Можно ли священникам католикам жениться. Почему католические священники хранят целибат

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Несколько дней назад группа из 26 женщин, влюбленных в католических священников, направила письмо папе Франциску, прося разрешить "эту столь крепкую и красивую связь". В беседе с журналистами на борту самолета папа коснулся темы целибата.

"Папа Франциск оставил "дверь открытой" для брака священников", - утверждает в заголовке испанская El Pais . Журналист Пабло Ордас замечает, что папа не стал уходить от ответа. "В католической церкви уже есть женатые священники. Грекокатолики, католики-копты, священники восточного обряда. Потому что дебаты идут не о догме, а о правиле жизни, которое я очень ценю, которое для церкви является большим подарком. Но, поскольку это не догма веры, дверь всегда открыта", - сказал Франциск.

Автор комментирует: "Вот одна из примет новаторства Франциска - его готовность дискутировать о том, о чем можно дискутировать, причем он не перестает выражать свое мнение". На взгляд журналиста, появилась надежда, что католические священники смогут жениться и обзаводиться детьми, не отказываясь от сана.

Бергольо также дал четкий ответ на вопрос о священниках, виновных в растлении малолетних.

"На данный момент под следствием находятся три епископа: один уже признан виновным, рассматривается вопрос о том, как его наказать. Привилегий не существует. Священник, который такое совершает, предает тело Господне, так как растлевает людей вместо того, чтобы вести их к святости", - сказал он.

Отвечая на другие вопросы, папа признал, что экономические скандалы вокруг церкви будут всегда, но заверил, что его реформа курии призвана с ними покончить.

Франциск высказался об экономике: "Мы живем при сложной экономической системе, которая ставит в центр всего деньги, а не человека. Подлинная экономическая система должна ставить в центр мужчину и женщину. Эта экономическая система ставит в центр деньги, а людей выбрасывает на помойку. Сейчас на помойку выбрасывают молодежь, это очень серьезный проступок. В Италии молодежная безработица - больше 40%".

"Мириться с необходимостью" - так озаглавлен комментарий к высказываниям папы, тоже опубликованный в El Pais . "Иоанн Павел II хотел возвести в догму запрет на рукоположение женщин в священники и резко сопротивлялся созданию возможностей для женитьбы священников, хотя еще в его времена были десятки тысяч приходов, где не было пастыря", - напоминает обозреватель Хуан Г.Бедоя. Когда кардинал Буэно Монреаль, уходя на покой, предостерег папу, что церковь остается без священников, Иоанн Павел раздраженно оборвал его и велел удалиться.

Кардинал Ратцингер, будущий преемник Иоанна Павла II, предостерег, что запрет на рукоположение женщин стал бы варварством, а также открыл возможности для "допуска к сану священства женатых мужчин, согласно объективным критериям, одобренным Св. Престолом", как сказано в послании Anglicanorum Coetibus. На данный момент в Испании, с одобрения епископов, служат уже около ста священников, состоящих в церковном браке. "Епископы поставили их во главе многочисленных приходов, доселе не имевших пастыря. Как говорится, прелаты смирились с необходимостью", - пишет автор.

Все это означает, что в высказываниях папы Франциска нет ничего экстраординарного: их можно было предвидеть еще несколько лет назад, заключает обозреватель. По его мнению, рано или поздно католическая церковь примет подход, практикуемый в православной церкви: завершив обучение, семинаристы смогут выбирать, будут ли они соблюдать безбрачие.

Отвечает эксперт в области канонического права, католический священник Дмитрий Пухальский:

Хотя католическим священникам запрещено вступать в брак, женатые священники в Католической церкви тоже есть.

В чём тут дело? Говоря о целибате, нужно помнить, что это добровольный отказ от вступления в брак. Поэтому корректнее говорить не о том, что католическим священникам запрещено жениться, а о том, что Католическая церковь рукополагает во священники мужчин, избравших жизнь в безбрачии (есть несколько исключений, о которых более подробно будет рассказано ниже).

Следует напомнить, что, во-первых, и в Католической, и в Православной церквах нельзя жениться, уже будучи священником, и, во-вторых, безбрачие обязательно для тех, кто избрал монашеское служение.

Рассмотрим, однако, ситуации, когда католический священник может быть женатым. Первая из них: он не является священником латинского обряда. Как вы, возможно, знаете, помимо латинского обряда (с которым у большинства ассоциируется католичество), есть Церкви восточных обрядов, пребывающие в полном общении со Святым Престолом (на сегодняшний день их 23). Там есть женатые священники, поскольку безбрачие для них не является обязательным (но, опять же, никогда нельзя жениться уже после принятия священного сана!). Кстати, священники этих церквей могут служить и в латинском обряде.
Следующая ситуация, когда возможно появление женатых священнослужителей — уже в Католической церкви латинского обряда - это воссоединение с ней англиканских священников. Согласно апостольской конституции Anglicanorum coetibus от 15 января 2011 года, рукоположение бывших англиканских женатых священников в священники латинского обряда разрешается при соблюдении некоторых условий.

Важно напомнить, что целибат — это только традиция, она не имеет под собой доктринальных обоснований. В первые века христианства общины не требовали от священников целибата, но часть духовенства уже тогда добровольно избирала путь безбрачия. Целибат стал обязательным для священников во время правления Папы Григория VII только в XI веке.

Что будет со священником, если он во время своего служения женится? Согласно канону 1394 Кодекса Канонического права, священник при попытке заключения брака подвергается церковному наказанию ("суспенсии"), следствием которого является запрет в служении. Наказание является "автоматическим", то есть прямым и немедленным следствием попытки священника заключить брак. Если же оставивший священническое служение человек хочет обвенчаться со своей супругой в Католической церкви и участвовать в таинствах, то для этого нужно освобождение (диспенсация) от целибата, предоставление которой остается исключительной прерогативой папы Римского.

В католицизме все гораздо сложнее и строже. Обязательное безбрачие пасторов было возведено в ранг закона при Папе Григории (VII век). Целибат был тогда признан абсолютно необходимой мерой. Считается, что только неженатый мужчина не отвлекается на мирские дела и полностью посвящает себя Богу. Он не делит свою любовь между Господом и женщиной.

Целибат - не просто запрет на брачные отношения и рождение детей. Это полный отказ от каких бы то ни было половых контактов. Католический пастор не имеет права заводить романтические отношения или с вожделением смотреть на женщину. Претендент, ранее состоявший в браке, не получит священнического сана.

Вопросам безбрачия полностью посвящен 16-ый пункт Ватиканского Собора, который проходил в 1962-1965 годах. Интересно, что до узаконения целибата малым чинам (диаконам и пр.) католической церкви жениться разрешалось, но практически этого никто не делал, ведь любой такой чин - это всего лишь одна из ступеней на пути посвящения в пасторы. В католицизме значение имеет не только духовное самосовершенствование, но и определенный «карьерный» рост священников.

В XX веке учредили институт так называемых «постоянных диаконов». Те могут заключать брачные узы, но получать сан священника - нет. В очень редких случаях может быть рукоположен женатый пастор, перешедший в католичество из протестантизма. В последние десятилетия вопрос необходимости целибата активно обсуждается, но изменений в законах церкви пока не было.

Фундаменталисты (христиане, толкующие Библию буквально) и даже некоторые католики удивляются, узнав, что безбрачие не является правилом для всех католических священников. В восточных обрядах Католической Церкви женатые мужчины могут быть рукоположены. Это правило существовало с самого начала. Но после рукоположения неженатый священник не может жениться, а женатый священник, овдовев, не может вступить в брак во второй раз.

В восточных обрядах заключение брака возможно только для священников. Все монахи этих обрядов принимают обет безбрачия, и епископы восточного обряда не женаты.

На Западе, конечно, было другое правило. В первые века нашей эры священники и епископы могли жениться (практика на Западе и Востоке была одинаковой), но скоро безбрачие стало предпочтительным, а с течением времени обязательным.

В начале средних веков правило безбрачия прочно занял свое место в латинском, или западном, обряде. Заметьте, что это было дисциплинарное правило, а не доктрина. Установление правила не подразумевало изменения доктрины.

В последние годы появилось несколько женатых священников латинского обряда, некоторые из которых были обращены из лютеранства и были женатыми лютеранскими служителями, а другие обращены из епископальной церкви. Конечно, они являются исключением из правила.

Фундаменталисты не одобряют то, что они называют “обязательным безбрачием”, потому что Церковь будто бы навязала правило против воли будущих священников. У них есть несколько аргументов против безбрачия. Прежде всего, они говорят, что безбрачие неестественно. Они заявляют, что Бог заповедал всем мужчинам жениться, сказав: “Плодитесь и размножайтесь” (Быт 1:28).

БРАК НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

Это не верно. “Плодитесь и размножайтесь” - общая заповедь для всего человечества, она не связывает каждого человека. Если бы это было не так, то каждый неженатый мужчина (или женщина) брачного возраста находились бы в состоянии греха, из-за того, что остались одинокими.

Сам Христос был бы нарушителем этой заповеди. Если исключить Иисуса из-за Его Божественности, все еще остается Иоанн Креститель и большинство апостолов, “грешивших” безбрачием.

Вспомним, что сам апостол Павел, любимый апостол фундаменталистов, был одинок: “Безбрачным же и вдовым говорю: хорошо им оставаться, как я, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак” (1Кор 7:8-9).

Фундаменталисты замечают, что “оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут одна плоть” (Быт 2:24). “Это означает, что мужчина должен вступить в брак”, - говорят они.

Но Христос вознес хвалу тем, кто оставит не только родителей, но и пожертвует возможностью иметь жену и детей: “И всякий, кто оставит домы, ли братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мат 19:29).

“Может быть”, - говорят оппоненты католической позиции, “но Павел настаивал на том, что епископ должен быть мужем одной жены” (1Тим 3:2), “и это означает, что, по крайней мере, епископы должны жениться”. Но они ошибаются.

ДОЛЖЕН ЛИ ЕПИСКОП ЖЕНИТЬСЯ?

Смысл указания апостола Павла не в том, что человек должен жениться для того, чтобы стать епископом, а в том, что епископ не должен вступать в брак больше одного раза. К тому же, если епископ должен жениться, то Павел сам нарушил свое же правило. Правило, запрещающее мужчине иметь больше одной жены, а значит, запрещающее ему жениться после вдовства, не приказывает ему иметь, по крайней мере, одну жену. Мужчина, который вообще не женится, не нарушает это правило.

В ранние годы Церкви, из-за немногочисленности неженатых мужчин, подходящих для рукоположения, уже женатые мужчины избирались для священства и епископства.

Когда число подходящих неженатых мужчин увеличилось, на Западе стали принимать для рукоположения только их, в соответствии с пожеланием апостола Павла: “А я хочу, чтобы все люди были, как и я” (1Кор 7:7). Восток же сохранил прежний обычай.

МНЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

Продолжая доказывать неправоту католиков, некоторые люди цитируют замечание апостола Павла о том, что епископ должен быть “хорошо управляющий собственным домом, детей содержащий в подчинении со всяким достоинством, если же кто не знает, как управить собственный дом, как будет он заботиться о Церкви Божией (1Тим 3:4-5)?”.

Они говорят, что епископ должен быть женат. Если бы это было правильным толкованием, то логика заявления апостола Павла подразумевала бы, что епископ также обязан иметь детей, и все дети должны уважать его безоговорочно. Будет ли в таком случае женатый мужчина без детей подходить для епископства? Очевидно, нет. Будет ли женатый мужчина, имеющий детей, которого они не уважают полностью, подходящим? Опять нет.

И как измерить уважение детей, как определить “полное” ли оно? Кто это определит? Нет, все, что этот отрывок означает, это то, что женатый мужчина, если его будут избирать епископом, должен хорошо управлять своим домом.

КАТОЛИКАМ ЗАПРЕЩЕНО ВСТУПАТЬ В БРАК?

“Но мы знаем, что запрещение вступать в брак - это признак отступнической церкви (1Тим 4:3)”, - говорят фундаменталисты. “Католическая Церковь запрещает некоторым людям, священникам и монашествующим, вступать в брак. Значит, это не та Церковь, которую основал Христос”.

На самом деле Католическая Церковь никому не запрещает вступать в брак. Большинство католиков вступают в брак с полным благословением Церкви. Те мужчины, которые становятся священниками, становятся ими добровольно и добровольно жертвуют возможностью жениться.

О чем же в действительности говорится в Библии в 1Тим 4:3? Фраза о “запрещающих вступать в брак” относится к людям, объявляющим все браки злом. Некоторые из еретиков придерживались этого мнения, как, например, средневековые альбигойцы (катары), которыми восхищаются, хотя и мало зная о них, анти-католические писатели из-за того, что альбигойцы настаивали на использовании своего собственного перевода Библии.

Брак не является злом в глазах Церкви (вспомним, что именно Католическая Церковь заявляет, что Христос возвысил брак до таинства), и никому из католиков не запрещено вступать в брак. Действительно, католические священники на Западе не могут вступать в брак, но никто не обязан становиться священником.

Брак не запрещен им как людям, но запрещен как священникам. Мужчина-католик свободен выбрать безбрачное священство, жизнь в браке или даже жизнь в одиночестве (что тоже является безбрачием). Безбрачие не навязывается никому.

У католиков другой календарь

Да, многие католики живут по григорианскому календарю, но есть и те, что придерживаются юлианского. Это не только католики восточного обряда в СНГ, но и некоторые католики латинского обряда (на Святой Земле было решено перейти на юлианский календарь ради единства с проживающими там православными, насколько это хорошо и правильно – это уже другой вопрос, но, в принципе, истину лишь в календаре никто не видит)

Католики считают праздник Рождества главнее Пасхи

Христианская Церковь (никакая) не может так считать в принципе, так как без Страстной Пятницы и Пасхи Рождество не было бы каким-то очень уж значимым событием. Рождество любят, Его ждут, но Пасха официально называется вершиной Литургического года и подготовка к Пасхе гораздо серьезнее подготовки к Рождеству. Такое впечатление могло сложиться из-за массовой предрождественской магазинно-подарочной истерии на Западе, но там Рождество считают любимым семейным праздником даже атеисты. Давно забылось, что именно празднуется. Но это проблема секуляризации Европы, а не учения КЦ.

У католиков вообще нет постов

В РПЦ существует 4 многодневных поста помимо постов в среду и пятницу, у католиков латинского обряда два летних поста отсутствуют. Есть только Великий Пост перед Пасхой и Адвент перед Рождеством, но последний нельзя в полной мере назвать постом все же. Это покаянный период, конечно, но таки не пост. Когда-то не очень давно в Католической Церкви посты были весьма и весьма суровые, может, даже строже нынешних православных постов, так как там очень строго лимитировалось не только что можно есть, но и сколько. Но пост ради поста не имеет смысла – Церковь пришла к выводу, что подобная практика держать верующих полуголодными и всем ставить одни и те же рамки просто-напросто вредна как для физического, так и для духовного здоровья паствы. Священник, который одно время вел у нас занятия по катехизации, рассказывал, что помнит, как ели до треска за ушами его родители и бабушки с дедушками, когда посты, наконец, заканчивались. Это было совсем недавно, так как тому отцу на вид лет 35 было. Длительное воздержание потом приводило к чудовищным пищевым срывам и обжорству как итогу, что есть грех, да и вредно это для здоровья. А Бог ведь хочет совсем не этого. Потому сейчас строгий пост установлен для всех верующих старше 18 лет и моложе 60 два дня в году – Пепельная Среда (начало Великого Поста) и Страстная Пятница. Кое-кто по благочестию и старой памяти соблюдает несколько других дней (тот же Сочельник Рождества или Воздвижение Креста Господня), но это уже их личная инициатива или просто местный обычай. Строгий пост предписывает воздержание от мяса, а так же строгое ограничение количества пищи – есть не более трех раз и только один раз досыта, но не до отвала, никаких перекусов между, ни орешка не должно быть съедено, допускается только чистая вода и лекарства. Это кажется несложным на первый взгляд, но я один раз решила так весь пост поститься – вылетела в трубу через несколько дней. Так же обязательно воздержание от мяса всем, кто старше 14 лет во все пятницы года, исключая те, на которые приходятся большие праздники. Из списка постящихся могут быть исключены беременные и кормящие, больные и занятые тяжелым физическим трудом, а так же те, кто не имеет выбора блюд в течение дня, питаясь, например, в школьной столовой той же, где одно меню на всех. Но обычно это согласовывается со священником, которые выдает диспенсацию (освобождение).
Но пищевое воздержание не ставится во главу угла – акцент прежде всего делается на духовное очищение. Церковь устанавливает для всех обязательный минимум – два дня строгого поста и воздержание от мяса по пятницам, молитва утром и вечером, месса в воскресенье и праздники и исповедь и Причастие раз в год в Пасхальное время (то есть в Пост один раз обычно как подготовка к Пасхе). А уж выбрать меру поста для себя каждый должен сам или с помощью священника. Строго поститься, если это необходимо и помогает духовно расти, никто не запрещает. Знаю, что кто-то на хлебе и воде сидел весь пост, а в Священное Триденствие до Пасхи не ел и не пил вообще, но при этом светился и благоухал, а кто-то по части пищи не постится вовсе (у одной из знакомых сестер-монахинь серьезные проблемы с желудком, и ей это категорически нельзя, но это не делает ее менее добродетельной и боголюбивой). Обычно верующие на Пост выбирают себе несколько обещаний, что что-то не будут делать и что-то наоборот будут. Нам советовали брать одно ограничение для тела и одно для души (например, отказ от мяса/сладкого и отказ от долгих телефонных разговоров/интернета более часа в день не по работе), а все остально время уделить попыткам исправить то, что в нас искривлено, постараться оставить какие-то плохие привычки, больше молиться, чаще приступать к таинствам, делать добрые дела. В общем, жертва Богу – дух сокрушенный, а не количество несъеденной животной пищи.
Но, например, католики византийского обряда (их еще униатами некоторые называют или греко-католиками) постятся так же как и православные – это их традиция, их духовность, Церковь дозволяет всем бережно хранить свои традиции, так как практикуется единство в многообразии.
Во время.Адвента нет никакого пищевого поста, кроме воздержания от мяса по пятницам. По традиции так же уделяется много времени молитве и делам милосердия, верующие как и в Великий пост берут себе какие-то обещание, но это ожидание праздника Рождества проникнуто прежде всего радостью и надеждой, нет такого покаянного настроя как перед Пасхой, так как концентрация идет не на грехах, а на ожидании Спасителя.

Когда-то такой запрет существовал, но был он довольно формальным. Прежде всего был запрет читать Библию на народных языках – переводы должны были быть санкционированы и утверждены Церковью (скажем, перевод Библии на славянские языки святыми Кириллом и Мефодием был санкционирован и утвержден), чтобы избежать ошибок и ересей. А так, кто будет читать Библию на латыни, когда большинство и на своем-то языке читать не умеет? Но рассказы из Священной истории, которые в храме рассказывал и толковал священник, потом часто пересказывались в семье детям. То есть содержание Библии паства худо-бедно, но знала. Запрет был дабы избежать ересей в виду необразованности паствы. Сейчас никакого запрета нет, а даже наоборот призывают читать как можно чаще и размышлять над Священными текстами, есть даже молитвенная практика индивидуальных размышлений над Словом Божьим под названием Lectio Divina. Хотя до протестантов по чтению Библии нам еще далеко.

Католические священники не могут жениться

Духовенство обязывают к безбрачию только в латинском обряде, включая белое духовенство, а не только монахов. Но и тут нет правил без исключений. Неженатыми обязаны быть священники и епископы, а дьяконы могут жениться до рукоположения, но тогда им уже никогда не стать священниками. Так же не обязывают к разводу или отказу от священства тех, кто перешел в католичество из церковных общин, где священству позволяется жениться. До того, как для бывших англикан создали специальный ординариат, их принимали в латинский обряд, и бывших пасторов, обремененных женой и детьми могли рукоположить в священники, но, конечно, бывшим протестантским епископам придется довольствоваться саном священника, так как епископы не могут быть женатыми. Духовенство восточных обрядов может спокойно жениться до рукоположения.
Целибат был введен в виду ряда исторических причин как дисциплинарное, а не вероучительное требование, а потому однажды его необходимость может быть пересмотрена. Но пока Церковь не видит целесообразным его отмену – и так проблем хватает, а тут еще получить кучу жен священников и их детей, которых надо как-то кормить. Это повлечет за собой массу неудобств. Но, если увидит необходимость, то может и отменить. Это не святыня, чтоб с этим так носиться.

Католики венчают геев и рукополагают

Это неправда. Гомосексуальные браки запрещаются, равно как и просто связи. Сам по себе гомосексуалист не будет отлучен от Церкви, но он обязан жить в целомудрии. Если он не поддается своей склонности, то это не является грехом само по себе. Гомосексуалист (открытый) не может быть рукоположен в священники. Так как нездоровый человек не может нести священническое служение. Пояснения священника: «Согласно инструкции, имющейся на этот счет, следует различать гомосексуальную ориентацию и гомсексуальное поведение. При этом следует также отличать наличие случайного и преходящего гомосексуального поведения в период несформировавшейся сексуальной идентичности, от которого можно отказаться и исцелится, и глубоко укоренившееся и привычное поведение. Ориентация сама по себе требует осторожности, но не является препятствием. Преходящее подростково-юношеское поведение требует периода испытания твердости отказа от него, после чего по пункту 1. Привычное поведение - безусловное препятствие». То есть Церковь не отворачивается от этих своих прихожан как от зачумленных, всячески старается им помочь в борьбе со своими греховными наклонностями, но гладить по головке за то, что однозначно называется грехом, не будет.

Крестными у католиков допускаются и православные, и другие христиане

Нет, крестными могут быть только католики, все прочие могут быть допущены как свидетели крещения, но один из крестных должен быть католиком.

Католики дошли до того, что крестят животных

Нет такого. Этот смешной миф родился из существующей в некоторых странах традиции в день св. Франциска Ассизского приносить домашних животных в храм на благословение. Этот святой очень любил животных. Ну и их просто окропляют водой при благословении по его ходатайству. Это тоже самое, что окроплять жилище или средство передвижения.

Чтобы выйти замуж за католика, нужно принимать католичество

Нет, это необязательно. Можно взять у епископа разрешение на смешанный брак, после подготовки к таинству брака в течение 2-3 месяцев, повенчают. Заполняется брачный протокол, чтобы выяснить, если ли препятствия к браку, с католической стороны берется обещание сохранять веру и сделать все возможное для крещения и воспитания потомства католиками, а со второй стороны берется подписка, что не будет чинить препятствия супругу в исповедании католической веры и о том, что она информирована об обещании воспитать детей католиками.

Католикам не позволяется контрацепция

Да, все искусственные средства контрацепции и репродуктивные технологии (ЭКО и т.п.) находятся под запретом, так как супружеский акт является священным и ничто не должно нарушать его целостности и связи с деторождением. Но планирование семьи дозволяется с помощью изучения устройства своего тела и законов действия репродуктивной функции. Этому во многих приходах обучают все пары перед венчанием. Эти методы требуют дисциплины, но при соблюдении инструкции работают с высокой точностью. Мы пользовались без дураков и всякой «подстраховки» – не жалуемся.

Католикам нельзя разводиться

А вот это правда. Развода как явления в рамках КЦ просто нет. Второй раз не повенчают, а если будешь жить с кем-то еще без венчания, то отлучат от Причастия, пока не оставишь этот грех. Если супругам по серьезным причинам невозможно жить вместе (алкоголизм, домашнее насилие, измена одного из супругов и нежелание второго простить это и другие причины), то церковный суд назначает сепарацию – проживание раздельно, но ни одна сторона не может в новый брак вступить. Есть еще признание брака недействительным, но это так же не развод, просто утверждается, что брака и не было некогда, так как в чем-то была изначально нарушена его суть (например, один из супругов скрыл серьезное заболевание, и второй не был полностью свободен в выборе, одну из сторон принудили к браку с помощью насилия, один из супругов лгал, принося супружеские обеты, например, имел любовницу и не собирался с ней расставаться или, скажем, даже не думал принимать посылаемых Богом детей и т.п. серьезные причины). Но это долго, муторно и не факт, что таки признают - все эти условия еще доказать надо.

Продолжение следует

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»