Золотое сечение и числа фибоначчи. Число бога, числа фибоначчи, золотое сечение

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Леонардо Фибоначчи — один из знаменитейших математиков Средневековья. Одно из важнейших его достижений — числовой ряд, который определяет золотое сечение и прослеживается во всей природе нашей планеты.

Удивительное свойство этих чисел, что сумма всех предыдущих чисел равна последующему числу (проверьте сами):

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610… — ряд Фибоначчи

Оказывается, эта последовательность имеет множество интересных с точки зрения математики свойств. Вот пример: вы можете разделить линию на две части. Отношение меньшей части линии к большей будет равно отношению большей части ко всей линии. Этот коэффицент пропорциональности, приблизительно равный 1,618, известен как золотое сечение.

Ряд Фибоначчи мог бы остаться только математическим казусом, если бы не то обстоятельство, что все исследователи золотого сечения находят эту последовательность во всем растительном и в животном мире. Вот несколько удивительных примеров:

Расположение листьев на ветке, семян подсолнечника, шишек сосны проявляет себя как золотое сечение. Если смотреть на листья такого растения сверху, можно заметить, что они распускаются по спирали. Углы между соседними листьями образуют правильный математический ряд, известный под названием последовательности Фибоначчи. Благодаря этому каждый отдельно взятый лист, растущий на дереве, получает максимально доступное количество тепла и света.

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции — длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

Ученый Цейзинг проделал колоссальную работу,чтобы обнаружить золотое сечение в теле человека. Он измерил около двух тысяч человеческих тел. Деление тела точкой пупа — важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13: 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела — длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.

В эпоху Возрождения считалось, что именно эта пропорция из ряда Фибоначчи, соблюденная в архитектурных сооружениях и других видах искусства, больше всего радует глаз. Вот несколько примеров использования золотого сечения в искусстве:

Хотите успевать больше? Быть более продуктивными? Больше развиваться?

Оставьте свой Email, чтобы мы отправили на него наш список инструментов и ресурсов 👇

Список придет вам на почту через минуту

Портрет Моны Лизы

Портрет Монны Лизы долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника, который строится на принципах золотого сечения.

Парферон

Золотые пропорции присутствуют в размерах фасада древнегреческого храма Парфенона. Это древнее сооружение с его гармоническими пропорциями дарит нам такое же эстетическое наслаждение как и нашим предкам. Многие искусствоведы, стремившиеся раскрыть секрет того могучего эмоционального воздействия, которое это здание оказывает на зрителя, искали и находили в соотношениях его частей золотую пропорцию.

Рафаэль — «Избиение младенцев»

Картина строится на спирали, соблюдающей пропорции золотого сечения. Мы не знаем, рисовал ли на самом деле Рафаэль золотую спираль при создании композиции»Избиение младенцев» или только»чувствовал» ее.

Наш мир чудесен и полон больших неожиданностей. Удивительная нить взаимосвязи соединяет множество обыденных для нас вещей. Золотое сечение легендарно тем, что оно объединило, казалось бы, две совершенно разные ветви познания — математику, царицу точности и порядка, и гуманитарную эстетику.

Развитие человечества разграничивается определенными периодами в древнейшей и современной истории. Могут ли элементы ряда чисел Фибоначчи соответствовать хронологическим рубежам периодов в древнейшей и современной истории человечества, т. е. подчиняются ли рубежи периодов математической закономерности? Существует ли такая закономерность в других периодах: периодах мировой истории, периодах правления известных Российских государственных деятелей, и в датах современных событий, имеющих историческое значение? Цель нашей работы заключается в проведении аналогии между математикой и историей, то есть установлении некоторой связи. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Познакомиться с числами Фибоначчи и золотым сечением, которое является самым гармоничным отношением;
  • Проверить, соответствуют ли рубежи периодов древнейшей, современной и мировой истории числам ряда Фибоначчи;
  • Рассчитать годы правления известных Российских государственных деятелей и найти их отношение;
  • Рассмотреть даты, имеющие историческое значение, во временных промежутках современной истории;
  • Проверить, являются ли полученные отношения между данными объектами известными математическими отношениями.

Объектами исследования будут являться археологические эпохи, периоды мировой истории, периоды правления известных Российских государственных деятелей, даты событий, имеющие историческое значение. Весьма полезными для нас оказались результаты исследований социолога - аналитика В. В. Дудихина, и метод поэта и переводчика А. Чернова, которые подтверждают математические закономерности чисел Фибоначчи, соответствующие хронологическим рубежам древнейшей истории человечества. Работа относится к прикладным исследованиям, ее результаты, выраженные с помощью математики, покажут связь между математикой и историей, которая подчиняется математическим законам.

Числа Фибоначчи и золотое сечение

Числовая последовательность, в которой, сумма двух соседних чисел дает значение следующего за ними является последовательностью Фибоначчи (например, 1+1=2; 2+3=5 (1,1,2,3,5,8,13,21,34,55 и т.д.)). Свойства различных членов последовательности, так называемые коэффициенты Фибоначчи, (т.е. постоянные отношения) определяются следующим образом:

  • Отношение каждого числа к последующему более и более стремится к 0,618 по увеличению порядкового номера. Отношение же каждого числа к предыдущему стремится к 1,618 (обратному к 0,618);
  • При делении каждого числа на следующее за ним через одно получаем число 0,382, наоборот - соответственно 2,618;
  • Подбирая таким образом соотношения, получаем основной набор фибоначчиевских коэффициентов: ... 4,235; 2,618; 1,618; 0,618; 0,382; 0,236; упомянем также 0,5. Все они играют особую роль в природе, и в частности - техническом анализе.

Фибоначчи как бы напомнил свою последовательность человечеству. Она была известна еще древним грекам и египтянам. И действительно, с тех пор в природе, архитектуре, изобразительном искусстве, математике, физике, астрономии, биологии и многих других областях были найдены закономерности, описываемые коэффициентами Фибоначчи.

Обратимся к числу 0,618, мы уже его встречали (коэффициент Фибоначчи). Это числовое значение золотого сечения.

Одна из пропорций чаще других встречающаяся в искусстве получила название золотое сечение - деление отрезка, при котором одна его часть во столько же раз больше другой, во сколько сама она меньше целой. Пропорциональные отношения, близкие к золотому сечению дают впечатление развитие форм, их динамики, пропорционального дополнения друг друга.

Исследования ученых

Обратимся к современным исследованиям: социолога - аналитика В.В. Дудихина, поэта и переводчика А. Чернова.

Социолог и аналитик В.В. Дудихин рассмотрел хронологию эпох, в качестве инструмента хронологии он избрал гармоническую систему числовых отношений, так называемый ряд Фибоначчи. В.В. Дудихин сопоставил числа ряда Фибоначчи и археологические эпохи. Его исследования показали, что некоторые элементы этой последовательности, действительно, соответствуют хронологическим рубежам в древнейшей истории человечества, особенно если к числам добавить наименование "тыс. лет до н. э.", или "тыс. лет тому назад", или просто "тыс. лет". Хронология и периодизация исторического развития с помощью ряда Фибоначчи разделена на 18 временных ступеней: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1 597, 2 584, что подтверждается 60% проверенных совпадений.

Так же, полезным нам окажется метод А.Чернова, в основу которого положено нахождение отношений частей одного целого, т.е. пропорциональные отношения.

Внимание Чернова привлекли рассуждения о золотом сечении и числе PI, которые восходят к Пифагору. Исследования Андрей Чернова позволили сделать заключение о том, что построение стихов древнего автора Слова о полку Игореве, состоящего из девяти песен, подчиняется математическим законам. А именно, если число стихов во всех трех частях (их 804) разделить на число стихов в первой и последней части (256), получается 3,14, т.е. число PI с точностью до третьего знака.

Вышеназванные исследования, представляют интерес, не только, в плане используемых методов, но и в плане полученных результатов. Опираясь на данные современных исследований можно предположить, что не только эти археологические эпохи, но и другие исторические периоды подчиняются математическим законам.

Связь между историческими периодами и законами математики

Проведем аналогию между рубежами исторических периодов, числами Фибоначчи и золотым сечением, основываясь на данные ученых и собственные исследования. Для этого рассмотрим некоторые рубежи исторических периодов, в хронологии с древнейшей и современной историей.

Проверим исследование социолога В.В. Дудихина рубежей исторических периодов в хронологии c древнейшей историей. Сопоставим рубежи исторических периодов с числами Фибоначчи, т.е. проведем их соответствие. Для этого рассмотрим рубежи периодов древнейшей истории:

Железный век датируется II тыс. н.э.. На Ближнем Востоке, Египте, Греции - с начала I тыс. н.э., в Африке - с I тыс. н.э.;

Бронзовый век датируется в Южной Америке с середины I тыс. н.э., в Тропической Африке с I тыс. н.э., в Европе с середины III тыс. до н.э., в Индии с конца III тыс. до н.э., в Египте с начала II тыс. до н.э., в Передней Азии с конца IV тыс. до н.э.;

Медный век (энеолит) датируется VIII - IV тыс. до н.э.;

Каменный век (палеолит) ранний датируется до 35 тыс. лет назад, поздний 35 - 13 тыс. лет назад;

Каменный век (мезолит) датируется с начала XX - VIII тыс.до н.э. поV - IV тыс. н.э.;

Каменный век (неолит) датируется VIII - III тыс. н.э.;

Если рассмотреть происхождение человека, то выделяют следующие рубежи периодов: Australopithecus anfmensis, 4 - 3,7 млн. лет назад, Australopithecus africanus, 3-2 млн. лет, Australopithecus boisei, 2,4 - 1,1 млн. лет, Homo rudolfensis, 2,5 - 1,8 млн. лет, Homo erectus, 1,8 - 400 тыс. лет, Homo neandertalensis, 220 - 27 тыс. лет Полученные результаты соответствуют числам Фибоначчи (1, 3, 8, 13, 21, 33, 233, 1597, 2584, 4181) или близки к ним.

Проведем исследование рубежей периодов мировой истории и предистории: Эпоха первобытно общинных отношений 2,5 мил. лет назад - III тыс. до н.э.; Древний мир III тыс. до н.э.- V тыс. н.э.; История средних веков V века - конец XV века; История нового времени XVI - XX в.; Современная эпоха XX - XXI в. Полученные результаты соответствуют числам Фибоначчи (3, 5, 13, 21) или близки к ним.

Проведем исследование периодов правления известных Российских государственных деятелей с 862 г. н.э.

Пересчитаем годы их правления:

Рюрик (862 - 879) - 17 лет; Василий III (1505 - 1533) - 28 лет; Иван Грозный (1533 - 1584) - 51 год; Романов М.Ф. (1613 - 1676) - 63 года; Пётр I (1682 - 1725) - 43 года; Екатерина II (1762 - 1796) - 34 года; Александр II (1855 - 1981) - 26 лет; Николай II (1894 - 1917); падение монархии Романовых 1917 до 1931 - 14 лет; Сталин И.В. (1931 -1953) - 22 года; Хрущев Н.С. (1953 - 1964) - 11 лет; Брежнев Л.И. (1964 - 1982) - 18 лет; Горбачев М.С. (1985 - 1991) - 6 лет; Ельцин Б.Н. (1991 - 1999) - 8 лет; Путин В.В. (2000 - 2008) - 8 лет.

Найдем отношения годов правления.

Если разделить годы правления Рюрика (17 лет) на годы правления Василия III (28 лет), то их отношение равно 0,607. Если разделить годы правления Василия III (28 лет) на годы правления Ивана Грозного (51 год), то их отношение равно 0,549. Если разделить годы правления Ивана Грозного (51 год) на сумму годов правления Василия III и Ивана Грозного (79 лет), то их отношение равно 0,646. Отношение годов правления Романова М.Ф. (63 года) к годам правления Петра I (43 года) равно 0,682. Отношение годов правления Екатерины II (34 года) к годам правления Романова М.Ф. (63 года) равно 0,54. Если разделить годы правления Петра I (43 года) на сумму годов правления Петра I и Екатерины II (77 лет), то их отношение равно 0,55. Отношение годов правления Сталина И.В. (22 года) к сумме годов от 1917 до 1953 (36 лет) равно 0,611 т.е. числовое значение золотого сечения с точностью до третьего знака;

Отношение годов правления Хрущева Н.С. (11 лет) к сумме годов от 1917 до 1964 (47 лет) равно 0,234. Отношения годов правления Хрущева Н.С. (11 лет) к годам правления Брежнева Л.И. (18 лет) и наоборот, равны соответственно 0,611 и 1,636. Данные отношения близки к фибоначчиевским коэффициентам (0,236; 0,618; 1,618) с точностью до третьего и второго знаков соответственно. Отношение годов правления Сталина И.В. (22 года) к сумме годов правления Сталина И.В. и Хрущева Н.С. (33 года) равно 0,666. Отношение годов правления Горбачёва М.С. (6 лет) к годам правления Хрущева Н.С. (11 лет) равно 0,545. Отношения годов правления Хрущева Н.С. (11 лет) к сумме годов правления Хрущева Н.С. и Брежнева Л.И. (29 лет) и наоборот, равно соответственно 0,379 и 0,620 т.е. фибоначчиевским коэффициентам (0,382; 0,618) с точностью до второго знака.

Рассмотрим временные промежутки, периоды правления известных Российских государственных деятелей, и даты некоторых событий в эти периоды, имеющие историческое значение.

  • Временной промежуток с 1984 по 1917 год, годы правления Николая II. Историческим событием является 1904 год - начало Русско-японской войны. Найдем отношение годов после данного события (13 лет), во временном промежутке, к годам всего временного промежутка (23 года). Отношение годов равно 0,565.
  • Временной промежуток с 1894 по 1931 год, с начала правления Николая II по начало правления Сталина И.В. Историческим событием является 1917 год - начало революции в России. Найдем отношение годов до данного события (23 года) к годам после данного события (14 лет). Отношение годов равно 1,64.
  • Временной промежуток с 1917 по 1931 год, падение монархии Романовых. Историческим событием является 1922 год - образование Союза Советских Социалистических республик. Найдем отношение годов до данного события (5 лет) к годам после данного события (9 лет). Отношение годов равно 0,556.
  • Временной промежуток с 1931 по 1953 год, годы правления Сталина И. В. Историческим событием является 1941 год - нападение Германии на СССР, Найдем отношение годов до данного события (10 лет) к годам данного временного промежутка (22 года). Отношение годов равно 0,454.
  • Временной промежуток с 1985 по 2000 год, с начала правления Горбачева М.С. по начало правления Путина В.В. Историческим событием является 1991 год - распад Союза Советских Социалистических республик. Найдем отношение годов до данного события (6 лет) к годам после данного события (9 лет). Отношение годов равно 0,666.

Полученные результаты соответствуют фибоначчиевским коэффициентам (0,618; 1,618) с точностью до второго знака или близки к ним.

Число ФИ или латинскими буквами PHI – это число, которое обозначает все красивое во Вселенной. Что же это за необычное число, и какие другие названия у него существуют?

Почему это число называют золотым сечением?

В древней Греции был один скульптор Фидий, который обладал удивительным талантом. Все восхищались его скульптурами и пытались разгадать, как этому творцу удается каждый раз делать настоящее произведение искусства. Позже стало известно, что в каждой своей скульптуре Фидий придерживается определенного числа в пропорциях.

Затем оказалось, что не только этот творец использовал в своем искусстве это необыкновенное число. Оно было обнаружено в произведениях искусства художника Рафаэля, русского художника Шишкина, число гнездилось в музыкальных произведениях Бетховена, Шопена и Чайковского. Знаменитая «Джаконда» Леонардо Да Винчи тоже содержит в себе это число. Его еще называют золотым сечением.

ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ УДИВИТЕЛЬНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ [Число ФИ и Золотое сечение]

Тайна числа 1.618034 - самое ВАЖНОЕ число в мире

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

По математическим меркам число ФИ равно 1.618, его получил исследователь Фибоначчи. Этот ученый в результате своих исследований пришел к тому, что все числа имеют четкую последовательность. Каждый следующий член, начиная с третьего числа, несет в себе сумму двух прошлых членов. А частное двух соседних чисел представляет собой максимально приближено к числу 1.618, то есть к тому самому числу ФИ.

Золотое сечение и пропорции человеческого тела

Наверное, все видели знаменитую картину Леонардо Да Винчи, где расчерчено человеческое тело. Именно при помощи этой знаменитой схеме Леонардо доказал, что человеческое тело сотворено по принципу золотого сечения. Пропорции тела человека всегда дают то самое число красоты ФИ.

При желании такую теорию можно легко проверить на практике. Нужно измерить при помощи сантиметра длину от плеча до кончика самого длинного пальца, а потом поделить его на длину от локтя до кончика того же самого пальчика. Удивительно, но в результате вы получите как раз 1.618! То самое число красоты. Это не единственный пример. Измерьте расстояние от верхней части бедра, поделите его на длину от колена до пола, вы получите такое же значение. Таким образом, легко доказать, человек полностью состоит из божественной пропорции.

Кроме того на теле человека легко можно обнаружить признак того самого золотого сечения. Это наш пупок. Интересно отметить, что замеры тела мужчин чуть больше приближены к заветному числу. Это примерно 1.625. Женские же пропорции больше подходят под значение 1.6.

Секреты пирамид

На протяжении многих лет люди пытались открыть загадку Пирамиды в Гизе. Но на этот раз пирамида интересовала человечество не в качестве склепа, а как уникальная комбинация числовых значений. Эту пирамиду возвел мастер, который обладает удивительной изобретательностью, он не пожалел труда и времени для этого произведения. На ее сотворение были пущены лучшие архитекторы, которых удалось найти. Долго современные ученые недоумевали как древним египтянам, у которых не было письменности, удалось придумать такой сложный геометро-математический ключ. После длительных просчетов оказалось, что и в этом случае не обошлось без золотого сечения и числа ФИ. Как раз на этом принципе и основана эта пирамида. Некоторые современные ученые считают, что посредством этого произведения древние египтяне пытались передать своим современникам секрет природной красоты и гармонии.

Не исключительно в Гизе существуют пирамиды, которые выстроены, пирамиды, которые расположены в Мексике, тоже выстроены таким образом. Именно поэтому современные исследователи приходят к выводу, что пирамиды на этих территориях были построены народом, который имеет общие корни.

Число ФИ в космосе

Астроном из Германии Тициус в XVIII столетии заметил, что ряд числовых значений Фибоначчи присутствует и в расстоянии между планетами всей солнечной системы. В этом не было бы ничего удивительного, если бы такая закономерность не шла в противостоянии с одним законом. Дело в том, что между Марсом и Юпитером планеты нет, так раньше думали астрономы. Однако после выведения этой закономерности, они тщательно исследовали эту область галактики и обнаружили там ряд астероидов. К сожалению, такое важное открытие произошло, когда тот самый Тициус уже ушел из жизни.

Теперь в астрономии при помощи числовых соотношений Фибоначчи представляют строение Галактик. Такой факт свидетельствует о независимости данных числовых соотношений от условий проявления, тем самым доказывается их универсальность.

Примеры числа ФИ из природы

Вот интересные примеры числа ФИ из самой природы:

  • Если взять пчелиный улий, пересчитать в нем количество пчел-мальчиков и пчел-девочек, потом мальчиков поделить на девочек, то каждый раз вы получить 1,618.
  • Семечки в подсолнухе расположены по принципу спирали, против направления часовой стрелки. Диаметр каждой спирали в подсолнухе равен следующей спирали тоже 1.618.
  • Тот же принцип со спиралями действует на панцире улитки.
  • Если провести анализ, как вытягивается к небу каждое растение, то можно заметить, что маленький росточек делает большой рывок вверх, затем следует остановка и выпускание одного листочка, который будет несколько короче первого росточка. Потом снова следует бросок вверх, но уже с меньшей силой. Если все это перевести в математическое значение, то первый бросок будет равен 100, второй 62, третий 38 единицам, четвертый 24 и так дальше. Это значит, что рывки в росте уменьшаются по тому же принципу золотого сечения.
  • Живородящая ящерица. В таком удивительном существе, как ящерица можно даже невооруженным взглядом заметить божественные пропорции. Соотношение длины хвоста этого животного равно длине всего остального тела этого существа, как 62 относится к 38.

Исходя из всех этих примеров, их на самом деле гораздо больше ученые делают вывод, что в мире растений и мире животных присутствует симметрия в отношении роста и движения. Золотое сечение проявлено здесь перпендикулярно к направлению роста.

Золотое сечение и теория Хаоса

Одни ученые заметили, что все в мире происходит хаотично. А другие подвели итог, что даже в хаосе, которому подвержен весь мир, можно найти свои конкретные закономерности. Эти самые закономерности тоже выражены в числовых значениях Фибоначчи. В каждом природном явлении присутствует свое золотое соотношение чисел. В этом смысле природа не может соревноваться с сухой и скучной геометрией.

Геометрия при всей своей точности и конструктивности не способна описать форму облака, дерева или горы. Облако не может быть представлено сферой, гора конусом, берег моря не может найти свое выражение в геометрической окружности. Кора дерева не может быть выражена этой наукой, потому что она не гладкая, а молния никогда не будет двигаться по прямой. Природные явления представляют собой не только более высокую степень, а совершенно новый уровень сложности. В природе представлены наборы масштабов, разные длины объектов, поэтому они способны закрывать неисчислимое количество потребностей. Такой набор масштабов и измерений несет название фрактал. Именно при помощи фракталов ученые не оставляют попытки сделать описание объектов, которые не доступны линейной геометрии. Это фрактальная геометрия. Каждый человек тоже представляет собой фрактал.

А еще интересно то, что число ФИ имеет бесконечную природу, это означает, что мы бесконечно можем делать новые открытия во Вселенной и в себе самом.

Золотое сечение и числа последовательности Фибоначчи. June 14th, 2011

Некоторое время назад я обещала прокомментировать утверждение Толкачева о том, что Питер построен по принципу Золотого Сечения, а Москва – по принципу симметрии, и что именно поэтому столь ощутимы различия в восприятии этих двух городов, и именно поэтому петербуржец, приезжая в Москву «заболевает головой», а москвич «заболевает головой», приезжая в Питер. Требуется некоторое время для сонастройки с городом (как при перелете в штаты – требуется сонастройка со временем).

Дело в том, что наш глаз смотрит - ощупывая пространство с помощью определенных движений глаз – саккад (в переводе – хлопок паруса). Глаз совершает «хлопок» и посылает сигнал в мозг «сцепление с поверхностью произошло. Все в порядке. Информация такая-то». И в течение жизни глаз привыкает к определенной ритмике этих саккад. И когда эта ритмика кардинально меняется (с городского пейзажа на лес, с Золотого Сечения на симметрию) – тут то и требуется некоторая работа мозга по перенастройке.

Теперь подробности:
Определение ЗС - это деление отрезка на две части в таком соотношении, при котором большая часть относится к меньшей, как их сумма (весь отрезок) к большей.

То есть, если мы примем весь отрезок c за 1, то отрезок a будет равен 0,618, отрезок b - 0,382. Таким образом, если взять строение, например, храм, построенный по принципу ЗС, то при его высоте скажем 10 метров, высота барабана с куполом будут равны 3,82 см, а высота основания строения будет 6, 18 см. (понятно, что цифры я взяла ровными для наглядности)

А какова связь между ЗС и числами Фибоначчи?

Числа последовательности Фибоначчи это:
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597…

Закономерность чисел в том, что каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.
0 + 1 = 1;
1 + 1 = 2;
2 + 3 = 5;
3 + 5 = 8;
5 + 8 = 13;
8 + 13 = 21 и т.д.,

а отношение смежных чисел приближается к отношению ЗС.
Так, 21: 34 = 0,617, а 34: 55 = 0,618.

То есть в основе ЗС лежат числа последовательности Фибоначчи.
Вот этот ролик ещё раз наглядно демонстрирует эту связь ЗС и чисел Фибоначчи

Где ещё встречаются принцип ЗС и числа последовательности Фибоначчи?

Листья у растений описывается последовательностью Фибоначчи. Зерна подсолнуха, сосновые шишки, лепестки цветков, ячейки ананаса также располагаются согласно последовательности Фибоначчи.

Яйцо птицы

Длины фаланг пальцев человека относятся примерно как числа Фибоначчи. Золотое сечение просматривается в пропорциях лица.

Эмиль Розенов исследовал ЗС в музыке эпохи Барокко и классицизма на примере произведений Баха, Моцарта, Бетховена.

Известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм «Броненосец Потёмкин» по правилам ЗС. Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие развивается на корабле. В двух последних - в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.

Многие элементы декора, а так же шрифты, созданы с использованием ЗС. Например шрифт А.Дюрера (в рисунке буква «А»)

Считается, что термин «Золотое сечение» ввел Леонардо Да Винчи, который говорил, «пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды” и показывал пропорции человеческого тела на своём знаменитом рисунке «Витрувианский человек». “Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека к длине от пояса до ступней”.

Знаменитый портрет Моны Лизы или Джоконды (1503) создан по принципу золотых треугольников.

Собственно говоря сама звезда или пентакль представляет собой построение ЗС.

Ряд чисел Фибоначчи наглядно моделируется (материализуется) в форме спирали

А в природе спираль ЗС выглядит вот так:

При этом, спираль наблюдается повсеместно (в природе и не только):
- Семена в большинстве растений расположены по спирали
- Паук плетет паутину по спирали
- Спиралью закручивается ураган
- Испуганное стадо северных оленей разбегается по спирали.
- Молекула ДНK закручена двойной спиралью. Молекулу ДНК составляют две вертикально переплетенные спирали длиной 34 ангстрема и шириной 21 ангстрема. Числа 21 и 34 следуют друг за другом в последовательности Фибоначчи.
- Эмбрион развивается в форме спирали
- Спираль «улитки во внутреннем ухе»
- Вода уходит в слив по спирали
- Спиральная динамика показывает развитие личности человека и его ценностей по спирали.
- Ну и конечно, сама Галактика имеет форму спирали

Таким образом можно утверждать, что сама природа построена по принципу Золотого Сечения, оттого эта пропорция гармоничнее воспринимается человеческим глазом. Она не требует «исправления» или дополнения получаемой картинки мира.

Теперь о Золотом сечении в архитектуре

Пирамида Хеопса представляет собой пропорции ЗС. (Фотография нравится – с заваленным песком Сфинксом).

Согласно Ле Корбюзье, в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют золотому сечению. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции.

Собор "Нотредам де Пари" в Париже, Франция.

Одно из выдающихся строений, выполненных по принципу ЗС – Смольный Собор в Питере. К собору ведут по краям две дорожки и если приближаться по ним к собору, то тот будто приподнимается в воздухе.

В Москве также есть строения выполненные с использованием ЗС. Например, Храм Василия Блаженного

Однако застройка, использующая принципы симметрии преобладает.
Например, Кремль и Спасская башня.

Высота стен Кремля также нигде не отражает принципа ЗС относительно высоты башен, например. Или взять гостиницу Россия, или гостиницу Космос.

При этом здания, построенные по принципу ЗС представляют больший процент в Питере, при этом это здания уличной застройки. Литейный проспект.

Таким образом, Золотое Сечение использует коэффицент 1,68, а симметрия 50/50.
То есть симметричные здания построены по принципу равенства сторон.

Ещё одной важной характеристикой ЗС является её динамичность и стремление к разворачиванию, за счет последовательности чисел Фибоначчи. Тогда как симметрия – наоборот представляет собой стабильность, устойчивость и неподвижность.

Кроме этого, дополнительное ЗС вносит в план Питера обилие водных пространств, расплескавшихся по городу и диктующих подчиненность города их изгибам. Да и сама схема Питера напоминает спираль или зародыш одновременно.

Папа, правда, высказал другую версию, отчего у москвичей и питерцев «голова болит» при посещении столиц. Папа относит это к энергиям городов:
Санкт-Петербург – имеет мужской род и соответственно мужские энергии,
Ну а Москва – соответственно – женского рода и обладает женскими энергиями.

Так жителям столиц, настроившимся на свой определенный баланс женского и мужского в своих организмах – сложно перестраиваться при посещении города-соседа, а у кого-то может и сложности какие-то имеются с восприятием одной или другой энергий и оттого город сосед могут и вовсе не любить!

В подтверждение этой версии говорит и то, что все российские императрицы правили именно в Питере, тогда как Москва видела лишь царей мужского пола!

Использованные ресурсы.

Окружающий мир, начиная с мельчайших невидимых частиц, и заканчивая далекими галактиками бескрайнего космоса, таит в себе много неразгаданных тайн. Однако над некоторыми из них уже приподнята завеса таинственности благодаря пытливым умам ряда ученых.

Одним из таких примеров является «золотое сечение» и числа Фибоначчи , составляющие его основу. Данная закономерность получила отображение в математическом виде и часто встречается в окружающей человека природе, еще раз исключая вероятность того, что она возникла в результате случая.

Числа Фибоначчи и их последовательность

Последовательностью чисел Фибоначчи называется ряд чисел, каждое из которых является суммой двух предыдущих:

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377

Особенностью этой последовательности являются числовые значения, которые получаются вследствие деления чисел этого ряда друг на друга.

Ряд чисел Фибоначчи имеет свои интересные закономерности:

  • В ряду чисел Фибоначчи, каждое число разделенное на следующее будет показывать значение, стремящееся к 0,618 . Чем дальше числа от начала ряда, тем точнее будет соотношение. К примеру, цифры взятые в начале ряда 5 и 8 будут показывать 0,625 (5/8=0,625 ). Если же взять числа 144 и 233 , то они покажут соотношение 0.618 .
  • В свою очередь, если в ряду чисел Фибоначчи разделить число на предыдущее, то результат деления будет стремится к 1,618 . Для примера использованы те же цифры, что оговаривались выше: 8/5=1,6 и 233/144=1,618 .
  • Число поделенное на следующее за ним через одно, будет показывать значение, приближающееся к 0,382 . И чем дальше от начала ряда взяты цифры, тем точнее значение соотношения: 5/13=0,385 и 144/377=0,382 . Деление цифр в обратном порядке будет давать результат 2,618 : 13/5=2,6 и 377/144=2,618 .

Используя вышеописанные методы расчета и увеличивая промежутки между цифрами можно вывести следующий ряд значений: 4.235, 2.618, 1.618, 0.618, 0.382, 0.236, который широко применяется в инструментах Фибоначчи на рынке форекс.

Золотое сечение или Божественная пропорция

Очень наглядно представляет «золотое сечение» и числа Фибоначчи аналогия с отрезком. Если отрезок АВ разделить точкой С в таком соотношении, чтобы соблюдалось условие:

АС/ВС=ВС/АВ, тогда это будет «золотое сечение»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ:

Удивительно, но именно это соотношение прослеживается в ряду чисел Фибоначчи. Взяв несколько цифр из ряда, можно расчетом проверить, что это так. Например, такая последовательность чисел Фибоначчи …55, 89, 144 … Пусть число 144 является целым отрезком АВ, о котором упоминалось выше. Поскольку 144 является суммой двух предыдущих чисел, то 55+89=АС+ВС=144.

Деление отрезков покажет следующие результаты:

АС/ВС=55/89=0,618

ВС/АВ=89/144=0,618

Если принять отрезок АВ за целое, или за единицу, то АС=55 будет составлять 0,382 от этого целого, а ВС=89 будет равным 0,618.

Где встречаются числа Фибоначчи

Закономерную последовательность чисел Фибоначчи знали греки и египтяне еще задолго до самого Леонардо Фибоначчи. Такое название этот числовой ряд приобрел после того, как знаменитый математик обеспечил широкое распространение этого математического феномена в ученых рядах.

Важно отметить, что золотые числа Фибоначчи являются не просто наукой, а математическим отображением окружающего мира. Множество природных явлений, представителей растительного и животного мира имеет в своих пропорциях «золотое сечение». Это и спиралевидные завитки раковины, и расположение семян подсолнуха, кактусы, ананасы.

Спираль, пропорции ответвлений которой подчинены закономерностям «золотого сечения», лежит в основе образования урагана, плетения паутины пауком, формы многих галактик, переплетения молекул ДНК и множества других явлений.

Длина хвоста ящерицы к ее туловищу имеет соотношение 62 к 38. Отросток цикория, перед тем как выпустить листок, делает выброс. После того, как первый лист выпущен, происходит второй выброс перед выпуском второго листа, по силе равный 0,62 от условно принятой единицы силы первого выброса. Третий выброс равен 0,38, а четвертый - 0,24.

Для трейдера также большое значение имеет тот факт, что движение цены на рынке форекс часто подчинено закономерности золотых чисел Фибоначчи. На основе этой последовательность создан целый ряд инструментов, которые трейдер может использовать в своем арсенале

Часто используемый трейдерами инструмент « » может с высокой точностью показывать цели движения цены, а также уровни ее коррекции.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»