Основы православной христианской веры. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:

1. ХРАМОВЕДЕНИЕ (Устройство храма и богослужение. Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)
2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС (Введение в библейскую и церковную историю).
3. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
4. НОВЫЙ ЗАВЕТ
5. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
6. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (Всенощное бдение, Литургия)
7. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС (Православное вероучение)
8. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание - запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.
Предназначен для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ.

Учебно-методический комплект, разработанный на базе воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г. Пущино, был представлен составителем в качестве выпускной квалификационной работы на Высших Богословских Курсах при МПДА и рекомендован к изданию.
Руководитель выпускной квалификационной работы - , кандидат педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ, директор института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!

ХРАМОВЕДЕНИЕ (Устройство православного храма и богослужение).

Рабочая тетрадь. Составитель Захарова Л.А.

Начальная ступень 1 класс (7-8 лет)

Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе.Пущино, 2010.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС (Введение в библейскую и церковную историю).

Начальная ступень. 2 класс (8-9 лет)

Рабочая тетрадь. Составитель Захарова Л.А. Двунадесятые праздники, лики святых, подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели. Пущино, 2010 г

По мере прохождения курса заполняется модель иконостаса. В каждом уроке есть задание, которое необходимо выполнить на модели - вклеить икону праздника или святого.

«Православный иконостас» - пособие для 2-го класса Воскресной школы, для детей 8-9 лет.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

Начальная ступень. 3 класс. (9-10 лет)

Рабочая тетрадь. Захарова Л.А., Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе.Пущино, 2010 г

«Ветхий Завет» - пособие для 3-го класса Воскресной школы, для детей 9-10 лет, содержит кроссворды и поделку «Сотворение мира».

Новый Завет. Рабочая тетрадь. Составитель Захарова Л.А. , Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 г

«Новый Завет. 1 часть» - пособие для 4-го класса Воскресной школы, для детей 10-11 лет.

«Новый Завет. 2 часть» - пособие для 5-го класса Воскресной школы, для детей 11-12 лет.

Церковнославянский язык. Имяслов. Рабочая тетрадь. Свирепова О.В., Захарова Л.А., Методическая разработка для 4-го класса Воскресной школы, для детей 10-11 лет. Пущино, 2010 г.

Уроки разработаны на основе книги Н.П. Саблиной «Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты». Сама автор охарактеризовала свою книгу как сборник «научно-популярных рассказов о Букве в Духе: о досточестной внешней красоте каждой буквы, или ее образе; о духовно-мистической сущности алфавита и символизме буквенных имен».

Составители постарались исполнить пособие в этом же ключе. Каждый лист рабочей тетради посвящен одной букве, рассказу о ее названии, происхождении. Также на листе, посвященном букве, приведены начинающиеся с нее слова под титлами, имена и их значения, краткий словарик часто встречающихся слов, икона Богородицы, название которой начинается с этой буквы, икона святого, загадки. Половину листа занимает пропись. Лист украшен орнаментами и всевозможными вариантами заставных буквиц, но предусмотрено и место для того, чтобы учащийся сам смог нарисовать красивую буквицу.

(для 2-х частей, Отдельные уроки, ответы на более сложные тесты)

Основы церковнославянской грамоты. Свирепова О.В., Захарова Л.А., Методическая разработка для 5-го класса Воскресной школы, для детей 11-12 лет. Пущино, 2010
Краткий курс «Основ церковнославянской грамоты» является продолжением курса «Церковнославянский язык. Имяслов». На первом этапе обучения учащиеся познакомились с именами славянских букв. Второй этап включает в себя изучение грамматики, овладение навыками чтения. Рабочая тетрадь содержит основные правила, грамматические таблицы, упражнения.

История Христианской Церкви. Рабочая тетрадь. Захарова Л.А., Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе.Пущино, 2010 г

«История Христианской Церкви» - пособие для 6-го класса Воскресной школы, для детей 12-13 лет.

Православный Катехизис. Символ веры. Таинства. Рабочая тетрадь. Захарова Л.А., Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе.Пущино, 2010 г

«Православный Катехизис» - пособие для 7-го класса Воскресной школы, для детей 13-14 лет.

Захарова Марина Борисовна,
Министр образования Московской области

Приветственное слово
на III конференции учителей ОПК города Москвы и Московской области

XXIII Международные Рождественские образовательные чтения

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Константин!

Уважаемые участники и гости Двадцать третьих Международных образовательных Рождественских чтений!

Разрешите искренне поблагодарить организаторов Чтений за предоставленную возможность выступить на столь авторитетном форуме и представить опыт работы Московской области в сфере духовно-нравственного воспитания.

Ежегодные Рождественские встречи – это общение единомышленников, людей, которых искренне волнует настоящее и будущее, которых ведёт по жизни любовь к детям, любовь и к своей малой Родине, и нашей большой России.

В 2014 году мы отмечали великий праздник – 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Празднование этого события стало в Московской области посвящением нравственному подвигу российского народа, не раз доказавшего верность своим духовным корням. О том, что именно духовность служила и служит одним из источников той силы, которая помогала нашей стране, нашему народу противостоять суровым испытаниям, выпадавшим на его долю, говорили и педагоги, и священнослужители на встречах, организованных в праздничные дни по всей Московской области. Так, оживляя историю, возвеличивая духовный подвиг русского подвижника, являющего собой живой пример нравственной силы, стойкости, любви к своей Родине, духовные учителя наполняли сердца и души детей верой в то, что Россия — великая страна удивительных свершений, способная к новым победам. В образовательных учреждениях Московской области совместно со священнослужителями были проведены обучающие мероприятия для детей, их родителей, педагогов:

классные часы, посвященные Святым Русской и Московской земли;

— конкурс сочинений учащихся «Моя встреча с Библией»;

— детские утренники «Рождество Христово»;

— общешкольные родительские собрания на темы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

В 2015 году двадцать третьи Международные Рождественские образовательные Чтения посвящены духовному подвигу Святого равноапостольного великого князя Владимира, подвигу, определившему цивилизационный выбор Руси.

Князем Владимиром была реализована «удивительная государственная программа, которую нельзя претворить в жизнь, пока каждый гражданин не претворит ее на себе, по примеру самого Владимира!». Это важный для осознания аспект духовного становления личности человека: гражданина и патриота, осуществить который можно лишь при условии прочных партнёрских взаимоотношений Церкви, власти и общества.

Руководством к действию для системы образования Московской области является закрепленное в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», положение, отраженное и в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, о том, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Как когда-то великий князь Владимир сделал свой непростой, но такой судьбоносный выбор, выбор личный и выбор государственный, так и наши сегодняшние школьники должны быть готовы к определению самих себя, своих духовных ориентиров, своих жизненных принципов, своей жизненной позиции.

Сегодня Московская область выходит на новый этап работы по развитию системы духовно-нравственного воспитания и образования. В течение 13 лет Министерство образования Московской области во взаимодействии с Московской епархией Русской Православной Церкви выстраивало эту систему: в 2001 году был заключен Договор о сотрудничестве и начал свою работу Координационный совет по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви, были созданы и работают координационные советы по взаимодействию с благочиниями в каждом муниципальном образовании.

В эту работу вовлечены педагоги, директора школ, заведующие детскими садами, родители, благочинные. Ежегодно, начиная с 2004 года, во всех муниципальных образованиях Московской области проводятся родительские собрания «Подмосковная весна. Дорога к Храму». Речь на них идет о значении духовного единения семьи, о значении Православной веры и благочестия в жизни человека, об отечественном культурном достоянии и патриотизме. В областном открытом уроке «Духовные родники Подмосковья» участвуют ежегодно около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образований Московской области. Впервые такой урок был проведен еще в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры.

Общественно значимыми стали и другие совместные с Московской Епархией областные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников:

областные Рождественские чтения (в 2014 году прошли двенадцатые Чтения),

собрания педагогического актива,

встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями учреждений образования,

олимпиада по учебному предмету «Духовное краеведение Подмосковья», участниками которой становятся свыше 1 000 школьников.

Таким образом, можно говорить, что партнерство Министерства образования Московской области с Московской епархией Русской Православной Церкви стало в Подмосковье общественно значимым явлением, определяющим направление духовно-нравственного воспитания и образования молодежи.

Как достижение можно отметить и то, что в Московской области выстроена эффективная модель церковно-школьного взаимодействия на уровне четырех звеньев системы образования: дошкольного, школьного, профессионального, последипломного.

Сегодня более 52 учебных пособий и учебно – методических комплектов составляют целостное образовательное поле, обеспечивая системность и преемственность духовно-нравственного просвещения от дошкольного до вузовского звена.

для дошкольников – это «Добрый мир. Православная культура для малышей» (используется в дошкольных образовательных учреждениях Московской области),

для 1-11 классов «Духовно-нравственная культура. Православная культура», в него входит и наш региональный учебник «Духовное краеведение Подмосковья», и одногодичный модульный курс «Основы православной культуры» для 4 класса, который является частью программы «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебник по «Основам православной культуры» для 4 класса в 2014 году вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для использования в учебном процессе .

Для внеклассной работы изданы Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», «Маршруты духовного краеведения для малышей».

Автором этой системы учебников является доктор педагогических наук, действительный член Международной педагогической академии, член Союза писателей России, профессор кафедры общей педагогики, директор духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета Людмила Леонидовна Шевченко. В 2014 году Людмила Леонидовна стала победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Центральном Федеральном округе.

Наше время – время консолидации и ответственных решений, которые можно выработать и реализовать только коллективными усилиями. И важнейшей формой общественно — профессионального общения педагогов становятся учительские Ассоциации . В Московской области уже сделаны первые шаги по созданию «Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры».

В рамках ассоциации, в ходе профессионального обсуждения учителей при взаимодействии с благочинными будут решаться вопросы, связанные с духовно-нравственным образованием и воспитанием, разработкой содержания учебных пособий и учебников по духовно-нравственной (православной культуре).

Очень важным направлением работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию в Московской области является разработка проекта «Духовные маяки Подмосковья», начатого по решению Координационного совета в 2013 году, ведущим направлением которого является организация деятельности по приобщению школьников к духовно-культурному наследию, сохранение святынь малой Родины, а также подготовка учителей к ведению данной работы. Целью этого проекта является создание единой образовательной среды духовно-нравственного воспитания на территории Московской области. В 2014 году созданы уже шесть зональных центров из 12 запланированных.

Хочется отметить, что основными предметами, которые изучаются в школах Московской области в рамках духовно-нравственной культуры, являются «Духовное краеведение Подмосковья » и «Православная культура ».

Наиболее активно преподаются эти предметы в 8-ых классах (28,6% от общего количества классов, в которых изучаются предметы духовно-нравственной культуры), в 9-ых - 21%, и в 7-ых - 19,3%. А ведь именно в этом возрасте формируются основы характера и мировоззрения человека .

В основной школе предметы духовно-нравственной культуры изучают более 79 тысяч человек (25% от общего числа школьников 5-9 классов).

В старшей школе — 4100 человек (или 6,9 % от общего числа школьников 10-11 классов).

Важной составляющей духовного просвещения обучающихся является курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В этом учебном году образовательный модуль «Основы православной культуры» выбрали более 24 тысяч обучающихся (33,9% от общего количества четвероклассников, это на 1,7% больше, чем в прошлом году).

Актуальной тенденцией современного духовно-нравственного воспитания можно считать формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. В более чем в восьмистах дошкольных образовательных учреждениях Московской области (или 44,1% детских садов от общего количества учреждений) для 42 тысяч дошколят, что составляет 16,5% от общего количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений, идет путешествие маршрутами духовного краеведения в «Добрый мир» православной культуры.

Ведутся занятия по предметам культурологического цикла и в учреждениях дополнительного образования (предметы духовно-нравственной культуры включены в программы 115 учреждений дополнительного образования, что составляет 39,4% от общего их количества). Более 29 тысяч воспитанников (или 12,3%) охвачены духовно-нравственным воспитанием через систему дополнительного образования.

Помимо преподавания предметов духовно-нравственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях Московской области важным направлением является подготовка педагогических кадров.

За последние 5 лет на курсах повышения квалификации обучено более 4 500 педагогов. Стало доброй традицией Московской области к областным Рождественским Чтениям выпускать сборник статей педагогов Подмосковья, посвященных описанию уроков с духовно-нравственным компонентом и опыту организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Учителя Подмосковья размышляют о том, что «Практика духовного образования всегда была основана на православной культуре». Отмечают, что «в русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание», убеждены, что «именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе». Эти мысли педагогов очень созвучны теме сегодняшнего разговора.

Наступил 2015 год. Этот год – объявлен Президентом Российской Федерации годом Литературы. Русская литература известна во всём мире как источник уникального духовно-нравственного опыта, не имеющего себе равных в мире.

2015 год — это и год 70-летия Великой Победы над фашизмом.

Поэтому в рамках духовно – нравственного воспитания важно говорить с обучающимися на исторические, общественно значимые темы, привлекать опыт, отраженный в художественной, исторической, духовной литературе. А чтобы история и нашего большого Отечества, и личной малой родины зажила, задышала для детей, стала не одним только школьным предметом, но явлением необходимым, особо требуются объединенные усилия образовательного сообщества и духовного наставничества. И опыт празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского показал, что потенциал такой работы у нас есть.

Мы с вами верим в торжество добра, любви, уважения к нашим историческим и культурным ценностям.

От всего сердца желаю всем участникам Международных Рождественских Чтений воспитывать наше поколение в добре и любви, формируя достойного гражданина нашего Отечества.

Здоровья вам и всяческих благопожеланий!

10 . Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 . Чаю воскресения мертвых,

12 . И жизни будущаго века. Аминь

Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Едино-родного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,

И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном со-покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую, святую, соборную и апостольскую .

Признаю одно крещение для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мертвых,

и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Во что мы верим согласно Символу?

Мы начинаем Символ словом “верую ” потому, что содержание наших религиозных убеждений зиждится не на внешнем опыте, но на принятии нами Бого-откровенной истины. Ведь предметы и явления духовного мира нельзя проверить лабораторным путем и логически доказать – они входят в сферу личного религиозного опыта человека. Однако, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, например: чем больше он молится, думает о Боге, делает добра, тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт и тем яснее и очевиднее делаются для него религиозные истины. Таким путем вера становится для верующего человека предметом его личного опыта.

Мы верим в то, что Бог есть полнота совершенств а: Он есть Дух всесовершенный, безначальный, вечный, всемогущий и премудрый. всюду находится, все видит и знает раньше, чем что-либо произойдет. Он бесконечно добрый, справедливый и всесвятой. Он ни в чем не нуждается и есть первопричина всего существующего.

Мы верим в то, что Бог – един по существу и троичен в Лицах : Отец, Сын и Дух Святой есть Троица единосущная и нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын предвечно родился от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Мы верим в то, что все Лица или Ипостаси Бога равны между Собой по Божеским совершенствам, величию, власти и славе, а именно – мы верим, что Отец есть истинный всесовершенный Бог, и Сын есть истинный всесовершенный Бог, и Дух Святой есть истинный всесовершенный Бог. Поэтому в молитвах мы одновременно прославляем Отца, и Сына, и Святого Духа, как единого Бога.

Мы верим в то, что весь видимый и невидимый мир сотворен Богом . Сначала Бог сотворил невидимый, великий ангельский мир или так называемое в Библии “небо,” потом – наш материальный или физический мир (в Библии – “землю”). Физический мир Бог сотворил из ничего, но не сразу, а постепенно в течение периодов, именуемых в Библии “днями.” Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа наслаждались жизнью. Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым. Зло в мире происходит от злоупотребления свободной волей, которой Бог наделил ангелов и людей. Так, например, и бесы когда-то были добрыми ангелами, но восстали против Бога и добровольно стали злыми. Эти непокорные ангелы, ставшие бесами, были изгнаны из рая и образовали свое темное царство, именуемое адом. С тех пор они подстрекают людей на грех и являются врагами нашего спасения.

Мы верим в то, что Бог все содержит в Своей власти , то есть Он всем управляет и все ведет к благой цели. любит нас и заботится о нас, как мать о своем ребенке. Поэтому ничего плохого не может произойти с человеком, надеющимся на Бога.

Мы верим в то, что Сын Божий , Господь наш , для нашего спасения, сошел с Небес на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии. Он, будучи Богом от вечности, во дни царя Ирода воспринял наше человеческое естество – душу и тело, и поэтому Он есть одновременно истинный Бог и истинный человек , или Богочеловек. Он в одном Божеском Лице соединяет два естества, Божеское и человеческое. Эти два естества навсегда пребудут в Нем без изменения, не сливаясь и не превращаясь одно в другое.

Содержание темы Дата Часы Виды учебных действий
Молитвы. Понятие о Символе Веры. Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50. Молитва святого СимеонаБогоприимца. Утренние и вечерние молитвы (чтение по молитвослову). Знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры Осмысленно выполнять личное молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть Понимать значение молитвы, как образ Богообщения
Понятие о Вселенских соборах. Иметь представление о Вселенских Соборах
Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии. Объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, свойства Божии. Умение объяснять понятия «Бог» Молитвы перед и после учения.
Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Молитва Трисвятое Умение объяснять понятия«Троица», БОГ – Троица,
Мир невидимый: ангелы и понятие о них. Иметь представление о мире невидимом, ангелах
Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении Божием и промысле о мире и человеке. Умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес. Понимать учение о втором Лице Пресвятой Троицы
Понятие о грехе. Понятие о воплощении сына Божия. Значение слова «воплощение». Умение объяснять понятия «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»
Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Достойно есть… Учение о Богородице, понимание «святости»
Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование). Умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя МолитваСпаси, Господи, люди Твоя…
Учение о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Понятие об антихристе. Иметь представление о будущем суде и бесконечном царстве
Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары Учение о Духе Святом
Понятие о Церкви. Церковь небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Соглашение со святостью Церкви нахождения в ней людей согрешающих. Церковь как семья. Понимания роли и места православного вероучения в жизни человека; использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Таинства Церкви. Число Таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения - смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к Таинству. Таинство Священства. Понятие о Таинстве Брака. Таинство Елеосвящения Знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека Молитвы перед Святым Причащением (чтение по молитвослову).
Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении Заповедей на две Скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему. Понимать значение о воскресении мертвых
Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Отче наш. Знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде
Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих Знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения
Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным Представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения Молитвы до и после трапезы. Молитва за живых. Молитва об усопших.
Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство. Иметь представлении о смертной казни, невольном убийстве и самоубийсте
Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства. Понимать Заповеди Блаженства и учение Господа о Блаженстве
Итого:

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Старшая ступень. История Русской Церкви (28 часов).

Содержание темы Дата Часы Виды учебных действий
Проповедь Евангелия среди славян. Иметь представление о проповеди
Апостол Андрей Первозванный Знать о жизни Апостола Андрея Первозванного
Язычество в Киевской Руси Иметь представление
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Знать о жизни
Князья Аскольд и Дир Знать о жизни
Святые равноапостольные и князь Владимир и его мать княгиня Ольга. Крещение Руси. Распространение христианства в Киевской Руси Святой князь Ярослав Мудрый
Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские Знать о жизни преподобных
Борьба с католической интервенцией Святой благоверный князь Александр Невский Иметь представление о происходящих событиях
Татаро-монгольское нашествие Иметь представление о происходящих событиях
Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский Иметь представление о значении жизни преподобного Сергия Радонежского
Троице-Сергиева Лавра Преподобный Андрей Рублев
Флорентийская уния.
Автокефалия Русской Церкви Знать о жизни Святителей
Митрополит Иона Уметь рассказать о Торжестве Православия
Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский
Преподобный Максим Грек Иметь представления о событиях
Царь Иван Грозный. Смутное время. Иметь представление о истории
Святой Митрополит Макарий. Святой Митрополит Филипп
Соборы XVI века Уметь объяснять, какое место и значение имеют в жизни Церкви Соборы
Святитель Ермоген. Период междупатриаршества. Святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Димитрий Ростовский.
Учреждение Патриаршества на Руси.. Святой Патриарх Иов Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Святой Патриарх Тихон. Патриарх Сергий Страгородский.
Император Петр Великий и Синодальный период истории Русской Церкви.
Преподобный Серафим Саровский. Введенская Оптина Пустынь и ее старцы. Амвросий Оптинский.
Святитель Филарет Московский.
Страстотерпец Император Николай Второй.
Поместный Собор 1917 года
Новомученники и исповедники Российские. Иметь представление о Православных Поместных Церквях и их современное состояние
Русская Православная Церковь в Великую Отечественную Войну 1941-1945гг. Сообщения по темам уроков
Итого:

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для достижения образовательного результата по предмету «Основы православной веры» необходимо обратить внимание на достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Закупка учебно-методической литературы относится к материальному обеспечению, поэтому несколько слов об учебных пособиях.

Все ученики должны быть обеспечены единым учебником или учебным пособием и рабочими тетрадями по данному предмету. Так как пока единый учебник по данной дисциплине не разработан, учитель должен сам определить то учебное пособие, по которому класс будет заниматься. Важно обратить внимание на то, чтобы это пособие имело гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Из учебных пособий рекомендуется «Закон Божий» под редакцией прот. Серафима Слободского. Эта книга является общедоступной и, наверное, самой популярной, в силу своей известности, а так же структуры и объема информации, которая в ней содержится. Однако стоит иметь в виду, что в ней есть некоторые неточности, а также язык и образы, которые использованы в этом учебном пособии, могут быть непонятными для современного читателя.

ü Дополнительная литература:

ü Учебно-методический комплект «Вертоград» – учебные пособия по курсу «Закон Божий» для православных гимназий и воскресных школ по курсу «Основы православной культуры» для общеобразовательных школ. Автор учебно-методического комплекта – Лариса Александровна Захарова, директор Пущинской воскресной школы «Вертоград».

ü «Тетрадь-конспект по Закону Божию», «Тетрадь рабочая по Священной истории Ветхого Завета» издательства Минского Свято-Елисаветинского монастыря.

ü «Великие праздники. Основы православной культуры», Протоиерей Борис Балашов.

ü Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radostmoya.ru

ü Обучающая компьютерная игра «Устройство храма». Выпущен Храмом мученицы Татианы при МГУ.

«Детский катехизис – ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире», протоиерей Максим Козлов.

ü Православная энциклопедия "Азбука веры"//[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://azbyka.ru/

ü Библия. Жития святых./ Составитель Тростникова Е. В., М.: «Детская литература», 2003.

ü Православно-христианское нравственное богословие, Андреевский И. М., профессор /(Краткое конспективное изложение лекций, прочитанных в Свято-Троицкой Духовной Семинарии).//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russian-inok.org/books/bogoslovie.html

ü Попов Е. А., протоиерей. Нравственное богословие для мирян: общенародные чтения в порядке десяти заповедей Божиих. (В двух книгах). Ч.1-2. Изд.4.- М.: 2011. 1096 с.

Интернет-ресурс:

«Предание.ру» режим доступа: http://predanie.ru/lib/.

На этом сайте в свободном доступе представлен очень большой выбор литературы, в том числе и богословской. Сайт может быть полезен как преподавателям, так и ученикам.

Также для обеспечения более плодотворного образовательного процесса класс должен быть оборудован необходимой мебелью, если есть возможность, то и интерактивной доской, компьютером для учителя с доступом в интернет, соединенным с проектором или телевизором с DVD плеером.

Современные дети привыкли воспринимать информацию не столько из книг, сколько из видеоряда, сопровождаемого комментариями. Наглядные пособия и в прошлом служили залогом достижения наилучших образовательных результатов, тем более это актуально в XXI веке. Ребенку необходимо дать почувствовать, что православная вера не является каким-то неразвивающимся атавизмом, а, напротив, использует достижения цивилизации, «воцерковляя» их и ставя на служение людям и Богу.

Поэтому не стоит бояться использовать интернет, электронные книги и образовательные программы на уроках по «Основам православной веры», естественно, не ограничиваясь только этим.

В начальной школе при определении форм работы с детьми необходимо учитывать их интерес к творчеству.

На уроках «Основ православной веры» можно активно использовать элементы рисования или лепки. Соответственно, в распоряжении учителя в необходимом количестве должны быть пластилин и рисовальные принадлежности.

Говоря о материально-технической базе, стоит упомянуть и разнообразные информативные стенды, файлы и папки, классный фотоальбом и цифровой фотоаппарат, на который запечатлевают все яркие моменты жизни класса.

В каждом кабинете православной школы должен быть святой уголок с иконой.

ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»