Кто из художников не является иконописцем. Иконы Древней Руси

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Трансферная поталь.

Каталог в магазине: краски, пасты, наборы для золочения и серебрения и декорирования разных поверхностей.

Перламутровый пигмент - золото.

Иконопись

Иконопись и другие художественные направления.

Иконы и знаменитые иконописцы

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) - это мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Первым русским иконописцем, известным по личному имени, является Алипий Печерский.

Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы Новгородские таблетки, в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином - младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

  • Иконостас Преображенского собора Спасо–Евфимиева монастыря

    В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 14 сентября 2017 года открылась выставка, на которой представлен комплекс иконостаса собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Он поступил в музей в 1954 году и стал одним из наиболее значимых и ценных памятников его собрания, которое тогда только начало формироваться.

  • Святые иконы. Как правильно просить помощи у святых

    Книга, которая отвечает на один из самых частых вопросов - как правильно обращаться к святым за помощью.

    Когда человек в отчаянии, он перед иконами обращает свои молитвы к святым заступникам. Но не все знают, как просить небесных покровителей. Эта книга расскажет, как и в каких нуждах молиться Иисусу Христу, Богородице, угодникам Божьим.

  • Кто изображен на иконе?

    Необходима помощь в опознании иконы.

    Давно нашла в макулатуре дощечку, поняла что это икона. Многое на ней проявилось со временем, даже появилась надпись.

    Комментарии: 6

  • Иконописец Яна (в крещение Анна) Харитонова

    Иконописец Яна(в крещении Анна) Харитонова пишет по благословлению иконы в каноне натуральными пигментами на липовых досках, покрытых левкасом, защитный слой - олифа. Основы иконописи изучала на курсах по иконописи при иконописной школе ВПДС. Мастер пишет иконы по древней технологии.

    Каталог: 7

  • Иконы по древнему канону

    Древний канон иконописания. Профессиональный мастер-иконописец.

    Мастер-иконописец окончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, занимался реставрацией и изучал различные аспекты древнего искусства – греческого и русского письма. Провел более десяти лет в добровольном отшельничестве в Сибири. Буквально живя в затворе, проходил духовное делание и профессионально изучал утерянные принципы древнего иконописания.

    После чего мастер вернулся в Москву и ныне живет и работает в столице.

    Иконы пишутся по всем правилам и с соблюдением традиционных техник. Применяются только натуральные материалы: деревянные доски, левкас, яичная темпера, олифа. Мастер выполняет копии древних икон и создает собственные образы с учетом принципов и канонов, выработанных веками.

    Комментарии: 1, Каталог: 2

  • Иконы пишет парализованный человек

    С 2002 года я полностью парализован. В замен Господь одарил меня несравнимо большим.

    От юности своей вел я не совсем праведную, точнее сказать совсем неправедную жизнь. Всегда чувствовал присутствие Ангела Божия рядом, который хранил меня от плодов моей жизнедеятельности.

    С большим восторгом и гордыней я рассказывал близким об этом. Любил порассуждать о святом писании, но пускать Господа в свою жизнь и не думал.

    И вот однажды, разбежавшись во всю мощь, я прыгнул с обрыва в воду головой, как делают многие молодые люди на реке. Ощутив удар о дно, раздался сильный треск в ушах,я подумал: " Надо выплывать, разберусь наверху".

    (Справа - Богородица Умиление).

    Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

  • Иконы Христа Спасителя

    Иконы Христа - воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

    (Справа - Спаситель).

    Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."

    Лука, Феофан Грек, Андрей Рублев, Алипий Печерский.

    Когда была написана первая икона? Кто был первым иконописцем? Какой была первая икона? Из какого материала она была сделана? На все эти вопросы нет точного ответа, и скорее всего, никогда не будет. Существуют только гипотезы, дошедшие до нас из глубины веков, но они совершенно ничего не доказывают. Так повелось, что первым создателем иконы история считает Апостола Луку, создавшего образ Матери Божией еще во времена земной жизни Иисуса Христа.

    Слово икона - пришло из древней Эллады, оно означает образ того, кто изображен на ней. Икона - это образ святого, к которому обращена молитва верующего, ведь главное предназначение иконы - напоминать о молитве, помогать свершать ее душой и телом, и быть проводником, между молящимся и образом Святого. Глаза духовные верующего на столько не развиты, что созерцать мир Небесный и живущих в нем может он только оками физическими. Лишь пройдя путь духовный достаточно, его взору могут открываться видения сил небесных. И в истории не мало фактов когда подвижникам являлись сами Святые как наяву.

    Молитва - это откровенный разговор с Господом, который помогает всегда, но помощь эта может прийти как сразу, так и по прошествии многих лет. Но всегда и везде, молитва пред образом на иконе помогает верующему понять найти истину в том, состоянии благодати, которое он испытывает во время и после молитвы. После искренних молитв, наступает прозрение, и в жизнь человека приходит покой и гармония.

    В современном обществе многие считают иконы предметами роскоши, их коллекционируют и выставляют на выставках для всеобщего обозрения. Но, икона не просто красивая и ценная вещь. Для настоящего христианина, она есть отражение его внутреннего мира - мира души. Вот почему в повседневных заботах или в ярости, одного взгляда на икону хватает, что бы вспомнить Господа.

    Со времен возникновения христианства и по наши дни многие верующие пытались создавать иконы. У кого то, это получалось лучше, у других не очень, но все время, человечество восхищается красотами различных икон, их чудодейственной и целебной силой. В истории человечества, в разное время и в разные века, жили и творили мастера иконописи, создававшие уникальные иконы, духовные образы которые являются жемчужинами духовного и исторического наследия. В данной статье рассказывается о некоторых знаменитых иконописцах из разных стран мира, об их огромном вкладе в историю иконописи, а соответственно и в духовное наследие людей.

    Евангелист и иконописец Лука (I век)

    Лука - согласно поверью является первым, кто написал икону. По преданию - это была икона Богородицы, после чего иконописец создал икону Святых апостолов Петра и Павла. Родился будущий евангелист и иконописец в знатной семье греческих язычников. Святое писание сообщает, что Лука прожил до глубокой старости. Во времена земной жизни Иисуса Христа, был в его близком окружении, являлся очевидцем крестной смерти Господа, а когда Христос явился ему на пути в селение Еммаус, одним из первых лицезрел Святое Воскрешение Господне. Земная жизнь Луки была полна путешествий, он много ходил по миру, и везде доносил людям слово Божие и заповеди Христовы. По благословению Господа - написал книгу «Деяния Святых Апостолов». Считается, что кисти Святого Луки принадлежат дошедшие до нашего времени иконы матери Божией «Владимирская», «Смоленская» и «Тихвинская», но на данный момент доказательств этому нет, а только домыслы и гипотезы, ведь в древние времена на иконы не наносились знаки и подписи, подтверждающие авторство. Но относительно иконы «Владимирская», есть и другие мнения известных теологов и специалистов иконописи. Во-первых, о том, что данная икона, это творение евангелиста Луки, говориться в Святом Писании, а во-вторых, на многих древних иконах евангелист Лука изображается за написанием образа Матери Божией, который, по мнению специалистов, очень похож на образ Богородицы на иконе «Владимирская». Этот духовный образ необыкновенный, естественный и неповторимый, к тому же обладающий чудотворными свойствами. Именно поэтому вклад в дело иконописи святого Луки невозможно передать словами. Бесценно его творчество еще и потому, что именно апостол Лука, первым запечатлел и сохранил на все века образ матери Божией, дабы потомки молились духовному образу и получали помощь. Святой евангелист Лука - является покровителем иконописцев, поэтому ему пристало перед началом создания новой иконы.

    Алипий Печерский (дата рождения - неизвестна, дата представления Господу - 1114 год)

    На рубеже XІ и XІІ веков, жил и творил свои чудесные иконы преподобный Алипий Печерский. Свое имя получил от названия Киево-Печерской Лавры, где с молодых лет вел монашескую жизнь в строгом посте и молитвах. Преподобный Алипий - справедливо считается первым иконописцем в Киевской Руси, его творческий талант дал толчок к развитию иконописи в православии. Ремеслу иконописания Алипий учился у мастеров из далекой Греции, которые в то время расписывали Печерскую Лавру. В один из дней, иноку Алипию было видение, так, во время росписи Лавры за которой он наблюдал, на алтаре храма отчетливо отобразился образ Матери Божией. Алипий принял это дивное чудо как знак к иконописанию.

    Согласно церковному преданию - иконопись давалась иноку Алипию просто, иконы создавались будто сами собой, но для того, чтобы они были уникальными, Алипий долго и усердно расписывал их. Им были созданы несколько икон Господа и Матери Божией. Уникальная икона «Предста Царица», также принадлежит творчеству Алипия, в настоящее время она находится в Успенском храме московского Кремля, что уже говорит о многом. Чем же уникально и бесценно творчество Святого Алипия Печерского? Как оказалось, иконы, которые создавал на протяжении своей жизни преподобный, имеют чудесную и целебную силу. Они не стареют, материал из которого они сделаны не портится, к тому же образы на иконах, всегда остаются отчетливыми. Во времена большевиков, когда разрушались и сжигались храмы, иконы созданные Алипием Печерским, всегда оставались невредимыми. Многие теологи считают, что такую уникальность и чудодейственную силу иконы имеют потому, что когда трудился над ними преподобный Алипий, он всегда читал молитву, что безусловно говорит о святости мастера иконописца и его творений. Вклад в историю иконописи Алипия Печерского уникален, его иконы находятся во многих храмах и обителях по всей земле. По преставлению Господу - причислен к лику Святых, а по прошествии двух веков, неизвестным мастером была создана икона «Преподобный Алипий иконописец Печерский», где преподобный изображен с кистью в руках и иконой, в подтверждение, что он был и навсегда остался искусным иконописцем.

    Феофан Грек (около 1340-1410 гг.)

    Одним из самых известных и талантливых художников иконописцев XIV века - безусловно является Феофан Грек. Родился около 1340 года в Византийской империи. Много и долго путешествовал по миру, побывал в Константинополе, Каффе, Галате, Халкидоне, где занимался росписью храмов, и как утверждают теологи - монашеских обителей. Считается, что в это время Феофаном Греком было расписано более 40 церквей, правда доказательств этому нет, все фрески и росписи созданные великим мастером, к большому сожалению не сохранились. Известность, слава и благодарность потомков, пришли к иконописцу Феофану после приезда в Россию. В 1370 году, он прибыл в Новгород, где немедля приступил к работе в храме Спаса Преображения. В это время Феофаном Греком была проделана огромная работа по росписи храма, которая сохранилась по сегодняшний день. Лучше всего уцелело погрудное изображение Спаса Вседержителя в центральном куполе, а также фрески, на северо-западной стороне храма. Эту уникальную роспись могут увидеть все желающие и оценить талант автора. К тому же, в России можно увидеть роспись Феофана Грека в храмах Москвы и других городов, где он изображал многих Святых, которые упоминаются в Писании.

    Все же главным и уникальным творчеством Феофана Грека - по праву считаются иконы, которые были созданы им иконы на протяжении всей жизни. Иконы Матери Божией «Донская», «Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор», по сегодняшний день даруют радость посетителям Третьяковской галереи, так как уже много лет сохраняются там. Феофан Грек - внес огромный вклад в развитие иконописи, как в России, так и в других странах, ведь его иконы завораживают, они прекрасно оформлены и отличаются душевной теплотой. Иконы, написанные Феофаном неповторимы, так как созданы особым стилем, известным только мастеру, создававшему их. Кисти Феофана Грека приписывают создание двусторонней иконы «Богоматерь Донская», где на другой стороне которой изображено Успение Богородицы. Роспись храма Архистратига Михаила в Переяславле-Залесском, также принадлежит великому византийскому иконописцу. Уже в преклонном возрасте, принимал активное участие в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Здесь он трудился вместе с великим русским художником - иконописцем Андреем Рублевым и неким старцем Прохором, к большому сожалению, мало кому известным, как иконописец. Неизвестно - где и когда скончался Феофан Грек, предположительно его душа отошла ко Господу - около 1410 года.

    Андрей Рублев (около 1360 - 1430 гг.)

    Жизнь и творчество великого русского художника - это целая эпоха, может быть даже эра в истории русской иконописи, когда возрождалась нравственность и вера в высокие идеалы. Столько, сколько сделал в иконописи Андрей Рублев, из русских иконописцев, пожалуй, не сделал никто. Его работы показывают величие и глубину русской иконописи, а также доказывают возрождение веры в человеке и способность к самопожертвованию. К большому сожалению, настоящее имя иконописца неизвестно, Андреем Рублевым его нарекли после пострига, когда великий в будущем мастер принял монашество. Скорее всего, Господь духовно благословил его к написанию икон, ведь именно с монашеским именем, он, Андрей Рублев, стал известен всему миру. Иконы этого мастера необыкновенны, в них красота и величие, выразительность и великолепие, яркость и таинство, изящество и нарядность, ну и конечно же, целебная и чудотворная сила, глубокая благодать.

    Все иконы созданные мастером не имеет смысла перечислять, всем они известны, но стоит отметить иконы «Рождество Христово», «Стретение», «Воскрешение Лазаря» и «Ветхозаветная Троица». Эти иконы необыкновенны. В них блеск, неотразимая эстетика и художественное очарование. Но, не только иконописью знаменит Андрей Рублев. Вместе с византийским мастером Феофаном Греком, русский иконописец расписывал храмы и монашеские обители. Фрески, созданные руками Андрея Рублева неповторимы, и отличаются от фресок многих других мастеров, необыкновенным и уникальным способом их нанесения. В начале XIX века, в звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, во время реставрации, совершенно случайно были найдены три иконы - «Спас»; «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». После их долгих исследований, специалисты пришли к мнению, что написаны они Андреем Рублевым. Стиль написания и гармония красок - стали этому неопровержимым доказательством. Довольно случайно, но заслуженно, к огромному списку икон созданных Андреем Рублевым добавилось еще три. Слава Богу, иконы написанные монахом иконописцем Андреем Рублевым дошли до наших дней, и радуют нас своим очарованием, гармонией и своей чудодейственной силой, и это не удивительно, ведь согласно церковному поверью, создавать иконы Андрею Рублеву помогали ангелы.

    Создание иконы - дело непростое, и не каждому это дано. Великие мастера иконописи создавали работы, способные затронуть душу каждому. Сила этих мастеров - есть сила и благодать Господа, явленная в мир наш. Что бы стать проводником Воли и благодати Господа, нужно быть чистым в помыслах и чувствах. Подвиги духовные, глубокая постоянная внутренняя борьба, смирение, соблюдение заповедей и правил Церкви - вот те столпы, на которых основывается праведность человека. Эта праведность, позволяет передавать образ и свет Его небесный в иконах, не искажая и не привнося в них что-то чужеродное, не затемнять и не затмевать его.

    Есть известный случай когда Матушка Матрона попросила некого иконописца написать икону «Взыскание погибших». Тот начал ее, и прошло много времени, перед тем, как она была окончательно сделана. Иконописец временами был в отчаянии, и говорил что не может завершить. Однако по наставлениям Матроны шел каяться, и когда вновь не получалась - шел снова каяться, пока не очистился окончательно. Только после этого его труд принес результат.

    Работы современных иконописцев - не менее удивительны и уникальны, они известны во всех странах мира. И не смотря на то, что в других странах разные верования, работы наших иконописцев ценятся как произведения художественного искусства, как эталоны полноты, гармонии, проникновенной глубины познания, как способность передать «непередаваемое» в своих работах.

    Великие русские иконописцы

    Православные Церкви мира организованы по типу древнегреческих полисов - в каждой есть свое самоуправление, но все при этом связаны в Единую Православную Церковь. В каждой сохранены свои культурные особенности, языки, в том числе и ментальные отличия. Но при этом все - церкви-братья, состоящие в евхаристическом общении.

    Каждая церковь славится чем-то своим. Сегодня хотелось бы сказать о самой главной особенности Русской Православной Церкви (на мой взгляд). То, что запечатлено в веках, сохранилось в вечности и дало осязаемые, материальные плоды. Широкомасштабное развитие и распространение иконописи. И это не случайно, Русское Православие в большей степени визуально. Яркие золоченые купола храмов, яркие одежды священнослужителей, яркая позолота алтарей. Все играет красками, эмоциями, величием, масштабностью, благодарением Творцу. Это - срез русской визуальной культуры, формировавшейся еще задолго до Крещения Руси. Традиции визуального искусства Руси - это наследие прошлых веков, органично и цельно возродившиеся после Крещения.

    Над русскими иконами трудилось множество мастеров.
    Кто-то, послужив Богу и людям, так и не увековечил свое имя. А кто-то прославился на века. О последних сегодня и будет идти речь. В хронологическом порядке.

    1) Феофан Грек (около 1340 - около 1410) - величайший иконописец своего времени, родившийся в Византии в 1340 году. В течении долгих лет расписывал храмы Константинополя, Халкидона, Галаты, Кафы, Смирны. Но всемирную славу Феофану принесли иконы, фрески и росписи, сделанные на Руси.

    Будучи уже зрелым мужем, Феофан Грек приехал на Русь, в Великий Новгород, в 1370 году. Первая и единственная полностью сохранившаяся его работа - это роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице. Время не испортило их, пощадив фрески со знаменитыми погрудными изображениями Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.
    Помимо иконописного дела, Феофан Грек занимался каллиграфическим письмом, а также создавал художественные миниатюры для книг и оформлял Евангелия.
    Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

    Преподобный Макарий Великий, фреска из храма Спаса Преображения на Ильине улице, город Великий Новгород.

    2) Даниил Черный (около 1350 - около 1428)
    Был талантливейшим учителем и наставником Андрея Рублева. Самодостаточнейший художник, иконописец, монах, он отличался от многих своих современников не только уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

    Оставил после себя богатое наследие фресок, мозаик, икон, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра).

    Погребён Даниил в Спасо-Андрониковом монастыре, где недавно были обнаружены, вероятно, его останки. То что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублевым, создает проблему разделения творчества двух художников. Иконописцы XV века не оставляли автографов. Выход исследователи ищут в попытках выделить особые стилистические приемы, характерные для каждого мастера. Считая Даниила Черного художником старшего поколения, И.Грабарь предложил приписать ему авторство тех произведений, в которых просматриваются черты предшествующей школы письма XIV века, заимствованные у византийских мастеров. Примером такой "старой традиции" может служить фреска "Лоно Авраамово", являющаяся частью росписи Владимирского Успенского собора, композиции южного нефа, южного склона центрального нефа, ряд фрагментов на северной стене главного алтаря, а также часть икон из иконостаса.

    Фреска "Лоно Авраамово". Успенский собор, город Владимир

    3) Андрей Рублев (около 1360 - около 1428) - известный на весь мир русский иконописец, монах-художник, причисленный к лику святых. На протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского иконописного искусства. Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом.

    Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

    Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явлении праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

    Фреска "Спас нерукотворный", Спасский собор Андроникова монастыря, Государственная Третьяковская галерея, город Москва

    4) Дионисий (около 1440 - 1502) - известнейший московский иконописец и изограф конца XV - начала XVI веков. Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

    В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года - образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

    Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году - совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

    Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

    Икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Архангельская область.

    5) Гурий Никитин (1620 - 1691) - крупнейший костромской мастер русской стенописи XVII века. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства. Под его руководством был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия - росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле.

    Именно на период творческой зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия - приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

    В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

    "Песнь песней" Царя Соломона. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в городе Кострома.

    6) Симон Ушаков (1626 - 1686)
    Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

    Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов - и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения - логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона - произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности».

    Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени - если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь - и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу - то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.

    Икона "Тайная вечеря" Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, Московская область.

    7) Феодор Зубов (около 1647 - 1689)
    Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

    Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

    Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это - определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

    Икона "Богоматерь всех скорбящих радость". Иконописная мастерская Оружейной палаты, город Москва.

    Существует церковное предание, говорящее о том, что первым иконописцем в христианской истории стал Евангелист и Апостол Лука, написавший первый образ Пресвятой Богородицы. Среди бесчисленных икон, написанных за две тысячи лет некоторые стали эталоном, высокими образцами для подражания последующих поколений. Среди многих и многих мастеров, трудившихся на донном поприще, лишь несколько иконописцев сподобились остаться в искусстве Церкви и с истории мирового искусства яркими звёздами, освещающими путь своим последователям. Самые известные иконописцы в истории будут рассмотрены нами в данной статье.

    Евангелист и иконописец Лука (I век)

    Евангелист Лука родился в Антиохии в греческой семье, он не был иудеем. Апостол Лука был в непосредственном окружении Господа Иисуса Христа, по преданию являлся свидетелем Распятия Господа. Евангелист Лука записал одну из четырёх канонических книг Евангелия и книгу деяний апостольских, являлся горячим проповедником слова Божия. Апостолу приписывается икона, именуемая «Владимирская». Существуют предположения, что иконы Богородицы «Тихвинская» и «Смоленская» также написаны св.Лукой. О том, что св. Лука писал образ Божьей Матери повествует его житие и церковное предание. Многие учёные теологии идентифицируют образ, над которым работает апостол на знаменитой иконе, изображающей сам процесс иконописания, как «Владимирскую» икону. Оригинал образа пребывает в России с 1131 года, она была привезена из Константинополя. Сегодня икона хранится в храме при Третьяковской галерее. Икона являет недостижимую красоту Божьей Матери, духовную красоту горнего мира, она издревле признана чудотворной, и глубоко почитаема в христианском мире. Апостол Лука является одним из самых известных иконописцев, благодаря своему бесценному вкладу в созидание церковного искусства.

    Алипий Печерский (11-12 вв.)

    Алипий Печерский жил а в Киевской Руси и был известен как инок Киево-Печерского монастыря. Кисти преподобного Алипия принадлежит множество икон Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа. С образами, вышедшими из под кисти преподобного Алипия, связано множество чудес, чрез них множество раз происходили чудесные исцеления. Его иконы всегда оставались невредимыми во время пожаров и разрушений храмов, с образами не происходило никаких повреждений. Церковное предание приписывает авторству прп.Алипия икону «Предста Царица», пребывающая в Успенском соборе Московского Кремля.


    Феофан Грек (14-15 вв.)

    Один из самых знаменитых мастеров иконописи был рожден около 1340 года в Византии. Он расписывая храмы Византийской Империи. Но всемирную славу Феофану Греку было суждено обрести на русской земле. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, образ Матери Божией «Донская и др.


    Андрей Рублев (14-15 вв.)

    Великий иконописец земли русской, основавший иконописную школу и отразивший в своих работах величие Православной Руси - Андрей Рублев. Андрей Рублев расписывал многие храмы и монастыри Древней Руси. Кисти Андрея Рублева принадлежат несколько древних икон, самая значимая из которых - «Троица» Ветхозаветная. Андрей Рублев также написал многие прекрасные иконы - "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря"; "Вход в Иерусалим».


    За историю иконописи, творили разные мастера, и четыре величайших иконописца, упомянутые нами - это, конечно, далеко не весь список выдающихся мастеров. Русская земля всегда славилась дарованиями. Работы русских мастеров известны по всему миру, и высоко ценятся даже в тех странах, где собственная иконописная традиция очень развита, например, - Греция и окружающие ее острова. Слава Богу, и сегодня в России создаются святые образы при соблюдении канонических правил, возрождаются иконописные традиции и каждый, при желании, может

    Когда заходит речь о величайших иконописцах Древней Руси, люди обычно называют преподобных Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия или Даниила Черного. Хотя задолго до них первым и самым знаменитым иконописцем на Руси считался монах Киево-Печерского монастыря, преподобный Алипий Печерский, память которого Русская Православная Церковь отмечает 30 августа по новому стилю. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые моменты из его жития.

    Киевский купец осторожно постучал в дверь монашеской кельи. Не услышав разрешения войти, он осторожно приоткрыл ее и вошел в полутемную комнату, освещаемую лишь одной свечой, и тут же остановился на пороге.

    – Прости меня, отче Алипий, – обратился купец к монаху, без сил лежавшему на ложе. – Я не знал, что ты так сильно болен…
    – Похоже, пришло мое время, – произнес монах. – Господь скоро призовет меня к Себе.

    Купец посмотрел по сторонам и увидел большую деревянную доску, подготовленную для иконописи. Доска была пустой.

    – О горе мне! – воскликнул купец. – Ты так и не написал икону, которую я заказал тебе. Но завтра же праздник Успения Пресвятой Богородицы. Я так ждал и надеялся, что смогу к этому празднику поставить эту икону в алтаре храма. Там уже и место для нее приготовлено… А ты так лежишь в немощи... Если бы я знал, то поручил бы это дело другому иконописцу.
    – Не серчай на меня и не переживай так сильно, – произнес со своего одра монах. – Если Господь захочет, Он управит всё так, как сочтет нужным… И в мгновение ока по слову Его может быть написан лик Пресвятой Его Матери. Положись во всем на волю Всевышнего. А меня сейчас оставь в покое.

    Купец горестно покачал головой и вышел из кельи. На другое утро в праздник Успения Пресвятой Богородицы благочестивый купец поднялся с первыми лучами солнца. Он решил первым отправиться в храм, чтобы обратиться ко Господу с молитвой, покаяться в грехах и, в том числе, что так и не успел к этому празднику принести в дар задуманную им икону.

    Но, шагнув в полутьму храма, купец замер потрясенный: на условном месте стояла заказанная им икона. Она была прекрасна, и вся словно светилась каким-то внутренним неземным светом. «Господи! – промолвил пораженный купец. – Да как же он смог!? Ведь он даже был не в силах подняться с постели. Да и невозможно за одну ночь написать такую икону».

    Тотчас же купец поспешил к игумену Киево-Печерской Лавры, которому поведал всю историю. Вместе они отправились в келью к монаху Алипию и застали его в постели. Ему явно становилось хуже, видно было, что смерть уже опустила на него свое крыло.

    – Кто написал эту икону, брат? – спросил игумен.
    – Ангел Господень, – ответил монах.
    – Объясни, отче, – смиренно попросил благочестивый купец.
    – Этой ночью, – с трудом заговорил монах, – как только ты ушел, в моей келье вдруг появился прекрасный юноша. Помню, он был одет в какие-то блестящие и светлые одежды. Ни слова не говоря, он растер краски, взял в руки кисти и стал стремительно писать. Я было подумал, что это ты прислал другого иконописца, но никогда прежде я не видел, чтобы так писали. Он стремительно покрывал мазками деревянную поверхность, и мне в полумраке показалось, что краски даже светятся каким-то чудным светом.

    Когда юноша закончил писать, он повернулся ко мне и спросил: «Все ли на ней так, как надо? Или ты хотел бы что-нибудь исправить?» «Икона совершенна, Твоей рукой водил Сам Господь», – только и смог произнести я в ответ. Юноша благодарно улыбнулся и через мгновение я не увидел ни его, ни иконы… Впрочем, я знаю, он скоро вернется… чтобы помочь мне… отправиться ко Господу.

    Так и случилось: через два дня, 17 августа (по старому стилю) 1114 года иеромонах Алипий Печерский мирно отошел к Богу.

    К сожалению, мы сегодня мало что знаем о великом иконописце преподобном Алипии Печерском. Одно его жизнеописание составлено святителем Димитрием Ростовским, другое упоминается в «Киево-Печерском патерике», но оба жития основаны на рассказах людей, которые утверждали, что знали преподобного Алипия.

    Мы не знаем год, когда родился будущий преподобный Алипий. Не знаем ничего о его родителях. Известно только, что юношей он был отдан на учебу греческим мастерам-иконописцам и сильно преуспел в искусстве иконописи, превзойдя в нем своих учителей. Иноческий постриг Алипий принял при игумене Никоне, который позже рукоположил Алипия и в сан иеромонаха.

    Практически вся жизнь преподобного была связана с первым пещерным монастырем на Руси – Киево-Печерской Лаврой. Известно также, что, став печерским монахом, Алипий положил себе за правило – писать иконы бесплатно. Часто, узнав, что в каком-нибудь храме икона пришла в негодность, он отправлялся туда и восстанавливал ее, не беря за это ни копейки. Если же благодарные люди умоляли принять от них в знак признательности хоть малую часть вспомоществования, то Алипий эти средства раздавал бедным и нуждающимся, оставляя себе лишь деньги на краски и кисти. Такое бескорыстие поражало людей в те далекие времена, если об этой особенности говорили все, кто знали преподобного.

    «Зачем мне деньги, – говорил Алипий, – если я живу в монастыре, и всё мое время принадлежит Богу?». Действительно, известно, когда он не принимал участие в монастырских службах, он писал иконы, а когда не писал – молился Господу. Впрочем, если иеромонаха Алипия деньги не интересовали, то, как и во все времена, были люди, которые стремились нагреть руки на чужом труде. До нас дошла история о том, как два монаха Киево-Печерской Лавры, люди злые и жадные до денег, решили нажиться на уникальном таланте и удивительной скромности преподобного Алипия.

    Как-то один благочестивый человек захотел заказать у Алипия семь икон для своей домовой церкви. По какой-то причине он не решился напрямую обратиться к монаху-иконописцу и надумал действовать через посредников. В итоге вышел на тех алчных монахов. Те согласились передать Алипию его просьбу и семь досок для написания икон. Но через несколько дней они пришли к этому благочестивому человеку и сказали, что Алипий требует за работу определенную сумму денег. Тот согласился и дал деньги. Прошло еще какое-то время, вновь явились эти два алчных монаха и сказали, что дело продвигается, Алипий пишет, но… ему нужны еще деньги. Благочестивый человек не заподозрил никакого подвоха и выдал требуемую сумму. Через какое-то время ситуация повторилась в третий раз: два монаха, видно, не имели предела своей алчности. При этом преподобной Алипий был даже не в курсе просьбы того благочестивого человека.

    Но на третий раз у заказчика наконец лопнуло терпение, и он отправился с жалобой к игумену Никону. Выслушав рассказ, возмущенный Никон послал за Алипием, а когда тот пришел, с негодованием обратился к нему: «Как же так брат? Ты взял с этого благочестивого человека тройную сумму за семь икон! И ничего не сделал! Как же ты мог?» Ничего не понимающий и ошеломленный градом сыпавшихся на него обвинений иеромонах Алипий смиренно молчал.

    Никон тотчас же повелел принести в качестве доказательств те семь досок, на которых Алипий должен был написать иконы и привезти тех монахов, которые якобы брали для него деньги. Посланцы игумена пришли в иконописную мастерскую и, найдя семь досок, попросту остолбенели: на досках были нарисованы великолепные иконы. Свенская (Печерская)

    Как ни печально, но почти все иконы, принадлежавшие кисти иеромонаха Алипия, до нас не дошли. Ученые предполагают, что в настоящее время можно условно говорить лишь о некоторых его творениях. В частности, о так называемой «Ярославской Оранте» – иконе с ликом Пресвятой Богородицы, которую князь Владимир Мономах в свое время передал в дар Успенскому собору в Ростове. Впоследствии она была обнаружена в Спасском монастыре Ярославля, а ныне хранится в Третьяковской галерее. Также считается, что кисти Алипия принадлежит знаменитая Свенская (Печерская) икона Божией Матери.

    Возможно, читатель, что, прочитав эту небольшую статью и зайдя 30 августа в храм, ты вспомнишь и мысленно помолишься за жившего на Руси и творившего за три века до Андрея Рублева, Даниила Черного и Феофана Грека смиренного и благочестивого монаха Алипия, первого и величайшего русского иконописца.

    Петр Селинов

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»