Реформы хрущева кратко и их итоги. Реформы Н.С

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Никита Сергеевич Хрущев – тот советский лидер, который в массовом сознании ассоциируется с «оттепелью» и «хрущевками». Однако, далеко не все знают, что социальные и политические реформы этого советского лидера, фактически, заложили «бомбу» под весь советский строй и государственность.
Неспособность нашего государства и общества справиться с государственным переворотом 1991 года, ошибки Горбачёва в ходе «перестроенных реформ» и крайне слабая дееспособность позднесоветской власти в принципе – наследие именно Никиты Хрущева.

Даже то, что довольно быстро, через десять лет после прихода к власти, Хрущева свергли методом уже «тихого переворота» не помогло СССР оправиться от «реформ». Настолько глубокие изменения в обществе и системе власти они заложили.

Команда Хрущева

Придя к власти в 1954 году Никита Хрущёв начал весьма своеобразно формировать свою «команду». Нет, кадровое обновление было необходимо с политической точки зрения. Очень многие в тогдашней номенклатуре относились к новому генсеку весьма негативно.

Но подбирая «новые и лояльные кадры» Никита Сергеевич, в первую очередь, смотрел именно на лояльность, часто игнорируя такой критерий, как профессионализм.

Эту систему в свое время очень точно охарактеризовал советский экономист Дмитрий Шепилов: «Почему министр икс заменен игреком? Почему на этот важный пост поставлен такой совершенно неподходящий человек, как зет?» - следовали ответы: «С игреком Никита Сергеевич работал на Украине... зета Никита Сергеевич знает по совместной работе в МК партии».

Эти отношения и ставка на лояльность сразу стали характерной чертой всей политической системы до самого низового партийного и политического уровней. Тем более, что последовали и официальные реформы, которые по сути, нивелировали понятие «политического профессионализма».

Школьная реформа

Речь идет, например, о так называемой школьной реформе и о законе от 24 декабря 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Этот закон предполагал упор на трудовое воспитание, а после школы выпускники обязаны были два года отработать на производстве и только потом могли продолжать учебу. Проблема была только в том, что зарплата даже неквалифицированного рабочего была выше, чем студенческая стипендия.

А потому новоиспечённые рабочие не горели желанием продолжать обучение. Правда, именно из этих кадров вследствие еще одной реформы и начали формироваться политические элиты хрущевского периода.

Доярки-рекордсмены

По инициативе Никиты Сергеевича, теперь, главными претендентами на социальные лифты стали выходцы из рабочей молодежи. Грубо говоря, доярка-рекордсмен, которая превышала норму надоев, могла запросто стать заместителем председателя колхоза и продвинуться по партийной линии. И таких доярок, трактористов, шахтеров и прочих молодых рабочих в Стране Советов были миллионы. В общем, было кому заместить «устаревшую» партийную элиту, которая по словам самого Хрущёва «задержалась на ярмарке».

В качестве повышения политических знаний ей, этой новой элите, предлагались партийные курсы, но никак не систематическое образование. И вот эти самые «доярки» в итоге и пришли к власти в СССР. Да, они были практиками, но теоретический багаж, знания о политике, у этих людей были минимальны.

Из комбайнеров в политики

Самый известный и печальный пример такого карьерного роста явил собой Михаил Сергеевич Горбачев, который был отличным комбайнером и попал под хрущевские кадровые и социальные реформы. И кто бы спорил, что с комбайном у него получалось отлично.

А поскольку это получалось отлично, то пошёл и партийный, и карьерный рост. Только не по специальности, а именно в политической сфере, который и привел в итоге Михаила Сергеевича к власти в СССР, в стране, о политическом устройстве которой он понимал крайне мало.Поэтому у него с ней как-то не задалось.

Необразованные элиты

В тот же период в СССР возникла своеобразная система «нравственных приоритетов». Теперь та самая «рабочая, трудовая молодежь» крайне негативно относилась к образованным специалистам и профессионалам. Потому что те были всего лишь «теоретиками», тогда как новые «элиты» стали сугубыми практиками социализма и коммунизма. Они его строили в буквальном смысле, своими руками. К политической грамотности это, впрочем не имело никакого отношения. Однако Никиту Сергеевича это интересовало в минимальной степени.

Фактически, именно при Хрущеве и сформировался механизм продвижения во власть самых наглых, напористых, но лояльных и необразованных, который в историографии принято называть «отрицательный отбор».

Уже после отстранения Хрущёва от власти, новый генсек, Леонид Ильич Брежнев столкнулся с острейшей кадровой проблемой. Профессионалов от политики, действительно образованных специалистов, было меньшинство. К тому же хрущевский фаворитизм продолжал превалировать в советской системе. А потому эти самые редкие специалисты и сформировали уже брежневскую геронтократию, а после и «застой». Адекватной смены попросту не было, да и не очень хотелось пускать её во власть.

Но в итоге эти самые «хрущевские кадры» ввязли свой реванш уже после смерти Брежнева, а потом и Андропова с Черненко. И чем этот реванш закончился мы все прекрасно помним. Это был грандиозный крах величайшей страны.

Стоит отметить, что этот крах устроило именно поколение «перспективных кадров» Хрущева. Ведь и Михаил Горбачёв, и Борис Ельцин – это люди, которые полностью сформировались именно в СССР. Они родились, выросли, обучились и воспитались только по советским лекалам.

Даже у Брежнева было три класса гимназии в Царской России. И он, надо сказать, не разрушил Советский Союз. Разрушили его полностью советские люди. И «спасибо» за это в первую очередь можно сказать Никите Сергеевичу Хрущеву.

Заявка на участие в конкурсе методических материалов

«Особенности освещения «Трудных вопросов истории России» в процессе реализации Историко-культурного стандарта»

1.Название работы

2. Автор (ФИО полностью) Соломонова Ольга Федоровна ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Образовательная организация МКОУ СОШ№7 _________________________________________________________________

4. Почтовый адрес учреждения, телефон с кодом района (города) п.Владимировка ул. Ленина №112 Туркменского района 86 565-3-65-39

5. Контактный телефон и e-mail

8 962 019 52 38 _ solomonova 1958@ inbox . ru

Название работы:

Причины, последствия и оценка реформ Н.С.Хрущёва

МКОУ СОШ №7

Туркменского района

П.Владимировка

учитель истории и обществознания

Тема: Причины, последствия и оценка реформ Н.С.Хрущёва

Цель: Создать условия для осуществления и развития самостоятельной исследовательской деятельности, дать оценку реформ Н.С. Хрущёва.

Задачи :формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники. Учить приёмам работы в группе, аргументировано защищать своё мнение.

Тип урока: систематизация знаний.

Формы организации: индивидуальная, групповая. коллективная.

Планируемые результаты Предметные: обучающиеся смогут:

Систематизировать материал по изученному периоду

Определять хронологические рамки «Оттепели»;

Давать оценку деятельности Н.Хрущёва,

Применять понятийный аппарат.

Метапредметные : обучающиеся смогут:

Проводить поиск необходимой информации в различных источниках;

Анализировать документы;

Систематизировать, доказывать, делать выводы

Личностные: обучающиеся смогут:

Уважительно относиться к мнению других людей;

Определять собственную позицию;

Проявлять терпимость к разным точкам зрения.

Основные понятия: . «оттепель», интенсивное и экстенсивное хозяйство, совнархозы,

мирное сосуществование.

Ход урока

1 Организационный этап

II Актуализация знаний.

Вызов: «И всё же история сделала правильный выбор. То был ответ на реальные проблемы нашей жизни. Всё более нищавшая.а по сути разрушенная деревня, технически отстававшая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключённых в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира- всё это требовало новой политики, радикальных перемен».(Ф.М.Бурлацкий)

“Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. В нашей истории достаточно злодеев -ярких и сильных. Хрущев -та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам.” М. Ромм

III Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проблема урока:
Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я,… положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые… И добро перетянет”.

I V Обобщение и систематизация знаний

Осмысление Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

1.Работа с документами в группах. «Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессииВерховного Совета СССР 8 августа 1953г.».

Задание 1 группе: Прочитайте программу Маленкова Г.М. и выделите основные положения

Задание 2 группе Проанализируйте программу Маленкова Г.М. и составьте два вопроса по содержанию.

Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г.

Задание 3группе Прочитайте программу Н.С. Хрущёва и выделите основные положения.

Задание 4 группе Проанализируйте программу Н.С. Хрущёва и составьте два вопроса по содержанию.

2. Самостоятельная работа. Заполните таблицы.

ликвидация недоимки по сельхозналогу за прошлые годы;

-повышение урожайности;

-увеличение затрат для осуществления подъема сельского хозяйства;
-расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель;
-включение фактора личной заинтересованности колхозников:
– снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства;

увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз;

повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию;
-снижение норм обязательных поставок государству сельскохозяйственной продукции;

– уменьшение вдвое денежного налога с каждого колхоза;

повышение культуры земледелия

– Какой путь развития сельского хозяйства предложил Г.М.Маленков?
– Какой путь развития сельского хозяйства предложил Н.С.Хрущев?
Кто победил и почему?

--Подход Хрущева был гораздо более близок и понятен партийным кадрам, чем новации Маленкова и быстрее можно было получить результат--

3. Сообщение учащегося «Освоение целины» Чем вызван кризис освоения целинных земель?

4.Работа по учебнику. Развитие промышленности. Учебник: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России, XX-начало XXI века,11 кл. пар 33

Задание 1 группе: Каких успехов удалось добиться в промышленности? Ответ аргументируйте.

Задание 2 группе: В мае 1957г., а затем в 1959г. на XXI съезде выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку»? Что он подразумевал?

Задание 3 группе: Работа с документом. Прочитайте и выделите основные направления в развитии промышленности.-Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. XX съезд КПСС

Задание 4 группе: Реальной ли была поставленная задача в лозунге «Догнать и перегнать Америку». Свою точку зрения обоснуйте.

5. Работа с информационным текстом методом активного чтения («инсерт»)
Г.Маленков(позже Н.Хрущёв) считал, что в ядерный век мирное будущее народа зависит от отношений СССР с Западом. Что определило направленность СССР в постсталинский период?

С помощью маркировочных значков V – знаю, + «новое знание», ? – «непонятно», проанализируйте текст.

Дипломатия мирного сосуществования

Советские руководители после смерти Сталина подошли к сложным проблемам международного положения, опираясь на концепцию разрядки; она первой вошла в новый политический словарь. То, что они хотели перемирия с внешнем миром в момент, когда резко возросли внутренние трудности, было естественно, но недостаточно: противники не уступили бы Заслугой преемников Сталина, которые почти не расходились в этом пункте, было то, что они начали кропотливую работу по обезвреживанию механизма «холодной войны». Само слово «разрядка», которым они выражали эту идею, напоминает об операции, с помощью которой разряжают взрывной механизм. Это было их первым нововведением во внешней политике. Сталин не отвергал «холодной войны». Его преемники пытались выйти из нее, ничем не поступаясь, но проявляя инициативу, расширяя международные связи, прибегая к более гибкой дипломатии, как это ни парадоксально, меньше ориентированной на оборону, чем сталинская. Уже этот выбор означал решительный пересмотр методов, которыми Сталин боролся с «холодной войной». Однако американская сторона не сочувствовала новому направлению. Творцом американской внешней политики был Джон Ф. Даллес - ярый противник разрядки. Он провозгласил своей целью «освобождение» стран, «в которых господствует коммунизм». Он пытался вдохнуть жизнь не только в Атлантический пакт, но и в другие военные союзы в Азии и на Среднем Востоке вокруг Китая и СССР. Он стремился ослабить позиции советской стороны, заставить ее уступать на переговорах. Если необходимо, говорил Даллес, нужно толкать их до «грани войны». Тем более важной стала для СССР политика, способная предотвратить угрозу фронтального столкновения…. Д.Боффа

V . Рефлексия

Вернемся к нашей проблеме: Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я,… положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые… И добро перетянет”.
Прав ли оказался Н.С.Хрущёв или нет.. ?

Это демократизация или десталинизация?

я считаю-…

Потому, что…

Я могу это доказать на примере…

Исходя из этого. Я делаю вывод о том,что…

VI Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

--Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства…

Цитаты-Ф.Бурлацкий, М.Ромм.

Приложение 1.

V

Неотложная задача состоит в том, чтобы на основе общего подъема всего сельского хозяйства и дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов - в ближайшие два-три года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности.

Не увеличивая розничных цен в торговле и неуклонно осуществляя полити­ку по дальнейшему их снижению, Правительство и Центральный Комитет партии решили уже в текущем году пойти на повышение заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками госу­дарству в порядке обязательных поставок; организовать в широких размерах го­сударственные закупки излишков зерна, овощей, картофеля, мяса, молока, яиц и других продуктов сельского хозяйства по повышенным ценам у колхозов и кол­хозников, выполнивших обязательные поставки; широко развернуть колхозную торговлю, оказать помощь колхозам в организации сбыта излишков сельскохо­зяйственных продуктов на колхозных рынках и через потребительскую коопера­цию.

Одновременно с повышением материальной заинтересованности колхозни­ков в развитии общественного хозяйства колхозов Правительство и Централь­ный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправиль­ное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозни­ка.

Известно, что наряду с общественным хозяйством, являющимся главной си­лой колхоза, каждый колхозник в соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели имеет подсобное хозяйство для удовлетворения некоторых личных нужд колхозной семьи, поскольку эти нужды еще не в полной мере могут быть удов­летворены за счет артельного хозяйства.

Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отноше­нию к личному подсобному хозяйству колхозников… Правительство и Центральный Комитет партии сочли необхо­димым пойти на значительной снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили, как об этом доложил Министр фи­нансово Зверев, изменить систему обложения колхозников сельскохозяйствен­ным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйствен­ному налогу прошлых лет. Пермь, ПТУ, 1993.) .

Приложение 2

Самая насущная и важнейшая народнохозяйственная задача состоит в том, чтобы добиться крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства и в течение 2-3 лет резко повысить обеспеченность всего населения страны продовольственными товарами, обеспечить колхозному крестьянству высокий уровень материального благосостояния. …Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте урожайности.

Важная проблема бедствий сельского хозяйства – длившееся десятилетиями изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, практически бесплатно.

… Совет Министров СССР и Президиум ЦК признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель, овощи. Признано…снизить нормы обязательных поставок государству колхозами продукции животноводства и поставок овощей.

Повышение урожайности – главная задача в земледелии. Нужно по- настоящему взяться за повышение культуры земледелия. Наряду с использованием местных удобрений необходимо резко увеличить производство минеральных удобрений.

Намечена большая программа выпуска тракторов и других машин.

…Предстоит укрепить колхозы и совхозы руководящими и массовыми кадрами. Только на основе мощного подъема сельскохозяйственного производства можно решить задачи в области благоустройства села и улучшения быта колхозников.

Советское государство дополнительно затратит для осуществления подъема сельского хозяйства на

1953г. свыше 15 млрд.руб. и на 1954г.- свыше 35 млрд.руб.

… Необходимо решительно преодолеть отставание в производстве зернофуражных культур. Для этого необходимо расширить посевные площади… (Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993).

Приложение 3

хозяйства СССР на 1956-1960 гг. XX съезд КПСС 25.02.1956 г.

…XX съезд КПСС отмечает наличие существенных недостат­ков в отдельных областях хозяйственной деятельности. Развитие некоторых об­ластей промышленности отстает от растущих потребностей народного хозяйства. Недовыполнено задание пятилетнего плана по производству сельскохозяйствен­ной продукции, что сдерживало развитие отраслей легкой и пищевой промыш­ленности, выпуск товаров народного потребления.

По промышленности

1. Определить рост промышленной продукции за пятилетие примерно на 65процентов.

Считать первоочередными задачами шестой пятилетки в области промыш­ленности дальнейшее развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, уголь­ной и химической промышленности, обеспечение опережающих темпов строи­тельства электростанций, быстрый рост машиностроения, особенно производ­ства технически совершенных станков, кузнечно-прессовых машин, средств ав­томатики и приборов. Увеличить производство средств производства (группа «А») за пятилетие примерно на 70 процентов.

Обеспечить дальнейшее значительное развитие промышленности, произво­дящей товары для населения. Установить рост производства предметов потреб­ления (группа «Б») за пятилетие примерно на 60 процентов.

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993.

Приложение 4

«Догнать и перегнать»

Поскольку возможности командно-административных методов стимулирования развития экономики ослабевали, руководство страны искало новые подходы. Требовалось дать людям воодушевляющую идею, показать перспективы роста. В итоге в мае 1957 года, а затем в 1959 г. на XXI съезде КПСС Н.С. Хрущев выдвинул авантюрную идею: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 г.

Его расчет основывался на простом сравнении годовых темпов промышленного развития двух стран. Эти темпы в СССР были тогда намного выше американских. Но данные расчеты не учитывали, что при завершении индустриальной модернизации темпы промышленного роста неизбежно снижаются.

В конце 50-х гг. в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Быстрое развитие получили новые источники энергии. Самым крупным научно-техническим достижением стало создание ракетно-космической техники.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному пути. Объем производства увеличивался за счет строительства многих тысяч крупных заводов и фабрик, а не повышения эффективности использования имевшегося потенциала. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления, в продукции легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.

А.И. Уткин История России, 1945-2008г

Список источников и использованной литературы, интернет-ресурсов.

Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993. .

Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. - Москва, 1990.

Д.Боффа Научно-просветительский журнал СКЕПСИС Дипломатия мирного сосуществования.-сайт

История КПСС. (М., 1962, с. 626).

Международные отношения после второй мировой войны, т. 2, с. 55–56

Учебник А.И. Уткин История России, 1945-2008г

Учебник: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России, XX-начало XXI века,11 кл. пар 33

Приложение

Маленков Г.М. Из речи председателя Совета министров СССР на V сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.

Н.С.Хрущев из доклада «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г

Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного

После смерти Сталина во главе страны должен был оказаться сильный лидер, способный вести народ вперед, навстречу еще более успешному развитию коммунистического строя. Тогда генеральным секретарем СССР был выбран Никита Сергеевич Хрущев, человек, взявший курс на снижение культа Сталина, на активное развитие сельского хозяйства и борьбу за лидерство на международной арене.

Это время справедливо называют оттепелью, особенно обращая внимание на специфику проводимых Хрущевым административных реформ.

Развенчание культа Сталина и административные реформы в области сельского хозяйства

Оказавшись у власти в 1954 году, Хрущев решил сменить существующую властную парадигму. Он не стал отстаивать культ личности Сталина, а наоборот бросил все силу на то, чтобы подчеркнуть недостатки в политике бывшего вождя.

Писатели, журналисты, общественные деятели активно награждались, если принимали участие в развенчании культа Сталина. Попутно Хрущев боролся с недовольством в верхах партии, отстраняя бывших союзников Сталина от власти. Репрессии, характерные для 30-х годов, никуда не исчезли, они просто приняли новую форму. Теперь репрессии проводились по-тихому, не афишируя настроения лидера страны.

Таким образом, развенчание культа Сталина, смещение его сподвижников с ведущих постов и постепенное возвращение к идеалам коммунистических взглядов Ленина стали главными признаками проводимой Хрущевым административной политике.

К 1957 году, руководитель партии перешел к полноценной административной реформе, сместив акцент на изменение положения в области сельского хозяйства. Итак, какие же изменения произошли в стране в этот период?

  • Проводилась административная децентрализация органов управления с полной перестройкой существующей структуры управляющих инстанций.
  • Министерство экономики было заменено на Совнархозы на местах.
  • Хрущев позаботился о разделении органов управления на сельские и городские.
  • Был установлен отраслевой принцип управления существующей экономикой.

Таким образом, Хрущеву удалось снизить уровень централизации власти, распределив ее по местам. Если раньше все решения касательно хозяйственных и административных дел поступали сверху, из самого сердца партии, то теперь целый спектр решений Совнархозы могли принимать на местах. Однако самые серьезные решения оставались за руководством партии.

При помощи своих административных реформ Хрущев пытался перейти от жесткой централизации власти к территориальной организации хозяйственной жизни. По его мнению, легкие послабления в плане организации грамотной власти на местах должны были привести к лучшему функционированию всей государственной системы. Однако в итоге резкая смена государственной манеры управления привела к кризису и неразберихе в административных органах.

За счет того, что система управления на местах была усложнена, заметно выросло количество чиновников. Это привело к тому, что был подорван авторитет единой политики управления, а новая, еще не отлаженная система стала давать сбои.

Выводы касательно административных реформ Хрущева

В основе проводимых Хрущевым преобразований была хорошая цель - сделать власть на местах менее централизованной, доверив местным органам управлением если не всю полноту власти, то хотя ее часть. Однако придуманная главой страны система управления была плохо продумана, из-за чего и дала в дальнейшем сбой.

Усложненная структура административного управления не позволяла максимально быстро решать существующие проблемы. Именно поэтому ситуация в экономике и сельском хозяйстве усложнялось, а количество чиновников увеличивалось, не принося никакой пользы государственной системе управления.

Акцент на развенчание культа Сталина и частичное снятие обязанностей с руководителя партии и вовсе вызвало недовольство в стране. Возможно, Хрущев пытался ввести в централизованную советскую систему управления элементы демократического строя, но его постигла неудача.

Прививая на местах ограниченную идею власти, Хрущев продолжал проводить репрессии и кадровые чистки. В результате, его стремление сохранить за собой максимум полномочий, попутно раздавая их местным органам управления привело к тому, что реформы затрещали по швам. Неудачные административные меры стали одной из причин, по которой Хрущев был смещен со своей почетной должности.

1. В апреле 1956 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью.

2. В январе 1957 г. принято новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

3. Созданный при Правительстве СССР Комитет по вопросам труда и заработной платы осуществил в 19551960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.

4. С 1956 г. сократилась на 2 часа продолжительность рабочего дня в субботние и предпраздничные дни; для работающих подростков был установлен 6-часовой рабочий день; увеличилась продолжительность отпусков по беременности и родам.

5. В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На профкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия профсоюзов.

6. В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий. Пенсионный возраст для мужчин был определен в 60 лет, для женщин в 55 лет. Важное значение для назначения трудовой пенсии стал играть общий трудовой стаж гражданина. Для мужчин он был установлен в 25 лет, для женщин в 20 лет. При назначении пенсий по инвалидности, вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат. Для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались в 2 раза и более.

7. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

8. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона, панельных домов с малогабаритными квартирами. Одновременно были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов наподобие известного в Москве микрорайона Черемушки, где жилые дома сочетались с учреждениями и заведениями культурно- бытового назначения: школами, больницами, детскими садами, магазинами, парикмахерскими и т.п.

Итоги правления Н.С. Хрущева. Жилищная программа, разработанная и осуществленная в Советском Союзе при активном участии Н.С. Хрущева, позволила всего за несколько лет, уже во второй половине 50- х гг., переселить почти четверть населения страны в новые благоустроенные квартиры. Знаменитые «хрущевки» снизили остроту жилищной проблемы. Причем ордера на вселение в панельные «хрущевки» выдавались нуждающимся гражданам СССР бесплатно .И это спустя всего одно десятилетие после окончания разрушительной Великой Отечественной войны, уничтожившей почти треть всего экономического потенциала огромной страны, когда почти 2 тыс. городов и 70 тыс. сел и деревень лежало в руинах.



В эпоху реформ Хрущева получили бурное развитие наукоемкие отрасли промышленности: электроника, авиастроение, космонавтика и другие. При Хрущеве был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и первый в мире полет человека в космос . Причем полет Ю.А. Гагарина в космос 12 апреля 1961 г. стал триумфом не только советской науки и техники, но на какое-то время и всей страны Советов, возглавляемой Н.С. Хрущевым, автором многих реформ того периода.

Таким образом, осуществление Хрущевым государственно-правовых реформ, прогрессивные начинания в промышленности, сельском хозяйстве, освоение целинных и залежных земель, новая успешная социальная политика, ликвидация им репрессивного режима Сталина, развенчание культа личности вождя всех народов все это стало проявлениями нового подхода к государственному управлению. Хрущевский период управления страной оказался крупным шагом в развитии нашего государства.

Определенные успехи в государственно- правовых реформах, экономике, социальной сфере, обещания Н.С. Хрущева, сделанные на ХХII съезде партии, о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», породили слишком много иллюзий в обществе о возможностях социалистической системы хозяйствования. Прожектам реформатора не суждено было сбыться: построение за два десятка лет материально- технической базы коммунизма, которая позволила бы осуществить принцип «от каждого по способности, каждому по потребности», было явной утопией очередного кремлевского мечтателя.



Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Волюнтаризм Хрущева, постепенный его отход от принципов коллективного руководства, концентрация партийной и государственной власти в одних руках и другие ошибки привели к тому, что ближайшее окружение оказалось недовольным его правлением и приняло меры по устранению лидера от власти.

По инициативе Л.И. Брежнева и его сторонников 13 октября 1964 г. было созвано внеочередное заседание Президиума ЦК якобы для обсуждения вопросов по сельскому хозяйству. Н.С. Хрущев в это время был на юге, в отпуске, но встречался с министром сельского хозяйства Франции. Поэтому он не сразу принял настойчивое предложение Брежнева срочно прибыть в Москву.Для Хрущева и его спутника А.И. Микояна, прилетевших в Москву, уже на аэродроме, где их встречал только сотрудник КГБ, стало ясно, что на Пленуме ЦК речь будет идти отнюдь не о сельском хозяйстве.На заседании Президиума ЦК КПСС собралось 22 человека, присутствовали министры СССР, несколько секретарей обкомов. Обсуждение было бурным, резким, откровенным. Хрущев решительно отвергал почти все обвинения в свой адрес и сам выдвигал несколько обвинений в адрес присутствующих членов Президиума ЦК. В защиту Хрущева выступал один А.И. Микоян, который заявил, что деятельность Хрущева большой политический капитал партии, который она не вправе так легко растрачивать. Но Микояна не поддержал никто из присутствующих. Было очевидно, что Пленум ЦК КПСС на этот раз окажется не на стороне первого секретаря. Однако убедить Хрущева добровольно уйти в отставку не удалось, и заседание, начавшееся днем 13 октября, пришлось прервать поздно ночью для отдыха. Все разошлись по домам, условившись собраться утром 14 октября. Однако ночью Хрущев решил: «Если они не хотят меня, то пусть так и будет», и на следующий день заседание Президиума ЦК продолжалось не более полутора часов. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин.14 октября в Кремле открылся очередной Пленум ЦК КПСС, члены которого уже заранее прибыли в Москву со всех концов страны. Заседание открыл Л.И. Брежнев, председательствовал А.И. Микоян. Присутствовал на заседании пленума и Н.С. Хрущев, который не проронил ни слова. М.С. Суслов зачитал на Пленуме доклад, в котором не было объективного анализа деятельности Хрущева за 11 лет , но были замечания в основном личного характера, связанного с его волюнтаризмом в последнее время. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущева от всех занимаемых постов . Первым секретарем ЦК КПСС был утвержден Л.И. Брежнев . Этот пленум ЦК напоминает чем- то дворцовый переворот XVIII века: заговор смещение назначение нового монарха.

13.3. Социально-экономическое развитие страны в «эпоху Брежнева»

Леонид Ильич Брежнев , пришедший к власти в результате партийного «дворцового переворота», был типичным представителем номенклатуры. В годы Великой Отечественной войны был полковником, начальником политотдела дивизии, воевавшей на Малой земле под Новороссийском. После войны возглавлял Запорожский, затем Днепропетровский обкомы Компартии Украины. В период освоения целины руководил Казахстаном, в 19501952 гг. Молдавией. В заговоре против Н.С. Хрущева Л.И. Брежнев участвовал в должности секретаря ЦК КПСС.

Госуправление в эпоху Брежнева. После устранения Н.С. Хрущева от власти Л.И. Брежнев, тогда еще полный сил и энергии, провел целый комплекс государственно-правовых, экономических и социальных реформ, которые значительно изменили облик нашей страны. Л.И. Брежнев провел некоторые контрреформы государственного управления. Вместо хрущевских совнархозов он возродил все отраслевые министерства . Вместе с ними был осуществлен возврат к отраслевому принципу планирования и управления промышленностью. Однако была сохранена некоторая самостоятельность союзных республик. Планирование осуществлял Госплан СССР через союзные и союзно-республиканские министерства.

Л.И. Брежнев поначалу не имел четкой программы управления советским государством, проведения назревших реформ. Не имел он и своей команды профессионалов- единомышленников для осуществления задуманных изменений. Но он, как опытный аппаратчик, укрепил позиции партийной номенклатуры , расширил её полномочия в управлении регионами и страной в целом. Несколько позже появилась и команда для проведения реформ. Разумеется, ее основу составляла партийная элита, члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, аппарат Центрального Комитета партии.

Без санкции (резолюции, одобрения) соответствующего сектора или отдела ЦК КПСС, а в некоторых случаях Секретариата или Политбюро ни один орган государственного управления не мог принять ни одного сколько-нибудь важного решения в то время. Через ЦК КПСС осуществлялось так называемое политическое, зачастую прямое руководство отраслями народного хозяйства.

Аналогичное положение сложилось и на местах, где ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех политических решений и контролировали деятельность советских и комсомольских организаций, местных судов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

На XXIII съезде КПСС (1966 г.) было восстановлено название «генеральный секретарь ЦК КПСС». Позднее Брежнев совместил главную партийную должность с постом председателя Президиума Верховного Совета СССР и председателя Совета Обороны.

Первоначально Брежнев проявлял себя как энергичный и достаточно компетентный руководитель, хотя и тяготевший к консерватизму, но осуществлявший грамотное руководство в интересах страны. Л.И. Брежнев в середине 60-х гг. был горячим сторонником экономических преобразований и поддерживал руководителя правительства Алексея Николаевича Косыгина - автора реформ в промышленности и сельском хозяйстве. Однако позднее, к середине 70-х гг., между Брежневым и Косыгиным начались разногласия по вопросам дальнейшего реформирования экономики. К сожалению, это противостояние закончилось поражением Косыгина, и Брежнев предпринял политические акции, которые закрепили отказ советского государства от рыночных реформ. И все же некоторые результаты их совместной деятельности дали положительные импульсы социально-экономическому развитию страны.

Аграрная реформа была провозглашена на мартовском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС. Она включала меры по решению социальных проблем села, использование экономических стимулов в сельском хозяйстве, увеличение финансирования производства сельскохозяйственной продукции. В ходе реализации аграрной реформы были произведены следующие изменения.

1. Крестьяне получили дополнительную землю в личное пользование для развития приусадебного хозяйства, а «лишнюю» землю уже не отрезали.

2. Крестьяне получили право на пенсию.

3. В колхозах гарантировалась минимальная зарплата деньгами, а остальную часть составляла натуроплата (зерном, овощами и т.п.).

4. Снова увеличивалась закупочная цена на сельхозпродукты при снижении норм обязательных поставок в «закрома Родины». За их сверхплановую продажу вводилась дополнительная надбавка к цене в размере 50%.

5. Твердый план государственных закупок зерна и других сельхозпродуктов устанавливался сроком на 6 лет. Это повышало стабильность и заинтересованность крестьян в результатах своего труда.

6. Кукурузной эпопее был положен конец: насильственно не заставляли теперь сеять «царицу полей» и подсолнечник на землях, близких к Северному полюсу.

Все это привело к повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Уже к концу восьмой пятилетки (1965-1970) совокупная рентабельность совхозного производства составила 22%, а колхозного еще выше 34%. Благодаря сельскохозяйственной реформе снабжение страны продукцией сельского хозяйства значительно улучшилось.

Курс на увеличение сельскохозяйственного производства был продолжен при утверждении девятого и десятого пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Всего за три пятилетки с 1966 по 1980 г. на развитие сельского хозяйства страны было направлено почти 400 млрд рублей . Если принять во внимание тот факт, что рубль в то время по обменному курсу был больше доллара США, станет ясно, какие гигантские суммы выделялись при Л.И. Брежневе на реализацию аграрных реформ. Однако эти средства использовались крайне неэффективно. Они вкладывались в строительство гигантских дорогостоящих комплексов, непродуманную мелиорацию и химизацию полей, не приносивших реальной отдачи.

Реформы в промышленности. В ноябре 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на пленуме ЦК КПСС с докладом, в котором обосновал необходимость экономической реформы в промышленности. Руководитель правительства предложил ввести рыночные категории и понятия в хозяйственную деятельность предприятий: прибыль, рентабельность, хозрасчет, себестоимость продукции и т.п. Реформа значительно сокращала перечень плановых показателей, введенных ранее государством. Одним из главных показателей работы промышленных предприятий устанавливался объем реализованной, а не всей произведенной продукции. Это был шаг вперед к современному понятию «конъюнктуры рынка», то есть производить то, что требуется потребителю.

Для экономического стимулирования труда и выпуска товаров было принято решение оставлять в распоряжении предприятий часть прибыли. За счет отчислений от прибыли на заводах и фабриках происходило формирование специальных фондов: 1) материального поощрения; 2) развития производства (самофинансирование) и 3) социально-культурного и бытового развития (деньги направлялись на строительство жилья, санаториев, домов культуры и т.д.). Это был существенный шаг к самостоятельности предприятий, стимулированию производительности труда.

Косыгинская экономическая реформа дала заметный толчок буксовавшему народному хозяйству. На новых условиях хозяйствования уже в 1966 г. приступили к работе свыше 700 производственных коллективов. В соответствии с реформой стали создаваться производственные объединения с целью кооперации по выпуску сложной продукции. Примером такой кооперации может служить объединение Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева с профильными предприятиями в Рославле и Мценске, выпускавшими комплектующие и запасные части для автомобилей. Это способствовало укреплению хозяйственных связей, устраняло дублирующие производственные мощности.

В Советском Союзе в этот период с целью развития науки и техники создавались новые наукоемкие отрасли промышленности: микроэлектроника, атомное машиностроение и т.д., возникали научно- производственные объединения, отвечавшие требованиям времени.

О прогрессивном значении экономических реформ в эпоху Брежнева, особенно на начальном этапе, свидетельствуют следующие цифры и факты. Только за восьмую пятилетку объем промышленного производства вырос в полтора раза , производительность труда на 33%. Восьмая пятилетка стала одной из самых успешных для экономики страны. Было построено 1900 новых промышленных предприятий , завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти, начали действовать Западно- Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Конакове и Криворожье, окончилась прокладка газопровода «Средняя Азия Центр» протяженностью 2750 км. Завершилось строительство первой очереди знаменитого нефтепровода «Дружба», протяженностью 8 900 км. Общая длина построенных в СССР нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Темпы роста экономики при Л.И.Брежневе в 6070- х гг. были значительно выше, чем в развитых странах Европы. Среднегодовые темпы прироста национального дохода в годы восьмой пятилетки достигали 7,7%. Этот показатель значительно превышает нынешние темпы развития российской экономики.

Начиная с середины 70- х гг. реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этого органа образовалась узкая группа партийной суперэлиты в составе Ю.В. Андропова, А.Н. Громыко, Д.Ф. Устинова, М.И. Суслова, К.У. Черненко, которая вместе с Брежневым фактически решала все принципиальнейшие вопросы.

Партийные лидеры, понимая важность развития науки и техники, призывали советских людей «соединить достижения научно- технического прогресса с преимуществами социализма». Однако именно эти «преимущества» как раз и тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство, так как не была решена проблема стимулов . Экономические стимулы подменялись социалистическим соревнованием в научно- исследовательских институтах и научно- производственных объединениях. Время от времени появлялись, правда, сообщения о новых крупных открытиях и разработках, но если они не имели военного значения, то чаще всего так и не внедрялись в массовое производство то из- за «нехватки средств», то из- за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Одновременно в стране насаждались отношения личной преданности, семейственности в подборе и расстановке кадров. Например, те люди, с которые раньше работали с Брежневым на Украине, в Молдавии или Казахстане и были ему бесконечно преданы, оказались на высоких руководящих должностях, а сын и зять Брежнева были введены в состав ЦК КПСС.

Замкнутость властной элиты, ее практическая несменяемость и неподконтрольность, «непотопляемость» партийной номенклатуры и высших чиновников, какие бы промахи они ни допускали в руководстве, все это вызывало недовольство в обществе, социальную апатию граждан. Так, узкий круг членов Политбюро на даче у Брежнева 12 декабря 1979 г. принял решение о вводе советских войск в Афганистан. Как выяснилось позже, это было серьезной политической ошибкой.

Росла социальная дифференциация, основанная не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту. Она усугублялась увеличением незаслуженных и незаконных привилегий для некоторых категорий граждан, в основном партийных и советских работников, другой номенклатуры.

К середине 70- х гг. реформы в экономике были практически свернуты. В результате темпы роста производительности труда в девятой пятилетке (1971–1975) по сравнению с восьмой пятилеткой снизились с 6,8 до 3%, то есть более чем в два раза.

Руководство страны объясняло это объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов и т.д. Все эти факторы действительно имели место и негативно сказывались на развитии экономики. Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи реформ, было то, что сама директивная модель экономики исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое- то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена.

Существовавшие методы государственного управления не могли уже обеспечить решения задач, стоявших перед экономикой. Экстенсивные способы развития народного хозяйства исчерпали себя. Отрицательно сказалась такие факторы, как необходимость прямого и косвенного дотирования убыточных предприятий и неэффективных территорий, непомерные военные расходы и многомиллиардные кредиты СССР странам третьего мира.

Положение спасали только нефть, газ и другие энергоносители, запасы которых были обнаружены с помощью космических спутников. Экспорт «черного золота» за рубеж стал мощным источником получения дополнительной валюты, волшебной палочкой для решения острых социально- экономических проблем. За счет нефтедолларов государство стало закупать западное оборудование и технологии и на этой основе решать назревшие проблемы.

Вместо того чтобы добиваться повышения качества продукции, интенсификации производства, получения прибыли, внедряя достижения научно-технического прогресса в производство, бюрократия сделала ставку на импортные накачки. Основная задача заключалась в сохранении достигнутых темпов производства. В результате СССР фактически «проспал» информационную революцию компьютеризацию и IT-технологии. В то время как США, Западная Европа и Япония развивались на постиндустриальных направлениях модернизации, советская экономика традиционно и инерционно развивалась в рамках индустриального этапа. Об отсталости Советского Союза свидетельствует тот факт, что к 1985 г. у него было в тысячу раз меньше персональных компьютеров и ЭВМ, чем, например, в США. Ситуация обострилась из- за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

В СССР к началу 80-х гг. налицо были признаки замедления темпов роста экономики, застоя и стагнации. Но ярлык «застоя и стагнации», навешенный ангажированными политиками и экономистами, не совсем корректен по отношению ко всей брежневской эпохе. Если брать в целом брежневский период развития огромной страны, занимавшей площадь в 22,4 млн кв. км, на которой проживало почти 280 млн человек, то общая картина будет разительно отличаться от той, которая навязывается неискушенным россиянам зависимыми средствами массовой информации и, в первую очередь, федеральными телеканалами.

Факты свидетельствуют: к началу перестройки 80- х гг. в Советском Союзе был создан мощный промышленный потенциал. За 18 лет с 1970 по 1988 г.промышленное производство в СССР возросло в 2,38 раза. Развитые страны Европы за те же 18 лет дали значительно меньший прирост промышленного производства. В Англии оно возросло всего в 1,32 раза, или почти в 2 раза меньше, чем в Советском Союзе; в ФРГ в 1,33; во Франции в 1,48 раза, то есть значительно меньше, чем в СССР в «период застоя и стагнации». Даже США отстали от СССР, дав прирост промышленного производства всего в 1,68 раза.

Объем валового внутреннего продукта в период с 1960 по 1988 г. в СССР увеличился почти в 5 раз! Причем темпы роста законченного общественного продукта сохранялись почти во весь брежневский период. По сравнению с 1960 г. его объем в 1970 г. был превышен в 2,1 раза, в 1980 г. в 3,5 раза, а в 1988 г. в 4,7 раза. Поэтому по меньшей мере ненаучно вешать ярлык «брежневский застой»на экономику, опережавшую по главным экономическим показателям не только развитые страны Западной Европы, но и США . Экономические показатели СССР были бы гораздо выше, если бы Брежнев не так сильно болел в последние годы руководства страной либо вовремя уступил место более энергичному руководителю государства.

Фундамент экономики, заложенный в эпоху Брежнева, разведанные запасы нефти и газа позволили пережить провал перестройки Горбачева, почти полтора десятка лет системного кризиса Ельцина и неудачи в управлении Путина-Медведева. Таким образом, реформы Брежнева-Косыгина в промышленности и сельском хозяйстве давшие положительные результаты, имеют важное историческое значение.

При всех недостатках и пороках политической системы, неповоротливости бюрократического аппарата управления экономика при Л.И. Брежневе обеспечивала сравнительно высокий уровень благосостояния населения.

Успехи в социальной сфере. Успехи в экономической области позволили социалистическому государству решить многие социальные проблемы. На это была нацелена и Конституция СССР, принятая в 1977 г., и специальные законы, регулировавшие социальную политику государства. Увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные финансовые вложения в государственную медицину, образование, спорт, отдых.

Образование в высших и других учебных заведениях при Л.И. Брежневе было бесплатным. (Для сравнения: стоимость годового обучения в престижных государственных российских вузах в 2010 г. составляла: в Высшей школе экономики нафакультете государственного и муниципального управления – 250 тыс. руб. в год., в МГУ им. М.В.Ломоносова на факультете политологии по магистерским программам – 261, 6 тыс., в МГИМО по программам подготовки бакалавров – от 280 тыс. рублей).

В брежневский период уделялось пристальное внимание качеству образования, высокому уровню подготовки специалистов. О степени профессиональной подготовки того времени можно судить по тому факту, что нынешние руководители Российского государства, региональных органов власти и управления, ректоры ведущих вузов (список можно продолжить) получили образование при Л.И.Брежневе.

Здравоохранение позволяло успешно бороться с детской смертностью, эпидемиями и другими заболеваниями. Операции, даже самые сложные, были для людей бесплатными.

Пенсионное обеспечение в целом отвечало потребностям людей, ушедших на заслуженный отдых. Были повышены пенсии работникам черной металлургии, шахтерам, другим категориям со сложными условиями трудовой деятельности. Вводились надбавки за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении или организации. Заметно повышались пенсии инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, семьям военнослужащих, погибших на фронте.

Максимальная пенсия для простых граждан (учителей, врачей, инженеров и т.д.) составляла 132 рубля и позволяла жить практически безбедно. Буханка хлеба стоила чуть больше 10 копеек, колбаса 2 рубля 20 копеек за 1 кг, мясо не более 2 рублей за кг, 1 кВт∙ч электроэнергии 4 копейки, бензин 7 копеек за 1 л, квартплата взималась не более 10–15 рублей в месяц и т.д. При таких ценах стоимость жизни была невелика, и пенсионеры могли позволить себе кое- что откладывать «на черный день».

Никаких задержек с выплатой пенсий, зарплат не было и в помине. «Действительно, так было раньше,132 рубля советской трудовой пенсии в переводе на натуральные продукты, как то: хлеб, молоко, мясо и т.д. были несомненно весомее, чем сегодняшняя моя пенсия. Что можно было тогда купить, заплатив 16 рублей 39 копеек за квартиру и свет: 730 буханок хлеба, 60 кг вареной колбасы, 32 кг швейцарского сыра. Сегодняшние мои 3500 рублей пенсии, остающиеся от уплаты коммунальных платежей,писала пенсионерка Лидия Куликова в 2007 г. в журнал «Российская Федерация», позволяют купить 290 буханок хлеба, 17 кг колбасы, 23 кг российского сыра, то есть по всем статьям в три раза меньше». Таким образом, социальная защищенность пенсионеров в брежневский период государственного управления была значительно выше, чем в современной России.

Советские люди в брежневский период руководства государством имели и другие социальные гарантии , в том числе на жилище. Действующее в тот период жилищное законодательство определяло порядок бесплатного предоставления гражданам жилой площади. Следует подчеркнуть, что жилищное законодательство того периода предусматривало также улучшение жилищных условий гражданам за счет государства.

Закон устанавливал категории граждан, имевших льготы в обеспечении жильем. К таким категориям относились инвалиды и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трех степеней и др. Если на одного человека приходилось менее 12 кв. м жилой площади, то граждане, проживавшие в таких стесненных условиях, также имели право на улучшение жилищных условий за счет государства.

Из занимаемой по закону квартиры или жилого дома гражданина не мог выселить никто. Его дом был его настоящей крепостью. Проникновение в жилище каралось законом.

При Л.И. Брежневе было построено свыше 1,5 млрд кв. м жилья, что позволило бесплатно получить благоустроенные квартиры более 40% советских людей . Согласно официальной статистике, к началу 80- х гг. ХХ в. отдельные квартиры имели почти 80% семей, включая семьи граждан Белоруссии, Молдавии, Украины, Прибалтийских республик, Средней Азии и Закавказья. В этих республиках, вышедших из состава СССР в декабре 1991 г., до сих пор львиную долю жилого фонда составляют квартиры брежневского периода «застоя и стагнации».

В 19661967 гг. не без участия Л.И. Брежнева была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями . Росла заработная плата основных категорий трудящихся, значительно повышен размер минимальной заработной платы. В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. На их базе были разработаны и введены в действие новые кодексы законов о труде союзных республик. В РСФСР новый КЗОТ был принят в 1971 г. Большое значение новое трудовое законодательство придавало защите трудовых прав женщин и молодежи. Женщины получили право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте до одного года. Защищались права беременных женщин: никто не мог лишить их работы и трудового заработка, отказать в декретном отпуске и т.п.

В брежневский период реформ снабжение населения продуктами питания и товарами народного потребления достигло самого высокого уровня по сравнению с другими периодами социалистического развития страны. Причем цены на товары и услуги были сравнительно невысокими, доступными среднему потребителю. Например, при зарплате в 200 рублей можно было купить четыре путевки в санаторий на Черном море (с лечением, питанием и проживанием в обустроенных номерах) сроком на 24 дня.

Недавнее 100- летие со дня рождения Л.И. Брежнева в России «прошло под дружный ностальгический вздох: застой многие вспомнили как «золотой век», историческое счастье светлое, беззаботное» напечатала в январе 2007 г. «Комсомольская правда». Размышляя над этим феноменом, влиятельнейшая российская газета в статье «СССР возвращается?» пишет: «Странное дело, иронизируя порой над смешным и грустным нашим прошлым, мы вдруг обнаруживаем в сегодняшней жизни, где есть все, о чем мечталось от колбасы и иномарок до свободных загранпоездок... наши сограждане вдруг стали ностальгировать по тягучему брежневскому «застою». Газета приводит слова Аркадия Инина, в которых содержится ответ на вопрос, почему бывшим советским гражданам так нравилась брежневская эпоха. «Ни о чем я так не мечтаю, как если бы проснуться в «золотом застое», утверждал известный писатель- сатирик. – Когда были стабильность, уверенность в завтрашнем дне, безопасность, забота о людях, уважение к ветеранам, пенсии, на которые можно было не только прожить, но и отдыхать в Крыму, отсутствие культа денег, дикого классового неравенства, негодяев в Куршевеле, бомжей и беспризорников на российских улицах. А главное было уважение к достоинству человека». Вот такие воспоминания сегодняшних россиян, живших в эпоху Брежнева, которую часто и не совсем справедливо называют эпохой «застоя и стагнации».

Чтобы соблюсти объективность, следует отметить, что в конце статьи А. Инин перечисляет, что ему не нравилось в той эпохе. Ему не хотелось бы, как и большинству бывших советских граждан, чтобы снова были железный занавес, власть КПСС и политическая цензура.

Конец брежневской эпохи. Следует иметь в виду, что начало и конец брежневской эпохи разительно отличаются друг от друга. Это связано прежде всего с самим лидером государства, его отношением к государственно- правовым реформам и изменениям в социально- экономической сфере. В конце правления Брежнев потерял возможность критического мышления и даже попытался при поддержке своего окружения организовать подобие культа своей личности. Некоторые историки склонны объяснять разительные перемены серьезными проблемами со здоровьем реформатора, отрицательным отношением к преобразованиям его ближайшего окружения, прежде всего престарелого состава Политбюро ЦК КПСС.

Все эти предположения основываются на реальных фактах. Как бы там ни было, но в конце брежневской эпохи произошли изменения, ставшие рубежом развития общества. В стране начались контрреформы , касавшиеся многих сфер советского общества. В политике произошла смена концепции строительства коммунизма концепцией развитого социализма. В государственном аппарате принципы коллегиального руководства подменялись единоначалием. В партии предали забвению принцип ротации кадров. В гражданском обществе ширилось преследование инакомыслящих .

В конце 70- х начале 80- х гг. в связи с начавшимся падением экспортных цен на нефть резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по «остаточному принципу» особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания.

Особый контраст социального обеспечения тружеников села был заметен в сравнении с жизненным уровнем руководителей партийных и советских органов, которые занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, их обслуживали специальные поликлиники, больницы, санатории. В конце брежневского правления в СССР стали все более очевидными факты, как слуги народа превращались в господ.Они обросли различными привилегиями, льготами, а многие из партийных и советских функционеров и богатством.

Никита Сергеевич Хрущев вошел в историю СССР и России как самый неоднозначный правитель, оказавший влияние на развитие новых направлений во внешней и внутренней политике СССР и осуществивший за десятилетие своего правления несколько реформ.

Внутренняя политика Хрущева

Смерть Сталина в 1953 г. повлекла за собой закулисную борьбу за место на «троне», но должность первого секретаря досталась Хрущеву. На XX-м Съезде (1956 г.) он выступал с докладом, получившим мировой резонанс. Основной темой было разоблачение Сталина с перечислением ряда преступлений 30-х-50-х гг. и жесткая критика его репрессий. Положено начало десталинизации и демократизации.

Реформы Хрущева

Десталинизация не имела, впрочем, ни последовательности, ни целостности. По представлениям Хрущева, она заключалась в осуждении культа Сталина и установлении партийного контроля над карательными органами. Происходило восстановление правопорядка, законности и конституционных прав граждан.

Реформы Хрущева нашли свое продолжение - была осуществлена перестройка правящей партии: демократизация, изменения в условиях приема в нее, расширение прав местных организаций и союзных республик. В 1957 г. восстановили в правах депортированные Сталиным народы. Появляются новые органы общественного самоуправления и т.д.

Реформа управления

Попытка перейти к экономическим методам управления привела к усложнению структуры управления, росту числа чиновников. В 1962 г. предпринята самая неудачная из реформ: специализация партийных организаций (промышленные и сельские). Страну разделили на 105 экономических районов.

Аграрная реформа

Реформы Хрущева начались с сельского хозяйства. С 1953 г. укреплялось экономическое положение колхозов, был уменьшен размер сельхозналога. Хозяйствам предоставили кредиты, поступала новая техника. В середине 50-х началось их повальное укрупнение - преобразование в совхозы. Затем были созданы и совнархозы.

Крестьянам были выданы паспорта, им назначалась пенсия.

Кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущева - по примеру США эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не может (вплоть до Крайнего Севера!).

В 1954 стартовала кампания по освоению Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями, впервые за послевоенные годы поднялась закупочная цена на зерно. Но эрозия губила целинные почвы. Нечерноземный центр пришел в полный упадок.

Военные реформы Хрущева

После прихода к власти он взял направление на подъем оборонной и тяжелой промышленности. СА и флот получили ракетно-ядерное оружие. По соотношениям военной мощи СССР достигает паритета с США. Рассматривается направление к мирному сосуществованию государств разного соцстроя.

Социальная реформа

После принятия закона о выплате пенсии крестьянам было принято решение об отмене оплаты обучения в восьмилетнее обучение становится обязательным. Установлены в частности - 6-часовой рабочий день для подростков 16-ти лет.

Активно расширяется фонд жилья. Жилищное строительство базируется на индустриальных методах. Жилой фонд страны увеличивается на 40% за семилетку! Правда, строительство велось в стиле, вошедшем в историю од названием «хрущобы», зато исчез жилищный кризис.

Школьная реформа привела к единой восьмилетней школе. Желающим получать полное среднее образование нужно было продолжать обучение в средней политехнической школе (в ПТУ, в вечерней или заочной школе).

Внешняя политика Хрущева

Внешние отношения в те времена развивались в стиле традиционной для большевиков политики. Основным направлением внешней политики стало укрепление систем безопасности по всем рубежам.

Активно возобновляются контакты с зарубежными странами, в прессе появляются и положительные отзывы о других странах. Расширяются торговые отношения. Это влечет обоюдную выгоду, ведь страны Запада получают обширнейший для своей продукции.

Существенно сказался на мировой обстановке запуск первого ИСЗ в 1957 году, начинается новая, космическая эра. Хрущев, сторонник Королева, поддерживает его идею обогнать американцев в освоении космического пространства.

Это меняло расстановку приоритетов, теперь Запад был под прицелом межконтинентальных ракет СССР.

В 1961г. был поставлен «Берлинский ультиматум», в котором Хрущев потребовал возведения стены между западным и восточным Берлином. Огромный резонанс мировой общественности. После «берлинского кризиса» разгорается еще один, т.н. «карибский», или «ракетный кризис». Кеннеди попытался захватить Кубу, которой СССР оказывало экономическую, а теперь еще и военную помощь, выслав туда военных и технических советников, различные виды оружия. В том числе и ракеты, что угрожало США ударом. Кеннеди потребовал не допустить выгрузки ракет на Кубе, и Хрущев эти требования принял.

Убийство Кеннеди привело к необходимости устанавливать контакт с президентом Джонсоном. Но против Хрущева были выдвинуты обвинения в волюнтаризме, и его отправили в отставку. Погубила его и попытка урезать льготы и привилегии госслужащим. При Хрущеве в СССР сложился авторитарный строй, однако, укрепились основы командно-административной системы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»