Древняя Русь: язычество, похоронный обряд, культ предков - Похоронное бюро в Алматы и Казахстане. Епископ Обуховский Иона: Не превращайте Радоницу в языческие тризны

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тризна у древних славян в III в. была частью погребального обряда и предусматривала жертвоприношения, военные игры, пир в честь умершего.

Трупосожжения в праславянские времена объяснялось возможным отделением в сознании образа души как некоторой напивматериальнои субстанции (Б. Рыбаков). Материалы этнографических исследований свидетельствуют разнообразные, иногда взаимоисключающие представления о загробном мире. Таковы греческий Аид (мрачное подземелье), скандинавский Валгалла (светлая обитель), славянский рай-юг (чудесный сад где-то в далеком солнечном месте).

Итак, в праславян появление новых форм погребальной обрядности происходила одновременно с усложнением социальной структуры и изменениями религиозных представлений.

На ранних стадиях праславянского жизни, когда земледелие еще не составляло доминирующего вида хозяйства, существовали укоренившиеся в глубинах охотничье-тотемического общества представление о реинкарнации (перевоплощение после смерти). Распространяются захоронения искусственно скорченных покойников, будто подготовленных ко второму рождению.

С предыдущей эпохой переселения скотоводческих племен связан обычай отсыпка курганов, которые составляли определенную модель видимого округлого пространства земли.

Переход от скорченных захоронений в вытянутых (в естественной позе спящего человека) состоялся, когда прослеживалось социальное расслоение праславянских племен, появились воины-всадники, определился интерес к отдельной человеческой личности. Представление о посмертном перевоплощения в определенную животное совсем исчезло, а умершие люди мыслят лись людьми и после того, как "душа" покинула тело.

Появление принципиально нового обряда трупосожжения совпала по времени с развитием земледелия и характерными для него аграрными культами, в которых главное значение имело небо - источник жизненно необходимой влаги. Жертвы небесным божествам полагались на священный очаг, поскольку считалось, что боги-небожители именно за дымом сжигаемых жертв узнавали об уважительном отношении к ним людей.

У славян трупосожжения было почти 2,5 тыс. Лет и было вытеснено христианством в X-XII вв.

Культ предков продолжал существовать независимо от способа захоронения. По ритуалу трупосожжения, кости собирали в небольшой сосуд, в урну, и хоронили ее в кургане (могиле) или просто в земле, строили над местом захоронения столб - небольшую деревянную гроб.

Такие захоронения связывали предков с землей и делали их покровителями всех процессов, сопряженных с вспахиванием, севом, прорастанием зерна, плодородием целом (Рыбаков, 1981, с. 267-279).

Летописец Нестор повествует о древних захоронений обычаи славянских племен, которых придерживались "радомичи, и вятичи и северяне... А когда кто умирал - делали они тризну над ним, а затем разводили большой огонь и, положив на огонь мертвеца, сжигали [его]. А после этого, собрав кости, вкладывали [их] в небольшой сосуд и ставили на придорожном столбе, как [это] делают вятичи и сейчас. Сей же обычай держали и кривичи, и другие язычники, не зная закона божьего, потому творили они сами себе закон ". Своеобразный отголосок древних массовых человеческих жертвоприношений при погребении "царя русов" (киевского князя) составляет летописное повествование о княгине Ольге, которая после смерти мужа (князя Игоря) ушла с сыном Святославом "на Деревскую землю". Как известно, князь Игорь был убит древлянами 945. Во время сбора повторной дани. Древляне похоронили князя под Искоростенем. Ольге, вдове Игоря, они предложили брак с Древлянской князя - "идти за князя". Ольга расправилась с двумя посольствами древлянской знати (которую рассматривала подвластной Киеву) по всем правилам захоронения ритуала. Игорь умер во время "пути", поэтому первое посольство древлян был убит и похоронен "в лодке", второе - сожжено в "моющие". Затем она сказала древлянам, что принимает их предложение и повелела приготовить пир: "меда много" вблизи места убийства Игоря, чтобы поплакать "над гробом его". Дружинникам своим велела "насыпать могилу большую... и тризну. И как впились древляне, велела отрокам сечь их. И полетели их пять тысяч". Таким образом княгиня Ольга отдала посмертные почести Игорю во время погребального пира на кургане, сооруженном над его могилой, уже после захоронения.

Княгиня киевская Ольга (890- 969, после крещения - Елена) приняла христианство в 955 или 957 гг. И была похоронена уже по христианской традиции - в одной из построенных ею церквей в Киеве. "И плакал за ней сын ее (Святослав. - С.7.), И внуки ее, и люди все плачем великим, и, понеся, погребли ее на [уготована] месте. И завещала была Ольга не творить тризны над собой (выделено авт. - С. Ч.), потому что имела она пресвитера, и тот погреб блаженную Ольгу. Ся [Ольга] была предвестницей христианской земле, яко утренняя заря перед солнцем и яко заря перед миром. Она так сияла месяца ночью. Так ся между неверных людей светилась, как жемчужины в грязи, что они были закаляни греха, не омыты святым крещением, а эта омылась святой купелью, сбросила с себя греховную одежду ветхого человека Адама и у нового Адама воплотилась, который есть Христос ". Уготовано место захоронения княгини Ольги означает епископский амвон (ларек), который во время архиерейской службы устанавливается посреди храма. По данным Иакова Мниха (XI в.), Останки Ольги Ее внук Владимир Святославич перенес в Десятинную церковь, где они покоились в небольшом каменном саркофаге с окошком наверху (Повесть временных лет, с. 8- 10, 32 34, 39) .

С принятием христианства тризна приобрела значение похвальных поминок.

Согласно юридическими положениями, на Руси женщины после смерти мужа могли ведать всем имуществом. Женщины имели влияние на государственные дела. Такими были княгиня Ольга (ре-гентка на княжеском престоле в Киеве) и Анна, вдова Романа Галицкого, которая сохранила престол для своих сыновей. Князь Владимир Василькович оставил жене м. Кобрин с "людьми и данью".

В Киеве во время археологических раскопок близ Десятинной церкви (одна тысяча восемьсот двадцать шесть) обнаружено саркофаг из крупных шиферных плит с двускатной крышей. Саркофаг выполнен из местного волынского материала - розового шифера, вероятно, в конце X - начале XI в. Исследователи отмечают вероятность его принадлежности княгине Ольге (С. Высо-кий). Орнамент саркофага композиционно приближен к орнаменту одного из пилястр иконостаса Софийского собора в Охриде (Болгария, XI в.). В отделке саркофага использованы различные орнаменты: растительный (пальмовые листья), геометрический (кресты, звезды), архитектурный (пилястры с арочками), плетеный.

Символом христианизации Руси стал Софийский собор в Киеве, который служил по усыпальницу киевских князей. Здесь похоронены Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, другие представители висококняжои династии.

Ярослав Мудрый умер в ночь с субботы на воскресенье, с 19 на 20 февраля 1054 "Так припев Ярославу конец жизни, и отдал душу свою Богу месяца февраля в двадцатый [день], в субботу первой недели поста, у святого Феодора [Тирона ] день. Всеволод тогда опрятав тело отца своего, положил на сани, и повезли [его] в Киев. Попы по обичаю пели песни, и плакали по нему все люди. И, принеся, положили его в раке мраморной в церкви святой Софии. И плакал по нем Всеволод и люди все. Жил же всех лет Ярослав семьдесят шесть "(Повесть временных лет, с. 99).

Запись о кончине князя Ярослава Мудрого сохранился на стене собора св. Софии (Киев). Здесь до сих пор стоит его мраморный саркофаг. По черепу князя Ярослава Мудрого воссоздан его скульптурный портрет.

Саркофаг Ярослава Мудрого сплошь украшен рельефными символическими орнаментальными мотивами. Отдельные группы орнаментальных идеограмм изображают землю и рай. Ярослав имел христианское имя Георгий, которым в быту не пользовался. Христианский святой Георгий в период введения христианства был аналогом языческого бога Ярилы. Георгия на Руси звали также Юрием. Итак, прослеживается параллель: Юрий и Ярило, который прославляет, то есть Яри - слав. Ярило - бог весны, бог солнца.

В отделке саркофага использована солярная розетка, окруженная гривной (символ княжеской власти). Солярную эмблему князь Ярослав унаследовал династические - от отца князя Святослава, которого звали Завоевателем. Солярная розетка и волнистая линия Плющев ветви (античный дионисийский символ рождения и отмирания) символизируют жизненный путь Ярослава Мудрого, начало и конец которого зафиксирован двумя крестами. Ветка в двух концах пересекается пальмовыми ветвями - символами победы (Крвавич, 2004).

В христианстве смерть - благо, поскольку прекращается ряд земных грехов.

Как предвестник христианской веры волхвы увидели знамение - звезду Вифлеема ("Евангелие от Матфея"). Они принесли новорожденному Христу (царю иудеев) дары: золото - знак царственности, ладан - знак божественности, смирну - знак смерти.

Ладан - ароматическая смола редких растений, которую вывозили в Рим по цене золота. Смолу собирали с надрезов коры дерева босвеллии (семейство бурзерових), которое растет в Восточной Африке на юго-западе Аравийского полуострова. Ладан при сгорании дает ароматный дым. Издавна ладан распространялся в различных культах как средство для изгнания злых духов и "чтобы курить фимиам богам". В христианстве ладан используется для курения во время богослужения.

Смирна (или миро) - исключительное дерево в Аравии, которое использовали для бальзамирования умерших. В Персии миро - целебное растение, символ врача. Миро первоначально - обычное растительное масло. Начиная с VI в., К ней начали добавлять бальзам и ароматические вещества. В православных церквях миро - смесь, состоящая из оливкового масла, белого виноградного вина и ароматических веществ. Миропомазания - одно из семи христианских таинств, которое признает католицизм и православие. Считается, что благодаря Миропомазанию (ритуально смазываются лоб, глаза, уши, другие части лица и тела верующего) человек наделяется божественной благодатью.

Христианство пришло в Рим III ст. Волхвов стали изображать в катакомбах. В искусстве отмечалось на царском происхождении волхвов: вместо простого персидского одежды - на них царское одеяние. То есть волхвов превратили святых, они олицетворяли род человеческий (различные народы мира) и три категории людей - молодость, зрелость, старость.

Недавно я написала для своего ритуального блога статью о том, . В первую очередь меня интересовало мнение церкви . Но когда я подбирала материал, то обратила внимание, что на наши традиционные ритуалы , идущие из глубины веков, одинаково сильно повлияли два типа культуры – язычество и христианство. Не стал исключением и поминальный обряд. Он объясняется одновременно старославянскими и церковными верованиями.

Языческая тризна

Славянские поминальные обряды в старину назывались Великой тризной. Вначале, в самые древние времена, ее справляли в день похорон умершего, тело которого было принято торжественно сжигать на третий день после смерти. Считалось, что в этот день душа улетает из Яви в Навь, и родичам надо с ней как следует проститься. В этот день тело покойного омывали, обряжали в долгий путь и сжигали на погребальном костре. На месте сожжения делали холм – могилу. Около нее по обряду в этот день надо было петь, плясать, пировать и состязаться в различных воинских единоборствах в честь покойного. Наши предки верили, что провожать душу надо весело и торжественно, тогда она доберется до мира умерших благополучно и станет добрым покровителем рода.

Позже тризны в честь усопшего стали проводить еще 2 раза: через неделю после смерти (а неделя у древних славян равнялась 9-ти дням) и через месяц (то есть 40 дней). Ведь 6 дней после первых 3-х, по языческим воззрениям наших предков, душа путешествует по тем местам, где он бывал и которые были дороги мертвому при жизни. А на 9-й день начинается его путешествие в иной мир, которое завершается как раз на 40-й день после кончины.

Поэтому недельная тризна была как бы прощальным пиром. Он должен был означать проводы умершего в долгий и опасный путь. Обычно в этот день, после обильных возлияний на могиле, славяне состязались в скачках и кулачных боях.

А на сороковины праздновали окончание тяжелого путешествия души в Навь. Это был самый веселый и торжественный пир, который начинался у места захоронения, а заканчивался в доме покойного.

Старославянские похоронные обычаи и приметы

Само слово « » объясняют по-разному. Один из вариантов его толкования – памятный подарок. Почему это так? Дело в том, что с самых древних времен покойника было принято захоранивать вместе с различными вещами, которые должны пригодиться ему в потусторонней жизни. Поэтому в могилу или в погребальный костер клали оружие, одежду, всякую утварь и украшения, то есть всякие поминки . А позже, уже при христианстве, этим словом стали называть весь обряд чествования умершего, заменив им языческое понятие «тризна».

Кстати, и в наши времена сохранился обычай класть в гроб покойного различные предметы . Например, монетки или какие-то любимые им при жизни вещи (очки, часы, книгу, детям – игрушки). Одного моего знакомого не так давно похоронили вместе с его любимыми шахматами. А недавно мне рассказал один приятель, что в могилу его трагически погибшего племянника положили ноутбук, с которым он практически не расставался. Мало того, иногда какие-то вещи для недавно умершего «передают» вместе с другим новопреставленными, кладя те в его гроб (с разрешения родственников, конечно).

До наших дней дошли и самые разные языческие приметы, связанные с похоронами и последующим поминовением.


Подобных языческих примет, сопровождающих поминальные ритуалы , очень много. Они, что называется, территориальные: в каждой местности свои. Соблюдаются эти обычаи строго, ведь смерть для живых – это пугающее таинство. Она была такой и во времена язычества, осталась страшной и для христиан. До сих пор среди нас бытуют самым удивительным образом переплетенные христианские и старославянские обряды, связанные с похоронами и поминками .

Издревле на Руси были распространены языческие верования, превыше всего ставившие взаимоотношения человека и природы. Люди верили и поклонялись различным Богам, духам и прочим существам. И конечно же, эта вера сопровождалась бесчисленным множеством обрядов, праздников и священных мероприятий, самые интересные и необычные из которых мы собрали в этой подборке.

1. Имянаречение.

К выбору имени наши предки подходили очень серьёзно. Считалось, что имя - это одновременно и оберег и судьба человека. У человека за его жизнь обряд имянаречения мог происходить несколько раз. Первый раз наречение имени рожденному младенцу проводит отец. При этом все понимают, что это имя временное, детское. Во время инициации, когда ребенку исполняется 12 лет, проводится обряд имянаречения, во время которого жрецы старой веры смывают их старые детские имена в священных водах. Меняли имя и в течение жизни: девушкам, выходившим замуж, или воинам, на грани жизни и смерти, или когда человек совершал что-то сверхъестественное, героическое или выдающееся.

Обряд имянаречения у юношей проходил только в тeкyщeй воде (peкa, ручей). Девушки могли проходить этот обряд как в тeкyщeй воде, так и в неподвижной (озеро, заводь), или в Капищах, в Святилищах и других местах. Обряд совершался следующим образом: нарекаемый берет восковую свечу в правую руку. После произнесенных жрецом в состоянии транса слов, нарекаемый должен погрузиться головой в воду, держа горящую свечу над водой. В священные воды заходили малые чада, а выходили безымянные, обновленные, чистые и непорочные люди, готовые получить от жрецов взрослые имена, начинающие совершенно новую самостоятельную жизнь, в соответствии с законами древних небесных богов и своих родов.

2. Банный обряд.

Банный обряд всегда должен начинаться с приветствия Хозяина Бани, или духа бани - Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства и среды, в котором будет проводиться банный обряд. Обычно сразу после прочтения такого заговора-приветствия, на камену подаётся ковшик горячей воды и поднимающийся с каменки пар, равномерно распределяется круговыми движениями веника или полотенца по всей парилке. Это и есть создание лёгкого пара. А веник банный величали в бане господином, или набольшим (самым главным), из века в век повторяли: «Банный веник и царя старше, коли царь парится»; «Веник в бане всем начальник»; «В бане веник дороже денег»; «Баня без веника - что стол без соли».

3. Тризна.

Тризна - погребальный воинский обряд у древних славян, который состоит из игр, плясок и состязаний в честь покойного; оплакивания умершего и поминального пиршества. Изначально тризнище состояло из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок и ристаний в честь покойного, оплакивания, причитаний и поминального пиршества как до, так и после сожжения. После принятия христианства на Руси долго время тризница сохранялась в виде поминальных песен и пира, а позднее этот древний языческий термин заменило собой название «поминки». Во время искренней молитвы за умерших в душах тех, кто молится, всегда появляется глубокое ощущение единства с родом и предками, которое непосредственное свидетельствует о нашей постоянной связи с ними. Этот обряд помогает найти душевное спокойствие живым и умершим, способствует их благотворному взаимодействую и взаимопомощи.

4. Отмыкание земли.

По легенде, Егорий вешний обладает волшебными ключами, которыми отмыкает весеннюю землю. Во многих деревнях проводились обряды, во время которых святого просили «открыть» землю - дать плодородие полям, защитить скот. Само ритуальное действо выглядело примерно так. Сначала выбирали парня, называвшегося «Юрьем», давали ему зажженный факел, украшали зеленью и клали на голову круглый пирог. Затем процессия, возглавляемая «Юрьем», трижды обходила озимые поля. После чего разводили костер и просили молитву святому.

В некоторых местах женщины обнаженными валялись на земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть и хлеб растет в трубку». Иногда проводился молебен, после которого все присутствовавшие катались по озими - чтобы хлеба хорошо росли. Святой Георгий выпускал на землю росу, которую считали целебной «от семи недугов и от сглазу». Иногда люди катались по «Юрьевой росе», чтобы получить здоровье, недаром желали: «Будь здоров, как Юрьева роса!» Эту росу считали благодетельной для больных и немощных, а о безнадежных говорили: «Не выйти им на Юрьеву росу?». В день Егория вешнего во многих местах совершалось водосвятие рек и других источников. Этой водой окропляли посевы, пастбища.

5. Начало строительства дома.

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что «нечистая сила» будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал новоселья.

Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки - место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.

6. Русальная неделя.

Согласно народному поверью, всю неделю перед Троицей русалки находились на земле, селились в лесах, рощах и жили неподалеку от людей. Остальное время они пребывали на дне водоемов или под землей. Считалось, что русалками становились умершие некрещеные младенцы, девушки, ушедшие из жизни по собственной воле, а также умершие до замужества или во время беременности. Образ русалки с рыбьим хвостом вместо ног впервые был описан в литературе. Неупокоенные души умерших, вернувшись на землю, могли погубить растущий хлеб, наслать болезнь на скот, нанести вред самим людям и их хозяйству.

В эти дни людям было небезопасно проводить много времени на полях, отходить далеко от дома. Не разрешалось ходить в лес в одиночку, купаться (это носило особенный характер). Не выпускали даже домашний скот на пастбища. На Троицкой неделе женщины старались не заниматься своими повседневными хозяйскими работами в виде стирки белья, шитья, ткачества и другими работами. Вся неделя считала праздничной, поэтому устраивали общие гулянья, пляски, водили хороводы, ряженые в костюмах русалок подкрадывались к зазевавшимся, пугали и щекотали их.

7. Погребальные обряды.

Погребальные обычаи древних славян, особенно вятичей, радимичей, северян, кривичей, подробно описаны у Нестора. Над умершим творили тризну - показывали свою силу в воинских играх, конных состязаниях, песнях, плясках в честь умершего, совершали жертвоприношения, тело сжигали на большом костре - краде. У кривичей и вятичей пепел заключался в урну и ставился на столпе в окрестностях дорог с целью поддержать воинственный дух народа - не бояться смерти и сразу привыкать к мысли о тленности человеческой жизни. Столп - это небольшой погребальный домик, сруб, домовина. Такие домовины дожили в России до начала XX века. Что касается славян киевских и волынских, то они издревле мертвых погребали в земле. Вместе с телом зарывались особенные лестницы, сплетенные из ремней.

Интереснейшее дополнение о погребальном обряде вятичей можно найти в рассказе неизвестного путешественника, изложенном в одном из трудов Рыбакова. «Когда умирает у них кто-нибудь, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом.»

Что мы знаем о нашем дохристианском прошлом, о старинных славянских обрядах, создаваемых в честь великих духов покровителей или в знак уважения к ушедшим от нас в мир иной? Христианство мощной губкой прошлось по старинным обычаям, оставив нам только размытые понятия и непонятные обряды. К примеру, что такое тризна и что подразумевали наши предки под этим?

Происхождение слова

О точном происхождении термина лингвисты еще спорят. Скорее всего, слово «тризна» произошло от какого-то общеславянского, а может, и древнеарийского корня. На такое толкование наталкивает схожесть слова с аналогичными в европейских языках. К примеру, фр. thrène (chant funèbre) - означает погребальный плач, погребальное пение, а слово испанского языка treno (canto fúnebre) переводится как погребальное пение; причитания, плач.

Подобное сходство наводит на размышление о схожести исходных понятий, но ставить знак тождества на данном основании пока рано. Так, известные российские лингвисты по-своему поясняют, что такое тризна. Этимологический словарь Шанского выводит слово из древнерусского «трыти» - то есть тереть. Есть и другие версии …

Тризна и греки

Весомые аргументы имеются в пользу греческого происхождения данного слова. Так, в греческом имеется замечательное слово θρήνος (thrēnos) - плач, рыдание. Когда русский язык формировался, много старых слов постепенно замещалось новыми - привнесенными с других языков. Так, практически вся православная лексика имеет греческие корни: амвон, потир, камилавка, агиасма, епитрахиль и прочее. Может, таким же образом возникло слово «тризна», значение которого совпало со старославянским «поминки».

Противники греческой версии возражают: греческие заимствования связаны с христианством и его обрядами. А ответ на вопрос о том, что такое тризна, уместнее всего искать в дохристианских родовых обычаях и обрядах. Так, современные словари определяют слово как поминовение умерших родственников или соплеменников знатного происхождения.

Из чего состояла тризна?

Не следует думать, что тризну наши предки отмечали лишь рыданиями и причитаниями. У древних славян отношение к умершим было иным: ведь смерть считалась переходом в лучший мир. Поэтому наши пращуры отмечали тризну целым комплексом различных мероприятий, среди которых обязательными были:

  • оплакивание умершего, прощание с ним;
  • поминальное пиршество;
  • игры, пляски и соревнования в честь покойного;
  • пускание венков по воде.

Данный обряд как бы подчеркивал неразрывную связь между живыми и умершими. Умирая, соплеменник переходит в другой мир, сохраняя при этом свои привычки, характер и положение в племени.

Христианство поначалу не одобряло обряды поминовения покойных но, как в других местах, со временем приняло их, слегка изменив интерпретацию данного обряда и приспособив его к нуждам и понятиям христианства. Так, в настоящее время в обрядовых комплексах также используется понятие «тризна». Значение слова в современном варианте стало частью христианского обряда, хотя и в неполном своем варианте.

Для того чтобы отпеть покойника в церкви, православные несут в храм хлеб и колово - особым образом приготовленную кашу из зерновых культур - отголоски древних щедрых жертвоприношений. Сам процесс отпевания представляет собой обязательное упоминание имени покойного, а на могилу умершему кладут живые цветы. На следующий день на свежую могилу несут «завтрак», а через 40 дней после смерти покойника поминают еще раз (сороковины). Последней обязательной датой является годовщина смерти.

Как проводилась тризна

В доисторические времена тризна состояла из обширного комплекса военных игрищ, жертвоприношений, песен и танцев, поминального пиршества, а также ритуального отпевания покойника с целью препровождения его в иной мир. Своих мертвецов славяне не хоронили, а подобно викингам, сжигали их на погребальных ладьях или на высоких курганах. Как жертвоприношения в курганах оказывались зерно, мед, воск, живые цветы, погребальные полотенца (рушники), гончарные изделия и прочее. Часто встречались домашние животные и птицы - так, считалось вполне нормальным хоронить покойника вместе с его конем или же ловчим соколом.

Что такое тризна сегодня

В некоторых справочниках это слово, как и относящиеся к нему обряды, признается устаревшим. Это не совсем так. Это понятие пережило века и встречается в литературных произведениях наших классиков. Слово "тризна" может быть истолковано как поминки, погребальный обед, посвященный памяти об ушедшем человеке. В этом качестве тризна упоминается я в одноименном произведении Т. Г. Шевченко («Двенадцать бокалов на круглом столе»). Значит, уже 150-200 лет назад тризна - это был лишь поминальный обед, который устраивался в честь умершего. В том же контексте данное слово звучит и у И. Крылова («Он в этот день по куме тризну правил»). Приблизительно в том же значении данное слово используется и в настоящее время.

Древние славяне верили в существование жизни после смерти, что, возможно,и стало причиной культа умерших предков. Считалось, что душа покойного может договориться с богами о процветании живущих на земле и таким образом улучшить жизнь племени. Славянским язычникам так хотелось получить милость богов, что они отправляли на тот свет каждого, у кого в волосах начинала пробиваться седина. Так, сын сажал старого отца на сани, увозил его далеко в лес и оставлял под дубом.

Ритуал похоронного обряда лучше всего способен показать менталитет славянских язычников. У Нестора в «Повести Временных Лет» читаем, что сначала над умершим совершали тризну, потом его клали в предварительно приготовленный костёр и сжигали. После этого уцелевшие кости собирали, складывали в сосуд небольшого размера и ставили сосуд у столба на дороге. Нестор пишет, что такой ритуал идёт с глубокой древности и используются вятичами, кривичами и другими язычниками «и по сей день» - т. е. вплоть до 11-12 веков.

Интересен процесс заготовления костра для сжигания тела умершего. Костёр
называли «крада» - то есть крадущий всё, что в него перекладывают из этого мира в иной. Костёр выкладывался в виде высокого прямоугольника, доходящего до плеч людей. На одну домовину, напоминающую по виду ладью или лодку, брали дубовые или берёзовые дрова, превосходящие весом её вес в десять раз. Обязательным условием обряда было поставить ладью носом на закат, а покойника положить головой на запад.


Чтобы похоронить человека в Древней Руси, обычно дожидались пятницы – дня Мокоши, который считался наиболее подходящим для похорон. Тело умершего одевали в белые одежды и закрывали покрывалом, в домовину обычно клали дары и поминальную еду, горшок с которой ставили к ногам покойного. Поджигать покойника мог только жрец или старейшина. Он вставал спиной к краде, предварительно раздевшись по пояс. Всё это происходило исключительно днём перед закатом, чтобы душа умершего видела солнечный свет и могла идти вслед за уходящим солнцем. После того как огонь разгорался, старейшина читал погребальную молитву.

Когда молитва была прочитана, наступала тишина – все ждали, когда пламя достигнет неба. Это означало, что Сварга забрала душу умершего. После этого собирали кости и насыпали сверху небольшой холм для тризны. Участники ритуала кидали оружие на холмик, а потом расходились, чтобы набрать в свои шлемы земли для создания могильного холма. Далее кости складывались в глиняный горшок, который ставился «на столпе»: у дороги по направлению к закату солнца.
Интересен способ захоронения на столбе или «на столпе». Для праха покойного в горшке сооружали некое подобие маленькой избушки – с крышей или выемкой сверху для удобства души, которая рядом с ней обитает. Такие захоронения на столбиках считались проводником между миром живых и миром мёртвых. Понятие «избушка на курьих ножках», которое мы встречаем во многих сказках, пошло, очевидно, как раз с V 1- X веков, когда славяне хоронили таким образом своих соплеменников. Курьи – значит обкуренные специальными смолами от гниения. Позже, с приходом христианства, такие избушки заменят кресты, но отголоски языческого обряда можно увидеть и в наши дни – в крестах-домовинах на крайнем Севере.
Обращаясь к летописному рассказу о том, как Ольга хоронила князя Игоря, можно почерпнуть много информации о погребальном обряде. Ольга послала древлянам просьбу наварить медов, распитие которых совершалось во время тризны. Над могилой устраивали курганы, величина которых говорила о положении усопшего в обществе. Также до нас дошли сведения о такой части обряда, как бдение, когда на протяжении ночи принято было бодрствовать рядом с могилой, причитать и петь поминальные песни. Позже, с принятием христианства, большинство обрядов утратило смысл и видоизменилось.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»