Чем политическая партия отличается от других. Чем отличается политическая партия от общественного движения

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Отличительные признаки партии
Первый признак заключается в том, что партия – организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе с своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак партии - существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Третий признак состоит в том, что цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь вне ее сферы.

Четвертый признак партии – обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Партийные системы. Особенности партийного строительства в России.

партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране.

В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем

§ днопартийные;

§ двухпартийные;

§ многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.



Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Для России характерны существенные особенности партийного строительства. Cоздание партий началось значительно позднее, чем в странах Западной Европы, их образование шло снизу, с партий рабочего класса, в то время как партии верхов стали создаваться только в процессе первой русской революции после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. Русская многопартийность развивалась недолго, примерно до лета 1918 г., затем прервалась почти на 70 лет.

Развитие современной многопартийной системы в России прошло несколько этапов:

1986 – 1988 гг. – развитие неформальных общественных организаций;

1988 – 1989 гг. – этап действия народных фронтов и протопартийных структур;

1990 – 1991 гг. – первая волна образования партий (в 1990 г. образовалась ЛДПР, демократическая платформа в КПСС, в 1991 г. была учреждена Народная партия свободной России);

1991 – 1993 гг. – вторая волна партийного строительства, начавшаяся после августа 1991 г. (Партия экономической свободы, Партия консолидации, Крестьянская партия и др.);

1993 – 1995 гг. – на этом этапе начинается ломка системы протопартий и образование новых политических партий – ПРЕС, блок “Выбор России”, “Яблоко”;

1995 – 2000 гг. – период экстенсивного развития многопартийной системы, субъекты которой конкурируют не за завоевание власти, а за депутатские мандаты;



2000 – по настоящее время – период сознательных усилий властных структур по созданию той или иной модификации двухпартийной системы.

В настоящее время изменен закон о выборах. Власти делают все для того, чтобы уменьшить число партий в парламенте, для того, чтобы достичь двухпартийной системы.

По новому закону отменена минимальная явка на выборах и проходной балл для партий должен составить не менее 7%. При этих условиях максимальное количество партий в парламенте – 5.

Законы Дюверже

Закон Дюверже - один из принципов в политологии, который утверждает, что избирательная система при которой «победитель получает все», как правило, приводит к установлению двухпартийной политической системы. Эту тенденцию обнаружил Морис Дюверже, французский социолог и политолог, который описал этот эффект в ряде статей, опубликованных в 1950-х и 1960-х годах.

Суть закона:

Система мажоритарного представительства ведёт к тому, что шансы новых мелких партий попасть в парламент весьма незначительны. Как правило, в парламенте оказываются с одной стороны представители какой-либо традиционной народной партии, часто социал-демократического направления, а с другой - либерально-консервативной партии. Типичными примерами являются двухпартийные системы США, Мальты и т. д.

В основе закона лежит мысль о том, что разумные политики и избиратели в конце концов поймут бесперспективность ситуации, когда на национальном уровне соревнуется более двух партий. Хотя в соревновании в течение нескольких лет могут принимать участие три партии, та из них, которая начинает терять голоса, исчезнет быстро. Это произойдет, когда всем станет ясно, что она не получит места в представительном органе, пока голоса в ее пользу равномерно распределены по всей стране. И наоборот, число партий в пропорциональной избирательной системе будет определяться скорее общественными силами, чем системой, допускающей голосование одновременно за несколько партий.

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

Революционные

Реформистские

Консервативно-реакционные

Умеренные

Радикально-экстремистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Доктринальные (защита своей идеологии),

Прагматические (практическая целесообразность деятельности)

Харизматические (вокруг лидера)

Кадровые - состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании. Члены - все те, кто проголосовал за них.

Массовые - основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия - обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти , если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий - установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.

Парфенов : Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей . Но их деятельность носит политический оттенок , они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии , которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).

Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой . (Здесь и далее различные пособия по политологии)

Современная жизнь с ее быстро меняющимися реалиями требует от человека самостоятельной защиты собственных интересов. Правительства. Законодательство. Государственные структуры не всегда имеют возможность полностью учесть потребности всех слоев и групп населения (даже в самых демократических государствах). Одновременно распространение знаний и улучшение способов коммуникации позволяет все большему числу людей считаться для отдельного человека «своими» по причине осознания общности интересов.

На основании такой общности происходит самоорганизация людей. В общественной жизни она обычно принимает формы политических партий. Общественных организаций и движений.

Коротко о сущности

Между формами самоорганизации людей много общего. Все они создаются на добровольной основе, без непосредственного побуждения со стороны органов власти (хотя деятельность их властью контролируется). Объединяют партии и движения людей, осознавших наличие у них общих интересов. Вовсе не обязательно общими должны быть все интересы данной группы, но такая особенность должна присутствовать.

Цель создания партии или движения – защищать совместно различными способами эти общие интересы . Способы в принципе могут быть любыми, в том числе и незаконными (террористическая организация – тоже общественная организация). Важно, чтобы все участники партии или движения воспринимали такие методы. Партии и движения могут возникать благодаря воле ограниченного круга лидеров, а могут быть результатом и стихийного творчества масс.

Обычно считается, что наличие политических партий и общественных движений – признак демократичности общества, но это не совсем так. Некоторые возможности для подобной самоорганизации предоставляют и авторитарные режимы.

Участие в партии или движении – дело сугубо добровольное. Даже в нацистской Германии и в СССР никого не принуждали вступать в партию силой, и отказ от этого не карался.

Итак, политические партии и общественные движения представляют собой формы добровольной самоорганизации общества для защиты общих интересов больших групп людей.

Общие характеристики

Уже понятно, что эти две формы имеют весьма много общего. Среди таких характеристик можно выделить основные.

  1. Наличие программного документа . Цели партии или движения должны быть понятно изложены, чтобы к ним могли присоединиться все, кто разделяет соответствующие ценности. Не обязательно документ должен называться «программой», но его наличие непременно.
  2. Наличие структуры управления . Партия или движение должны иметь признанных лидеров, которые будут искать методы реализации целей и обеспечивать дисциплину совместных действий рядовых участников.
  3. Формализм . Люди с общими интересами должны иметь возможность отличать «своих» от «чужих». Для этого применяются детали одежды, членские билеты и многое другое. Лидеры обладают информацией о количестве и местонахождении своих людей. А вот формальное признание и регистрация органами власти не обязательно (партия большевиков до 1917 года действовала нелегально, но весьма успешно).
  4. Наличие ограничений . Участником движения или членом партии может стать не каждый, кто выразил желание. Ограничения могут быть любыми: по возрасту, полу, общественному положению. Это не дискриминация в чистом виде, а результат стремления обеспечить наиболее результативную реализацию поставленных целей.
  5. Источники финансирования . Это могут быть сугубо добровольные пожертвования участников либо фиксированные членские взносы.

Однако между общественным движением и партией есть и немало различий, позволяющих четко отделить одно от другого.

Главные отличия

Партии и движения отличаются взаимопроникновением. Часто одно перерождается в другое. Но все же есть несколько принципиальных деталей отличающих их.

  1. Главный метод . Основным способом, каким партия защищает интересы своих сторонников, является получение политической власти. Любая партия создается именно для этого – провода во власть своих людей, которые продвинут нужные решения методами государственного управления. Движения иногда тоже так поступают (если закон позволяет), но это вовсе не обязательно.
  2. Территориальность . Партия жестко привязана к территории государства. В других державах могут существовать партии с аналогичными целями. Но они имеют собственную структуру, и никакого подчинения между ними не может быть. Даже те же большевики после революции создали республиканские партии. А движение «Гринпис» охватывает весь мир…
  3. Главное ограничение . В партии не принимают несовершеннолетних и лиц, не имеющих по каким-либо причинам права голоса. Причина понятна – они никак не могут стать составляющими политической системы, поскольку не имеют соответствующих прав. Исключение – радикальные нелегальные партии, принимающие в свои ряды тех, кому они твердо намерены предоставить политические права после своего успеха. Участие же несовершеннолетних в различных общественных движениях – дело обычное.

Под конец следует обратить внимание еще на одну деталь. Государство обычно старается несколько ограничивать право граждан на создание партий и движений. Это делается для того, чтобы желания маргинальных меньшинств не приносили вреда интересам большинства.

Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга. Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть, либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 Века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по иным культурным регионам современного мира.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей. придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как "машины, для выборов" справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования, сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров, как на общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой "народной поддержки".

Партия - это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими и политическими убеждениями лип. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:

  • 1. высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;
  • 2. стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
  • 3. активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;
  • 4. пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

  • 1. долговременность организации, т.е. партия, рассчитывает на длительный срок политической жизни;
  • 2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  • 3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее;
  • 4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии.

В соответствии с этими критериями партии могут быть:

  • · классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;
  • · национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);
  • · проблемными, вызванными и подчиняющими свою програмистику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);
  • · государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;
  • · формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;

Политические партии - это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они представляют в роли институтов -посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

Политические партии как самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете, выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие "вывески" использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.

Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов: добровольность; сочетание личных и общественных интересов, самоуправление; равноправие участников; законность; гласность.

Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение: может структурно не оформляться; может объединять организации различной политической ориентации; как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:

I стадия: зарождения идей; появление активистов; выработка общих взглядов;

II стадия: пропаганда взглядов; агитация; привлечение сторонников;

III стадия: более четкое формирование идей и требований; развитие общественно-политической активности;

затем: оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;

если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять на: национальные (в рамках одной страны); региональные; континентальные; мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.

Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов:

  • · защита экономических и социальных интересов трудящихся;
  • · культурное просвещение и воспитание;
  • · социализация трудящихся;
  • · представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение - объединение женщин различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения - защита прав женщин.

Женское движение неоднородно.

  • · Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении "слабого пола".
  • · Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный "мужской шовинизм". По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.
  • 2. Антивоенное движение - объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель - ликвидация угрозы войны.
  • 3. Экологическое движение - это движение в защиту окружающей среды.

"Зеленые" выступают:

  • · за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;
  • · за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
  • · за закрытие вредных производств;
  • · против различных форм загрязнения окружающей среды.

Главная цель экологического движения - предотвращение глобального экологического кризиса.

  • 4. Правозащитное движение - объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.
  • 5. Молодежное движение - выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.
  • 6. Национальное движение - набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.

Кроме того, существуют: движение неприсоединения; движение против расовой и национальной дискриминации; движение за установление нового экономического порядка; движение крестьян за землю и социальные права; пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям.

По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года -- сорока пяти, с 2012 года -- сорока) тысяч членов участников (или кого-нибудь ещё), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В Российской Федерации политическая партия должна насчитывать не менее 10 тыс. членов, а региональные отделения должны иметься более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения политической партии должны насчитывать не менее 100 членов партии, а в остальных - не менее 50 членов.

В структурном отношении партии представляют собой систему, в которую входят: партийный аппарат; ядро партии; партийная масса; сторонники; способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды; создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.

Правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях. В некоторых конституциях или законах специально не оговариваются нормы, касающиеся партий, а партии приравниваются к другим общественным формированиям, союзам, объединениям и ассоциациям. Поэтому на политические партии могут распространяться нормы, общие для всех этих общественных организаций. Если речь идет о специальных законах, о политических партиях, то такие законы в ФРГ, Португалии и др. существуют. Есть специфический вид законов, которые регулируют финансирование политических партий. Иначе говоря, есть такие подходы, при которых регулируются не вообще правовой статус партии, закрепляется не универсальное регулирование, а берется одна сфера их жизнедеятельности.

Законы о политических партиях своей регламентацией охватывают несколько направлений. К примеру, закрепление понятия партии, разграничение партий от других общественных организаций, закрепление статусной роли, функций, порядка образования и основных принципов функционирования. В некоторых случаях могут закрепляться формальные требования к образованию партий (определение минимума числа членов), может закрепляться обязательная регистрация, обязательность определенного числа филиалов в регионах. Кроме того, в законах может закрепляться участие партии в деятельности государственных v органов. Закрепляются основные направления работы, принципы деятельности партий во время выборов либо участие в комплектовании органов государства, участие в деятельности парламента.

В некоторых законах фиксируются пределы полномочий партий, перечень определенных запретов. Закон может содержать такие нормы, что партии не могут выступать против конституционного строя государства, не могут призывать к нарушению неделимости территории государства, призывать к войне и т.д. Законы, регулирующие деятельность партии, могут включать в себя формы и порядок их запрета, в случае нарушения партиями определенных условий.

Наиболее подробно законы регулируют отношения между партиями и парламентами. Отношения с другими органами государства, как правило, менее урегулированы. Отношения партии - парламент наиболее естественны и поэтому наиболее урегулированы.

Законы могут регулировать правила использования партиями средств массовой информации. Нормы, посвященные этому вопросу, содержатся либо в законах, либо в постановлениях правительства. Например, в таких актах может закрепляться определенное общее количество телевизионного времени для политических партий во время избирательных компаний. Могут закрепляться принципы распределения этого времени между партиями.

Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии - одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло и в законодательстве многих стран содержатся положения; обязывающие политические партии предоставлять государственным органам отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.

Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах, т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах. Государство, утверждая устав как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу могут содержаться в иных разделах и статьях.

В любом случае, правовое или конституционно-правовое регулирование статуса партии - это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.

Отличие партии от других политических институтов

Нельзя забывать о том, что и цели, и функции партии должны, прежде всего, служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия».

Содержание закона о политических партиях в РФ и его основно проблематики

  • 1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
  • 2. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;
  • 3. Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»;
  • 4. Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»;
  • 5. Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»;
  • 6. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ;
  • 7. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»;
  • 8. Политическая партия «Республиканская партия России»;
  • 9. Политическая партия «Демократическая партия России»;
  • 10. Общероссийская политическая партия «Народная партия «За женщин России»;
  • 11. Политическая партия «Альянс Зеленых - Народная партия»;
  • 12. Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России»;
  • 13. Политическая партия «Города России»;
  • 14. Политическая партия «Молодая Россия»;
  • 15. Всероссийская политическая партия «Новая Россия»;
  • 16. Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»;
  • 17. Политическая партия «КОММУНИСТЫ РОССИИ»;
  • 18. Всероссийская политическая партия «Народная партия России»;
  • 19. Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России»;
  • 20. Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!;
  • 21. Всероссийская политическая партия «Партия свободных граждан»;
  • 22. Всероссийская политическая партия «Партия Социальных Сетей»;
  • 23. Политическая партия «Союз Горожан»;
  • 24. Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости»;
  • 25. Российская политическая партия «Социал-демократическая партия России»; политическая партия
  • 26. Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ;
  • 27. Политическая партия «УМНАЯ РОССИЯ».

В конце 90-х г.г. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 50 политических партий. На 1.01.1999 в соответствии с федеральный законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Министерством Юстиции были зарегистрированы 141 политическая партия и общероссийские политические объединения. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, истории было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации - однодневки.

В России сформировалась группа влиятельных партий, вот некоторые из них:

  • - "Единство и отечество" - Единая Россия. Программные цели: сотрудничество всех ветвей власти; не человек для власти, а власть для человека; гражданину вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод; социальное партнерство; эффективная система социальных гарантий; улучшение делового климата в стране, структурные реформы, развитие финансового рынка; Россия должна стать страной, способной защитить себя, где гарантирована безопасность для каждого человека, где надежно работают правоохранительные органы, действует справедливая судебная система; формирование и поддержка международной политики, направленной на повышение роли России в мире; сохранение общественной стабильности.
  • - Коммунистическая партий Российской Федерации. Основные цели уставной деятельности: пропаганда социализма-общества социальной справедливости, коллективизма, свободы, равенства, подлинного народовластия, означающего власть трудящегося большинства, объединенного посредством Советов; обеспечение максимально возможного представительства трудящихся в органах власти; формирование планово-рыночного, социально-ориентированного, экологически безопасного хозяйства, гарантирующего стабильное помещение жизненого уровня граждан; укрепление федерального многонационального государства при равноправии всех субъектов Федерации; неразрывное единство прав человека, полное равенство граждан любых национальностей на всей территории России, патриотизм, дружба народов; прекращение вооруженных конфликтов, разрешение спорных вопросов политическими методами; защита интересов рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда.
  • - "Яблоко". Программные цели: народовластие, разделение властей. возвращение парламенту контрольных полномочий, в экономике реформа структур управления, финансовой системы, прав собственности. ключевых элементов социальной инфраструктуры, создание "экономических основ конкурентной рыночной экономики", формирование эффективного собственника, предпринимателя, инициативного работника. создание социально-экономических и политических предпосылок для достижения социального согласия в обществе, отказ от остаточного принципа финансирования науки, культуры и образования, отказ от применения военной силы при разрешении внутренних конфликтов.
  • - Либерально-демократическая партия России. Основные - цели уставной деятельности: построение парламентскими методами правового государства с многоукладной, социально ориентированной экономикой через пропаганду идей либерализма и либеральной демократии; признание частной собственности священной и неприкосновенной; политический плюрализм; гарантия гражданских прав и свобод обеспечение равных возможностей и широкая социальная защита всех членов общества; отстаивания равноправия всех наций и народностей, населяющих Россию, решение национального вопроса только в конституционных рамках; отказ от насильственных действий.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»