Историческая справка о хазарском каганате. Хазарский урок, или почему развалился великий каганат

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Чёрные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, чёрные хазары – это представители жёлтых народов с примесью чёрных. У них были чёрные смоляные волосы, чёрные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – чёрные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень тёмными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой Белые и Жёлтые мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шёлковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи из Персии и Византии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака). Уничтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дёшево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская».

Иудейский хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шёлковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Приближалась очередная Ночь Сварога – желанное для иудеев время, когда легко можно «нажимать» на нужные «кнопки» животной природы человека и, манипулируя этим, добиваться своей заветной цели – накопление капитала. Именно поэтому к VII веку н.э. в Хазарию «случайно» пришли сначала иудеи-маздакиты, а затем и иудеи-антимаздакиты. «Бедные» скитальцы без Родины приступили к выполнению своего очередного грандиозного плана.

Первым «эшелоном» в иудейском наступлении на ещё ничего не подозревающую Хазарию был институт иудейских невест . Иудеи отдавали своих самых красивых сестёр, дочерей, а порой и собственных жён, высшей знати Хазарии в качестве жён, наложниц или сексуальных рабынь. Женщины-иудейки рожали для хазарской знати детей, которые по иудейским законам были иудеями, воспитывались своими матерями, как иудеи, ПО ИУДЕЙСКИМ ТРАДИЦИЯМ, но положение в социальной системе Хазарии наследовали от своих отцов. В Хазарии, как и везде на землях Славяно-Арийской империи, национальность определялась по отцу. Таким образом, в хазарской знати рождались от иудеек дети, которые получали после своих отцов не только имущество, но и ИХ ПОЛОЖЕНИЕ. Именно это и было необходимо сионским «мудрецам». Дети, родившиеся от смешанных браков с иудейками, занимали высокое положение в хазарской иерархии, и способствовали своим сородичам в получении прав на торговлю.

Постепенно иудеев по матери среди высшей знати Хазарии стало столь много, что они начали напрямую вмешиваться в хазарские традиции. Сначала в Лето 6239 от С.М.З.Х. (730 год н.э.) один из вождей по имени Булан восстановил иудаизм среди своих соплеменников-иудеев, а затем в Лето 6308 от С.М.З.Х. (799 год н.э.) прямой потомок Булана хазарский военачальник Обадия произвёл государственный переворот и превратил кагана в послушную марионетку. Власть полностью перешла в руки царя-иудея (бека), а иудаизм стал государственной религией Хазарии. Обадия с помощью наёмников — печенегов и гузов — развязал кровопролитную гражданскую войну. После долгой гражданской войны с захватчиками хазарские тюрки были разбиты. Часть из них была вырезана вместе с жёнами и детьми, другая часть покинула Родину и осела на территории современной Венгрии. После победы, хазарские иудеи обложили простых хазар тяжёлой данью , превратили в настоящих безправных рабов, запретили под страхом смерти иметь оружие и обучаться владению оным. В очередной раз иудеи весьма своеобразно «отблагодарили» народ, предоставивший им убежище.

«Евреи, в отличие от хазар, к IX в. активно включились в тогдашнюю систему международной торговли. Караваны, ходившие из Китая на Запад, принадлежали в основном евреям. А торговля с Китаем в VIII-IX вв. была самым выгодным занятием. Династия Тан, стремясь пополнить пустеющую из-за содержания большой армии казну, разрешила вывозить из страны шёлк. За шёлком и шли еврейские караваны в Китай… Затем караваны пересекали реку Яик и выходили к Волге. Здесь усталых путников ждал отдых, обильная пища и развлечения. Прекрасная волжская рыба и фрукты, молоко и вино, музыканты и красавицы услаждали караванщиков. И у заправлявших экономикой Поволжья еврейских торговцев скапливались сокровища, шелка, рабы. Потом караваны уходили дальше, попадая в Западную Европу: Баварию, Лангедок, Прованс, и, перевалив через Пиренеи, оканчивали долгий путь у мусульманских султанов Кордовы и Андалузии…»
* Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

В Лето 6472 (964 год н.э.) князь Святослав разбил Иудейский хазарский каганат . Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной России. Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории , которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Святославу, Тёмные Силы не смогли поработить полностью Рускую землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг Левашова Н.В.

Хазарский каганат. Идеология (религия)

В специальной книге о Хазарии было бы целесообразно дать раздел о культуре хазар. Однако ряд причин не позволяет этого сделать. Во-первых, крайняя скудость письменных источников, Во-вторых, неопределенность данных археологии, где материал по самим хазарам почти не вырисовывается.

В силу этого я сосредоточу внимание на одном вопросе - идеологии (религии) хазар. Я намеренно ставлю его именно так, а не в традиционном плане изучения принятия хазарами иудаизма, так как (и это я постараюсь показать) последний вопрос важен, но является лишь частью более широкой проблемы.

Хазары, как и этнические компоненты, вошедшие в их состав (тюрки, угры, иранцы), первоначально были язычниками, или, как их именовали мусульманские писатели, "ахл ал-аусан" (лоди, поклоняющиеся идолам, идолопоклонники). О хазарском язычестве довольно подробно рассказывает Мовсес Каланкатваци, ссылаясь на албанского епископа Исраэла. Исраэл, как христианский священнослужитель, с возмущением описывает язычские обряды и, возможно, порой их искажает, желая показать "хонов" дикарями и, как он пишет, "преданными сатане". Так, описывая похоронные обряды, епископ отмечает, что "хоны" били в барабаны над трупами, наносили себе раны на лице, руках, ногах; нагие мужчины бились мечами у могилы, состязались в конной езде, а затем предавались разврату.

Описанные Исраэлом обычаи напоминают некоторые нравы древних скифов, охарактеризованные Геродотом, и, кажется, доказывают преемственность между древнеиранскими кочевниками и хазарами VII в.

Еще больше это подтверждается сведениями Исраэла о божествах, которым поклонялись "хоны". Среди таковых на первом плане фигурирует Куар, бог молний. Имя этого божества иранское, хотя известную аналогию ему подыскать нелегко (может быть, от иранского названия солнца?). У Геродота и Аммчана Марцеллина упоминается божество скифов и алан, которого эти авторы называют Аресом или Марсом. Иранское имя этого божества неизвестно. Ученые сопоставляют его с Батразом нартского эпоса, но известные нам варианты этого эпоса могли не сохранить исконного иранского имени.

Более пространно Исраэл рассказывает о другом хазарском божестве, которое носило двойное имя - Тангри-хан и Ашандиат. Второе Мовсес Каланкатваци прямо связывает с персами ("парсикк"). По описанию Исраэла, это божество представлялось в виде огромного безобразного великана, которому приносились в жертву лошади в священных рощах, описанных епископом. Весьма любопытно двойное имя этого божества. Тангри - известное тюркское племенное божество, варианты которого имеются у всех тюркских племен и народов (турок, азербайджанцев, туркмен, якутов, чувашей и т. д.), хотя ныне, кажется, выясняется, что имя его не исконно тюркское. Но сам Каланкатваци, лишь один раз упомянув Тангри-хана, затем все время называет его именем иранского эквивалента Аспандиата; надо полагать, этот вариант был более распространен.

Комментируя это место из Каланкатваци, Ш. Смбатян пишет, что неизвестно, был ли у древних персов культ бога Аспандиата, и полагает, что "Каланкатваци мог ввести в заблуждение корень "асп" в имени Аспандиат", который он отождествил с пехллевийским и зендским "аспа" - "лошадь". Затем Смбатян приюдит факт жертвоприношения лошадей у сармат и ссылается на комментарий Н. Адонца (который, в свою очередь, пользовался книгой Й. Маркварта) о герое иранского эпоса Спандиате, сыне Вистаспа, и его возможной связи с Спандаратом, чье имя встречается в роду нахараров Камсараканов. Н. Адонц, кроме того, предположил, что в Персии коннице находилась в руках рода Спандиата.

Попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, вряд ли правомерно связывать хазарского Аспандиата с древнеперсидскими или тем более армянскими богами. В древнеармянском существовало божество С(п)андарамет, которое Ж. Дюмезиль определяет как землю и сравнивает с иранским Спента Армаити.

Между тем имя Спандиат древнеиранское, оно встречается у Ктесия в форме Сфендадат. Так звали, согласно этому автору, мага, провозгласившего себя сыном Камбиза.

Вспомним имя героя иранского эпоса Спентодата (Спентадата, Испандата). В иранском эпосе, изложенном в "Шахнаме", Спентодат фигурирует в новоперсидской форме этого имени Исфендийар; подвигам этого героя, его борьбе с Арджаспом, а затем Рустамом посвящен последний цикл эпической части поэмы.

По ат-Табари, Исфендийар совершил поход к Баб-е Суд, т. е. Дербенту, и это наводит на мысль о связах его с Кавказом. Спентодат-Исфендийар - герой общеиранского эпоса и вполне мог существовать у сарматских племен. Вместе с тем в форме Аспандиат, а также в культе этого бога у хазар, несомненно, заложена и другая основа, связанная с иранским "аспа" - "лошадь". Вероятно, это было сарматское (массагето-аланское) божество, отражавшее культ лошади, столь важный у кочевников. В данной среде с ним мог ассоциироваться и древнеиранский культ героя Спендодата.

Кроме Куара и Тангри-хана-Аспандиата, епископ Исраэл отмечает у "хонов" поклонение огню, воде, луне, богам дорог и т. д. С особой тщательностью он подчеркивает наличие многоженства, а также иные брачные формы - два брата берут одну жену, дети берут жен отца и т. п. Возможно, это свидетельство неодинаковых брачных обычаев, существовавших у разных племен.

Если культ лошади ведет к кочевникам-степнякам, то поклонение священным деревьям - свидетельство иных влияний, возможно восходящих к финно-угорским племенам, вошедшим в состав хазар. Тот же Исраэл описывает огромный дуб, которому приносили в жертву коней, чьи головы и шкуры вешали на его ветви.

Таким образом, есть основания сделать вывод, что хазарское язычество представляло собой сложную амальгаму культов разного содержания и происхождения.

В условиях контактов со странами, где господствовали монотеистические религии (христианство, ислам), уже в VII ст. встал вопрос о принятии какой-либо из этих вер, так как они больше соответствовали и общим условиям эпохи, и интересам раннеклассового Хазарского государства.

Первая попытка принять монотеистическую религию хазарами относится к 80-м годам VII в. После убийства ишхана Кавказской Албании Джуаншера знать этой страны избрала правителем племянника убитого Вараз-Трдата. "Великий князь хонов" Алп-Илутвер вторгся в пределы Албании, но посланный Вараз-Трдатом к Алп-Илутверу католикос Албании Елиазар сумел убедить владыку хазар в непричастности нового албанского князя к убийству дяди.

Упомянутый уже епископ Исразл ездил к армянскому католикосу Сааку и ишхану Григору Мамиконяну. Официально цель миссии состояла в участии в переносе останков Григория Лусаворича из Западной Армении в Валаршапат, но на деле речь шла о союзе с Арменией. Против кого? А. Н. Тер-Гевондян считает, что против хазар, но вряд ли это так, поскольку Исраэл сразу же после возвращения из Армении возглавил посольство на север. Скорее всего, союз Албании и Армении в начале 80-х годов был направлен против Халифата, где в ту пору прекратились смуты, и сломившие своих противников Омейады начали вторую волну мусульманских завоеваний на севере и северо-западе.

Не удивительно, что посольство Исраэла было встречено с большим почетом Алп-Илутвером, который, по-видимому, был наместником хакана хазар. Следствием посольства Исраэла было принятие христианства Алп-Илутвером и его окружением. Рассказ Мовсеса Каланкатваци об этом составлен в традиционном стиле христианских преданий со знамениями и чудесами. Однако главное - крещение Алп-Илутвера - сомнений не вызывает. Были разрушены языческие капища, срублены священные деревья. Согласно Каланкатваци, в г. Варачан был утвержден пайрапетский престол, т. е. была основана самостоятельная церковь во главе с пайрапетом-католикосом. Ответное посольство Алп-Илутвера было адресовано не только албанским ишхану и католикосу, но и католикосу и ишхану Армении. Послы Алп-Илутвера съездили туда, а по возвращении в Албанию попросили дать им католикосом Исраэла. Вараз-Трдат и католикос Елиазар сначала воспротивились, но, когда хазарские послы заявили, что другого вардапета они не желают, епископ Исраэл сам изъявил желание поехать к "хонам".

Здесь сведения о дальнейших событиях у хазар кончаются. Епископ Исраэл упоминается еще раз, но в связи с албанскими делами, так что конец столь красочно описанного обращения "князя хонов" в христианство неясен. По другим источникам известно, что через два года состоялось сокрушительное нашествие хазар на Закавказье, во время которого погиб ишхан Армении Григор Мамиконян. Чем оно было вызвано - можно только предполагать. Думается, что принятие Алп-Илутвером христианства было враждебно встречено основной частью хазарской знати; возможно, Алп-Илутвер пошел на это, пытясь создать себе независимое владение в пределах Приморского Дагестана, и потерпел поражение в борьбе с хаканом хазар. Никаких известий о нем после событий 682 г. нет, и как участник похода 684-685 гг. он не фигурирует. Следовательно, можно полагать, что его попытка утвердить христианство у "хонов" окончилась неудачей.

В последующее время, вплоть до 30-х годов VIII в., никаких известий о попытках изменения религии хазар нет. Очевидно, в этом не было необходимости. Языческая Хазария вела успешно (полностью или частично) войны, которые обогащали хазарскую знать добычей, и старые языческие боги, с точки зрения этой знати, прекрасно выполняли свою роль.

В 737 г. Мерваи ибн Мухаммед взял хазарскую столицу, после чего хакан бежал на север. Арабы преследовали его, и в конце концов он запросил мира, обещая принять ислам. Ал-Куфи в своем красочном, изобилующем деталями рассказе утверждает, что правитель хазар и с ним "множество людей из числа его родных и соплеменников" приняли ислам. В этом, однако, есть все основания сомневаться. В исламе еще в период его выхода за пределы Аравийского полуострова выработалось специфическое отношение к другим религиям. После некоторых колебаний халифы и их окружение, признавая ислам единственно истинной верой, согласились на определенную веротерпимость по отношению к религиям, имеющим записанные откровения (христианство, иудаизм, зороастризм). И хотя практическое отношение к этим религиям менялось, в целом они оставались на положении покровительствуемых. Языческие же культы таковыми не являлись.

Хазары были язычниками, и победитель Мерван в соответствии с мусульманской практикой предложил им переход в ислам. Вероятно, хакан в тех условиях вынужден был дать на это согласие, но вряд ли его выполнил. Об обещании хакана стать мусульманином сообщают два источника (ал-Белазури и ал-Куфи). Ни ал-Йакуби, ни ат-Табари, ни Ибн ал-Асир об этом не упоминают. И здесь особенно примечательно молчание Ибн ал-Асира, автора позднего, но очень точного в своей информации. Ибн ал-Асир знал труд ал-Куфи и использовал его, но рассказ о принятии ислама хазарами опустил, и это не случайно. Ал-Куфи больше, чем любой другой ранний арабский писатель, пользовался всякого рода устными преданиями, у него больше всего диалогов, которые указывают на апокрифичность его материала. О принятии хазарами ислама в VIII в. не упоминает и такой эрудит, как ал-Мас’уди. Кроме того, надо иметь в виду, что в Хазарии в ту пору мусульман не было, их мало было даже в Закавказье и Средней Азии, а хакан вряд ли мог пойти на принятие религии, которую в его государстве никто не исповедовал.

Прошло немногим более сотни лет, и мусульманские источники фиксируют иудаизм в качестве государственной религии Хазарии. Именно к этому времени (приблизительно 50-70-е годы IX в.) относится сообщение, ранний вариант которого находим у Ибн Русте. Согласно последнему, в Хазарии исповедовали иудаизм "высший глава" (т. е. хакан), шад, а также вожди ("коввад") и знать ("узама"), остальной же народ придерживался веры, похожей на религию турок. Таким образом, во второй половине IX в. знать Хазарии исповедовала иудейскую религию, тогда как народ продолжал придерживаться старых языческих культов.

Вопрос об иудаизме среди хазар имеет старую историографическую традицию, родоначальником которой можно считать царя Иосифа, пустившего по свету свою версию этого события. Позже ее дополняли еврейские книжники Х-XII вв., и лишь в новое время она была поколеблена благодаря привлечению арабских источников. За период после публикаций Буксторфа (1660 г.) и по наше время выросла огромная и противоречивая историография, разбирать которую здесь нецелесообразно. Важнее выделить несколько вопросов и постараться дать на них ответ на основе источников и с учетом основной литературы. Это, во-первых, время принятия иудаизма верхушкой Хазарии и, во-вторых, инициаторы этого акта.

На второй вопрос ответ уже, по существу, дан выше. Инициатор - шад, ставший затем баком - царем Хазарии, оттеснивший хакана на второй план, но заставивший и его принять иудейскую веру.

На первый вопрос ответить сложнее. Здесь в нашем распоряжении прежде всего версия царя Иосифа, который ссылается на хазарские книги ("сфарим"), известные "всем старикам нашей земли" ("л-кол зикней арцану"). Вероятно, в Хазарии действительно существовали какие-то книги (на древнееврейском языке?), призванные закрепить и обосновать легенды, канонизированные по указанию хазарских царей. Суть этих легенд в том, что хазарский царь Булан получил божественное откровение, предписывавшее ему обратиться в истинную, т. е. иудейскую, веру. На всякий случай, однако, Булан устроил своеобразный диспут между мусульманским кади и христианским священником. Каждый из них хулил веру другого, но оба они якобы согласились на том что "вера Израиля - лучшая вера и вся она - истина".

Дата этого события в краткой редакции письма Иосифа отсутствует, а в пространной указано, что случилось это за 340 лет до Иосифа. Многие сразу же сочли ее позднейшей припиской к тексту, другие стали доказывать, что эта дата заменила в рукописи другую, достоверную, какую - мнения разошлись. Иосиф после рассказа о чудесном обращении Булана добавляет несколько фраз о деятельности царя Обадьи, который "укрепил веру согласно закону и правилу", т. е., как полагают, перешел к раввинистическому иудаизму. Обадья фигурирует в качестве сына сыновей Булана, т. е. как его потомок. А затем перечислены последующие цари Хазарии числом 11-12, начиная с сына Обадьи Езекии и кончая автором письма Иосифом. О достоверности этого списка судить трудно, так как никаких параллельных данных нет. В Кембрдижском документе упомянуты, кроме, Иосифа, его отец Аарон и дед Вениамин. Главное для нас не этот список, а дата принятия иудаизма, которая на основании письма Иосифа установлена быть не может. Не оказывает помощи и привлечение Кембриджского документа.

Там содержится несколько иной вариант истории обращения хазар в иудаизм. Акт этот приписывается некоему еврею, который якобы спас хазар, пребывавших в состоянии анархии, без царя и порядка. Этот вариант обращения хазар еще более смутный и противоречивый. Неизвестный автор связывает принятие иудаизма с этим анонимным евреем, ставшим "большим главой" хазар, тогда как хакан появился, по данной версии, позже как судья ("шофет") из числа самих хазар. Параллельно "большой глава" превратился в царя и т. д. Никаких дат здесь нет.

Такое смутное представление о дате иудаизации хазар вполне естественно побудило более поздних еврейских книжников, занимавшихся проблемой хазар, специально обратиться к этому вопросу. Еврейский ученый Иехуда на-Леви, писавший около 1140 г., ссылаясь на какие-то летописные книги, считал, что хазарский царь принял иудейство за 400 лет до него, т. е. около 740 г. Эту дату принял и пытался обосновать Д. Данлоп, который в своей монографии уделил проблеме иудаизма среди хазар особое внимание. Однако, считаясь с указанием ал-Мас’уди о принятии иудаизма хазарами во времена Харун ар-Рашида (786-809 гг.), Д. Данлоп окончательный вывод сформулировал так: в 740 г. хазары приняли модифицированный иудаизм, а около 800 г. - раввинистический.

Известия ал-Мас’уди для нас особенно ценны. К сожалению, он подробно рассматривал эту проблему в своих несохранившихся трудах, а в "Мурудж аз-захаб", по-видимому, дал лишь краткое резюме. Последнее сводится к тому, что хазарский царь принял иудейскую веру в правление Харун ар-Рашида , а во времена византийского императора Романа Лакапина (919-944 гг.), учинившего гонения на евреев, последние бежали в Хазарию. Б. Н. Заходер заключил из этого, что можно говорить о двух периодах иудаизации Хазарии: во времена Харун ар-Рашида и при жизни самого ал-Мас’уди, современника Романа Лакапина.

Текст ал-Мас’уди никаких оснований для такого вывода не дает. Именно этот текст - наше единственное заслуживающее доверия свидетельство о дате принятия иудаизма хазарским царем. Вопрос с датировкой Иехуды на-Леви сложен не только из-за того, что это поздний автор. Нельзя абстрагироваться от того, что у него сказано "около 400 лет назад", так что называть на этом основании точно дату около 740 г. вряд ли правильно. Очевидно, и те "летописные книги", на которые он ссылается, точной даты не содержали, а это позволяет распространить заключение автора XII в. о событии, произошедшем за около 400 лет до него, на весь VIII в., и тогда появляется возможность приурочить его ко времени Харун ар-Рашида , вступившего на престол в 786 г. Более точной даты не знал, очевидно, и-ал-Мас’уди, живший через полтораста лет после этого. Точнее датировать не можем и мы.

Каковы же были причины принятия иудаизма верхушкой Хазарии?

Принятие той или иной монотеистической религии - закономерное явление в любом феодализирующемся обществе, где борьба центральной власти, с одной стороны, с сильными реликтами родоплеменного строя, а с другой - с зарождающейся феодальной децентрализацией настоятельно требовала замены политеизма монотеизмом, освящающим власть одного государя. Но вот форма монотеизма могла быть разной, и это зависело от многих, в том числе от внешнеполитических, факторов.

Приняв за дату иудаизации хазарской знати приблизительно последнюю четверть VIII в., посмотрим, какие причины привели к этому событию. Хазарский шад, ставший его инициатором, имел выбор среди трех монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма. Из них две первые были государственными религиями двух крупнейших держав той поры, с которыми Хазария имела самые разнообразные сношения, - Византии и Арабского халифата. Христианство имело широкое распространение среди подданных Хазарии - жителей Крыма. Эту веру исповедовала большая часть обитателей Закавказья - Армении, Грузии, Кавказской Албании. Казалось бы, именно принятия христианства хазарами и следовало ожидать, тем более что попытка такого рода уже имела место в VII ст. И все-таки были причины, этому не способствовавшие. Если еще в первой половине VIII в. Византия являлась союзницей Хазарии против арабов, то во второй половине этого столетия ситуация изменилась. Хазары вмешались в закавказские дела и помогли абхазскому князю Леону, отец которого был женат на дочери хакана, стать независимым от империи. Это случилось в 80-х годах VIII в. Более того, Леон II Абхазский (758-798 гг.) присоединил к своим владениям Эгриси, т. е. значительную часть Западной Грузии. Это был сильный удар по Византии, и для того чтобы между ней и Хазарией восстановились хорошие отношения, прнадобилось полсотни лет. В таких условиях о принятии христианства вряд ли могла идти речь, тем более что христианские страны Закавказья во второй половине VIII в. по крайней мере дважды подвергались хазарским нашествиям.

Столь же неблагоприятны были условия для принятия ислама. Халифат оставался главным противником хазар, хотя больших арабо-хазарских войн во второй половине VIII в. не было.

А вот для принятия иудейской религии обстоятельства складывались благоприятно. В условиях Европы, пришедшей в упадок после варварских нашествий, еврейские общины и еврейский торговый капитал не только сохранили свою силу и влияние, но и практически монополизировали европейскую торговлю. Особoe покровительство оказывали еврейским купцам Каролинги, которые при нужде в деньгах всегда обращались к еврейским ростовщикам. Очевидно, такой же значимостью еврейского купечества в европейской торговле объясняется покровительство ему со стороны испанских Омейадов. В IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией. Это были предприимчивые торговцы, говорившие на разных языках (арабском, персидском, греческом, "франкском", испано-романском, славянском). Один из их путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь и Волжскую Булгарию и вообще Поволжье в пределы Хазарского каганата.

Естественно, что параллельно с торговыми поездками возникали и еврейские колонии в разных районах Восточной Европы. Их появление будировалось и периодически возникавшими в Византийской империи гонениями на еврейские общины, в результате чего евреи эмигрировали в пределы Хазарии. Там, согласно ал-Мас’уди, существовали особенно благоприятные условия для купцов и ремесленников.

Судя по еврейским источникам, основная масса еврейских эмигрантов в Хазарию прибыла тремя путями: из Багдада, т. е., очевидно, из арабского Ирака, где издавна существовала вторая по значимости еврейская колония, из Хорасана, т. е. из восточных областей Халифата, включая Среднюю Азию, и из Византии. В последнем случае, несомненно, имелись в виду и крымские владения империи. В связи с этим спор между С. П. Толстовым, отстаивавшим "хорезмийский вариант" главного очага еврейской эмиграции в Хазарию, и М. И. Артамоновым, столь же горячо его отрицавшим, теряет свой основной смысл, хотя в деталях критика Артамонова имела основания. В то же время Артамонов в принципе правильно подчеркивал роль старых иудейских общин Дагестана в распространении иудаизма среди хазар.

Нельзя сбрасывать со счетов и крымские колонии евреев. Не случайно в связи с этим и особое внимание царя Иосифа к географии Крыма.

Согласно Иосифу, хазарский царь, принявший иудаизм, носил тюркское имя Булан ("лось, олень"); все же прочие упомянутые им цари носили традиционные еврейские (библейские) имена (Обадья, Ханукка, Ицхак, Забулон, Моше, Менахем, Вениамин, Аарон, Иосиф). Возможно, что они, подобно русским князьям XI-XII вв., носившим языческое и христианское имя, имели два имени - тюркское и иудейское. В Кембриджском документе фигурирует некий Песах, имя которого не восходит к Библии, но известно в еврейской средневековой среде. В недавно опубликованном документе на древнееврейском языке, происходящем из общины ("каhал") Киева (Кийув), датированном Х в., перечислены несколько имен, которые показывают, что эта община была скорее религиозной, чем этнической. Наряду с такими традиционно иудейскими именами, как Абраам, Ицхак, Шмуэль и т. д., мы находим там имена Кибр, Мнс и др. Исследовавший их тюрколог О. Притцак предложил любопытные, хотя и не бесспорные их толкования, в частности и на основе чувашского языка - потомка языка волжских булгар, наиболее близкого хазарскому.

Важнейший вопрос, на который следует дать ответ, - кто же исповедовал в Хазарии IX-Х вв. иудаизм: весь ли народ или какая-то его часть? В современной литературе есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси. Между тем источники для Х в. дают совершенно ясный ответ. Как мы уже видели, в Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие тем не менее источниками пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедовали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий иудаизм стоит на последнем месте. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль даже прямо указывают, что последователей иудейской веры меньше всего, а больше всего в Хазарии мусульман и христиан. По ал-Мас’уди, большинство жителей "ал-балад" (не ясно, идет ли речь о Хазарии или ее столице, мне кажется, что именно о стране) - мусульмане.

Те же источники говорят, что иудаизм исповедовали царь, хакан, окружение царя и его род ("джине"). В Х в. царь и хакан должны были быть обязательно иудеями по религии, хотя один конкретный случай, о котором повествует ал-Истахри, свидетельствует о том, что и среди хазарской знати были мусульмане.

Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы. Царь же и его окружение, принявшие иудаизм, все больше отдалялись от своих подданных. Усиление в Х в. влияния части последних, исповедовавших ислам, и особенно гвардии ал-ларисийа ставило царей в еще более сложное положение. В итоге центральная власть все больше теряла свою силу и влияние.

Остается посмотреть, какое воздействие оказало принятие иудаизма хазарской верхушкой на культуру хазар. Влияние это отрицать нельзя, хотя не следует его и преувеличивать. То, что в Хазарии имели распространение древнееврейские язык и письменность, доказывается перепиской Хасдая ибн Шафрута и царя Иосифа. Но степень этого распространения остается под вопросом. Известный ученый ал-Надим (конец Х в.) отметил, что хазары использовали еврейское письмо. Более поздний персидский писатель Фахр ад-дин Мубарак-шах (начало XIII в.) связывал хазарское письмо с русским и румийским (т. е. греческим) алфавитами. В. В. Бартольд на основании этого предположил использование у хазар для их собственного языка греческого алфавита и связал это с известной деятельностью славянского просветителя Кирилла-Константина. Целесообразно обратить внимание на сообщение ал-Мас’уди о мусульманских школах в Атиле, где преподавание могло вестись только на арабском языке. А так как часть хазар исповедовала ислам, это говорит об известной распространенности арабской культуры. Некоторые современные ученые считают возможным говорить о влиянии на хазар персидской культуры.

Одним словом, разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии, по-видимому, окончательно не возобладало. Отсутствие же единой культуры, литературного языка и письменности говорит о слабой консолидации Хазарии и в культурном плане.

О Хазарском каганате, или Хазарии, современники помнят зачастую лишь благодаря бессмертному пушкинскому «Вещему Олегу», который собирался «отмстить неразумным хазарам». А ведь «Хазарский каганат» в далеком прошлом был чуть ли не самым серьезным внешним врагом Киевской Руси.

Становление Хазарского каганата

Хазары являлись древним тюркским народом и были современниками половцев и печенегов. Точный год образования Хазарского каганата неизвестен, но историки предполагают, что это могло произойти приблизительно в 650-ом году. Наследник Западного каганата, спасаясь от других претендентов на престол, сбежал в Хазарию, где основал свой собственный каганат – Хазарский, покорив разрозненные хазарские племена.

В 958-ом году окончательно распался Западный каганат и, таким образом, каганат Хазарский стал самым крупным государством во всей Юго-Восточной Европе. Хазары, как и большинство народов того времени исповедовали язычество, и основным видом деятельности у них являлось скотоводство и работорговля.

Позже, дабы наладить торговые отношения, хазары приняли иудаизм. Впрочем, на территории Хазарского каганата уживались люди различных вероисповеданий: христиане, язычники, мусульмане. Но, при этом, все они были отличными воинами, поэтому все-таки основным источником дохода для государства являлось покорение чужих земель, а затем сбор дани с завоеванных территорий.

Так, хазарам удалось покорить вятичей, радимичей, полян, а также завоевать территории Волжской Булгарии. Присоединение этих земель к Хазарскому каганату произошло в восьмом веке.

Отношения Киевской Руси и Хазарского каганата

Киевская Русь, как и Хазарский каганат, да и большая часть древних государств, жила войнами, а не земледелием и торговлей. Поэтому не стоит удивляться тому, что история взаимоотношений Киевской Руси и Хазарского каганата – это не история дипломатического сотрудничества, а история войн.

Многие князья Киевской Руси вели борьбу с хазарами, но, безуспешно. Только князю Святославу в 964-ом году удалось, наконец, склонить чашу весов противостояния на свою сторону. Князь пошел войной на Хазарский каганат не один, а с союзниками: печенегами да гузами.

Вместе с союзными племенами Святославу удалось дойти до столицы Хазарского каганата – города Атиль, где князь сумел сокрушить хазарское войско. Затем пал Семендер – второй по значимости город в Хазарском каганате, а после была завоевана и крепость Саркел.

Распад Хазарского каганата

Военный поход князя Святослава фактически положил конец существованию Хазарскому каганату как государству. Поскольку Святослав был абсолютно беспощаден по отношению к завоеванным народам, многие хазары были вынуждены покинуть родные земли, спасаясь от неминуемой гибели на островах Каспийского моря.

Вместе с хазарами удалось спастись и их правителю – кагану. Вплоть до 980 – го года на бывших землях хазар правили русы, но затем хазарам неожиданно пришла помощь из одного из регионов Передней Азии – Хорезмы, благодаря чему кагану удалось вернуться в родные земли самому и вернуть домой свой народ.

В обмен на эту поддержку хазары вместе со своим правителем приняли ислам. Уже в 985 году Киевский князь Владимир покорил хазар вновь, обязав их платить ему дань. Но окончательную точку в истории Хазарского каганата поставили в одиннадцатом веке кочевники – половцы. Именно после их нашествия государство хазар распалось окончательно.

Впоследствии этот народ, уже без государства, воевал на стороне одного из сыновей князя Владимира – Мстислава. Это случилось в 1024 –ом году, когда Мстислав воевал со своим братом Ярославом. А последние исторические свидетельства о хазарах относятся к 1079-му и 1083-му годам. В это время князь Олег, которого прозвали Вещим, отправился против хазар в военных поход, но проиграл, был пленен и отправлен в Византию.

Хазарский каганат в Х веке . [Л.Н. Гумилёв «Открытие Хазарии» ]

Белые и черные хазары

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и черные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Черные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, черные хазары – это представители желтой расы с примесью черной. У них были черные смоляные волосы, черные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – черные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень темными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой люди Белой и Желтой рас мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шелковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи в Хазарии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака ). Уничтожалась правящая каста - белые персы - потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию и в Лето 6038 от (529 год н.э. ) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дешево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская ».
Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

Хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шелковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Разгром Иудейской Хазарии

В Лето 6472 от С.М.З.Х. (964 год н.э. ) разбил Иудейский Хазарский Каганат. Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной . Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории, которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Светославу, Темные Силы не смогли поработить полностью Рускую Землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг .

Хазарское государство (650-969 гг.) являлось крупной средневековой державой. Сформировано оно было союзом племен на юго-востоке Европы. Хазарский каганат считался опаснейшей иудейской державой в истории. Контролировал он территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также всей Восточной Европы до Днепра.

Хазарский каганат. История

Выделился этот племенной союз из Западно-Тюркского объединения. Первоначально ядро Хазарского государства располагалось в северной области нынешнего Дагестана. Впоследствии оно переместилось (под натиском арабов) в низовья Волги. Политическое господство хазар распространялось одно время на некоторые

Следует отметить, что происхождение самого народа изучено не до конца. Считается, что после принятия иудаизма, сами себя хазары воспринимали как потомков Козара, который был сыном Тогармеха. По Библии, последний являлся сыном Яфета.

По мнению некоторых историков, Хазарский каганат имеет некоторую связь с потерянными израильскими племенами. Вместе с этим, большинство исследователей склонны считать, что народность имеет все же тюркские корни.

Возвышение хазарского народа связывают с развитием с правителями которого первые (предположительно) имели В 552 году алтайскими тюрками была сформирована огромная империя. Вскоре она была разделена на две части.

Ко второй половине 6 века тюрки распространили свою власть до каспийско-причерноморских степей. В период ирано-византийской войны (602-628 гг.) появились первые свидетельства о существовании хазар. Тогда они являлись основной частью армии.

В 626 году хазары вторглись на территорию современного Азербайджана. Разграбив Кавказскую Аланию и соединившись с византийцами, они взяли штурмом Тбилиси.

К концу 7 века большая часть Крыма, Северного Кавказа и Приазовья находилась под контролем хазар. Нет точных сведений о том, насколько далеко распространялась их власть к востоку от Волги. Однако, несомненно, что Хазарский каганат, распространяя свое влияние, остановил поток кочевников, которые следовали в Европу из Азии. Это, в свою очередь, создавало благоприятные условия для развития оседлых славянских народов и западноевропейских стран.

Хазарский каганат контролировал территорию, на которой проживало достаточно много еврейских общин. Приблизительно в 740 году Булан (один из князей) перешел в иудаизм. По всей видимости, это способствовало укреплению именно его клана. При этом правящая языческая династия хазар начала терять авторитет.

Потомок князя Булана - Обадия - в начале девятого века занял в империи второй пост, сосредоточив реальную власть в своих руках. С того момента сформировалась система двойного государственного управления. Номинально в стране оставались главными представители царского рода, однако, реально правление от их имени осуществляли беки рода Буланидов.

После установления нового управленческого порядка Хазарский каганат начал развивать международную транзитную торговлю, переориентировавшись с завоевательных походов.

В 9 веке в связи с новой волной Волгу стали переходить новые кочевые племена.

Новым противником хазар стало Древнерусское государство. Варяжские дружины, пришедшие в Восточную Европу, начали успешно оспаривать власть над славянами. Таким образом, от хазарского господства освободились радимичи в 885, северяне в 884 и поляне в 864 году.

В период с конца 9-го по первую половину 10-го века Хазария ослабла, но продолжала оставаться весьма влиятельной империей. В большей степени это стало возможно благодаря искусной дипломатии и прекрасно обученной армии.

В гибели Хазарского каганата решающая роль принадлежит Древнерусскому государству. Святослав в 964 году освободил вятичей (последнее зависимое племя). В следующем году князь разбил войско хазар. Спустя несколько лет (в 968-969) князь разгромил Семендер и Итиль (столицы хазарской империи в разные периоды). Этот момент считается официальным концом независимой Хазарии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»