Государство и политические партии. Что такое государство

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Критерии Демократическая политическая система Авторитарная политическая система Тоталитарная политическая система
1. Место и роль государства Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. Роль государства заключается в защите прав и свобод человека. Также стоит отметить, что строго ограничены законом Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества. Государство обладает практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество. Происходит полное огосударствление не только политической сферы, но и социальных и экономических отношений и др.
2. Политический режим Демократический Авторитарный Тоталитарный
3. Принцип разделения властей Различные ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом, государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером
4. Законодательство Развитая система демократических законов. Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению.
5. Политические партии Политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции. При авторитарном режиме может существовать многопартийная система Разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Правящая партия господствует в политической сфере. Данная партия обычно сращивается с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство».
6. Права и свободы Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере (все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью). Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство
7. Значение выборов Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти. Отсутствие принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. Используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией.
8. Уровень политической культуры Высокая степень развития политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством, государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство); политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура; политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется «сверху вниз» на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.

II. Контрольные вопросы

1. Политическая власть является определяющим элементом политической системы, и выполняет следующие функции:

1) Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе.

2) Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями.

3) Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности.

4) Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач.

5) Функция политической социализации - это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания.

6) Охранительная функция - защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

2. В политологической литературе отражены различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

Авторы типологии Критерий типологизации Выделяемые типы политических систем
К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин По типу общественно-экономической формации Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая
Р. Даль По степени демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий Демократическая, авторитарная, тоталитарная
Г. Алмонд По типу политической культуры Англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная, индустриальная тоталитарного типа
В.Е. Чиркин По способам управления обществом Административно-командная, соревновательная, социопримирительная
В.В. Радаев, О.Н. Шкартан По месту и роли государства в жизни общества Этакратическая, демократическая.

3. Причины стабильности или нестабильности политической системы:

1) Стабильность обеспечивается, благодаря согласованности, последовательности, поэтапности изменений, реалистической политической программой, способная соединять цели со средствами; что требует высокого уровня институционализации политического общества. Также не стоит забывать про экономическую стабильность, рост благосостояния, эффективность управления.

2) Политическая нестабильность возникает в следствии: неудачной внешнеэкономической политики государства (разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта); несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27

Государство представляет собой многоуровневую суверенную систему. Она существует и функционирует независимо от внешних политических влияний на определенной территории. Ее основу составляют различные институты: экономические, социальные, правовые.

В каждой стране существуют различные группы, социальные классы, желающие видеть своих представителей во власти. На основании этого стремления формируются политические партии. В отличие от государства, они не обладают всей полнотой власти в стране. Тем не менее оказывают определенное влияние на состояние общества.

Общие сведения

Государство, в отличие от политической партии, может иметь разную форму. Наиболее устойчивыми считаются монархическая и республиканская. В первом случае всей полнотой власти обладает единственный правитель. В республиках политическую волю выражают граждане.

Участие в делах страны может осуществляться в двух формах: непосредственно или через представителей, выбираемых в ходе голосования. Это могут быть отдельные субъекты или их объединения - политические партии. В отличие от государства, они не наделены всей полнотой власти в стране. Они реализуют только отдельные полномочия при определенных условиях.

Основные особенности институтов

В историческом смысле государство, в отличие от политической партии, является социальной организацией, наделенной конечной властью над гражданами, живущими в пределах страны. Ключевая цель этого института состоит в решении общих проблем населения, обеспечении благосостояния при сохранении порядка.

Ключевым отличием аппарата государства от аппарата политической партии следует считать наличие разветвленной системы организаций и учреждений, олицетворяющих 3 ветви власти: судебную, законодательную, исполнительную. В ней присутствует определенный класс чиновников. Их деятельность обеспечивает функционирование и развитие государства.

В структуре партии выделяют:

  • Штаб с лидером.
  • Устойчивый бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководства.
  • Активную часть партии. Ее формируют члены, участвующие в жизни объединения, не примыкая к бюрократическому аппарату.
  • Пассивную часть партии. Она формируется членами, в незначительной степени участвующими в деятельности объединения. В их число, к примеру, входят меценаты.

Признаки государства и политической партии

Общим можно назвать то, что действуют эти институты в пределах одной страны.

Государство обладает определенными инструментами принуждения. Оно подчиняет себе все население, проживающее в пределах страны. В отличие от государства, политическая партия не выступает от имени всего общества и не распространяет на него свою власть. Распоряжения ее руководства обязательны только для членов ее бюрократического аппарата.

Особенно ярко проявляются различия в функциях государства и политических партий. Структуры госвласти реализуют свои полномочия для поддержания баланса интересов всех слоев общества. Политическая партия, в отличие от государства, имеет узконаправленную программу действий. В ней интересы определенных слоев населения имеют приоритет над другими. Государство, в отличие от политической партии, разрабатывает законы и правила поведения. Они обязательны для всех граждан и объединений, в том числе и политических.

Функции

Государство, в отличие от политической партии, является ядром системы власти. Оно осуществляет управление жизнедеятельностью населения, регламентирует отношения между разными слоями и классами, обеспечивает стабильность и безопасность общества.

Государство, в отличие от политической партии, имеет очень разветвленную структуру. Она формируется из законодательных, исполнительно-распорядительных, судебных органов, вооруженных сил, структур общественной безопасности и пр. Их наличие позволяет государству реализовывать не только функции управления, но и принуждения в отношении отдельных индивидов или их объединений.

Политическая партия отличается от государства тем, что она в концентрированной форме выражает интересы, идеалы, цели социальной группы. Ее формируют наиболее активные индивиды. Ключевой же задачей объединения является борьба за власть.

Взаимоотношения политических партий и государства строятся на основании закона. Эти объединения выступают в качестве своего рода посредников, обеспечивающих связь социальных групп друг с другом и с госвластью.

Возникновение государства

На определенном этапе общественного развития возникает необходимость в формировании устойчивого института управления. В разных странах этот момент возник в разное время, и они по-разному прошли стадию формирования государственности.

В настоящее время распространенными считаются 2 концепции. На основании первой, государство формируется в процессе естественного развития общества. Население приходит к пониманию необходимости создания центрального института власти. В результате граждане заключают договор со своими правителями.

Вторая концепция основывается на идеях Платона. В соответствии с ней, государство образуется в процессе завоевания одними людьми других. При этом покорители могут не превосходить завоеванных по численности, однако должны быть хорошо организованы и обучены.

Безусловно, в истории развития человеческой цивилизации формирование государств шло как по первому, так и по второму пути. Изначально оно выступало в качестве единственной политической организации в обществе. Однако во многих странах в связи с развитием политической системы начали образовываться и другие институты.

Понятие государства

В широком смысле этот термин отождествляют с обществом, живущим в пределах конкретной страны. К примеру, говорят: "Государства-члены ООН", "государство Россия" и пр. Здесь речь о целых странах вместе с их народами. Широкое понятие государства было распространено в Средневековье и в античное время.

В узком смысле оно рассматривается как один из политических институтов, наделенный верховной властью. Такой подход к пониманию термина "государство" стал формироваться во время возникновения общественных институтов. С развитием социально-экономической структуры возникает необходимость отделения государственных учреждений от прочих элементов политической системы.

Отличительные черты государства

Этот институт можно рассматривать с различных точек зрения. В функциональном плане государство - основной политический институт. Оно осуществляет управление обществом, обеспечивает в нем порядок и стабильность.

Вместе с тем государство вступает в отношения с остальными субъектами: гражданами и их объединениями. В этом смысле его рассматривают как комплекс институтов, отвечающих за организацию общественной жизни и финансируемых на средства населения.

Одним из ключевых признаков государства считается суверенитет. Он предполагает независимость власти от внешних факторов.

Государство при осуществлении своей деятельности аккумулирует духовные, социальные, властные и прочие ресурсы. Их использование позволяет представлять интересы и удовлетворять нужды всего народа, а не отдельных индивидов или их групп.

При взаимодействии государства и политических партий, других общественных объединений, предприятий, учреждений, отдельных граждан должно обеспечиваться исполнение законодательства. Для этого власть обладает монополией на легитимное насилие. Государство использует закрепленные в нормативных актах инструменты принуждения для наказания нарушителей предписаний.

Финансирование органов власти осуществляется за счет налогов. Государство обладает монополией на их установление и сбор. Собранные с населения средства направляются на решение разнообразных управленческих задач.

Еще одним ключевым признаком государства является публичность власти. Оно обеспечивает защиту общественных, а не частных интересов. Как правило, в рамках реализации государственной политики личные отношения между властью и гражданином отсутствуют.

Одним из важнейших признаков государства является обязательное членство в нем. Если в политическую партию субъект вступает по желанию, то человек, родившийся на территории страны, по общему правилу, автоматически становится ее гражданином. Выйти из гражданства, как и из состава политической партии, субъект может в любой момент по желанию. В случае нарушения предписаний закона лицо может быть лишено гражданства в принудительном порядке.

Признаки политической партии

На практике выделяют 4 критерия:

  • Долговременность существования. Политическая партия образуется с расчетом на продолжительный срок деятельности.
  • Наличие устойчивых организаций, поддерживающих связь с руководством страны.
  • Нацеленность лидеров на борьбу за власть.
  • Поиск поддержки от граждан с помощью выборов или посредством иных инструментов.

Первый признак позволяет отличить партии от других объединений (фракций, движений и пр.), исчезающих вместе с основателями. Второй критерий предполагает полномасштабность организации: ее деятельность осуществляется на региональном и местном уровнях. Этот признак позволяет отграничить партию от обычной парламентской группы, существующей исключительно на национальном уровне.

Стремление бороться за власть отделяет политические объединения от профсоюзов и других общественных организаций. Цель партии - получение власти или участие в ее реализации. Как правило, политические объединения выдвигают и стараются претворить в жизнь глобальные концепции по переустройству общественной системы.

Стремление заручиться поддержкой народа отличает партию от группы давления. Последняя не участвует в избирательных кампаниях. Группы давления оказывают воздействие (обычно скрытое) на правительство, мнение населения и на политические партии.

Разновидности партий

На основании приведенных выше критериев можно классифицировать политические объединения на следующие типы:

  • Классовые. Такие партии представляют интересы определенных социальных групп. Они отличаются друг от друга по месту в системе производственных отношений.
  • Национальные, религиозные. Такие партии продвигают на государственном уровне специфические интересы определенной конфессии или этнической группы. Как правило, задачей является обеспечение их приоритета в госвласти.
  • Проблемные. Такие политические партии создаются для решения конкретных социальных вопросов. Как правило, это острые, актуальные проблемы, требующие незамедлительной реакции.
  • Государственно-патриотические. Деятельность таких объединений направлена на мобилизацию всего населения на обеспечение стабильности и целостности страны. Партии такого типа возникают, как правило, в исторически переломные моменты, когда появляется реальная или надуманная опасность для государства и общества. Постепенно они распадаются или трансформируются.

Некоторые партии формируются вокруг какого-либо популярного политического деятеля. Эти объединения выступают в качестве своего рода группы поддержки.

Существуют также так называемые гротескные партии. Смысл своей деятельности они видят в демонстрации специфичности определенных пристрастий группы лиц. К примеру, "партия любителей арбузов". На власть, как правило, они не претендуют, однако свои интересы отстаивают достаточно стойко. Их состав небольшой, но очень сплоченный.

Основа политической партии

Отличительной чертой объединения является наличие идейных принципов, которые привлекают сторонников. В программах фиксируются конкретные установки деятельности. Они могут выражаться открыто или существовать исключительно для посвященных.

Социальная основа партии является одним из признаков ее сущности. Объединения могут привлекать членов косвенно или прямо, посредством идеологических манипуляций. Ключевым критерием сущности партии является характер сил, взгляды которых она отстаивает.

Баланс интересов

Государство и политические партии - не просто общественные институты, действующие в определенной стране. Они выступают в качестве неотъемлемых элементов демократического общества. При этом особое внимание акцентируется на том, что государство - это центральное звено, устанавливающее правила для всех существующих в стране политических сил. Оно рассматривается как фактор, интегрирующий все элементы системы в одно целое.

Между тем некоторые ученые полагают, что такая конструкция несовершенная и требует пересмотра. По их мнению, концепция политической системы была удобна в советское время, поскольку тогда все силы вращались вокруг одного центра.

В демократическом обществе формируется особая система, предполагающая баланс, равновесие и взаимодействие политических сил. В настоящее время необходимо учитывать не только значение государства, но и интегрирующую роль самого населения, его влияние на власть.

Политические партии - это ключевые институты гражданского общества. Однако государство, в отличие от них, выражает интересы всех граждан в целом, являясь официальным представителем народа. Соответственно, оно наделяется исключительными инструментами - "рычагами власти". Именно за их обладание и борются партии. Они стремятся обеспечить реализацию собственных программ за счет механизма госвласти.

Некоторые партии уже добились определенного доступа к политическим рычагам. Они именуются правящими. Полученную власть они реализуют посредством расстановки своих членов на ключевые государственные посты.

Заключение

В политической системе в качестве ключевого инструмента влияния на разные аспекты общественной жизни выступает власть. Для завладения им люди объединяются в партии. Эти организации осуществляют свою деятельность на основе определенных идеологических принципов и являются мощным фактором, способствующим повышению уровня организованности и рационализации политической жизни в стране.

Государство, безусловно, заинтересовано в обеспечении социальной стабильности. Для достижения поставленных общественно значимых задач целесообразно объединить усилия с политическими партиями. Они, в свою очередь, должны больше и чаще взаимодействовать с гражданами, участвовать и поддерживать начинания местных структур власти, присутствовать в движениях на региональном уровне. Интересы самих партий не должны быть выше благосостояния населения. Только в этом случае возможна максимально эффективная деятельность всей политической системы в целом.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Политическая партия — это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.


Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство — это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты. Так, с 1927 года в СССР действовал принцип номенклатуры: на все важнейшие государственные посты назначались лица, которых выбирал и назначал (давал согласие на назначение) Центральный Комитет Коммунистической партии. Соответственно на посты в областных, районных структурах руководителей назначали обкомы, райкомы партии.

В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадает под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, - словом, с помощью нормальной парламентской процедуры.

В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.

Отношения государства и политических, национальных, культурных движений многоплановы. Там, например, где осуществляется департизация и деидеологизация государственных органов, цели и задачи политических движений воспринимаются аппаратом государства не организационно, не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия. Но в некоторых государственно организованных обществах членство в той или иной партии, участие в том или ином политическом движении отнюдь не служит препятствием для государственной службы, а иногда наоборот, служит основанием для зачисления на службу.

Структура политической системы

Политическая система имеет свою структуру, которую можно выразить в виде следующих подсистем (элементов):

- институциональная подсистема , состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов, и неполитических организаций, СМИ (относительно этой подсистемы некоторые исследователи используют понятие "политическая организация общества");

- коммуникативная подсистема - система, является совокупностью отношений и принципом взаимодействия, которые складываются как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;

- нормативная подсистема , которая выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);

- культурно-идеологическая подсистема , включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура осуществляет большое влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - предоставляет своеобразия политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;

- функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и иные средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого выражались минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением различных структур (институтов) по функциональному признаку. Институты организации, входящие в эту подсистему, условно делятся на следующие группы.

1. Собственно политические:

  • государство - фундаментальный элемент политической системы;
  • политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер, причем сюда включаются оппозиционные партии и организации.

Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические задачи и осуществления власти является непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявление интересов различных групп общества и превращения их в конкретные программы действий.

2. Н е собственно политические : профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения, СМИ и т.д. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании, несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы.

3. Неполитические организации выражены сообществами разного любительского типа (культурные, спортивные и т.д.). Незначительного политического оттенка в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других политических организаций, так и через свою способность оказывать давление на власть.

Правовое государство: основные принципы и условия формирования

Концепция правового государства возникла, чтобы с точки зрения теории поставить пре-делы самовластию, всевластию абсолютистского государства.

Черты правового государства.

1. Главным принципом функционирования правового государства является обеспечение прав граждан, прав участников общественных отношений. Именно поэтому современное социальное государство и называется правовым. Правовое государство является таковым не потому, что в нем на первом месте находятся закон и правопорядок - в этом случае мы имеем законное государ-ство, государство законности. Следование во всем закону еще не дает возможности поставить государство под контроль общества, т. к. законы также исходят от государства. Правовое государство существует для обеспечения прав субъектов.

2. Правовое государство - это то государство, где господствуют право и закон во всех сфе-рах общественной жизни. Идея состоит в том, что государство, устанавливая законы, не вправе само же их нарушать. Правовым законом связано и само государство, и его органы.

3. Правовое государство базируется на идее правового закона. Не всякий закон априорно является правовым. Законом является официальный документ компетентных органов, изданный с соблюдением особой процедуры в целях установления определенных правил поведения. Следовательно, для того, чтобы акт являлся законом, достаточно формальных признаков (издание его со-ответствующим органом, по определенной процедуре и т. д.), содержание законодательных предписаний не является существенным признаком закона.

Для правового закона содержательные ха-рактеристики приобретают приоритетное значение. Правовым законом является лишь тот, кото-рый соответствует принципам права, реально выражает и защищает права и свободы человека, выражает саму идею права. В государстве создаются особые институты, определяющие правовой характер нормативных предписаний, например, Конституционный Суд, который следит за конституционностью всех решений государственных органов.

Правовой закон характеризуется следую-щими признаками:

Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющий всеобщий характер справедливости; его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;

Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);

Правовой закон - это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необ-ходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законо-датель не создает содержания права; он только формулирует его в нормах, отражая объек-тивные потребности развития общества;

Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

4. Для правового государства характерна взаимная ответственность граждан и государства. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона государство должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. Правовое государство несет политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.

5. Для правового государства характерно разделение властей, необходима система контроля за соблюдением и исполнением законов.

6. Необходимыми характеристиками правового государства являются легальность и легитимность государственной власти.

Сама по себе концепция правового государства - идеальная конструкция, которая показы-вает, каким должно быть государство. Это идея, к осуществления которой надо стремиться, к ко-торой можно максимально приблизиться, но которая, также, как и демократия, как и любой идеал общественного развития, не воплощается в жизнь полностью, оставаясь моделью совершенного устройства общества.

Чтобы воплотить в жизнь идею правового государства, необходимы определенные усло-вия, важнейшее из которых - наличие гражданского общества.

Помимо наличия гражданского общества, предпосылками формирования правового государства являются:

Демократия как политический режим, в рамках которого возможно функционирование та-кого государства;

А также предпосылки субъективного, идеологического характера: высокий уровень право-сознания и правовой культуры в обществе.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Признаки гражданского общества:

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

Развитая демократия;

Правовая защищённость граждан;

Определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения;

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

Самоуправление;

Конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

Свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

Сильная социальная политика государства;

Многоукладная экономика;

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Функции гражданского общества

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций :

На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут поразному взаимодействовать с государственным аппаратом.

Термин «партия» в переводе с латинского означает часть, группа Он получил распространение еще в Древнем мире.

Однако собственно политические партии появляются в процессе становлении парламентаризма (XVIII-XIX вв.).

Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы связанная идеологической общностью и борющаяся за политичес­кую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на поли­тическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоре­чиями между классами и социальными слоями, борьбой за преиму­щества в осуществлении именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе общест­ва. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крес­тьянских объединений и других общественных организаций), кото­рые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентиру­ются прежде всего на защиту социально-экономических и иных ин­тересов их членов, главным призванием политических партий явля­ется нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выра­зителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и ор­ганизационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использо­вать государственную власть для реализации своих основных инте­ресов.

Функции политических партий:

1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

2) активизация и интеграция определенной части людей;

3) борьба за политическую власть и за ее использование, опреде­ление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меня­ющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

4) подготовка и проведение избирательных кампаний по форми­рованию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятель­ностью;

5) разработка партийной идеологии, создание и реализация по­литической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6) политическое воспитание общества в целом или его части;

7) подготовка и выдвижение кадров для партии, государственно­го аппарата и различных общественных организаций, формирова­ние правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естест­венно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифи­цировать по следующим критериям:

1)по социальной направленности своей программы и деятель­ности политические партии подразделяютсяна социал-демократи­ческие, либерально-демократические, коммунистические, классо­вые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, госу­дарственно-патриотические и т.п.;

2) по идейным основаниям их деятельности - на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), праг­матические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения своей программы - на революцион­ные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общест­венной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий - на консервативно-ре­акционные, умеренные, радикально-экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной влас­ти и отношению к официальной политике - на правящие и оппози­ционные (последние в свою очередь могут разделяться на легаль­ные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре - на левые, центристские и правые.

Еще по теме 5. Государство и политические партии:

  1. итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (наименование политической партии/ регионального отделения политической партии, наименование субъекта Российской Федерации)
  2. § 4. Политические партии как связующее звено между гражданским обществом и государством и их роль в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина

политическая партия - это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является получение и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках конституции и действующего законодательства. Это главная квалификационная признак политической партии, выражает самую S сущность и отличает от всех других видов общественных объединений неполитического характера (разного рода союзов, ассоциаций, клубов, фондов и т.д.) .

Во-вторых, политическая партия - это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, находят свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства и добровольности объединения в организационной структуре.

В-третьих, политическая партия - это объединение, действующее на постоянной основе и имеет формализованную организационную структуру. Она определяется законодательством большинства стран и отличает политические партии от политических движений, временных и узких по своему составу объединений, которые также могут участвовать в политической жизни.

Рассмотренные признаки политической партии, находят свое закрепление в законодательстве разных стран, позволяют сформулировать ее общее политологическое определение: политическая партия - это политическое объединение, созданное с целью получения и осуществления государственной власти, которое выражает интересы определенных социальных групп или сил, действует на постоянной основе и имеет соответствующую политическую программу.

Признаки общественно-политических организаций: наличие определенных целей, нет единой программы, нет членства, отсутствует статус, количество участников является изменчивой, нет единой структуры

1) Політичні партії.

В зависимости от стиля общения между партийными лидерами и рядовыми членами партии делятся на авторитарные и демократические.

Бывают партии интегративные, представительские.

К идеологическим относятся партии, стремящихся организовать жизнь в соответствии со своими идеями.

К прагматическим относятся партии, ориентированные на достижение конкретных политических идей.

Массовые партии имеют многочисленных последователей и пользуются реальным влиянием в политической системе.

Кадровые партии немногочисленны, но состоят из деятелей, користуться авторитетом в политике.

по месту в политической системе партии можно разделить на правящие и оппозиционные. Есть партии парламентские и внепарламентские, легальные и нелегальные.

По характеру политических действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии.

По месту в политическом спектре различают левые, центристские и правые партии.

3) Структура і завдання політичних партій.

Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставя своей целью реализацию этих интересов путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Функции партии:

1.Функция социального представительства, характеризует связь партии с конкретной социальной группой или обществом в целом.

2 . Функция социальной интеграции - достижение согласия с существующим строем, примирение интересов конфликтующих социальных групп.

3 . Функция социализации - включение личности в мир политики, влияние на формирование ее ценностных ориентаций.

4 . Функция борьбы за власть - смысл существования многих политических партий сводится к тому, чтобы победить на выборах и сформировать правительство.

5 . Функция политического рекрутирования - подбор, подготовка и выдвижение кадров как для самой партии, так и для другой политической системы.

Структура партии:

1 . выше лидер и штаб, выполняющий руководящую роль

2 . стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководителя партии

3 . активные члены партии, не относящихся к бюрократии

пассивные члене партии, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности.

К указанным группам также следует добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов.

5)Ліві, центричні, та праві політичні партії.

Для характеристики идейно - политического спектра партий используется другая система координат, обозначается терминами: " левые" , "правые" , " центристы " . Принадлежность партии к тому или иному флангу определяется ее отношением к объему государственного вмешательства в экономические процессы, к рынку и социальных программ. К правым относят партии, которые ориентированы на достижение экономической эффективности путем стимулирования " свободной игры " субъектов рынка при минимальном вмешательстве государства в экономику, на более экономичную государство, что может быть достигнуто методом упорядочения социальных выплат и помощи, ограничением количества получателей социальной помощи (только наиболее слабые и обездоленные группы населения). Для правых партий также характерно подозрительное отношение к любым альтернативных форм коллективного управления.

Левые партии, напротив, делают акцент на " социальной " эффективности, путь достижения которой они видят в ограничении стихийных проявлений рынка, в активном государственном регулировании экономических процессов, в уменьшении социального неравенства через расширение социальных программ. В сфере власти левые придерживаются моделей коллективного самоуправления на производстве и демократии участия. К левому флангу традиционно относят партии социал -демократические и умеренных коммунистов. К центру принадлежат партии, чьи преимущества по отношению к рынку и государственного регулирования четко не определены или носят компромиссный характер. В странах Запада этот спектр политического пространства чаще всего занимают либералы.

Наряду с подобным разделением в политологии существует представление о крайне левый и крайне правый фланги, к которым относят партии, которые имеют особые радикальные программы. Западноевропейская традиция относит к крайне левого фланга радикалов, коммунистов и анархистов. Во крайне правыми, как правило, понимают националистов и религиозных фундаменталистов.

7) Суспільно політичні організації та їх цілі.

Общественные организации возникают тогда, когда несколько человек объединяются и между ними устанавливаются определенные связи. Следует отметить, что такие организации граждан формируются прежде всего как инструмент реализации потребностей и интересов этих граждан. Итак, естественная потребность людей в объединениях является следствием общности их социальных статусов (состояний)

Общественные организации являются весомыми факторами общественных преобразований, упорядочивают общественную жизнь. Застой в их деятельности сказывается на функционировании всего общества, снижает эффективность его функционирования.

Организация как форма общественных связей представляет собой определенную систему отношений, институтов, средств общественного контроля, объединяет индивидов, группы, коллективы благодаря существованию системы целей, способствует укреплению, развитию и выявлению потребностей и интересов своих членов.

Поскольку общественно - политические движения, в отличие от партий, трудно классифицировать в соответствии с политической идеологии (консерватизма, либерализма, социал -демократии, марксизма- ленинизма и др.). , Например, Э. Гидденс предложил следующую типологию:

трансформативного движения, направленные на радикальные изменения в обществе;

реформаторские движения, связанные с модификацией нынешних порядков;

движения спасений, например религиозные, которые стремятся спасения человека от греха и т.д. . ;

альтернативные движения, которые сосредоточиваются на устранении отрицательных черт, привычек, например движение за здоровый образ жизни, против наркомании.

Общественно - политические движения играют большую роль в формировании партийно - политических структур общества, а в посттоталитарных обществах они вообще их заменяют в определенные периоды развития. Хотя это не означает, что в условиях развитых партийно - политических структур движения не имеют права на жизнь

9) Суцільно політичні рухи

Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Социальная база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп.

Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).

Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-политических движений:

– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.

11) Значення суспільно політичних рухів для політики

Общественное движение (также социальное движение) - общественная активность или коллективное поведение (организованные и целеустремленные, иногда также спонтанные - действия, поступки) больших масс людей - слоев общества, классов, групп, которые руководствуются какими-то конкретными идеями, целями, мотивами и имеют внешнюю общую цель, цель. Совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе. Различаются собственно общественные, общественные, религиозные, политические, этнические (национально - освободительные) и др. . движения.

Различают общественные движения, которые нацелены на изменение поведения каждого в индивида, и те, которые имеют целью изменение всего общества.

Общественные движения значительно лучше организованными, чем другие формы массового поведения. Как правило, они состоят из небольшой группы руководства и большей группы активных членов. Кроме того существует довольно значительное количество сторонников общественного движения, которая придает ему моральную и материальную поддержку, участвует в массовых акциях. Общественные движения, которые имеют успех, могут превратиться в организации (например, экологическое движение " зеленых " во многих странах - Германия, Нидерланды, Дания - на сегодня уже конституировались как политическая партия, вошел в законодательные, исполнительные и местные органы власти)

Все общественные движения производят свою тактику, то есть специфические методы деятельности, которые должны привести к достижению поставленной цели. Различные общественные движения применяют различную тактику. Революционные движения часто прибегают к насилию. Такая тактика популярна там, где заблокированы другие способы влияния на политические структуры. В политически структурированном обществе хорошо организованы общественные движения реже прибегают к массовым акциям (демонстрации, забастовки, пикеты, голодовки) , а чаще осуществляют организованное давление на политические структуры (лоббизм, выборы) .

13) Роль політичної свідомості в політиці.

Под политическим сознанием имеются в виду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Те или иные компоненты сознания приобретают политическое значение, когда от хода дел в регулируемой ими сфере социальных отношений в решающей степени зависит реализация социальных, национальных интересов, целей, стоящих перед государством. Но только и политическом сознании осуществляется целостное воспроизведение политической жизни, отдельные же фрагменты ее могут отражаться другими формами общественного сознания.

Политическое сознание многомерно и важнейшие наиболее значимые компоненты его структуры определяются теми

функциями, которые оно выполняет в политике. Среди них выделяются следующие: 1) объективное отражение политической реальности, которое осуществляется с помощью таких структурных компонентов политического сознания, как политическая наука и политическая теория; 2) ориентация деятельности субъекта в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология; 3) эмоциональное реагирование в разнообразных проявлениях политической психологии, ведь именно психологические импульсы побуждают людей к действию.

Интегральным выражением политического сознания, возникающим в ходе взаимодействия его трех важнейших сторон, служит феномен политической воли, которая как осознанная готовность к политическому действию служит выражением активно действующего политического сознания и формируется через убеждение. Отражая назревшие политические задачи, воля переводит мотивы политического сознания в конкретные политические действия, служит импульсом их развертывания

15) Політична культура. Її зв’язки з духовною культурою суспільства.

Политическая культура - важнейший Элементы политической системы общества. Уровень ее развития говорит о качестве самой системы.

Политическая культура -обусловленная целостными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике совокупность норм, правил поведения, стиля ее деятельности как участника политического процесса.

Политическая культура показывает, наскульк отдельной индивид и социальные сообщества усвоили общезначимые образцы политической деятельности и политического мышления, восприняли опыт и традиции властвования.

Из сущности политической культуре вытекают ее функции:

Познавательная - формирование у граждан необходимых общественно - политических знаний, взглядов, убеждений;

Интегративная - достижение на базе общепринятых политико - культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы;

Коммуникационная - устанавливает связь между участниками политического процесса в соответствии с иерархией политической системы, а также передает элементы политической культуры от поколения к поколению;

Нормативно - регулятивная - формирует и закрепляет в общественном сознании политические ценности, установки, цели мотивы и нормы поведения;

Воспитательная - дает возможность сформировать политические взгляды гражданина.

Эти функции политической культуры показывают, что в отношении к политической системе общества культура имеет общей характер.

17) Критерії розвиненої політичної культурі. Політична субкультура.

Терпимость к различным политическим мнениям и убиждениям

Плюрализм – это наличие в политической системе той или иной страны политической паритии и движений с различными идеологиями.

Адекватность. Наличие ценностей рационалной адекватной и достоверной картины политики у большенсва общества.

В обществе наряду с политической культурой существует и политическая субкультура.

Это следствие социальной разновидности общества. Каждая субкультура включает в себя то общее, что характеризует господствующую с обществе политическую культуру, и то специфическое, что отмечает эту субкультуру. Иии особенности обусловлены различием в положении общественных групп в экономической, социальной структуре общества, различиями по этническому, религиозному, образовательной, половозрастной и другим признакам.

Так, некоторые особенности присущи политической субкультуре женщин или, например, политической субкультуре молодежи.

19) Політична ідеологія та її значення.

идеология какой-либо социальной группы, партии, элиты, даже государственная идеология тоталитарного режима - это система идеологических форм общественного сознания, выступают и как относительно самостоятельные формы духовной жизни, и как синтетическая форма на базе их взаимодействия. То есть, идеология претендует на системное отражение сущностных сторон социальной действительности как общая форма классовой или группового сознания и самосознания.

Специальный анализ идеологии как системы идеологических форм общественного сознания (форма здесь выступает как тип содержания) и как движущей силы общественного развития является средством упорядочения представлений об идеологии в целом, преодоление взглядов на идеологию как на нечто нерасчлененное, конгломератное, без четкой спецификации составных элементов. Здесь важно подчеркнуть, что конкретные, специфические формы идеологии диалектически взаимосвязаны и находятся в состоянии принципиальной взаимного соответствия, хотя это соответствие и может изменять свою конфигурацию.

Традиционно ведущей идеологической формой считается политическая, которая чаще называется политической идеологией. В этой форме идеологии наиболее четко просматривается как структура идеологии вообще, так и всех идеологических форм - экономической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и т. . Поэтому на ее примере мы покажем как структуру идеологии в целом, так и других идеологических форм общественного сознания. То есть, взгляд на политическую идеологию можно перенести и на верхний уровень (на идеологию в целом) и на однопорядковых формы идеологии.

Каждый политическое движение, социально активный слой, группа, даже государство стремятся иметь политическую оценку действительности в теоретической форме, программу политического развития на перспективу. Теория действительно научной политической идеологии должна соответствовать реалиям в стране и мире, опираться на факты и выводы, вытекающие из изучения этой реальности общественными науками. Это же касается и конкретных теорий и доктрин, которые входят в идеологии. Верно сформулированные теории, доктрины, гипотезы служат теоретической основой организационных и пропагандистских стратегий и действий.

21) Ідеологія лібералізму

Идеология либерализма как рупор возникающей буржуазии стала исторически первой политической идеологией. Ее исходные положения - это положения о святости и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности и их безусловный приоритет над интересами и правами общества и государства. Термин « либерализм » (лат. « liberalise - свободный) распространился в начале XIX в. с по явью в Западной Европе политических партий либерального направления. Либерализм как идеология космополитического по своей природе социального класса представляет собой транснациональный феномен. Среди создателей и выдающихся апологетов либерализма являются англичане Т. Гоббс, Д. Локк,

Основные принципы либерализма определяют взаимоотношения и взаимодействие трех действующих лиц в системе «индивид - общество - государство »:

свобода человека в обществе и его право на самоопределение с целью существования и направления своей деятельности; личная ответственность за ее результаты, свое благосостояние и социальный статус;

совпадение индивидуальной политической свободы с существованием частного лица и его « естественными правами » ; важнейшие из них - право на жизнь, собственность и свободу (это известная « тройная формула » гражданских прав Д. Локка) ;

ограничение объема и сферы деятельности государства - правовая защищенность частной жизни индивида от произвола государства;

утверждение идеалов и норм реальной демократии - правовое равенство граждан, обеспечения их политических прав и свобод,

договорная природа государства, разделение властей и создание системы сдержек и противовесов » ;

организация экономической жизни на основе свободного индивидуального и группового предпринимательства, признание свободного рынка и свободной конкуренции за универсальные механизмы социально - экономического прогресса, поддержка требования « не мешайте действовать» ;

реальное свободомыслие и проведения секуляризации, свобода совести, возможность и необходимость установления разумного социального порядка сознательными усилиями индивидов.

23) Ідеологія консерватизму.

Основы консерватизма заложили на грани ХУШ и XIX веков англичанин Э. Берк и французы Ж. де Местр и Л. Бональд. их социальная философия

базировалась на представлении об ограниченности человеческого разума в его возможности исчерпывающего постижения общества. Основополагающей тезисе мыслителей Просвещения о безграничности ума и рационального социального познания было противопоставлено провиденциальное - мистическое видение социальной истории с его приматом веры над разумом, интуиции и чувств над сознанием. Буржуазной действительности с ее социальными контрастами и антагонизмами, с ее бездуховностью, прагматизмом и социальным эгоизмом был противопоставлен образ средневековья как исторического образца социальной упорядоченности.

Рационалистические концепции социального развития скрывали в себе явные недостатки. Это, во-первых, механистическое понимание общества как простого конгломерата индивидов, способного стать объектом социального экспериментаторства, во-вторых, это утопические по своей сути идеи о коренной перестройке социальных отношений свободным творчеством мудрых законодателей.

Идеологи консерватизма, наоборот, решительно отвергали любые искусственные перестройки социальных институтов и отстаивали идеи социальной активности в рамках социальных институтов и ценностей, которые сложились.

25) Ідеологія комунізму.

Коммунизм (от лат. Communis - общий, общий) - политическая идеология, основанная на идее общей собственности, общества всеобщего равенства и свободы

Коммунизм как общественная идея приобрел популярность во-первых в странах Западной Европы (особенно во Франции) в середине 19 века в кругах интеллигенции и деклассованных городской бедноты во время так называемых « буржуазных революций ». Идея коммунизма как политического движения была сформулирована К. Марксом и Ф. Энгельсом в « Манифесте Коммунистической партии » в 1848 году и в более поздних работах. В прогнозной составляющей «Теории коммунизма » под коммунизмом понимают такой идеальное состояние «общества будущего» , когда все люди, члены общества будут ставить общественные интересы выше собственных, понимая решающую роль общества в их жизни.

Бесклассового состояние общества (см. первобытный коммунизм, доклассового или Достановой общественный строй)

Строй социальной организации общества, в котором общество является собственником всего имущества. В реальности - государство является собственником всего имущества. Государство также планирует и контролирует экономику под структурой однопартийного политического правительства. (Например политика « Военная коммунизма » во время Гражданской войны 1918-1921)

Теоретическая концепция будущего бесклассового общества, без государственной общественной организации (см. марксизм, « научный коммунизм ») , основанный на совместном владении средствами производства и может рассматриваться как ответвление социализма. Он исходит из принципа:

« От каждого - по способностям, каждому - по потребностям ».

Политическое утопическое учение и программа политических партий и движений, непосредственно происходит из этой концепции.

Идеология национализма.

Идеология национализма (по выражению В. Соловьева - « флаг плохих народных страстей») содержит аксиомы, которые провозглашают приоритет:

 национальных (этнических) ценностей перед личными;

 своей культуры перед другими;

 государственности перед всеми другими формами самоорганизации этноса;

 национального прошлого (частично мифологизированного) и желаемого национального будущего перед настоящим, которое рассматривается как « искажения » истории;

 «народного » жизни и культурной самобытности перед жизненными установками « бескорневой » интеллектуальной элиты.

Теоретическое обоснование национализма заключается в том, что « природа » (« кровь и земля») - наиболее, прочная основа « национальной идеи ». В рамках этих приоритетов национализм образует динамический узел между патриотизмом и расизмом.

Соответствии с условиями и уровня национального самосознания населения политические силы могут выдвигать найризноматниши требования - от защиты культурной самобытности национальной диаспоры и создание самостоятельного государства к расширению геополитического пространства для жизни нации путем угнетения других народов.

29) Политическое лідерство

Политические лидеры – это руководитель государства, человек который обладает наибольшим количеством политических полномочий в данной стране.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

Политическими лидерами становяться в зависимостиот от социально политической ситуации. Теория опредиляющая роль последователей согласно этой теории политическими лидерами становяться те кто в наибольшей степени выражает интересы и ожидания общества. Психоаналитическая теория – мативация палитиков их дейтельности являэться установки подознанием которые были сформированы в детском возрасте, иметься введу психологически травмы.

31) Політична еліта та її теорії.

Политическая элита - социальные слое, занимающих командные высоты и имеют возможность непосредственно влиять на принятие решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.

Разновидности элит: политическая, экономическая, идеологическая, бюрократическая, военная.

Современные теории элиты:

концепции макиавельстськои школе: любое общество является элитным; особые психологические качества элиты - природные дарования и воспитания; легитимность элиты формирование и переменная элит в ходе борьбы за власть.

Ценностные теории элит:

Элита является наиболее важным элементом общества, имеет более высокие способности и показатели в самых необходимых для государства сферах деятельности; господствующее положение элиты отвечает интересам всего народа; элита - вследствие естественного выброса обществом наиболее компетентных представителей;

Концепции демократического элитизма:

Существует множество элит; элиты находятся под контролем базисных групп; существует прямая конкуренция элит, у современном правовом государстве разница между элитой и массой является размытой. Граждане свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений.

Леволиберальные теории элит:

Между элитой и массо существуют глубокие различия; выходцы из народа могут войти в элиту лишь заняв высокие посты в обществе; США руководствуются немногими, а одной господствующей элитой.

Леворадикальная концепция:

Происхождение элиты - из социальных низов, неимущих классов; идеологичность - признак элиты; жесткая иерархия элиты.

33) Політична соціалізація та її функції.

Вхождение человека в политику, подготовка и включение в процесс усвоения доминирующих культурных норм, ценностей и образцов политического поведения называется политической социализацией.

Функции политической социализации.

Информационная - направлена на решение познавательных задач в области политических отношений. Это знание об истории государства, права и обязанности граждан, о государственном устройстве, конституции, экономическую политику и т.д. .

Ценностно - нормативная. Человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей, в личности производиться аппарат политического мышления.

Установочно - нормативная - выработка определенных установок на восприятие и потребление политической информации. 95 % опрошенных граждан Украины настроены на необходимость искоренения асоциальных явлений.

Поведенчески - деятельная - участие в осуществлении власти или противодействия ей, публичное выражение своих взглядов с целью воздействия на общественное мнение, на политические институты или политических руководителей.

  • Бухгалтерский учет бюджетных организаций, его отличия и особенности
  • В 2005 году в подавляющем большинстве профсоюзных организаций наблюдалась устойчивая тенденция к снижению численности их членов.

  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»