Международное морское право понятие источники принципы. Международное морское право

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Международное морское право - это совокупность правовых обычаев и международных договоров, устанавливающих правовой режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам исследования и использования Мирового океана. Главенствующую роль в системе международного морского права играют его основные принципы. Наиболее важное значение имеют такие принципы международного морского права как принцип свободы открытого моря, принцип суверенитета и принцип общего наследия человечества.

Традиционно в морском праве доминирующее положение занимали принцип свободы открытого моря и принцип суверенитета. Французский юрист Р. Дюпюи, кратко излагая суть морского права, иллюстрировал ее следующим образом:

На море всегда схлестывалось два главных противонаправленных ветра: ветер открытого моря в сторону сушу – ветер свободы и ветер суши в сторону открытого моря – ветер суверенитета. Морское право постоянно находилось между этими конфликтующими силами.

Принцип свободы открытого моря.

Первый принцип международного морского права - принцип свободы открытого моря предполагает возможность беспрепятственного использования территории Мирового океана для различных целей, таких как судоходство, пролет воздушных судов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, строительство искусственных островов, рыбного промысла и научных исследований. Отправной точкой становления принципа свободы открытого моря может считаться политика королевы Англии Елизаветы I. Этот принцип, в первую очередь, следует рассматривать как важнейшее условие развития международной морской торговли и коммерции. В связи с этим, интересно отметить, что Гуго Гроций в своей знаменитой работе Mare Liberum , опубликованной в 1609 году, отстаивал свободу открытого моря, защищая право Голландской Ост-Индской компании торговать на Дальнем Востоке против исключительной монополии Португалии, закрепленной буллой папы Александра IV. В ходе переговоров о завершении голландской борьбы за независимость Испания, поддерживающая позицию Португалии, упорно противилась становлению торговых отношений между Голландией и Индией. Такая ситуация совершенно не устраивала Голландскую Ост-Индскую компанию и по ее просьбе Гуго Гроций подготовил для публикации Mare Liberum . В самом деле, основным предназначением работы была защита и расширения свободы торговли на основе свободы открытого моря. Этот эпизод призван продемонстрировать, что принцип свободы открытого моря по существу является отражением экономических и политических интересов морских держав.

Хотя аргументация Гуго Гроция неоднократно подвергалась критике со стороны различных авторов, среди которых были Уильям Велвуд, Джон Селден, Юсто Серафим де Фрейтас, Хуан де Солорсано Пирера и Джон Боро, утверждению принципа свободы открытого моря содействовала сама практика государств. В частности, Англия, господствовавшая в то время на море, поощряла свободу судоходства для развития международной коммерции и торговли. В сущности, свобода открытого моря является следствием свободы торговли как важнейшего условия для экспансии капитализма и доминирования европейской цивилизации над всем остальным миром.

Принцип суверенитета.

В отличие от принципа свободы открытого моря, второй принцип международного морского права - принцип суверенитета призван гарантировать защиту интересов прибрежных государств. Данный принцип по существу означает распространение национальной юрисдикции на морские пространства и способствует территориализация Мирового океана. Принято считать, что концепция современного государства была сформулирована . Не стоит удивляться, что и современная концепция территориального моря разработана тем же автором. В своей книге, изданной в 1758 году, Ваттель заявил:

Когда нация вступает во владение определенными частями моря, они переходят в императорскую собственность, такую же как домен, согласно тому же самому принципу, который мы применяем по отношению к суше. Эти части моря находятся под юрисдикцией государства, являются частью его территорий: государь управляет ими; принимает законы, может наказывать тех, кто их нарушает; одним словом, обладает такими же правами, как на суше, и, в общем, всеми правами, которые позволяют законы государства.

С другой стороны, Ваттель отрицал, что открытое море может быть присвоено одним или несколькими государствами. Таким образом, Ваттель проводил четкое различие между морем, находящимся под территориальным суверенитетом, и открытым морем. В то же время, Ваттель признавал через территориальное море и . Территориальное море нельзя обособлять от открытого моря, препятствуя проходу судов. Концепция Ваттеля представляет собой прототип морского права в его современном понимании.

Впоследствии морской пояс, примыкающий к сухопутной территории, приобретает все большее значение для прибрежных государств с точки зрения обеспечения национальной безопасности, осуществления таможенного и санитарного контроля, ведения рыбного промысла и реализации экономической политики на основе доктрины меркантилизма. Практика государств, поддерживающих притязания на морской пояс, в девятнадцатом веке приводит к формированию доктрины территориального моря. На международном уровне дуализм Мирового океана, выраженный в различии правовых режимов территориального моря и открытого моря, получает четкое подтверждение в деле о морских котиках Берингова моря между Великобританией и США 1893 года. Основная тема данного арбитражного рассмотрения касалась вопроса имеет ли США какое-либо право защищать от браконьеров морских котиков, собирающихся на Прибыловах островах в Беринговом море, находящихся за пределами общепринятой трехмильной прилежащей зоны. В данном деле арбитражная комиссия большинством голосов, пять к двум, отклонило право США в отношении защиты популяции морских котиков в океане за пределами территориального моря. В постановлении арбитражной комиссия четко указывается, что прибрежное государство не может осуществлять свою юрисдикцию в открытом море за пределами трехмильной прилежащей зоны. Отсюда, совершенно очевидно, следует, что юрисдикция прибрежного государства распространяется на полосу морского пространства, простирающуюся от берега на ширину, не превышающую трех миль.

Таким образом можно сказать, что на основе принципа свободы открытого моря и принципа суверенитета воды Мирового океана делятся на две категории. К первой категории относится морское пространство, примыкающее к бегу, и является предметом национальной юрисдикции прибрежного государства. Ко второй категории относится морское пространство за пределами национальной юрисдикции, на нее распространяется действие принципа свободы открытого моря. До середины двадцатого века, зона была ограничена узким морским поясом, а огромная площадь океанов оставались свободной. В то время принцип свободы открытого моря доминировал в Мировом океане. Однако, после Второй мировой войны прибрежные государства все дальше расширяют территорию своей юрисдикции в сторону открытого моря для установления большего контроля над морскими ресурсами. Можно сказать, что принцип суверенитета становится катализатором развития морского права после Второй мировой войны. В любом случае, мало сомнений в том, что координация экономических и политических интересов морских и прибрежных государства до недавнего времени была одним из центральных вопросов международного морского права.

Принцип общего наследия человечества.

Третий принцип международного морского права - принцип . Этот принцип закреплено в части ХI . Принцип общего наследия человечества возникает как антитеза и принципу суверенитета, и принципу свободы открытого моря. Он отличается от традиционных принципов в двух отношениях.

Во-первых, в то время как принципы суверенитета и свободы открытого моря направлены на защиту интересов отдельных государств, принцип общего наследия человечества призван содействовать интересам всего человечества в целом. Можно утверждать, что термином «человечество» определяется цивилизация людей, не ограниченная ни пространством, ни временем. Не ограниченная пространством, потому что «человечество» включает в себя абсолютно всех людей, живущих на планете. Не ограниченная временем, потому что «человечество» включает в себя как нынешнее, так и будущие поколения людей. Можно сказать, что общий интерес человечества означает интерес всех людей настоящего и будущих поколений.

Во-вторых, принцип общего наследия человечества фокусируется на «человечестве» как новом акторе международного морского права. «Человечество» не просто абстрактное понятие. В соответствии Конвенцией по морскому праву «человечество» имеет оперативный орган управления, т. н. Международный орган по морскому дну, действующий от имени всего человечества в целом. В данном отношении можно с полным основанием утверждать, что человечество становится новым актором международного морского права. В таком смысле, принцип общего наследия человечества открывает международному морскому праву новую перспективу, выводящую его за рамки системы межгосударственных отношений.

Международное морское право – отрасль международного публичного права, состоящая из правовых норм, определяющих статус морских пространств и регулирующих сотрудничество государств в сфере их использования.

Международное морское право берет свое начало в глубокой древности и долгое время существовало как обычное право. Все попытки кодификации международного морского права до создания ООН оказывались безрезультатными. Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конвенции ООН по морскому праву 1958 и 1982 гг.

Предмет регулирования международного морского права включает:

Режим морских пространств: внутренние и территориальные воды, прилежащая экономическая зона, континентальный шельф и открытое море, международный район морского дна, архипелаги и, проливы, заливы, реки, каналы (международный режим), морские научные исследования, рациональное использование ресурсов моря, искусственные сооружения на море, предотвращение загрязнении морской среды и др.

Режим судоходства и военного мореплавания: безопасность судоходства, помощь и спасение на море; правовое положение военных кораблей и летательных аппаратов; использование ра­диоэлектронных средств; взаимоотношения с иностранными воен­ными кораблями и властями;

Отношения, возникающие в морской войне: военные дей­ствия на море; средства морской войны; защита жертв морской войны; нейтралитет в морской войне.

Принципы международного морского пра­ва. К ним относятся:

1. свобода судоходства в открытом море;

2. принцип общего наследия человечества;

3. свобода полетов над открытым морем;

4. свобода прокладывания подводных коммуникаций;

5. свобода рыболовства в открытом море;

6. свобода возведения искусственных сооружений;

7. свобода научных исследований;

8. принцип охраны морской среды;

9. использование открытого моря в мирных целях;

10. принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов;

11. «право флага» и свобода военного мореплавания;

12. помощь терпящим бедствие на море;

13. борьба с работорговлей и пиратством, с наркотиками и др.

Эти принципы сформулированы в международных докумен­тах и прошли практическое применение в жизни.

В наше время международное морское право представляет собой кодифицированную отрасль международного публичного пра­ва в ряде важных источников.

Общие источники международного морского права: Женев­ские конвенции по морскому праву (1958 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.).

В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: 1)Об открытом море, 2) О территориальном море и прилежащей зоне, 3) О кон­тинентальном шельфе, 4) О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. В них кодифицированы общепризнанные принци­пы и нормы морского права: принцип свободы судоходства, рыбо­ловства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.



В конвенциях сформулированы и новые нормы морского пра­ва: режим континентального шельфа, воды прилежащих зон, обя­занности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами.

Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., принятая III Конференцией, продолжавшейся 10 лет (1973-1982 гг.), в которой участвовало беспрецедентно большое число государств - 104. СССР подпи­сал Конвенцию, но ратификацию осуществила уже Россия в 1997 г. Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2006 г. (Закон от 19.07.2006 г.)

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные
воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный
шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью единой территории
прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус.
Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.

Универсальные источники международного морс/ч права: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов (1972 г.), Международная конвенция по спасению на море (1979 г.), Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и др.

Локальные источники международного морского прав: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Балтийских проливах (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.) и др.

Сегодня источниками международное публичного права являются более 100 только универсальных конвенций и договором и более 200 - региональных, прежде всего европейских.

Международное морское право - это отрасль современного -международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане. Для международного морского права характерны следующие принципы:

Принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т.д., а также свободу воздушного полета над открытым морем.

Принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы

Принцип общего наследия человечества

Принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов

Принцип охраны морской среды.

Отличие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. от Конвенции 1958г. В 1958 г. было принято четыре конвенции по морскому праву: и об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов, открытого моря. Однако ряд актуальных вопросов остались неразрешенными в этих конвенциях. Поэтому в 1972 г. началась работа Конференции по морскому праву, которая завершилась в 1982 г. подписанием новой конвенции по морскому праву. Однако, данная конвенция не вступила в силу, т.к. не была ратифицирована необходимым числом государств, ввиду разногласий по вопросам, относящимся к режиму морского дна, устанавливаемым конвенцией.

Конвенция 1982 г. утвердила основные принципы морского права. Конвенция установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль.

Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне* с государствами, имеющими выход на побережье.

В отличии от конвенции 1958 г., новая конвенция ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы.

Особое значение принадлежит нововведению режима исследования и эксплуатации режимов морского дна за пределами национальной юрисдикции.

Помимо указанных конвенций вопросы международного морского права отражены в:

Конвенции по охране человеческой жизни на море I960 г.

Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.

Международная конвенция о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954г.,

Конвенция о грузовой марке 1966 г. Правовой режим территориального моря и внутренних морских вод

Территориальное море - полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет государства. Территориальное море (территориальные воды) - часть государственной территории.

Ширина территориального моря исчисляется от прямых исходных линий, между выступами берега.

Ширина территориального моря - 12 морских миль. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 миль, то территориальное море разграничивается равностоящей линией.

Все иностранные гражданские суда пользуются правом свободного прохода через территориальное море. При этом проход должен быть мирным, непрерывным и быстрым. Военные суда вправе пересечь территориальное море с предварительного уведомления, при этом подлодки следуют на поверхности и с поднятым своим флагом. При проходе суда должны соблюдал, правила прохода, установленные прибрежным государством.

Прибрежное государство вправе осуществлять свою уголовную юрисдикцию в отношении иностранного невоенного и дегосударственного судна - правонарушителя лишь в том случае, если:

1. Последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2.. Совершенное преступление нарушает спокойствие в стране «ли добрый порядок в территориальном море;

3. Капитан судна или консул страны флага судна обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи в задержании лиц, свершивших преступление;

4. Принимаемые меры направлены против пиратства, торговли рабами или наркобизнесом.

От территориального моря следует отличать прилежащую зону -полосу открытого моря, прилегающую к территориальному морю, в которой государство осуществляет специализированную юрисдикцию. Эта юрисдикция распространяется на необходимость государства осуществлять таможенный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможность застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны устанавливается государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море.

Внутренние воды - все морские пространства, расположенные 1ежду берегом и исходной линией территориальных вод государства ; таковым относятся:

Воды, находящиеся между берегом государств и прямыми сходными линиями, от которых исчисляется ширина территориальное море;

Акватории морских портов в пределах, ограниченных с моря линией, проведенной между наиболее выдающимися в море портовыми учреждениями;

Воды заливов, имеющих ширину входа, считая между отметками наибольшего отлива, не более 24 миль. Если ширина входа превосходит 24 мили, то к внутренним водам относится только часть залива, находящаяся ближе к берегу от линии протяженностью 24 или, проведенной между двумя отметками наибольшего отлива и отграниченной при этом наибольшее водное пространство.

Воды признаваемые внутренними по историческим основаниям «историческими водами» может быть признано пространство, которым государство непрерывно обладает длительное время и это очевидно для других государств, которые занимают географическое сложение вне экономических путей, играют существенную роль для экономики прибрежного государства, затрагивают оборонные-интересы последних..

Режим внутренних вод определяется и устанавливается по смотрению прибрежного государства. Так, последнее может полностью запретить или ограничить вход иностранных судов в свои внутренние воды. При этом государство обязано обеспечить в своих внутренних водах безопасность судоходства. Во внутренних водах государство вправе в полном объеме осуществлять свою уголовную, гражданскую, административную юрисдикцию над иностранными удами.

Военные и государственные морские суда изъяты из под головной, административной и гражданской юрисдикции государства, в каких бы водах они не находились. Однако при входе о внутренние воды государства она должны истребовать соответствующее разрешение у его властей. Они не могут быть- арестованы, задержаны, конфискованы, подвергнуты досмотру. Правовой режим экономической зоны Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю. шириной не свыше 200 миль, для которой МП установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориальное море. Права государства в пределах экономической касаются разведки, разработки и сохранения, как живых, так и неживых ресурсов, как в одах. так и не дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные уда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом, искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Правовой режим международных проливов и правовой ежим международных каналов

Международный пролив - пролив, используемый для морского судoxoдcmвa, ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую, а.также применяются качестве международных в течении длительного времени.

В отношении международных проливов действует принцип свободы транзита через него судов.

Конвенция 1982 г. не затрагивает проливов, режим которых пределен специальными конвенциями. Так, например, режим Черноморских проливов оговорен в конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Военные корабли перед проходом должны уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки.

Помимо указанных Черноморских (Босфор и Дарданеллы), важнейшими международными проливами считаются: Балтийские проливы. Гибралтарский пролив, Малакский и Сингапурский проливы, Магелланов пролив.

Международные каналы и проливы делят на две группы:

1. Проливы и каналы, соединяющие открытые моря

2. Проливы и каналы, соединяющие открытое море с закрытым.

Важнейшими международными каналами являются - Суэцкий канал (режим определен Константинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версальским договором 1919г.)

Правовой режим континентального шельфа.

Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра.

Прибрежное государство осуществляет над шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, а именно, минеральных ресурсов дна и недр, а также живых организмов, относящихся к «сидячим видам». Однако государство не распространяет в данном случае свой суверенитет на водное и воздушное пространство над континентальным шельфом. Все государства также вправе прокладывать подводные кабели на «чужом» континентальном шельфе. Разграничение континентального шельфа между прибрежными государствами производится на основе взаимных соглашений.

Морское дно и его недра являются общим достоянием человечества и открыты для экономического и научного использования государств.

Континентальный шельф и морское дно являются демилитаризованной зоной.

Определение режима моря за пределами исключительной -Экономической юны

За пределами экономической зоны расположено пространство, называемое открытым морем.

Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрисдикции, кроме юрисдикции государства над своим национальным судном.

Национальность судна определяется его флагом. Порядок получения судном флага государства, установлен внутренним законодательством последнего. Национальность судна определяет юрисдикцию, распространяемую на судно. В пределах открытого моря на судно и экипаж распространяются законы его флага. Арест либо задержания судна возможно только с согласия властей государства флага судна. В территориальном море уголовная юрисдикция прибрежного государства распространяется на судно в случае, если действия судна или команды затрагивают интересы прибрежного государства или его граждан.

Универсальная юрисдикция государств возможна в случаях преследования пиратского судна, которое любое государство вправе преследовать и наказать. Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть основание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг.

В открытом море возможно преследование иностранного судна, в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается входом иностранного судна в территориальное море иностранного государства.

Международное морское право - совокупность норм международного права , регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров , ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное , право, космическое право и т. д.).

Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН , в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

Принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного

Принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

Принцип общего наследия человечества;

Принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

Принцип охраны морской среды.

Кодификация международного морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами.

Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.


Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:

Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;

Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;

Конвенции о грузовой марке 1966 г.

Понятие и правовой режим:

а) внутренних морских вод, «исторических» вод;

б) территориального моря;

в) прилежащей зоны;

г) исключительной экономической зоны;

д) открытого моря;

е) континентального шельфа;

ж) района морского дна за пределами континентального шельфа.

Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Согласно Конвенции 1982 г. «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. Однако и сейчас около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.

Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне.

Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Международный район морского дна - это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Международной орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов.

Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Международного органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина - по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.

Определяя правовое положение Международного района морского дна, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть».

Добыча ресурсов в Международном районе морского дна будет осуществляться самим Международным органом через свое предприятие, а также «в ассоциации с Международным органом» государствами - участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Международного органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Международным органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

1. Понятие и источники международного морского права.

2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

3. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины территориальных вод, правовой режим.

4. Международные проливы и каналы.

5. Понятие и правовой режим прилежащей зоны.

6. Исключительная экономическая зона.

7. Континентальный шельф.

8. Открытое море: понятие свободы открытого моря.

1. Международное морское право - отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, которые устанавливают правовой статус и режим морских пространств и регулируют отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом Океане.

Источниками международного морского права являются действующие международные договоры и международные обычаи. Первая конференция ООН по морскому праву, на которой присутствовали 86 государств, в 1958 г. приняла четыре действующие и сегодня Женевские конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Вторая конференция ООН, проходившая в 1960 г. и посвященная, в основном, установлению единого лимита ширины территориальных вод, закончилась безрезультатно.

Третья конференция ООН, проходившая с 1973 по 1982 гг. при участии большинства государств мира и многих международных организаций, приняла Конвенцию ООН по морскому праву, состоящую из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. Эта конвенция подтвердила и существенно дополнила положение Женевских конвенций 1958 г., касающихся территориального моря, континентального шельфа, прилежащей зоны, открытого моря. Наряду с этим в нее был включен ряд новых положений: впервые установлены статус международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов. Кроме того, были введены новые виды морских пространств - исключительная экономическая зона и воды архипелагов и определен их правовой режим. Новой для международно-правовой практики в этой конвенции была система мирного урегулирования споров, касающихся деятельности государств по исследованию и использованию морских пространств и ресурсов.

2. Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства, на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды. Внешней границей внутренних морских вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдающиеся в море портовые сооружения.



Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно устанавливает порядок входа иностранных судов в его внутренние морские воды. Иностранное судно во внутренних морских водах следует законам и другим правилам прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства. На торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная) прибрежного государства.

3. Территориальные воды (территориальное море) - это морская полоса шириной 12 морских миль, прилегающая к берегу или к внутренним морским водам (и/или к водам архипелагов) государства, на которую распространяется его суверенитет. Этот суверенитет осуществляется с учетом норм международного права и распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра.

В XVII ст. ширину территориального моря связывали с пределом видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей ("правило орудийного выстрела") - 3 морские мили. Однако длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных разногласий в позиции и тактике государств, и только Конвенция 1982 г. установила, что государство имеет право само определять ширину территориального моря в пределах 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря осуществляется:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега;

2) от условной линии внутренних вод;

3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяющих точки морского побережья, выдающихся в море (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега есть ряд островов).

Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства. В этом правовой режим территориального моря сходен с правовым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям, которые установлены международным правом. Одним из основных изъятий является право мирного прохода , которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход является мирным, пока не нарушается надлежащий, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство имеет право принять меры, чтобы предотвратить проход, не являющийся мирным. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Подлодки должны проходить на поверхности и под своим флагом. Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостановить право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами, за исключением сборов за предоставленные услуги.

Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. На торговые суда не распространяется гражданская юрисдикция прибрежного государства. В большинстве случаев уголовная юрисдикция также не распространяется, кроме случаев, когда:

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) преступление нарушает покой в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) капитан судна или любое должностное лицо государства флага обратится к местной власти с просьбой о помощи;

4) такие мероприятия являются необходимыми для прекращения противозаконной торговли наркотиками и психотропными веществами.

В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета, т.е. на них не распространяется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства. Вместе с тем, если военный корабль не следует законам и правилам прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого государства может требовать, чтобы он немедленно покинул пределы его территориального моря.

4. Международные проливы - это естественные сужения, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и используемые для международного судоходства и воздушной навигации (ст.8 Конвенции ООН о морском праве 1982 г.). Такие проливы, будучи естественными и, в большинстве случаев единственными или более короткими, выходами в океан, имеют для большинства стран мира большое значение как мировая транспортная магистраль. Поэтому Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. было установлено право беспрепятственного прохода через международные проливы, а Конвенцией о морском праве 1982 г. это право было изменено на право "транзитного прохода".

Транзитный проход - это осуществление свободного судоходства и полета только с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

В международных проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход не распространяется на проливы, проход через которые в целом или частично регулируется давно заключенными и действующими международными соглашениями.

Государства, граничащие с проливами, должны не препятствовать транзитному проходу или останавливать его и должны сообщать о любой известной угрозе для судоходства или пролета.

Компетенция прибрежных государств относительно регулирования транзитного прохода:

Установление морских коридоров и схем движения судов;

Предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды;

Запрещение рыболовства;

Регулирование грузовых и разгрузочных работ.

Международные каналы - это искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Такие каналы составляют неотъемлемую часть территории государств - владельцев каналов.

В основе правового регулирования судоходства по таким каналам лежат принципы уважения суверенных прав государств - владельцев каналов и невмешательства в их внутренние дела; неприменения силы или угрозы силой при разрешении споров в отношении использования каналов; запрещения боевых действий в зоне каналов; возможности прохода для военных и гражданских судов всех национальностей и т.д.

5. Прилежащая зона - это район открытого моря, прилежащий к внешней границе территориальных вод, шириной 24 морские мили, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Развитие морского судоходства уже в XVII в. привело к тому, что 3-мильный лимит не мог полностью защитить права прибрежного государства, прежде всего в торговле. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН о морском праве 1982 г. явились итогом развития этого института на национальном и международном договорном уровнях. Конвенция 1982 г. устанавливает допустимый предел прилежащей зоны в 24 морские мили, и это находит обоснование в том, что она наконец установила 12-мильный предел ширины территориального моря. Прилежащая зона устанавливается для контроля прибрежным государством, чтобы не допустить нарушения таможенного, санитарного, иммиграционного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах.

Контроль предусматривает право остановить судно, провести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять все необходимые меры для расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

6. Исключительная экономическая зона - это морской район, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему шириной не более 200 морских миль, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Исключительная экономическая зона является новым институтом международного морского права, появившимся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относящихся к исключительной экономической зоне, столкнулись два подхода - притязание на распространение суверенитета прибрежного государства на значительные пространства открытого моря и стремление сохранить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения Конвенции 1982 г. достигнуты путем компромисса.

В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, на управление ими и другие виды деятельности, связанные с экономической разведкой и разработкой в этой зоне. Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в этой зоне. Если возможности прибрежного государства не позволяют ему использовать весь допустимый улов в своей зоне, то оно на основании соглашения предоставляет доступ другим государствам.

Прибрежное государство также имеет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции 1982 г. Все государства при осуществлении своих прав в исключительной экономической зоне обязаны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права.

7. Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешних границ материка или до 200 миль от исходных ("базисных") линий, от которых измеряется ширина территориального моря. Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не более чем за 350 миль от исходных линий или не более чем за 100 миль от изобаты 2500 м.

Прибрежное государство над континентальным шельфом осуществляет суверенные права с целью разведки и разработки его ресурсов. Эти права исключительны в том смысле, что, если прибрежное государство не проводит разведку и разработку ресурсов шельфа, то никто не имеет права этого делать без его согласия.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не касаются правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Все страны имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе любого прибрежного государства.

8. В Конвенции об открытом море 1958 г. открытое море определено как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства. Конвенция 1982 г. усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государств-архипелагов.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Конвенция предусматривает следующие свободы:

1) судоходства;

2) полетов;

3) прокладки кабелей и трубопроводов;

4) рыболовства;

5) возводить искусственные острова и другие сооружения и свободу научных исследований.

Эти свободы имеют как прибрежные, так и неприбрежные государства с учетом интересов других государств в использовании свободы открытого моря. Каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

По общему правилу, никто, кроме государства флага, не может осуществлять юрисдикцию над любым судном в открытом море. Исключения из юрисдикции государств флага сводятся к следующему:

1) право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, подозреваемые в повреждении кабеля либо когда есть основания подозревать такие суда в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно, хотя и несет иностранный флаг или отказывается его поднять, в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

2) так называемое "преследование по горячим следам"; преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилежащей зоне прибрежного государства и у властей этого государства есть достаточно оснований считать, что это судно нарушило его законы и правила.

К обязательствам государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море.

Право прокладки кабелей и трубопроводов в открытом море одновременно предусматривает ответственность физических или юридических лиц за причиненный вред или порчу как собственных, так и кабелей и трубопроводов иных государств.

При реализации принципа свободы рыболовства каждое государство должно принять необходимые меры для сохранения живых ресурсов моря и соблюдения интересов прибрежных государств.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»