Развитие городской культуры в 9 13 веках. Основные события истории Древней Руси в IX – начале XIII века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вопросы этногенеза в отечественной истории до сих пор остаются спорными. Существует несколько версий о прародителях славян:

1) Вислоодерское

2) Вислоднепровское

3) Среднеподунайское

4) Полесское

В 7в. весь православный мир разделился на 3 группы: восточные, западные и южные славяне. Восточные славяне: поляне, древляне, родимичи, кривичи, полачане, вятичи и другие – от Ладожских и Онежских озер до пригорья Карпат, до среднего течения Днепра; от пригорья Карпат до междуречья Волги и Оки.

По-прежнему главным источником по данным проблемам остается «Повесть временных лет» (середина 12в., Нестор). Но одна часть исследований полагает, что название «Русь» идет от названия славянского племенного союза, живущих на притоке Днепра реки Рось. Другие учёные – от славян южного побережья Прибалтики и острова Рюген (русский). Третьи – существование в 9в. русского кагоната, занимающие земли между Доном и Днепром. В основании – антский союз славян и скифов=>это не славянский этноним.

Наиболее распространенная теория – нормандская. «Русь» произошло от названия одного из варяжских племен россы, которые и образовали русское государство. Однако, в последнее время норманнская теория подвергается все большей критике:

1. Варяги-норманы являлись на Руси только дипломатами, купцами, воинами-наемниками;

2. «Повесть временных лет» показывает, что запись о призвании варяжских вождей Синеуса, Трувора и Рюрика была поздней вставкой в исходный текст повести, а Нестор писал, что государство стало складываться ещё в 6в. вокруг Киева (князь Кий);

Но и конец 9в. правящая династия – Рюриковичи.

Процесс образования древнерусского государства осуществлялся путем насильственного присоединения славянских племен к Киеву. Ко времени княжения Владимира (980-1115гг.) этот процесс завершается.

Огромное значение как с точки зрения политико-идеологической, так и духовно-нравственной, нашло принятие Россией христианства в его византийском понимании. Этот выбор был обусловлен тем, что между Россией и Византией существовали давние и прочные политические и экономические связи. В Византии существовало единство светской и религиозной власти, что придавало ей сакральный характер. С принятием христианства великий русский князь приобрел мощное идеологическое оружие, с помощью которого он получает нравственно-духовные основания для продолжения борьбы за объединение всех славянских земель. Христианство способствовало усилению тесноты связи между Россией и Европой. Но главное то, что христианская церковь, являясь религиозно-нравственным и юридическим союзом, цель которой – реализация нравственных законов на земле, составила высшую духовную основу развитию русского государства. В 10-11вв. были построены первые школы, храмы, монастыри (сосредоточие православной культуры), книгопечатание, стал возможен перевод греческих книг на русский язык. Русская церковь – метрополия Константинопольского патриархата. Константинополь назначал на Россию своих митрополитов. Митрополия делилась на епархии (епископы), а епархии – на приходы.



1051г. – Ярослав Мудрый назначает русским митрополитом Иллариона (русского человека вопреки Константинополю). Яркое свидетельство укрепления русской государственности и формирования её суверенитета – первый судебник «Русская Правда». Она создавалась 1,5 века => укрепление государственного начала на Руси, так как утверждается единая судебная система. «Русская правда» отменяла византийскую судебную систему с её практикой физического наказания (введена Владимиром) и возвращает славянскую систему: вира – штраф.

Внешнеполитические успехи (прежде всего Святослава):

60е гг. 10в. – разгром Хазарского Каганата, печенеги, Волжская Булгария;

965г. – первый военно-торговый пост России у Керченского пролива (Тмутаракань).

Задача: выход к Черному Морю (для ведения самостоятельной торговли). Но поскольку это затрагивало интересы Византии и Дунайской Болгарии, с ними были неизбежные военные стычки.

968г. – начало войны с Византией.

972г. – мирный договор, по которому Русь теряла завоеванные ранее позиции на Балканах.

Но Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком. Киев – центр государства. Появился международный престиж.

Ярослав Мудрый (1019-1054гг.) . Укрепил Новгород и Псков, построил новый фортпост в Прибалтике (Юрьев, Дерп). Вел успешную борьбу с полянами, печенегами.

1073г. – набег печенегов на Киев. Они были разбиты и отброшены от Руси.

Борьба с половцами (набеги – середина 11-конец 12 вв.)

Но Русь и в 12в. – ещё непрочный государственный союз.

Ярослав оставил после себя 5 сыновей. Усобицы между наследниками выразились с жестокой силой.

Между тем, Русь все более становилась объектом притязаний новых врагов.

Съезд в городе Любичи – 1097г. Итог съезда – решение о держание своей вотчины – Русь более не является единым владением. Но каждый князь становился суверенным. Хотя политическое единство Руси ещё сохранялось. Много сил для этого отдал Владимир Мономах (1113-1123гг.) . В целях сохранения единства Руси Мономах посадил во всех древних городах своих сыновей и вел постоянное военное нападение на Византию. Но ему не удалось завоевать В., хотя он сумел упрочить свое положение.

Сын Владимира – Мстислав. 1132г. – после его смерти Русь распалась на 13 уездов, различных по статусу и политическому строению. Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.

В древней Руси были 3 основных политических силы, 3 направления общественной мысли, влияющие на её общественно-политическое развитие: князь, бояре и народное вече. Соотношение этих сил определяло тип политического устройства в разных землях.

Феодальная раздробленность - естественное явление, через которое прошли все страны Европы. Естественная причина – разрастание княжеского рода (раздробление территории).

Другие причины (историки 19 в. ошибались): удельный период считается самым трудным для понимания и объяснения, поскольку на Руси складывались многочисленные центры политической жизни, а в борьбу вступают многочисленные участники, в том числе и жители городов => большое количество мнений историков.

1. Карамзин. Причина: личная слабость князей, их сильная любовь к детям.

2. Костомаров. Стремление городских общин к самостоятельности.

3. В. Соловьев. Теория новых годов: причина состоит в борьбе между старыми и новыми городами, которые являлись пригородами старых и были их колониями. Но, так как они были созданы князьями, то все права старых городов, имевших самоуправление, перешли на новые города => междуусобица.

4. Каверин. Каждая княжеская ветка уселась на свои места и появилось понятие «вотчина». Интересы владенческого и территориального права одержали верх над родовым правом. Русь распалась на уделы.

5. Бестужев-Рюмин. Одного движущего начала нет. Причина: совокупность переплетающихся начал.

Наиболее обоснована точка зрения русского мыслителя Б.Н.Чичерина. Основываясь на анализе духовных грамот великих и удельных князей, он пришел к выводу, что вся удельная эпоха сложилась под действием договора. Частное право, свобода личности. Договор появился с приходом дружин варягом-норманнов, отношения с которыми строились на частно-правовых отношениях (договор). Эти отношения развивались, и, ко времени появления «Русской Правды» захватили весь спектр общественных отношений на Руси, не оставив место родовым связям.

Еще один фактор – географический. Из-за обширности русского пространства дружинники не стали феодалами и долгое время сохраняли с князем свободный договор и право отъезда от него («Вольному воля»). Огромные пустынные пространства государства способствовали текучести народонаселения, превращая его быт в бродячее состояние.

Оба эти фактора повлекли за собой явления, идущие во вред будущему русскому государству. Но способствовали разложению родового быта, возникновению частной собственности и высвобождению личности. Как только личность начала бродить по земле => в общине появляется частная собственность => родовые отношения заменяются условными (правовыми). Процессу ускорения разложения племенного союза способствовало стремление оседлых русских князей превратить свои земли в частную собственность. =>

Частная собственность князя и его дружины. Земля – вотчина, слуги – вотчинники. Земля перешла во владение князя, община стала называться владенческой (собственник - князь).

С возникновением частного права Русь вступила в удельный период. Гражданское общество на Руси.

Гражданское общество – совокупность частно-правовых отношений. В нем верховное правовладение принадлежит либо одному лицу (князю), либо союзу лиц (община).

Парадокс гражданского общества на Руси в удельный период: обе эти формы частного права сосуществовали. Первая форма – княжеская община, вторая форма - вольная община (договор с князьями). Эти формы переходили в хаотическое столкновение, т.к. противоречили друг другу. В южных землях это противоречие так и не было разрешено. На севере – разделились. В Новгороде и Пскове – вольная община, вече (республики). В остальных землях – вотчина княжеская (феодальное отношение).

Феодальная раздробленность Руси привела к резкому истощению русских земель, и ослаблению её обороноспособности, из-за невозможности создания прочного государственного союза.

На Русь надвигались татаро-монголы.






















1 из 21

Презентация на тему: Культура Древней Руси в IX-XIII века

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Образование и литература Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы. Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания. При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке. В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др. В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

№ слайда 3

Описание слайда:

Повесть временных лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных cводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерскогомонастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений,оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с

№ слайда 6

Описание слайда:

Новгородский псалтырьДревнейшая книга Руси. Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По статиграфическим, радиоуглеродными и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет Xвека, так что он на несколько десятилетий старше Остромирово евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания 1056-1057 гг.

№ слайда 7

Описание слайда:

Остромирово ЕвангелиеХорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. Написана дьяконом Григорием в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близком» (родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:

№ слайда 8

Описание слайда:

Зодчество и Архитектура Древней Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75).

№ слайда 9

Описание слайда:

Спасо-Ефросиньев монастырь - женский православный монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших центров православия на территории Белоруссии. В 1611 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор - наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкогозодчества. Его строителем был зодчий Иоанн. В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 - в Могилёв.В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.

№ слайда 10

Описание слайда:

Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. Выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом

№ слайда 11

Описание слайда:

Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в ХI веке, к ним, помимо новгородской Софии. В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII-XIX вв. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок.

№ слайда 12

Описание слайда:

Часовня Петра и Павла -это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг.

№ слайда 13

Описание слайда:

Успенская церковь. Единоверческая. Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале ХIХ века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом.

Описание слайда:

Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности. В часовне сохранилось потолочное перекрытие - «небо», в центральном круге которого - икона Христа Вседержителя, а в сегментах - 12 трапециевидных клиньев - праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII-XVIII вв.

№ слайда 16

Описание слайда:

Бытовая культура Одна из самых трудных исторических проблем - это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт - это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту - за исключением моментов переломных - почти отсутствует событийная сторона. Но зато быт - это живая река истории, проявление ее неизменности.Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах - забота о внешней и внутренней безопасности была неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт выстраивался в соответствии с представлением о том, что достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 2-3 этажей. Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дани и подати, здесь наказывали и судили.

№ слайда 17

Описание слайда:

Времяпрепровождение князя и бояр - войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле - городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды - рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» - длинные штаны.Верхняя одежда простого люда - длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много - ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла.

Теперь нам предстоит не самая интересная вещь, потому что в этой части никто головы никому не рубит, но она очень важна для нас. Значит, мы с вами протопали по социально-экономической истории и политической. У нас нет с вами времени на историю русской культуры, но ее обязательно надо знать. Поэтому мы поступим таким образом. В большом базовом моем курсе три лекции по этому периоду. Культура Руси в 9-первой половине 13 века. Культура в 13-16 веке. И в 17 веке. Естественно, времени, потому что у нас курс ограничен 4 семестрами, времени читать культуру нет. Это большая тема. Но у вас должен быть синопсис, чтобы вы ориентировались в этой теме. Это наша культура, ее нужно знать. Поэтому мы поступим таким образом. Я вам продиктую синопсис по каждой теме и отмечу то самое важно и самое интересное.

I. Культура как явление общественной жизни.

Совокупность материальных, социальных и духовных достижений того или иного общества человечества в целом. Материальная, духовная, народная элитарная культура.

II. Особенности древнерусской культуры.

Взаимодействие славянского и не славянских языческих и крестьянских элементов.

III. Устное народное творчество (былины и сказы).

Кто вспомнит, чем принципиально, в первой лекции об этом говорилось. Чем принципиально отличаются русские былина от западного эпоса? В западноевропейском эпосе герои это рыцари. И даже Робин Гуд это Робин их Локсли. В русских былинах герои богатыри, то есть представители народа. Если там встречаются, так скажем, князья, то это персонажи со знаком минус, Владимир Красное Солнышко, либо Вольга, который терпит поражение от Микулы. А кто мне напомнит, с чем это было связано? От степняков? Этот элемент демократической культуры, но не на западный манер, а на наш, он был заложен в самом начале нашей истории.

IV. Письменность и образование.

Дохристианская письменность.

Славянская азбука Кирилла и Мефодия. Глаголица – более ранее происхождение разработал Кирилл Философ на основе византийской скорописи.

Кириллица разработали ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма. Название кириллица произошло после смерти Кирилла и Мефодия. А глаголицей стали называть любую азбуку.

Переводы («Священное писание»);

Произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского;

«Жития святых» (агиография);

«Слова»;

Хожения (Игумена Даниила в Палестину);

«Слово о полку Игореве» (конец 12 века). Но есть целая группа ученых, которые оспаривают эту точку зрения и полагают, что «слово о полку Игореве» это подделка, которая осуществлена в 18 веке. Вопрос до сих пор остается спорным. По крайней мере, есть представители другой точки зрения.



«Словом» назывались поучения и речи. Это все называлось «слово». «Хожения» это жанр такой был, то есть путешествия.

Летописания. Кто знает самая известная летопись наша, как называется?

«Повесть временных лет» - 1113г. До нас дошла в рукописных копиях не старше 14 века. То есть исходной у нас нет. Наиболее известные из рукописных копий Лаврентьевская и Ипатьевская летопись. То есть когда вы встретите где-то Лаврентьевская или Ипатьевская Летопись это не самостоятельные летописи. Это просто копии Повести Временных лет.

«Первые школы» (отсутствие интеллектуальной теологии). Это то, что отличает православие при всех его замечательных качеств от католицизма. Я уже рассказывал в одной из первых лекция, что православие было принято у нас на славянском языке, то есть нашим священникам не надо было учить латынь. Но латынь католическим священникам открывала целый мир античности, а если они еще учили греческий, то они получают доступ ко всей античной культуре. И латынь позволяла всем, лингво франка, позволяла ехать из Праги в Рим, из Рима в Эдинбург. И везде он мог беседовать со своими коллегами на латыни. Вот на Руси этого не было. И интеллектуальных споров в православии не знали. Хотя у него есть другие достояния, вещи. Например, то влияние, которое на православие оказали местные ведические религии. Оно привело к тому, что до середины 17 века до Никоновских реформ, у нас не было одной формулировки в православии. Как у нас говорят, человек это раб божий. Вот до середины 17 века этой формулировки этого не было. До середины 17 века отрок Божий. То есть мы потомки богов, а не рабы. Поэтому когда неоязычники. У меня такой плакат есть, стоит мужик со здоровым топором и подпись: «Мой Бог меня рабом не называл». Но дело в том, что до середины 17 века этой формулировки не было в православии. Она есть в католицизме, она есть в исламе, но в православии она появилась с середины 17 века, а до этого отрок Божий.



V. Архитектура.

Деревянное зодчество;

Каменное зодчество;

Храмы, светские постройки;

Особенности русской архитектуры;

Складывание местных архитектурных школ в 12-13 веках;

Владимиро-Суздальская, Смоленская и Новгородско-Псковская архитектурные школы.

VI. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (чеканка, финифть, чернь, зернь), фрески, мозаика, иконопись, книжные миниатюры («Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава»). Неразвитость скульптуры.

Чеканку на Руси называли скань или филигрань. Финифть – выемчатая и перегородчатая эмаль. Чернь – это когда серебро украшалось черным порошком. Зернь – это маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие.

VII. Музыка – народная и богослужебная.

VIII. Общая оценка древнерусской культуры 9-первая половина 13 века.

Что по этому периоду. Какая важная вещь. Вы знаете, что на Руси воздвигали крестово-купольные храмы, в его основе был такой квадрат, расчлененный 4 столпами. А для византийской архитектуры, вот это многоглавие было нехарактерно. Если кто-нибудь видел когда-нибудь Софийский собор, который теперь мечеть в Стамбуле. Это огромный купол. Вот на Руси стоили многоглавые церкви. Как вы думаете почему? Почему не строили такие огромные купола? Мрамора не было для возведения больших по площади форм. То есть верхние галереи решали проблему освещения. Сама здание должно было быть иным, чем византийские храмы, чтобы обеспечить свет. Причем строили византийские мастера, но они оказались людьми творческими и поняли, что на Руси надо строить многокупольные храмы. Это то, что касается архитектуры.

Особенности древнерусской культуры. Цементирующая основа всякой культуры - мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была выразить языком образов и символов средневековая культура.
К моменту принятия христианства Русью христианская культура насчитывала не один век своего существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей Древней Руси.
Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI-XII вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописания. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.
Обращение к русскому искусству XII-XIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства - гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.
Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.
Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь воспроизводились.
Древнерусское искусство является частью средневекового христианского искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного, божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным, поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Мир средневековым художником и его современником воспринимался совсем не так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует еще и знания самого прошлого, той системы ценностей и тех средств и образов выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.
К примеру, иерархичность и единство мира небесного и мира земного побуждали к иному выражению окружающего пространства. Икона и мозаика лишены знакомой нам трехмерной глубины. Но это не оттого, что художники прошлого не способны были познать законы пространственного восприятия. Исходным оказывался иной принцип, диктовавший другие художественные принципы и приемы выражения: если мир духовный, божественный и был миром подлинно реальным, то не возникало потребности детального выражения мира земного. Это лишь мешало целостному восприятию, подобно тому как плоть препятствовала воспарению и торжеству духа.
Древнерусское искусство, как всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения главнейшей задачи средневековой культуры - достижения духовного единства, соединения божественного и человеческого, мирского и небесного. Каждая деталь иконы, каждый элемент храма были полны для человека Древней Руси глубокого смысла. Само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священного. Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников искусства, такая непонятная нам и такая естественная для их авторов.
Письменность и просвещение . Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык - церковнославянский.
Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты - уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в Новгороде перевалило за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их разнообразие - бесспорное доказательство того, что грамотность была широко распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради» новгородских школьников.
О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному источнику, как граффити - надписи, нацарапанные на стенах церквей.
Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось в руках церкви и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.
Древнерусская литература . Несмотря на безвозвратные утраты, литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения.
Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» - общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание - новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература - целые житийные циклы, посвященные русским святым - Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.
Феодосии - один из самых известных подвижников Древней Руси, игумен Киево-Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его любимым чтением.
Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни будущих святых, о чудесах, происшедших после их смерти, и т. д. Тем не менее жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни, повествуя о взаимоотношениях внутри общества.
Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.
Вершина древнерусской литературы - знаменитое «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Частный случай - выступление искавшего славы князя Игоря и его союзников - под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси - в единстве действий ее правителей, которые должны «вступить в стремя за Русскую землю».
Зодчество . Культовый характер искусства определил приоритет направлений и жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало зодчество.
Русский город - это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик. Он раскинут несколько шире, чем его европейский город- собрат. Дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.
В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно: именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.
К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все - и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.
Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность северной Софии Новгородской.
Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это способствовало тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность, приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых - создание архитектурных памятников мирового уровня.
Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция здесь получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом небольших арок - арматурным поясом, пилястры и полуколонны придают зданию особую торжественность. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и гармонией пропорций,- церковь Покрова на Hepли.
Изобразительное искусство . Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.
Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две композиции, в центре которых изображение всесильного и торжествующего Христа, подавляющего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получило название «Нерушимая стена».
Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Среди них были великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее многовековой истории. Однако очень скоро происходит становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы относят Спас Нерукотворный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асимметричностью лица. Столь же выразителен облик иконы «Ангел Златые Власы».
Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием материалов и высочайшей техникой - сканью, зернью, эмалью. Украшения, выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью - непрозрачной стекловидной массой. Но не менее удивительно и другое. Раскопки показали, что немало предметов декоративного и прикладного искусства было доступно простым горожанам. Люди прошлого умели ценить красоту обиходной вещи, а главное - стремились к этой красоте.
Быт . Одна из самых трудных исторических проблем - это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт - это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту - за исключением моментов переломных - почти отсутствует событийная сторона. Но зато быт - это живая река истории, проявление ее неизменности.
Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.
Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.
и т.д.................

Произведения культуры всегда обусловлены уровнем хозяйственного развития общества, традициями, опытом предшествующих поколений, влиянием других, сопредельных культур. Древнерусская культура выросла на базе культуры восточнославянских племен, испытывая одновременно влияние византийской, болгарской, скандинавской, закавказской, степной и других культур. При этом речь шла не о механическом соединении элементов различных культур, а о их синтезе.

Основа культуры - письменность, именно она способствует развитию духовной культуры. Письменность на Руси была известна ещё до крещения, однако именно принятие христианства привело к её широкому распространению и развитию грамотности. Авторами славянского алфавита считаются греки-монахи Кирилл и Мефодий. Они создали две азбуки - глаголицу и кириллицу. С X в. на Руси появляются первые школы при монастырях, церквях и епископских дворах. При Ярославе Мудром открывается первая библиотека (в Софийском соборе Киева). Писали в то время на пергаменте - тщательно обработанной коже молодых телят и ягнят, в Новгородской земле получили распространение берестяные грамоты - специально подготовленная березовая кора. Использовали так называемое «уставное письмо», при котором буквы между собой не соединялись и имели строгое изображение форм. Основные жанры древнерусской литературы - летописание, житие (биографии святых и причисленных к лику святых), слово (поучение), хождения (путешествия) и исторические повести.

Летописи (погодное изложение событий, хроника) - важнейшие памятники и письменности, и литературы, и истории. Право и обязанность вести летописи были даны церкви. В каждом отдельном крупном городе при монастыре был свой монах-летописец. Древнейшая русская письменная летопись - «Повесть временных лет», составленная около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она проникнута идеей единства Руси перед лицом внешней опасности, патриотическими настроениями. История Руси рассматривается в «Повести» на фоне всемирной истории.

С XI в. начинается запись церковных проповедей. В 1051 г. первый русский митрополит Илларион составил «Слово о законе и благодати», проникнутое патриотическим пафосом. В нём автор отразил идею равноправия всех христианских народов, что означало тогда выступление против притязаний Византии на гегемонию.

Наиболее известным является былинный цикл, в котором воспеваются русские герои-богатыри, защитники Руси - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Фольклор оказал огромное влияние на развитие русской письменной литературы, её тематику, направленность, положил в основу её содержания важнейшие проблемы жизни Руси.

Развитие архитектуры и живописи было тесно связано с принятием христианства. С X в. на Руси начинается широкое строительство каменных культовых зданий, церквей и монастырей. Ведущим типом строительства храма стал крестово-купольный, заимствованный из Византии (в его основе - два свода, которые пересекались под прямым углом, образуя своего рода крест, на месте их пересечения сооружался, купол). Как правило, это были большие, монументальные здания, с торжественными арками, светлыми помещениями, позолоченными куполами, богато украшенные изнутри, что должно было символизировать могущество молодого государства (Черниговский храм Спаса, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде). Древнерусское зодчество развивалось под сильным влиянием византийских мастеров (именно из Византии пришло умение кладки кирпича), но в то же время имело и свою специфику (использовалось многоглавие храма, ступенчатая пирамидальность, местные строительные материалы). Своеобразный стиль строительства сложился в Новгородской земле, где сказывалось влияние Севере, скандинавской культуры. Храмы здесь воздвигались, как правило, с одним куполом, их отличали суровость и простота.

Внутренние стены храмов обязательно расписывались изнутри, украшались иконами, фресками и мозаиками. Мозаика - это изображения или узор, составленный из кусочков окрашенного непрозрачного стекла. Фреска - это рисунок водяными красками по сырой штукатурке. Икона - изображения святых на деревянной доске красками натурального происхождения. Большинство икон этого периода не сохранилось, но дошло имя одного из мастеров- иконописцев - монаха Алимпия. Ещё одной формой живописи была книжная миниатюра, изображавшая библейские сюжеты. Живопись была подчинена строгим религиозным канонам (правилам): условность письма, плоскость и неподвижность изображения, определённая символика цветовой гаммы и др.

Широкое развитие на Руси получило прикладное искусство - резьба по дереву, по камню, по кости, что использовалось при украшении дворцов, храмов (утварь, посуда, культовые предметы). Имелись стеклоделательные мастерские. Очень искусным было ювелирное ремесло. Среди основных видов ювелирной техники выделяются украшения зернью, сканью, чернью, перегородчатой эмалью.

В целом для древнерусского государства был характерен достаточно высокий по средневековым меркам уровень развития культуры.

Синтез языческой культуры восточнославянских племен и христианской традиции Византии предопределил самобытность русской национальной культуры. Ее основные черты - гуманность, патриотизм, народность. Древнерусская культура характеризуется стремлением к масштабности и монументальности и одновременно её отличали цельность и простота, мягкость и изящество.

Гаврилова Наталья Владимировна


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»