Когда образовалось фсб. Генералы ФСБ: фамилии, должности

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Прощение или смягчение наказания, освобождение от наказания, даруемое верховной властью целым группам преступников, так трактует амнистию В. Даль.

Действующее уголовное законодательство гласит, что амнистия – это один из видов освобождения от наказания, уголовной ответственности. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ст. 84 Уголовного Кодекса). Т.е амнистия применяется не конкретному человеку, а к группе лиц, совершивших одинаковые преступления.

Согласно Конституции Российской Федерации объявление амнистии относиться к ведению Государственной Думы. То же самое установлено и в статье 84 Уголовного кодекса Российской Федерации регулирующей амнистию.

Для проведения амнистии издается Постановление Государственной Думы Российской Федерации «Об объявлении амнистии…». Например, «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России», «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин», «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа». Часто Постановления «Об объявлении амнистии…» издаются накануне каких-либо праздников или годовщин. В этом постановлении указываются группы граждан, к которым относится амнистия, условия и порядок ее проведения.

Распространяется Постановление «Об объявлении амнистии…» на людей, отбывающих наказание или приговоренных к нему, подпадающих под признаки указанные в Постановлении. В соответствии с актом амнистия человек, осужденный за совершение преступления, подозреваемый или обвиняемый в его совершении, освобождается от наказания или от дополнительного вида наказания, или назначенное ему наказание сокращается, или заменяется на более «мягкое». А также с гражданина может быть снята судимость, если наказание он уже отбыл.

Таким образом, под амнистией понимают и акт власти направленный на освобождение, и саму процедуру освобождения от наказания, в связи с этим актом.

Амнистия не является доказательством незаконности или необоснованности приговора суда. Амнистия является прощением и надеждой государства, что человек осознал свое преступление и раскаялся. Государство дает человеку шанс жить дальше, не отбывая все наказание. Кроме амнистии Уголовный кодекс РФ предусматривает и другие случаи освобождения от наказания:

  • условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79);
  • замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80);
  • освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1);
  • освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81);
  • отсрочка отбывания наказания беременным и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82);
  • освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83);
  • помилование (ст. 85);
  • освобождение от наказания несовершеннолетнего, осужденного за совершение преступления небольшой или средней тяжести, в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК РФ).

Такая процедура, как амнистия, является признаком гуманности государства в отношении своих граждан. Однако не каждый осуждённый гражданин может быть освобождён от назначенной ему ответственности. Кто и при каких обстоятельствах может быть амнистирован, предусматривает действующее российское законодательство, оно и регулирует данный процесс. Для начала следует разобрать, что такое амнистия?

Амнистия – это мера, направленная на:

  • частичное или абсолютное освобождение от назначенной ответственности;
  • замену существующей ответственности на менее суровую;
  • абсолютное прекращение уголовного преследования.

Принимает решение о проведении процедуры государственный орган.

Применяется данная мера к гражданам, совершившим нарушения законодательства, и распространяется она не на конкретно перечисленных лиц (как при помиловании), а на группу приступивших закон людей, определяемую по какому-либо признаку. Например, женщин или лиц, не достигших 18 лет.

Задачи:

  1. Гуманизм по отношению к гражданам.
  2. Снижение населения исправительных учреждений.
  3. Достижение определённых политических целей, допустим, остановка боевого конфликта.

Амнистирование заключённых в РФ зачастую привязывают к значимым государственным торжествам.

Амнистия 2018 года в России по уголовным делам: последние новости

В конце 2017 года правительство выдвигало Проекта постановления №266546-7, согласно которому предлагалось провести амнистию по уголовным делам к 100 летней годовщине октябрьской революции 1917 года, но это так и не произошло. Очередной датой предполагалось, которой будет приурочено это событие – это выборы президента РФ в марте 2018 года. Но и эта дата не стала решающей.

В настоящее время пока еще нет конкретных данных о том, будет ли объявлена амнистия в 2018 году. В интернете можно встретить массу сайтов, где это информация массируется и пережевывается. Но пока еще нет законопроекта, который бы предполагал амнистию. И если в последние разы ее приурочивали к праздникам и большим датам, то следующий праздник 4 ноября – День народного единства. Возможно эта дата станет ключевой.

Кто может попасть под амнистию в 2018 году, если же она все таки будет утверждена (в приоритете будут лица, отбывающие срок не более 5 лет):

  1. Граждане, которые получили срок в первые.
  2. Лица не достигшие 18 летнего возраста.
  3. Ветераны ВОВ, а также пожилые люди.
  4. Лица, которые отбывают срок заключение не по тяжким статьям.
  5. Инвалиды второй и первой группы.
  6. Женщины, находящиеся в положении.
  7. Тяжело больные и с онкологическими заболеваниями.

Кто не сможет получить амнистию в 2018 году:

  • Лица, которые совершили особо тяжкие преступления либо насильственные и противоправные действия.
  • Участники групповых преступлений.

Внимание! Для получения амнистии необходимо подать прошение специального образца, после чего данного лицо могут внести в списки на рассмотрение.

Закон, регулирующий применение амнистии

В РФ амнистия проводится посредством:

  • Конституции.
  • Уголовного Кодекса.

Кто объявляет амнистию в РФ? Конституция в ст.103 указывает, что решение о проведении процедуры принимается Государственной Думой страны.

Уголовный Кодекс, статьёй 84, описывает содержание непосредственно самого акта.

Правовая природа такой меры чётко не определена. Здесь существует ряд мнений:

  1. Это институт уголовного права, по причине описания уголовным законодательством.
  2. Это институт государственного права, по причине объявления законодательным органом власти.
  3. Амнистия носит двойственную природу, принадлежащую как к государственному, так и к уголовному праву.

Акт об амнистии не является документом уголовного законодательства. Изданный акт может быть изменён и в ситуации, когда в результате корректировки круг амнистированных категорий лиц становится уже.

Важно! Амнистия не снимает понятия незаконности совершенных действий, прописанных в изданном правительством документе.

Уголовная ответственность за похожие или такие же действия, указанные в акте, но совершенные за пределами сроков действия процедуры, сохраняется.

Амнистия зачастую не снимает судимости и не ставит под сомнение факт совершенного преступления, она только освобождает от наказания, либо смягчает его.

Говоря иными словами – это акт милосердия, проявленный государством по отношению к человеку, признанному виновным за совершение преступления.

Подлежит амнистированию конкретное лицо или нет, определяется непосредственно решением:

  • органа предварительного следствия;
  • уполномоченного сотрудника прокуратуры;
  • судебного органа.

Принимающее решение лицо определяется в зависимости от стадии рассмотрения дела.

Важно! Амнистия может предусматривать освобождение некоторых категорий граждан от административного наказания.

Принципы и порядок применения амнистии

Амнистировать виновных граждан можно от присуждённого им дополнительного наказания, когда данный факт указан непосредственно во вступившем в силу документе.

Когда человек совершил единовременно ряд преступающих закон действий:

  1. амнистийный акт охватывает правонарушения, включённые в документ;
  2. за правонарушения, на которые документ влияния не имеет, гражданин продолжает нести назначенную ему уголовную ответственность.

Важно! Если осуждённый совершил ряд преступлений и одно из них является тяжким либо особо тяжким, то амнистированию он не подлежит.

Данный факт происходит крайне редко и при особых обстоятельствах, по причине того, что за совершение перечисленных преступлений амнистия законодательством не предусмотрена.

«Государственное милосердие» распространяется исключительно на противозаконные действия, совершенные до даты вступления амнистийного акта в законную силу. Следовательно, нужно учитывать постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» с его корректировками и дополнениями.

Руководствуясь данным законодательным актом:

  • Если первое преступающее закон деяние осуществилось до объявления амнистии, и последнее незаконное действие было совершено непосредственно до вступления в силу законодательного акта об амнистии, гражданин может рассчитывать на государственную гуманность.
  • Когда первое противоправное действие было совершено до вступления акта в силу, а последнее действие, нарушающее закон, свершилось в момент проведения амнистии, преступивший закон гражданин право на освобождение или снижения жёсткости наказания не имеет.

На практике амнистийные акты первостепенно охватывают группы лиц, не достигших 18 лет, пожилых людей, а также женщин, в первую очередь, беременных.

Порядок проведения процедуры предусмотрен в Постановлении Государственной Думы России от 02.07.13 г. No 2562-6 ГД.

Оно определяет, что:

  1. Амнистирование граждан, отбывающих наказание, происходит по постановлению управляющего исправительным учреждением лица. Такое постановление должно быть составлено на каждого подлежащего освобождению гражданина и утверждено у уполномоченного сотрудника Прокуратуры.
  2. Граждане, состоящие под следствием, освобождаются уполномоченными лицами правоохранительных органов, занимающихся соответствующим делопроизводством.
  3. Судебным органом будет вынесено постановление в отношении граждан:
    • дела которых находятся в судебном производстве;
    • имеющих условную меру наказания, после получения представления от уголовно-исправительной инспекции;
    • покинувших места лишения свободы раньше срока или получивших менее суровое наказание.
  4. Уголовно-исправительная инспекция составляет представление на граждан, получивших условное наказание, а также отбывающих иные формы наказания за преступные действия. Сюда не относятся штраф и лишение свободы.
  5. Постановление об отмене штрафных санкций будет составлять уполномоченный судебный пристав, производящий контроль процесса выплаты.

Вышеперечисленные органы могут самостоятельно подготовить все нужные для прекращения отбывания наказания или преследования бумаги либо прибегнуть к сотрудничеству с адвокатом осуждённого гражданина.

Ограничения

К ним относятся граждане:

  • совершившие действия террористического характера;
  • пренебрёгшие половой неприкосновенностью лиц, не достигших 18 лет;
  • с присуждённым сроком лишения свободы свыше 8 лет;
  • совершившие вторичное преступление законодательства;
  • имеющие усугубляющие вину обстоятельства;
  • обладающие пагубными привычками, до того момента, пока им не будет проведено лечение и реабилитация зависимости от алкоголя и наркотических веществ.

Важно! Государство ограничивает осуждённого в амнистии повторно.

В заключение

Подводя итог, можно вкратце ответить на ряд вопросов:

  1. Что такое амнистия? Это освобождение от ответственности, а в некоторых случаях, и от судимости несущих ответственность за определённые противоправные действия лиц.
  2. Кто объявляет амнистию? Это Государственная дума РФ посредством Конституции и УК РФ.

Лица, уполномоченные проводить процедуру, определены в законодательстве, и определяются они в зависимости от стадии идущего над преступником процесса.

Когда речь заходит об амнистии, она может вызывать совершенно противоречивые чувства. Те, кто когда-то нарушал закон и находился в местах лишения свободы, наверняка отнесется к понятию положительно. Этого не скажешь о большинстве законопослушных граждан, которые обычно опасаются всплеска преступности со стороны «криминальных элементов» общества.

Всё же амнистия - широко известное почти во всех странах мира явление, которое имеет некоторые особенности в РФ. Давайте рассмотрим суть понятия, особенности процедуры, терминологии и порядок применения.

Что такое амнистия?

Само слово пришло в русский язык из греческого и означает «прощение», «забвение». Когда-то понятие применялось к прекращению преследования по политическим мотивам после поражения какой-либо партии или группы людей. Но сейчас под термином подразумевают прощение определенной группы преступников. Понятие может означать освобождение от наказания или его смягчение. В некоторых случаях с амнистированных лиц снимается судимость.

Кто объявляет амнистию в РФ?

Как правило, органом, ответственным за амнистию, является парламент. В РФ он называется Государственной Думой. Именно она вправе объявить условия амнистии, смягчив для некоторой группы преступников отбываемое ими наказание. Часто прощение даруется в связи с какими-то торжественными, значимыми государственными датами и праздниками. Всё же многие отмечают, что на самом деле одна из главных целей амнистии - экономия госбюджета за счет уменьшения затрат на содержание заключенных. По крайней мере, это один из факторов, влияющих на принятие решения.

Кого могут освободить?

Госдума издает Постановление, в котором регламентируется, какой именно группе лиц дается освобождение от уголовной ответственности или смягчение наказания. Это необязательно означает определенный тип преступления (хотя обычно ситуация касается только тех, кто совершил не слишком серьезные правонарушения). Иногда освобождение или прекращение уголовного преследования затрагивает несовершеннолетних, женщин и другие подобные социальные категории. В любом случае акт амнистии указывает на порядок и условия процесса. Но традиционно он касается неопределенного круга лиц, без ограничений по численности.

Процедура проведения амнистии

Объявление амнистии осуществляет высший орган законодательной власти. Делается это тогда, когда уже принят соответствующий акт или закон. Стоит заметить, что процедура не отменяет и не отрицает совершение преступных деяний. Она лишь заменяет наказание. Ввиду этого амнистия не считается актом уголовного законодательства, из-за которого нужно вносить изменения в Уголовный Кодекс РФ.

Дополнительно к акту или закону Госдума принимает другой документ. Он регламентирует порядок применения амнистии. Там же разъясняются связанные с процедурой понятия и определяются попадающие под постановление субъекты.

Амнистия и помилование – одно и то же?

В народе принято использовать понятия амнистии и помилования как равнозначные. И всё же отличие в значении терминов есть. Амнистия касается большой группы людей, а вот помилование – одного человека. Во втором случае в индивидуальном порядке глава государства может объявить помилование преступнику на основании каких-либо гуманистических соображений. В случае с амнистией в России инициатором почти всегда является законодательный орган.

Закон об амнистии, очевидно, не имеет каких-либо четких и строгих правил. Это лишь возможность, которую парламент (в нашем случае - Государственная Дума РФ) использует, так сказать, «на свое усмотрение». Практика применения процедуры может отличаться в зависимости от требований времени или от взглядов входящих в высший законодательный орган людей. Согласно последним данным, после проведения амнистии не наблюдается резкое увеличение количества правонарушений.

В 1917 году Владимир Ленин из остатков царской охранки создал ВЧК. Эта новая организация, которая в конечном итоге превратилась в КГБ, занималась широким кругом задач, включая разведку, контрразведку и изоляцию Советского Союза от западных товаров, новостей и идей. В 1991 году СССР распался, что привело к фрагментации Комитета на множество организаций, крупнейшей из которых является ФСБ.

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана 7 декабря 1917 года как орган «диктатуры пролетариата». Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Также орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей.

Председатель Совнаркома СССР Владимир Ленин называл ЧК «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас».
В народе комиссию прозвали «чрезвычайкой», а её сотрудников - «чекистами». Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Под новую структуру было отведено здание бывшего градоначальника Петрограда, расположенное по адресу Гороховая, 2.

В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности!».

Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.

6 февраля 1922 года ВЧК была окончательно упразднена, а её полномочия перешли к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого (ОГПУ). Как подчёркивал Ленин: «... упразднение ВЧК и создание ГПУ не означает просто изменение название органов, а заключается в изменении характера всей деятельности органа в период мирного строительства государства в новой обстановке...».

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.
Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

Охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
- борьба с контрабандой и переходом границ советскими гражданами);
- выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК.

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

28 марта 1937 года Ягода был арестован НКВД, при обыске у него дома, согласно протоколу, были найдены фотографии порнографического характера, троцкистская литература и резиновый фаллоимитатор. Ввиду «антигосударственной» деятельности Политбюро ЦК ВКП(б) исключило Ягоду из партии. Новым главой НКВД был назначен Николай Ежов.

В 1937 году появились «тройки» НКВД. Комиссия их трёх человек заочно выносила тысячи приговоров «врагам народа», основываясь на материалах органов, а порой и просто по спискам. Особенностью этого процесса было отсутствие протоколов и минимальное количество документов, на основании которых выносились решение о вине подсудимого. Вердикт «тройки» обжалованию не подлежал.

За год работы «тройками» были осуждены 767 397 человек, из них 386 798 человек были приговорены к расстрелу. Жертвами чаще всего становились кулаки - зажиточные крестьяне, не желавшие добровольно отдавать колхозу своё имущество.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата - Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

Ведение разведывательной работы за границей;
- борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
- оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных -
- формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
- охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Повторное создание НКГБ СССР состоялось в апреле 1943-го. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов».

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов. С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947–1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти - Политбюро - он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии - человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 1970-е годы КГБ усилил борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Однако действия ведомства стали более утончёнными и замаскированными. Активно применялись такие средства психологического давления, как слежка, общественное осуждение, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, принуждение к выезду за границу, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Вместе с тем, были и списки «невыездных» - тех, кому отказывали в выезде за границу.

Новым «изобретением» спецслужб стала так называемая «ссылка за 101-й километр»: политически неблагонадёжных граждан выселяли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились в первую очередь представители творческой интеллигенции - деятели литературы, искусства и науки - которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко, а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин.

В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

Контрразведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- защита конституционного строя;
- борьба с особо опасными формами преступности;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности; борьба с коррупцией.

ФСБ возглавляли:
в 1995–1996 году М. И. Барсуков;
в 1996–1998 году Н. Д. Ковалёв;
в 1998–1999 году В. В. Путин;
в 1999–2008 Н. П. Патрушев;
с мая 2008года - А. В. Бортников.

Структура ФСБ России:
- Аппарат Национального антитеррористического комитета;
- Служба контрразведки;
- Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
- Служба экономической безопасности;
- Служба оперативной информации и международных связей;
- Служба организационно-кадровой работы;
- Служба обеспечения деятельности;
- Пограничная служба;
- Научно-техническая служба;
- Контрольная служба;
- Следственное управление;
- Центры, управления;
- управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
- пограничные управления (отделы, отряды) ФСБ России (пограничные органы);
- другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
- авиационные, железнодорожные, автотранспортные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, санатории и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

В 1917 г. , Совет Народных Комиссаров постановил создать Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) в задачи которой ставилась борьба с саботажем и контрреволюцией в Советской России. Первым председателем комиссии стал Ф.Э. Дзержинский, которой возглавлял ВЧК с момента основания (20 декабря 1917 г.) до 6 февраля 1922 г.. В 1918 заместитель председателя ВЧК Я.Х. Петерс в период с июля по август, временно выполнял обязанности председателя.

6 февраля 1922 г. , ВЦИК постановил упразднить ВЧК и вместо него при НКВД РСФСР создать Государственное политическое управление (ГПУ).

2 ноября 1923 г. , при СНК СССР согласно приказу президиума ЦИК СССР было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). ГПУ и ОГПУ возглавлял до конца своей жизни (20 июля 1926 г.) Ф.Э. Дзержинский. Пришедший ему на смену В. Р. Менжинский был председателем ОГПУ вплоть до 1934 г.

10 июля 1934 г. , ЦИК СССР постановил включить органы государственной безопасности в состав Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР. В 1934 г. умер Менжинский и работой НКВД до 1936 г. руководил Г.Г. Ягода. Ему на смену пришел Н. И. Ежов, возглавлявший комитет в течение 2х лет до 1938 г. В 1938 г. главной комитета стал Л.П. Берия.

3 февраля 1941 г. , НКВД СССР был разделен на два независимых органа: Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР и НКВД СССР. Берия остался руководителем НКВД. А наркомом государственной безопасности стал В.Н. Меркулов. Однако уже в июле 1941 г. НКГБ и НКВД вновь объединились в единую структуру – НКВД СССР, а в апреле 1943 г. НКВД СССР преобразовали в Наркомат государственной безопасности СССР, который возглавил В.Н. Меркулов.

15 марта 1946 г. , на базе НКГБ было образовано Министерство государственной безопасности, которое до 1951 г. возглавлял министр государственной безопасности В.С. Абакумов. В 1951 г. министерство перешло под контроль С.Д. Игнатьева, до тех пор, пока не было в 1953 г. объединено с Министерством внутренних дел. Главой нового МВД СССР стал С.Н. Круглов.

13 марта 1954 г. , при совете Министров СССР был образован Комитет государственной безопасности (КГБ), руководителем которого назначили И.А. Серова. Руководство комитетом в 1958 г. перешло А.Н. Шелелину, в 1961 г. - В.Е. Семичастному, в 1967 Ю.В. Андропову, в 1982 г, в период с мая по декабрь председателем стал В.В. Федорчук, в конце 1982 г. - В.М. Чебриков, с 1988 до середины 1991 г. руководителем КГБ был В.А. Крючков, В.В. Бакатин – последний, кто возглавил комитет в августе-ноябре 1991 г.

3 декабря 1991 г. , КГБ на основании подписанного Президентом СССР М.С. Горбачевым Законом "О реорганизации органов государственной безопасности" был упразднен, а на его базе образованы Центральная служба разведки СССР (теперь - Служба внешней разведки РФ) и Межреспубликанская служба безопасности (МСБ). Работа МСБ регламентировалась подписанным ранее, 28 ноября указом Президентом СССР "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности". С ноября по декабрь 1991 г. МСБ возглавлял КГБ В.В. Бакатин.6 мая 1991 г. глава КГБ СССР В.А. Крючков и Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписали документ об образовании, согласно решению Съезда народных депутатов, Комитета государственной безопасности РСФСР со статусом союзно-республиканского комитета. Главой которого назначили В.В. Иваненко.

26 ноября 1991 г. , Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным было подписано постановление о преобразовании КГБ РСФСР в АФБ (Агентство Федеральной безопасности) РСФСР. В.В.Иваненко - руководитель с ноября по декабрь 1991 г.

24 января 1992 г. , АФБ РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности были упразднены согласно Указу Президента РФ Б.Н. Ельцина, и на их базе было образовано Министерство безопасности Российской Федерации. Министры: В.П. Баранников – январь 1992 г. – июль 1993г.Н.М. Голушко – июль 1993 г. – декабрь 1993 г.

21 декабря 1993 г. , Министерство безопасности было упразднено Президентом РФ Б.Н. Ельциным, а на его базе образована Федеральная служба контрразведки. Руководство: Н.М. Голушко – декабрь 1993 г. – март 1994 г. С.В. Степашин – март 1994 г. – июнь 1995 г.

3 апреля 1995 г. , Приемником ФСК на основании подписанного Президентом закона стала Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Российской Федерации). Руководство: М.И. Барсуков – июль 1995 г. – июнь 1996 г. Н.Д. Ковалев – июль 1996 г. – июль 1998 г. В.В. Путин – июль 1998 г. – август 1999 г. Н.П. Патрушев – август 1999 г. – май 2008 г. А.С. Бортников – с мая 2008 г.

14 августа 1996 г. , ФСБ переименовали с Федеральной службы безопасности Российской Федерации на Федеральной службы безопасности России (ФСБ России) однако уже 9 сентября переименование отменили.

22 мая 1997 г. , указом Президента Российской Федерации была произведена реорганизация ФСБ, в результате которой 22 управления были преобразованы в 5 управлений и 5 департаментов.

11 марта 2003 г. , в ведение ФСБ России по указу Президента В.В. Путина передали Федеральную пограничную службу РФ и Федеральное Агентство Правительственной связи и информации (ФАПСИ).

11 июля 2004 г. , согласно Указу Президента РФ "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" в центральном аппарате проведена крупная реорганизация: департаменты ФСБ были заменены службами, а количество заместителей директора снизилось до 4 (из которых 2 первых) вместо прежних 12.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»