Первая государственная дума политическая сила. Представительство и деятельность политических партий в I-IV Государственных думах

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

После роспуска 2-й Государственной думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в 3-ю Государственную думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. 3-я Дума стала единственной в истории Российской империи, которая отработала отведенный ей срок - пять сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А. Хомякова, А.И. Гучкова и М.В. Родзянко. Состав 3-й Государственной думы: 148 центристов из «Союза 17 октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в 3-й Государственной думе полностью зависел от октябристов. Они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял . При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед 3-й Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят «столыпинский» вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.). По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни. По национальному вопросу в девяти украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в 4-ю Государственную думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов - 442, председательствовал весь срок октябрист М.В. Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по-прежнему выполняли функции центра, однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В 4-й Думе, как и в 3-й, были возможны два большинства: право-октябристское (283 депутата) и октябристско-кадетское (225 депутатов) - оно и стало преобладающим в работе 4-й Государственной думы. Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов и представители Государственного совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило 4-ю Думу.

Общая характеристика законотворческой деятельности Первой и Второй Государственных Дум. Причины их недолговечности.

27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Современники называли ее «Думой народных надежд на мирный путь». К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться. Дума была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. В ведении Думы были и другие вопросы, требующие законодательного закрепления: государственная роспись доходов и расходов, отчеты государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других не менее важных дел. Дума имела право направлять правительству запросы и не раз объявляла ему недоверие.

Организационное устройство Государственных дум всех четырех созывов определялось Законом «Учреждение Государственной думы», по которому устанавливали срок деятельности Думы (5 лет). Однако царь мог досрочно распустить ее специальным указом и назначить выборы и сроки созыва новой Думы.

I Государственная дума действовала всего 72 дня -- с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Было избрано 448 депутатов, из них: 153 кадета, 107 трудовиков, 63 депутата от национальных окраин, 13 октябристов, 105 беспартийных и 7 прочих. Председателем Думы был избран С.А. Муромцев (профессор, бывший проректор Московского университета, член ЦК партии кадетов, юрист по образованию). Руководящие посты заняли видные деятели партии кадетов: П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул (товарищи председателя), Д.И. Шаховский (секретарь Думы). I Государственная дума поставила вопрос об отчуждении помещичьих земель, превратилась в революционную трибуну. Она предложила программу широкой демократизации России (введение ответственности министров перед Думой, гарантия всех гражданских свобод, всеобщее бесплатное образование, отмена смертной казни и политическая амнистия). Правительство отвергло эти требования, и 9 июля Дума была распущена. В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов и от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации. 167 членов Думы предстали перед судом, который вынес приговор -- тюремное заключение на 3 месяца. Было объявлено о созыве II Думы. Председателем Совета министров стал П.А. Столыпин (1862--1911 гг.), а занимавший ранее этот пост И.Л. Горемыкин (1839--1917 гг.) был уволен в отставку.

II Государственная дума работала 103 дня -- с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Из 518 членов Думы фракцию правых составили лишь 54 члена. Кадеты потеряли почти половину мест (со 179 до 98). Численно возросли левые фракции: трудовики имели 104 места, социал-демократы -- 66. Кадеты благодаря поддержке автономистов (76 членов) и других партий сохранили руководство и во II Думе. Председателем ее был избран член ЦК партии кадетов Ф.А. Головин (он же председатель бюро земских и городских съездов, участник крупных железнодорожных концессий).

Основным вопросом оставался аграрный. Каждая фракция предложила свой проект его решения. Кроме того, во II Думе рассматривались: продовольственный вопрос, роспись бюджета на 1907 г., исполнение государственной росписи, набор новобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах, реформа местного суда. П.А. Столыпин резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора, сформулировав их позицию словами «руки вверх» и решительной фразой «не запугаете». Депутаты же при этом заметили, что Дума превращается в «департамент Министерства внутренних дел». Они указали на существующий государственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А. Столыпина лишить неприкосновенности и выдать социал-демократическую фракцию как готовящую ниспровержение государственного строя. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест и Указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, утверждением этого закона фактически производился государственный переворот, так как по «Основным государственным законам» (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой. Новый избирательный закон был реакционным. Он фактически возвращал страну к неограниченному самодержавию, сводил избирательные права широких масс населения к минимуму. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Значительно сократилось представительство национальных окраин (по Польше и Кавказу -- в 25 раз, по Сибири -- в 1,5 раза); население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Государственную думу.

Закон 3 июня 1907 года знаменовал собой поражение русской революции. Число депутатов сокращалось с 524 до 448. В последующих Думах преобладали правые. Думается, что причина недолговечности первых Дум состоит в том, что абсолютизм не хотел просто без боя сдавать позиции, он хотел по возможности повернуть развитие истории вспять и ему на какой- то момент это отчасти удалось. Начался период «третьеиюньской монархии».

государственная дума российский

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в Петербурге. Из избранных в Думу 499 делегатов на первом заседании присутствовало 436 депутатов из Европейской губернии Российской империи.

В «Тронной речи» Николая I по поводу открытия Думы прозвучала надежда на то, что депутаты сохранят верноподданнические чувства, и их благостная деятельность во имя государства и народа будет сочетаться с преданностью его законному правителю.

В первый же день депутатов заставили принести обет верности императору и поставить подписи под соответствующей присягой.

Партийный состав I Государственной думы был сложным.

Первый фланг (по степени доверенности к правительству) представляли октябристы, прогрессисты, партия демократических реформ и автономисты. На левом же фланге ведущей парламентской фракцией стали кадеты – 34%, их успех в известной мере объяснялся и тем, что революционные партии (эсеры, социал-демократы) бойкотировали выборы, и кадеты, таким образом, представляли на них самую левую оппозиционную силу.

Беспартийные крестьянские депутаты, несмотря на неравные условия выборов, составили более 40% всех депутатов.

«Крестьянская трудовая группа», объединившая беспартийных крестьян, была создана по инициативе депутата от крестьянской курии, крестьянина А.Ф. Аладьина.

До открытия Думы на крестьян открыло охоту Министерство внутренних дел. Было организовано правым октябристом Ерогиным общежитие для крестьянских депутатов. Прекрасное помещение, отличный стол должны были привлечь крестьян к октябристам. В общежитие же приходили пропагандисты, проводившие монархическую пропаганду.

Крестьянское общежитие получило среди депутатов название «Ерогинской живопырни». Она оказала малое воздействие на настроение её обитателей. Безуспешными оказались попытки кадетов привлечь крестьян на свою сторону. «Господская партия» – решили крестьяне; так как обсуждавшиеся на заседании фракции вопросы о думской тактике, о бюджете, были им непонятны.

Монархические организации («черносотенные») в I Думе представлены не были, а из числа социал-демократов делегировали делегатов в Думу лишь немногочисленные организации, не принявшие участие в бойкоте (лидер группы социал-демократов в I Думе И. Жордания).

Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Между Думой и правительством сразу же наметились разногласия.

5 мая 1906 года Думой почти единодушно был принят «Ответный курс» на речь царя по случаю открытия Думы. Документ был составлен в духе кадетской программы, включая важнейшие общеполитические требования:

  • создание ответственного перед Думой Министерства;
  • введение всеобщего избирательного права;
  • упразднение Государственного Совета;
  • отмена смертной казни;
  • амнистия политическим заключённым и ссыльным;
  • практическое осуществление основных гражданских свобод и пр.

По настоятельному требованию крестьянских депутатов в думский адрес было внесено требование решения аграрного вопроса на принципах отчуждения частновладельческих земель, удельных монастырских и церковных земель.

Однако Николай II отказался принять президиум Думы, который должен был вручить ему адрес и поручил ответить на него главе правительства И.Л. Горемыкину. 13 мая 1906 года он выступил в Думе с правительственной декларацией. На все основные требования думского адреса правительство ответило отказом, причём наибольшее раздражение вызвало у него предложение по разрешению аграрного вопроса.

Правительство ясно дало понять, что не допустит выхода Думы за рамки предоставленных ей полномочий. Дума ответила требованием отставки правительства и замены его «министерством, пользующимся доверием Государственной думы». В ответ министры, во главе с И.Л. Горемыкиным объявили Думе «бойкот», процесс разработки и отправки в Думу для обсуждения законопроектов был приостановлен. В ответ на бойкот правительства Дума ответила градом запросов и принялась обсуждать свои собственные законопроекты, прежде всего по аграрному вопросу, который был в центре внимания I Думы.

8 мая 1906 года был внесён законопроект по земельному вопросу от кадетской партии за подписью 42 депутатов. 19 мая 1906 года свой аграрный законопроект внесли трудовики.

Общим в двух проектах было требование образования государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землёй (в пользование).

Но кадеты исключали из числа отчуждаемых помещичьих земель значительное количество «образцовых имений с большой урожайностью и помещичьи имения, где местное и пришлое население находило заработок». Кадетская программа также предполагала плату владельцам за отчуждаемую землю.

Трудовики предлагали обратить в земельный фонд земли не только помещичьи, но и другие категории земель – т.е. фактически – национализацию земли, плата помещикам за землю не предусматривалась, т.е. крестьянская фракция оказалась левее кадетской, вопреки надеждам верховной власти.

Правительству же аграрные проекты трудовиков и даже кадетов представлялись слишком радикальными. Решение Думы о выпуске своего обращения к стране по аграрному вопросу, принятое в ответ на правительственное заявление (опубликованное 20 июня 1906 года) и категорически отвергающее идею отчуждения помещичьих земель, давало повод обвинить Думу в революционности и распустить её.

9 июля 1906 года был обнародован царский манифест о роспуске Думы. Для смягчения негативной реакции был одновременно отправлен в отставку И.Л. Горемыкин. Новым председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин , сохранивший так же пост министра внутренних дел.

Левые депутаты Думы (кадеты) собрались после её роспуска в Финляндии в Выборге, откуда обратились к населению с призывом в знак протеста отказаться платить налоги и уклоняться от призыва в армию. Отклика у народа идея гражданского неповиновения не нашла. По возвращении в Петербург депутаты, подписавшие воззвание (167 человек), были приговорены к 3-х месячному тюремному заключению и лишены права баллотироваться на выборные должности. В результате чего в составе II Думы не оказалось деятелей кадетской партии «первой величины».

Однако, боясь нового всплеска революции и продолжая «заигрывать» с либералами, царь объявил о созыве II Думы, с сохранением прежнего закона о выборах.

Первый русский парламент просуществовал 72 дня, успев провести лишь одну сессию, приняв 391 запрос о «незакономерных действиях правительства». Разгон I Думы означал также конец переговоров о создании первого буржуазного правительства в России (прежде правительством рассматривался проект создания Совета Министров с включением кадетов).

В то время по Петербургу гуляла эпиграмма, сочинённая Ф. Куликовым:

Свобод российских не понять,
Чужим аршином не измерить.
У них особенная стать.
В свободы наши надо верить!

По оценке одного из лидеров кадетской фракции В.А. Оболенского:

« парламентов не только в мирные времена, но даже в периоды революций не знала такого удивительного политического расхождения между законодательной палатой и правительством, какое существовало между I Ду- мой и русским правительством».

II Дума работала с 20 февраля 1907 года по 3 июня 1907 года. Состав её оказался ещё более «левым». Участие в выборах приняли меньшевики и эсеры. Всего было избрано 448 депутатов.

Таким образом, усилилось значительное левое крыло, увеличилось количество «правых», кадеты же оказались своеобразным «центром».

Председательствовал во II Думе кадет Ф.А. Головин.

В условиях проводимого П.А. Столыпиным курса «успокоения страны», кадеты были вынуждены изменить тактику и перейти от «штурма» к тактике «правильной осады самодержавия», избегая при этом влияния на кадетскую фракцию как со стороны крайне правых, так и левых течений (тактика «бережения Думы от разгона»). По отношению к «новому курсу» партия кадетов раскололась на сторонников отказа от всякой законодательной инициативы, проявление умеренности и поддержки правительства П.А. Столыпина, и сторонников сближения с революционно – демократическими партиями (левое крыло).

Октябристы безоговорочно поддерживали все начинания П.А. Столыпина.

Большевики и трудовики ставили на обсуждение острые вопросы:

  • о помощи голодающим;
  • о помощи безработным;
  • о преследовании профессиональных рабочих, организаций и т.п. Большевики проводили тактику «левого блока»- соглашения с левыми партиями против правых и кадетов, под давлением демократических избирателей народнические фракции (эсеры, энесы) пошли на блокирование с большевиками.

Основным вопросом во II Думе оставался аграрный. В ходе аграрных прений со своей программой выступил П.А. Столыпин.

Программа Столыпина встретила резкое противодействие не только со стороны левых партий, но и критику кадетов. Они считали, что осуществление её будет революционизировать массы, «вызовет социальную борьбу богатых и бедных в самых злобных формах» (П.Н. Милюков).

Левые партии предложили аграрный проект трудовиков, близкий по сути эсеровской программе социализации земли.

В кадетском проекте были значительные изменения («вправо») по сравнению с проектом, внесённым в I Думу: предусматривалось большее количество имений, земля в которых не подлежала отчуждению. За отчуждённую землю должны были платить помещику крестьяне (а не правительство). Этот аграрный проект вызвал возмущение крестьянских депутатов II Думы.

Несмотря на «смягчение» курса кадетов и усиление правого крыла, компромисса между Думой и правительством снова не получилось. Царизм, расправившись с основными силами революции, пошёл на роспуск II Думы, всё ещё слишком оппозиционной.

Обвинив фракцию социал-демократов в попытке покушения на царя и подготовке государственного переворота, арестовав «заговорщиков», 3 июня 1907 года правительство по указу царя объявило о роспуске II Государствен- ной думы, и изменении системы выборов в новую, III Думу.

Итак, законодательная инициатива и энтузиазм российских парламентариев вновь столкнулись со стремлением правящих кругов ограничить права Думы.

Роспуск II Думы иногда называют третьеиюньским государственным переворотом, а установившуюся в 1907 году политическую систему – третьеиюньской монархией.

Акт 3 июня был совершён в нарушении Манифеста 17 октября и Основных законов 1906 года, отмена которых не могла произойти без санкций Государственной думы, он означал по сути возврат к прежней форме правления – абсолютной монархии.

Новый избирательный закон делал ставку на помещиков и крупную буржуазию.

Из рабочих могли участвовать в голосовании только самостоятельные квартиросъёмщики, представительство крестьян было сокращено почти вдвое. Кавказ и Польша также смогли прислать в III Думу меньше депутатов, чем по результатам предшествующих выборов. Население сибирских и среднеазиатских губерний было лишено права голоса. Общее число членов Думы сокращалось до 442.

Новое положение о выборах позволило создать такую Думу, которая стала послушным и легкоуправляемым сверху органом.

В ней резко сократилось число оппозиционно – настроенных к самодержавию депутатов, зато увеличилось число верноподданнических избранников – крайне правых, умеренно правых, и создан прочный октябристский центр крайне правых черносотенцев. Например, лидер В. Пуришкевич заявил с думской трибуны: «Правее меня только стена».

Третьей Государственной Думе удалось отработать срок полностью, 5 лет (1907-1912). Председателем Думы был избран октябрист А.И. Гучков . За 5 лет «послушная» Дума утвердила 2197 законопроектов, большинство из которых составляли законы о сметах различных ведомств и казённых учреждений.

Аграрный вопрос в III Думе рассматривался в форме поддержки столыпинской реформы, так как кадеты, октябристы и монархисты в Думе ставили перед собой ту же задачу, что и правительство – не допустить новую революцию.

Только социал-демократы, отрицательно относившиеся к столыпинским преобразованиям, не питали конституционных иллюзий и использовали Думу в своих пропагандистских целях.

IV Дума была последней (1912-1917).

По мере того, как росло понимание, что верховная власть не в состоянии решить социально-экономические и политические задачи, стоявшие перед страной, что Россия приближается к новой революции, партии думского большинства меняли свою парламентскую тактику, перехода от политики благожелательного нейтралитета и поддержки правительства к политике конфронтации с ним. Происходило усиление оппозиционных выступлений, как справа, так и слева. В этой ситуации создавались условия для ликвидации самодержавия путём «бескровной парламентской революции».

Созданный в IV Думе под руководством лидера кадетов Н.Н. Милюкова «прогрессивный блок» в сентябре 1915 года выступил с предложением сформировать новый состав министров, который бы учитывал мнение думского большинства. По сути, и царю предлагался почётный компромисс – за ним сохранялось право назначения министров.

Но изменений в государственной структуре не происходило.

14 декабря 1916 года П.Н. Милюков снова выступает, подчеркивая, что неуступчивость самодержавия фатальна, так как надвигается более грозная революция, чем в 1905 году.

В условиях нарастания политической нестабильности, в первые дни февральских революционных событий царь издаёт указ о роспуске «вышедшей из повиновения» IV Думы (25 февраля 1917 года).

В ночь на 28 февраля из революционно настроенных депутатов Думы был создан Временный комитет членов Государственной думы, которым по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 года сформировано Временное правительство.

Одной из его функций являлась организация выборов Учредительного собрания – высшего органа народного представительства в новой демократической и парламентской республике России. Так завершилась деятельность первого российского парламента.


В системе высших государственных органов начала XX века появилось представительное учреждение с законодательными полномочиями - Государственная дума. Так начался продолжительный (до падения самодержавия в 1917г.) период думской монархии.
Закон о выборах в Государственную думу (11 декабря 1905 г.) вводил четыре избирательных курии: землевладельцев (имущественный ценз 150 десятин), городских избирателей, крестьянскую и рабочую. Ни по одной курии не было прямых выборов. От землевладельцев избиралось 32%, от крестьян - 43%, от горожан - 22% и от рабочих - 3% депутатов Думы. Один голос помещика приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. В выборах участвовали избиратели - мужчины, достигшие 25 лет, за исключением военных, учащихся, чинов полиции и губернской администрации, осужденных, «бродячих инородцев», лиц, исключенных из дворянских собраний или крестьянских обществ.
Дума избиралась на пятилетний срок, но император обладал правом ее досрочного роспуска с обязательным объявлением даты новых выборов. К предметам ведения Думы были отнесены рассмотрение законов и бюджета (за исключением статей о выплате государственного долга, расходах двора и «чрезвычайных кредитах»); надзор за Государственным контролем; утверждение уставов акционерных обществ; дела о постройке железных дорог за счет казны. Единственной формой контроля над деятельностью правительства со стороны парламента являлось право депутатского запроса в адрес кабинета в целом или любого министра.
Статья 7 «Основных законов Российской империи» (23 апреля 1906 г.) гласила, что император осуществляет законодательную власть «в единении с Государственным советом и Думой». Законопроекты, не принятые палатами парламента, считались отклоненными. При этом статья 87 сохраняла за императором право издавать законодательные акты во время думских каникул или в период между роспуском прежнего состава Думы и началом работы нового. Правда, оговаривалось, что такие указы не могут вносить изменения ни в «Основные законы», ни в учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в «Положение о выборах». Если же в течение двух месяцев после возобновления работы парламента данные меры не получали одобрения обеих палат, они теряли свою силу. На практике статья 87 о чрезвычайном законодательстве применялась очень часто.
Прерогативой императора согласно «Основным законам» оставались высшее государственное управление, руководство внешней политикой, объявление войны и заключение мира, верховное командование ВС, объявление местности на военном или исключительном положении, чеканка монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия.
Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи (заместители), избиравшиеся из числа депутатов сроком на один год. Члены думы распределялись по партийным группам - фракциям. Для предварительного рассмотрения законопроектов депутаты созывали постоянные и временные комиссии. На заседаниях Государственной думы могли присутствовать и выступать министры.

1 Государственная дума

Расстановка политических сил в первой Думе была следующая: 176 (36%) депутатов представляли кадеты, 102 (21%) - трудовики (большинство из которых были крестьянами), 100 (20%)) - беспартийные. Остальные партии имели незначительное представительство. Социал-демократы и социалисты-революционеры выборы бойкотировали.
Первая Дума начала свою работу с обращения к правительству, которое содержало следующие требования: введение всеобщего избирательного права, ответственное перед думой министерство, отмена смертной казни и снятие военного положения, решение аграрного и рабочего вопросов, равномерное распределение налогов, введение всеобщего бесплатного обучения; право Думы пересматривать законы, всеобщая политическая амнистия.
Этот документ явился отражением тактики депутатов от оппозиции, которые вошли в состав Думы с целью расширить ее полномочия и преобразовать ее в полноправный парламент. Правительство категорически отвергло данные требования, в ответ Дума объявила «вотум недоверия». Конфликт между законодательной и исполнительной властью быстро прогрессировал. 379 запросов депутатов в адрес правительства были отклонены. Проект аграрного закона, разрешавший выкуп арендуемой земли, стал поводом для роспуска Думы под предлогом превышения ею своих полномочий. Разогнав первую Думу, власть, тем не менее, не решилась на отказ от народного представительства вообще. Этого не позволяла ни внутренняя, ни внешняя обстановка.

2 Государственная дума

Вторая Государственная дума, начавшая свою работу 20 февраля 1907г., оказалась еще более радикальной по своему составу: кадеты потеряли 80 мест; народнические партии получили 157 мандатов (трудовики - 104; эсеры - 37 и народные социалисты - 16). Социал-демократов было избрано 65. Всего левые партии завоевали 42% мест.
В декларации Совета министров, оглашенной премьером П. А. Столыпиным в Думе 6 марта, говорилось о намерениях правительства внести на рассмотрение депутатов проекты о неприкосновенности личности и свободе вероисповедания, упразднении земских начальников и волостного суда, о бессословной самоуправляющейся волости, разрешении экономических стачек, государственном страховании рабочих и т.д. Одновременно правительство потребовало от Думы осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказалось это сделать. Более того, Дума 17 мая проголосовала против «незаконных действий» полиции. Конфликт вновь стал неизбежен.
Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 3 июля 1907 г. Николай II объявил о роспуске Думы и назначил созыв очередной III Думы на 1 ноября 1907г. Одновременно было объявлено о коренных изменениях в законе о выборах. Данная мера полностью противоречила «Основным законам», согласно которым любые изменения в «Положении о выборах» требовали предварительного согласия двух палат; фактически произошел ползучий государственный переворот. Недаром установившийся строй получил название «третьеиюньской монархии».
Новое положение о выборах резко изменило соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии: возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 32% до 50%); сократилось от крестьянской (с 43% до 22%); городская курия была разделена на две: в первую входили «цензовые элементы», то есть владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Существенно сократилось представительство окраин - Польши, Кавказа, Средней Азии. Европейская Россия избирала 403 члена думы, азиатская - 15.
Страна, уставшая от 2,5 лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о выборах. При этом 1907 г. не был возвратом к 1904 г. По словам Витте, «революция в умах совершилась», и сила ее превосходила силу существующего режима. Либералы, возглавившие поначалу оппозиционные силы, не смогли реализовать концепцию мирного перехода к конституционной демократии. Не обладая реальной властью, либералы вместе с тем составляли большинство в обеих Думах и в короткие сроки потеряли доверие значительной части избирателей. Народное движение все больше подпадало под влияние радикальных идей.

3 Государственная дума

Проведенная летом и осенью 1907 г. избирательная компания дала ожидаемые правительством результаты. Бесспорным лидером в новой Думе стала партия октябристов; представительство кадетов и левых партий значительно сократилось. Власть получила лояльную Думу.
Новый расклад сил в Думе дал возможность образовывать два большинства: правооктябристское (283 человека) и октябристско-кадетское (225 человек). Таким образом, заработал «октябристский маятник»: для принятия реакционного законопроекта, октябристы блокировались с правыми и националистами. Когда же обсуждался реформаторский законопроект, сторонниками которого были члены этой фракции, октябристы становились временными союзниками кадетов.
Третья Государственная дума считала своими основными задачами укрепление расшатанной неудачной русско-японской войной оборонной мощи страны, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни. Дума поддержала курс «просвещенного авторитаризма» премьера П.А. Столыпина.
Третья Дума единственная отработала отведенный ей по закону политический срок - с 1 ноября 1907 г. по 9 июля 1912 г. За это время ей было принято свыше двух тысяч законопроектов, в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

4 Государственная дума

По своему составу она ненамного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III думе, сложилось два большинства: правооктябристское (286 депутатов) и октябристско-кадетское (+ националисты) - 229 депутатов.
В декабре 1912 г. IV Дума приняла формулу, призывавшую правительство реализовать на практике положения Манифеста 17 октября 1905 г. Фракция кадетов внесла в Думу пакет законопроектов - о свободе совести, печати, союзах, о неприкосновенности личности, о введении всеобщего избирательного права. При этом и данные попытки парламента добиться политической модернизации страны не увенчались успехом: помешали некомпетентность властей, их неготовность к реформам, а также начавшаяся первая мировая война.
Начало войны было встречено демонстрацией единения большинства думы с правительством. Трудности военного времени и поражения российской армии вскоре привели к расколу. Летом 1915 г. в парламенте прозвучала резкая критика действий правительства. Оппозиционный «Прогрессивный блок», созданный по инициативе кадетов, собрал вскоре до трех четвертей депутатов. Программа блока требовала создания ответственного перед Думой Министерства общественного доверия, проведения политической амнистии, прекращения всякой религиозной дискриминации, подготовки закона об автономии Польши, осуществления политики умиротворения в финском вопросе, пересмотра законов 1890 и 1892 гг. о земствах и думах и т.д.
Николай II ответил приказом закрыть сессию 16 сентября 1915 г., не назначив в нарушение «Основных законов» даты ее следующего созыва. В начале 1916 г. Николай II предпринял некоторые шаги к примирению с Думой: сместил с поста премьера И. Л. Горемыкина, а в начале февраля сам явился на заседание Думы и произнес краткую речь. Успешное наступление на фронте (Брусиловский прорыв) позволило достаточно мирно завершить сессию Думы. При этом осенью 1916 г., когда Дума собралась вновь, в стране сложилась критическая обстановка. В нашумевшей речи П. В. Милюкова действия правительства были названы «либо глупостью, либо изменой».
В начале 1917 г. всеобщее недовольство действиями власти привело к революционному взрыву в столице империи - Петрограде. Это было началом февральской революции. Одним из последних стал императорский указ от 27 февраля 1917 г. о перерыве заседаний Думы. Оппозиционные депутаты создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого через несколько дней было сформировано Временное правительство.

Лекция, реферат. Создание и деятельность Государственной думы - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

III Государственная Дума (1 ноября 1907 г. - 9 июня 1912 г.) проявляла гораздо большую лояльность по отношению к правительству, чем ее предшественницы, что обеспечило ей политическое долголетие: она была единственной из четырех Дум, которая проработала весь отведенный срок. Наибольшее число мест в Думе получили октябристы, ставшие опорой правительства в парламенте. Резко сократилась, по сравнению с предыдущими Думами, доля кадетов и социал-демократов, существенно увеличилось представительство правых партий. Была сформирована партия прогрессистов, по своим политическим взглядам находившаяся между кадетами и октябристами.

По фракционной принадлежности депутаты распределились следующим образом: националисты - 26, правые - 49, умеренно правые - 69, октябристы - 148, прогрессисты - 25, кадеты - 53, трудовики - 13, социал-демократы - 19, мусульманская партия - 8, польское коло - 11, польско-литовско-белорусская группа - 7. На всем протяжении работы III Думы ее возглавляли октябристы: в 1907-1910 гг. функции председателя Думы выполнял Н.А. Хомяков, в 1910-1911 гг. - А.И. Гучков, в 1911-1912 гг. - М.В. Родзянко. В зависимости от рассматриваемого законопроекта в Думе формировалось либо право-октябристское, либо кадетско-октябристское большинство.

Поскольку III Дума, как уже говорилось, просуществовала дольше остальных, для выявления динамики распределения влияния для всех пяти сессий, во время которых она заседала.

Анализируя деятельность партии кадетов в парламенте третьего созыва, следует подчеркнуть, что позиции партии в Думе после установления Третьеиюньской системы были резко ослаблены. На уровне фракции это означало уменьшение количества кадетов - депутатов в 3 раза по сравнению с первой Думой. Кроме того, опыт работы и роспуска парламента первых созывов заставлял представителей партии тщательнее прорабатывать каждый шаг, более взвешенно оценивая его потенциальные последствия.

Цели и задачи фракции в III Государственной Думе были определены ЦК в ходе V съезда партии кадетов (24-27 октября 1907 г.).

Стремление к «бережению» парламента сохранялось, однако для его осуществления, с учетом изменившихся обстоятельств, допускалась возможность союза с октябристами, т.е. создание в Думе так называемого «оборонительного большинства» Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт./ Т.1. 1905-1907. М., 1997. - С.640.. Другими составляющими новой линии поведения фракции в парламенте должны были стать активная законотворческая деятельность, критика законопроектов, противоречащих партийной программе кадетов, а также оказание определенного давления на административный аппарат с целью недопущения «произвола» с его стороны Там же. - С.644-645, 671-672..

Среди решений съезда следует отметить назначение П.Н. Милюкова председателем фракции, что означало его привлечение к активной работе непосредственно в Думе.

Милюков продолжал настраивать партию на парламентскую работу. Кадеты должны были предлагать свои законопроекты, при этом единственно на кого они могли рассчитывать в Думе - это на партию октябристов. Однако последние не откликнулись ни на одно из законодательных предложений кадетов.

В руководстве кадетской партии были расхождения по поводу возможностей отстаивать и продвигать программу развития русского конституционализма парламентским путем, ту программу, которая была заявлена еще в перводумском адресе кадетов. «Избранный Милюковым путь сохранения Думы во что бы то ни стало противоречил стратегии кадетов, предусматривавшей реформирование самодержавия в конституционно-правовое государство» Русский конституционализм от самодержавия к конституционно-парламентской монархии [Сб. документов] / Сост. А. В. Гоголевский, Б. Н. Ковалев. М., 2001. - С. 17., - пишет А. В. Гоголевский.

Одной из наиболее важных задач, поставленных перед фракцией, являлся поиск сторонников, способных оказать кадетам содействие при обсуждении одного из наиболее важных вопросов - аграрного. Планировалось провести зондирование настроений крестьян и их отношение к фракции Народной Свободы Там же. - С. 64..

В конфликте по аграрному вопросу кадеты заняли принципиальную позицию, отстаивая свою программу принудительного отчуждения помещичьих земель в интересах крестьянства Там же. - С. 18..

20 декабря 1908 г. кадеты внесли петицию, осуждавшую власти за увеличение смертных приговоров и казней участников революционного движения. Петиция была не принята Там же. - С. 19..

В самой партии шли дискуссии о возможностях русского конституционализма. Линия Милюкова, положительно отвечавшего на этот вопрос, встречала возражения его коллег - Н. Н. Кутлера, Ф. И. Родичева Там же. - С. 20..

На четвертой сессии III Думы (1911 г.) кадеты внесли законопроекты об отмене смертной казни, неприкосновенности личности, свободе совести и реформе местного самоуправления. Ситуация в Думе несколько изменилась после трагической гибели П. А. Столыпина в 1911 г. Но и при правительстве Коковцова сдвигов в направлении развития идей конституционализма не произошло Там же. - С. 26..

Следует отметить, что дух безвременья, некоторой безысходности пронизывают выступления П.Н. Милюкова перед избирателями в период III Думы Олегина И.Н. П. Н. Милюков в Государственной Думе // Ленинградский юридический журнал. - 2005. - № 03. - С. 113..

П.Н. Милюков пишет: «Связь избирателей с депутатами есть необходимый залог для того, чтобы конституционный строй в России действительно вошел в жизнь» Милюков П. Н. Третья Государственная Дума и деятельность в ней фракции народной свободы: По докладам с.-петербургского депутата П. Н. Милюкова собраниям избирателей на Васильевском острове и Петербургской стороне. СПб., 1909. - С. 113.. Он с полной ответственностью относится к своему выступлению перед избирателями; он хотел бы, чтобы слушатели-избиратели имели право выступить на встрече, но этого права они на встрече не имели (не по вине оратора, конечно).

Он отмечает, что положение его партии в Думе - «не есть положение влиятельной группы» Там же. - С. 4.. Интересен его анализ рассмотрения в Думе бюджета: «почти половина бюджета (47%) совсем не подлежит изменениям и сокращениям народных представителей», а из остальных 53% составляют такие расходы, которые убавить трудно (винная монополия, железные дороги, затраты на жалование). Было предложение во второй Думе расширить бюджетные права Думы, но последовал отказ. Но если правительству самому надо что-нибудь менять, оно «вовсе не стесняется этими правилами, обязательными лишь для Думы Там же. - С. 21.»

Жалуется он и на то, что «Думе еще не хватает и полных знаний о бюджете. От нее умышленно скрыто как раз то, что ей нужно знать». «Государственный контролер должен был бы быть полезным помощником народному представительству при критике бюджета». Между тем, он «не поставлен наблюдателем над министерствами», а сам входит в кабинет министров как равноправный член его Там же. - С. 24.. Далее: Дума не может получить «протоколов межведомственных совещаний» Милюков П. Н. Третья Государственная Дума и деятельность в ней фракции народной свободы: По докладам с.-петербургского депутата П. Н. Милюкова собраниям избирателей на Васильевском острове и Петербургской стороне. СПб., 1909. - С. 25., на которых обсуждались суммы, прежде чем окончательно приниматься в бюджет.

Таким образом, взгляд П.Н. Милюкова довольно пессимистический: «Итак, Гос. Дума не могла показать своей воли. Она показала лишь свои скромные желания» Там же. - С. 29.. Он пишет даже о «бессилии» Думы.

Правые кадеты П.Б. Струве, В.А. Маклаков, С.А. Котляревский и М.В. Челноков также призывали встать на путь «последовательных компромиссов с исторически сложившейся властью», настаивали на разрыве с леворадикальной оппозицией. С изменением политической ситуации в стране вынуждено было считаться и центральное кадетское руководство. В ходе избирательной кампании в III Думу Милюков заявил: «Мы приобрели нравственное право сказать теперь, что, к величайшему сожалению, у нас - и у всей России - есть враги слева». Кадетское руководство отказалось от своего программного лозунга ответственного думского министерства, публично демонстрировало лояльность к монарху. 19 июня 1909 г. на завтраке у лорд-мэра Лондона лидер кадетской партии заявил: «Пока в России существует законодательная палата, контролирующая бюджет, русская оппозиция остается оппозицией Его величества, а не Его величеству» Цит. по: Новейшая история Отечества. XX век. Учебник для ВУЗов. Изд. 2, т.1. М., 2002. - С. 93..

В принятой на V съезде партии в 1907 г. «новой думской тактике» кадетские лидеры выразили готовность работать в III Думе «во имя частичных мелких побед». На выборах в Думу им удалось провести всего лишь 54 депутата. Кадеты утратили то руководящее положение, которое они занимали в I и II Думе. Кадетская фракция продолжала выступать с думской трибуны с довольно резкой критикой внутриполитического правительственного курса. Во время обсуждения бюджета в период первой сессии она голосовала против кредитов на столыпинское землеустройство, воздержалась от голосования кредитов на Департамент полиции и на Комитет по делам печати. Начиная со второй сессии, кадетская фракция систематически голосовала против сметы Министерства внутренних дел по общей части.

Вместе с тем кадеты не спешили с внесением в III Думу собственных законопроектов. В ходе прений по столыпинской аграрной реформе они перенесли акцент с основного своего программного требования - принудительного отчуждения помещичьих земель за выкуп - на необходимость повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Одновременно они пытались внести поправки, позволяющие несколько смягчить последствия насильственного разрушения крестьянской общины. Аналогичной тактики они придерживались и при обсуждении рабочего вопроса.

Однако с конца 1908 г. и особенно в начале 1909 г. кадеты первыми стали разочаровываться в способности Столыпина реформистским путем вывести страну из кризиса. Даже правые кадеты типа Струве и Маклакова стали выступать с критикой третьеиюньского режима, в котором под «новыми формами народного представительства скрывается старый абсолютизм». Вслед за кадетами чаще и настойчивее стали напоминать Столыпину о необходимости выполнения обещанных реформ и октябристы. В конечном счете, это означало, что либеральные партии вынуждены были признать: исполнительная власть оказалась не в состоянии обеспечить создание элементарных условий порядка и законности, без которых уже не могла жить в XX веке ни одна цивилизованная страна Политические партии России: история и современность. - М., 2000. - С. 107..

В отличие от правого крыла кадетской партии, продолжавшего утверждать, что жизнь в стране «плывет в конституционном русле», что никакой революции больше не предвидится, центральное руководство партии народной свободы более трезво смотрело на вещи и не исключало возможности «второго движения». При этом оно советовало избегать «ошибок 1905 года» и более решительно отмежеваться от левых радикалов. На первый же план в своей политике кадетские лидеры выдвигали организацию общественных сил (как в Думе, так и вне ее), привлечение на свою сторону земского и городского самоуправления, легальных съездов интеллигенции и служащих, кооперативных организаций и студенческих землячеств. Милюков считал возможным даже несколько поднять оппозиционный тон кадетских выступлений в Думе, шире использовать право запросов и законодательной инициативы, установить более тесную связь с избирателями. Вся думская и внедумская работа кадетов, считал Милюков, должна проводиться под лозунгом изоляции власти.

Необходимо отметить, что уже в ходе работы III Государственной Думы происходила дальнейшая проработка и совершенствование методов управления фракцией на общепартийных конференциях и заседаниях ЦК, которые собирались чаще съездов, но были значительно более узкими по своему составу.

Острые разногласия внутри кадетского ЦК по вопросу об основных путях развития партии в новых политических условиях, наблюдавшиеся с 1908 г., повлекли за собой не только осложнение положения партийных организаций на местах, но и существенные изменения в руководстве фракцией. Был образован особый исполнительный орган, в функции которого входила координация деятельности фракционных комиссий, подготовка материалов для выступления кадетов - депутатов с думской трибуны, обеспечение взаимодействия фракции с местными партийными деятелями и группами, включавшего обмен мнениями по ключевым вопросам Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт./ Т.2. 1908-1914. М., 2000. - С.80.. Однако, этот орган собирался крайне нерегулярно и фактически не решил возложенные на него задачи.

Существенным изменением в управлении фракцией, произошедшим в период работы III Думы, являлась смена стиля руководства. В ЦК был решено отказаться от затяжных обсуждений общих вопросов с членами парламентской группы, сконцентрировавшись лишь на наиболее важных текущих вопросах Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт./ Т.2. 1908-1914. М., 2000. - С. 260..

Таким образом, фракция должна была получить некоторую самостоятельность в принятии решений Там же. - С. 231, 260., что в сочетании с уменьшением общей численности кадетской партии и падением авторитета ее руководящих органов, привело к фактическому дистанцированию фракции от ЦК и, в определенной степени нарушало управление ею. Ситуация осложнялась тем, что ряд кадетов - депутатов открыто обвиняли руководство партии в отсутствии действенной поддержки фракции и четких директив со стороны ЦК, что вызывало встречные обвинения Центрального Комитета, утверждавшего, что фракция перестала поддерживать отношения с ним.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на относительно успешное решение задачи «бережения» Думы, руководители конституционно-демократической партии оказались неспособны организовать работу фракции с учетом политической ситуации, сложившейся в стране в период работы парламента третьего созыва. Механизм взаимоотношений ЦК и фракции в III Государственной Думе не был должным образом отлажен, а орган, созданный с целью координации работы депутатов, на практике не выполнял своих функций.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»