Преподобные антоний и феодосий киево-печерские. Феодосий печерский

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Преподобный Феодосий Печерский — основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле.

Перу преподобного Нестора Летописца принадлежит замечательное литературное произведение — «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерскаго «. Древнейший список этого сочинения относится к рубежу XII-XIII вв. и содержится в Успенском сборнике.

Относительно времени создания «Жития» ведутся споры: одни исследователи полагают, что оно было написано спустя несколько лет после смерти Феодосия (1074) и связывают работу над «Житием» с началом его местного монастырского почитания и до перенесения его мощей в печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы в 1091 г.

Другие приурочивают написание «Жития» ко времени общерусской канонизации знаменитого игумена в 1108 г. Кроме того, сам Нестор в предисловии к своему труду указывает, что осуществил его после создания «Чтения о Борисе и Глебе».

Нестор пришел в монастырь, когда Феодосия уже не было среди живых, но зато живо было устное предание о нем. Оно и послужило «списателю» основным источником при работе над «Житием».

Он также использовал рассказы печерского келаря Феодора, который хорошо знал мать подвижника и многое узнал от нее о доиноческих годах жизни подвижника. Наряду с этим Нестор пользовался богатейшим наследием восточно-христианской агиографии, известной ему по уже имевшимся славяно-русским переводам.

Последняя служила ему не только идейно-содержательным и композиционно-стилистическим примером для литературного подражания, но и со

кровищницей, из которой он черпал отдельные образы и выражения.

Исследователи выявили значительный комплекс литературных источников Нестора, — это, прежде всего, «Жития» палестинских (Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Киновиарха, Иоанна Молчальника) и собственно греко-византийских святых (Антония Великого, Иоанна Златоуста, Феодора Эдесского, Феодора Студита), подвизавшихся в IV-VI вв.

Из некоторых переводных агиографических сочинений Нестор заимствовал даже значительные текстовые фрагменты («Жития» преподобных Саввы, Евфимия и Антония), восполняя таким образом биографические пробелы в устном предании о Феодосии Печерском. Структурно труд Нестора представляет собой классическое, «правильное» житие: в нем есть вступление, основная часть и заключение. Вступление безукоризненно следует литературной традиции.

В нем выражены благодарность Богу и самоуничижение: «Благодарю тя, Владыко мой, Господи Иисусе Христе, яко съподобил мя ecи недостойнаго съповедателя быти святыим Твоим въгодьником, се бо испьрва писавъшю ми о житии и о погублении и о чюдесьх святою и блаженою страстотрьпьцю Бориса и Глеба, понудих ся и на другое исповедание приити, еже выше моея силы, ему же не бех достоин — груб сы и неразумичьн».

В нем есть изъяснение целей, ради которых автор взялся за перо. Во-первых, он решал учительно-религиозную задачу: «Да и по нас сущие чьрноризьци, приимьше писание, и почитающе, и тако видяще мужа доблесть, въсхвалять Бога, и, въгодника Его прославляюще, на прочия подвиги укрепляються». Во-вторых, Нестор руководствовался национально-патриотическими интересами, ибо «Житие Феодосия Печерского» является свидетельством перед всем миром, «яко и в стране сей таков мужь явися и угодьник Божий», что ставило Русь в равное положение с другими христианскими государствами.

Вступление содержит просительное обращение автора к читателям: «Молю же вы, о возлюблении, да не зазьрите пакы грубости моей, съдержим бо сый любъвию еже к преподобьнууму, сего ради окусихъся съписати вься си яже о святем». Наконец во вступлении имеется предначинательная молитва автора: «Владыко мой, Господи Вьседрьжителю, благым подателю, Отче Господа нашего Исус Христа, прииди на помощь мне и просвети сьрдце мое на разумение заповедий Твоих и отвьрзи устьне мои на исповедание чюдес Твоих и на похваление святааго въгодника Твоего, да прославиться имя Твое, яко Ты ecи помощьннк всем уповающим на Тя въ векы. Аминь».

Основное повествование «Жития» двучастно: в первой части весьма подробно рассказано о жизни отрока Феодосия до его прихода в пещеру к святому Антонию, во второй — о его иноческих деяниях. Повествуя о юности своего героя, Нестор смело вышел за рамки агиографической традиции и остался в этом оригинален, поскольку у него так и не нашлось подражателей среди последующих русских агиографов. Сочинение Нестора единственное, которое содержит столь фактологически богатую биографию подвижника применительно к ранним годам его жизни и при этом лишенную малейших элементов легендарности.

Главной темой рассказа о юности Феодосия является его борьба за собственное духовное призвание. Все приводимые Нестором факты как бы подчеркивают мысль о божественном предопределении подвижничества Феодосия. Сын в общем благочестивых родителей, Феодосий уже в раннем возрасте почувствовал влечение к подвижничеству и отличался необычным поведением: «хожаше по вся дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг съ въниманиемь.Еще же и к детьмъ играющим не приближашеся, яко же обычай есть уным, нъ и гнушашеся играм их», вопреки уговорам родителей предпочел вместо нарядной носить «худую» одежду и в заплатах, так как «изволи быти яко един от убогых», кроме того, «дати ся веля на учение божьствьнных книг единому от учитель… и вскоре извыче вся грамматикия», вызвав общее удивление своей «премудростью и разумом».

Впоследствии, уже будучи игуменом, Феодосий сохранил любовь к книгам: Нестор свидетельствует, что в его келье денно и нощно писал книги некий инок Иларион, что и сам он смиренно занимался прядением ниток для переплетов, помогая книжному мастеру Никону. Размышляя об этом, Г. П. Федотов поставил Нестору в заслугу то именно, что он утвердил в русской агиографии мотив книголюбия подвижника и любовь к духовному просвещению и тем самым пресек «с самого начала на Руси соблазн аскетического отвержения культуры». В течение всей жизни Феодосий сохранял и тяготение к чрезвычайно скромным одеяниям, а также к трудничеству, являя этим свое смирение.

С идеальным по-христиански образом подвижника контрастирует образ его матери. Он передает прямо противоположную идею — идею земного, материального начала. Последняя подчеркнута Нестором портретной характеристикой: мать Феодосия была «телъмь крепъка и сильна, якоже мужь; аще бо кто не видевъ еа ти слышааше ю беседующу, то начьняше мьнети мужа ю суща». Вместе с тем, она преисполнена любви к своему сыну, но любовь ее по-человечески страстна и слепа, эгоистична и требовательна.

Поэтому она не понимает и не принимает его духовных устремлений. Отсюда и возникает первый зафиксированный русской литературой конфликт «отцов и детей». Нестор свидетельствует о длившемся несколько лет противоборстве Феодосия с матерью и в связи с этим рассказывает о нескольких эпизодах. Когда семья Феодосия после смерти отца переехала из Василева под Киевом в Курск, «божьствьный уноша», непрестанно помышляя о том, «како и кымь образом спастися», возжаждал побывать в святых местах, «иде же Господь нашь Иисусъ Христосъ плътию походи». А было ему тогда 13 лет.

И вот однажды в Курске появились «страньници», направлявшиеся в Палестину, их Феодосий и упросил, чтобы взяли его с собой. Никому не говоря ни слова, ночью, юный подвижник «тай изиде из дому своего», не взяв с собой ничего, кроме одежды, «въ ней же хожаше, и та бе худа». Но «благый Богъ не попусти ему отъити отъ страны сея, его же и щрева матерьня и пастуха быти въ стране сей».

Спустя три дня его мать, узнав, что он ушел со странниками, пустилась за ним в погоню. Когда она догнала Феодосия, то «от ярости же и гнева многа» схватила его «за власы, и повеьже и на земли, и своима ногама пъхашети и», а затем «много коривъши» странников, вернула его домой, «яко некоего зълодея ведуще съвязана». Но и дома, «гневом одержима», она продолжала жестоко бить его, «дондеже изнеможе».

После этого она связала Феодосия и оставила его в запертой горнице. «Божьствьный же уноша вься си съ радостию приимаше и, Бога моля, благодаряше о всьхъ сихъ». Через два дня мать выпустила сына на волю и накормила его, но поскольку была все еще «гневом одержима», то «възложи на нозе его железа», «блюдущи, да не пакы отъбежить отъ нея». По прошествии многих дней она «пакы умилосрьдишися на нь» и начала «съ мольбою увещавати и, да не отъбежить отъ нея, любляше бо его паче инех и того ради не терпяше без него быти» и, получив таким образом обещание, сняла с сына железную цепь. Однако Феодосий не изменил своей жизни.

Он продолжал ходить в церковь каждый день и, более того, начал «пещи проскуры и продаяти, и еже аще прибудяше ему къ цене, то дадяше нищимъ, ценою же пакы купяше жито и, своима рукама измълъ, пакы проскуры творяше». И так продолжалось 12 лет, несмотря на укоры и насмешки его сверстников. В конце концов мать подвижника не выдержала этого и стала «съ любъвию» его просить: «Молю ти ся, чадо, останися таковааго дела, хулу бо наносиши на родъ свой, и не трьплю бо слышати отъ вьсехъ укаряему ти сущю о таковемь деле, и несть бо ти лепо, отроку сущу, таковаго дела делати».

Но Феодосий отказал своей матери, сославшись на пример смирения, данный самим Спасителем, и оправдывая свое занятие не столько любовью к богослужению, сколько любовью к телу Христову: «Лепо есть мне радоватися, яко съдельника мя сподоби Господь плъти Своей быти». Мать было успокоилась, но спустя год вновь начала «бранити ему — овогда ласкою, овогда же грозою, другоицы же биющи и, да ся останет таковаго дела».

После этого Феодосий предпринял вторую попытку уйти из дома, какое-то время он жил в другом городе у какого-то священника, продолжая делать «по обычаю дело свое», но вновь был найден матерью и возвращен с побоями назад. На сей раз свои подвиги смирения и трудничества Феодосий решил усугубить подвигом сурового аскетического умерщвления плоти. Он «шедъ къ единому от кузньць, повеле ему железо съчепито, иже и възьмъ и препоясася имь въ чресла своя, и тако хожаше. Железу же узъку сущю и грызущюся въ тело его, онъ же пребываше, яко ничьсо же скьрбьна от него приемля телу своему».

Однако это не долго скрывалось. По случаю какого-то праздника «властелин» Курска устраивал пир, на котором дети всех именитых граждан должны были прислуживать гостям. Соответственно, и Феодосию надлежало там быть. Мать приказала ему переодеться «въ одежу чисту», и он, «простъ же сы умъмъ», стал переодеваться прямо при ней. Разумеется, все было обнаружено. Мать «раждьгъшися гневъмь» на своего сына, «съ яростию въставъши и растьрзавъши сорочицю на немь, биющи же и, отъя железо от чреслъ его. Божий же отрокъ, яко ничьсо же зъла приятъ от нея, обълкъся и, шедъ, служаше предъ възлежащими съ вьсякою тихостию». Прошло еще какое-то время.

И вот однажды, будучи на богослужении, Феодосий обратил внимание на слова Евангелия: «Аще кто не оставить отьца или матере и въследъ мене не идеть, то несть мене достоинъ». Они так поразили его, что он твердо решил принять иноческий постриг «и утаитися матере своея». Вскоре подвернулся удобный слчайя: мать Феодосия уехала на несколько дней на село. Тогда «блаженый» «и изиде отай изъ дому», взяв с собой только немного хлеба «немощи деля телесныя». Он отправился в Киев, следуя за купцами «не являяся имъ», и так за три недели достиг своей цели. В Киеве он обошел все монастыри.

Однако нигде его не приняли, «видевъше отрока простость и ризами же худами облечена», а более всего по промыслу Божию. Во время своего обхода Феодосий услышал «о блаженемь Антонии», который живет за городом в пещере и отправился к нему. Антоний поначалу отговаривал Феодосия, видя его молодость и боясь, что он не выдержит суровой жизни в тесной пещере, но Феодосий уговорил его. По повелению Антония великий Никон, священник и искусный черноризец, постриг Феодосия «и облече и въ мьнишскую одежю».

Исследователи полагают, что это произошло в 1032 году. Вскоре новопостриженный инок удивил и Антония и Никона своим подвижничеством. Однако этим его борьба с матерью не закончилась. Четыре года мать пыталась найти своего сына, «плакаашеся по немь люте, биющи въ пьрси своя яко и по мрьтвемь».

Случайно она узнала, что его видели в Киеве, когда он искал пристанище в монастыре, и сразу же отправилась в путь: «нимало же помьдьливъши, ни длъготы же пути убоявъшися въ прежереченый градъ иде на възискание сына свего». Обойдя все киевские монастыри, она наконец узнала, что сын ее находится в пещере у «преподобнааго Антония».

Она к пещере, «лестью», то есть хитростью вызвала старца и после долгой беседы с ним «последи же обави вину, ея же ради прииде». «Молю ти ся, — сказала она, — отьче, повежь ми, аще сде есть сынъ мой. Много же си жалю его ради, не ведущи, аще убо живъ есть». По простоте ума и не подозревая хитрости, Антоний подтвердил подозрения матери. Тогда она изъявила желание увидеть сына, после чего обещала уйти «въ градъ свой». Антоний предложил ей вновь вернуться к пещере на «утрей дьнь», пообещав уговорить Феодосия выйти.

Но как он ни старался, подвижник не захотел нарушить свой обет отречения от мира и выйти к матери. На другой день последняя уже не со смирением, а с угрозой стала требовать, чтобы Антоний показал ей сына: «Изведи ми, старьче, сына моего, да си его вижю! И не трьплю бо жива быти, аще не вижю его! Яви ми сына моего, да не зъле умру, се бо сама ся погублю предъ двьрьми печеры сея, аще ми не покажеши его!» В скорби спустился Антоний в пещеру к Феодосию, и на этот раз подвижник, «не хотя ослушатися старьца», вышел к матери. Мать едва узнала своего сына, — так сильно он изменился «от многааго его труда и въздрьжания, и охопивъшися емь плакашеся горко».

Чуть успокоившись, она взмолилась: «Поиде, чадо, въ домъ свой! И еже ти на потребе и на спасение души, да делаеши в дому си по воли своей, тъкмо да не отълучайся мене! И егда ти умьру, ты же погребеши тело мое, ти тъгда възвратишися въ пещеру сию, якоже хощеши. Не трьплю бо жива быти не видящи тебе». Но Феодосий выразил твердый отказ, лишь посоветовав ей, коль скоро она хочет с ним видеться, принять постриг в одном из киевских женских монастырей. Несколько дней он уговаривал свою мать, поучал ее и молился о ее спасении «и обращении сердца ея на послушание».

Наконец Бог услышал его молитвы, и мать сдалась. После наставлений преподобного Антония она ушла в женский монастырь, «именуемь святааго Николы». Здесь она «въ добре исповедании» прожила много лет и «съ миром успе». Второй раздел основной части «Жития Феодосия», значительно более объемный, посвящен собственно монашеским трудам подвижника. Повествовательная структура этой части представаляет собой сцепление отдельных рассказов об отдельных эпизодах из жизни Феодосия и некоторых знаменитых печерских насельников, а также из истории монастыря.

Прежде всего, Нестор описывает аскетические упражнения святого, связанные, вероятно, с умерщвлением плоти. Так, Феодосий имел обыкновение отдавать свое тело на съедение оводам и комарам, а сам тем временем терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы (подобный подвиг совершал некогда Макарий Александрийский, о котором расказывалось в Египетском патерике).

По свидетельству агиографа, Феодосий непрерывно носил под верхней одеждой власяницу; никогда не спал «на ребрах», лежа, но только сидя на стуле; никогда не возливал «воду на тело», то есть не мылся; питался исключительно сухим хлебом и вареными овощами без масла, но при этом на общей трапезе всегда пребывал с веселым лицом. Нестор утверждает потаенный характер аскезы подвижника, намеренно скрытый от братии монастыря.

Например, проводя ночи в молитвенных бдениях, Феодосий всякий раз замолкал и притворялся спящим, когда слышал приближение кого-нибудь из иноков к его келии. В «Житии» неоднократно говорится о молитвенных трудах Феодосия. Он молился обычно с плачем, «часто к земле колена преклоняя», и чаще всего предметом его молитв было спасение вверенного ему «стада».

В дни великого поста подвижник всегда удалялся от братии в пещеру для полного уединения. Его молитвенные подвиги были сопряжены также и с преодолением бесовских «страхований». Согласно Нестору, молитвой и твердостью духа Феодосий достиг полного бесстрашия перед темными силами; более того, с его помощью другие насельники монастыря избавлялись от ночных наваждений.

«Яко храбръ воинъ и сильнъ», святой побеждал «злые духи, пакоствующиа в области его». Немало сил положил Феодосий на организацию жизни иноков в ограде монастыря. Так, он построил для братии келии поверх земли, а пещеры оставил лишь для немногих затворников; он заимствовал из Константинополя Студийский устав и ввел его в монастырский богослужебный и дисциплинарный обиходы, устранив таким образом киновийный, или особножительный, порядок жизни в монастыре; наконец, по его инициативе была заложена большая каменная церковь Успения пресвятой Богородицы.

Рассказывая об иноческих трудах Феодосия, Нестор постоянно подчеркивает его нравственные добродетели: «смиренный смысл и послушание», «смирение и кротость». Даже став игуменом, подвижник не изменил своего нрава: «не бо николи же бе напраси, ни гневлив, ни яр очима, но милосерд и тих». Святой оставался мягким даже по отношению к нарушителям монастырских правил, он не наказаниями, а «притчами» стремился вразумить таких нарушителей и привести их к раскаянию. В своей заботе о монастыре Феодосий творит чудеса.

Но все они лишены религиозной мистики, они связаны обычно с пополнением монастырских припасов и, будучи по цели хозяйственными, по сути имеют характер естественной закономерности. Так, недостающие хлеб и вино вдруг появляются в монастыре благодаря какому-нибудь благодетелю, и именно в тот момент, когда эконом уже отчаялся найти какой-либо выход из трудного положения.

Нестор показывает в «Житии», что Печерский монастырь существовал исключительно милостыней мира. При этом, однако, стараниями Феодосия жизнь монастыря, в свою очередь, была ориентирована на общественное служение, на дела милосердия. Так, святой игумен построил близ монастыря богадельню и на ее содержание отпускал десятину от всех монастырских доходов; каждую субботу он посылал в город воз хлеба для заключенных в тюрьмах.

Кроме того, подвижник был духовником многих мирян — князей и бояр, и таким образом оказывал очень сильное нравственное воздействие на жизнь светского общества современной ему Руси. В этой роли Феодосий выступал и как заступник за обиженных, и как непримиримый обличитель общественных пороков. Приведу несколько примеров, иллюстрирующих содержание «Жития» в части, посвященной иноческим трудам Феодосия.

Характеризуя исключительные смирение и незлобивость святого, Нестор рассказывает о таком эпизоде. Как-то игумен оказался в гостях у князя Изяслава, когда последний находился довольно далеко от Печерского монастыря. Когда наступило время расставания, князь приказал «нощьнааго ради несъпания» отвезти Феодосия в монастырь «на возе».

Возница, увидев ветхую одежду своего пассажира, решил, что он простой монах, «един отъ убогыхъ», и обратился к нему с язвительной речью: «Черноризьче, Се бо ты по вься дьни порозденъ еси, азъ же труден сый. Се не могу на кони ехати, но сицеве сотвориве: да азъ ти лягу на возе, ты же могый на кони ехати».

Феодосий, услышав это, послушно слез с телеги и сел на коня, а возница улегся спать. Всю ночь они так и ехали. Когда Феодосия одолевала дремота, он шел рядом с конем. Наступил рассвет, и навстречу им все чаще начали попадаться проезжие бояре, направлявшиеся к князю. Они почтительно приветствовали Феодосия. Дабы не смущать возницу, подвижник предложил ему поменяться местами, и постепенно того охватывает тревога: видя уважение, с каким встречали его пассажира проезжие, он понимает как грубо обошелся с ним. Наконец они подъехали к монастырю.

У врат иноки приветствовали своего игумена земным поклоном. Возницу охватывает ужас. Но Феодосий радушно приказал накормить его и, щедро одарив, отпустил с миром. Бесспорен нравоучительный смысл этого рассказа. Однако его живые детали настолько естественны и достоверны, что кажется, будто задача сюжета состоит не столько в прославлении добродетельности Феодосия, сколько в изображении постепенного прозрения незадачливого возницы, так что назидательная история в наглядную бытовую сценку.

Подобных эпизодов в «Житии» немало. Все они придают повествованию сюжетную занимательность и художественную убедительность. Замечателен также рассказ об общественном столкновении преподобного Феодосия с великим князем Святославом. Сыновья Ярослава Мудрого, Святослав и Всеволод изгоняют с Киевского великокняжеского стола своего старшего брата Изяслава, тем самым нарушив заветы своего отца. Овладев Киевом (1073 г.), они приглашают Феодосия Печерского к себе на обед.

Однако последний, «разумевъ, еже неправедно суще изгнание еже о христолюбци, глаголет посланому, яко не имам ити на трапезу Вельзавелину и причаститися брашна того, исполнь суща крови и убийства». С этого времени Феодосий начинает обличать Святослава за то, что он, став великим князем, «неправедно сотворивша и не по закону седша на столе том и яко отца си и брата старейшаго прогневавша». В таком духе игумен посылает князю «епистолии», неустанно и неотступно обличая его. Нестор вспоминает в частности об одной.

В ней Феодосий писал так: «Глас крови брата твоего вопи-еть на тя к Богу, яко Авелева на Каина!» и при этом вспоминал других «древних гонителей», «убойников» и «братоненавидников». Послание это так сильно разгневало князя, что он «яко лев рикнув на праведнааго и удари тою («епистолией») о землю». Тогда же распространился слух, будто бы «блаженый» осужден князем «на поточение». Близкие — и монахи, и бояре — пытались уговорить Феодосия, чтобы он больше не обличал князя. Но подвижник изъявил готовность даже к смерти и потому продолжал укорять Святослава «о братоненавидении».

Тем не менее, постепенно острота конфликта сглаживается: Феодосий перестает обличать князя, а последний, чувствуя правоту этих обличений, стремится к примирению с игуменом: с его благсловения он приезжает в монастырь и игумен поясняет ему мотивы своего поведения: «Что бо, благый владыко, успеет гнев наш еже на державу твою. Но се нам подобает обличити и глаголати вам еже на спасение души. И вам лепо есть посолушати того!».

Далее Феодосий поучает князя о любви к брату, пытаясь склонить его к примирению. После этого отношения между Святославом и игуменом возобновились. Однако князь все еще не хотел последовать наставлениям святого старца: «тольми бо бе и враг радегл гневом на брата своего, яко ни слухом хотяше, того слышати. Феодосий же «по вся дьни и нощи моля Бога о христолюбци Изяславе и еще же в ектении веля того поминати, яко стольному тому князю и старейшу всехъ. Сего же (Святослава), якоже рече чрез закон седшу на столе томь, не веляше поминати в своем монастыри».

И лишь спустя еще какое-то время игумен, «едва умолен быв от братии», согласился поминать Святослава, но все же на втором месте после Изяслава. Рассказ этот по существу раскрывает характер отношений между Церковью и Государством в домонгольской Руси. Из него видно, что авторитетный служитель Божий не считает мирских и политических дел неподсудными своему духовному суду, однако в отношении участников этих дел он не выступает, как власть имущий; напротив, он выступает, как воплощение кроткой силы Христовой, подчиняя в конце концов закон земной правды закону божественной любви.

Последняя часть «Жития» посвящена подробному рассказу о смерти преподобного Феодосия Печерского, последовавшей 3 мая 1074 г. Незадолго до кончины игумен явил чудо прозорливости, предсказав ее день и час: «в суботу, по възитии солнца, душа моя отлучится от телесе моего». Перед смертью святой в последний раз обратился к братии с поучением, простился со всеми и назначил своим преемником Стефана. На рассвете он остался один в келии. Лишь келейник тайно наблюдал за ним сквозь приоткрытую дверь.

Предсмертная молитва его была о своей душе и о монастыре, видимо в откровении ему была предуказана судьбы обители, ибо он со словами радости предал свою душу Богу: «Благословен Бог, аще тако есть! Уже не боюся, нъ паче радуяся отхожю света сего». Смерть подвижника была ознаменована чудесным видением. Великий князь Святослав находился тогда вдалеке от монастыря «и се виде столп огнен до небесе сущь над монастыремь темь. Сего же никто же не виде, но токмо князь един». Святославом это видение было воспринято как знамение: «Се яко же мьню, дьньсь блаженый Феодосий умре».

В небольшом заключении Нестор сообщает о жизни монастыря после смерти Феодосия, отмечая его процветание. Здесь же он оставляет и автобиографические сведения: сообщает о своем приходе в монастырь, о пострижении, о посвящении в дьякона и, наконец, о своей работе по составлению «Жития».

Итак, «Житие преподобного Феодосия Печерского» является замечательным памятником литературы, для него характерны большая живость повествования, правдоподобное изображение монастырского быта, яркие зарисовки житейских ситуаций. При этом весьма нетрадиционен образ матери подвижника — женщины благочестивой, но вместе с тем властной, суровой, противящейся желанию сына посвятить себя Богу.

Неоднозначен и характер самого Феодосия: будучи лично идеально смиренным, он однако решительно выступает против князя, когда тот нарушает общественные законы. Исследователи обнаружили в «Житии», наряду с текстуальными заимствованиями, немало сюжетных мотивов, заимствованных Нестором из памятников переводной агиографии.

Феодосий прославился своим аскетизмом, носил ветхое рубище, которое, по словам составителя его жития Нестора, сияло на нём как честная багряница царская . Перед Великим постом Феодосий обычно уходил в затвор на всю четыредесятницу. Затворяясь в пещере, он брал с собой немного хлеба, а дверь снаружи засыпали землёй и братия монастыря общалась с ним только по крайней нужде через оставляемое небольшое оконце, и то только в субботу или воскресение.

Скончался Феодосий в 1074 году после непродолжительной болезни. Перед смертью он попросил похоронить его ночью в той пещере, где он совершал свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена. Не позднее 1088 года преподобный Нестор Летописец написал первое житие Феодосия.

В 1090 году игумен и братия лавры решили, что тело Феодосия необходимо перенести в основанную им церковь. За три дня до праздника Успения монахи начали раскапывать могилу и были обнаружены нетленные мощи Феодосия, как повествует Нестор - «власы только притяскли к голове ».

Перенесение мощей преподобного в церковь было совершено в праздник Успения Богородицы при стечении многих епископов и игуменов киевских монастырей. Во время татарского нашествия мощи Феодосия были положены под спуд у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время.

Из литературного творчества преподобного Феодосия сохранились 6 поучений и 2 послания к великому князю Изяславу .

ФЕОДОСИЮ ПЕЧЕРСКОМУ
Тропарь, глас 8

Возвысився на добродетель, / измлада возлюбив монашеское житие, / к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Преподобный ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (†1074)

Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик , третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью, и первый ее преподобный. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры.

Родился около 1008 года в селе Василеве, неподалеку от Киева. Детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

Будучи с детства набожным, Феодосий носил вериги и мечтал о монашестве. В 1032 году, на 24-м году жизни, тайно покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он пытался принять постриг в киевских монастырях, но получал везде отказы в силу своего молодого возраста. Узнав о святом Антонии, Феодосий пришёл к нему и принял постриг (пострижение по указанию Антония совершил Никон Печерский) в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Поселился в пещере вместе с Никоном Великим и Антонием.

Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха , а в 1057 году избран игуменом.

В период игуменства в 1060—62 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около 100 человек. По инициативе Феодосия Печерского был принят первый Устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. При Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской Лавры.


В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Св. Феодосий был одним из последовательных борцов с иудаизмом. В «Киево-Печерском Патерике» рассказывается о ночных посещениях прп. Феодосием религиозных собраний иудеев с целью изобличения последних в их замыслах против христианства и спасения русских христиан от иудейских обольщений. «Блаженный, — повествуется в Патерике, — имел следующее обыкновение: многократно ночью он вставал и тайно от всех ходил к евреям и спорил с ними о Христе; укорял их и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками, поелику желал быть убитым за исповедание Христа». В то время в Киеве было много иудеев, притворно принявших Православие, но продолжавших исповедовать иудаизм и всячески вредить христианам. Тайные иудеи проникли даже в Киево-Печерскую лавру и всячески досаждали православным. За этими перевертышами преподобный имел бдительный надзор. Не доверяя монастырской братии, среди которой могли найтись некоторые не вполне благонадежные иноки, преподобный игумен вставал много раз ночью и самолично, тайно от всех, «исходил» (из своих покоев) к сосланным в монастырь для исправления неискренним крещеным иудеям, препирался с ними, укоряя и стыдя их (коряше и досаждаше я) как отступников и изменников христианству, причем действительно рисковал подвергнуться каким-либо со стороны их оскорбительным действиям.

Преподобный Феодосий активно участвовал в политической жизни Киева, решительно выступил против князя Святополка, свергнувшего Изяслава в 1073 году. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.

Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году . Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.


Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году.

Память преподобного Феодосия совершается:

  • 16 мая (3 мая по старому стилю);
  • 27 августа (14 августа по старому стилю) — перенесение мощей;
  • 10 сентября (28 августа по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
  • 15 сентября (2 сентября по старому стилю) — вместе с преподобным Антонием Печерским.

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан.

Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу
О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. А минь.

Тропарь, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв, отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Наследник отцев быв, преподобне, тех последуя житию и учению, нраву и воздержанию, молитве же и предстоянию. Тем, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие.

Преподобный Феодосий Печерский

Передача о житие преподобного Феодосия Печерского из цикла "Жития преподобных Печерских".
Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа. Память преподобного Феодосия совершается также 14 и 28 августа, 2 сентября.

Публикуем завещание одного из величайших Святых, прославленных Русской Православной Церковью, написанное в XII веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью, по сборнику Паисиевскому Кирилло-Белоезерской библиотеки:

«Господи, Благослови! Я - Феодосии, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа - в чистой и праведной вере рожден и воспитан в добром научении Православными отцом и матерью. Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная.

Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской - не увидят жизни вечной.

Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, - будет ли то жид или турок, или латинянин, ко всякому будь милосерден. Избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере Вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.

Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, - помоги Православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь, и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит писание: “Един Бог, едина вера, едино Крещение”» (Ефес. 4,5).

Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Аще ангел, пришед с небесе, благословит вам, не яко же мы благовестихом, да будет проклят» (Гал. 1,8).

Вы же (латиняне), отринувшие проповедание апостольское и Святых Отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, не вам к нашим, не нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу - чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.

Тако бо было писано: «Воздается комуждо по делам его» о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь».

Слово святого Феодосия, игумена Печерского, о вере христианской и латинской

В первой половине XI века западная церковь окончательно отпала от Церкви восточной. Тогда православные греки глубоко оскорблены были гордыми посланниками папы не только в вере своей, но и в своих народных чувствованиях. (Как глубоко оскорблены были в то время греки папскими послами, для уразумения этого достаточно прочитать грамоту отлучения, составленную кардиналом Гумбертом в Константинополе, в которой православным грекам приписываются все когда-либо бывшие ереси. – Примеч. сост.). Тогда же и в самых писаниях той и другой стороны стали замечаться резкие отзывы о противной стороне. Такого именно настроения известное у нас послание преп. Феодосия († 1074) к великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской, замечательное тем более, что представляет собою самый первый опыт в обличительном роде, написанный собственно русским.

Послание это сохранилось во многих списках, и везде усвояетcя знаменитому игумену Печерскому (Кормч. Рум. муз. № 233, л. 377; Сборн. Царскаго № 393, л. 513 на об.; Патерик кассиановск. редакции 1462 г.; имп. публ. библ. № 271; Новгор. Соф. библ. № 502 и др. Опис. рукоп. Толстова. отд. ИИИ. № 70. С. 599, 600). <…> Cомневаться в его подлинности нет основания.

Повод к написанию послания подал сам великий князь Изяслав, как видно из начала некоторых списков: «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославля, внука Володимерова, игумена Печерского Феодосия о латине. И рече Изяслав: скажи ми, отче, веру варяжскую»; или: «Воспрос благовернаго князя Изяслава о латынех. Прииде некогда благоверный и великий князь Изяслав, сын Ярославль, внук Володимеров к святому отцу нашему Феодосию». Что же побудило великого князя Изяслава спрашивать знаменитого игумена о вере варяжской?

В 1068 году великий князь Изяслав, выгнанный народом из Киева, бежал в Польшу. Король польский Болеслав II приняв Изяслава со всеми знаками искреннего дружелюбия как несчастного государя и близкого родственника, охотно согласился помогать ему. Весною 1069 года Изяслав вместе с Болеславом явился в русских пределах. С помощью поляков он опять сел на своем престоле. Поляков распустили на покорм по волостям, где жители начали тайно убивать их за то, вероятно, что они, как победители и латинцы, мало уважали веру побежденных и делали насилия им. (На это указывают слова послания Феодосия: «Исполнилася наша земля злыя тоя (т.е. латинския) веры; аще узриши некия иноверныя с верным прю деющи, лестью хотяща отвести от правыя веры, помози правоверным, аще им поможеши, то яко овча избавиши от уст львовых». – Примеч. сост.). Вследствие этого Болеслав возвратился в свою землю. Недолго сидел на своем престоле Изяслав; в 1073 году, поссорившись с братом своим, Святославом Черниговским, он задумал снова бежать в Польшу и искать помощи у латин. В этом положении совесть не могла не безпокоить набожного князя недоумениями о вере тех, с которыми хотел он снова вступить в сообщение; уважение же, какое имел князь к преп. Феодосию, могло заставить его искать разрешения сомнениям у великого игумена, – тем более, что митр. Георгий тогда был в Греции (Полн. собр. русск. летоп. І. 78–79).

Послание преп. Феодосия можно разделить на две части: в первой он исчисляет князю разные отступления латин от Православной веры и их недобрые обычаи; а во второй предлагает правила, как должен вести себя князь по отношению к латинской вере и ее последователям. <…> Изложив отступления латин от Православной веры и недобрые обычаи их и сказав, что земля наша «исполнилася злыя тоя веры», преп. Феодосий дает наставления как держать себя по отношению к латинской вере и ея последователям. <…> Кроме этих общих наставлений, преп. Феодосий, обращаясь собственно к великому князю Изяславу, заповедует: «Ты же, чадо, блюдися их, и свою веру непрестанно хвали…» <…>.

В этом послании ясно высказана мысль, что в варяжской или латинской вере нельзя спастись и что не следует иметь общение с латинами в делах, касающихся веры. Так учил преп. Феодосий, а он был таким лицом, пред которым благоговела вся Россия!

То же учение о латинской церкви было и у прочих иноков Киево-Печерского монастыря, в котором преп. Феодосий был игуменом в продолжение двенадцати лет, а из этой обители вышли лучшие люди того времени, которые рассеялись в качестве проповедников Христианства язычникам, основателей монастырей и в сане епископов, распространяя то учение, которому научились в обители. Учение о латинской церкви преп. Феодосия отразилось во всей полноте в летописи преп. Нестора. Прочитайте один рассказ его о том, что внушено было великому князю Владимиру о латинах при крещении его в Корсуни (Там же. 49–50); а летопись Нестора читала и списывала тоже вся Россия.

<…> Тон послания, совершенно согласный с духом того времени и с ревностью Феодосия, горевшего пламенным желанием вразумить и обратить заблудших к Православной вере, не только не может служить признаком не подлинности послания, напротив, скорее ручается за его подлинность.

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.

С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока.

На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

Юного Феодосия Господь привёл к преподобному Антонию – родоначальнику русских иноков учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. Ведь именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.

На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

Юного Феодосия Госопдь привёл к преподобному Антонию – родоначальнику русских иноков учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. Ведь именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.

В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители.

Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый.

Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре.

Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.

Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

В 1091 году мощи святого Феодосия перемещены в Печерскую церковь Успения Богородицы. Еще до этого события, через 10 лет после смерти преподобного, его учеником Нестором было написано его подробное житие, и тем самым была оставлена память для подражания верующим в будущих веках. Преподобный Феодосий Печерский - основатель русского подвижничества. Все русские монахи так или иначе ориентировали свою духовную жизнь по заданному им направлению.

Детство Феодосия

Пресвитер при рождении мальчика пророчески дал ему имя Феодосий, что значит «Данный Богу». Святая палестинская земля, по которой ходил Иисус, когда воплотился на земле, с самого раннего детства привлекала к себе отрока Феодосия. В конце концов мальчик сбежал, соблазненный рассказами странников. Попытка оказалась неудачной, как и следующие за ней. Вообще, в жизнеописании святого мы видим большой объем, описывающий его детство больше, чем других святых.

Основа истории юности Феодосия состоит в кроткой борьбе со своей мамой за духовное призвание, истязаниях, выносимых им, троекратных попытках побега. Про его детство пишут, что мальчик много времени проводил в церкви, с детьми в уличные игры не играл, сторонился детских компаний. Феодосий Печерский стремился к наукам и довольно быстро изучил грамматику, вызывая удивление разумом и премудростью. Книголюбие отрока сохранилось в течение всей его жизни и проявилось тогда, когда он в монастыре писал книги дни и ночи.

"Худость риз"

Еще одной интересной особенностью из детства Феодосия, которая, учитывая его религиозность, приобретает новое значение, было ношение плохой, заштопанной одежды. Родители давали ему чистую новую одежду и просили носить ее, но это единственное, в чем отрок их не слушался. Далее, когда по долгу службы ему приходилось носить светлые и чистые одежды, он носил их с тяжелым сердцем, через несколько дней отдавая нищим. Сам переодевался в старое и залатанное. "Худые ризы" вообще занимают не последнее место в житии преподобного, показывая его необычайное смирение с самого детства. Феодосий Киево-Печерский с детства полюбил худость риз, сделал ее частью своего жизненного поведения и передал ее всему русскому подвижничеству.

Когда умер отец, Феодосий избрал для себя новый подвиг уничижения и опрощения: он выходил с рабами на поле и смиренно работал с ними, показывая тем самым свою аскетическую изобретательность.

Образ матери Феодосия

Когда Феодосий совершил свой третий побег, он попал в Киев, в пещеру преподобного Антония. Старец не пожелал принять его учеником по молодости лет, и Феодосий вернулся домой. После этого было драматическое свидание с матерью, полное жизненной правды. Властный деспотизм вызывает у Феодосия не суровость, а неуверенность в своих силах и робость. Из побежденного в этой борьбе он превращается в победителя. В итоге не он возвращается к матери, а она принимает постриг в одном из киевских монастырей.

Монашеские труды

Нестор, когда писал житие Феодосия Печерского, любил больше рассказывать, чем описывать, поэтому о личных подвигах Феодосия и его духовном облике написано немного и в разных местах повествования. Соединяя эти рассеянные факты, можно составить понятие об аскетичной жизни преподобного Феодосия. О самых суровых подвигах самоумерщвления своего тела пишется в летописи первых лет его пещерной жизни. Ночью, борясь с плотскими искушениями, обнажившись, преподобный отдает свое тело комарам и оводам, распевая при этом псалмы. В дальнейшей жизни Феодосия видно стремление к изнурению тела. Скрывая свою аскезу, он носил власяницу, спал, сидя на стуле, усиленно молился ночами. Сравнительно небольшие аскетические упражнения Феодосий Печерский восполнял непрерывностью своих трудов. С детства сильный и крепкий, он работает и за себя, и за других. Будучи в монастыре при игумене Варлааме, он ночами мелет зерно для всей монастырской братии. А еще позднее Феодосий, игумен Киево-Печерский, часто сам брался за топор, чтобы нарубить дров или натаскать воды из колодца вместо сна или отдыха.

Духовная жизнь Феодосия Печерского

Многие страницы довольно обширного жития святого посвящены его трудовой и деятельной жизни, уравновешивая подвиги духовной жизни. Молитве он отдает все ночи. Исключительно молитве отдается время Великого поста, который преподобный проводил одиноко в пещере. Нестор не показывает каких-либо чудесных качеств молитв или высоких созерцаний. Молитва помогла Феодосию обрести совершенное бесстрашие перед темными силами и позволяла оказывать помощь своим ученикам в избавлении от ночных бесовских видений.

Феодосий, игумен Киево-Печерский

В духовной жизни Феодосия была одна очень важная для него веха - он положил конец монастырю в пещерах, основанному Антонием. После того как игумен Варлаам основал на поверхности земли первую деревянную церковь, Феодосий поставил кельи над пещерой, которые остались для Антония и немногих затворников. Безмолвие и созерцание тесной пещеры он умаляет ради трудовой и братской жизни для построения некой гармонии. В этой гармонии звучат и личные ноты смирения, кротости, послушания. Преподобный Феодосий Киево-Печерский, как отмечает Нестор, при всей своей духовной мудрости был прост умом. «Худые ризы», которые сопровождают его и во время игуменства, навлекают множество насмешек.

Отмечается рассказ о княжеском слуге, который принял преподобного за одного из убогих и приказал ему пересесть с повозки на коня. Социальное уничижение и опрощение было с детских лет одной из черт его святости. Поставленный во главе монастыря, Феодосий не изменил своего нрава. При своей тихости и самоуничижении, он очень многому поучает в проповедях, которые отличаются простотой формы и содержания. Также Феодосий старается соблюдать монастырский устав до мелочей во всех его деталях и желает, чтобы все совершалось по чину и с благоговением. Однако при всей своей требовательности Феодосий не любил прибегать к наказаниям. Он мягок был даже к тем, кто, убежав, возвращался с раскаянием. Единственный некий образ строгости был в отношении хозяйственных дел монастыря.

Нестор описывает рассказы келаря Федора о том, как святой игумен спасал монастырь от разной нужды. Эти чудеса наряду с даром прозрения - единственные, которые творит святой Феодосий Печерский. Через все игуменские чудеса проходит запрет святого заботиться о дне завтрашнем, его расточительное милосердие. Например, чудесное наполнение закромов происходит в порядке природной закономерности: в то время, как монастырский эконом отчаивается от мыслей, из чего приготовить обед или где найти вино для литургии, неизвестный благодетель привозит в монастырь возы вина и хлеба. Из жития святого создается впечатление, что монастырь существует только за счет неоскудевающего потока милостыни.

Святой Феодосий очень сильно печется об уставной бедности - отбирает по кельям всю лишнюю снедь, одежду и сжигает все это в печи. Так же он поступает со всем, что сделано без благословения. Всепрощающий и добрый игумен становится суровым при неповиновении, которое вытекает из Примечательно, что он и тут не наказывает виновных, а уничтожает только материальные блага, которые, как он считал, впитывали в себя демонические начала алчности и своеволия.

Милосердие святого Феодосия

Оставаясь кротким и милосердным всегда и во всем, одинаково относясь к разбойникам, которые пришли ограбить его монастырь, или к грешным и слабым инокам, святой Феодосий Печерский не только не изолировал свой монастырь от мира, но и создал теснейшие связи с мирским обществом. В этом состоит один из его заветов русскому монашеству.

Около монастыря был построен дом для слепых, хромых и больных с церковью во имя св. Стефана. На содержание этой богадельни шла десятая часть всего дохода монастыря. По субботам Феодосий посылал целый воз хлеба в город для заключенных в тюрьмах.

Преподобный Феодосий был духовным отцом многочисленных мирян, в том числе князей и бояр, которые приходили исповедовать свои грехи. Он положил начало традиции выбора духовных отцов среди монахов. С того времени духовенство стало оказывать еще большее влияние на нравственное состояние народа.

Тихий и кроткий наставник мог быть твердым и неотступным в тех случаях, когда речь шла о поруганной правде. Один из последних рассказов Нестора рассказывает о его заступничестве за обиженную вдову, которая пришла к нему за помощью и, не узнав его в убогой одежде, рассказала о своей беде.

Правдолюбие святого Феодосия

Непримиримость к неправде приводит игумена к столкновениям не только с судьями, но и с князьями. Его духовное противоборство с князем Святославом, изображенное в житии, завершает духовный портрет Феодосия и является символом отношения Церкви к государству Древней Руси. Когда два брата изгоняют старшего с Киевского престола, овладевают городом и зовут на застолье Феофана, тот отказывается и обличает братьев в грехах убийств и незаконного владения властью, сравнивает князя Святослава с Каином, а его брата с Авелем. В итоге князь Святослав приходит в гнев. Ходят слухи об изгнании Феодосия.

Святослав не смог поднять руку на праведника и, в конце концов, приезжает со смирением в монастырь к Феодосию с попыткой помириться. Много раз праведный Феодосий безуспешно пытался умолить Святослава примириться с братом, пытаясь достучаться до сердца киевского князя. В обители он всем велит молиться за законного изгнанного князя, и только после долгих просьб братии тот соглашается поминать на втором месте и Святослава.

Житие святого Феодосия показывает, что святой готов был за правду идти в изгнание и на смерть, подчинялся закону любви и жизненной целесообразности. Он считал своим долгом поучать князей, а их долгом - слушаться его поучений. Но Феодосий выступает по отношению к князьям не как обладающий властью, а как воплощение кроткой силы Христовой. Молитва Феодосию Печерскому призывает к непоколебимому благочестию душ и телес, помощи и заступничеству, благочестию главных лиц страны.

Таков был Феодосий, живущий целостной духовной жизнью, изливающий Свет Христов из глубины своей души, отмеряющий евангельской мерой подвиги и добродетель. Таким он остался в памяти русского подвижничества, таково житие Феодосия Печерского.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»