Священник Марк Тайсон об уходе из Константинопольского патриархата: Я не “юридический перебежчик”. Священник Марк Кравченко: Святой равноапостольный Великий князь Владимир

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Почему князя Владимира называют святым, равноапостольным и Великим?

– Все три определения связаны с великим служением князя Владимира русскому народу и государственности в целом, которое было положено краеугольным камнем в основание нашего Отечества и веры Православной в земле Русской.

Равноапостольным он называется в силу того, что был первым человеком, с которым крестился весь народ на Руси. Мы знаем, что ранее были крещены княгиня Ольга и многие другие мученики (Феодор и Иоанн, к примеру), люди известные и малоизвестные исповедовали христианство и до Крещения Руси, но именно в масштабах государства, когда крестятся и князь, и простолюдины, все от мала до велика, – такое было только при князе Владимире. Благодаря его трудам по распространению веры Христовой в пределах его земель он и назван равноапостольным, потому что, как и апостолы, трудился на ниве проповеди Христова Евангелия, положил ради нее много сил и здоровья. Собственно, крестившись, всю свою жизнь он посвятил Богу и трудился ради того, чтобы, освободившись из языческого плена греховного, стать действительно просвещенным светом Христова учения.

Поэтому он и святой, и великий?

– Да, в силу того, что он уже до Крещения Руси пользовался популярностью (как сказали бы мы сейчас), и она еще больше усилилась с проповедью Христова Евангелия, с заботами по благоустройству государства, которые он взял на себя после Крещения Руси. Благодаря всему этому люди и дали ему определения – Великий князь, равноапостольный, Красное Солнышко, потому как видели его отеческую любовь, старание, заботу, благодаря которым народ доверял князю (что сейчас подчас немыслимо, когда люди не доверяют власти, к сожалению, а власть не доверяет народу). Такое наименование никому из князей ни до, ни после не давали.

Мы видим в князе Владимире пример тех взаимоотношений, которые замечательно возводят наш ум к тому яркому и красочному образу, воспетому в том числе в церковных песнопениях, которые мы поем, когда совершаем богослужение в честь святого равноапостольного Великого князя Владимира. Эти песнопения являются тем избытком чувств, от которого уста глаголют.

Князь Владимир выбрал для Руси Православие – каков исторический смысл этого выбора?

– Исторический смысл велик. Ведь князю Владимиру можно было выбрать любую веру: и мусульмане приходили к нему, и иудеи, и со стороны немцев было предложено принять Крещение князю и его народу, но Владимир принял греческое Православие. Хотя тогда, как мы знаем, раскола еще не было, но тенденция устремления к земной власти уже была заметна в римско-католическом ответвлении Православной веры. А князю хотелось, чтобы на Руси Православие было воспринято немного по-другому. Поэтому, когда мы читаем его житие, и в истории, и в летописях, то понимаем, что он не просто принял Православие, а фактически его завоевал, чтобы впоследствии на все будущие столетия русский народ не зависел бы ни от греков, ни от немцев, ни от кого-то еще.

Эта независимость и позволила нам сейчас иметь ту Церковь, которая наряду с другими Поместными Церквями по численности уже даже превосходит те, что в древности были более славными. Благодаря князю Владимиру Церковь Русская имеет своего Предстоятеля. Конечно, исторически мы отдаем дань Греческой Церкви как той, от которой восприняли Крещение. Но в целом заслуга князя Владимира состоит в том, что то, что после Крещения он оставил и буйность языческой жизни, и гордость, и прочие свойства, что позволило ему пойти путем, отличным от руководителей многих других, даже христианских, государств, которые и поныне являются зависимыми от других государств и Церквей. Им был выбран иной исторический путь.

Проявленная князем Владимиром независимость, когда он, показав свою силу, завоевал Херсонес и потребовал принцессу Анну, как раз и заложила тот факт равнозначных отношений, которых греки не хотели, но которые Владимир, как говорится, навязал мечом. И когда нас убеждают, что Русь крестили обманом или еще как-то, то это, конечно, ложь и незнание истории. Веру не навязали князю Владимиру, не он находился в какой-то ущербной ситуации, а, наоборот, Византийская империя в тот момент переживала распри, внутренние нестроения, междоусобицы, и Владимир, в том числе и поэтому, Промыслом Божиим смог крестить Русь, так как это невозможно было бы сделать ранее. Поэтому падение Херсонеса, города, считавшегося одним из ключевых для Византийской империи, стало ощутимым ударом, который позволил диктовать условия на равных.

И еще один момент, который следует упомянуть: исторически, если бы (хотя, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения) князь Владимир крестил Русь не в Православие, а, к примеру, принял бы мусульманство, то христианская Европа гораздо раньше исчезла бы с лица земли. И то, что мы видим в Европе сейчас, когда христианские храмы закрываются и превращаются в мечети, произошло бы гораздо раньше. Христианство сохранялось в Европе именно благодаря тому, что Русь приняла Православие и князь Владимир укрепил свое государство, расширил его до тех пределов, которые были бы невозможны, если бы он был язычником и покорял бы только с мечом в руках.

Благодаря его равноапостольным трудам земли присоединялись на добровольных началах многими князями, видевшими в князе Владимире человека, который не предаст, а будет действительно надежным братом и защитником. Для язычника это подчас недостижимый идеал – он ожидает удара в спину, а христианская любовь князя Владимира к людям, ко всем, с кем он общался, позволяла укреплять границы Руси, хотя в то же время, как мы знаем, он продолжал делать это и мечом во время набегов, совершаемых другими народами. Поэтому князю Владимиру Европа в общем-то тоже обязана. И то, что сейчас она отдает свои христианские святыни под мечети, тоже свидетельствует нам о многом. С одной стороны, о том, что на Руси нет князя Владимира, который бы защитил Европу. С другой стороны, понятно, что так происходит из-за упадка христианства в Европе. Ее население, утратив христианские ценности, пришло к такому состоянию, что их порабощают – духовно, физически, материально. Конечно, мы видим протест этому, но я думаю, что европейцам надо бы все-таки вспомнить князя Владимира, помолиться ему, чтобы он избавил их от невзгод, междоусобиц, нестроений, того потока греха, который устремляется в том числе из Европы и к нам.

А каковы ценности и принципы, которые лежат в основе Православия и становятся мощным толчком для развития культуры, цивилизации?

– Мы с вами знаем, что любой человек любого вероисповедания, может быть, даже и неверующий, все равно от сотворения мира имеет нравственный закон, данный Богом. И знает, образно говоря, что такое хорошо и что такое плохо. Когда человек эти ценности теряет, что неминуемо происходит, как только он начинает грешить, то начинается смерть человека, его родословной, народа в целом. Недаром святые отцы говорят, что грех есть начало смерти. Поэтому христианство, Православие дает нам ту жизнь в Боге и с Богом, благодаря которой человек не превращается в животное и не становится потом еще хуже скота, а, напротив, взращивает в себе образ Божий и, следуя за Христом, спасает и душу, и тело.

Ведь мы знаем, что история, в том числе нашего многострадального государства, неразрывно связана с тем фактом, что как только оскудевала вера, мы терпели унижения от неприятелей. И, напротив, подчас даже не имея каких-то материальных возможностей противостоять превосходящим силам противника, с верой в Бога наши воины творили чудеса. Поэтому до сих пор Европа помнит и Ушакова, и Суворова, и многих других наших полководцев, которые спасали неблагодарную Европу от тех многих бедствий, которые она бы претерпевала, если бы не русский штык.

А Великая Отечественная война – это проявление духа предков? Ведь формально народ был неправославным?

– Знаете, как свидетельствовали многие воины, ряды духовенства, которое было расстреляно, уничтожено, сослано в лагеря и ссылки, восполнило духовенство, пришедшее с полей сражений. Мы знаем и архимандрита Кирилла (Павлова), и многих других священнослужителей, славные жизнеописания которых читаем уже как жития святых. На войне неверующих не было, а если они и были, то мы видим, что неверующие люди не возвращались с полей гораздо чаще, чем люди верующие. Об этом говорят воины-афганцы и многие другие. То, что люди уверовали в Бога в пламени войны, увидев все самое страшное, привнесло в Церковь ту крепкую веру и крепкое стояние в истине, благодаря которым Церковь выстояла до нынешних дней, невзирая ни на какие хрущевские гонения и другие трагические события, личные или общенациональные. Поэтому здесь мы можем однозначно сказать, что вера утверждает человека во всем. И христианин никогда не будет чего-то бояться, потому что боится он одного – прогневать Бога. Боится греха, а все остальное для него не столь важно.

Ваш храм во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира находится при Казачьем кадетском корпусе. Расскажите, как жизнь корпуса связана с жизнью Вашего храма?

– Наш храм построили три с небольшим года назад, чтобы кадеты, которые обучаются с 5-го по 11-й классы, не ездили куда-то далеко, тем более что сопровождение группы мальчишек, да и вообще детей представляет большие сложности. В Москве иной раз сложно улицу перейти без риска для жизни, поэтому сопровождающие испытывали трудности. Обучаясь именно в Казачьем кадетском корпусе, кадеты учились, в том числе, и казачьим традициям, которые неразрывно связаны с Православием, – они посещали Николо-Перервенский монастырь или храм Влахернской Иконы Божией Матери, который находится в Кузьминках, но это было и неудобно, и рискованно. Тем более, что расписание у кадет составлено очень и очень плотно – много секций, кружков, и найти дополнительное время, которое тратилось бы на дорогу, сложно.

Поэтому решили построить сначала часовню, затем к ней пристроили алтарь, и по благословению Патриарха Кирилла уже храм был освящен епископом Воскресенским Саввой, викарием Святейшего Патриарха. Меня с первых дней назначили его настоятелем. Впоследствии храм и алтарь расширили, пристроили колокольню, потому что кадеты стали приходить в храм-часовню, а она изначально была рассчитана всего на 50 человек, и мы, конечно, не справлялись с тем, чтобы мальчишки не мерзли на улице.

У нас обучается около 380 кадет, и на данный момент храм тоже маловат. Спокойно стоять и молиться в нем могут 150 человек, и когда в начале года брать благословение приходит весь кадетский корпус, то мы вынуждены делить их на группы. Ребята стоят на улице, где мы сделали навес рядом с храмом, чтобы хотя бы не дул ветер и не лил дождь. Ведь на нашей совести и здоровье наших детей. К кадетам я отношусь как к своим детям. Когда меня спрашивают: «Батюшка, сколько у Вас детей?», я говорю, что восемь своих и 380 приемных. Поэтому мы стараемся создать для них все условия. Под уличным навесом положили деревянный настил, чтобы мальчишки, приходящие к нам в храм, не стояли бы совсем на асфальте. И в том числе чтобы не было претензий со стороны родителей, потому что родители у кадет разные и им тоже важно, чтобы дети не простужались. В будущем, я надеюсь, с Божией помощью в Кузьминках будет построен храм еще большего размера, чтобы он мог вмещать больше кадет и местных жителей.

Сейчас наш храм – единственный на территории Кузьминок, остальные, даже если рядом, относятся к другим районам. Влахернский храм – к Выхино-Жулебино, храм Святителя Тихона – к Люблино, фактически наш храм один на 120 тысяч человек населения. Даже если предположить, что часть людей другой веры или атеистически настроены, все равно наш храм на 150 человек – это капля в море. Конечно, работы непочатый край, особенно, учитывая то, что раньше храма не было, а сейчас храм наш Божиим Промыслом построен так, что в него могут приходить и жители города, не только кадеты.

Вот сейчас у нас в храме молятся лишь несколько кадет, которые живут рядом, остальные разъехались на каникулы, и к нам приходят местные жители, которые тоже нуждаются в храме Божием и которым далеко добираться куда-то еще. Поэтому наш храм несет служение не только по окормлению Казачьего кадетского корпуса, но и является светильником для жителей микрорайона, к которому они могут прийти, затеплить свечу перед иконой Спасителя, помолиться о живых и усопших. И это очень важно. А наши бабушки, когда видят, как к нам на Литургию приходят кадеты, иной раз плачут, умиляются или переживают, что их дети, внуки не ходят в храм. И это тоже служит воспитанием и для старых, и для молодых.

Как я понимаю, жизнь храма тесно вплетена в жизнь кадетского корпуса?

– Так издревле было на Руси, что при каких-либо более или менее значимых учебных заведениях всегда находился храм, что с молодых корней воспитывало людей не в грехе, а в добродетелях Божиих. Этот свет никогда не должен угасать, и, я считаю, каждое нормальное высшее учебное заведение должно иметь свой храм. К такой традиции на Руси стали возвращаться, мы видим, что и при высших учебных заведениях, и при других устраиваются храмы, молельные комнаты или налаживаются взаимоотношения с храмами, которые находятся рядом, чтобы они окормляли то или иное высшее учебное заведение.

Если мы этого совершать не будем, то свято место пусто не бывает – его займут сектанты, иноверцы, проповедники, может быть, даже те, кто увлекается сатанизмом, и мы можем просто потерять молодежь как будущее нашей страны.

В преддверии праздника расскажите, какие планируются богослужения в храме и как добраться желающим?

– Наш храм находится в микрорайоне Кузьминки, ближе к станции метро «Волжская». В принципе, можно добраться и от станции «Кузьминки», но от «Волжской» можно и пешком, а от метро «Кузьминки» надо проехать две остановки на любом транспорте в сторону Люблино до Московского казачьего кадетского корпуса (остановка так и называется, и любой из местных жителей ее знает). Хотя не все местные жители, к сожалению, знают о том, что в Кузьминках есть храм и он действует. Наде-емся, что с помощью вашего телеканала местные жители о нем узнают.

Богослужения у нас будут следующие: накануне праздника в 17 часов состоится всенощное бдение, Исповедь мы начинаем чуть раньше, так как храм маленький, молитву перед Исповедью начинаем в 16.40. После всенощного бдения у нас будет небольшой праздничный концерт для прихожан. Так как праздник в этот рабочий день и не все смогут остаться после молебна, Литургии и крестного хода, мы решили провести праздничный концерт именно вечером. В сам день праздника в 8 часов утра будет отслужен молебен, в 9 часов начало часов и Божественной литургии, по окончании которой будет совершен крестный ход, так как это наш престольный праздник.

Всех Владимиров хотелось бы поздравить с днем ангела! А также поздравить и всех сотрудников Внутренних войск с днем Небесного покровителя, которым для них является князь Владимир, и, конечно, пригласить всех, кто будет иметь такую возможность, посетить наш храм.

Несмотря на то, что храм построен относительно недавно, Божиим Промыслом у нас есть много различных святынь, собранных с разных частей света, – частица мощей Феодора Ушакова, Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, святой княгини Ольги, других святых. Есть иконы, которые мы освящали на мощах во время паломнических поездок с прихожанами нашего храма в Иерусалим и Грецию. Многие из приходящих с удивлением обнаруживают, что есть кому помолиться, причем есть образа даже довольно редких святых, которых не увидишь в большинстве московских храмов. Они привезены со Святой Земли, из Греции. Люди, благодаря СМИ, интернету, телевидению, узнают об этих святых, хотят приложиться, помолиться. Это замечательно и для наших кадет, и для прихожан.

Так что всех поздравляю с днем памяти святого князя Владимира и приглашаю на нашу торжественную службу. Дай Бог, чтобы страна наша, воинство и все именинники находились под его особым водительством и всегда подражали равноапостольному князю в добром преображении, которое он принес к алтарю Божия Царства, благодаря чему были устроены храмы по всей нашей земле.

Всем помощи Божией и успехов в трудах молитвами святого равноапостольного князя Владимира!

Расшифровка:
Даша Бецис

Во внимание к 75-летнему юбилею победы советского народа в Битве за Москву, участники Круга помянули воинов, павших на поле брани при защите столицы, отдельно выделив при этом подвиг кубанских казаков.

По древней казачьей традиции Круг начался с молитвы, которую совершили председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, войсковой священник Центрального казачьего войска, настоятель храма св. равноап. кн. Владимира при МсККК им. М.А. Шолохова иерей Марк Кравченко и первый войсковой священник ЦКВ протоиерей Виталий Коценко.

По древней казачьей традиции Круг начался с молитвы, которую совершили председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, войсковой священник Центрального казачьего войска иерей Марк Кравченко и первый войсковой священник ЦКВ протоиерей Виталий Коценко.

Избранный для ведения Круга есаулец – заместитель атамана Отдельского казачьего общества Московской области казачий полковник Николай Георгиевич Шаповалов передал право первым обратиться к делегатам Круга войсковому атаману казачьему генералу Ивану Кузьмичу Миронову, который произнеся слова«Именем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа» объявил о начале работы высшего органа управления в казачьем обществе.

С приветственным словом к Кругу обратились помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Алексей Николаевич Журавлев, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Виталий Иванович Сучков, ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) Валентина Николаевна Иванова, заместитель верховного атамана Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья» казачий генерал Павел Иванович Платов. Они особо отметили значительный вклад казаков ВКО «Центральное казачье войско» в общее дело возрождения и становления казачества, в том числе и в дело воспитания молодых казаков в рамках системы непрерывного образования на базе Первого казачьего университета, обеспечившего обучение более 150 казаков-наставни ков для казачьих кадетских корпусов и классов.

Войсковой атаман Иван Кузьмич предоставил кругу развернутый доклад-отчет, в котором была подробно освещена деятельность войска за отчетный период. Атаман отметил, что не один он тянул свою ношу, а работала слаженная и дружная команда, отсюда и результаты, о которых было доложено на Круге.

Главным направлением в работе атамана и правления войска было возрождение казачьих традиций. Особо была выделена деятельность по несению государственной службы, в том числе воинской, оказание содействия в охране государственной границы, охране общественного порядка и общественной безопасности, обеспечении экологической и пожарной безопасности, участие в природоохранных мероприятиях, в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне.

Подводя итог своему выступлению, Иван Кузьмич подчеркнул, что общие результаты деятельности войска складываются из дел каждого конкретного казака. Атаман поблагодарил всех за совместную работу и призвал не оставлять ее и в будущем: «Надо и дальше работать вместе, ведь у нас общие дела и задачи».

Деятельность войскового атамана была признана удовлетворительн ой, а отчет утвержден одобрительным казачьим «Любо!»

Председатель контрольно-ревиз ионной комиссии войска Вячеслав Юрьевич Калинин дал подробный отчет по движению финансовых средств казачьего общества за последние три года. Было отмечено, что все расходы осуществлялись согласно утвержденных смет, нецелевых расходов выявлено не было. Круг признал работу КРК удовлетворительн ой и утвердил отчет.

Ответственный за деятельность Ассоциации «Молодежная казачья организация ВКО ЦКВ», ответственный сопредседатель Ассоциации поддержки развития молодежного казачьего движения «Союз казачьей молодежи» Степан Юрьевич Нестеров подробно доложил кругу о проведенных в 2016 году молодежных казачьих мероприятиях.

С большим интересом встретили атаманы и участники Круга информацию заместителя войскового атамана по юридическим вопросам Александра Александровича Кима о ситуации по внесению казачьих обществ ВКО ЦКВ в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Было особо подчеркнуто, что действующим законодательство м всестороннее взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в регионах предусмотрено только с реестровыми казачьими обществами. В связи с этим атаманам окружных (отдельских) казачьих обществ, входящих в состав ВКО ЦКВ было поручено в первом полугодии 2017 года обеспечить внесение всех казачьих обществ в госреестр.

Заместитель войскового атамана по безопасности, атаман МОКО ВКО ЦКВ казачий полковник Андрей Евгеньевич Шустров, доложил о работе войска по формированию и координации деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ, подчеркнул важность этого вида государственной службы. Круг поручил атаманам ОКО принять дополнительные меры к развитию народных дружин из числа членов казачьих обществ по всем направлениям деятельности, предусмотренным федеральным законодательство м, а правлению ВКО ЦКВ обобщить опыт подготовки казаков-дружинни ков и направить в 1-м квартале 2017 года соответствующую информацию в окружные (отдельские) казачьи общества.

Круг также рекомендовал атаману Западного (Тульского) окружного общества казачьему полковнику Алексею Ивановичу Альховику обобщить опыт организации работы округа по вневойсковой и допризывной подготовке членов казачьих обществ и направить соответствующую информацию в окружные (отдельские) казачьи общества для последующего практического применения.

Затем со словом к казакам обратился митрополит Кирилл. Владыка отметил, что с избранием Ивана Кузьмича Миронова войсковым атаманом заметно улучшилась работа в войсковом обществе, в том числе, и по духовному окормлению казаков и членов их семей.

Владыка сказал: «Мне любо видеть, как готовятся к несению взятых на себя обязательств казаки-дружинник и – у них хороша и физическая подготовка, и духовная, и это им помогает в несении службы.Хотелось бы также напомнить, что когда казака поощряют, то он всегда отвечает, что служит, в том числе, Вере Православной. А ведь это требует от казаков ежедневного труда над собой. И в этом ему помогают утренние и вечерние правила, исповедь и причастие Святых Таин Христовых.

Напомню, что казаки всегда были православными. Образно говоря, казачество – это исторически и духовно сложившееся православное рыцарство.

Современному казачеству необходимо уделить важнейшее внимание настоящему действительному воцерковлению. Воцерковленный казак, а иных и быть не может, должен по воскресеньям посещать храм, соблюдать церковные посты и правила, возрастать духовно, быть примером благочестия, мужества и верности для окружающих».

Владыка призвал атаманов на местах создавать все условия для деятельности духовенства Русской Православной Церкви в казачьих обществах. Обращаясь к войсковому духовенству, митрополит сказал: «Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. Она есть опора для христиан, и она обладает критериями истины и является ее хранительницей. В этой связи я обращаюсь ко всем казачьим священникам, на которых возложена ответственность духовного совершенствовани я казаков, с дерзновением и вдумчивостью относиться к своему пастырскому служению, чтобы тем самым оправдать свое призвание».

По мысли Владыки, особое место в деятельности казачьих обществ должна занять работа по духовно-нравстве нному воспитанию подростков и молодых людей: «…тем самым мы взращиваем достойную смену нашего казачества. Убежден, что в целях содействия сохранению традиций и обычаев казаков, а также воспитания подрастающего поколения необходимо систематическое проведение мероприятий по популяризации духовного наследия казачества, пробуждению и укреплению интереса к своим корням и реалиям современной России».

Владыка пожелал всем новых успехов в духовной жизни и в деле становления казачества, поздравил всех с наступающим Рождественским постом, Рождеством Христовым и Новым годом. Преподал архипастырское благословение.

Вице-президент Федерации конного спорта, заместитель атамана ОКО МО по конной подготовке казачий полковник Сергей Владимирович Калинин в своем докладе сообщил участникам круга о результатах работы по изучению истории джигитовки, казачьих приемов управления конем на поле боя, а также коснулся проблем связанных с теми породами лошадей, которые исстари использовали казаки, в частности — донской. Сергей Владимирович отметил, что с 2006 года началось постепенное возрождение отечественного конного спорта. Более того, в 2016 году казачья джигитовка официально признана дисциплиной конного спорта. И в этом же, 2016 году, в Лыткарино был проведен первый в истории Чемпионат мира по джигитовке.

В рамках рассмотрения вопросов повестки дня Круга обсуждались результаты проведения Спартакиады казачьей молодежи, Всероссийского слета казачьей молодежи «Будь готов к труду и обороне» и Всероссийской военно-спортивно й игры «Казачий сполох».

Круг внес изменения в состав КРК и совета стариков ВКО ЦКВ.

Участники Круга, обсудив информацию А.А. Кима об итогах проверки Вологодского окружного казачьего общества и перспективах его вхождения в состав ВКО ЦКВ, приняли решение окончательно рассмотреть вопрос о принятии Вологодского окружного казачьего общества в состав ВКО ЦКВ после внесения всех казачьих обществ, входящих в состав Вологодского окружного казачьего общества, в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.

Круг одобрил инициативу казаков Калужского ОКО о необходимости придания статуса государственного праздника историческому событию «Великое стояние на Угре» (11 ноября) и принял решение обратиться к Совету при Президенте Российской Федерации по делам казачества с просьбой поддержать эту инициативу.

В ходе работы Круга слово было предоставлено протоиерею Виталию Коценко, который вместе с первым атаманом ЦКВ Борисом Борисовичем Игнатьевым состоял у истоков создания войска. Отец Виталий поднял тему увековечения памяти атамана Бориса Борисовича, в связи с чем обратился к участникам Круга с предложением начать организованный сбор информации и воспоминаний для написания книги об истории создания войска и первом войсковом атамане.

Финальным аккордом Круга стало награждение наиболее отличившихся казаков. Так, атаман Владимирского ОтдКО казачий полковник Михаил Фёдорович Петрусенко был отмечен Благодарностью Федерального агентства по делам национальностей, от редакции журнала «Казаки» боевая шашка была вручена войсковому атаману Ивану Кузьмичу Миронову, войсковому священнику Центрального казачьего войска иерею Марку (Кравченко) была преподнесена икона, доставленная со Святой горы Афон. Войсковые награды разного достоинства получили представители региональных казачьих обществ.

Круг прошёл с соблюдением всех традиций, плодотворно, в рабочей обстановке, и закончился общей трапезой под казачьи песни.

– Вы долгие годы служили в Карпато-Русской епархии. Почему именно в ней? Как вы стали священником?

– Моя история с Американской Карпаторусской Православной Епархией (дальше: АКПЕ ) началась в 1990 году. Летом этого года я провел шесть недель в Москве, изучая русский язык в Московском институте стали и сплавов, «МИСиС». Это была программа при ACTR, или «АСПРЯЛ» – Американском совете преподавателей русского языка и литературы. Я находился там вместе с большой группой студентов со всех концов США, и наш студенческий состав жил в общежитии в окрестностях Беляево.

На тот момент я считал себя бывшим католиком. Я был больше заинтересован в игре на гитаре с моими друзьями и в советском шампанском, чем в религии. Туристическая поездка – вот что привело меня в православие.

С новыми знакомыми я посетил Новодевичий монастырь. Гуляя, мы зашли в Церковь Успения, где в тот момент служилась Божественная литургия.

Я был потрясен торжественностью служения и благоговением людей вокруг нас. Я смог понять только одну фразу – “Господи, помилуй!”.

Однако, как мы все знаем, нам не дано испытать Божью благодать с помощью человеческого разума или логики; Божественное Присутствие ощущается нашей душой.

Преисполнившись чувством молитвы вокруг меня, я отошел купить свечку в ларьке, где работающая там бабушка отказалась взять деньги. Она радушно подала мне свечу со словами: «держи, сынок!». Я никогда не забуду этот момент.

Позже, когда я вернулся в США, моя невеста (теперь уже жена, с которой мы вместе 27 лет) и я стали активными членами Римско-Католической Церкви. При нашем посещении обители в Вашингтоне, округ Колумбия, монахини сообщили нам, что через улицу располагается православный монастырь! Выяснилось, что этот монастырь находился под омофором Митрополита Николая, правящего архиерея Американской Карпаторусской Православной Епархии. Я часто ходил туда на службу, и спустя несколько месяцев, уже в 1991 году, я всерьёз начал задумываться о сане священника.

Мы посетили епархиальный центр в Джонстауне, штат Пенсильвания, и после одного года магистратуры в Иллинойсе я поступил в семинарию Христа Спасителя при АКПЕ. После этого мой путь в священнослужители был проложен – меня и мою жену приняли в приход Трех святителей Американской Архиепископии на Пятидесятницу 1992-го года. После семинарии я был рукоположен в сан диакона 24-го декабря 1993 года, а в священники – 10-го сентября 1995 года.

Отец Марк с семьей. Фото: stmarysbluefield.org

Я задумывался, не слишком ли быстро все произошло? Возможно, было бы лучше, если бы я остался ‘дозревать в моей новой вере в течение нескольких лет как прихожанин, – но на все была воля Высокопреосвященнейшего Митрополита Николая. Я благодарен Богу, что Он позволил мне остаться при его алтаре все эти годы, и с любовью сберег меня в священстве.

– Расскажите о храме Успения и приходе.

– Приход, при котором я служил практически семнадцать лет, называется Церковью Успения Пресвятой Богородицы в Блуфилде, штат Западная Виргиния. Исторически церковь была основана старой Русской Митрополией при угольных месторождениях, затем, в 1964-ом году, приход перешел в АКПЕ. Первоначальная церковь была возведена в 1912 году на территории Элкхорна; новый же приход был построен в Блуфилде в 2000-м году, 6-го мая, когда председательствовал Митрополит Николай.

В этот приход меня назначили в конце ноября 2001-го года. Трое из шести наших детей родились здесь; когда мы переехали, нашему старшему сыну было шесть лет. Можно сказать, бОльшая часть истории нашей семьи прошла именно в теплых объятиях этой уникальной общины.

Прихожане первые переселились в Блуфилд; за ними же последовал и приход. Посещаемость в Элкхорне была низкой – тогда люди решили, что на новом месте шансы выжить у церкви выше. Как сказал наш праведный благодетель Юстас Фредерик: “Мы надеялись дать шанс православию на юге Западной Виргинии (продержаться) еще 100 лет.”

Приход, по моему мнению, является одним из наилучших в епархии. Это «всемирная» православная церковь (Pan-Orthodox), где встречаются прихожане из Грузии, Украины, Румынии, Ливана и Греции, наряду с потомками карпаторусских первооснователей. Также в приходе есть и новообращенные, пришедшие в православие уже взрослыми.

Я с тяжелым сердцем прощался с этими чудесными и щедрыми людьми. Я надеялся быть похороненным при приходе. В 2005 году моя семья приобрела ферму в соседней Виргинии. Мы с моей женой имеем участки на кладбище Крестовоздвиженского монастыря в Уэйне, Западная Виргиния. Я никогда не планировал покидать ни приход, ни епархию. К сожалению, решение за меня было принято иерархами и политиками за много миль от меня.

– В вашем письме чувствуется боль и переживание за Украину. Как давно и насколько пристально вы следите за событиями на Украине? Есть ли у вас связь с Украиной? Знакомы ли вы с владыкой Онуфрием?

– Ситуация на Украине очень тревожна для любого православного христианина, который следит за новостями в церковном мире. Хотя некоторые могут не согласиться со мной, я считаю, что это большая ошибка для всех нас – считать, что то, что происходит в Киеве или Стамбуле, не касается местных общин. Церковь – наднациональна, она существует превыше всех наций. Мы все являемся частью бОльшего целого, и мы должны «радоваться с радующимися и плакать с плачущими».

Хотя лично я никогда не встречал Митрополита Онуфрия, но знаю священнослужителей, которые были с ним знакомы, и я считаю, что его отношение к нынешнему церковному вопросу своей страны не иначе как героическое. Я следил за новостями о насильственных изъятиях канонических приходов раскольниками, и я заметил несколько реакций со стороны священнослужителей Украинской Церкви. Ответ однозначно мирный, молитвенный и непоколебимый.

Зная о происходящем, мне пришлось с прискорбием, но с твердостью отказать молодому украинскому студенту в допущении ко Святому Причастию, когда прошлой весной он поинтересовался, что именно ему необходимо сделать, дабы принимать участие в Таинствах в нашем приходе. Он сообщил мне, что принадлежал “Филарету”, я объяснил ему, что его “церковь” находится в расколе и не признается Православным Патриархатом. Что примечательно, с решением отказать молодому человеку в общении с нашей церковью согласился и мой епископ в Джонстауне.

Я намного лучше осознал эту ситуацию после встречи Патриарха Кирилла с Патриархом Варфоломеем в Константинополе 31 августа 2018 года. Вскоре после этого события мне стало ясно, что я не могу больше оставаться в составе Вселенского Патриархата, пока не раскаявшимся раскольникам даруют автокефалию. Я надеялся и молился, что Патриарх Варфоломей поймет, насколько безрассудно было поддерживать общение с такими людьми, но он пошел в другом направлении. Когда он пообещал автокефалию раскольникам и их последующее восстановление в каноническим статусе, он оставил незаживающую рану в Теле Церкви, которая не заживет еще долгое время.

Тех, кто обвиняет меня в необдуманных высказываниях и в том, что я действовал «сгоряча», я хотел бы спросить: сколько канонических храмов нужно отобрать силой, чтобы понять, что Патриарх Варфоломей совершил грубую ошибку?

Сколько понадобится переломанных костей? Сколько священников должны быть высмеяны и выкинуты на улицу? И сколько потребуется убийств, чтобы мы наконец открыли глаза на эту новую и кошмарную реальность? Все вышеперечисленное уже свершилось. Около пятидесяти приходов канонической Церкви были попраны и разрушены раскольниками. Раскольники, наряду с представителями государства, угрожают конфисковать всю каноническую собственность в ближайшем будущем. Эта ситуация может легко превратиться в гражданскую войну.

Мы должны тщательно изучить пятый пункт заявления, изданного Вселенским Патриархатом 11-го октября. Фанар явно обеспокоен проблемой насилия, направленной против приходов канонической Церкви. Патриархия утверждает, что является объединяющей силой и преследует миротворческие цели для решения конфликта на Украине, но последние акты агрессии подрывают эти заявления. Я считаю, что они не только не прекратятся, но и приумножатся.

– Вы перешли в РПЦЗ, а ваш приход? Остался? Последовал ли кто-то из ваших прихожан за вами?

– Я покинул Патриархат и свою епархию 15 октября, в день, когда Москва прервала евхаристическое общение с Константинополем. Я старался избежать поминовения памяти Патриарха любой ценой. Того, кто разжег раскол, вторгаясь на каноническую территорию другого епископа. Того, кто “восстановил” в сане отлученное духовенство без какого-либо раскаяния с их стороны, с их стремлением к славе в виде безудержного национализма и ненавистью к канонической Церкви, ненавистью, соразмерной с идолопоклонством.

Они поклоняются не Святой Троице, а украинскому государству, что диаметрально противоположно всему русскому. Каноническая Церковь Украины является безусловной и органичной частью Московского Патриархата, и националисты надеются на ее полное уничтожение.

Я надеялся, что если смогу убедительно продемонстрировать фактическую ситуацию своим прихожанам, то они проголосуют покинуть Патриархат вместе со мной. К сожалению, после многочисленных юридических консультаций, я пришел к выводу, что мои действия приведут к судебному иску со стороны епархии, и нынешний митрополит в конечном счете вернет приход обратно во Вселенский Патриархат Константинополя.

У меня не было цели привести приход к мятежу, со всеми негативными духовными и материальными последствиями, которые несомненно возникнут в процессе. Я понял, что мой уход будет лучшим решением для нас всех.

Небольшая группа прихожан выразила свое желание покинуть приход Святой Марии. Большинство людей в приходе остались верны епархии. Я уважаю это решение. Они хотят удержать и сохранить свою общину, дать надежду приходу на будущее с епархией, которой они принадлежат уже пятьдесят четыре года. ­­­­­

Их нельзя упрекать за особое внимание к внутренним и локальным вопросам, так же, как и за то, что они менее озабочены действиями Патриарха Варфоломея на Украине, чем я. Я считаю, что миряне несут меньше ответственности за реакцию на такие решения, чем священник.

Я люблю их всех, и я очень огорчен, что мое решение причинило им боль. Тем не менее, действия Патриархата подвели мою душу к черте, через которую я не смог переступить.

– В комментариях к новости о вашем переходе в блоге протодиакона Андрея Кураева один из пользователей предположил, что ваш переход в РПЦЗ мог быть вызван поиском более выгодных материальных условий служения. Что бы вы могли ответить на это?

– Портал диакона Кураева был одним из первых интернет-ресурсов, сообщивших о моем решении покинуть Вселенский Патриархат. Для меня было очень больно читать некоторые комментарии, в которых утверждали, что мой уход связан с финансовой выгодой. В моем прежнем приходе у меня была очень комфортная зарплата – от которой я отказался. Доход моей семьи упал на 75%. Доплаты страхового полиса – теперь наша ответственность.

На данный момент я приставлен к приходу Русской Православной Церкви Заграницей в полутора часах езды от моего дома. Там я являюсь вторым служащим священником, и я отказываюсь принимать священническую зарплату – мне кажется правильным претендовать на нее только после нескольких лет служения, а сейчас я отказываюсь просить настоятеля делить со мной его доход. На данный момент мой новый приход помогает мне с оплатой счетов – недавно мне выделили значительную сумму денег из благотворительного фонда. Я очень благодарен им за столь щедрый поступок, но я знаю, что мне необходимо найти работу, которая будет покрывать все расходы моей семьи.

Недавно модератор одного известного православного блога поинтересовался, создал ли я свой собственный краудфандинговый сайт. Он хотел внести пожертвование, и призвать других поступить так же. И хотя я очень признателен ему за его доброту, я ни на минуту не рассматривал такой вариант. Создание такого сайта лишь подтвердило бы циничное предположение некоторых пользователей блога отца Кураева, что мое решение было сделано из корыстных побуждений, и тех людей, кто согласен с этим мнением.

Суммируя вышесказанное: я не получил никакой материальной выгоды от своего решения уйти из Вселенского Патриархата, наоборот, я в поиске работы, чтобы обеспечить свою семью.

Стоит заметить, что Митрополит Иларион и Восточно-Американская Епархия дали мне кое-что более значимое, чем денежная компенсация – они дали мне возможность служить со спокойной душой.

– Какая реакция последовала на ваше решение со стороны Константинопольского Патриархата? Со стороны знакомых, друзей, прихожан?

– Преобладающими реакциями моих друзей и братьев по епархии были шок, удивление, и даже гнев. Меня обвинили в “отказе” от своего прихода и епархии. Теперь некоторые характеризуют меня как неблагодарного фанатика, который отрёкся от своей епархии, которая сделала для него всё. Всё это искажает истинную суть моего ухода. Я никогда не хотел покидать свой приход и епархию – пока Патриархат не совершил беспрецедентные акты агрессии по отношению к канонической Церкви Украины. Мое решение было связано с действиями Константинополя, но ни в коем случае не Джонстауна или Блуфилда.

В бывшей епархией я пробыл двадцать шесть лет, с приходом – семнадцать лет, было больно и трудно оставить их. Это не было моим добровольным выбором – Патриархат вынудил меня поступить так.

Слава Богу, что есть и те (включая моих бывших прихожан), кто отнесся с пониманием и поддержкой ко мне и моей семье на протяжении всех этих потрясений и перемен. Митрополит Иларион был неизменно добр и внимателен к моим просьбам и потребностям.

Священнослужители Восточно-Американской Епархии приняли меня с распростёртыми объятиями, когда я посетил Генеральную Ассамблею в Хауэлле, штат Нью-Джерси. Мой нынешний настоятель является образцом доброты и щедрости. Я даже получил несколько писем со словами ободрения от священников, с которыми я никогда не встречался. Всех я искренне благодарю за поддержку.

– Если все решения Константинополя по Украине будут отменены, а евхаристическое общение с Русской Церковью будет восстановлено, рассматриваете ли вы возможность возвращения в Карпато-Русскую епархию КП?

– Если бы Патриархаты Москвы и Константинополя восстановили евхаристическое общение (что мне кажется маловероятным), я бы не спешил вернуться. Я не “юридический перебежчик”. Я посвятил половину своей жизни моей бывшей епархии, оставшуюся половину я отдам служению Церкви, которая приняла меня и предоставила убежище. Я надеюсь, что время и здравый смысл помогут восстановиться всем пострадавшим от серьёзных нарушений Патриарха Варфоломея.

Я рассчитываю, что наступят лучшие времена, и я был бы рад навестить и провести службу со своими старыми друзьями из АКПЕ. Но я чувствую долю правды в пословице «вы не можете вернуться домой снова». (В одну реку нельзя войти дважды)

Я прошу всех своих бывших прихожан, братьев и сестер по епархии не судить меня строго, но попытаться понять, что мой уход, мое «отступление», были настолько же болезненными для для меня и моей семьи, как и для них. Да благословит нас Господь, и поможет нам всем!

Побывала здесь 10.04.2014 после другого тайника от Дионисия "Палаты Никиты Зотова", благо, что всё довольно близко.
Ну, что ж, вечерняя прогулка по центру Москвы, чудесным образом подсвеченной, приятна и не утомительна.
Очень понравились скульптуры из камня и малютка-субмарина "Аргус" перед входом в Геологический музей. И вот тут, если бы был избран другой маршрут, то нужная табличка была бы обмерена уже через 3 минуты. Но я выбрала иной маршрут и прогулялась по центру Москвы лишние 10-15 минут. О чем нисколько не жалею.

Несмотря на вечернее время рядом с надгробием раба Божьего Марка тусовалась молодежь, шел народ, срезая проходными дворами ненужные углы. Но поскольку, как мне показалось, все они были заняты исключительно своими делами, смело достала сантиметровую ленту и в два счета произвела нужные замеры. Дома, округлив полученные числа и перемножив их, выслала результаты для зачета. Ну, думаю, и делов-то всего - простенький уж больно тайничок для Дениса!

То, что рано радовалась, стала ясно через три дня, когда получила от админов строгий вердикт: "Ответ неверный! Незачет!" Связалась с автором. Оказалось ошибка на 20 кв. см. Но как это могло произойти? Как говорится, глазам своим мне что ли не верить? Стало интересно, решила провести эксперимент. Дома нашлось пять разных сантиметровых лент (одна даже еще советского производства) и мини-рулетка. Сложила их вместе, подогнав нулевые отметки, ахнула! Смотри фото в фотоальбоме (самый неказистый и стертый сантиметр - советский). Мини-рулетки на фото нет - было сложно держать. Различия такие, что правильно измерить и ответить на виртвопрос можно только, если ты большой везунчик и наугад выбрал именно то измерительное устройство, которое более всего совпадает с ЭТАЛОННЫМ, т.е. с тем, которым пользуется автор.

В связи с этим я слёзно попросила автора в телефонном разговоре назвать тот магазин (торговый центр, ларёк, киоск и т.п.), где он приобрел своё ЭТАЛОННОЕ измерительное приспособление. Чтобы пойти туда и приобрести точно такое же.
А еще есть предложение - создать какой-нибудь еще один тайник в центре, где, например, на одном из шагов будет нарисована эта самая эталонная рулетка, и тогда все желающие смогут не только найти еще один тайник, но и, наконец-то, завладеть метрическим эталоном.

Да, еще кое-что. Табличка, которую надо измерять, как, впрочем, и само надгробие, находятся на газоне. Перед тем, как ступить на него для обмера, я поколебалась - с детства ведь учили по газонам не ходить. Вот так скоро геокэшеры и вытопчут историческую тропу, которая, пока существует российский геокэшинг, пожалуй, не зарастет.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»