Разработка занятия по учебному предмету первая помощь. Оказание первой медицинской помощи детям

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Цель занятия: изучить организацию и средства доврачебной помощи, правила оказания доврачебной помощи.

Организация и средства доврачебной помощи.

Первая помощи - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Такой комплекс включает в себя ряд последовательно проводимых мероприятий: прекращение воздействия травмирующих факторов (например, выключение неисправной машины или оборудования) или вынос пострадавшего из неблагоприятной обстановки, в которой он оказался (извлечение из воды, канализационного колодца и т. д.); оказание доврачебной медицинской помощи на месте (остановка кровотечения, придание удобной позы, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца и др.); по возможности более быстрая доставка пострадавшего в лечебное учреждение.

Оказание первой доврачебной помощи невозможно без наличия минимального набора перевязочных материалов и медикаментов. Поэтому все производственные участки, автобусы, автомобили, колесные тракторы и мотоциклы с боковыми прицепами и должны быть обеспечены медицинскими аптечками.

Правила оказания доврачебной помощи при различных несчастных случаях.

  1. Способы оживления пострадавших

Оживление (реанимация) - комплекс мероприятий, направленных на восстановление дыхания, кровообращения и других жизненно важных функций организма человека. При первой доврачебной помощи оживление проводят тогда, когда отсутствуют или резко угнетены дыхание и сердечная деятельность.

Биологическая смерть наступает не сразу - ей предшествует агония и клиническая (обратимая) смерть. При агонии затемняется сознание, отсутствует пульс на лучевой артерии, наблюдаются неритмичное поверхностное, а иногда и судорожное дыхание, бледность или синюшность кожных покровов. За агонией может последовать клиническая смерть, которая характеризуется прекращением сердцебиения и дыхания. Продолжительность клинической смерти невелика - всего 4...6 мин. После этого в организме, прежде всего в коре головного мозга, развиваются необратимые изменения. Если этот срок упущен и наступит биологическая смерть, то оживление становится невозможным. Вот почему при внезапной остановке сердца (об этом судят по отсутствию пульса на сонной или бедренной артерии) или резком ослаблении сердечной деятельности, что сопровождается отсутствием пульса на лучевой артерии, а также при отсутствии дыхания или грубом его расстройстве необходимо немедленно приступить к простейшей реанимации, которая весьма эффективна, если проводится своевременно и правильно. Основные способы реанимации: проведение искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.

Правила выполнения искусственного дыхания. Прежде всего необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей. Для этого пострадавшего укладывают на спину на жесткую поверхность (пол, щит и т. п.), голову максимально запрокидывают назад, а нижнюю челюсть выдвигают вперед, чтобы зубы нижней челюсти располагались впереди верхних зубов. Затем, обмотав палец носовым платком, быстрыми, но осторожными круговыми движениями освобождают полость рта от инородных тел (пищи, ила, зубных протезов и т. п.), а также от слизи и слюны. После этого приступают непосредственно к проведению искусственного дыхания до полного восстановления естественного (самостоятельного) дыхания.

Наиболее эффективный безаппаратный способ искусственного дыхания - это способ "изо рта в рот" (рис. 1). При этом грудь, живот и конечности пострадавшего освобождают от всего, что может стеснять их движения. Затем оказывающий помощь запрокидывает голову оживляемому назад (при этом подбородок пострадавшего должен занять максимально приподнятое положение) и открывает ему рот, оттягивая подбородок вниз.

Рис. 1. Проведение искусственного дыхания способом "изо рта в рот":

а - вдох; б- выдох

Другой рукой необходимо удерживать голову пострадавшего в запрокинутом положении и двумя пальцами зажать ему нос. Затем оказывающий помощь делает глубокий вдох, плотно прикладывает свой рот через платок ко рту пострадавшего и энергично выдыхает воздух в его рот. После этого следует отнять свой рот ото рта пострадавшего: его грудная клетка опадет - произойдет выдох. Вдувание воздуха нужно ритмично повторять 12...14 раз в минуту.

Если остановка дыхания сопровождается прекращением сердечной деятельности, то одновременно с искусственным дыханием следует проводить непрямой массаж сердца. В этом случае рекомендуется через каждые два вдувания воздуха в легкие пострадавшего 15 раз надавливать на его грудину с периодичностью одно надавливание в секунду. Если же помощь оказывают двое, то в паузе перед каждым последующим вдуванием воздуха выполняют 5...7 массажных движений на сердце.

Правила выполнения непрямого массажа сердца . При проведении непрямого массажа сердца необходимо освободить грудную клетку пострадавшего от одежды, положить его на спину на жесткую поверхность (пол, стол и т. п.), а ноги для лучшего притока крови к сердцу из вен нижней части тела приподнять примерно на 0,5 м. Затем оказывающий помощь кладет ладонь правой руки на нижнюю половину грудины (на два пальца выше ее нижнего края), слегка приподнимая при этом пальцы. Ладонь левой руки спасатель накладывает поверх правой поперек и надавливает, помогая собственным корпусом (рис. 2). Надавливать следует быстрыми толчками с периодичностью 60...80 раз в минуту.

При надавливании на грудную клетку сердце сжимается между грудиной и позвоночником и кровь из полостей этого органа выталкивается в сосуды. При отпускании рук от груди за счет эластичности мышц сердце возвращается к первоначальному объему и кровь из крупных вен подсасывается в полости сердца.

Рис. 2. Проведение непрямого массажа сердца

Массаж сердца считается эффективным при появлении пульса на сонных, бедренных и лучевых артериях, при сужении зрачков и появлении их реакции на свет, при исчезновении бледно-землистой (синюшной) окраски кожи, а в последующем - при восстановлении дыхания и кровообращения. Если дыхание не восстанавливается и зрачки расширены, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца нельзя прерывать даже на короткое время до приезда скорой помощи.

Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна

Должность: преподаватель, классный руководитель

Место работы: ГПОУ «Ижемский политехнический техникум», п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.

Классный час

Тема

Оказание первой медицинской помощи

Цель урока

выработать необходимые знания для оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

Задачи урока

Образовательные:

Обеспечить усвоение основных правил оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

Развивающие:

сформировать навыки работы с информацией;

развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях;

учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности;

формировать ответственное отношение к своему здоровью;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания в сложившейся экстренной ситуации.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки доврачебной помощи).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube.

План классного часа

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Итоги классного часа. Рефлексия.

Методы обучения

Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по теме классного часа,

использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение; планировать шаги действий при попадании в экстренную ситуацию.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

испытывать чувства сострадания и ответственности по отношению к безопасности и жизни другого человека.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Ребята, я рада Вас видеть.

Давайте определим вместе с Вами, чему будет посвящен сегодня наш классный час. В этом нам поможет кроссенс. (слайд 1)

Справка: Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле. Начать разгадывать кроссенс можно с любой узнаваемой картинки, но главным является центральный квадрат. Мы его используем для формулировки темы и цели урока.

Ребята называют, что изображено на рисунках и тему классного часа. (слайд 2)

Изучение нового материала.

первым делом обязательно сообщите кому-либо из взрос-лых о несчастном случае;

если нужно - кричите, громко зовите на помощь;

как можно скорее вызовите скорую медицинскую помощь;

если в результате несчастного случая человек потерял сознание - не пытайтесь перемещать его: это может ухуд-шить его состояние;

чтобы помочь пострадавшему легче дышать, расстегните его воротник, развяжи галстук, ослабьте туго затянутый пояс.

(слайды 4 - 13)

Потеря сознания

Наиболее частая причина — коллапс, обморок — быстрое снижение артериального давления и уменьшение поступления крови к головному мозгу.

В основе коллапса: испуг, переутомление, резкое изменение положение тела.

Первая помощь. Создать телу пострадавшего безопасное положение: положить ноги выше головы, если пострадавший без сознания, или посадить. Дать понюхать раздражающее вещество — нашатырный спирт, одеколон с резким запахом, лук. Дать холодное питье.

Укусы насекомых

Причина: контакт с насекомыми.

Первая помощь. В стакане воды растворить столовую ложку поваренной соли, смочить раствором несколько слоев мягкой ткани и приложить к месту укуса. Некоторые насекомые не месте укуса оставляют не только ранку. Там может находиться как само насекомое, так и его жало. Не пытайтесь его удалить самостоятельно, предоставьте это медработнику.

Боль в животе

Причина: ушибы, сопровождающиеся скрытым повреждением внутренних органов, нарушение функции органов пищеварения, генитальных органов, почек, мочевыводящих путей.

Первая помощь. Немедленно вызвать врача или организовать эвакуацию в медицинское учреждение. До встречи с врачом создать покой, не давать есть и пить. Можно прикладывать холод, если известно, что причина болей травмы.

Отравления

Причина: употребление в пищу ядовитых продуктов.

Первая помощь. Во всех, за исключением отравлений кислотами и щелочами, давать пить в больших количествах теплую воду и попытаться вызвать рвоту. В случае отравления кислотами и щелочами воду пить нельзя! Немедленно вызвать врача или эвакуировать. Если есть остатки продуктов, которые предположительно могли стать причиной отравления, их необходимо собрать в чистую стеклянную посуду и предъявить медикам.

Судороги

Причина: самые различные заболевания, потеря жидкости и солей в условиях горячего сухого воздуха.

Первая помощь. Если судороги, непроизвольные мышечные подергивания, развились как следствие перегрева в горячем сухом воздухе, то пострадавшего переносят в прохладное помещение или в тень, дают прохладное подсоленное питье. Питье дают в металлической посуде, так как пострадавший может откусить край фарфоровой или стеклянной посуды.

Во всех остальных случаях больному просто нужно создать покой до контакта с врачом.

При судорогах лицевых мышц возникает угроза повреждения языка. Больной может его перекусить. В этом случае, если есть возможность, между зубами вставляют какой-нибудь деревянный предмет. Не пытайтесь вставить его насильно — можно сломать зубы! И будьте осторожнее при судорогах — человек может откусить вам палец.

Первая помощь. Рана и прилегающие участки кожи промываются раствором перекиси водорода. Мелкие инородные тела удаляются пинцетом, иглой, зажимом, пальцами. При сильных кровотечениях - тугая повязка или жгут.

Кровотечение из носа

Причина: травма, врожденная хрупкость сосудов носа.

Первая помощь. Посадите пострадавшего. Немного наклоните вперед его голову. Ни в коем случае не запрокидывайте голову назад, при сильном кровотечении существует возможность захлебнуться. Не пытайтесь немедленно остановить кровь, если она вытекает по капле. Небольшая кровопотеря не повредит, а кровотечение может остановиться самостоятельно. Ноздрю, из которой идет кровь, заткните ватным тампоном. Зажмите пальцами ноздри и держите не менее 10 мин. Свободной рукой придержите голову. Если кровотечение не остановится, обратитесь к врачу.

Переломы

Симптомы. В момент травмы ощущается резкая боль, усиливающаяся при попытке движения, характерный звук. При осмотре - припухлость (кровоизлияние), искривление или укорочение конечностей. Часто патологическая подвижность в месте перелома. При открытом переломе костные отломки выступают из раны.

Первая помощь. Обездвижить поврежденную конечность или участок. Для транспортировки пострадавшему нужно обязательно сделать шину, чтобы предотвратить движения сломанных костей. Если у пострадавшего открытый перелом (кровоточащее повреждение с обломком кости) - необходимо продезинфицировать рану (йодом, зеленкой, спиртом) и сделать давящую повязку или жгут, и ни в коем случае не пытаться исправить положение поврежденной кости.

Солнечный удар

Причина: действие прямых солнечных лучей на мозговые оболочки при условии пребывания на открытом воздухе в солнечный день без головного убора.

Симптомы: головная боль, головокружение, тошнота, потеря сознания.

Первая помощь. Отнести пострадавшего в прохладное помещение или в тень, положить на голову холод, дать прохладное питье, можно дать понюхать нашатырный спирт. Если через полчаса состояние больного не улучшится — обратитесь к врачу.

Утопление

Причины: несчастный случай на водном транспорте, невнимание взрослых во время купания детей, игры на воде.

Симптомы: отсутствие сознания, дыхания и пульса, наличие жидкости в дыхательных путях.

Первая помощь.

Проверить проходимость дыхательных путей — во рту может быть ил, водоросли и пр.

Перевернуть пострадавшего вниз головой, если это взрослый — положить животом на свое колено и два три раза интенсивно сдавить грудную клетку, если ребенок — поднять за ноги и встряхнуть, таким образом вы освободите дыхательные пути от воды.
Когда вы убедились в проходимости дыхательных путей, немедленно начинайте реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Следующую часть нашего классного часа мы проведем в другой форме.

Ребята, Вам предстоит поработать в командах. И для каждой команды я выбрала обучающий видеоматериал, но это совсем не значит, что кто-то работает, а кто-то отдыхает.

1 команде - «Оказание первой помощи при поражении электрическим током»

2 команде - «Оказание первой помощи при ожогах»

3 команде - «Оказание первой помощи при обморожениях»

Всем Вам необходимо внимательно просмотреть предложенный материал. По окончанию просмотра, задайте другим командам 3 вопроса (время на совещание в командах 3 минуты). Ребята, учтите, что задавая вопросы, Вам необходимо самим хорошо усвоить материал, т. к. при даче неправильных или неточных ответов Вам надо будет поправить ответ или дать верный.

Итоги классного часа. Рефлексия. (слайд 14)

Запомните! (слайд 15)

Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травму.

Надеюсь, что этот час Вы провели с пользой для себя и своего здоровья. Спасибо за активную работу. До новых встреч.

Для появления вопроса, нажмите на соответствующий номер вопроса;

При нажатии на блок с формулировкой вопроса, сам блок исчезает и в сетке появляется ответ на этот вопрос;

Остальные аналогично;

Для разгадывания кроссворда желательно следовать по порядку номеров вопросов, но так же есть возможность разгадывать в свободном порядке только необходимо получение правильного ответа, иначе для того, чтобы блок с вопросом исчез, на него необходимо нажать при наведении курсора левой кнопкой мыши, и правильный ответ появиться автоматически.

Природоведение

5 класс

Тема: Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

Тема рассчитана на два часа обучения.

Учебные вопросы:

    Характеристика повреждений и их причины.

    Первая помощь пострадавшему при повреждениях некоторых видов.

Цель: Учащиеся должны:

а) знать:

    Общую характеристику повреждений и их последствия для здоровья человека;

    Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;

б) уметь оказать первую помощь при незначительных ранениях;

в) иметь представления о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях.

Ход урока.

    Терминологическая работа.

Из своего личного опыта вы уже знаете, что в жизни при определённых обстоятельствах с человеком происходят несчастные случаи, которые могут привести к различным травмам. Существует два понятия – «рана» и «травма».

Травма – повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванное механическим или иным воздействием. При этом на коже повреждений не видно – они находятся в глубине тканей. К таким повреждениям относятся ушибы, растяжения и разрывы связок, закрытые переломы костей, вывихи. Признаки закрытых повреждений – болезненность, изменение цвета кожи (синева), возможно появление большой шишки (припухлости).

Раной называют открытое повреждение, механическое разрушение целостности кожи или глубоколежащих тканей и внутренних органов. Чаще всего это происходит в результате непосредственного воздействия на человека различных предметов – таких, как стекло, нож, пила, лобзик, топор, сабля, гвоздь, молоток, осколок, лезвие и др. Все раны являются открытыми повреждениями. Независимо от происхождения и характера ранящего предмета любые ранения имеют общие признаки: боль, кровотечение, видимое или скрытое разрушение тканей.

Раны в зависимости от характера, вида ранящего предмета бывают:

    Резаные;

    Колотые;

    Рубленые;

    Укушенные;

    Рваные;

    Скальпированные;

    Огнестрельные: пулевые, дробовые, осколочные, слепые, касательные, сквозные;

    Неглубокие раны с повреждением только поверхностных слоёв кожи называются царапинами.

Таблица №1. Виды повреждений и их признаки.

По таблицам «Основы медицинских знаний и первая помощь при ранениях» наглядно показываю различные виды повреждений.

Первая медицинская помощь – это помощь человеку, получившему травму или внезапно заболевшему, на месте происшествия. Она может быть оказана любым человеком, который находится рядом с пострадавшим, а также самим пострадавшим.

При каких симптомах необходимо вызвать Скорую помощь:

    Пострадавший находится в бессознательном состоянии;

    У него затруднено дыхание;

    Сильное кровотечение;

    Отравление;

    Травма головы;

    Перелом костей.

Для вызова скорой медицинской помощи по телефону необходимо набрать номер 03 , сообщить диспетчеру точный адрес происшествия, рассказать кратко, что произошло.

Чтобы быть готовым оказать помощь себе или другому человеку, необходимо обладать некоторыми навыками в оказании первой медицинской помощи и знать какие средства можно использовать при этом. Это могут быть средства из аптечки первой медицинской помощи, подручные средства (простынь, носовой платок, пояс, ремень, галстук и др).

Показываю Аптечку первой медицинской помощи.

В набор аптечки входят:

    Стерильные бинты (салфетки);

    Лейкопластырь бактерицидный;

    5% -ый раствор йода;

    Ножницы;

    Термометр для измерения температуры тела;

    Перекись водорода;

    Вата стерильная;

Таблица №2. Алгоритм оказания первой помощи при повреждениях.

На одном из учащихся показываю алгоритм действия.

    Вопросы для закрепления темы: Назовите известные вам виды повреждений. Какие признаки повреждений вы можете назвать? Какого цвета кровь, вытекающая из раны? В каких случаях получивший ранение или повреждение человек нуждается в медицинской помощи? Чем и как обработать мелкие ранки, ссадины, царапины? Какова последовательность оказания помощи при кровотечениях? Нужно ли обращаться к врачу, если вы ранены?

    Домашнее задание: Приобрести аптечку для практических занятий.

Малыши — неутомимые исследователи. Правда, иногда активное познание окружающего мира оказывается совсем не безопасным. Залез дерево и сорвался, опрокинул на себя горячий чай, попробовал на вкус хозяйственное мыло — чего только в жизни не происходит! Общее правило для всех нестандартных ситуаций: сохраняйте хладнокровие! Потому что именно от этого обстоятельства зависит здоровье, а может быть, и жизнь вашего ребенка.

Ушибы и ранения

Шишки. Не заметил угол стола, свалился с дивана — и вот уже на лбу растет красно-лиловая шишка. Оптимально — немедленно приложить к ушибленному месту холод: грелку со льдом, мокрую салфетку, ложку, отбивную из морозилки или пачку замороженных овощей (что именно — не важно). Только не забудьте обернуть лед в чистую ткань.

✔Ушибы. Если кожа не повреждена, приложите к месту травмы минут на 5 пакет со льдом. Если малыш категорически возражает, попробуйте холодный компресс и почаще его меняйте. Ушибленную конечность поднимите повыше, чтобы не было отека. На следующий день лед уступит место теплым компрессам. Намочите полотенце теплой водой и прикладывайте его к синяку на 5 минут несколько раз в день. Облегчить состояние может и йодная сеточка на пострадавшей конечности. Однако если малыш ушиб живот при падении с велосипеда, ударился головой, травмировал глаз, сустав сильно распух и причиняет боль — обратитесь к врачу.

✔Шишки и синяки, пожалуй, самые распространенные детские травмы. Здесь Вам поможет намоченная в холодной воде и отжатая салфетка, платок, компресс со спиртом, мешочек со льдом. Это охлаждает и снимает боль. К врачу следует обращаться, если боль не пройдет и ребенок не сможет свободно двигать ногой.

В домашней аптечке необходимо иметь бинт, пластыри разных размеров, эластичный бинт, дезинфицирующие средства, ножницы, болеутоляющие и жаропонижающие средства, градусник. Будьте здоровы! Успехов! И пусть Ваши знания останутся нереализованными.

✔Растяжения. Как только произошла неприятность, надо постараться, чтобы ребенок не нагружал больную конечность. Охлаждение и покой — лучшее лечение. Чтобы ограничить подвижность, можно воспользоваться эластичным бинтом, наложить шину из картона или повесить руку на повязке.

✔Ранения. Острые палки, камни, бордюры — все может стать причиной ранений головы. При этом, как правило, сразу развивается отек, рана сильно кровоточит — в коже головы очень много поверхностно расположенных сосудов. Самое лучшее — быстро с помощью чистой хлопчатобумажной ткани или бинта прижать края раны, чтобы остановить кровотечение. При сильном кровотечении вероятность попадания инфекции в рану не велика (если, конечно, края ссадины не загрязнены). Если рана глубокая и больше сантиметра, нужно обратиться к доктору — обычно края раны зашивают или соединяют с помощью специальных скрепок. Все остальные раны можно заклеить бактерицидным пластырем.

✔Если ребенок упал и получил ссадину, то рану необходимо очистить от грязи, мелких камешков с помощью носового платка или пинцета; промокнуть рану тампоном с теплой водой. Желательно не перевязывать. Только при мокнущей ране можно наложить пластырь или стерильную повязку.

✔Сотрясение мозга. Забраться на дерево — это так интересно! Но иногда занятия верхолазаньем заканчиваются печально — ветка под ногой ломается и малыш оказывается на земле. Если после падения ребенок жалуется на тошноту, сонливость, головную боль, вы чувствуете, что малыш ведет себя не так, как обычно, — обязательно вызывайте врача. Если он, упав, потерял сознание (пусть даже и на несколько секунд) — немедленно в больницу!

✔Переломы. Без рентгена даже врач не всегда определяет наличие перелома. Если ребенок не может пошевелить рукой из-за сильной боли, если произошла видимая деформация конечности, а отек нарастает буквально на глазах — скорее всего, у малыша перелом. До момента осмотра врача надо приложить к поврежденному месту холод и нало¬жить шину. Она поможет создать покой поврежденной конечности. Накладывая шину, обязательно зафиксируйте и два соседних сустава. Например, при повреждении костей предплечья фиксируются лучезапястный и локтевой суставы. В качестве шины можно использовать сложенный в несколько слоев картон. Оберните его ватой, обмотайте бинтом — самодельная шина готова. Положите в нее, как в люльку, больную руку и подвесьте на косынке. При повреждении ног трудно найти картон такого размера, поэтому подойдет и кусок фанеры, и небольшая доска.

✔Отравления

Нет ничего удивительного в том, что, начиная ползать, а потом и ходить, дети пытаются все попробовать на вкус. К счастью, 90% отравлений заканчиваются выздоровлением. Но здесь счет идет на секунды и прогноз зависит от действий родителей.

Первая помощь:

немедленно позвоните «03», будьте готовы сообщить вес ребенка, возможное отравляющее вещество, симптомы;
пальцем, обернутым влажным носовым платком, удалите изо рта малыша остатки ядовитого вещества;
если малыш без сознания, уложите его на бок таким образом, чтобы при рвоте он не задохнулся;
если кроха в сознании, давайте ему больше пить, лучше чистую воду. Но не молоко! Оно может привести к тому, что жирорастворимые яды быстрее попадут в кровь;
как можно быстрее дайте малышу раскрошенные в воде таблетки активированного угля, он адсорбирует на себя яды, не позволяя им проникать в кровь. Дозировка — грамм угля на килограмм веса ребенка;
не пытайтесь вызвать у малыша рвоту. Зачастую сама рвота опаснее, чем яд, попавший в организм крохи.

Чтобы не произошло беды:

уберите все химические вещества (духи, кремы, средства бытовой химии) так, чтобы малыш ни при каких обстоятельствах не мог до них добраться;
тщательно проверьте сроки годности лекарств, безжалостно избавьтесь от просроченных. Лучше не хранить препараты в медицинском шкафчике. Практика показывает, что такой шкафчик очень интересует малыша. Вместо этого приобретите чемоданчик, закрывающийся ключом, или просто убирайте коробку с лекарствами на антресоли. Даже обычные витамины станут ядом, если их съесть целую пачку;
всегда внимательно читайте этикетки лекарств, прежде чем дать их крохе, — так вы сможете избежать трагических ошибок. Особенно это актуально для внеплановых «ночных» ситуаций.

✔Удары электротоком

Розетка — предмет для малыша очень притягательный, ведь туда можно засунуть пальчик или гвоздик! Поэтому встаньте на четвереньки и попробуйте повторить путь своего ребенка по квартире. Сколько раз вам встретились розетки и удлинители, провода и досягаемые электроприборы? Дети — народ изобретательный, они могут перекусить провод и сильно обжечь себе лицо. Некоторые крохи, найдя включенный в розетку удлинитель, могут облизать его и тоже получить тяжелейшие ожоги.

А еще маленькие джентльмены, прогуливаясь по комнате без памперса, иногда случайно мочатся на розетку и — получают удар током.

Первая помощь:

если малыш лежит без движения, не прикасайтесь к нему руками, иначе и вас ударит током;
отключите электричество (если это невозможно, то — источник тока);
любым деревянным предметом (например, скалкой или ножкой стула) отбросьте провода или просто отодвиньте кроху от места удара;
малыш не дышит? Начинайте искусственное дыхание и непрямой массаж.

Чтобы не произошло беды:

установите заглушки на всех доступных малышу розетках;
все длинные шнуры электроприборов смотайте таким образом, чтобы они проходили только от электроприбора до розетки (закрепить смотанное кольцо проводов можно с помощью изоленты);
проследите, чтобы (по возможности, разумеется) все электрические провода были вне досягаемости ребенка. А если у вас что-то включено через удлинитель, примотайте место соединения изоляционной лентой, чтобы кроха не мог выдернуть вилку из розетки;
всегда убирайте электроприборы (утюг, миксер, мясорубка), когда закончили работу. Настольные лампы поставьте таким образом, чтобы малыш не мог к ним дотянуться;
не пользуйтесь электроприборами рядом с водой (душ, ванна).

Часто любимым местом игры маленького человечка становится кухня: мама готовит обед, а я пока займусь своими делами!! Вот тут-то юного исследователя и могут подстерегать опасности. Во-первых, ручки сковородок, кастрюль не должны находиться в поле досягаемости ребенка; брызги от пищи на плите могут попасть на ползающего малыша; электрический чайник также может стать объектом «любви» Вашего чада. Никогда не пейте чай с маленьким ребенком на руках, одно Ваше неловкое движение и чашка с чаем может опрокинуться.

Ожоги, как мы знаем из курса валеологии и ОБЖ, делятся на 4 группы. Первая, сама легкая: покраснение и отечность кожи. При второй степени появляются уже пузыри…

При ожоге нужно обязательно обращаться к врачу!!! Что необходимо сделать в первую очередь? Место ожога подставить под струю холодной воды, но не ледяной и так держать в течение 10-20 мин (можно подольше) для того, чтобы ожог не распространился в нижние слои кожи. «Домашние» средства, такие как растительное масло, всяческие кремы могут усугубить ситуацию тем, что ожог «уйдет» внутрь кожи. Так что оставьте до приезда врачей рану открытой. Если образовывается волдырь, то не надо его прокалывать, чтобы не занести инфекцию. Если поверхность ожога большая, то необходимо поместить ребенка под душ и после этого только вызвать врача.

Одежду не снимайте, чтобы не снять вместе и кожу

Первая помощь:

при ожогах надо прежде всего остановить распространение повреждения вглубь. Потому рану нужно охладить — для этого направьте на ожог несильную струю холодной проточной воды (из-под крана) или приложите к нему любой холодный предмет. Подойдет даже кусок мяса из морозилки, разумеется обернутый чистой тканью. Охлаждение проводите не более часа;
наложите стерильную повязку. Не вскрывайте образовавшиеся волдыри и тем более не срезайте «лишнюю» кожу. Так вы можете занести инфекцию в рану. Кстати, по этой же причине врачи не рекомендуют обрабатывать ожог мочой, даже детской;
привычные домашние средства (растительное и сливочное масло, белок, мука и прочее) уменьшают теплоотдачу поврежденного участка и, следовательно, «гонят» ожог вглубь, осложняя последующее лечение. Кроме того, они серьезно загрязняют рану;
немедленно отвезите ребенка в больницу.

Чтобы беды не произошло:

готовьте только на дальних конфорках, поворачивая ручки кастрюль и сковородок в сторону стены;
стоя у плиты, никогда не держите кроху на руках (пусть даже он настойчиво требует внимания) — на кожу ребенка могут попасть незаметные для взрослого капельки кипящего масла и обжигающий пар;
когда открываете дверцу духовки, убедитесь, что рядом никого нет;
малыши любят тянуть скатерть со стола и дергать незнакомые провода. Поэтому карапузы могут с легкостью опрокинуть на себя электрический чайник «моментального нагревания» или чашку свежезаваренного чая;
если вы пьете горячие напитки (кофе, какао, чай), никогда не делайте этого с ребенком на руках. Одно неловкое движение — и у малыша тяжелейший ожог. Хотите почаевничать? Выбирайте время, когда кроха спит в кровати;
выбирая обогреватель, отдайте предпочтение масляным — у них нет открытых спиралей. Не оставляйте бытовую технику без присмотра: утюги с отпаривателем — частая причина ожогов у малышей;
перед тем как купать кроху, проверяйте температуру воды с помощью специального термометра (или в крайнем случае локтем);
кроха может опрокинуть на себя емкость с кипятком во время проведения банальной ингаляции. Если хотите провести процедуру, приведите ребенка в ванную комнату, усадите его (но не в ванну), плотно закройте дверь и включите горячий душ. Этого будет вполне достаточно, особенно если в ванну поставить небольшую емкость со сбором трав или целебным раствором. Если доктор часто рекомендует вам подобные процедуры, лучше приобрести в аптеке индивидуальный ингалятор.

Когда мама дает ребенку небольшой кусочек фрукта, печенье то ведь и не придет в голову, что этим кусочком можно подавиться (сужу даже по собственному опыту). Некоторые детки выплевывают кусочки, которые не могут разгрызть. Другие же будут стараться, и усердие может сыграть с ними «злую шутку». Если ребенок подавился, это может грозить удушьем. Младенца в данном случае надо поднять кверху за ножки и легонько похлопать по спине или положить лицом вниз на свое плечо и также похлопать по спине. Если ребенку больше года, то можно положить его на колено так, чтобы верхняя часть свисала вниз, и похлопать между лопатками

Кроха может задохнуться, положив в рот самые обычные предметы — монетки, винтики, кусочки воздушных шариков, мелкие детали игрушек, бусины. Груднички могут задохнуться во время рвоты.

Первая помощь:

если какое-то инородное тело попало в дыхательные пути и ребенок начал надрывно кашлять, наклоните кроху вперед, уложите животом себе на колено и пошлепайте между лопатками;
если малыша рвет, уложите его на животик, с приподнятой головкой (ее лучше повернуть вправо).

Чтобы беды не произошло:

не связывайте решетки манежа или кроватки лентами, не привязывайте игрушки длинными шнурами, не украшайте манеж или кроватку привязанными на нитки воздушными шарами;
не следует размещать кроватку таким образом, чтобы рядом оказались шнуры от штор;
никогда не давайте малышам играть твердыми предметами, которые могут перекрыть дыхание;
проверяйте все игрушки малыша: а вдруг в них есть легко отламывающиеся детали, которые могут попасть крохе в рот;
если вы играете с воздушными шариками, внимательно следите за всеми кусочками лопнувших шариков. Попав в рот, они могут вызвать удушье;
снимите с чепчиков, распашонок все шнурки и завязки;
не вешайте на шею цепочки, зацепившись, кроха может задохнуться;
не разрешайте малышу бегать с пищей во рту.

✔Инородные тела в глазу

Частенько ребенок трет глаза при попадании инородного тела. Летом это может быть мушки, пылинки, соринки; дома может попасть в глаз что-то сухое: сахар, соль, пух. В первую очередь нужно промыть глаз. Намочите в кипяченой воде платочек и попытайтесь извлечь попавший предмет.

Для удаления мушки мягко проведите пальцем по закрытому веку в направлении века: по слезным канальцам инородное тело может выйти. Если не получается, то потяните веко так, чтобы ресницы попали под веко, чтобы попавшее тело за них зацепилось.

Бывает, что в глаз кто-то укусит. Веко от этого распухает и краснеет. Не стоит паниковать. Сделайте содовые примочки, они помогут снять зуд.

Пол-чайной ложки развести в половине стакана кипяченой воды. Марлю, бинтик или носовой платок смочить и прикладывать несколько раз в день на пять минут. Но: на закрытый глаз!

Насекомое можно удалить краешком чистого влажного платка. Если малыш плотно сжимает веки, попробуйте легкими штриховыми движениями прогнать инородное тело от наружного края глаза к внутреннему. Таким же образом можно удалить из глаза соринку или песчинку.
Однако, если вы подозреваете, что в глаз малыша каким-то образом попала железная или деревянная стружка, осколки стекла, никогда не пытайтесь самостоятельно пинцетом либо ваткой удалить эти инородные тела — можно повредить роговицу.
Играя в песочнице, малыш забылся и потер глазик грязной ручкой? Не прошло и пары часов, как глаз покраснел, а кроха жалуется на резь и боль? Скорее всего, у малыша развился конъюнктивит. Несколько раз в день промывайте детские глазки крепко заваренным прохладным чаем, выделите малышу отдельное полотенце для больного глазика и строго следите, чтобы кроха не касался его рукой, иначе инфекция может; перейти на другой глаз. Закапывайте несколько раз в день раствор альбуцида, а если через день ситуация не улучшится, отправляйтесь к окулисту.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему:

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».

Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Журавлик» г. Пскова ПЕТРОВА С.А.

Цели:

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.

3. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Тренировать в умении пользоваться телефоном.

6. Активизировать речь детей, формировать умение составлять предложения по заданному началу, работать над совершенствованием диалогической речи.

7. Развивать моторику пальцев рук.

Предварительная работа:

Подбор материала по теме.

Беседы о ЗОЖ.

Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой.

Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой помощи.

С/р игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека».

Д/и: «Если малыш поранился», «Окажи первую помощь».

Разучивание песни «Непослушные ребята».

Оборудование:

Телефон.

Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями.

Машинки «скорой помощи» на верёвочках, привязанных к карандашам.

Аптечка с набором медикаментов.

Книга демонстрационная «Окажи первую помощь».

Набор картинок из д/и «Если малыш поранился».

Карточки с изображением моментов оказания первой помощи.

Кукла доктора Здравинки.

Ход занятия.

1. Воспитатель. «Здравствуйте!».Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? (желать здоровья ). Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй».

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.

*Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком).

Быть здоровым значит (не болеть, не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д. ).

Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д .).

У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д .).

- Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (≈ микробы, погода, неосторожность…).

Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефону или в поликлинике).

Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники).

- Что нужно сообщить , когда позвонишь в поликлинику? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).

2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь». Рис.1 Рис.1.Телефонная памятка

*Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.

*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры):

- «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».

- «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».

- «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей

оказали экстренную помощь?».

После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т.д.

Обратить внимание детей на то, что взрослым врача вызывают из взрослой поликлиники, а в экстренных случаях – «скорую».

3. Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся на «Станцию скорой помощи». Кто знает, что такое «Станция скорой помощи»? Город наш большой, в нём много жителей, и одновременно заболеть могут сразу несколько человек. Тогда поспешат машины «скорой помощи» в разные концы нашего города. Давайте посмотрим, как быстро едут машины «скорой помощи» к больным.

* Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку - чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).

4. Воспитатель. К нам в гости приехала доктор Здравинка. Рис.2.

Здравинка. Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышала я, что недавно Саша дома баловалась с братиком и прищемила палец дверью. А Лера дома обожгла руку горячим чайником. Врачи несомненно помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать Рис.2. Доктор Здравинка.

пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка и волшебная книга.

а) Рассматривание содержимого аптечки.

*Д/у «Для чего это надо?».

(бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки)

- Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.

Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т.д.

Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.

Б) Рассматривание и чтение книги доктора Здравинки.Рис.3.

1 страница.

Гордо ехал мальчик Петя

На своём велосипеде,

А потом лихачить стал –

Руль руками не держал!

И свалился на дорогу,

Ободрал себе он ноги,

Рис.3. Книга доктора Здравинки. Колени руками зажал,

«Ой, как больно!» закричал .

Чтоб паденья избежать,

Надо крепко руль держать!

Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка : 1.Сказать взрослому.

2. Промыть ранку перекисью водорода.

3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов).

4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем).

2 страница.

На качелях качался Ваня,

К нему подбежала Таня,

Качели взлетели и вот –

Танюше ударили в лоб.

Представьте, что вы оказались на месте Тани. Что вы будете делать?

Ушиб: 1. Сказать взрослому.

2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

*Д/и «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».

На столе различные предметы: ложки, линейки, кружки (деревянные, металлические, пластмассовые), шпатель, монета, носовой платок, совочек, коробочка и т.д.). Дети выбирают предмет и прикладывают его ко лбу. Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).

3 страница.

Вот так носик у Алёны –

Кровь вдруг стала капать.

Ситуация знакома?

Но не надо плакать.

Что вы посоветуете Алёнке?

Кровь из носа : 1. Сказать взрослому.

2. Сесть, опустив подбородок.

3. Приложить холод к носу.

4. Держать у носа платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).

*Упражнение для пальчиков «Скрути тампон».

Детям предлагается попробовать скрутить тампончик из ваты. Напомнить, что делать это надо чистыми руками.

4 страница.

На улице сильный мороз,

Кусает он щёки и нос.

Но Ваня домой не идёт,

Гуляет весь день напролёт.

И вот пальцы рук онемели,

Не знает он, что же делать.

Ребята, а вы знаете, что делать?

Обморожение: 1. Сказать взрослому.

2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом нельзя!

3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).

Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать )

Физкультминутка. / Автор Петрова С.А./

Замёрзли пальчики немножко, / шевелят пальцами обоих рук

Мы их просто разотрём, / трут пальчиками друг по другу

И похлопаем в ладошки, / хлопают

Тёплый воздух в них вдохнём. / ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони

Если носик, щёчки тоже / показывают указ. пальцами на нос и щёки

Замерзают на морозе, / прижали ладони к щекам

Аккуратно их потрём, / трут щёки

Но не снегом, а рукой. / трут нос

Если холодно ногам – / перекатываются с пятки на носок

Бегать, прыгать надо нам. / бегут и прыгают на месте

Если всё же ты замёрз – / обнимают себя

Уходи с прогулки прочь! / шагают к стульчикам и садятся

5 страница.

У огня игрался Коля

И игрою был доволен.

А когда огонь обжёг,

Боли выдержать не мог –

Он от боли закричал

Маме жаловаться стал.

Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?

Ожёг: 1. Сказать взрослому.

2. Подставить под струю холодной воды (15 мин).

5. Здравинка. С некоторыми ребятами из моей книжки случились неприятности, потому что они не соблюдали осторожность, не берегли своё здоровье. А вы тоже такие?

Воспитатель. Наши ребята сейчас исполнят песню про непослушных ребят и про себя.

Песня с движениями «Непослушные ребята». / Автор Петрова С.А. /

Непослушные ребята как-то раз пошли гулять- / шагают на месте

Кто на дерево забрался, а кто камни стал кидать. / изображают «по тексту»

По забору ходит Петя, а по лужицам Фома, / руки в стороны, идут по одной линии;

«шлёпают»…

Взяли стёкла где-то дети и играют в них друзья , /удары горизон. ладонями др. по

Др.+жонглиров.

Чем закончилась прогулка, нам не трудно угадать, / разводят руки в стороны

Непослушные ребята не должны одни гулять. /грозят ук.пальц. лев. и пр. руки

По очереди

Нории мокрые от лужи , с пальца кровь из-за стекла , /показ на ноги. + указ.палец вверх

Шишки , ссадины , ушибы...- погуляла детвора! /руки:на лоб,колени,спину+развод.руками

В сторон

Мы ребята не такие, и гуляем хорошо. / п ружинка

Ну, а если что случилось, то исправимся легко, /покачивание в стороны

Помощь первую окажем, к воспитателю пойдём, / шагают вперёд

Мы себе всегда поможем и других не подведём. /возвращаются назад, хлопая

6. Доктор Здравинка благодарит детей за песню и хочет проверить, как дети усвоили правила оказания первой помощи:

*Д/и «Помоги попавшим в беду» (к картинке, отображающей конкретный несчастный случай, ребёнок подбирает карточки с изображением необходимой первой помощи). Рис.4. Рис.4. Карточки.

Здравинка . Вы, ребята, должны учиться,

К совершенству приёмов стремиться,

Для того, чтобы знать и уметь

Как беды избежать, уцелеть.

Если с тобою случится беда –

Взрослым рассказывай всё и всегда.

Раны надо мазать йодом,

При простуде – чай пить с мёдом.

И запомните – лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Доктор Здравинка прощается и желает детям быть всегда здоровыми.

7. Воспитатель подводит итоги занятия, интересуется, что больше всего запомнилось и понравилось детям.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»