Дмитрий быков где преподает. Дмитрий Быков: «У моей жены сибирский характер

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Публицист Дмитрий Быков разглядел в суперизобретателе типично русские черты. И поразмыслил над тем, дотянемся ли мы до Илона Маска — воплощения идеала шестидесятников, полетим ли с ним на Марс. Или он, разочаровавшись, рухнет к нам и, как Депардье, попросит российского гражданства.

Илон Маск — самый знаменитый в России миллиардер. Он гораздо популярнее Абрамовича и уж точно Михельсона (который в списке "Форбс" впереди на целых восемь позиций и 1,7 млрд долларов). Положим, Маск в этой сотне — сороковой и денег у него всего 22,3 млрд, но он наш, он живо нас волнует, это его мы спрашиваем: "Как тебе такое, Илон Маск?!", демонстрируя свои великие изобретения вроде пробки в кастрюльной крышке.

Такую Америку мы любим и… помогаем строить

Он — участник нашей жизни, мы хотим, чтобы у него получилось; происходит это потому, что он воплощает лучшие черты советского школьникавундеркинда, мечтающего о космических путешествиях. Он — наш Шурик, с поправкой на капитализм; наш физик, наш программист Привалов из "Понедельника..." Стругацких, наш диссидент из шарашки — потому что и в мире крупного бизнеса он тоже диссидент, подвергающийся репрессиям. Мы все понимаем, что Маск меняет мир к лучшему, даже если учесть, что он подрывает нашу главную скрепу, а именно нефть. Мы знаем, что мир, став менее зависимым от нефти, улучшится, что нефть скорее наше проклятие, чем благословение. И это действительно интересно — что там, в Америке, двое стопроцентно наших: Маск и Трамп.

Вот и сейчас — открываю я новости, а там всё про них. На Трампа, как всегда, клевещут из-за недоказанных связей с русскими. Илон Маск отстыковал свою ракету от МКС, а до этого приветствовал экипаж МКС по-русски. Ракета Маска, управляемая манекеном, направилась к Земле… а вот уже и приводнилась в Атлантике! Маск высоко оценил русскую ракету "Ангара", и Дмитрий Рогозин снисходительно высказался в смысле, что давно бы так, иногда и американец прав бывает. Илону Маску запретили доступ к американской секретной военной информации, потому что он вслух (в смысле публично) покурил марихуаны. Теперь, наверное, ему откроют доступ к российской секретной военной информации...

Трамп — воплощение всего, что любит Маргарита Симоньян, Маск — продолжатель линии Гагарина, символ космической экспансии. И немудрено, что Маск сначала понадеялся на Трампа (обычное заблуждение идеалиста насчет потенциального сотрудничества с властью), даже пошел к нему в советники, а потом покинул эту должность, осудив выход США из парижских климатических соглашений. Удивительно — хотя что же в этом удивительного? — что Россия, при всей антиамериканской пропаганде, Америкой интересуется и, в конце концов, ее любит. Причем не трамповскую — Трампов у нас и своих хватает, — а такую, которую воплощает Маск. Эту Америку она, кстати, и помогает строить, экспортируя помощников и сотрудников Маску, разработчиков и покупателей его "Теслы", инженеров и пассажиров его ракет.

"Он видит на 12 ходов вперед"

Илон Маск обладает южноафриканским, канадским и американским гражданством. Он родился в Претории 28 июня 1971 года — старшим ребенком в семье модели (и впоследствии диетолога) Мэй Маск, урожденной Хальдман, и Эррола Маска, инженера и пилота. Маскстарший познакомился с будущей женой, когда она была еще школьницей, и шесть лет уламывал выйти за него замуж, что и случилось в 1970 году. У них трое детей, все талантливые: про Илона вы знаете, Кимбал — знаменитый ресторатор (сеть Kitchen Cafe) и благотворитель (сеть обучающих садов, школьных классов на свежем воздухе), а младшая их сестра Тоска — режиссер и продюсер, активно развивающая интернет-телевидение. Это Кимбал сказал о знаменитом старшем брате: "Он видит вещи ясней, чем кто-либо, и под таким углом, какого никто в мире даже не представляет. Он в детстве любил шахматы и считал, как положено гроссмейстеру, на 12 ходов вперед. Он и в жизни видит на 12 ходов".

Вообще Маск уродился не столько в собственную мать, ныне известного диетолога, и не в отца с его инженерными заморочками, а в бабушку с дедушкой с материнской стороны. Они десять лет (1950-1960) искали в пустыне Калахари так называемый затерянный город, открытый в 1885 году канадским артистом, канатоходцем и путешественником Хантом, более известным как Фарини. Это был такой канадский Маск своего времени, но никакого города в Калахари не было, хоть его и ищут до сих пор. Он принял за стены разрушенного древнего города несколько плоских скал естественного происхождения, заново обнаруженных в 1964 году. Помимо поисков затерянного города, дед и бабушка Маска с материнской стороны прославились кругосветным авиаперелетом в 1952 году. "Слава не превратила их в снобов", — замечает Мэй.

Первый стартап

Родители Маска развелись в 1979-м, и старший сын остался с отцом в Претории, что сам назвал потом "величайшей ошибкой" (а самого отца именует "чудовищем"). С детства Маск был запойным читателем и программистомсамоучкой: к десяти освоил азы программирования, а в 12 продал свою первую игру "Бластер", космическую стрелялку, принесшую ему 500 долларов. Любимым его писателем был в это время Азимов, любимой книгой — цикл "Основание" (она же "Академия"), а девизом — главный вывод из этой книги: "Надо продлить существование цивилизации, минимизировать риск темных веков и сократить их продолжительность, если они все же случатся".

В школе его не любили. Избили однажды буквально до потери сознания и сломали нос. К восемнадцати годам он уже всерьез конфликтовал с отцом. Отец настаивал, чтобы Маск поступил в университет в Претории. "Но я уже знал, что великие вещи можно делать только в Штатах". Благодаря канадскому происхождению матери он легко получил канадское гражданство, в Канаде проучился три года в Королевском университете, а оттуда без проблем переехал в Пенсильванию. В местном университете, безумно гордящемся этим фактом, он получил сначала экономическое образование, а потом степень бакалавра по физике. В 1995 году он с братом затеял в Пало-Альто свой первый стартап — сеть Zip2, гид по американским городам, соединявший сотни местных газет в глобальную сеть и позволявший посетителю следить за всеми местными новостями и достопримечательностями; биограф Маска утверждал, что денег на стартап — порядка 28.000 долларов — дал отец, но Маск возразил, что вложились они с братом плюс компаньон. Спустя четыре года Zip2 продали "Компаку" за 307 млн наличными и 34 млн в акциях; Маск владел 7% компании, так что получил 22 млн. Месяц спустя он основал платежную компанию X.com, куда вложил 10 млн; через год они слились с Confinity, а вскоре после этого переименовались в знаменитый ныне PayPal — едва ли не самый надежный способ перевести деньги по сети. К тому времени Маска уже попёрли из руководства компанией по причине разногласий с большинством (2000), но в числе собственников он остался — и когда PayPal продался eBay (2002), Маск получил уже 180 млн.

Тут он развернулся. И как всегда, Россия сыграла в этом неоднозначную, но решающую роль.

Русский толчок

В октябре 2001 года Маск приезжал в Россию, где при посредничестве своего университетского друга Адео Ресси пытался купить "Днепр" — не в военных целях, разумеется, а в надежде освоить Марс и построить на нем оазис. Он хотел там соорудить парник и постепенно вырастить на Марсе жилой городок. Русские — конкретно НПО Лавочкина — приняли Маска и его концепцию Марса за классическую утопию, а поскольку ничего о нем не знали, то вернулся он с пустыми руками. Но не так-то просто было его охладить: три месяца спустя (февраль 2002-го) он вернулся, уже с Майклом Гриффином (р. 1949), впоследствии руководителем НАСА (2005-2009), и с конкретным предложением. Он хотел купить у русских уже три ракеты. Теперь с ним стали разговаривать серьезней и загнули цену по 8 млн. Маск стал торговаться: он сказал, что готов отдать 16 млн, но за три. Ему ответили, что торг здесь неуместен. О, если бы они знали, с кем имеют дело! Если бы они знали, что со временем он станет самым известным инноватором в мире, сделает "Теслу" и похвалит ракету "Ангара"! Впрочем, весьма вероятно, что тогда его просто погнали бы тряпками. Короче, ни о чем они не договорились, Маск полетел назад в Штаты и уже в полете — он быстрый малый — решил, что в таком случае построит ракеты сам. Гораздо дешевле выйдет.

Вот так, от нашего пинка, стала бурно развиваться новая космическая отрасль. Маск вложил свои деньги в Space Exploration Technologies, или попросту SpaceX, разместил ее в Калифорнии и запустил проекты Falcon (в честь "Звездных войн") и Dragon (в честь любимого многосерийного мультика 1978 года). Это была первая частная коммерческая компания, удачно запустившая (25 мая 2012-го) космическую ракету, которая пристыковалась к МКС.

В 2006 году Маск получил от НАСА первый контракт на разработку собственного ракетного двигателя, после чего ему дали уже 1,6 млрд на 12 стартов "Дракона" и "Сокола" — вместо шаттла, от которого к 2011 году решено было отказаться. Маск надеялся, что ему удастся создать новую многоразовую ракету, в которую никто не верил, — но это уж судьба у него такая: делать вещи, в которые не верят. Довольно скоро (22 декабря 2015-го) он запустил ракету, первая ступень которой благополучно приземлилась, а не сгорела; в следующем году таких запусков было 8, в 2017-м — уже 18. Совсем недавно (6 февраля 2018-го) Маск со своими ребятами запустил "Тяжелого сокола" — самую тяжелую в истории ракету, которая унесла в космос новенькую "Теслу", принадлежавшую лично Маску. Теперь в космосе есть "Тесла". Кому она там нужна? Она нужна для славы и гордости человечества.

Колонизацию Марса Маск рассчитывает начать в 2024 году, отправив туда грузовики на предмет обнаружения воды и изготовления топлива.

"Тесла": 1 доллар в год

Что касается "Теслы", это не самый амбициозный, но самый знаменитый проект Маска, который он начал разрабатывать спустя три года (2004) после своего космического замысла.

Придумал "Теслу" не он. Он подключился через год после того, как Мартин Эберхард (р. 1960) и Марк Тарпеннинг (р. 1964) затеяли собственный электромобильный стартап. Подключившись, Маск возглавил совет директоров и привлек деньги. После ряда конфликтов и финансового кризиса он окончательно вытеснил Эберхарда и взялся за дело лично. К 2008 году они соорудили спортивную модель (разошедшуюся в количестве 2500 экз.), четыре года спустя выпустили четырехдверный седан — модель S, — а в 2015-м предъявили уже вполне доступную "Теслу-X"; вскоре их электродвигатели стали закупать "Мерседес", "Даймлер" и "Тойота". Маск добился от них серьезных вложений в "Теслу". Еще в 2006 году он задался целью довести базовую стоимость новой модели до 30.000 долларов, что уже вполне по карману среднему американцу, — и справился.

Маск вовсе не владелец "Теслы" — ему принадлежит всего 22% компании; в качестве председателя совета директоров он, подобно Джобсу в "Эппл", получает ежегодно один, прописью, доллар. "Тесла" приносит ему не столько пиар, сколько про блемы. В недавнем (в ночь на 1 ноября 2018-го) интервью Каре Свишер (Recode) он заметил: "История автомобильных компаний в США ужасна. Единственные, кто не обанкротился — "Тесла" и "Форд". Все остальные — банкроты. То, что "Тесла" не обанкротилась — даже не чудо, а абсурд". Убытки "Теслы" растут (в прошлом году удвоились против позапрошлого и достигли 2,2 млрд), разработки требуют новых вложений, Маск нервничает и позволяет себе в твиттере шутки, которые стоят компании то четырехпроцентных, то семипроцентных падений. То заявит, что "Тесла" уйдет с публичного рынка и выкупит все свои акции у держателей по 420 долларов, то сострит насчет "американской Комиссии по ценным бумагам и биржам, расшифровав ее как "Комиссию по быстрому обогащению". Его уже попросили покинуть на три года пост председателя совета директоров "Теслы", поскольку раньше, когда он проводил на работе от 15 до 20 часов в сутки, убытки и скандалы множились; вероятно, столь инициативный и быстроумный руководитель в самом деле способен погубить любую затею.

Но Маск никогда не бросит "Теслу": "Тесла" не может умереть. Это наш вклад в экологичное будущее". Правда, идея поднять за счет "Теслы" американскую экономику тоже пока не срабатывает: количество электромобилей в мире пока не превышает 1% в Штатах и едва достигает 2% в Европе и Китае. Попытка спасти инновационной экономикой город Буффало (штат Нью-Йорк) пока тоже не удалась, хотя именно здесь в начале XX века (1906-1912) производились первые электромобили компании Babcock. Ньюйоркский губернатор Эндрю Куомо вложил в "Теслу" 750 млн с тем, чтобы она выстроила в городе свою фабрику по производству солнечных батарей и создала новые рабочие места; рабочих мест создалось всего несколько сот — при потребности в 5000, — и в 2016 году их количество сократилось почти вдвое.

При этом "Тесла" вышла к 1 июля 2018 года на запланированные 7000 автомобилей в неделю и собирается довольно скоро (2020) покрыть Штаты сетью заправок, заряжающих машину за 15 минут; ее капитализация растет и достигает сегодня 65 млрд, превысив, вы не поверите, капитализацию General Motors и Ford Motor. Самомнение обладателей этого электромобиля растет еще быстрей, чем капитализация. То есть они всерьез полагают, что за ними будущее и что они вот уже сейчас в него вкладываются. В России количество "Теслы" не превышает 2 тысяч, но парадоксальным образом Маска все любят. Потому что одно дело — любить, а другое — ездить. Нам нравится, что где-то там в Штатах живет такой сумасшедший парень. Но пользоваться его наработками и жить по его правилам здесь никто не рвется. Вот уедут — тогда и начинают.

Гиперлуп ускорит жизнь в 20-30 раз

Следующая сфера интересов Маска — транспорт. Общественный транспорт он ненавидит: It sucks. Ему претит необходимость делить пространство с чужими людьми, он в некотором смысле социофоб, что при его биографии и темпераменте вполне естественно. Он вообще не очень любит личные отношения, предпочитая общению работу; при этом он не переносит одиночества — вот тут и крутись. Как мы уже видели, больше всего ему нравятся две вещи: независимость (в том числе от нефти и чужих денег) и скорость. Он действительно верит, что ему удастся сократить межконтинентальные путешествия до нескольких минут. Это будет уже почти нультранспортировка. Его последнее увлечение — межконтинентальная транспортная ракета, доставляющая из Америки в Европу за полчаса. Так, утверждает он, можно будет использовать сверхтяжелый Falcon. Его скорость — 27.000 км/ч: в космосе сопротивления нет. Правда, это будет дорого. Но значительно (в десятки раз) дешевле, чем космическая ракета предыдущего поколения. А если кому-то в самом деле очень надо крайне быстро попасть из Москвы в Нью-Йорк — контракт там подписать или произвести впечатление на девушку, — он за ценой не постоит.

Пока межконтинентальные перелеты остаются делом обозримого будущего (середина 2020-х), Маск мечтает о гиперлупе (Hyperloop), что на русский слух звучит ужасно и одновременно весело. Первый такой гиперлуп, о чем Маск недавно заявил, свяжет Лос-Анджелес с Сан-Франциско, второй — Вашингтон с НьюЙорком. Идея высказана в августе 2013 года, а уже в 2015-м Маск объявил соревнование между студентами и иными добровольцами по разработке вагона; на начало 2017-го было запланировано — и уже анонсировано — строительство тоннеля, задуманного по принципу аэродинамической трубы и в разы более дешевого, чем анонсированный на 2029 год проект высокоскоростной железной дороги.

Маск определил гиперлуп как нечто среднее между "Конкордом" и аэрохоккеем. В идеале это подземный трубопровод, по которому чаще, чем в метро (с полуминутным интервалом), хреначат капсулы сечением примерно 1,4 кв. м со скоростью от 500 до 1300 км/ч. В трубе не вакуум, а как бы подвакуум, то есть сильно разреженный воздух. Маск настаивает на идее воздушной подушки, другие команды, которые он привлек для конкуренции, — на магнитной левитации, которую, кстати, начали разрабатывать еще в СССР в 1980-е. Пока максимальной скорости — 457 км/ч — достигли студенты из Мюнхенского технического университета. Пробный тоннель длиной около 17 км строится между Балтимором и Ганновером, штат Мэриленд; в будущем он станет участком гиперлупа от Вашингтона до Нью-Йорка. Когда его пустят — бог весть, но Маск, понимая все трудности проекта, отказываться от него не намерен. Идею подхватили две другие компании: одна во главе с президентом SpaceX Гвинном Шотвеллом, а другая — с первым инвестором Uber Шервином Пишеваром, которого из-за харассмента оттеснили от руководства, но на интересе к проекту это не сказалось. Одну трассу будут строить от ЛасВегаса до западного побережья, другую — в Индии, от Мумбая до Пуны. Деньги есть, инвесторы вкладываются охотно. Если обе идеи Маска — насчет трансатлантических ракетных перелетов и транспортных трубопроводов — осуществятся в течение ближайшего десятилетия, жизнь на Земле ускорится примерно в 20-30 раз. Это соответствует великой железнодорожной революции 1830-х годов.

Кому он молится

Искусственный интеллект — еще одна область интересов Маска. Он регулярно выходит в интернет, 10-15 минут в день посвящая электронному дневнику; записи его в твиттере чрезвычайно лаконичны, местоимение I он опускает, ограничиваясь am going или am beginning. Он поучаствовал в создании компании Neuralink, резонно полагая, что будущее — за синтезом человеческого мозга и суперкомпьютера. Вживляемые в мозг чипы позволят перепрыгнуть на следующую ступень эволюции — создать человека телепатирующего, интерактивного, всемирного. Попутно Маск обещает всему человечеству бесплатный всепланетный интернет при посредстве 4,5 тысяч спутников, два из которых он уже запустил (февраль 2018-го). Американская спецкомиссия по связи ему разрешила это. Ориентировочная стоимость проекта (на 2015 год, когда эта светлая идея осенила Маска) составляла 10 млрд, 1 млрд Маск вложит лично.

Маск считает, что искусственный интеллект — самая серьезная из экзистенциальных угроз за всю историю человечества; потому он и уверен, что его надо уже сейчас строго контролировать. В перспективе AI может вытеснить человека из всех сфер, включая науку и творчество. Но в способность машины мыслить Маск до конца не верит, и это единственное, что внушает ему надежду. Взгляды у него вообще скорее атеистические: он считает, что судьба есть, но это, по его выражению, "сложная комбинация из простых элементов". Никакой веры он не исповедует, хотя перед первым запуском Falcon молился — только затрудняется объяснить, кому. Политические его взгляды умеренные: он дает деньги демократам, не желал победы Трампу, но некоторое время (см. выше) надеялся на него. Себя он называет полукапиталистом и полусоциалистом, как и положено мечтателю.

Философия Маска довольно проста — сенсационных признаний от него ждать не стоит — и умещается в несколько абзацев. Он утверждает, что большая часть его великих замыслов погребена и процент удач в будущем вряд ли вырастет. Он замечает, что строить бизнес без великой философской цели бессмысленно. На вопрос, что больше всего в жизни изменило его самого, он честно ответил: "Первый миллион. Не верьте тому, кто скажет, будто этого не заметил".

Хотел бы умереть на Марсе

За четыре миллиарда лет земной истории, утверждает Маск, произошло всего шесть действительно важных событий. Седьмое происходит на наших глазах. Вот они: 1) появление одноклеточных; 2) появление многоклеточных; 3) отделение животного мира от растительного; 4) выход животных на сушу; 5) появление млекопитающих; 6) появление человеческого сознания (или второй сигнальной системы, или языка — как вам больше нравится). Седьмым шагом станет освоение космоса — потому что жить только на Земле для Маска унизительно. Он так и говорит: что это за жизнь на крошечном шарике, который может быть уничтожен взрывом одного вулкана или атомной войной? Человечество почувствует себя комфортно, только когда в его распоряжении будет несколько гарантированных убежищ. На вопрос о том, как хотел бы умереть он сам, Маск отвечает: на Марсе. Но добавляет: пожалуй, не от удара об него. Поскольку Маск болезненно реагирует на критику и не любит журналистов, которые в погоне за сенсациями вечно что-нибудь преувеличивают или перевирают, он завел сайт pravduh. com, на котором пока ничего нет, но будет. Он намерен размещать там лживые статьи о себе. Первоначально предполагалось назвать его pravda. com, вслед за известной тотально-лживой коммунистической газетой. Но такой сайт уже завела себе "Украинская правда", и Маску приходится довольствоваться "правдухой". Не исключено, что туда попадет и эта статья как не достаточно восторженная, хотя скепсиса в ней гораздо меньше, чем любования.

Сам богатеет, а проекты убыточны

С чем Маск никогда не имел дела — так это с оружием. Выпущенный его Boring Company "огнемет для зомби-апокалипсиса" предназначен исключительно для того, чтобы зажигать на вечеринках, и переименован в неогнемет, чтобы у его приобретателей не возникало проблем на таможне. Маск лично снялся с этой пушкой, чем породил множество мемов. Он полагает, что третья мировая возможна, но начнется она, по его мнению, из-за соперничества в области искусственного интеллекта. Между тем было бы смешно, если бы войны не кипели вокруг самого Маска и его идей. Серьезный процент наблюдателей считают его опасным шарлатаном, его утопии — пиаром, его технологии — чистым убытком. Есть даже мнение — его высказывает, например, известный блогер-айтишник Руслан Карманов, — что Маск и сам представляет собой убийственное (самоубийственное?) оружие западной цивилизации. По его мнению, Маск соблазняет бездельников, уверяя их, что скоро за них все сделают технологии, а им останется лишь полеживать на диване, ожидая триумфа прогресса. По мнению Карманова — его разделяют тысячи людей во всем мире, — "Тесла" не обеспечила никаких прорывных идей, увеличить пробег электромобиля можно лишь за счет увеличения (утяжеления) батарей; черепица со встроенными солнечными батареями и настенная батарейка Powerwall остаются мечтами; сам Маск все чаще уходит от неудобных вопросов. На самом деле Powerwall вполне себе существует, но производство ее и монтаж пока дороже обычной городской электроэнергии, так что позволить себе ее могут только самые убежденные и богатые "зеленые", да и то в Штатах.

Все это верно — бензиновый автомобиль пока дешевле электрического, сеть мгновенных (15-минутных) зарядок еще не покрыла планету, анонсированное уже на текущий год открытие гиперлупа откладывается, а "Дракон" хоть и взлетает благополучно, и приземляется успешно, но пока еще не оставил "Роскосмос" без работы. Маск богатеет, его проекты остаются убыточными, а пресловутые носимые или имплантируемые гаджеты встречают во всем мире такое сопротивление, что едва ли в первой половине века стартует первый киборг — сверхчеловек с вживленным прямо в него интернетом, позволяющим одним усилием воли подключаться к любой библиотеке.

С женщинами "что-то не выходит"

В личной жизни он тоже не очень счастлив. Был женат (2000-2008) на однокурснице еще по Канаде, ее звали Джастин, она писатель. Их первый сын внезапно умер в возрасте десяти недель, потом родились двойняшки, потом тройняшки (все — путем искусственного оплодо-творения, все — сыновья).

Потом он влюбился в британскую актрису Талулу Райли, женился в 2010-м, ушел в 2012-м (назвав отношения четырехлетними и лучшими в жизни). Вернулся в 2013-м, снова ушел в 2014-м, развелся в 2016-м.

Вскоре после выпуска третьей "Теслы", сенсационно стоившей всего 35.000 долларов, к Маску явился брать интервью обозреватель "Роллинг Стоун", знаменитый журналист Нил Строс (его еще транскрибируют как Штраус). Он спросил, какие чувства испытывал Маск, презентуя легендарный автомобиль — первую электромашину для массового пользователя — на неделю раньше срока, после 14 лет разработки. Маск отпросился в уборную, долго не возвращался, потом долго сидел молча, сказав, что ему надо собраться.

— Если я не вовремя, можем переназначить разговор, — предложил Строс.

— Нет, я в порядке. Просто я недавно порвал с девушкой, — ответил Маск.

— Если быть точным, не столько я с ней, сколько она со мной. (Пауза.) Я ее действительно очень любил. Сильно. (Пауза.) И мне было очень больно. Ужасно. (Пауза.) Ну и когда я там стоял, представляя, значит, машину… чтобы прийти в чувство, я выпил два "Ред булла". И посмотрел на всех собравшихся, и подумал, что все они зависят от меня. Ну и сделал все, как надо, хотя видеть людей для меня сейчас почти невыносимо. Я в поиске серьезных отношений. На одну ночь — это меня не интересует. Мне нужны. Новые. Долгие. Отношения. У меня не вышло с Джастин (первый брак. — Авт.). И с Талулой Райли. И вот сейчас у меня не вышло с Эмбер Хёрд. Это что-то во мне.

Строс заметил, что, может, не надо сейчас сразу снова прыгать в долгие отношения, когда еще не зажила рана, — но Маск ответил, что к коротким не способен, а без любви жить не может. "Я не засну один в доме. Я не буду один. Никогда".

Спекулянт или мечтатель?

Он, безусловно, человек будущего — но не потому, что его проекты это будущее приближают; весьма возможно, что все они останутся мечтами, а некоторые — просто спекуляциями. Но он невротик, какими станем в будущем мы все; одиночка, не переносящий одиночества; интеллектуал, страшащийся интеллекта; мечтательный скептик, романтический циник, а главное — знайка, всегда добивающийся приоритета и никогда не стремящийся к доминированию. Лидер без вождистских амбиций, уязвимый, мнительный, азартный, он — персонаж Стругацких, рожденный для работы, а не для жизни, стремящийся занять каждую секунду, не думающий о смерти, надеющийся все победить технологией и понимающий, что эмоциональная сфера по-прежнему для технологий недоступна.

Он в общем персонаж трагический. Он — тот, о ком мечтали наши лучшие умы в начале шестидесятых. Как все лучшее в мире, он — осуществившаяся русская мечта; и, как всякий истинный русский, он прежде всего мечтатель — но мечты его, в отличие от наших, основаны не на мести и не на гиперкомпенсации. Он не хочет отомстить всему человечеству. Он хочет разделить его на две части: одних возьмет с собой в будущее, другим не может и не хочет мешать оставаться в прошлом.

Скорей всего у него ничего не получится, как и у нас. Поэтому нам нравится за ним наблюдать.

Не исключено, что годам к шестидесяти, как Депардье, он попросит российского гражданства — если к тому времени еще будет о чем просить.

Или улетит на Марс, где попытается построить нормальную новую жизнь. И тогда уже мы запросимся к нему — потому что на Земле всё попробовали и ничем не удовлетворились.

В любом случае, при всех кажущихся несходствах, это наш шестидесятнический идеал. Либо мы до него со временем дотянемся, либо он, разочаровавшись, рухнет к нам. Третьего не дано.

Дмитрий Львович Быков — известный российский писатель, поэт, журналист и радиоведущий. Обладает уникальным чувством юмора и не боится выражать свое мнение, которое часто противоречит интересам политических элит. Коллег Дмитрий поражает тем, что пишет стихи с той же скоростью, что и прозу, а прозу — со скоростью речи. Эта способность позволила Дмитрию Быкову открыть новый литературный жанр – рифмованную прозу. По мнению NoNews, является одним из лучших современных русскоязычных писателей.

Гражданство: Россия
Дата и место рождения: 20 декабря 1967, Москва, Россия
Образование и ученая степень: высшее образование, Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (у) МИД России.

Семья и дети:

      • Отец: Лев Иосифович Зильбертруд — детский врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Мать: Наталья Иосифовна Быкова — выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы;
      • Дядя: Григорий Иосифович Зильбертруд — детский оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Жена: Ирина Лукьянова — писательница и журналист, закончила гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета;
      • Дочь: Евгения Быкова -;
      • Сын: Андрей Быков — .

Карьера:

  • 1973 год — написал свой первый стих;
  • 1984 год — закончил школу с золотой медалью;
  • с 1985 года — работает в газете «Собеседник»;
  • 1987-1989 годы — проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР;
  • 1989–1992 годаы — был активным участником поэтического объединения «Орден куртуазных маньеристов», его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом;
  • 1990-е годы — преподает в школе №1214 города Москвы;
  • 1991 год – окончил факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова с красным дипломом;
  • с 1991 года — член Союза писателей России;
  • 1992 год — вышел первый сборник стихов Быкова;
  • 1992 год — дебютировал на ТВ в программе Киры Прошутинской;
  • 2000 год — был ведущим программы «Времечко», а также автором и ведущим еженедельной публицистической программы «Хорошо, БЫков» на канале ТВЦ;
  • с 2000 года — креативный директор «Собеседника»;
  • 2003-2004 годы — редактор газеты «Культура»;
  • 2003-2006 годы — вел мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ);
  • 2005-2006 годы — был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК);
  • 2006-2008 годы — главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge»;
  • 2010 год — вел программу «Картина маслом» на «Пятом канале»;
  • 2010 год — получил премию «Золотое перо России» от Союза журналистов России;
  • 2011-2012 годы — вышел проект «Гражданин Поэт», в котором актер Михаил Ефремов читал стихотворения Дмитрия Быкова «на злобу дня»;
  • с 2012 года - соведущий радиопрограммы Новости в классике на Коммерсантъ FM;
  • с 2015 года - ведущий радиопрограммы Один на Эхо Москвы.

Биография

Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве. Родители Быкова рано развелись, и его мать, учительница русского языка и литературы Наталья Иосифовна Быкова, воспитывала сына одна. Упоминал писатель и фамилию своего отца — Зильбертруд, но при этом отмечал: «Я ношу фамилию матери, потому что я горжусь моей матерью».

В 1984 году Быков окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики). С 1987 по 1989 год он служил в армии, в 1991 году окончил университет с красным дипломом. В 1985 году, еще обучаясь в университете, Быков начал работать в еженедельнике «Собеседник» корреспондентом, позже стал редактором одного из отделов газеты.

С 1989 года Быков выступал одним из активных участников появившегося незадолго до этого «Ордена куртуазных маньеристов» — поэтического объединения, творчество участников которого, по мнению критиков, отличала «бездна цинизма и острой сатиры, скрытая за блестящей куртуазностью». В ордене Быков носил звание «Командора», стал соавтором нескольких опубликованных ОКМ поэтических сборников. Покинул орден летом 1992 года, однако в числе «маньеристов» он и позднее упоминался в СМИ.

Еще в 1991 году Быков стал членом Союза писателей России. По его собственным словам, он был принят в Союз по списку, составленному поэтом Андреем Вознесенским, где тот «указал фамилий пятьдесят тех, кто, по его мнению, был достоин членства в союзе, но в советские времена не мог туда попасть». Однако о существовании «поэта Быкова» классик узнал лишь накануне, когда давал Быкову интервью.

В 90-е годы Быков продолжал работать в «Собеседнике», кроме этого печатался, по собственным словам, «почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах», в том числе в «Вечернем клубе», «Столице», «Общей газете», «Семи днях», «Новой газете», «Фасе», «Профиле». С 1993 года Быков публиковался в журнале «Огонек», в 1997 году стал обозревателем журнала. Кроме того, он выступал на телевидении, где дебютировал в 1992 году в программе «Пресс-клуб» Киры Прошутинской.

В 1995 году Быков вместе с писателем Александром Никоновым выпустил юмористическое первоапрельское приложение к «Собеседнику» под названием «Мать», содержавшее нецензурную лексику. В связи с этим Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело о хулиганстве, Быков и Никонов были взяты под стражу. Комментируя произошедшее, сотрудники «Собеседника» предположили, что причиной давления со стороны Генпрокуратуры стало опубликованное еженедельником ранее интервью с бывшим генпрокурором России Алексеем Казанником, а также критический материал о Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В защиту журналистов была организована общественная кампания, и вскоре их выпустили под подписку о невыезде. Процесс Быкова-Никонова продолжался два года, в итоге оба были полностью оправданы.

Одновременно с занятиями журналистикой в девяностые годы Быков преподавал литературу в московской школе №1214. В 2000 году он стал креативным редактором «Собеседника», а в 2002-2003 годах работал заместителем главного редактора газеты «Консерватор». В 2003-2004 годах Быков занимал должность редактора отдела «Культура», с мая 2004 года — отдела «Общество» журнала «Огонек». В 2006 году он стал главным редактором «глянцево-политического» журнала Moulin Rouge (был закрыт в 2008 году в связи с экономическим кризисом), а с апреля 2007 по 2009 год являлся обозревателем журнала «Русская жизнь».

Быков продолжал работать на телевидении: с 2000 по 2008 год он был одним из ведущих программы «Времечко» на канале ТВЦ и, кроме того, в 2000-2003 годах вел на ТВЦ авторскую программу «Хорошо, БЫков». Работал Быков и на радио: в 2005-2006 годах он был ведущим вечернего шоу на радиостанции «Юность», а в сентябре 2006 года начал вести передачу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.

В 2007 году, после долгого перерыва, Быков продолжил работать в школе: он преподавал литературу в школе «Интеллектуал», а с 2009 года — в частной школе «Золотое сечение», (по данным сайта школы, работать там он продолжал и в 2012 году). С ноября 2010 года он также читал цикл публичных лекций «Календарь», посвященный русским и зарубежным писателям.

В 2009 году Быков был ведущим программы «Рожденные в СССР» на телеканале «Ностальгия», а в мае 2011 года на том же канале начал вести программу «Колба времени». С марта 2010 по январь 2011 года на Пятом канале журналист вел ток-шоу «Картина маслом».

Рассказывая о своем неучастии в политике, Быков в одном из интервью говорил, что результат политической борьбы «предопределен, а значит, вся борьба за идею превращается в борьбу за кусок». При этом он отмечал, что он был «в августе 1991 года у Белого дома и в октябре 1993 года у московской мэрии», что, по его мнению, «с точки зрения политической и человеческой …было глупо, но с точки зрения исторической и литературной – небесполезно».

В феврале 2011 года на телеканале «Дождь» начал выходить еженедельный проект «Поэт и гражданин» Дмитрия Быкова и актера Михаила Ефремова. Автором идеи, продюсером и режиссером проекта, в рамках которого Ефремов читал стихи Быкова в жанре острой политической сатиры, выступил журналист Андрей Васильев. В марте 2011 года очередной выпуск программы, посвященный взаимоотношениям премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, не был допущен в телеэфир по цензурным соображениям, и следующие серии проекта, сменившего название на «Гражданин поэт», стали публиковаться в интернете на портале F5 и выходить в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В августе 2011 года Быков вместе с другими журналистами и политиками создал движение «Нах-нах: голосуй против всех», призывавшее к бойкоту декабрьских выборов в Госдуму шестого созыва, которые многие считали нелегитимными из-за отсутствия в стране политических свобод и подавления «несистемной» оппозиции. Символом движения по предложению Быкова был выбран виртуальный персонаж — поросенок Нах-Нах. После выборов, победу на которых одержала «Единая Россия» (набравшая, по официальным данным, 49,32 процента голосов), 10 и 24 декабря в российских городах прошли массовые митинги против фальсификаций при подсчете голосов. Быков, выступая на митингах в Москве на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова, призвал приверженцев разных политических взглядов объединиться в мирной борьбе за политические перемены, которые писатель назвал неизбежными. «История поставила на нас и положила на них», — завершил Быков свое выступление на проспекте Сахарова.

В январе 2012 года Быков стал одним из учредителей Лиги избирателей, которая задумывалась как продолжение протестного движения (в число учредителей Лиги, в частности, вошли телеведущий Леонид Парфенов, блогеры Рустем Адагамов и Илья Варламов, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), музыкант Юрий Шевчук, журналист Ольга Романова). Цель Лиги Быков обозначил как «обеспечение прозрачности выборов, широкой гласности любых нарушений». В числе целей говорил он и о попытке «противостоять пропаганде одного конкретного человека» (имея в виду выступившего кандидатом на президентских выборах 2012 года премьер-министра страны Владимира Путина — ред.). Писатель допускал, что из Лиги может быть организована новая политическая партия, выражающая интересы среднего класса. Однако другие учредители Лиги Быкова не поддержали: Парфенов и Адагамов сказали, что предпочитают оставаться вне политики, а Шевчук заявил, что покинет Лигу, если та превратится в политическую партию.

20-22 октября 2012 года состоялись выборы в Координационный совет российской оппозиции. С помощью этих выборов оппозиция намеревалась сформировать легитимный орган для переговоров с властью и разработки программы своих дальнейших действий. Быков был избран одним из 45 членов этого органа.

Быков — автор нескольких романов, в числе которых «Оправдание» (2001),»Орфография» (2003), «Эвакуатор» (2005), «ЖД» (2006), «Списанные» (2008), «Остромов, или Ученик чародея» (2010). Его перу принадлежат вышедшие в серии ЖЗЛ биографии Бориса Пастернака (2005) и Булата Окуджавы (2009) более десятка сборников стихотворений, пьес, рассказов и публицистических статей. Писал также под псевдонимами Мэтью Булл, Брэйн Даун.

За свои книги Быков получил ряд престижных литературных премий, в числе которых две премии «Национальный бестселлер» (в 2006 году за книгу «Борис Пастернак», в 2011 году за роман «Остромов, или Ученик чародея»), премия «Большая Книга» (в 2006 году также за биографию Пастернака), три премии имени братьев Стругацких (2004, 2006, 2007), а также премии «Бронзовая улитка» (2007, 2009), «Мраморный фавн» (2003, 2006, 2007, 2010), «Портал» (2008, 2011) , «Филигрань» (2007), «Полдень» (2006) и «Студенческий Букер» (2005). Быков также является обладателем журналистской премии «Золотое перо России» за 2010 год. Проект «Гражданин поэт» в 2012 году был удостоен гран-при премии «Сделано в России», организованной журналом «Сноб».

Быков женат вторым браком на писательнице и журналистке Ирине Лукьяновой, у него двое детей. Любит животных: писатель упоминал, что у него есть «собака, мышь, морская черепаха, два попугая».

Увлечения, хобби:
по словам самого Быкова, его любимое занятие в свободное время — сидеть дома;
любит животных;
дома содержит собаку, мышь, морскую черепаху и двух попугаев.

Цитаты:

Люди про Быкова

Его плодовитость стала легендарным фактом отечественной публицистики и была отражена в анекдоте, который сочинили его коллеги по цеху: «Пока ты сидел в туалете, Дмитрий Быков написал статью и заработал триста долларов».

Цитаты Быкова

«Российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому».

«Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен».

«Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами».

«Никогда в жизни не хотел похудеть. Дискриминация толстых гораздо серьезнее, чем других меньшинств».

«отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашёл, тут же набросился и женился - теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрёшь)», — Быков про свою жену.

«Я ужасный домосед, мне нравится сидеть дома и стучать по клавишам. Раз в год езжу на «Жигулях» в «Артек» и больше не путешествую.»

«Тимошенко из того ряда людей, что и Березовский: циничная, харизматичная и крайне эгоцентричная. Я рад, что у нас в России такого персонажа нет.»

«Я активно не люблю Борхеса, Кортасара, Селинджера, Гессе, Пинчона, Мураками, обоих Бартов, Роб-Грийе, Берроуза, Керуака и Лири. Я люблю американцев-южан от Фолкнера до Капоте. Мне не нравится весь Фаулз, кроме «Коллекционера», но нравятся Пелевин, Успенский и Лазарчук. Я никому не желаю ничего плохого, но считаю, что Бориса Кузьминского, Дмитрия Кузьмина и Вячеслава Курицына не существует в природе. Лучшими книгами, когда-либо написанными, я считаю «Уленшпигеля» де Костера, «Исповедь» блаженного Августина, «Потерянный дом» Александра Житинского, «Анну Каренину» Льва Толстого и «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой»

«Утверждая, что хрен редьки не слаще, я пропагандирую редьку?»

«В женщинах очень не люблю блядства - то есть любования собственной порочностью, гордости за неё. В мужчинах довольно противен мачизм, повышенное внимание к брендам, хвастовство - но это вещи простительные.»

Примечания:

Популярное:

Библиография:

Романы

  • Оправдание (2001), линейный сюжет с экскурсами, М.: издательство «Вагриус», цикл «О-трилогия», номинация на премию «Национальный бестселлер» в 2001 году и на АБС-премию в 2002 году, ISBN 5-264-00584-2.
  • Орфография (2003, 2006, 2007), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-264-00741-1.
  • Эвакуатор (2005), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-475-00099-9.
  • ЖД (2006, 2007, 2008), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-9697-0260-9, девять переизданий.
  • Оправдание. Эвакуатор. М., «Вагриус», 2008.
  • Списанные (2008), ISBN 978-5-91631-001-6.
  • Остромов, или Ученик чародея (2010), издательство «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, (768 стр.), тираж 5000 экз., ISBN 978-5-91631-120-4.
  • Орфография. - М.: ПРОЗАиК, 2010, 2011, 2013. - 736 с.
  • Оправдание. - М.: ПРОЗАиК, 2010
  • Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2012-768 с.
  • Списанные. - М., ПРОЗАиК, 2012., 384 с. ISBN 978-5-91631-155-6, ISBN 978-5-91631-001-6, ISBN 978-5-91631-003-X (ошибоч.)
  • Оправдание. Орфография. Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2011. - 992 с. ISBN 978-5-91631-106-8
  • Икс (2012), Эксмо, 288 с., 15 000 экз. ISBN 978-5-699-59749-9.
  • Эвакуатор (2012). М., ПРОЗАиК. - 336 с. ISBN 978-5-91631-154-9, ISBN 978-5-91631-087-0
  • Квартал: Прохождение. - М., АСТ, 2014-446 с.,15 000 экз. ISBN 978-5-17-082362-8

Сборники поэзии

  • Декларация независимости (1992), 52 стр, РИЦ «Палитра».
  • Послание к юноше (1994) М.: РИФ «РОЙ», (160 стр.)
  • Военный переворот (1996) М.: РИФ «РОЙ». - 208 с., 1 000 экз.
  • Отсрочка (2000) СПб.: издательство «Геликон Плюс».
  • Призывник (2003) СПб.: издательство «Геликон Плюс», ISBN 5-94278-341-1.
  • Письма счастья (2005) издательство «Геликон Плюс» (176 стр.), ISBN 5-93682-219-2.
  • Последнее время (2007) М.: издательство «Вагриус», 512 с., ISBN 978-5-9697-0370-4 , ISBN 5-9697-0178-5.
  • Отчёт (2010) М.: «ПРОЗАиК», 576 с. ISBN 978-5-91631-034-4.
  • Новые письма счастья (2010) издательство «Время», мягкая обложка, (320 стр)., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0516-4. ,
  • На самом деле (2011), серия: «Поэзия XXI». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (320 стр.), тираж 4000 экз., ISBN 978-5-699-51465-6.
  • Гражданин поэт. (2011). Азбука-аттикус. - 144 с., 25 000 экз. + DVD. ISBN 978-5-389-03165-4
  • Гражданин поэт. (2012) СПб., Азбука-аттикус. - 152 с., 80 000 экз.
  • Новые и новейшие письма счастья (2012), Время, (512 стр.), сборник стихотворных фельетонов, серия: «Поэтическая библиотека», тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0802-8.
  • Блаженство (2013), серия: «Золотая серия поэзии». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (352 стр.), тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-62641-0.
  • Ясно. Новые стихи и письма счастья (2015), АСТ: Ред. Елены Шубиной, (284 стр.), ISBN 978-5-17-087962-5.

Другие работы (сборники статей, рассказов и пр.)

  • 66 дней. Орхидея джунглей. (1992) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-067-X.
  • Харлей и Мальборо. Дикая Орхидея - 2. (1993) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-114-5.
  • Блуд труда (2002, 2014) - сборник публицистических статей; СПб., «Лимбус Пресс»; ISBN 5-8370-0014-3, ISBN 978-5-8370-0481-0 (2007).
  • Как Путин стал президентом США (2005) - сборник рассказов; издательство «Ред Фиш»; ISBN 5-483-00085-4.
  • Хроники ближайшей войны (2005) - сборник публицистических статей; СПб., «Амфора»; - 512 с. ISBN 5-94278-941-X.
  • Борис Пастернак (2005) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 5-235-02791-4.
  • Вместо жизни (2006) - сборник публицистических статей; ISBN 5-9697-0163-7.
  • ЖД-рассказы (2007, 2014) - сборник рассказов, «Вагриус». Тираж: 10 000 экз. ISBN 978-5-9697-0504-3.
  • Был ли Горький? (2008) - публицистическая книга; ISBN 978-5-17-054542-1.
  • На пустом месте (2008, 2011) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-8370-0534-3.
  • Булат Окуджава (2009, 2011) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 978-5-235-03447-1.
  • Думание мира (2009, 2015) - сборник публицистических статей; СПб, Лимбус-пресс, ISBN 978-5-8370-0545-9.
  • И все-все-все (2009, 2011) - три сборника интервью, взятых Д. Быковым у известных лиц; ISBN 978-5-91631-037-5 (синий), ISBN 978-5-91631-038-2 (жёлтый), ISBN 978-5-91631-117-4 (зелёный). ,
  • Медведь (2010) - сборник пьес; М.: ПРОЗАиК, твёрдый переплёт, 272 с., 5 000 экз.; ISBN 978-5-91631-083-2.
  • Календарь. Разговоры о главном (2010) - сборник публицистических статей, М.:АСТ- Астрель, 2011 г.; ISBN 978-5-17-070384-5, ISBN 978-5-271-31273-1.
  • Прощай, кукушка (2011) - сборник рассказов; М.: «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, 272 с., 4 000 экз.; ISBN 978-5-91631-118-1
  • Борис Пастернак. Биография в 2-х книгах. СПб., Вита Нова, 2011. - 1 100 экз.
  • Мужской вагон (2012) - сборник из шестнадцати рассказов, при этом четыре написаны в рифму, М.: «ПРОЗАиК» (2012), ISBN 978-5-91631-158-7. «Рассказ как жанр требует чувства меры и ритма, - отметил автор, - и потому первые свои рассказы я писал в стихах: там не разлетишься».
  • Календарь-2. Споры о бесспорном (2012) - сборник публицистических статей; АСТ. - 448 с. ISBN 978-5-271-38602-2.
  • Тайный русский календарь. Главные даты (2012) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-271-44972-7.
  • Советская литература. Краткий курс (2012) - авторский сборник; ISBN 978-5-91631-174-7
  • Синдром Черныша. (2012) - рассказы. М.: ПРОЗАиК. - 512 с.
  • 100 книг, которые должен прочитать каждый (2013)
  • Советская литература. Расширенный курс. (2014) М., ПРОЗАиК, - 576 с., 5 000 экз. ISBN 978-5-91631-210-2, ISBN 978-5-91631-231-7
  • В мире животиков (2005) - сборник рассказов; в соавторстве с супругой Ириной Лукьяновой, в основу легла одноимённая передача, которую авторы вели 1998 году на московском радио, «где рассказывали про всяких несуществующих зверьков»; СПб., Амфора, 432 с. ISBN 5-483-00083-8.
  • Правда (2005) - в соавторстве с Максимом Чертановым, СПб.: «Амфора», ISBN 5-94278-899-5.
  • Живой (2006) - в соавторстве с Игорь Порублевым и Максимом Чертановым. СПб.: «Амфора», серия: «Смотрим фильм - читаем книгу». — 288 с., 30 000 экз. ISBN 5-367-00229-3.
  • Код Онегина (2006) - роман о найденной неизвестной ранее рукописи Пушкина (со вставками из жизни поэта Александра П. в России XXI века). Написан в соавторстве с Максимом Чертановым под псевдонимом Брэйн Даун; «Амфора», г. СПб, 2006 г., (624 стр.), ISBN 5-367-00028-2.
  • О зверьках и зверюшах (2007) - сборник рассказов; в соавторстве с Ириной Лукьяновой, СПб.: Библиополис
  • Зверьки и зверюши. (2008) — АСТ-Астрель, 512 с. ISBN 978-5-17-049396-8
  • Сигналы (2013) — в соавторстве с Валерией Жаровой. М.: Эксмо, 320 с. ISBN 978-5-699-68501-1

Медиатека



- (р. 20 декабря 1967, Москва), русский писатель, журналист. В 1983 окончил факультет журналистики МГУ. С 1985 в еженедельнике «Собеседник», заместитель главного редактора. Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые… … Энциклопедический словарь

Быков Дмитрий Львович

Быков Дмитрий - Быков, Дмитрий: Быков, Дмитрий Вячеславович (р. 1977) российский хоккеист. Быков, Дмитрий Львович (р. 1967) российский поэт и писатель … Википедия

Быков, Дмитрий - Поэт, писатель, журналист Поэт, писатель, журналист, теле радиоведущий, педагог. В январе 2012 года выступил одним из учредителей Лиги избирателей. Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве , . Родители Быкова рано… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Быков, Дмитрий - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Быков. Быков, Дмитрий: Быков, Дмитрий Вячеславович (род. 1977) российский хоккеист. Быков, Дмитрий Львович (род. 1967) российский поэт и писатель, прозаик, журналист. Дмитрий Быков… … Википедия

Дмитрий Львович Быков - Имя при рождении: Дмитрий Львович Зильбельтруд Дата рождения: 20 декабря 1967 Место рождения: Москва, Россия Род деятельности: прозаик, поэт, журналист Напр … Википедия

Дмитрий Быков - Быков, Дмитрий Вячеславович российский спортсмен, член олимпийской сборной команды России по хоккею на Олимпиаде в Турине. Быков, Дмитрий Львович российский поэт, писатель, журналист … Википедия

Быков - Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия

Быков Д. Л. - Дмитрий Львович Быков Имя при рождении: Дмитрий Львович Зильбельтруд Дата рождения: 20 декабря 1967 Место рождения: Москва, Россия Род деятельности: прозаик, поэт, журналист Напр … Википедия

Дмитрий Быков - Биография Дмитрия Быкова Российский писатель, поэт и журналист Дмитрий Львович Быков родился в Москве 20 декабря 1967 года. В 1984 году Дмитрий окончил школу с золотой медалью, в 1991 году - факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова с … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Дмитрий Быков (Компл. из 3-х кн.) Лекции о литературе и не только , Быков, Дмитрий Львович. Лекторий "Прямая речь" с 2010 года является одной из самых главных интеллектуальных площадок в России и за рубежом. Книжную серию проекта открывают лекции, прочитанные Дмитрием Быковым.… Купить за 1643 руб
  • Прозаик. Быков. Советская литература. Расширенный курс (12+) , Быков Дмитрий Львович. В новую книгу Дмитрия Быкова вошло более сорока очерков о советских писателях (от Максима Горького и Исаака Бабеля до Беллы Ахмадулиной и Бориса Стругацкого) `о борцах и конформистах, о…

Во время общения с многодетной матерью из Читы.

Ольга Сережина, у которой младший ребенок перенес менингит и стал лежачим инвалидом, была выброшена из очереди на жилье и живет в разваливающемся бараке, где нет водоснабжения. Временный губернатор, увидев ее жилищные условия и услышав рыдания, сам не удержался от слез. Теперь над ним издевается вся сетевая Россия, припоминают и слезы Путина после «победы» на выборах 2012 года (кого там было побеждать-то?), да вообще оттаптываются, как могут.

Правду сказать, я хочу этого губернатора защитить и даже пожелать ему, чтобы он перестал быть врио. Классово он мне никак не близок, скорее уж поколенчески (1969 г.р.), у него стандартная постсоветская управленческая биография, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы Забайкалье при нем расцвело. Я даже думаю, что это не от него зависит. Но в наше время и простая человеческая реакция «от них» – а «их» уже воспринимают исключительно как инопланетян – большое дело. Разумеется, они часто используют свое общение с народом исключительно для пиара, но в основе этих спонтанных реакций лежит искренний порыв. Легендарный руководитель Кабардино-Балкарии Бетал Калмыков, узнав, что одна семья живет в полуразрушенном домике и не ест ничего, кроме семечек, выгнал всех своих замов на строительство, и они за сутки отгрохали им новый просторный дом; если это пиар, то я за такой пиар.

В России не любят государственных чиновников вообще, а плачущих – особенно. Николаю Рыжкову так и не простили – он расплакался в Спитаке, увидев последствия землетрясения 1988 года, и получил кличку «Плачущий большевик». Но, по-моему, если они все равно ничего не могут сделать, пусть хотя бы плачут.

Перемены начнутся не тогда, когда рухнут запреты, произойдет демократизация или чиновники «выдавят из себя маленького Сталина», как призвал Владимир Путин на расширенной коллегии прокуратуры. И даже не тогда, когда выпустят Кирилла Серебренникова, чью участь рекомендовал смягчить сам (!) Дмитрий Киселев. Перемены произойдут, когда у «них» случатся человеческие эмоции. Агнцы не возлягут с волками, нечего им ждать. Но пусть крокодил хотя бы прослезится: его слезы лучше, чем его улыбка.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть утвердил решение об установке бюста Иосифа Сталина. Памятник откроют к Дню Победы.

После новозеландского теракта в городе Крайстчерче, жертвами которого оказались 49 человек, многие в России высказались в том смысле, что война есть война и мусульмане должны быть готовы отвечать за своих экстремистов. Если сегодня обстреливают Тель-Авив, завтра могут расстрелять мирных молящихся в мечети. Если Европу заселяют беженцы, пусть они знают, что в ответ начнут стрелять неонацисты. Если кто-то призывает к толерантности, то в ответ кто-то может ответить действием. Ну и так далее, в обычном сегодняшнем духе: невинных жертв, конечно, жаль, но идет война, пора привыкать и не прятаться от фронтовых сводок.

Мне все это глубоко отвратительно, и я не понимаю, откуда это взялось. Хотя на самом деле отлично понимаю: Шевчук не зря предсказал недавно, что скоро начнут преследовать за пропаганду мира. Если телевизор и пресса пять лет – да больше, чего там – зомбируют население разговорами о войне, которая уже идет и вообще является нормальным состоянием нации, – чего мы ждем, собственно? Больше того: тут в Новосибирске решили установить памятник Сталину. Пусть не памятник, а бюст. Пусть не в центре, не на площади, а во дворе обкома КПРФ в Октябрьском районе. Но все-таки памятник – после того, как в 1956 году все монументы ему были снесены, оставлен один в порядке исключения на родине вождя, в городе Гори. Это что же, мы провалились глубже пятьдесят шестого?

Да, и по некоторым оценкам – глубже 1861-го. Удивляться ли, что некоторые у нас одобряют стрельбу по безоружным в мечети, если целая мэрия Новосибирска во главе с коммунистом Локтем одобряет установку памятника человеку, при котором главным состоянием страны стал страх, при котором негласным лозунгом всех свершений было «Бабы новых нарожают», при котором ты становился либо предателем, либо соучастником и другого выбора не было? Что лучше – одобрять террориста, как сделали даже некоторые официальные пропагандисты, или через 63 года после ХХ съезда реабилитировать диктатора, после тридцати лет правления которого страна так и не оправилась? Кто аморальнее – сегодняшние идеологи русского национализма, пять лет подряд требующие дойти до Киева, или новые сталинисты, для которых любые жертвы хороши? Помнится, до апологии Брейвика, убившего в 2011 году 77 человек, все-таки никто не доходил.

И не надо говорить, что западный мир сошел с ума, если в нем на экспансию ислама отвечают стрельбой по мечетям. Поверьте, реабилитация диктатуры ничем не моральней стрельбы по мечетям или экспансии ислама. Если это пока не так заметно, не обольщайтесь.

Из-под стражи освободили заведующую детской поликлиникой Кировской клинической больницы №7 Тамару Пермякову.

Пермяковой инкриминировалась преступная халатность: она якобы не уследила за семьей 21-летней Марии Пленкиной, которая, перекрыв в квартире воду и не оставив ни крошки еды трехлетней дочери, ушла на неделю к подруге. Девочка умерла от обезвоживания. Выяснилось, что Пленкина с матерью – бабушкой девочки – не договорились, кто будет с ребенком сидеть, и когда бабушка пришла поздравить внучку с днем рождения, нашла ее уже мертвой.

История эта потрясла не только город, а всю страну – правда, результатом этого потрясения стал не духовный переворот, не стремление понять, до чего мы дошли, а новый всплеск агрессии, чуть ли не призывы к линчеванию негодной матери. Это, честно говоря, не тот случай, чтобы призывать к милосердию, но арестовывать за халатность врача местной поликлиники, которая, кстати, девочку пыталась найти и обследовать, но мать не отвечала на звонки, – это еще одно проявление все того же расчеловечивания.

Думаю, освобождению врача помогло не только вмешательство Леонида Рошаля – немедленное, слава Богу. Коллеги Тамары Пермяковой массово написали заявления об уходе. Они отказались в таких условиях выполнять свои обязанности, потому что их все это достало: и безденежье, и регулярное закрытие медицинских учреждений, и нагрузки. Они готовы лечить детей, но не готовы терпеть ситуацию, когда их делают крайними. И начались массовые заявления об уходе. И Пермякову отпустили, потому что, правду сказать, она в этой трагедии виновата меньше всех.

Это первая, по сути, масштабная акция профессиональной солидарности в России. Когда арестовали Кирилла Серебренникова, спектакли не отменялись. Когда поместили под стражу главу инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви, инвесторы не хлынули кто куда. Профсоюзы в России традиционно бессильны, но тут, видно, достало всех, и по-настоящему. И оказалось, что жить без карательных органов можно, а без педиатров никуда.

Может, хоть теперь заплечных дел мастера это поймут?

Потому что, если не поймут, профессионалы могут повторить.

Некоторые наивные люди интересуются: почему президент в федеральном послании неизменно упоминает о ракетах?

Это послание не к американцам, не к НАТО. Бояться должны не американцы, они там и так все знают больше, чем надо. Ключевое слово в послании – «суверенитет», оно же – главное понятие в современной российской политической доктрине. Другие страны могут жить без суверенитета, они подхрюкивают. Мы не можем жить без суверенитета и хрюкаем сами. Суверенитетом называется право управлять Россией, не слушаясь никаких советов и международных норм, никому в мире не давая отчета и не сообразуясь с общепринятым здравым смыслом, ибо у нас он свой. Это право подкреплено ракетами.

Тут недавно у одного политолога в фейсбуке зашел спор – политолога читают и патриоты, и здравосмыслы (будем их называть так, потому что слово «либералы» давно ничего не обозначает). Он спрашивает: а кто угрожает России? Ему объясняют: ну как же, Америка. «Запад оголтело прет на Россию» – цитирую дословно. Тут можно, конечно, подискутировать: это телевизор всех так зазомбировал или телевизор всего лишь выражает страхи и чаяния глубинного народа? Но поскольку глубинного народа никто никогда не видел, спор это бессмысленный. Тогда политолог в ответ интересуется: а когда Запад в последний раз нападал? Ну как же, объясняют ему, он поддержал нацистский государственный переворот на Украине, то есть впрямую посягнул на наши геополитические интересы. Попытался оторвать от России кусок. А на самом деле там все наши ресурсы давно поделены, только и ждут, чтобы отхватить нефть, землю и воду. Американцы предпочитают брать и не платить. А как только там поймут, что Россия не собирается сдаваться, и начнут с нами мирно торговать – так вся напряженность в мире и закончится.

Бессмысленно объяснять этим людям, что кусок у соседа отхапала как раз Россия: им нравится их картина мира, и разрушить ее непросто. Обычно такие схемы разрушаются после того, как очередная диктатура заводит страну в тупик, иногда в кровавый, а иногда в войну, иногда масштабную. А пока этого не случилось, можно сколько угодно чесать ракеты – это занятие хоть и подростковое, но приятное. Я понимаю, что такой мир уютен не для всех. Но отдельным представителям дна (их, видимо, и называют глубинным народом) комфортно жить там, где все всех ненавидят и доминирующей эмоцией является ужас. Для них и предназначается ракетная риторика.

Если Госдума, правительство либо любой другой российский орган власти решит, что ввод войск в Афганистан не был ошибкой, это логично.

Это была не ошибка системы, а именно системный подход. Ошибками системы не были ни ввод войск в Чехословакию, ни расстрел рабочих демонстраций в Новочеркасске, ни сталинские репрессии, хотя во времена ХХ съезда Сталину и пытались приписать «отдельные перегибы». Отдельной ошибкой, т.е. несистемным поведением, стала как раз оттепель, и партия эту ошибку своевременно исправила.

Афганистан был нормой, логикой существования системы. Ошибались те, кто посылал протестные телеграммы, ибо полагали, что эти протесты могут быть услышаны. Ошибался Сахаров, защищая жизни советских солдат, и об этой ошибке ему внятно сказали еще на Первом съезде народных депутатов. Империя не может не контролировать окрестное пространство, не может не конкурировать за него, не может отказаться от аргументов типа «Иначе там уже были бы американцы». Американцы были бы везде – в Праге, в Афганистане, на Украине.

Об авантюре и ошибке имели бы право говорить те, кто там погиб (но они говорить не могут), те, кто там покалечен (но такое признание обесценило бы их трагедию), или те, кто там уцелел (но тогда им нечем было бы гордиться). Очень небольшой процент «афганцев» соглашается признать советскую кампанию 1980 года проявлением старческого безумия Политбюро ЦК КПСС.

А поскольку советскому и особенно постсоветскому человеку в повседневной жизни гордиться не приходится – он часто унижен и до сих пор независимо от статуса совершенно бесправен, – он гордится участием в военной кампании, не заботясь о ее смысле . Смысл ее был в том, чтобы было чем оправдать свою жизнь; чтобы на федеральных каналах с полным моральным правом кричали: «Я убивал, и что?!» ; чтобы героизировать впоследствии участников боевых действий в Донбассе – тех легендарных участников, которых там якобы не было; и когда какой-нибудь новый Сахаров ошибется, осуждая «агрессию на Юго-Востоке Украины», его снова будут захлопывать.

Потому что его поведение как раз алогично – и будет алогично до тех самых пор, пока бесконечное сохранение имперской модели с ее идеологией и вертикалью не будет признано фатальной ошибкой.


фото: пресс-служба ЗакСобрания Санкт-Петербурга

В Петербурге собираются выбирать губернатора, выборы назначены на 8 сентября, подключились интересные люди.

Смерть Кирилла Толмацкого, более известного как Децл, отодвинула другие темы.

Над Децлом много иронизировали в зените его славы, а потом слишком легко забыли и слишком редко слушали. Между тем пионер русского рэпа замечателен не только тем, что первым начал осваивать новые темы и приемы (как раз в текстах у него далеко не было той виртуозности и сложности, какая отличает Оксимирона или Хаски): он резко порвал со всеми кузнецами своего раннего успеха, сменил имидж и начал работать под новым именем. Никто ему не мешал катиться по готовой колее, а он не захотел – и потому променял всероссийскую славу на довольно узкую, а стадионы – на клубы. И связано это было не с модой, а с личным выбором, с манией самостоятельности и независимости, то есть с очень естественным для нонконформиста поведением. Проблема в том, что таких нонконформистов, которые не хотят коммерциализировать свою независимость, в России очень мало, в том числе в тех областях, где им, казалось бы, самое место: в роке, в андеграунде, в уличной и клубной поэзии.

Я знаю очень мало людей, которые после первого успеха резко переломили бы судьбу, которые не побоялись поставить собственный рост выше прямой выгоды. Некоторые потенции в этом смысле были у Земфиры, но ее нонконформизм выражался, кажется, главным образом в резкостях по отношению к журналистам и коллегам; сейчас можно чего-то ждать от Монеточки, которая не боится меняться и не эксплуатирует одни и те же темы. В литературе вообще трудно вспомнить человека, который бы после первого успеха отважился рискнуть: вспоминается лишь пятилетнее молчание Пелевина в конце прошлого века, на пике славы, – но он это молчание давно наверстал, выпуская в год по книге и не особенно заботясь о прорыве. Децл не создал явных шедевров, хотя в последних его альбомах есть вещи очень интересные; но он не захотел вечно быть Децлом, хоть и вернулся к этому псевдониму, присобачив к нему издевательский твердый знак. Вот этот твердый знак у него был, имитировать его бессмысленно. Даже смерть его в ижевской гримерке после концерта не похожа на финал биографии избалованной звезды: есть в ней тот рок-н-ролльный героизм, о котором в мире почти забыли.

Децл умер в День сурка, и этот день сурка – вечное повторение одних и тех же слов и событий – стал главной бедой сегодняшнего мира, и России, пожалуй, в наибольшей степени. Децл с этого поезда, бегающего по кругу, соскочил – и не тогда, когда умер, а тогда, когда попробовал стать другим. За это, конечно, платишь. Но оно того стоит.

«Выпускать пар через смайлики, подменять живое дело сетевой болтовней – не просто безответственно, но архивредно». Так писал Ленин об интернете.

То есть ничего подобного Ленин, конечно, не писал. Но обязательно написал бы, одобряя так называемый закон Клишаса – принятый в первом чтении закон о распространении фейковых новостей и оскорблении власти. Этот закон окончательно перекрывает воздух любой публичной критике власти. Потому что, если захотеть, оскорбление и фейк можно увидеть даже в сетованиях на плохую погоду. Интернет, ставший сегодня единственным пространством общественной дискуссии, предполагается выжечь. И это не повод для страхов: это очень хорошо, товарищи. Это по-ленински. Люди вылезут из сети и начнут собираться сначала на кухнях, а потом на улицах.

Проблема ведь еще и в том, что в сети, как во всяком подполье, нравы неважные: отсутствие личной ответственности, виртуальность, почти гарантированная анонимность учат хамству, да вдобавок все эти разговоры ничего не меняют. Пора закрыть этот клапан, пригрозить арестом за личное мнение, штрафом – за непроверенный слух, пора поставить под контроль все формы сетевой жизни, чтобы активизировать несетевую. Кухонные и кружковые разговоры они пока прослушивать не научились, а доносчиков внедряют из рук вон непрофессионально: они колются. Пока еще дело «Нового величия», хоть и развалившееся, запугивает молодых; но будет время, когда переписываться в открытом доступе станет попросту небезопасно. И вот тогда люди начнут встречаться, сперва разговаривать, а потом и действовать.

Собственно, уроки русских революций в том и заключались: вытесняя людей из публичного пространства, вводя драконовскую цензуру и ограничивая количество университетов, власть создала ситуацию, когда общественная жизнь ушла в подполье и в конце концов взорвала все здание российской государственности. Нелегальные марксисты страшней легальных. Русская революция во многом случилась потому, что большевики с меньшевиками не могли тратить все свое время на бесконечный sratch – этим новым словом мы обогатили мировую речь. Принимая «законы Клишаса», российские власти готовят новое поколение аналитиков – уже не диванных.

И это блестяще подтверждает старую мысль о том, что в терминальной стадии любая система гениально выбирает самоубийственные шаги. А выйдя из интернета, как знать, мы и в самом деле перестанем склочничать и научимся договариваться. В реале-то оно проще.

Вызван в полицию на допрос Алексей Красовский, постановщик фильма «Праздник».

Ничего этого по идее происходить не должно. Рыбка не вовлекала в секс несовершеннолетних – по крайней мере на российской территории. Бойко арестована на Украине за пропаганду, то есть за слова, – что опять-таки никак не совмещается с представлением о свободе: она может пребывать там же, где и все российское телевидение, то есть за гранью любых этических или профессиональных критериев, – но это именно слова, отвечать на которые надо разоблачениями или фактами, но не административными мерами и иными пугалками. Наконец, фильм Красовского не содержит никаких кощунств и сделан им от начала до конца на негосударственные средства , большей частью собственные.

При этом многие ругают фильм Красовского, недовольны моральным обликом Насти Рыбки и негодуют по поводу телевизионных мнений и личных приключений Елены Бойко. Еще Борис Стругацкий замечал, что люди и социумы проверяются на терпимость к неприятному, потому что приятное и так все любят. Я не знаю, как и почему выдали Бойко: телевизионный пропагандист, поднимающийся на волне чужого цинизма, не должен ожидать от своих партнеров надежности и благородства. Там другие нравы и стимулы. Сдавать своих – вообще любимый спорт всех, для кого главным вопросом является выживание, а ценности измеряются только количественно. Но и Рыбка, и Бойко, и Красовский – жертвы внеправовых интересов и сомнительных инструментов.

Постиндустриальность у нас своеобразная: в мировом разделении труда мы производим главным образом риски, опасения и разнообразные способы коррупции, то есть в буквальном переводе – порчи.

Свободные люди не боятся слов. Напротив, с их помощью они стараются разобраться в происходящем. Если же они используют их как предлог для расправ – они стремятся в тупик, каких бы храбрых гадостей ни говорили о собственной власти.

Смерть Лермонтова - одна из главных загадок русской литературы. Дмитрий Быков излагает свою версию причины дуэли, объясняет самоубийственную стратегию Лермонтова и рассказывает, как ангельские звуки его поэзии сочетались с тем адом, который он всегда носил в душе.

Ни с чем не спутать особую, напряженную неподдельность интонаций стихотворений Дмитрия Быкова, их порывистый, неудержимый ритм. Его стихи поражают точностью и остроумием строк, подлинностью и глубиной переживаний так, что становится ясно: перед нами - мастер. В поэтическом пространстве Дм. Быкова разворачивается целая эпоха, и, то споря, то соглашаясь с ней, то затевая лихорадочный танец, - тонкая и нервная жизнь отдельной личности.

Статьи известного публициста, поэта, прозаика Дмитрия Быкова неизменно вызывают критику как справа, так и слева - и делают тираж изданиям, в которых он печатается. Вне зависимости от политической и эстетической конъюнктуры, он, будучи носителем здравого смысла, называет белое белым, а черное - черным, что бы по этому поводу ни говорили другие инстанции вкуса.

Дмитрий Быков размышляет о том, как получилось, что дьявол стал самым обаятельным героем советской литературы. Каким образом "Мастер и Маргарита" соотносится с советской традицией, что в этом романе советского, что антисоветского и какую силу, "вечно желающую зла", олицетворяет Воланд. "Именно сегодня в образе Воланда высвечиваются довольно неприятные, слабые, уязвимые черты... Конечно, Воланд - не победитель.

Дмитрий Быков, известный прозаик, поэт, яркий публицист, в своей книге "Был ли Горький?" рисует фигуру писателя-классика свободной от литературного глянца и последующей мифологии.
Где заканчивается Алексей Пешков и начинается Максим Горький? Кем он был? Бытописателем, певцом городского дна? "Буревестником революции"? Неисправимым романтиком? Или его жизненная и писательская позиция подчас граничила с холодным расчетом?

Эти мышата сыграли значительную роль в якобинском терроре и лиссабонском землетрясении, их популяция разрослась в период Смутного времени, став нашим универсальным оружием. Неуемные фантазеры - авторы книги - сообщают, что даже все дворцовые перевороты, интриги и революция 1917 года - дело рук (вернее, лапок) бардачных мышат. Кроме двадцати видов этих озорников и даже хищников героями выступают и другие зверьки и зверюши.

Триумфальный поход по эпохе разброда и шатаний завершен. Гражданин Поэт - обаятельный хулиган, мастер перевоплощений, правдивый под каждой маской, сразу после гражданской панихиды переходит в вечность. Авторы - Михаил Ефремов, Дмитрий Быков, Андрей Васильев - собрали общество бессмертных поэтов посмотреть на меняющийся мир, сегодняшнюю Россию и припечатать увиденное.

Дмитрий Быков не перестает удивлять читателей всеохватностью своего литературного и публицистического таланта. Кажется, нет темы в искусстве или социальной жизни нашего общества, которую не наколол бы этот вездесущий автор на свое безукоризненно отточенное перо.

В новом романе "ЖД" Дмитрий Быков строит совершенно невероятные версии нашего прошлого и дает не менее невероятные прогнозы нашего будущего. Некоторые идеи в книге настолько "неполиткорректны", что от сурового осуждения общественности автора может спасти только его "фирменная" ироничность, пронизывающая роман от первой до последней строки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»