровь и предложил честный поединок самому Радиславу, на что тот согласился. В итоге соперник был побеждён и просил прощения у Вячеслава на коленях.

Чуть позже на сейме в Вормсе Вячеслав попросил у императора Оттона мощи святого мученика Витта, на что получил благоволение. Блаженный князь привёз их в Прагу и возвёл храм в его честь. Именно в этом святилище были помещены мощи его бабки - Людмилы.

Год от года почитание мученицы только росло, но официально церковь признала её святость примерно в 1144 году. Затем престолы некоторых чешских храмов приняли частицы мощей, день святой Людмилы стал праздноваться как церковный праздник. В 1197-1214 годах епископ Даниэль Второй дал своё благословение на роспись икон мученицы наряду с образами других покровителей чешской земли. Во времена царствования Карла Четвёртого над ракой благочестивой княгини было возведено надгробие. Святая Людмила, (памяти) которой отмечается 29 сентября, до сих пор погребена в этом месте.

В 1981 году рака была отворена, рядом со святыми мощами обнаружили белую ткань из шелка с геометрическим узором. Историки полагают, что (повой), которой знатные дамы покрывали голову.

Почитание в Русской Православной Церкви

Святая мученица Людмила почитается РПЦ, её имя внесено в русские православные святцы, в храмах находятся образа. В Москве, в одном из соборов, расположена святыня: икона мученицы с частичкой мощей. Многие паломники со всей страны приезжают сюда, дабы иметь возможность ей поклониться.

О чём её просят в молитвах

Прежде всего, святой Людмиле молятся те люди, которые считают её своей покровительницей. Можно произносить краткое прошение мученице каждый день или читать акафист. Преподобную просят о заступничестве и небесном благословении детей своих.

Молитва святой Людмиле, угоднице Христовой, должна произноситься с чистой душой и добрым сердцем. Она помогает избавиться от грешных помыслов, получить покаяние и помилование от Царя Небесного.

В молитвах и акафистах к мученице часто упоминается её внук - блаженный Вячеслав. Через него возносятся мольбы и за заступничество по отношению к собственным детям и внукам.

Прошения могут вестись не только готовыми молитвами, но и своими словами - заступница услышит любой зов о помощи, идущий от души. Классические акафисты содержатся в Канонике, это можно приобрести в любой церковной лавке. Обращаться к святой можно в любое время дня, когда того затребуют благочестивые помыслы.

Молитвенное правило

У каждого человека своя дорога к Господу, и все мы находимся на определённом отрезке этого пути. Любой из верующих обладает своими физическими и временными возможностями для вознесения молитв, соответственно, единого правила просто нет. Каждый должен обращаться к святым и Господу ровно столько, сколько может.

Иконы преподобной мати в России

На иконах княгиня Чешская святая Людмила изображена в длинном платье, голова всегда покрыта повоем, на некоторых образах - княжеской шапкой. Основным атрибутом, имеющим символичное значение, считается именно повой, который спускается на шею. Есть иконописцы, изображающие вместо него верёвку - символ мучения. Существуют совсем редкие иконы, где святая представлена с чашей, наполненной виноградными гроздьями. Нередко её изображают с малолетним Вячеславом, который внимает учениям.

Икона святой Людмилы-мученицы помогает предотвратить семейный разлад, даёт защиту от злого умысла. Перед образами молятся о здоровье и благополучии младших домочадцев, например, внуков, детей. Святая помогает им не пострадать от греха, встать на путь истинного христианина.

Если в семейном кругу уже назрел конфликт, молитва, вознесённая к иконе мученицы, поможет вернуть мир. Женщина, рождённая под именем этой заступницы, избежит в прошении различных неприятностей и решит все житейские неполадки.

В России икона святой есть в Москве, в Котельниках, на Подворье Православной Церкви и Словакии, она расположена в храме Святителя Николая. Ко дню памяти мученицы сюда ежегодно привозят частичку мощей. Также перед иконкой можно помолиться в церкви Вячеслава Чешского, которая возведена в Барвихе. Остальные образа, менее известные, можно встретить в храмах во всех уголках страны.

Значение иконы

Икона святой Людмилы повествует о благочестивой жизни княгини. Но её беды, мужественно переносимые, встречаются в жизни обычных женщин, например, проблемы с родственниками, в семье, потеря любимых и близких. История мученицы учит преодолевать все перипетии, оставаться в вере, христианстве, дарить любовь и помогать людям. Молитва, произнесённая перед образами, неоднократно помогала людям.

Святая Людмила: день ангела

Обычаи предписывали нарекать ребёнка на восьмой день после рождения. Имя выбирал священник, руководствуясь Святками. Мученик, в честь которого дитя получало имя, становился его небесным заступником. Православные придерживаются такого порядка и по сей день. Все девочки с именем Людмила (при условии крещения в нём) должны почитать своего ангела-хранителя и заступницу, которой является преподобная княгиня. День ангела празднуется 29 сентября.

Также отмечается день памяти святой мученицы благоверной княгини Чешской - Людмилы. Он празднуется церковью 16 сентября по старому стилю и 29 сентября - по новому. Святую могут считать небесной покровительницей все верующие, которые ищут её заступничества.

Канонизированная княгиня - покровительница родной земли

Святая Людмила стала первой чешской мученицей, покровительницей родной земли. Также её почитают как благодетельницу бабушек, матерей, педагогов, учителей и воспитателей. Её статуя размещена на Карловом мосту, где представлены и другие скульптуры самых почитаемых святых Чехии. Почётное место занимает лик, изображённый на постаменте памятника Св. Вацлава, установленного в центре Праги.

Храмы в Праге

Католический храм святой Людмилы-мученицы был основан в 1888 году. Он находится на площади Мира, в городском районе Винограды. Это великолепное неоготическое сооружение выделяется двумя высокими, абсолютно одинаковыми колокольнями. Храм построен таким образом, что будто бы парит над площадью. Высота башен со шпилем - шестьдесят метров. Костел святой Людмилы является доминантой прилегающего пространства и привлекает не только молящихся, но и туристов.

К основному входу ведёт высокий тяжёлые двери и портал оформлены строгим орнаментом. С обеих сторон от входной группы установлены портики из камня, над порталом размещено большое окно-роза. За счёт стрельчатых удлинённых окон облик башен кажется вытянутым по вертикали. Тимпан украшен рельефными изображениями Христа, святых - Вацлава и Людмилы.

Храм святой Людмилы действующий и является собственностью Римской церкви. Христиане, принявшие католическую веру, наряду с православными отмечают день благочестивой Людмилы и почитают её. Святилище открыто для всех верующих во время богослужений.

Ещё один, не менее известный храм, возведён в местечке Тетин, близ Согласно преданию, он возводился на месте, где была убита княжна. Под главным алтарём возложен камень, на котором - опять же, согласно преданиям - молилась святая, когда к ней подкрались душители.

Храм мученицы, но уже принадлежащий Русской Православной Церкви, был освящён в Праге в конце 2012 года. Он возведён в бывшем выставочном павильоне Росторгпредства на Сибирской площади. Во времена советской власти тут экспонировалась строительная и сельскохозяйственная техника, в более позднее время - размещалась экспозиция ретро-авто. Не так давно территория была возвращена в лоно Православной Церкви.

В рамках первого этапа реконструкционных работ обустройство церкви велось в пределах основного круглого объёма сооружения. На втором этапе предполагается возведение колокольни и куполов. Однако православный храм святой Людмилы в Праге уже принимает прихожан, которые хотят вознести молитву святой. А также тех, кто рассчитывает на её небесную помощь.

Святыни

Мощи святой Людмилы находятся в Праге и почитаются верующими за одну из главных христианских реликвий. Гробница размещена в базилике преподобного Георгия, в отдельной часовне Пражского Града. Она чаще всего закрыта для посетителей, и лишь раз в году верующим дозволено совершить богослужение близ чудотворных мощей.

В день святой Людмилы тут проходят православные и По их окончании всем прихожанам священники разрешают приложиться к реликвии.

Вместо заключения

Святая великомученица Людмила стала символом благочестия, добродетели для христиан всего мира. Почитание этой княгини, возносимые к ней прошения помогают сохранить мир в семье, добрые отношения с близкими и окружающими. Не так важно, как произносится обращение - по канонам или своими словами, если оно идёт от благочестивого сердца и души, то достигнет своей цели. Молитва святой Людмиле всегда дарит благо!

29 декабря 2012 года при Посольстве Российской Федерации в Праге был освящен новый храм в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской. Чин малого освящения совершил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк. Перед освящением храма с архиепископом Марком побеседовала шеф-редактор “Пражского телеграфа” Наталья Судленкова.

– Для Чехии открытие нового храма Русской Православной Церкви – это крупное событие. Можно ли его назвать прецедентом с точки зрения всей зарубежной деятельности Русской Православной Церкви?

– За рубежом мы открываем храмы достаточно часто. Конечно, не всегда это наши храмы, нередко мы пользуемся гостеприимством других конфессий. Это характерно для тех стран, где сразу появилось большое количество православных. Например, у нас пятьдесят две общины в Италии, но из них подавляющее большинство своих храмов не имеет. Службы проходят в католических храмах, куда нас либо пускают по доброй воле просто на безвозмездных основаниях, либо платится какая-то небольшая аренда.

Есть храмы, которые мы строим за рубежом, но это, как правило, исключительное явление, либо мы приобретаем здания, где обустраиваются храмы. Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге – это событие в своем роде уникальное. Здание храма – это светское помещение гражданского назначения, выставочный павильон, который использовался в сугубо светских целях. Распоряжением Президента РФ оно передано в пользование Русской Православной Церкви для создания храма, который, по сути, является посольским.

– Фактически, передача помещения, принадлежащего российскому государству, Русской Православной Церкви – это прецедент. Чем его можно объяснить? Почему этого не произошло ранее?

– Это решение руководства РФ говорит о многих положительных тенденциях. Государство Российское теперь уже понимает, что наиболее здоровые силы соотечественников, те, кто настроен на позитивную деятельность, объединяются вокруг храмов. Для них храм – это не только место богослужения, но и в целом центр общения и объединения русской диаспоры. Мы благодарны за это здание, хотя надо сказать, что оно находилось в плачевном состоянии, и пришлось сделать очень много капитальных вложений, люди жертвовали деньги на создание этого храма, и ремонт еще далеко не закончен.

Когда я зашел сегодня в храм, я не узнал помещение. Сейчас это уже действительно настоящий храм, причем удивительно, что здание оказалось ориентировано на восток, то есть, для создания алтаря не нужно было ничего капитально переделывать. Круг – это символ вечности, поэтому и сама форма этого строения уже располагает к тому, чтобы в этом помещении храм разместился безо всякого ущерба с точки зрения канонов.

– Тем не менее, нет ли внутреннего противоречия в том, что мирское по своей сути здание будет служить церковным целям, ведь храм – это не просто стены или правильное расположение алтаря, но и нечто гораздо большее?

– Я не вижу никакого противоречия. Если вспомнить историю христианства, то храмы создавались и в местах, которые служили местом языческих культов. Например, афинский Акрополь, да и многие другие храмы и в Греции, и в Риме были языческими, а затем были освящены, т.е. там, где приносились жертвы идолам, стало славиться имя Единого Бога. Не случайно говорится в Евангелии, что и солнце проходит не только места чистые, хорошие и благоприятные, но и места скверные, однако оно при этом не оскверняется. Все освящается и благословляется молитвой.

– Сколько верующих, по Вашим оценкам, сможет вместить новый храм?

– Храм святой Людмилы Чешской станет самым большим православным храмом Праги, и это логично, потому что русская община в Праге весьма и весьма значительна. Здесь могут размещаться на праздничных богослужениях более тысячи человек. Сюда переместилась община, которая ранее посещала храм Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Чешской Республике, но там было не очень удобно, потому что на территории посольства действует пропускной режим, да и храм сам маленький. Там с трудом помещалось 100 человек, а на Пасху, к примеру, приходит на богослужение до полутора тысяч верующих. Мы ждали открытия нового храма восемь лет.

Кроме того, этот храм мы сможем активно использовать и для прихожан Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, для местных жителей, пражан. Здесь можно проводить праздничные богослужения с участием чешского духовенства и верующих Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

– Не противоречит ли создание нового храма Русской Православной Церкви на территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии неписаным правилам взаимоотношений сестринских Церквей, в рамках которых не принято открывать храмы одной Церкви на канонической территории другой?

– У нас есть традиция открытия подворий – в Москве есть подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а в Карловых Варах есть подворье Русской Православной Церкви. Подворья могут создаваться исключительно на взаимной основе. Храм святой Людмилы Чешской имеет статус посольского храма, он не вполне попадает под общие юрисдикционные канонические рамки, в каком-то смысле он и территориально, и канонически является экстерриториальным. Мы провели необходимые переговоры с Православной Церковью Чешских земель и Словакии, и сама идея обустройства храма была положительно воспринята чешским духовенством. Создание храма послужит делу христианской миссии, и пользу получат обе Церкви – и Русская Православная Церковь, и Православная Церковь Чешских земель и Словакии.

– Во многих европейских странах наблюдается тенденция к падению интереса жителей этих государств к религии. Вплоть до того, что общины и муниципалитеты продают храмы, либо сдают их в аренду для проведения акций или концертов. В то же время в Православии очевидна противоположная тенденция – открытие новых храмов. С чем это связано?

– Во-первых, с большим притоком людей за границу. Но я бы не сказал, что у нас все гладко, у нас тоже есть приходы, где снизилась численность в общинах.

Например, у нас есть приход в Иране, там сейчас мало прихожан, снижается численность прихожан и в африканских странах, например, в Марокко. В Канаде в сельских местностях, где раньше было много людей, которые жили на фермах и посещали храмы, теперь богослужения совершаются по очереди в разных храмах, поскольку многие люди покидают фермы и уезжают в города.

В целом процессы глобализации и урбанизации оказывают свое влияние и на православные храмы, но, слава Богу, что все-таки в России и в других странах русского мира, и за рубежом у нас пока нет такой проблемы как необходимость использовать православные храмы не по назначению и, слава Богу, мы их не продаем.

– Можно ли говорить о том, что у католицизма и Православия есть общие внешние угрозы, перед лицом которых эти конфессии могли бы объединиться?

– Конечно, такие угрозы есть. Во-первых, я бы назвал такой угрозой христианофобию. Мы видим в некоторых случаях, что христиан преследуют по разным причинам, причем эта агрессия идет, как стороны представителей других религий, так и со стороны воинствующего секуляризма. Но, с другой стороны, это в целом проблема отхода от христианских ценностей, что мы видим в разных странах на самых разных примерах.

Несколько лет назад представители Евросоюза отказались упоминать о христианстве в преамбуле европейской Конституции, в разных традиционно христианских странах, например, во Франции, обсуждается вопрос о разрешении браков для однополых пар. В Дании недавно был принят закон, согласно которому в храмах государственной лютеранской церкви должны венчать однополые браки. Фактически речь идет о прямом давлении светской системы на церковь, грубом вмешательстве в жизнь людей и попрании христианских ценностей.

– Насколько серьезна угроза со стороны квазихристианских конфессий, например, неопротестантов и разного рода сектантских организаций?

– Это тоже проблема, которая мешает и угрожает христианскому миру. И, к сожалению, есть более общая проблема: люди сейчас привыкли к суррогатам. Посмотрите – много ли людей пьет чистую природную воду? Многие предпочитает “Пепси-колу” или “Фанту” и т.д. Люди теряют вкус здоровой пищи и правильных напитков, то же самое происходит и в отношении веры. Многие люди пользуются суррогатами, потому что в наш век так получается: кто активней, тот и успевает перехватить инициативу, и, к сожалению, люди нередко обольщаются на какие-то ложные посулы. Но очень часто люди уходят туда, потом возвращаются, понимая, что там ничего, кроме пустоты, нет.

Наталья СУДЛЕНКОВА

Святая мученица ЛЮДМИЛА ЧЕШСКАЯ (†921)

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя - Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край - в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на
территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.


В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем - Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям — одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

У них было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.


Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания - удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября , выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» - сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах - главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы - Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не
вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.


Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.


Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге , где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему - придела ) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.


В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.



Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. А минь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

29 декабря 2012 г. в Праге был освящён новый храм Русской Православный Церкви. Новый храм назван в честь святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской. Чин малого освящения храма совершили архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На богослужении в честь освящения нового храма присутствовали блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, посол РФ в ЧР Сергей Киселёв, торговый представитель РФ в ЧР Александр Туров, представители православной общественности.

Новый храм расположен в помещении бывшего выставочного комплекса торгпредства, принадлежащего Управлению делами президента РФ, и передан РПЦ в пользование.

«Освящение храма святой мученицы Людмилы Чешской стало событием уникальным. Это первоначально было светское помещение гражданского назначения, которое использовалось в сугубо светских целях. По распоряжению президента России это помещение передано Русской Православной Церкви для того, чтобы здесь был создан посольский храм», — сказал архиепископ Егорьевский Марк. Он также отметил, что храм фактически является экстерриториальным, но в то же время, на него не распространяются те ограничения, которые присущи режимным учреждениям – посольствам, торговым представительствам и так далее.

Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор подчеркнул, что новый храм будет служить всем православным верующим, независимо от того, к какой церкви они принадлежат.

До освящения храма святой мученицы Людмилы Чешской посольским храмом был храм святого великомученика Георгия Победоносца, расположенный на территории посольства РФ в ЧР, который был освящён 6 мая 1999 г. «Этот храм, однако, очень небольшой по размеру, к тому же, он расположен на режимной территории посольства России в Чехии, что означает определённые неудобства как для самого посольстав, так и для верующих. На праздники в храм святого

великомученика Георгия Победоносца приходит несколько сотен человек, и они, конечно, не могут все одновременно молиться в храме, поскольку размеры помещения этого просто не позволяют», — сказал настоятель подворья РПЦ в Чехии, протоиерей Николай (Лищенюк).

Новый храм святой Людмилы Чешской вмещает до тысячи человек. Храм будет открыт ежедневно, при храме будет действовать воскресная школа, также планируется создание духовного центра.

«Открытие храма святой Людмилы Чешской в Праге – это прецедент. Государство уже понимает, что наиболее здоровые силы соотечественников за рубежом объединяются вокруг храмов. Тех, кто настроен на позитивную деятельность, объединяют Храм в широком смысле этого слова – не только как место для богослужений, но и как место для общения русской диаспоры. Поэтому создание нового храма в Праге – это, скажем так, совместный проект РПЦ и государства», — заявил архиепископ Егорьевский Марк.

Для того, чтобы приспособить помещение выставочного комплекса под храм, пришлось проводить ремонтные работы. «Пока завершена только первая очередь, сделано самое необходимое, чтобы люди могли уже молиться в храме. Нам предстоит большая работа по капитальному ремонту помещения, строительстве купола и решению других задач. Все работы по ремонту ведутся за счёт пожертвований, мы не привлекли ни копейки государственных средств», — отметил протоиерей Николай (Лищенюк).

Святая мученица Людмила Чешская, согласно новейшей историографии, была дочерью сербского князя Славибора. В 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы в Чехии был построен второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы. Внук Людмилы и Борживоя Вячеслав (Вацлав) воспитывался своей бабушкой в христианском духе. Однако его мать, язычница Драгомира, ставшая орудием в руках могущественных вельмож-инриганов, опасавшихся распространения христианства в Чехии, приказала убить Людмилу.

В ночь с 15 на 16 сентября 921 года двое убийц, ворвавшихся в дом в городке Тетин, где жила удалившаяся от мирской жизни Людмила, задушили блаженную старицу. Её тело было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

Вячеслав приказал перенести мощи Людмилы в Прагу. Официально её святость была признана в 1143-1144 годах.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах – верёвка — символы её умучения.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей Чехии, а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

День памяти святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.

Храм святой мученицы Людмилы княгини Чешской на Сибирской площади в Праге - отнюдь не туристическое место и попасть в него можно только во время службы. С момента своего освящения церковь считается главным храмом на территории Чешской республики.

Расписание богослужений доступно на храма, обновляется на месяц вперёд.

Архитектура

Снаружи о духовном назначении круглого сооружения напоминает лишь табличка и икона над входом. Площадь помещения нового храма составляет примерно 480 м2. Первый этап реконструкции здания, предполагающий обустройство интерьера, практически завершен. На втором этапе планируется строительство куполов и колокольни. Тем не менее, пока неясно как удастся совместить советскую архитектуру с традиционными православными куполами.

Просторное помещение храма оказалось удивительно удачно сориентированным на восток, поэтому для создания алтаря практически ничего не пришлось переделывать. Традиционный деревянный алтарь с резными элементами находится в дальней части зала, перед ним расположен престол. Центральное место на алтарном иконостасе занимают лики Иисуса, Пресвятой Богородицы и покровительницы храма св. Людмилы, остальные части заполнены библейскими сюжетами и изображением архангелов. На стенах расположен ряд икон с ликами св. Николая, Анны, Петра, Павла и других православных святых. Форму помещения подчеркивает огромная круглая люстра с кружевным узором и имитацией свечей, занимающая центр потолка.

История

Святая Людмила считается покровительницей Чехии. Вместе с мужем князем Борживоем она способствовала распространению православия среди чехов и была убита представителями язычников. В 2004 году в день празднования юбилея Георгиевского храма при российском посольстве, икона первой чешской святой с частицей мощей была передана для основания будущего храма.

Новый храм занимает помещение бывшего выставочного зала торгпредства, построенного в 1970-х годах и ныне переданного по приказу президента РФ в пользование русской церкви. В советские времена в помещении проходили выставки строительной и сельскохозяйственной техники, а в последнее время здесь можно было увидеть небольшую экспозицию ретро-автомобилей.

Храм святой Людмилы, ставший третьим православным храмом Московского патриархата в Чехии, был освящен в конце декабря 2012 года. Действующая церковь св. Георгия Победоносца в Праге и церковь св. Петра и Павла в , освященные в 1999 и 1897 году соответственно, также принадлежат Русской Православной Церкви.


До освящения нового православного храма на Сибирской площади посольским храмом считалась церковь Георгия Победоносца, расположенная во дворе российского посольства. Однако режимность территории посольства и небольшая площадь храма создавали для верующих некоторые неудобства. Именно поэтому для нового храма было выбрано большое помещение, которое сегодня вмещает до 1000 человек. Планируется, что в будущем при церкви будет открыта воскресная школа и духовный центр.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»