Максимальная скорость летательных аппаратов. Какой самолет самый быстрый в мире

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Самолеты являются одними из самых быстрых воздушно-транспортных средств, способных развивать скорость свыше 1500 км/ч. Огромное значение скорость имеет в первую очередь для военных самолетов, которые должны мгновенно реагировать и выполнять опасные, повышенной сложности задачи. Они способны преодолевать рубеж скорости в 2000 км/ч, что составляет более 2 Махов.

В топ-10 вошли самые быстрые истребители в мире , которые в настоящее время находятся на вооружении многих государств.

Скорость 1 900 км/ч

Французский военный самолет «» (Rafale ) открывает список самых быстрых истребителей в мире. Воздушное судно способно выполнять широкий спектр задач, как на близких, так и дальних расстояниях. Так же в его задачи входит поражение морских и наземных целей, разведка, завоевание превосходства в воздухе, нанесение высокоточного удара. Максимальная скорость на большой высоте составляет 1900 км/ч (1,8 Маха). Rafale был специально разработан для французских ВМС и ВМФ компанией Dassault Aviation. Истребитель принят на вооружение ВМС Франции в 2004 году. Всего произведено 145 воздушных единиц.

Скорость 2 200 км/ч

» (Saab JAS 39 Gripen) занимает девятую строчку среди самых быстрых многоцелевых истребителей в мире, разработанный шведской компанией СААБ Авмоникс в 1988 году. Он был введен в эксплуатацию в 1997 году и поставлен на вооружение ВВС Швеции. Также модификация эксплуатируется и за рубежом: Gripen стоит на вооружении ВВС Чехии, Венгрии, Таиланда и ЮАР. Военный самолет может быть использован как штурмовик, разведчик и истребитель. На большой высоте он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч (2.0 Маха). Компанией выпущено порядка 270 воздушных единиц JAS 39, 204 из которых эксплуатируются исключительно ВВС Швеции.

Скорость 2 415 км/ч


Многоцелевой военный самолет - один из самых быстрых советских истребителей. Максимальная скорость воздушного судна при большой высоте составляет порядка 2415 км/ч (2.3 Маха). Истребитель способен взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы со слабо развитой инфраструктурой для обеспечения полетов. МиГ-29 применялся во многих военных конфликтах и хорошо зарекомендовал себя, как защитник неба. Истребитель может вести активный бой и при этом выполнять активные маневры. Он способен выполнять перехват самолетов-разведчиков даже на очень низких высотах. Производство МиГ-29 продолжается и по сей день. Всего выпущено более 1500 воздушных единиц.

Скорость 2 445 км/ч


Среди самых быстрых истребителей в мире советский военный самолет занимает седьмое место. Многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности принимал участие во многих вооруженных конфликтах 80-х годов прошлого века. Максимальная его скорость на большой высоте составляет порядка 2445 км/ч, что равно примерно 2.35 Махам. МиГ-23 был введен на вооружение в 70-х годах и до сих пор стоит на вооружении таких стран, как Индия, Сирия и Ливия. Всего было произведено 3 630 истребительных модификаций.

Скорость 2 450 км/ч


Шестую позицию занял немецкий «» (Typhoon), введенный на вооружение ВВС Германии в 2003 году. Максимальная скорость воздушного судна на высоте составляет 2450 км/ч или 2.0 Маха. Самолет маловидимый для радаров за счет использования технологий Стелс. Часть корпуса самолета покрыта специальными материалами, которые не отражают электромагнитные волны. Боевой радиус в режиме истребителя равен 1390 км. Многоцелевой истребитель также стоит на вооружении Великобритании, Италии, Австрии, Испании и Саудовской Аравии. На данный момент произведено около 500 воздушных единиц «Тайфун».

Скорость 2 875 км/ч


Пятая строчка достается советскому военному судну . Советский многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, создававшийся для завоевания превосходства в воздухе, был сконструирован ОКБ «Сухой» в 1977 году. В 1985 году самолет встал на вооружение ВВС СССР. Сейчас он находится в эксплуатации в ВВС России, являясь основным истребителем. Модификации Су-27 состоят на вооружении КНР, Украины, Индии и других государств. Максимальная скорость, на которую способен самолет - 2876,4 км/ч (2,35 Маха). Всего было произведено порядка 809 таких воздушных единиц.

Скорость 2 485 км/ч


(Grumman F-14 Tomcat) является одним из самых быстрых истребителей в мире. Он был разработан в 70-х годах прошлого века американской компанией Grumman Aircraft Engineering Corporation. В 2006 году истребитель был выведен из эксплуатации ВМС США. В настоящее время поставляется в Иран, где и состоит на вооружении государства. Истребитель-перехватчик четвертого поколения имеет систему, позволяющую сопровождать 24 цели, а также совершать захват и запуск по 6 из них одновременно на различных высотах и дальностях. Всего было произведено 712 воздушно-военных единиц. Крейсерская скорость «Томкэт» - 2485 км/ч (2.34 Маха).

Скорость 2 650 км/ч


Американский всепогодный тактический истребитель (McDonnell Douglas F-15 Eagle) открывает тройку самых быстрых самолетов в своем классе. Он был передан в эксплуатацию в 1976 году. В настоящее время состоит на вооружении ВВС США, где пробудет вплоть до 2025 года. Создавалась данная модификация американской компанией для завоевания превосходства в воздухе. Максимальная скорость, на которую способен Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» на предельной высоте, составляет 2650 км/ч (2,5+ Маха). Всего было произведено порядка 1500 воздушных единиц. Помимо США, истребители эксплуатируются Израилем, Японией и Саудовской Аравией.

Скорость 2 700 км/ч


занимает второе место среди самых быстрых истребителей в мире. Рекордные показатели, которые были зарегистрированы при полете на военном судне, составили 2700 км/ч (3.2 Маха). Советский сверхзвуковой истребитель третьего поколения создавался для перехвата американских разведывательных суден. Скорость звука МиГ-25 равняется 3,2 скорости звука, что позволяет ему поражать цели на высоте до 25 км. Военно-воздушное судно активно принимало участие во многих военных конфликтах. Сейчас истребитель состоит на вооружении ВВС России и Украины. Всего было произведено около 1200 воздушных единиц.

Скорость 3 000 км/ч

Всепогодный истребитель-перехватчик возглавляет рейтинг самых быстрых в мире. Его основным назначением является перехват и уничтожение воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Воздушное судно поступило на вооружение ВВС СССР в 1981 году. Сейчас МиГ-31 эксплуатируется ВВС России. Максимально развиваемая истребителем скорость на большой высоте - 3000 км/ч (2.82 Маха). Всего было произведено 519 воздушных единиц.

Су-27 – 2500 км/ч

Су-27 - советский/российский многоцелевой высокоманёвренный всепогодный тяжёлый истребитель четвёртого поколения, разработанный «Компанией „Сухой“». Задумывался как прямой конкурент крупным истребителям четвёртого поколения, сконструированным в Соединённых Штатах, таким как Grumman F-14 Tomcat и F-15 Eagle. Первый полет опытного образца Су-27 состоялся 20 мая 1977 года, а в 1985 он поступил на вооружение советских ВВС. На сегодняшний день является одним из главных истребителей России, его модификации стоят на вооружении Индии, Китая и многих других стран.

General Dynamics F-111 – 2655 км/ч


General Dynamics F-111 - сверхзвуковой американский тактический бомбардировщик, самолёт воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, разработанный в 1960-х годах компанией General Dynamics. Свой первый полёт он совершил 21 декабря 1964 года, а 18 июля 1967 был введён в эксплуатацию. Принимал широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме. Всего за время производства для ВВС США и ВВС Австралии было выпущено 562 экземпляра.

McDonnell Douglas F-15 Eagle – 2665 км/ч


McDonnell Douglas F-15 Eagle - всепогодный тактический истребитель, разработанный в начале 70-х годов компанией McDonnell Douglas (теперь Боинг), по заказу ВВС США для завоевания превосходства в воздухе. Первый его полет состоялся в июле 1972 года. В 1974 г. был введён в эксплуатацию. Экспортируется в Израиль, Японию, Сингапур и Саудовскую Аравию.

МиГ-31 – 3000 км/ч


МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой тяжёлый истребитель-перехватчик. Работы по его созданию начались в ПАО «РСК „МиГ“» в 1968 году. Первый полет состоялся 16 сентября 1975 г. Самолёт был построен на базе одноместного МиГ-25, прежде всего, для прикрытия территории СССР от удара крылатыми ракетами со стороны Арктики, где не было сплошного радиолокационного поля. Является первым советским истребителем четвёртого поколения.

North American XB-70 Valkyrie – 3309 км/ч


North American XB-70 Valkyrie - прототип американского стратегического бомбардировщика, который должен был летать на высоте 21 тыс. м со скоростью в три раза превышающую скорость звука. Всего было построено два экземпляра. Первый экспериментальный самолёт XB-70 Valkyrie впервые поднялся в воздух 21 сентября 1964 года, второй - 17 июля 1965. Один из самолётов сейчас находится в Национальном музее ВВС США близ города Дейтон, штат Огайо. Второй 8 июня 1966 года во время полёта в формирование нескольких самолётов, столкнулся в воздухе с истребителем Lockheed F-104 Starfighter, упал на землю и полностью разрушился.

Bell X-2 – 3370 км/ч


Bell X-2 - американский экспериментальный самолёт, предназначавшийся для исследований аэродинамических и термодинамических характеристик во время полёта на скоростях от 2 до 3 М (число Маха). Его разработка началась в 1945 году компанией Bell Aircraft Corporation совместно с NACA и ВВС США. Создание самолёта X-2 было закончено в 1952 году, и в 1953 начались его испытания. Всего было построено два экземпляра. Оба потерпели катастрофу, после чего исследования были прекращены.

МиГ-25 – 3470 км/ч


МиГ-25 - сверхзвуковой советский/российский истребитель и самолёт-разведчик, первый в мире серийный истребитель, достигший скорости более 3 тыс. км/ч. Был разработан компанией АО «РСК „МиГ“» в начале 1960-х годов. Является последним самолётом сконструированным Михаилом Гуревичем до его выхода на пенсию. Первый полет опытного образца состоялся в 1965 году, а в 1970 г. он был введён в эксплуатацию. Всего произведено 1190 экземпляров.

Lockheed YF-12 – 3661 км/ч


Третье место в списке самых быстрых пилотируемых самолётов мира занимает Lockheed YF-12 - американский прототип перехватчика, разработанный знаменитым авиаконструктором Кларенсом Джонсоном на базе высотного самолёта-разведчика Lockheed A-12. Данный самолёт является крупнейшим в мире пилотируемым перехватчиком. Впервые он поднялся в воздух 7 августа 1963 года. Всего было произведено три YF-12, каждый из которых оценивается приблизительно в $ 18 миллионов. После серии лётных испытаний, проект был закрыт.

Lockheed SR-71 Blackbird – 3818 км/ч


Lockheed SR-71 Blackbird - американский стратегический самолёт-разведчик, разработанный в конце 50-х годов компанией Lockheed на базе самолёта Lockheed A-12. Является первым летательным аппаратом, созданным с применением стелс-технологий. Первый его полёт состоялся 22 декабря 1964 года. Он стоял на вооружении США с 1964 по 1998 и активно использовался для шпионажа. Всего было произведено 32 самолёта, 12 из которых потерпели крушение в результате несчастных случаев (ни один не был сбит).

North American X-15 – 7274 км/ч


North American X-15 - гиперзвуковой экспериментальный самолёт-ракетоплан, который установил ряд мировых рекордов скорости и высоты (107,96 км). Работы по его созданию начались в 1955 году и были поручены компании North American Aviation. Всего было произведено три опытных образца. 10 марта 1959 г. машина впервые поднялась в воздух. На протяжении девяти лет - с 1959 по 1968 г. из запланированных 200 испытательных полётов X-15 осуществил 199. Рекордным, стал полет пилота Joe Walker 22 августа 1963.

Поделится в соц. сетях

Обычный пассажирский самолет летает со скоростью порядка 900 км/час. Реактивный военный истребитель может развивать примерно втрое большую скорость. Однако современные инженеры из РФ и других стран мира активно разрабатывают еще более скоростные машины — гиперзвуковые самолеты. В чем специфика соответствующих концепций?

Критерии гиперзвукового самолета

Что такое гиперзвуковой самолет? Под таковым принято понимать аппарат, способный летать со скоростью, многократно превышающий таковую для звука. Подходы исследователей к определению конкретного ее показателя разнятся. Распространена методология, по которой самолет следует считать гиперзвуковым, если он кратно превышает скоростные показатели самых быстрых современных сверхзвуковых аппаратов. Которые составляют порядка 3-4 тыс. км/ч. То есть гиперзвуковой самолет, если придерживаться данной методологии, должен развивать скорость от 6 тыс. км/ч.

Беспилотные и управляемые аппараты

Подходы исследователей могут разниться также в аспекте определения критериев отнесения того или иного аппарата к самолетам. Есть версия, что к таковым правомерно относить только те машины, которые управляются человеком. Есть точка зрения, по которой самолетом также можно считать и беспилотный аппарат. Поэтому некоторые аналитики классифицируют машины рассматриваемого типа на те, что подлежат управлению человеком, и те, которые функционируют автономно. Подобное деление может быть оправдано, поскольку беспилотные аппараты могут обладать намного более внушительными техническими характеристиками, например, в части перегрузок и скорости.

Вместе с тем многие исследователи рассматривают гиперзвуковые самолеты как единую концепцию, для которой ключевой показатель — скорость. Неважно, сидит ли за штурвалом аппарата человек либо машина управляется роботом — главное, чтобы самолет был в достаточной мере быстрым.

Взлет — самостоятельный или с посторонней помощью?

Распространена классификация гиперзвуковых летательных аппаратов, в основе которой — отнесение их к категории тех, что способны взлетать самостоятельно, либо тех, которые предполагают размещение на более мощном носителе — ракете либо грузовом самолете. Есть точка зрения, по которой к аппаратам рассматриваемого типа правомерно относить главным образом те, что способны взлетать самостоятельно либо при минимальном задействовании иных типов техники. Однако те исследователи, которые считают, что основной критерий, характеризующий гиперзвуковой самолет, — скорость, должен быть первостепенным при любой классификации. Будь то отнесение аппарата к беспилотным, управляемым, способным взлетать самостоятельно либо с помощью других машин — если соответствующий показатель достигает указанных выше значений, то значит, речь идет о гиперзвуковом самолете.

Основные проблемы гиперзвуковых решений

Концепциям гиперзвуковых решений — много десятилетий. На протяжении всех лет разработки соответствующего типа аппаратов мировые инженеры решают ряд существенных проблем, объективно мешающих поставить выпуск «гиперзвука» на поток — подобно организации производства турбовинтовых самолетов.

Основная сложность в конструировании гиперзвуковых самолетов — создание двигателя, способного быть в достаточной мере энергоэффективным. Другая проблема — выстраивание необходимой аппарата. Дело в том, что скорость гиперзвукового самолета в тех значениях, что мы рассмотрели выше, предполагает сильный нагрев корпуса за счет трения об атмосферу.

Сегодня мы рассмотрим несколько образцов удачных прототипов летательных аппаратов соответствующего типа, разработчики которых смогли значительно продвинуться вперед в части успешного решения отмеченных проблем. Изучим теперь наиболее известные мировые разработки в части создания гиперзвуковых летательных аппаратов рассматриваемого типа.

от Boeing

Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, как считают некоторые эксперты, это американский Boeing X-43A. Так, в ходе тестирования данного аппарата было зафиксировано, что он достигал скорости, превышающей 11 тыс. км/час. То есть примерно в 9,6 раза быстрее

Чем особенно примечателен гиперзвуковой самолет X-43A? Характеристики данного летательного аппарата таковы:

Предельная скорость, зафиксированная на тестах, - 11 230 км/час;

Размах крыльев - 1,5 м;

Длина корпуса - 3,6 м;

Двигатель - прямоточный, Supersonic Combustion Ramjet;

Топливо - атмосферный кислород, водород.

Можно отметить, что рассматриваемый аппарат относится к самым экологичным. Дело в том, что используемое топливо практически не предполагает выделения вредных продуктов горения.

Гиперзвуковой самолет X-43A был разработан совместными усилиями инженеров NASA, а также компаний Orbical Science Corporation и Minocraft. создавался порядка 10 лет. В его разработку было вложено около 250 млн. долларов. Концептуальная новизна рассматриваемого самолета в том, что он был задуман с целью испытания новейшей технологии обеспечения работы двигательной тяги.

Разработка от Orbital Science

Компания Orbital Science, которая, как мы отметили выше, приняла участие в создании аппарата X-43A, успела также создать свой гиперзвуковой самолет — X-34.

Его предельная скорость — более 12 тыс. км/ч. Правда, в ходе практических тестов она не была достигнута — более того, не удалось достичь показателя, который показан самолетом X43-A. Рассматриваемый летательный аппарат ускоряется при задействовании ракеты «Пегас», функционирующей на твердом топливе. Машина X-34 была впервые испытана в 2001 году. Рассматриваемый самолет ощутимо больше аппарата от Boeing — его длина составляет 17,78 м, размах крыльев — 8,85 м. Максимальная высота полета гиперзвуковой машины от Orbical Science — 75 километров.

Летательный аппарат от North American

Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.

Он оснащен что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.

Самые быстрые серийные самолеты

Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся (по той или иной методологии) ими.

В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. км/час. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м.

Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. км/ч. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.

Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Способны ли инженеры из РФ создать решение, конкурентное машинам от Boeing и Orbital Scence?

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Проект «Аякс»

В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.

Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.

Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.

Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.

В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.

Китайские гиперзвуковые аппараты

Конкурентом России и США на рынке гиперзвуковых решений становится Китай. В числе самых известных разработок инженеров из КНР — летательный аппарат WU-14. Он представляет собой гиперзвуковой управляемый планер, размещаемый на баллистической ракете.

МБР запускает летательный аппарат в космос, откуда машина резко пикирует вниз, развивая гиперзвуковую скорость. Китайский аппарат может монтироваться на разных МБР, обладающих дальностью от 2 до 12 тыс. км. Установлено, что в ходе тестов аппарат WU-14 смог развить скорость, превышающую 12 тыс. км/ч, превратившись, таким образом, в самый быстрый гиперзвуковой самолет по версии некоторых аналитиков.

Вместе с тем многие исследователи считают, что китайскую разработку не вполне правомерно относить к классу самолетов. Так, распространена версия, по которой аппарат следует классифицировать именно как боеголовку. Причем весьма эффективную. При полете вниз с отмеченной скоростью даже самые современные системы ПРО не смогут гарантировать перехвата соответствующей цели.

Можно отметить, что разработками гиперзвуковых аппаратов, задействуемых в военных целях, занимаются также Россия и США. При этом российская концепция, по которой предполагается создавать машины соответствующего типа, значительно отличается, как свидетельствуют данные в некоторых СМИ, от технологических принципов, реализуемых американцами и китайцами. Так, разработчики из РФ концентрируют усилия в области создания летательных аппаратов, оснащенных прямоточным двигателем, способных запускаться с земли. Россия планирует сотрудничество в этом направлении с Индией. Гиперзвуковые аппараты, создаваемые по российской концепции, как считают некоторые аналитики, характеризуются меньшей стоимостью и более широкой областью применения.

Вместе с тем гиперзвуковой самолет России, о котором мы сказали выше (Ю-71), предполагает, как считают некоторые аналитики, как раз-таки размещения на МБР. Если этот тезис окажется верным, то можно будет говорить о том, что инженеры из РФ работают сразу по двум популярным концептуальным направлениям в строительстве гиперзвуковых летательных аппаратов.

Резюме

Итак, вероятно, самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, если говорить о летательных аппаратах безотносительно их классификации, это все же китайский аппарат WU-14. Хотя нужно понимать, что реальные сведения о нем, в том числе касающиеся испытаний, могут быть засекречены. Это вполне соответствует принципам китайских разработчиков, которые часто во что бы то ни стало стремятся сохранить свои военные технологии в тайне. Скорость самого быстрого гиперзвукового самолета — более 12 тыс. км/ч. Его «догоняет» американская разработка X-43A — многие эксперты считают самым скоростным именно его. Теоретически гиперзвуковой самолет X-43A, а также китайский WU-14 может догнать разработка от Orbical Science, рассчитанная на скорость более 12 тыс. км/ч.

Характеристики российского самолета Ю-71 пока что не известны широкой публике. Вполне возможно, что они будут приближены к параметрам китайского летательного аппарата. Российские инженеры также ведут разработки по гиперзвуковому самолету, способному взлетать не на базе МБР, а самостоятельно.

Текущие проекты исследователей из России, Китая и США так или иначе связаны с военной сферой. Гиперзвуковые самолеты, безотносительно их возможной классификации, рассматриваются в первую очередь как носители вооружений, скорее всего, ядерных. Однако в работах исследователей из различных стран мира встречаются тезисы о том, что «гиперзвук», подобно атомным технологиям, вполне может быть мирным.

Дело за появлением доступных и надежных решений, позволяющих организовать серийное производство машин соответствующего типа. Использование подобных аппаратов возможно в самом широком спектре отраслей хозяйственного развития. Наибольшую востребованность гиперзвуковые летательные аппараты, вероятно, найдут в космической и исследовательской индустрии.

По мере удешевления технологий производства соответствующих машин заинтересованность в инвестировании в подобные проекты могут начать проявлять транспортные бизнесы. Промышленные корпорации, поставщики различных сервисов могут начать рассматривать «гиперзвук» как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в части организации международных коммуникаций.

С самого первого полета братьев Райт было очевидно, что самолеты в перспективе должны стать самым быстрым транспортом на планете, ведь даже для того, чтобы просто взлетать, нужно как минимум быстро разогнаться. В первой четверти 20-го века самолеты летали на скорости выше 200 км/ч, практически каждый год ставились новые рекорды скорости и уже к 40-ым годам планка приблизилась к 1000 км/ч. Тогда же, в 40-ые годы, на смену турбовинтовым самолетам приходят новые реактивные истребители, способные разгоняться больше скорости звука, а впервые сверхзвуковая отметка была достигнута в 1947 году на экспериментальном Американском самолете Bell X-1.

Гражданская авиация, если не считать нескольких исключений, так и замерла в итоге на отметке скоростей в 800-1000 км/ч ввиду экономической целесообразности, а вот развитие скоростных характеристик военных самолетов могли остановить разве что законы физики, и военных слабо интересовали экономические показатели, им нужны были лучшие в мире самолеты, ведь в мире шла гонка вооружений двух сверхдержав. Скоростные показатели боевых машин росли очень быстро, и возможно уже бы давно превысили гиперзвук, но стоимость одного летного часа такого самолета стоила бы слишком больших средств даже для военных и именно поэтому в мире сейчас большинство самолетов летают примерно на одних и тех же скоростях, но даже среди большого ряда самолетов есть уникальные машины, о которых и будет обзор.

Ту-160

Ту-160 - стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Этот уникальный самолет начал разрабатываться еще в 70-ых годах. Тогда на вооружении уже стояли сверхзвуковые Ту-22, однако радиус действия не позволял выполнять все необходимые задачи, первоочердной из которых было ядерное сдерживание США. Нужен был более совершенный самолет, способный летать дальше и выше чем его предшественник, и при этом иметь боевые возможности не ниже Ту-95. Разработка самолета заняла практически 10 лет и в 1981 году Ту-160 впервые поднялся в воздух. Испытания и приемка самолета заняли еще 5 лет и в 1986 начался серийный выпуск Ту-160 на Казанском Авиастроительном Заводе. Всего было изготовлено 35 бомбардировщиков, из которых 16 сейчас находятся в строю и несут боевое дежурство.

Уже первые полеты показали, что Ту-160 уникальный самолет, способный прорвать ПВО любого противника, при этом до сих пор никто в мире не создал ничего подобного. Все основные боевые показатели, такие как практический потолок и боевая нагрузка так и остались недоступными для других машин этого класса. В 2010 году благодаря двум дозаправкам самолет преодолел расстояние в 18 тыс км и находился в воздухе 24 часа, что так является отличным показателем.

  • Максимальная Скорость, км/ч - 2200
  • Практический потолок, м - 21900
  • Практическая дальность, км - 13 800
  • Максимальная взлетная масса, кг - 275 000

Ту-22М3 - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Несмотря на превосходные характеристики Ту-160, из-за высокой стоимости и сложности производства не был основным бомбардировщиком в СССР. Самым массовым стал Ту-22М, который выпускался с 1969 года. Его конструкция получилась настолько удачной, что модификации, созданные на его базе, полностью отвечают даже современным требованиям. Модернизация Ту-22М2 в 1976 году практически полностью изменила облик этого сверхзвукового бомбардировщика, оставив нетронутыми только общий принцип конструкции. Уже спустя год в небо поднялся Ту-22М3, в серийный выпуск он пошел в 1978 году. При этом в своем окончательном виде самолет был принят на вооружение только 1989 году, так как многие производители различных компонентов Ту-22М3 не смогли вовремя разработать и поставить для него новейшее оборудование согласно требованиям. Выпускался самолет до 1993 года и всего было построено 268 таких летающих машин. На вооружении России в данный момент находиться 69 таких машин.

  • Максимальная Скорость, км/ч - 2300
  • Практический потолок, м - 13300
  • Практическая дальность, км - 6800
  • Максимальная взлетная масса, кг - 126 000

Ту-144 - единственный советский сверхзвуковой пассажирский лайнер. Несмотря на свои уникальные характеристики, этот пассажирский самолет имел недолгую жизнь, став очередной дорогой игрушкой в идеологической войне СССР и запада. Поводом для разработок стал совместный англо-французский проект "Конкорд". Советское руководство желало любыми силами первым запустить столь амбициозный проект. В итоге Ту-144 совершил свой первый полет на два месяца раньше "Конкорда", который состоялся 31 декабря 1968 года, однако сверхзвуковой барьер он преодолел лишь спустя 6 месяцев. Доработка всех систем Ту-144 велась вплоть до 1977 года и опять же запуск рейсов был совершен не по техническим, а по идеологическим причинам. Конкорд уже как год совершал рейсы, а Советский Союз никак не мог доработать свою программу. Полеты начались в ноябре 1977 года, и проходили достаточно успешно. Руководство страны уже выносило планы рейсов в самые далекие уголки нашей необъятной страны, а так же выход на международные перевозки. Однако спустя семь месяцев на самолетах Ту-144 были прекращены все коммерческие рейсы. Основанием для этого послужили две причины: высокая себестоимость перевозок и катастрофа с модернизированным Ту-144Д, который являлся улучшенной версией Т-144, должен был потреблять в полтора раза меньше топлива и стать основным сверхзвуковым самолетом СССР. Ту-144 производился до середины 80-ых годов, однако его так и не смогли доработать до приемлемых показателей и он не вышел обратно на пассажирские перевозки, ограничиваясь спецрейсами. Всего было выпущено 16 экземпляров, в настоящее время все они или утилизированы или находятся в музеях.

  • Максимальная Скорость, км/ч - 2500
  • Практическая дальность, км - 3080
  • Максимальная взлетная масса, кг - 195 000

Су-57

Су-57 - новейший российский истребитель пятого поколения, который пока еще не пошел в серию, но на данный момент уже выпущено 11 экземпляров. Проект разработки ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) был принят в 2002, однако финансирование начало поступать лишь через 3 года. В 2010 году Су-57 впервые поднялся в воздух. Серийный запуск и начало эксплуатации планируется на 2018 год.

В настоящий момент Су-57 является одним из лучших истребителей мира, а возможно даже и лучшим. Несмотря на то, что Российские вооруженные силы обладают одним из лучших наборов боевых самолетов, новый Су-57 превосходит их по всем параметрам, в том числе и по скоростным. Если ранее самым быстрым был Су-27, способный разгонятся до 2500 км/ч, то теперь самым быстрым истребителем станет Су-57. На данный момент до сих пор большая часть информации по проекту засекречена, но примерные характеристики известны уже сейчас.

class="eliadunit">

  • Максимальная Скорость, км/ч - 2600
  • Практический потолок, м - 20000
  • Практическая дальность, км - 4800
  • Максимальная взлетная масса, кг - 37 000

МиГ-31

Миг - 31 сверхзвуковой истребитель перехватчик дальнего радиуса действия. Основная его боевая задача - перехват крылатых ракет, а так же низколетящих спутников. Планер самолета разрабатывался на базе уже проверенного МиГ-25 и самым существенным отличием конструкции была двухместная кабина. Так же на Миг-31 устанавливалось самое новейшее по тем временам электронное оборудование и применялись самые современные материалы: доля титановых и алюминиевых сплавов составляла 50%.

В первый свой испытательный полет он поднялся в сентябре 1975 года, а в серийное производство пошел в 1979 году. Всего было построено 519 самолет МиГ-31. В настоящее время на вооружении Российских ВКС находятся 247 машин, так же 25 находятся в составе воздушных сил Казахстана. Часть из них будет модернизирована до версии МиГ-31БМ, остальная часть будет списана, так как не подлежит дальнейшей эксплуатации. В последнее время именно самолеты этой модели чаще всего попадают в аварии и больше других нуждаются в замене. Однако несмотря на свой возраст, именно МиГ-31 имеет до сих пор непревзойденные показатели, и является в своем роде "спецназом" в составе ПВО Российской Федерации.

  • Максимальная Скорость, км/ч - 3000
  • Практический потолок, м - 20800 (динамический - 30000)
  • Практическая дальность, км - 2400
  • Максимальная взлетная масса, кг - 46 750

Т-4

В советское время велось огромное количество самых необычных разработок. Прогресс в создании различной военной техники был настолько велик, а задачи для конструкторов ставились настолько сложные, что порой разрабатывались такие уникальные машины, что и сегодня повторить такое будет очень непросто. Одной из таких уникальных машин был бомбардировщик ракетоносец Т-4, получивший прозвище "сотка".

В 60-ые годы был проведен конкурс на создание сверхзвукового ракетоносца, "охотника" за авианосцами. КБ "Сухого" представило свой проект Т-4, который опередил проекты КБ Яковлева и Туполева. Одной из самых главных сложностей в реализации проекта было сильное лобовое сопротивление на высоких скоростях и выход был придуман необычный: при наборе скорости кабина закрывалась носовым обтекателем и самолет превращался своего рода ракету. У пилотов полностью отсутствовала какая-либо видимость и они двигались исключительно по приборам. С другой стороны на большой высоте и большой скорости и так ничего не видно. Первый и единственный самолет поднялся в воздух в 1972 году. Самолет провел 10 испытательных полетов, военный уже были готовы заказать партию из 250 самолетов, но в итоге проект был свернут закрыт. Причин для этого много, но главные из них это высокая стоимость и отсутствие производственных мощностей для массового производства. Но для своего времени самолет имел фантастические показатели, он мог с легкостью прорвать любую ПВО противника и нанести ракетный удар по цели. Но проекту не суждено было пойти в серию и единственный экземпляр Т-4 сейчас находится в музее.

  • Максимальная Скорость, км/ч - 3200
  • Практический потолок, м - 25000
  • Практическая дальность, км - 6000
  • Максимальная взлетная масса, кг - 135 000

МиГ-25

В конце 1961 году в СССР был запущен проект по созданию скоростного истребителя-перехватчика, способного перехватывать абсолютно любые цели, в том числе скоростные самолеты-разведчики США. При этом перехватчик должен был поражать и высотные цели на высоте 25 км. Несмотря на все сложности, на создание первой машины ушло 3 года и в 1964 году первый МиГ-25 поднялся в воздух. В эксплуатацию он был принят в 1970 году. В настоящее время состоит на вооружении воздушных сил Алжира и Сирии, а так же планируется модернизация для дальнейшей эксплуатации в Азербайджане.

Уже при создании самолета стало понятно, что его характеристики будет просто недосягаемыми для своего времени. Они летал выше и быстрее любого истребителя мира, а при правильном применении и вовсе был практически неуязвим. Очень показателен случай в 1997 году, когда МиГ-25 ВВС Индии пролетел над столицей Пакистана вызвав панику у населения. Поднявшиеся на перехват самолеты Пакистана просто не смогли его догнать, не то чтобы перехватить. Так же очень успешно самолет использовался и в ближневосточных конфликтах. Даже во время войны в персидском заливе 1990-91гг иракские летчики на равных противостояли на МиГах американцам, и это при их огромном численном превосходстве. Иракским летчикам приходилось ввязываться в бой с серьезно превосходящим по силам противником, особенно сильным был разрыв в системах РЭБ. Самый известный случай произошел 19 января 1991 года, когда МиГ-25ПД смог увернутся от группы из 8-ми F-15 и атаковать их самолет прикрытия РЭБ EF-111A. В итоге EF-111A развернулся на базу, после чего один из Ф15 был сбит наземными ПВО, оставшись без прикрытия. Большинство 25-ых Ирака было уничтожено на земле, а не в воздухе.

МиГ-25 имеет два рекорда для боевых самолетов. Первый это максимальная высота полета, которая была установлена на уровне 37 650 в 1977 году. А второй рекорд, это как раз не официальный рекорд скорости и как ни странно рекорд был зафиксирован в 1973 году Израильским радаром, который обнаружил движущийся со скоростью 3 маха (примерно 3400 км/ч) самолет. В то время это мог быть только советский МиГ-25, присланный для проведения разведки против Израиля в Сирию. Еще более удивительно выглядит этот факт в свете того, что максимальная скорость не должна была превышать 3000 км/ч и на скорости выше двигатели могли быстро выйти из строя. Рекорд для боевых самолетов этот не побит до сих пор, и быстрее нашего МиГа летают только самолеты-разведчики и ракеты.

  • Максимальная Скорость, км/ч - 3400
  • Практический потолок, м - 23 000 (динамический 37 650)
  • Практическая дальность, км - 1865
  • Максимальная взлетная масса, кг - 41 200

class="eliadunit">

1. Boeing X-43

X-43 - беспилотный экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат, построенный по программе NASA «Hyper-X» - разработка самолёта с прямоточным реактивным двигателем. Для разгона (вывода на требуемую скорость и высоту) использовался разгонный блок ракеты Пегас. Целью разработки самого быстрого самолета в мире является испытание новейшей технологии, которая представляет собой гиперзвуковую альтернативу современным турбореактивным двигателям. Как считают ученые, в будущем гиперзвуковые самолеты смогут достичь любой точки земного шара всего за три-четыре часа.
Самолет X-43A занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый быстрый самолет в мире.

Краткая характеристика самого быстрого самолета в мире:
- Длина самолета, м - 3,6
- Размах крыльев, м - 1,5
- Высота, м - 0,6
- Масса, кг - примерно 1270
- Работает на прямоточном воздушно-реактивном двигателе
- Максимальное число Маха – 10.6
- Максимальная скорость, км/ч – 11230

2. Orbital Sciences Corporation Х-34

Х-34 – самый быстрый самолёт в мире, способный развивать скорость до 12 144 км/ч. Однако в топе он на втором месте, так как на данный момент в ходе экспериментов была достигнута скорость менее 11230 км/ч. Ускорение самолёта производится с помощью прикреплённой к нему твёрдотопливной ракеты «Пегас» (Pegasus). Первые испытания самого быстрого самолёта в мире состоялись весной 2001 года. На создание и тестирование двигателя аппарата (Hyper-X) было потрачено 7 лет и 250 млн. долларов. Успешными стали испытания Х-34, проведённые лишь весной 2004 года, когда во время запуска в Тихом океане близ острова Святого Николая аппарат смог достичь скорости 11 000 км/ч.

Краткая характеристика:
- Длина самолета, м - 17,78
- Размах крыльев, м - 8,45
- Высота, м - 3,5
- Масса, кг - примерно 1270
- Силовая установка - ЖРД Fastrac
- Максимальная достигнутая высота, км - 75
- Максимальное число Маха – 11,5
- Максимальная скорость, км/ч – 12 144

3. North American X-15

X-15 - экспериментальный самолёт-ракетоплан США, оснащённый ракетными двигателями. Первый и на 40 лет единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолёт, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полёты. Основная задача Х-15 - изучение условий полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы. Общая концепция проекта была утверждена в 1954 г. В полёте достигнут неофициальный рекорд высоты, продержавшийся с 1963 до 2004. Максимальная скорость -7274 км/ч.

Краткая характеристика:
- Полный вес заправленного самолёта, кг - 15195
- Вес израсходованного топлива, кг - 6577
- Масса после посадки, кг - 6260
- Максимальная достигнутая высота, км - 107,96
- Дальность полёта, км - 543,4
- Продолжительность активного участка полёта: 85,8 сек
- Число Маха: 5,58
- Максимальная скорость, км/ч - 7274
- Носитель: бомбардировщик NB-52A

4. SR-71 («Blackbird»)

SR-71 - стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. На данный момент самый быстрый и самый высоколетящий серийный самолет в мире и остаётся уже на протяжении 25 лет.

Размеры самолета:
- Длина, м - 32.76
- Высота, м - 5.64
- Размах крыла, м - 16.95
- Площадь крыла, м² - 167.22
- Угол стреловидности - 60°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 77111
- Масса пустого, кг - 27216
- Силовая установка - 2 ТРД J-11D-20B тягой, кг - 14750

Летные данные
- Максимальное число Маха – 3.5
- Максимальная скорость, км/ч - 3715
- Крейсерская скорость, км/ч - 3187
- Практический потолок, м - 30480
- Перегоночная дальность полета, км - 4818

5. Миг-25 («Летучая мышь»)

Самый быстрый в мире реактивный военный самолет. На нём было установлено 29 мировых рекордов. Существует две основных разновидности этого самолёта: разведчик и перехватчик.

Размеры самолета
- Длина, м - 23,82
- Высота, м - 5.64
- Размах крыла, м - 13,95(14,015 м - перехватчик)
- Площадь крыла, м² - 61,4
- Угол стреловидности - 41° 02′(42° 30′-перехватчик)

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 41200
- Масса пустого, кг - 18800
- Силовая установка- 2 × ТРДФ Р15БД-300, кг - 14750

Летные данные
- Максимальное число Маха – 3,2
- Максимальная скорость, км/ч - 3 395
- Крейсерская скорость, км/ч - 3000
- Практический потолок, м - 23000
- Перегоночная дальность полета, км – 2400(максимальная для МиГ-25РБ)

6. МиГ-31

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

Размеры самолета
- Длина, м - 21,62
- Высота, м - 6,5
- Размах крыла, м - 13,45
- Площадь крыла, м² - 61,6
- Угол стреловидности - 41°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 46 750
- Масса пустого, кг - 21 820
- Силовая установка - ТРДДФ Д-30Ф6

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2.8
- Максимальная скорость, км/ч - 3000
- Крейсерская скорость, км/ч - 2500
- Практический потолок, м - 20 600
- Перегоночная дальность полета, км – 3000

7. Макдоннел-Дуглас F-15 («Игл»)

Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» - американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году. Существует 22 модификации этого самолёта. Истребители F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии.

Размеры самолета
- Длина, м - 19,44
- Высота, м - 5,63
- Размах крыла, м - 13
- Площадь крыла, м² - 56,6
- Угол стреловидности - 45°

Масса самолета

- Масса пустого, кг - 12700
- Силовая установка - ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-100

Летные данные

- Максимальная скорость, км/ч - 2650
- Крейсерская скорость, км/ч - 917

- Перегоночная дальность полета, км – 5750

8. Дженерал Дайнемикс F-111 («Aardvark» или «Pig»)

Дженерал Дайнэмикс F-111 - двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолёт тактической поддержки, с крылом изменяемой стреловидности. 27 июля 1996 года были выведены из боевого состава ВВС США

Размеры самолета
- Длина, м - 22,4
- Высота, м - 5,22
- Размах крыла, м - 9,47(19,2 в развернутом положении)
- Площадь крыла, м² - 48,77(61,07 в развернутом положении)
- Угол стреловидности - 16° при развернутом крыле

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 30845
- Масса пустого, кг - 12700
- Силовая установка - 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100,2416 кг

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,5
- Максимальная скорость, км/ч - 2645
- Крейсерская скорость, км/ч - 940
- Практический потолок, м - 17985
- Перегоночная дальность полета, км – 5190

9. Су-24

Су-24 - советский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Размеры самолета
- Длина, м - 24,594
- Высота, м - 6,192
- Размах крыла, м - 10,366(17,638 в развернутом положении)
- Площадь крыла, м² - 51(55,16 в развернутом положении)
- Угол стреловидности - 16°- 69°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 39 700
- Масса пустого, кг - 22 300
- Силовая установка - 2 ТРДДФ АЛ-21Ф-З,2416 кг

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,4
- Максимальная скорость, км/ч - 2540
- Крейсерская скорость, км/ч - 1400
- Практический потолок, м - 11 500
- Перегоночная дальность полета, км – 2850

10. ТУ-144 («Charger»)

ТУ-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Самый быстрый сверхзвуковой авиалайнер, созданный для коммерческих целей.

Размеры самолета
- Длина, м - 65,7
- Высота, м - 12,5
- Размах крыла, м - 28,8
- Площадь крыла, м² - 507
- Угол стреловидности - 57°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 207 000
- Масса пустого, кг – 98000
- Силовая установка - 4 ДТРДФ НК-144А

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,36
- Максимальная скорость, км/ч - 2500
- Крейсерская скорость, км/ч - 2200
- Практический потолок, м - 20000
- Перегоночная дальность полета, км – 4300

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»