Что такое гражданская политическая культура. Фрагментарная политическая культура

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В политической науке этот термин появился достаточно поздно, в 50-е гг. 20 в., благодаря работам американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы. Политическая культура выполняет в обществе целый ряд важных функций: когнитивную (политические знания), эмоциональную (политические чувства), оценочную (политические ценности и идеалы как основа политических оценок), регулятивную, коммуникативную, защитную, интегративную.

При сравнении политических культур разных цивилизаций возникает проблема создания таких общих моделей, которые позволили бы проводить сравнения и интерпретацию, не внося опасных упрощений в сложную структуру цивилизационных феноменов. До последнего времени западные политологи предпочитали выстраивать иерархию мировых политических культур, ставя западную (особенно часто американскую) модель на первое место в качестве мирового эталона и даже общечеловеческой перспективы. Напр., Алмонд и Верба выделили четыре основных типа политических культур: англо-американскую (основные черты: светский, прагматический характер, понимание политики как процесса столкновения интересов, которые всегда можно примирить; общенациональный консенсус по поводу основополагающих ценностей, что придает культуре выраженную гомогенность; тяготение электората к политическому центру; линейный характер политического времени); континентально-европейскую (основные черты: поляризованный политический спектр, ценностно-ориентированный электорат, циклический, прерывистый характер политического времени, сочетание гетерогенных начал в политике); авторитарно-патриархальную (основные черты: в политике воспроизводится патриархальный архетип «большой семьи» во главе с «царем-батюшкой», высокая значимость традиций и ценностных ориентации); тотал итарную (основные черты: ключевыми в политике являются представления о политическом «механизме» и специфической «рациональности», что уподобляет человеческое действие действию автомата; полный политический контроль над всеми сторонами жизни общества; использование насилия в качестве инструмента политического регулирования). С 80-х гг. в политологии начинает укрепляться концепция неперархичности политической культуры, признание самоценности политического разнообразия мира. Современное развитие стран АЗ! итско-Тихоокеанского региона свидетельствует о том, что формы западной политической культуры не являются не11 збеж! 1ым следствием перехода к высокоиндустриальному обществу. Напротив, индивидуализм, введение светского образования, признание особой роли средних классов, защита «прав человека» и множество других особенностей, которые неотделимы от уклада жизни и культурных традиций ряда европейских стран и США, следует рассматривать как одну из возможных альтернатив перехода к постиндустриальному обществу, но не обязательно как более совершенную или более нравственную. В разных политических культурах сходные результаты могут достигаться разными способами. При этом каждая культура разрабатывает свою концепцию определенной согласованности между «правилами игры» и политическими действиями, с одной стороны, и тем, что ожидает от них народ, что он признает легитимным - с другой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

В политической науке этот термин появился достаточно поздно, в 1950-е гг., благодаря работам амер. политологов Г. Алмонда и С. Вербы. К.п. выполняет в обществе целый ряд важных функций: когнитивную (политические знания), эмоциональную (политические чувства), оценочную (политические ценности и идеалы как основа политических оценок), регулятивную, коммуникативную, защитную, интегративную.

При сравнении политических культур разных цивилизаций серьезную проблему представляет создание таких общих моделей, которые позволили бы проводить такое сравнение и интерпретацию, не внося опасных упрощений в сложную структуру цивилизацион-ных феноменов. До последнего времени зап. политологи предпочитали выстраивать иерархию мировых политических культур, ставя зап. (особенно часто, амер.) модель на первое место в качестве мирового эталона и даже общечеловеческой перспективы. Напр., Алмонд и Верба выделили четыре основных типа К.п.:

англо-американские (основные черты: светский, прагматический характер, понимание политики как процесса столкновения интересов, которые всегда можно примирить; общенациональный консенсус по поводу основополагающих ценностей, что придает культуре выраженную гомогенность; тяготение электората к политическому центру; линейный характер политического времени);

конти нентал ьн о-европе иску ю (поляризованный политический спектр, ценностно-ориентированный электорат, циклический, прерывистый характер политического времени, сочетание гетерогенных начал в политике);

тоталитарную (ключевой характеристикой является “механизм” и идеал специфической “рациональности”, при котором человеческое поведение уподобляется автомату; полный (тотальный) политический контроль над всеми сторонами жизни общест-

ва; использование насилия в качестве инструмента политического регулирования).

Введение всеобщего эталона в мир политических культур подразумевает культурный редукционизм, сведение всего культурного многообразия к единому шаблону, что обедняет политическую палитру человечества. Начиная с 1980-х гг. в современной политологии постепенно укрепляется концепция неиерархичности политических культур, признание самоценности политического разнообразия мира. Современный опыт развития Японии, Китая, Южной Кореи, Гонконга и др. стран Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствует о том, что формы зап. К.п. не являются неизбежным следствием перехода к высокосовременному обществу.

Зап. индивидуализм, введение светского образования, признание особой роли средних классов, защита прав человека и множество др. особенностей, которые неотделимы от уклада жизни и культурных традиций Северо-Зап. Европы и США, следует рассматривать как одну из возможных альтернатив перехода к постиндустриальному обществу, но не обязательно как более совершенную или более нравственную. В разных политических культурах сходные результаты могут достигаться разными способами. При этом каждая культура разрабатывает свою концепцию определенной согласованности между “правилами игры” и политическими действиями, с одной стороны, и тем, что ожидает от них народ, что он признает легитимным - с другой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр. культуры, полит, самосознания и полит. поведения об-ва. Понятие впервые введено Г. Олмондом ("Сравнит, полит, системы", 1956). Однако идея культуры изначально охватывала политику в числе других своих сфер - религии, мифологии, экономики, худож. и интеллектуальной жизни, науки и искусства и развивалась в тесном единении с полит, философией.

Уже первые духовные движения в истории человечества были связаны с играми - культовыми действиями, разыгрыванием сцен войны, театрализующих действительность. Многие полит, деятели и носители власти пытались использовать карнавализацию реальности и умонастроения масс в своих интересах.

В античной Греции Гераклит открыл идею культурной изменчивости. Первым греком, построившим историцистскую доктрину, был Гесиод. Филос. учения Парменида, Демокрита, Платона и Аристотеля можно рассматривать как попытки постижения постоянно изменяющегося мира. Согласно Платону и Аристотелю, политика - это единая наука об об-ве и городе-гос-ве (полисе).

Нормативную концепцию культуры создал нем. философ и юрист С. Пуффендорф (1632-1694), впервые употребивший термин "культура" в его совр. значении. У него человек выступает как единство гражд. (полит.) и нравств. сути и в дальнейшем все более выявляет свою двойственность. В растущем конфликте между полит, и духовными сторонами естеств. право становится очевидной потребностью определения сферы собственно культуры.

Европ. мыслители 17-18 вв. от Гоббсадо Руссо продолжили античную традицию, включающую политику в сферу культуры. В работе Руссо "Об общест. договоре, или Принципы полит, права" культура и политика разделяются при признании их существ, связей. Выделяя в особую группу законы, регулирующие полит, функционирование об-ва, нравы, обычаи и собственно обществ. мнение, Руссо определяет их как часть "невидимого" (находящегося вне сознания) или как одну из существ. сфер культуры. Сторонники нормативной концепции, утверждая приоритет культуры над политикой, видели в ней такую силу, к-рая способна ослаблять деспотизм гос-ва.

Дальнейшее развитие П.к. связано с деятельностью энциклопедистов во Франции, суждения к-рых объединяются под названием "практич. концепции". Идея культуры не абстрактна: она конкретизируется в разл. эпохи в образцовых творениях, раскрывающих теорет. и практич. аспекты жизни. "Энциклопедия" стала в истории развития идеи культуры как бы иллюстрацией практич. действия и филос. значимости культуры.

Идея человека, определяющего будущее культуры и являющегося ее конечной целью, была положена в основу в эпоху Просвещения. Эта эпоха - естест. продолжение европ. школы мысли - подчеркивала приоритет культуры над политикой, значение человека как основной ценности.

Новой вехой в развитии идеи П.к. стал в 19 в. романтизм, обратившийся к мифологии в поисках истоков духовной жизни человечества и подчеркнувший значимость симбиоза мифов и истории. Изменения в полит, жизни 20 в. способствовали появлению "новых типов" полит, деятельности: действия элиты в целях совершенствования производства и администрирования;

разл. движения против технократии и бюрократии, отстаивающие "участие" и "содружество"; региональные и нац. движения, борющиеся за сооб-ва, основанные на культурном подобии, наконец, разл. межнац. движения (панафрикаыизм, движение за Европ. сообщество и др.), к-рые пытаются объединить целые регионы мира по принципу истор. традиций, экон. интересов и культурного сходства.

Полит, наука на Западе после Второй мировой войны пережила период подъема благодаря обогащению своих концепций достижениями ряда других научных дисциплин - социологии, экономики, философии и истории (концепции известных антропологов и культурологов - К. Клакхона, Кребера, Малиновского). Политич. феномены стали интерпретироваться через культурные, социокультурные и социально-психолог. понятия.

Огромное влияние на исследования П.к. оказала также "бихевиористская революция" в социальных науках. Синтез "содержат, полит, исследований" и "строгих общих теорий политики" породил эмпирич. полит. теорию. Редкое политико-филос. исследование обходится теперь без привлечения данных филос. антропологии, философии культуры и культурологии. Значит. прогресс в развитии полит, философии связан с распространением т.н. компаративистской политологии, призванной сравнивать полит, феномены разных регионов, выявлять факторы, к-рые обеспечивают социальную стабильность.

Во вт. пол. 60-х и в 70-е гг. концепция П.к. использовалась такими видными амер. социологами и политологами, как Г. Лассуэлл, В. Ки, Р. Маркридис, В. Нойман, Д. Марвик и др. Новое направление сложилось в США, затем распространилось в др. странах. Концепция П.к. стала одним из важнейших инструментов исследования полит, процессов и феноменов. Гл. внимание уделялось изучению формальных и неформальных компонентов полит, систем с учетом нац. полит, психологии, полит, идеологии, полит, идентичности.

Стремление вычленить полит, компоненты из общенац. культурного контекста привели к ряду общепризнанных положений. Исследователи полит, процессов полагают, что в каждой стране имеется самобытная П.к. Однако ее постижение невозможно без эмпирич. понимания природы человека, его потребностей и нравст. ценностей. Данные о функционировании полит, системы невозможно выявлять независимо от характера полит. системы, к-рую они призваны описывать.

П.к. страны рассматривается как совокупность многообр. аспектов исторически сложившегося полит, сознания нации и ее отд. групп, к-рое включает субъективное восприятие истории и политики, укоренившиеся ценности и убеждения, объекты идентификации и лояльности, полит, знания и ожидания. В совр. политологии говорят об уровне самосознания отд. стран и народов, о развитой (США, Англия) и неразвитой (Россия) П.к.

В политологии различают крупные модели П.к.: либерально-демократ., авторитарную и тоталитарную. Анализ совр. об-ва показал, что его жизнедеятельность, как и во времена первобытного человеч. стада, регулируется законами, к-рые по сути своей "биологические". Жажда обладания и власти по-прежнему определяет зарождение и протекание обществ, процессов, возникновение и совершенствование институтов.

Усиление государственности власти, как считают истолкователи тоталитарной П.к., всегда чревато установлением "тотального" контроля над жизнью людей. Эта опасность тем более актуальна, что в совр. эпоху все институты об-ва в той или иной степени уподобляются гос. институтам. Полит, партии дают основание поставить их на первое место среди носителей "тоталитарной опасности". "Тоталитарная тенденция" в совр, капиталистич. странах в экон. отношении диктуется "этатизацией" хоз. организма, вытекающей из действия закона "эффективности и рациональности".

Характеризуя типы П.к., ученые отмечают, что совр. авторитаризм существенно отличается от своих истор. форм - автократии и тирании. Если последние означали правление немногих от имени немногих, то совр. авторитаризм - правление немногих от имени многих. Его формы различаются по масштабам и типам полит. поддержания контроля и мобилизации масс и по идеологии. Совр. авторитаризм резко усилил автономию гос-ва, его отделение от гражд. об-ва - в рез-те деспотич. гос-во превратилось в популистское, модернизирующее и мобилизующее массы. Эта трансформация гос-ва связана с социально-полит, преобразованиями, к-рые произошли в рез-те социальных революций 20 в.

Либерально-демократич. модель П.к. предполагает разнообразие мнении, возможность учета противоположных позиций, что придает либерализму особый статус, исключающий однобокую пристрастность. Тем не менее либеральное умонастроение изначально идеологично, как всякое другое. Пристрастность этого типа сознания проявляется в отвержении иных, корневых, исторически сложившихся способов понимания мира. Как любая идеология, либерализм претендует на всевластие, он не может отказаться от идеи собств. верховенства, универсальности и стремится к решению таких человеч. проблем, к-рые ему не по силам.

Поэтому важно сделать шаг от либеральной идеологии к философии либерализма. Идея свободного волеизъявления человека, его суверенности и законности его индивидуальных притязаний нуждается в метафизич. обосновании.

Лит.: Политическая культура молодежи: Состояние, проблемы формирования. Сб. научн. тр. М., 1987; Политическая культура и социальная политика: сопоставление между США и ФРГ при особом внимании к проблемам бедности. М., 1992; Политическая культура: теории и национальные модели. М., 1994; Политическая культура России: Традиции и современность. Тула, 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Политическая культура

сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит. процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит. мысль, связи культуры и полит. философии, оценку полит. структур с т.зр. культуры, полит. самосознания и полит. поведения об-ва. Понятие впервые введено Г. Олмондом (“Сравнит. полит. системы”, 1956). Однако идея культуры изначально охватывала политику в числе других своих сфер - религии, мифологии, экономики, худож. и интеллектуальной жизни, науки и искусства и развивалась в тесном единении с полит. философией. Уже первые духовные движения в истории человечества были связаны с играми - культовыми действиями, разыгрыванием сцен войны, театрализующих действительность. Многие полит. деятели и носители власти пытались использовать карнавализацию реальности и умонастроения масс в своих интересах. В античной Греции Гераклит открыл идею культурной изменчивости. Первым греком, построившим историцистскую доктрину, был Гесиод. Филос. учения Парменида, Демокрита, Платона и Аристотеля можно рассматривать как попытки постижения постоянно изменяющегося мира. Согласно Платону и Аристотелю, политика - это единая наука об об-ве и городе-гос-ве (полисе). Нормативную концепцию культуры создал нем. философ и юрист С. Пуффендорф (1632-1694), впервые употребивший термин “культура” в его совр. значении. У него человек выступает как единство гражд. (полит.) и нравств. сути и в дальнейшем все более выявляет свою двойственность. В растущем конфликте между полит. и духовными сторонами естеств. право становится очевидной потребностью определения сферы собственно культуры. Европ. мыслители 17-18 вв. от Гоббса до Руссо продолжили античную традицию, включающую политику в сферу культуры. В работе Руссо “Об общест. договоре, или Принципы полит. права” культура и политика разделяются при признании их существ. связей. Выделяя в особую группу законы, регулирующие полит. функционирование об-ва, нравы, обычаи и собственно обществ. мнение, Руссо определяет их как часть “невидимого” (находящегося вне сознания) или как одну из существ. сфер культуры. Сторонники нормативной концепции, утверждая приоритет культуры над политикой, видели в ней такую силу, к-рая способна ослаблять деспотизм гос-ва. Дальнейшее развитие П.к. связано с деятельностью энциклопедистов во Франции, суждения к-рых объединяются под названием “практич. концепции”. Идея культуры не абстрактна: она конкретизируется в разл. эпохи в образцовых творениях, раскрывающих теорет. и практич. аспекты жизни. “Энциклопедия” стала в истории развития идеи культуры как бы иллюстрацией практич. действия и филос. значимости культуры. Идея человека, определяющего будущее культуры и являющегося ее конечной целью, была положена в основу в эпоху Просвещения. Эта эпоха - естест. продолжение европ. школы мысли - подчеркивала приоритет культуры над политикой, значение человека как основной ценности. Новой вехой в развитии идеи П.к. стал в 19 в. романтизм, обратившийся к мифологии в поисках истоков духовной жизни человечества и подчеркнувший значимость симбиоза мифов и истории. Изменения в полит. жизни 20 в. способствовали появлению “новых типов” полит. деятельности: действия элиты в целях совершенствования производства и администрирования; разл. движения против технократии и бюрократии, отстаивающие “участие” и “содружество”; региональные и нац. движения, борющиеся за сооб-ва, основанные на культурном подобии, наконец, разл. межнац. движения (панафриканизм, движение за Европ. сообщество и др.), к-рые пытаются объединить целые регионы мира по принципу истор. традиций, экон. интересов и культурного сходства. Полит. наука на Западе после Второй мировой войны пережила период подъема благодаря обогащению своих концепций достижениями ряда других научных дисциплин - социологии, экономики, философии и истории (концепции известных антропологов и культурологов - К. Клакхона, Кребера, Малиновского (см. Малиновский)). Политич. феномены стали интерпретироваться через культурные, социокультурные и социально-психолог. понятия. Огромное влияние на исследования П.к. оказала также “бихевиористская революция” в социальных науках. Синтез “содержат. полит. исследований” и “строгих общих теорий политики” породил эмпирич. полит. теорию. Редкое политико-филос. исследование обходится теперь без привлечения данных филос. антропологии, философии культуры и культурологии. Значит. прогресс в развитии полит. философии связан с распространением т.н. компаративистской политологии, призванной сравнивать полит. феномены разных регионов, выявлять факторы, к-рые обеспечивают социальную стабильность. Во вт. пол. 60-х и в 70-е гг. концепция П.к. использовалась такими видными амер. социологами и политологами, как Г. Лассуэлл, В. Ки, Р. Маркридис, В. Нойман, Д. Марвик и др. Новое направление сложилось в США, затем распространилось в др. странах. Концепция П.к. стала одним из важнейших инструментов исследования полит. процессов и феноменов. Гл. внимание уделялось изучению формальных и неформальных компонентов полит. систем с учетом нац. полит. психологии, полит. идеологии, полит. идентичности. Стремление вычленить полит. компоненты из общенац. культурного контекста привели к ряду общепризнанных положений. Исследователи полит. процессов полагают, что в каждой стране имеется самобытная П.к. Однако ее постижение невозможно без эмпирич. понимания природы человека, его потребностей и нравст. ценностей. Данные о функционировании полит. системы невозможно выявлять независимо от характера полит. системы, к-рую они призваны описывать. П.к. страны рассматривается как совокупность многообр. аспектов исторически сложившегося полит. сознания нации и ее отд. групп, к-рое включает субъективное восприятие истории и политики, укоренившиеся ценности и убеждения, объекты идентификации и лояльности, полит. знания и ожидания. В совр. политологии говорят об уровне самосознания отд. стран и народов, о развитой (США, Англия) и неразвитой (Россия) П.к. В политологии различают крупные модели П.к.: либерально-демократ., авторитарную и тоталитарную. Анализ совр. об-ва показал, что его жизнедеятельность, как и во времена первобытного человеч. стада, регулируется законами, к-рые по сути своей “биологические”. Жажда обладания и власти по-прежнему определяет зарождение и протекание обществ. процессов, возникновение и совершенствование институтов. Усиление государственности власти, как считают истолкователи тоталитарной П.к., всегда чревато установлением “тотального” контроля над жизнью людей. Эта опасность тем более актуальна, что в совр. эпоху все институты об-ва в той или иной степени уподобляются гос. институтам. Полит. партии дают основание поставить их на первое место среди носителей “тоталитарной опасности”. “Тоталитарная тенденция” в совр. капиталистич. странах в экон. отношении диктуется “этатизацией” хоз. организма, вытекающей из действия закона “эффективности и рациональности”. Характеризуя типы П.к., ученые отмечают, что совр. авторитаризм существенно отличается от своих истор. форм - автократии и тирании. Если последние означали правление немногих от имени немногих, то совр. авторитаризм - правление немногих от имени многих. Его формы различаются по масштабам и типам полит. поддержания контроля и мобилизации масс и по идеологии. Совр. авторитаризм резко усилил автономию гос-ва, его отделение от гражд. об-ва - в рез-те деспотич. гос-во превратилось в популистское, модернизирующее и мобилизующее массы. Эта трансформация гос-ва связана с социально-полит. преобразованиями, к-рые произошли в рез-те социальных революций 20 в. Либерально-демократич. модель П.к. предполагает разнообразие мнений, возможность учета противоположных позиций, что придает либерализму особый статус, исключающий однобокую пристрастность. Тем не менее либеральное умонастроение изначально идеологично, как всякое другое. Пристрастность этого типа сознания проявляется в отвержении иных, корневых, исторически сложившихся способов понимания мира. Как любая идеология, либерализм претендует на всевластие, он не может отказаться от идеи собств. верховенства, универсальности и стремится к решению таких человеч. проблем, к-рые ему не по силам. Поэтому важно сделать шаг от либеральной идеологии к философии либерализма. Идея свободного волеизъявления человека, его суверенности и законности его индивидуальных притязаний нуждается в метафизич. обосновании. Лит. : Политическая культура молодежи: Состояние, проблемы формирования. Сб. научн. тр. М., 1987; Политическая культура и социальная политика: сопоставление между США и ФРГ при особом внимании к проблемам бедности. М., 1992; Политическая культура: теории и национальные модели. М., 1994; Политическая культура России: Традиции и современность. Тула, 1995. П.С. Гуревич. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Отличное определение

Неполное определение ↓

Политическая культура

часть культуры в целом, совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования государственных и политических институтов. До недавнего времени в отечественном обществоведении господствовал вульгаризаторский подход к проблеме политической культуры. Последняя характеризовалась как высокая ступень развития классово-пролетарского политического сознания, которое складывается из знания и понимания марксистско-ленинской теории, политики КПСС, конституционных прав и обязанностей граждан, международной обстановки и т. д. Поэтому понятен поворот к изучению западной политологии, где в 50-60-е гг. XX века усиленно развивалось соответствующее теоретическое направление, представленное широким спектром концепций, взглядов о социокультурном содержании политических явлений и процессов. В политологической литературе насчитывается свыше тридцати определений политической культуры, что говорит об отсутствии единого понимания и общепризнанного подхода к изучению данного феномена. Тем не менее исследователи выделяют несколько концепций политической культуры, играющих роль базовых, основополагающих. К таким относится концепция американского политолога Г. Алмонда. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956 году, Алмонд формулирует основные понятия, структурные элементы: «Всякая политическая система встроена в определенный образец ориентации на политические действия», который был назван им политической культурой. Позднее в книге «Гражданская культура» в соавторстве с С. Вербой Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Политическая культура ограничивается сферой сознания. Такое понимание вытекало из трактовки общей культуры, которая бралась в значении «психологической ориентации на социальные объекты». Таким образом была отмечена важная, но не единственная сторона политической культуры. Следствием критики такого понимания политической культуры стало включение в нее не только психологических элементов, но и элементов политического поведения. Американский ученый Д. Пол представлял политическую культуру как «конфигурацию ценностей, символов, а также образцов установок и поведения, лежащих в основе политики общества». Эти два подхода доминируют в современной политической науке, но они не исчерпывают всего спектра представлений о границах политической культуры. Политическая культура как способ воспроизводства политической жизни включает в себя в качестве своего компонента практическое функционирование политических институтов. Д. Каванах, английский исследователь, предпринял попытку систематизировать концепции политической культуры, утвердившиеся в науке. К первой группе отнесены психологические интерпретации политической культуры, т. е. ориентирующие человека на политические объекты (сферы политического сознания). Ко второй группе - всеобъемлющие интерпретации политической культуры, включающие помимо психологических установок и формы политического поведения граждан. В третью группу включены «объективистские» подходы, которые раскрывают содержание политической культуры через нормы и образцы поведения субъектов и групп. В четвертую группу вошли концепции, интерпретирующие культуру как гипотетическую нормативную модель политического поведения и мышления. Наличие различных фрагментов политической культуры, нашедших отражение в этих концепциях, свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой многоуровневое явление. Наиболее важным уровнем, по мнению ряда исследователей, в полной мере характеризующим понятие политической культуры, являются базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему. У. Розенбаум в качестве «компонентов ядра» выделяет три группы ориентаций: 1. «Ориентации в отношении правительственных структур» (оценка субъектом основных государственных институтов, его символов, руководителей, и «норм» и его «ответ» на них)»; 2. Ориентации в отношении других политических систем (сопричастность субъектов к «политическим единицам» - нации, государству, городу, району и лицам, к которым индивид испытывает чувство привязанности, доверия, лояльности и т. д.; 3. Ориентации в отношении собственной политической деятельности (участие субъекта в политической жизни, использовании всех средств такого участия). Подобные группы ориентации субъекта политического процесса легли в основу типологии политической культуры, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой и принятой многими политологами и культурологами. Анализируя и сопоставляя политические системы «пяти современных демократий»: Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры. Во-первых, «патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Второй тип- «подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордости, неприязни, воспринимая их как законные или как незаконные. Этот тип культуры показывает низкую индивидуальную политическую активность субъектов. Третий тип- «акт.ивистская политическая культура» или «политическая культура участия». Члены общества не только формулируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом. Американские авторы отвечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не проявляются. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми тинами были предложены три типа систематически смешанных политических культур: 1. Патриархально-подданническая; 2. Подданниче-ски-активистская и 3. Патриархально-активистская. Первый тип характерен для всех стран, которые переходят от традиционного общества (патриархального) к централизованной власти. Некоторые страны, к примеру. Оттоманская империя (добавим от себя: и Российская империя) в своем развитии могут остановиться в промежуточной точке между «патриархальной» и «подданнической» культурой. Подданнически-активистский тип смешанной культуры говорит о том, что одни члены общества обладают «активистской самоориентацией», тогда как другая часть продолжает оставаться пассивной и ориентироваться на авторитарные властные структуры. Третий же смешанный патриархально-активистский тип характерен в основном для развивающихся стран, которые становятся на путь западной демократии. К числу смешанных относятся «гражданская культура». Данный тип культуры, по мнению авторов, и наиболее полном и систематизированном виде сложился в США (в первоначальной форме в Англии). Это «культура лояльного участия», позитивно ориентированного на политическую систему в целом. Спустя много лет Алмонд в книге «Еще раз о гражданской культуре» писал, что в гражданской культуре в основном существует консенсус (согласие) относительно легитимности (законности) политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространены терпимость в отношении плюральности (множественности) интересов и убеждение в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Не составляет труда увидеть в этой типологической модели своего рода эталонную политическую культуру, соответствующую политической системе индустриально развитых стран, в первую очередь ее англо-американской разновидности. Гражданская культура - это не что иное, как аналог понятию «демократическая культура». (См.: Культура демократическая). Е. Вятпр, польский политолог, положив в основу связь политической культуры с политической системой, выделяет «основные типы», далеко не расходящиеся в методологическом ключе с американскими исследователями, только добавляет к уже известным типам «политическую культуру социалистической демократии». В том же русле сформулирована «базовая типологическая модель», включающая четыре типа, представленная Ф. М. Бурлацким и А. А. Галкиным, которые переименовали третий тип Е. Вятра в «политическую культуру высокой гражданственности (коммунистическую)». Остается открытым вопрос: в какой исторической культурной нише можно поместить «социалистическую» и «коммунистическую» политическую культуру? Не в той ли, которая обозначена «патриархально-активистским» типом политической культуры? Какие бы альтернативные модели общей типологии не предлагались критиками Г. Алмонда и С. Вербы, следует отметить большие эвристические возможности данного концептуального подхода. Не вступает с ним в противоречие и взгляд на выделение в политической культуре двух крупных моделей: демократической и тоталитарной (авторитарной) политической культурой. Политическая культура по своей структуре -подобно политической системе - имеет два важных отличительных признака в зависимости от того, в какой степени дифференцированы (различены) или специализированы политические роли и отношения, подсистемы, насколько они независимы или подчинены друг другу. Дифференциация относится к тем процессам политико-культурного развития, когда возникают и соединяются с прежними новые типы ролей и ролевых структур. Поэтому можно выделить, используя историческую периодизацию немецкого социолога Н. Лумана, следующие типы политической культуры: 1. Политическая культура сегментарного общества примитивных архаических народов; 2. Политическая культура стратифицированного (наличие иерархически упорядоченных слоев) общества: 3. Политическая культура современного функционально дифференцированного общества. Политическая культура эскимосов, простейшая из известных обществу, является примером относительно недифферепцировапной политической культуры. Следующей формой дифференциации политической культуры является уже не образование равных между собой единиц (семей, родов), а различение неравных общественных слоев - крестьян, горожан, дворян, благородного сословия- В политической культуре функционально дифференцированного общества различаются такие функциональные системы, как гражданское общество и правовое государство, воспитание, религия, искусство, каждая из которых в ходе дифференциации достигла своей автономии, т. е- может выполнять свою роль при условии, что и все другие системы выполняют свои. Представляется, что типологическая модель политической культуры, основанная на членении по уровню дифференциации общества и индивидов и опирающаяся на идею современности, является наиболее продуктивной и перспективной. Концепция современной политической культуры определяется как разрыв с политической культурой традиционного общества. Базисным является разделение социокультурной жизни на две основные формы - политическая культура в условиях различного типа традиционного общества и политическая культура в условиях современности. Современная политическая культура вбирает в себя культуру сознания, способы поведения, политические институты, возникшие в постфеодальной Европе и приобретшие всемирно-историческое влияние в XX столетии. Концепция современной политической культуры имеет ряд институциональных измерений. Одно их таких измерений - наличие развитой системы буржуазной социализации. К ней можно отнести такой экономико-политический порядок, где: действуют конкурентные рынки; экономика явно отлична или «отделена» от других социальных сфер, особенно политических институтов; разделение государства и экономики (имеющее много различных форм) основывается на приоритете частной собственности на средства производства и т. д. Отсутствие данных и других признаков не позволяет говорить о политической культуре общества как современной. В силу этих обстоятельств сегодняшнюю российскую политическую культуру преждевременно относить к типу современного функционально дифференцированного общества. В нашем обществе только начинается процесс переориентации на такие формы общественной организации, как товарно-денежные отношения, рынок, плюрализм, парламентаризм, разделение властей и др. Степерь освоения демократических ценностей находится в зависимости от традиционных ценностных структур, сложившихся ранее в политической культуре нашего общества. А в ней доминировали представления о том что все нормы, институты, методы осущестления политической власти исчерпывались режимом диктатуры пролетариата, а позднее - «общенародного государства». Все элементы дореволюционной политической системы были разрушены, традиции демократически организованной государственной и правовой жизни оказались прерванными. В сочетании с невысоким уровнем политического сознания и культуры населения это привело к серьезным социальным деформациям. Происходило постепенное свертывание законности и замена ее карательно-приказными нормами и методами управления. Ликвидировались институты гражданского общества, как грибы после дождя росли и множились чрезвычайные полномочия различных звеньев командно-административной системы. Жесткая централизация пронизала все сферы общественной жизни, в том числе и экономическую. Экономика оказалась зарегулированной, полностью были ликвидированы (исключая период НЭПа) рыночные, товарно-денежные отношения, огосударствлена деревня. Физическому уничтожению подверглись целые социальные группы - носители политической культуры, отражавшей реалии товарно-рыночного производства. Такая система не могла не породить тоталитарного варианта политической культуры, и ее можно смело отнести к докапиталистической политической культуре, т. е. досовременному, а, значит, традиционному типу. (См.: Культура тоталитарная). В дальнейшем сложившийся тип политической культуры не претерпел существенных изменений. Административно-командная система отказалась лишь от безжалостных, бесчеловечных способов реализации своих целей. Основными регуляторами общественного механизма продолжали оставаться внеэкономические, административно-волевые методы воздействия. Политическая культура в данном случае приобретает облик авторитарной. Попытки людей участвовать в политических процессах наталкиваются на непробиваемую стену диктата и произвола в экономике, социальной и духовной сферах, казенное бездушие по отношению к нуждам людей, пренебрежение к их правам, к общественному мнению и социальному опыту трудящихся масс. Констатация традиционного типа политической культуры российского общества не означает, что подобные ценности, и традиции останутся в неизменном виде. Сила глобальной тенденции прокладывает путь России в то социокультурное пространство, которое основывается на разделении экономической и политической систем (власти и собственности), легитимности частной собственности, на уважении прав человека и гражданина и т. д. Это есть условия, отвечающие высоким стандартам политической культуры современности.

17. Политическая культура . Богбаз10, §24, 268 – 270.

17.1. Что такое политическая культура?

17.2. Состав политической культуры.

17.2.1. Политические знания.

17.2.2. Политические ценностные ориентации (ценности и нормы).

17.2.3. Способы практических политических действий. Политическое поведение и социализация.

17.3. Типология (классификация) политических культур.

17.4. Политическая культура России.

17.5. Когда и почему возникла концепция политической культуры ?

17.6. Как влияет уровень политической культуры на судьбы народов ?

17.1 . Что такое политическая культура ?

Политическая культура : 1) совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества; 2) система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, определяющих характер отношений в данном обществе; 3) совокупность установок, убеждений, и чувств, которая задаёт порядок и наделяет смыслом политический процесс и которая представляет собой основополагающие представления и правила, управляющие поведением людей в политической системе.

Для обозначения различных ориентаций внутри одной политической культуры используется понятие «субкультура ».

Политические субкультуры – относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы.

Наибольшее развитие субкультуры получают в многонациональных государствах; в государствах, которые складывались постепенно путём включения новых территорий с разнородной культурой; в обществах с сильно развитыми сепаратистскими традициями и в обществах с устойчивыми революционными традициями.

17.2 . Из чего состоит политическая культура ?

Политическая культура = 1) политические знания + 2) политические ценности, нормы и символы + 3) способы политических действий.

17.2.1. Политические знания : 1) знания, чувства и суждения индивида о своей нации и политической системе; 2) представления индивида о своей возможности влиять на принимаемые властью решения; 3) знания и оценки проводимой правительством политики; 4) знания индивида о своих правах, полномочиях, обязанностях.

17.2.2. Политические ценностные ориентации (ценности и нормы): представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.

Политические нормы : традиции, язык, обычаи, символы, стереотипы политической жизни).

Политические символы : 1) предметные символы (флаг, герб, архитектурные сооружения политического значения: Кремль, Белый дом), 2) словесные (гимны, патриотические песни, лозунги), 3) поведенческие (парады, демонстрации, митинги и др.).

17.2.3. Способы практических политических действий (умения и навыки) – это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать.

Политическое поведение – такое поведение, которое оказывает реальное воздействие на осуществление и распределение власти.

Западные политологи часто используют вместо термина behavior (поведение) понятие participation, то есть участие – участие в политическом процессе, в отличие от идеальных ориентаций, выражающихся в чувствах, мыслях и речи, устной или письменной. Участие подразумевает материальное действие, поступок. Под политическим поведением (участием) подразумевается, прежде всего, поведение народа, масс, групп, индивидов в отношении государства в целом, его институтов и мероприятий.

Политическая социализация – процесс освоения членом общества политических ориентаций и моделей поведения.

Политическая социализация предполагает осознанное и целенаправленное внедрение свойственных данной системе ценностей, убеждений и качеств, которое осуществляется официальными и полуофициальными (школы, вузы) государственными учреждениями и неофициальными структурами (семья).

Факторы политической социализации, влияющие на процесс приобретения ориентаций, называют «агентами социализации». К ним относятся семья, школа, вузы, общины, добровольные организации, трудовые коллективы, политические партии, СМИ, государственные учреждения.

17.3 . Типология политических культур .

17.3.1. Алмонд и Верба .

1) Патриархальная культура .

Ориентации на политические объекты почти не выражены. Отсутствуют специфические политические роли: одно лицо может сочетать функции вождя и шамана. Политические ориентации не отделены от других, например, экономических и религиозных. Представления о существовании центральной власти носят смутный характер.

2) Подданическая культура .

Члены общества знают о существовании политических институтов и испытывают к ним определённые чувства – гордости или неприязни. Подданный умеет эффективно подчиняться государственной власти, но в остальном он пассивен и не оказывает на неё никакого влияния.

3) Культура участия , или рационально-активистская культура.

Члены общества активно участвуют в политической жизни, стараются влиять на процессы принятия властью решений.

Авторы этой типологии сочли нужным выделить ещё три «смешанных типа»: патриархально-подданический, подданическо-рациональный, патриархально-рациональный. Однородные политические культуры встречаются крайне редко. Как правило, в одном обществе можно найти все или некоторые из перечисленных выше типов культуры, носителями которых являются различные социальные группы или регионы. Самой массовой и одновременно самой оптимальной является синтетическая культура (гражданская культура). В ней соединяются установки подданнической культуры и культуры участия. Тем самым, создаётся баланс, необходимый для стабильности политической системы.

17.3.2. Следующая типология построена на примере США :

1) моралистическая культура (Новая Англия): восходит к пуританской традиции, требуя от политических деятелей соблюдения нравственных норм, а от граждан – сотрудничества и активного участия в делах местного сообщества;

2) традиционалистская (южные штаты): особое внимание уделяется семейным и дружественным связям; для политиков весьма важным является принадлежность к определённому социальному кругу, аристократической семье, а рядовые граждане предпочитают действовать не через партию, а через традиционные каналы – неофициальные связи;

3) индивидуалистическая : политика воспринимается как разновидность бизнеса: каждый действует в собственных интересах, хотя и соблюдает взаимные обязательства.

17.3.3. (по характеру политической системы ):

1) либерально-демократическая (плюрализм и толерантность, приверженность законампо отношению к власти преобладают настроения критичности);

2) тоталитарная (культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, обожествление политического руководителя, чувство слияния с властью, в политическом поведении элиты преобладают мотивы могущества, в поведении граждан – скромность, энтузиазм);

17.3.4. ПоляковМП, 141:

1) демократическая (право граждан выражать своё мнение, отношение к государству как народному установлению и инструменту реализации воли народа);

3) патриархальная (отношения подданных и главы государства как детей и заботливого отца, послушание и следование указаниям властей, противодействие государству является моральным проступком и вызывает негодование всего общества, ориентация на личность правителя и сложившиеся устои);

4) революционная (абсолютизация разрушения как способа решения накопившихся проблем, отрицание ценности стабильности, организации и порядка, представление об относительности любых правил и норм, пренебрежительное, анархическое отношение к власти);

5) мессианская (представление об изначальной предназначенности к некой миссии, стремление к избранности, стремление к лидерству).

17.5 . Когда и почему возникла концепция политической культуры ?

Впервые термин «политическая культура» использовал в XIX веке немецкий философ Гердер. В России термин употребляется с конца XIX века такими мыслителями, как М.Я. Острогорский, С.Л. Франк, П.Б. Струве. До середины XX в. «политическая культура» использовалась лишь как понятие, не имеющее концептуального значения.

Создание же концепции политической культуры принадлежит американскому политологу Габриэлю Алмонду, опубликовавшему первую статью по этому вопросу в 1956 г. Возникновению этой концепции способствовало развитие сравнительной политологии, так как именно феномен политической культуры позволял объяснить, почему одни и те же институты неодинаково функционировали в разных политических системах. Негативный опыт применения политических институтов США в других странах стал одним из главных факторов, способствовавших возникновению концепции политической культуры как способа объяснения этого явления.

Кроме того с помощью данной концепции надеялись ответить на вопрос: почему в Германии – стране «западной» по всем параметрам, победил нацизм? Концепция политической культуры призвана была соединить социологию, культурологию, социальную и политическую психологию и др. в единый междисциплинарный подход.

17.6 . Как влияет уровень политической культуры на судьбы народов ?

Иван Александрович Ильин . «Предпосылки творческой демократии»:

«Народ должен разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить её, уметь пользоваться ею и бороться за неё. Всё это вместе должно быть обозначено как искусство свободы. Нет его – и демократия обречена… Народ, лишённый искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией. Если он воспримет свободу как вседозволенность и начнёт злоупотреблять ею (попирать все законы, вторгаться в чужие жилища, грабить чужое имущество, убивать своих действительных или мнимых врагов, разрушать, жечь и громить), то настанет анархия, которая сначала поведёт страну и государство к гибели, а потом сменится тиранией, - иногда своей, внутренней; иногда иностранной, завоевательной. Если же он не поймёт, на что ему нужна свобода и не сумеет ею воспользоваться, то он отдаст её любому авантюристу за обещание частного или классового прибытка. Он продаст её тому деспоту, который сумеет разжечь его страсти, сорганизовать свой беззастенчивый кадр, увлечь людей несбыточными планами и "наградить” толпу "хлебом” и "зрелищами”. Тогда демократия погибнет. История свидетельствует об этом множество раз».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Политическая культура


1. Политическая культура и ее составные элементы


Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс - он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.

В структуре политической культуры можно выделить несколько элементов:

1. познавательный - политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления;

2. нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения;

Поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение;

Ценностные отношения - общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям.

Эти элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами. Они характеризуются относительной устойчивостью и постоянством. Познавательный элемент предполагает знание и понимание гражданами политических интересов (личных, коллективных, государственных, общественных), Конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил, сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений. В политические знания входит знание сущности и структуры основных государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций, основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; основных политических процессов международной жизни.

Политическая культура неразрывно связана с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками.

Неотъемлемой частью политической культуры являются элементы политического сознания, прежде всего доминирующие в данном обществе или наиболее распространенные среди членов данной социальной группы. К ним, прежде всего, необходимо отнести укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе, ее отдельных институтах; о политическом режиме и т. д. Устойчивые политические представления, составляя часть политической культуры, способны играть весьма существенную роль в социальной практике, во многом определяя состояние политического сознания.

Нравственно-оценочный элемент политической культуры включает в себя ценности, идеалы, убеждения. Политическая культура исторически проявлялась, прежде всего, в понимании и поиске российским человеком социального идеала. Наиболее яркое отражение социальный идеал нашел в политическом менталитете, под которым понимается еще и национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах. Наиболее устойчивыми являются традиции в политической культуре. В известном смысле традиции выступают как объективное, не зависящее от воли людей явление. В традициях отлагаются те элементы предшествующего политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества. Политические традиции представляют собой способ передачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся под влиянием социальных факторов.

Поведенческий элемент. Структура политической культуры не ограничивается нравственными оценками. Поведенческий элемент предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в выборах субъектов государственной власти; в работе различных государственных и общественно-политических органов; в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, общественно-политических организациях и движениях.

Политическая культура предстает как результат длительного поиска различными поколениями политических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе проверки и закрепления на практике.

Таким образом, политическая культура предстает как совокупность установок на политическую деятельность, которые предопределяют выбор направления этой деятельности; как структура ориентаций, в которую включены знания о политической системе, чувства и суждения и мнения относительно нее.


2. Что такое политическая социализация


Политическая социализация - это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

Человек не только усваивает ценности, нормы, но и утрачивает их в процессе жизни. К внешним факторам, влияющим на выбор ценностей, относят: семью, СМИ, образование, церковь.

В традиционных обществах сильным влиянием обладает семья и церковь. В современных государствах более влиятельным фактором является СМИ. Вместе с тем в обществе возникает множество потоков информации и индивид формирует свои взгляды на их пересечении. Следовательно различают следующие типы социализации:

гармонический - отражающий психологические нормы взаимодействия человека и власти, уважительное отношение к индивиду.

гегемонистский - человек негативно относится ко всем политическим и социальным нормам, кроме своей группы.

плюралистический - человек признает принципы равноправия с другими гражданами, может изменять свои политические пристрастия и признает за другими право иметь другие убеждения.

конфликтный - индивид сохраняет лояльность к своей группе и поддерживает ее в борьбе с политическими противниками.

Характер и уровень социализации остается неизменным на протяжении всей жизни и выделяют ее первичный и вторичный периоды. Первичная политическая социализация - усвоение политического опыта, восприятие политических категорий, формирование личностного отношения к явлениям политической жизни.

Вторичная политическая социализация - характеризуется тем, что человек освоивший нормы культуры, способен противостоять групповому давлению, пересматривать идеологические позиции.


3. Основы политической культуры России


Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:

ценности коммунитаризма - приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

индифферентное отношение к политическому участию;

персонализированное восприятие власти;

предрасположенность к конформизму;

неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;

подданническое отношение к власти;

правовой нигилизм;

нетерпимость к другим мнениям, принципам;

некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;

предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.


4. Типология политической культуры


Существует многочисленные классификации политической культуры. Особую известность получили классификации Алмонда и Вербы. Авторы проанализировали формы политических систем и выделили три «чистых» типа политической культуры:

патриархальный - характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знание о политике, ожидания от политической жизни. Граждане ориентированны на местные ценности: природу, общину и т.д.

подданнический - сильная ориентация на политические институты, невысокий уровень активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но опасается санкций, наказаний с ее стороны.

активистский - характеризуется участием граждан в политической жизни, их включенностью в общественные дела: участие в выборах, в работе партий, граждане артикулируют свои интересы и влияют на систему, они законопослушны.

Однако в реальной политической жизни, самой массовой оптимальной является культура гражданственности, в которой сочетается активные формы участия людей в политике, законопослушание, уважение. Такая культура характерна для демократической политической системы. «Идеальный» гражданин должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность, быть активным, но не проявлять активность постоянно.

Именно гражданственность политической культуры является прочной основой демократических политических режимов.

Учитывая особую роль государства в воспроизводстве традиций, формирования мышления граждан, различают официальную (поддерживаемую государством) и реальную политическую культуру. Можно еще говорить о рыночной политической культуре (где политика воспринимается как разновидность бизнеса) и этатистской (отличается главной ролью государства в жизни общества).

Практически, политическая культура представляет собой сочетание различных субкультур, а если возникают их противостояние, то следует культурный раскол.

нормативная система политика культура общество


Список использованной литературы


1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4

Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990

Вятр Г. Социология политических отношений. - М., 1979

Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект//Политические исследования. 1991. № 6.

Общая и прикладная политология. - Под общ. ред. проф. Жукова В.И., Краснова Б.И. - М. : Изд-во МГСУ «Союз», 1997 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - 2-е издание. -М.: Международные отношение, 1995

Политология: Учебник для вузов/Под ред. М. А. Василика.- М.: Юристъ, 2001

Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов. - Под ред. Василика М.А.- М., 2001

Фарукшин М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. - 1991. -№ 4

Введение в политологию. Под ред. М.Х. Фарукшин. - М., 1992.

М.И. Шилобод. Политика и право. - М., 1995.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одним из ключевых в политологии является понятие политической культуры. Оно помогает нам охарактеризовать конкретный социум. О сути и типах политической культуры поговорим в нашей статье.

Суть понятия

Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.

Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

На формирование политической культуры влияют многие факторы:

  • исторический опыт;
  • собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);
  • сформированные в обществе политические ценности и навыки;
  • личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

Две составляющие

По мнению С. Н. Гаврова, рассматривавшего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

  • креативная (активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);
  • консервативная (стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру.

Эти составляющие не являются взаимоисключающими. Они сосуществуют, дополняя друг друга. Приведем пример из области языка. Мало кто возражает против введения в русский язык английского слова «футбол». Но и мало кто готов вообще полностью отказаться в России от русской лексики в пользу английской!

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Функции политической культуры

Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие.

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.

Типы политической культуры

Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?

Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

  • патриархальная (иначе приходская) политическая культура;
  • подданническая (или зависимая);
  • активистская (культура участия).

Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

Патриархальный тип

Люди относятся с полным равнодушием к государству в целом, не имеют представления о центральной власти и не проявляют к жизни государства никакого интереса. Напротив, общественно-политическая жизнь на местах их интересует и вызывает живой отклик. Гражданин ориентируется не на государственную политику, а на местную политическую элиту или конкретного лидера: барина, шамана, градоправителя (вспомним пословицу: «До Бога высоко, до царя далеко»).

Подданнический тип

Это, по сути, исполнительский тип. Он имеет понятие о централизованной власти, но не воспринимает себя как гражданина, способного влиять на развитие социального государства, и не ощущает потребности в таком влиянии. Это «человек из большинства», наблюдатель, но не активный участник. Человек может негативно относиться к каким-либо решениям власти, но не пытается ничего делать. Этот тип был свойственен многим гражданам СССР.

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

  • в выборах;
  • в деятельности какой-либо партии;
  • в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.

Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

Что влияет на тип политической культуры?

На этот счет есть различные мнения. Например, некоторые исследователи считают, что влияет степень доверия между гражданами. Другие усматривают связь с «западной» или «восточной» общей культурой людей, которые входят в социум.

В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

Что мы узнали?

Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 223.

Введение

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.

Политическая культура - это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.

Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

Весомый вклад в изучение политической культуры и поведения внесли Г. Алмонд и С. Верба, Л. Пай. Среди современных известных российских исследователей политической культуры следует выделить К.С. Гаджиева, А.С. Панарина, В.О. Рукавишникова, А.И. Соловьева и др.

В данной работе изучаются политическая культура и политическое поведение как ключевые детерминанты политической деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Политическая культура

Политическая культура: понятие, сущность, структура и функции

Понятие «культура» весьма многозначно и отражает широчайший набор человеческих представлений о ней. Известно более пятисот определений культуры. Не стремясь прибавить к ним еще одно, которое вряд ли будет признано самым лучшим, присоединимся к пониманию культуры как совокупности результатов деятельности людей, создавших систему традиционных для человечества ценностей материального и духовного характера. Культура, тем самым, является и «застывшей» частью человеческого общества, и, вместе с тем, совокупностью тех человеческих ценностей, которые определяют и выражают такие цели человеческого существования в истории, как Добро, Истина, Красота, Справедливость и др. Миронов В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность: размышления / В.В. Миронов // Человек и современный мир. - 2004. - №5. - С. 50-61.

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ эпохи Просвещения И. Гердер, в политическую науку - американский политолог Г. Алмонд. Политическая культура им определяется как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.

По отношению к политическим структурам политическая культура рассматривалась и как зависимая, и как независимая переменная, т. е. и как причина, и как следствие. Это означает, что политическая культура оказывает значительное влияние на существующие или формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама подвержена изменениям и влиянию со стороны политических структур.

Значительный вклад в изучение политических ценностей был внесен американским политологом Р. Инглхартом, разработавшим концепцию «бесшумной революции». Согласно ее основным положениям, наиболее устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими элементами политической культуры. Специфические сочетания этих ориентаций и настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. Основной культурный раздел начинает проходить между «материалистами» и «постматериалистами». «Материалисты» ориентированы на экономическое благополучие и безопасность государства, процветание своей семьи, сохранение собственного материального благополучия. Для них уровень жизни, законность и порядок имеют первостепенное значение. «Постматериалисты» в большей степени ориентированы на ценности нематериального характера: гарантии прав и свобод человека, самовыражение и самоопределение личности, защита окружающей среды и т. п. В отличие от «материалистов», «постматериалисты» ценят качество жизни. «Экономической и физической безопасности, - отмечал Инглхарт, - постматериалисты придают отнюдь не негативную ценность - они, как всякий, оценивают ее положительно; но в отличие от материалистов, они еще более высокий приоритет отводят самовыражению и качеству жизни». Наряду с самовыражением и качеством жизни постматериалисты особое внимание уделяют политическому участию.

Синтезируя подходы зарубежных и отечественных политологов, политическую культуру можно определить как «систему политических верований, символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие». Так, профессор Массачусетского технологического университета Лучиан Пай (1921-2008 гг.) под политической культурой понимал сочетание политической идеологии, национального характера и духа, национальной политической психологии и фундаментальных ценностей народа. Гаджиев К.С. Политология: конспект лекций / К.С. Гаджиев. - СПб.: Норма, 2009. - С. 11.

Политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом, пространственном и временном измерении. Это неформальная сторона политической системы, связанная с политической психологией, идеологией, основными ценностями общества, - субъективная сфера, образующая основание политических действий, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Ядром политической культуры является ценностно-нормативная система.

Раскроем функции политической культуры, которые отражают ее предназначение в обществе:

Функция идентификации - реализует потребность человека в групповой принадлежности (отнесение человеком себя к той или иной социальной группы);

Функция ориентации - помогает понять суть происходящих политических событий (объяснение смысла политических явлений);

Функция адаптации и социализации - способствует приобщению к навыкам политического поведения;

Функция интеграции - выражается в объединении различных социальных групп вокруг определенных ценностей;

Функция коммуникации - отражает взаимодействие субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и символов.

Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре (Приложение 1). С точки зрения совокупности позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан, политическая культура включает в себя четыре компонента:

1. Познавательный компонент. Его составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах власти, принимаемых решениях и их реализации.

2. Эмоционально-чувственный компонент. Его составляют чувства и переживания, которые испытывает человек в связи с его участием в политической жизни общества, это эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение или отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение. Сюда же входят конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь к «спасителям Отечества», разочарование по поводу невыполненных предвыборных обещаний и т.д.

3. Оценочный компонент. Его составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.

4. Поведенческий компонент. Это результат познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности. Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты, характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управлению и росту легитимации власти.

Элементами политической культуры являются политические представления, политические ценности и ценностные ориентации, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Наиболее полную характеристику структуры политической культуры мы получим при социологическом анализе ее как составной части духовной культуры общества. Структура политической культуры состоит из тех же элементов, как и духовная культура общества в целом. Первоосновой культуры любого общества является тот понятийный аппарат, который присущ мировосприятию того или иного общества, т.е. осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке.

Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Политическая символика, идеи, концепции, убеждения, верования и мифы опираются на определенную ценностно-нормативную систему, она составляет ядро политической культуры. Ценности - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к которым нужно стремиться, свойства того или иного общественного предмета, потребности, желания, интересы.

Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности.

Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Это - естественное выражение духовного богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная порядочность трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности, благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность, стойкость характера. Важные ее составляющие - развитое самосознание, творческие способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую зрелость.

Политическая культура имеет знаковый характер, который находит свое выражение в политической символике - геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль. Важными символами государства стали флаг, герб, гимн.

С точки зрения взаимодействия элементов, политическая культура общества представляет собой целостное образование. Смысловой, знаково-символический и ценностно-нормативный элементы в рамках политической культуры того или иного общества тесно связаны друг с другом, подкрепляют и подтверждают друг друга. На основе вышеизложенного можно дать такое определение политической культуры общества. Политическая культура - это часть духовной культуры общества, представляющая собой систему устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, объединенных в знаково-символических и институциональных формах, передаваемых из поколения в поколение, которые служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политических взаимодействий индивидов, общества и органов власти (Приложение 2).

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики» оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества. Можно сказать, что политическая культура, это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

Политическая культура отражает троякую способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений. Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей:

Во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение социальных изменений);

Во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида).

Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.

Выделяются три основные модели политической культуры.

Тоталитарная модель политической культуры характеризуется идеями одномерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, альтернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентацией на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления;

Демократическая (плюралистическая) политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической политической культуры являются плюрализм (от лат. «множественный») и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению);

Фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры.

Таким образом, политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения. Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А.Пронин. - М.: МИЭМП, 2005. - С. 51-55.

политический культура социальный общественный

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»