Территориальная группа. Территориальная группа человека

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Существуют «общественные объединения и некоммерческие организации, созданные по месту жительства». Или, «органы и организации территориального общественного самоуправления». В литературе по данному вопросу применяется десяток терминов, от «земства» до «соседства». Важнейший фактор связан с деятельностью на конкретной территории. Поэтому во все названия вводится понятие «территориальное». Таким образом, определяется тот вид «социальных групп», «сообществ» и «общин», которые имеют отношение к территориальному общественному самоуправлению. Сами «социальные группы», «сообщества» и «общины» выделяют по наличию или отсутствию у данной группы цели. Предположим, у конкретной группы какая-либо общая цель отсутствует, то есть группа еще не осознала себя как группа и существует только в описаниях внешних исследователей.

Например, на конкретную территорию пришел социолог и для удобства проведения исследования выделил категорию людей со средним доходом «Х» (или с определенным количеством детей, или определенного возраста и т.д.). Он зафиксировал наличие данной социальной группы, обращаясь к своим профессиональным средствам. Если это хороший социолог, то для выделения социальной группы он использовал не один, а несколько признаков. Сути это не меняет. Понятно, что каждый человек одновременно входит в разные социальные группы, при этом, не отдавая себе в этом отчет. Понятно, что у каждой такой группы есть какие-то общие интересы. Например, все владельцы собак заинтересованы в наличии площадок для выгула животных. Но один из них решает эту проблему путем вступления в клуб собаководов, другой гуляет со своей собакой в ближайшем лесу, третий на ближайшей детской площадке. То есть -- мы можем констатировать на данной территории наличие определенной социальной группы и не более того.

С другой стороны, вполне возможна ситуация, когда владельцы собак объединятся и начнут предпринимать какие-либо действия по созданию такой площадки на территории своего района. У них появится общая цель (площадка для собак), и они начнут предпринимать действия для ее осуществления. В этом случае «социальная группа» начинает преобразовываться в «сообщество». В ходе процесса преобразования внутри сообщества обязательно появляется четкая структура. Причем обязательно возникнет формальная структура. Возникают некие общие правила (законы), сознательно признаваемые всеми членами сообщества. Разрабатывается общий план действий. Сообщество может либо добиться своих действий, либо нет. Если оно не добивается своих целей, то оно либо перестраивается, прилагая новые усилия для достижения своих целей, либо распадается, возвращаясь к статусу социальной группы.

Наиболее активные члены сообщества, как правило, входят в какие-либо другие сообщества. Если сообщество достигает своих целей и получает удовлетворяющий его результат, опять возможны два варианта. Сообщество ставит перед собой новые цели и начинает их добиваться, развиваясь и дальше как сообщество. Сообщество начинает «консервировать» получившуюся ситуацию и это становится его единственной целью. Действительно, цели достигнуты, зачем еще что-либо менять? Все эти перемены только отодвигают ситуацию от достигнутого идеала. В результате создаются условия для преобразования «сообщества» в «общину». В процессе преобразования часто исчезает формальная структура, ее место занимает невидимый для посторонних набор неформальных связей.

Возможен вариант, когда существующая формальная структура власти только маскирует настоящие центры власти. Законы постепенно перерастают в обычаи. Все члены общины ведут себя так, а не иначе просто потому, что всем очевидно, что вести себя надо так. Как показывает практика, для того, чтобы сообщество перешло в общину, необходимо существование стабильных условий. Община приспосабливается к этим условиям наилучшим образом, но, если условия меняются, возникают проблемы. В результате община гибнет, а ее бывшие члены входят в состав различных социальных групп. Возможна и такая, довольно оригинальная ситуация, когда на конкретной территории община возникает сразу из социальных групп. Для того, чтобы такое произошло, должно возникнуть сочетание сразу нескольких условий: должна появиться внешняя сила, желающая произвести на данной территории значительные изменения, у большинства населения должен быть отрицательный опыт каких-либо перемен, у большинства населения должен отсутствовать какой-либо достижимый образ будущего. К сожалению, именно такие условия сложились в последнее время в России.

Это привело к взрывообразному росту числа общин. Все бы ничего, но назвать условия, сложившиеся в нашей стране, устойчивыми, наверное, ни у кого язык не повернется. В результате можно констатировать, что люди просто пытаются отгородиться от действительности, надеясь пересидеть переходный период за стенами общины. Наша страна сейчас переполнена примерами социальных резерватов. Самым громким примером такого резервата из уже рухнувших можно назвать, наверное, Ульяновскую область с ее попытками законсервировать советскую власть.

Но (к счастью или к сожалению) стабильных, не меняющихся условий не будет теперь очень долго. Современные тенденции развития цивилизации заставляют сомневаться в том, что они вообще когда-нибудь возникнут. Из этого можно сделать довольно печальный вывод, что все попытки законсервировать прежние условия обречены на неудачу. Из сказанного можно сделать вывод, что органам местного самоуправления, прежде чем начинать формировать планы работы на конкретной территории, имеет большой смысл выяснить, существуют ли там какие-либо общины. Наличие крепких общин может серьезно затруднить любую работу по переустройству данной территории. То есть, если у вас существуют две территории, положение на которых по всем внешним признакам скоро должно стать катастрофичным, и есть деньги на спасение только одной территории, то стоит проверить, есть ли на этой территории общины. Территории, на которых общины существуют, способны какое-то время выживать самостоятельно. Не менее важно выяснить, есть ли на этой территории действующие сообщества. Наличие сообщества, ставящего себе цели совпадающего с планами органов местного самоуправления, способно резко облегчить работу, взяв на себя выполнение части работ и, таким образом, резко увеличить ее эффект. С другой стороны, наличие сильного сообщества, планы которого не совпадают с планами органов местного самоуправления, способно сделать выполнение этих планов невозможным. И, наконец, если на вашей территории отсутствуют необходимые вам сообщества, то может быть имеет смысл их создать? Поэтому совсем неплохо знать, какие социальные группы существуют на вашей территории.

этнический общность нация духовный

Группа людей, проживающих на определенной географической территории.


Смотреть значение Территориальная Группа в других словарях

Группа — ж. нем. чета, купа, кучка; связь, сноп, цепь; грезд, грезно; кружок, толпа. | В худож. несколько предметов, образующих одно целое, общее. | Растение Symphitum offic. свербигуз, живокость,........
Толковый словарь Даля

Группа — группы, ж. (нем. Gruppe). 1. Несколько предметов или людей, находящихся поблизости друг к другу. островов. деревьев. Рабочие расходились группами. 2. Совокупность лиц, объединенных........
Толковый словарь Ушакова

Группа Ж. — 1. Несколько человек, животных, растений, предметов, находящихся вместе, близко друг от друга. 2. Совокупность лиц, объединенных общей профессией, деятельностью, общностью........
Толковый словарь Ефремовой

Группа — -ы; ж. [нем. Gruppe]
1. Несколько предметов или людей, животных, находящихся вместе, близко друг от друга. Г. строений, островов, картин. Г. всадников, бойцов. Г. дельфинов, китов.........
Толковый словарь Кузнецова

Джаз-группа — -ы; ж. Вокально-инструментальный ансамбль, исполняющий джазовую музыку.
Толковый словарь Кузнецова

Автономия Национально-территориальная — - одна из разновидностей (форм) самоуправления национальностей, обеспечивающая более или менее самостоятельное осуществление государственной (автономная республика)........
Политический словарь

Группа — - совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения, объединенные любым общим признаком: общим пространственным........
Политический словарь

Группа Давления — - представляют собой внешние по отношению к власти организованные группы, не стремящиеся к овладению властью и ограничивающиеся воздействием на нее.
Политический словарь

Группа Интересов — - группы индивидов, не являющиеся политическими партиями, но стремящиеся влиять на правительство различными способами. Они создаются для реализации интересов конкретных........
Политический словарь

Группа Референтная — - социальная или политическая группа, система ценностей и норм которой являются для личности эталоном. Термин "Г.р." введён в науку американским социологом Г.Хайменом,........
Политический словарь

Малая Группа — - группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной........
Политический словарь

Национальная (этническая) Группа — - совокупность людей определенной национальности, проживающих в инонациональной среде за пределами своей этнической территории, т.е. района исторического проживания........
Политический словарь

Административно-территориальная Автономия — - один из способов децентрализации государственный власти в унитарном государстве.
Статус субъектов А.-т.а. выше, чем у обычных административно-территориальных........
Экономический словарь

Административно-территориальная Единица — - структурная
часть (
элемент) административно-территориального устройства. А.-т.е. не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении........
Экономический словарь

Андская Группа — (Grupo Andino) образована в 1969 г. на основе Картахенского соглашения как субрегиональное объединение внутри Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Создание........
Экономический словарь

Арабская Страховая Группа страховая компания, созданная Кувейтом, Ливией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Действует с 1980 г. Штаб-квартира в Бахрейне. Проводит операции по страхованию и перестрахованию........
Экономический словарь

Аудиторская Группа — Один или несколько аудиторов, проводящих
аудит(2.1), к которым при необходимости могут быть добавлены технические
эксперты (2.18).
Примечание 1. Один из аудиторов........
Экономический словарь

Аффилированная Группа Инвестиционного Фонда — См. Группа аффилированная инвестиционного фонда
Экономический словарь

Банковская Группа — Банковской группой признается не являющееся юридическим
лицом
объединение кредитных организаций, в котором одна (головная)
кредитная организация оказывает........
Экономический словарь

Группа — англ. group несколько компаний, фирм находящихся во владении или под общим
управлением одного или нескольких лиц.
Экономический словарь

Группа (group) — Материнская
компания со всеми ее дочерними компаниями.
Экономический словарь

Группа 10 — GROUP OF 10Группа МВФ, созданная в 1962 г. в связи с принятием Генерального соглашения о займах (General Arrangements to Borrow), в соответствии с к-рым правительства восьми стран - членов........
Экономический словарь

Группа 24 — GROUP OF 24Группа создана в Лиме в 1972 г. на встрече Группы 77 для представления интересов развивающихся стран на переговорах по международным валютным проблемам. , официально........
Экономический словарь

Группа 5 — GROUP OF 5Группа
МВФ в составе стран - членов МВФ, чьи валюты образуют специальные
права
заимствования (валютную корзину. - Прим. науч. ред.): Франция,
Германия,........
Экономический словарь

Группа 7 — GROUP OF 7Группа МВФ, состоящая из промышленно развитых гос-в, чьи главы ежегодно проводят встречи в верхах по экон. вопросам. В их числе Канада, Франция, Германия, Италия,........
Экономический словарь

Группа 77 — группа развивающихся стран, выступающая в международных
организациях, и прежде всего в
Организации Объединенных Наций (ООН) и
ЮНКТАД, с позиций защиты своих........
Экономический словарь

Группа Андеррайтеров, Гарантийный Синдикат — Временная
ассоциация инвестиционных
банков, организованная лидирующим инвестиционным банком (investment banker) для размещения нового
выпуска (new issue) ценных бумаг.........
Экономический словарь

Группа Аффилированная Инвестиционного Фонда — управляющий и все учредители, акционеры данного инвестиционного фонда, не владеющие контрольным пакетом акций.
Экономический словарь

Группа Банковская — союз нескольких
банков, объединившихся для реализации совместных проектов в кредитовании, расчетно-кассовом обслуживании, размещении ценных бумаг и т.д.
Экономический словарь

Группа Бухгалтеров-экспертов Ес, Исследовательская — -
группа, сообщающая о проблемах бухгалтерского
учета, в частности, по проектам директив. Ее функции перешли к Федерации европейских бухгалтеров-экспертов.
Экономический словарь

Рис. 21. Социально-территориальная структура Российской Федерации

Социально-поселенческая подструктура формируется на основе следующих типообразующих признаков поселения.

Численность населения , или людность . С одной стороны, людность поселения предопределяет степень пространственной концентрации человеческих масс, богатство информационной среды, меру формализации социальных контактов, возможности дружеского и профессионального общения, образования семей и т.д. С другой стороны, она служит базой определения нормативного уровня развития социальной инфраструктуры. Чем больше людей живёт в поселении, тем более широкий круг учреждений обслуживания оно в принципе может иметь и тем выше может быть их ранг. Так, согласно существовавшим нормам, на строительство детского сада может претендовать поселение, имеющее не менее 500 жителей, кинотеатра - не менее 3 тысяч, театра оперы и балета - не менее миллиона жителей.

Социально-демографический состав поселенческой группы отражает её сбалансированность по полу и возрасту, способность к естественному самовоспроизводству (или, напротив, потребность в систематическом пополнении извне за счёт миграции), семейный состав населения, его структуру по образованию, квалификации, соотношение лиц разных национальностей и разных культурных традиций. Качественный состав жителей определяет социально-психологический климат в поселении, господствующие нормы поведения, традиции, образ жизни. По этому признаку различаются, например, города разных масштабов (крупные или малые), неодинаковой специализации (скажем, научные или шахтёрские). Большие различия наблюдаются и между городом и селом.

Административный статус , присваеваемый каждому поселению, разделяет, во-первых, сёла и города, во-вторых, их конкретные типы. Города разделяются на категории в зависимости от того, каким органам управления они подчиняются: районным, областным, республиканским, или федеральным. Административный статус сёл определяется тем, являются ли они центрами районов или не выполняют функций центральности. От административного статуса зависят масштабы капитальных вложений в развитие производственной и социально-бытовой инфрастуктуры поселений, темпы и эффективность их социально-экономического развития. Например, столицы республик развиваются намного быстрее, чем областные центры,имеющие аналогичную численность населения.

Производственный профиль поселений отражает емкость и профессионально-отраслевую структуру системы рабочих мест в общественномпроизводстве, атакже социальную ценность этих мест (уровень оплаты труда, его условия,тяжесть,возможность получения жилья, мест в детских учреждениях и т.д.).Этот признак дифференцирует,во-первых,многофункциональные поселения с высокой емкостью и большим отраслевымразнообразием рабочихмести многоотраслевые поселения,предъявляющие спрос на труд по ограниченному кругу профессий,во-вторых, отраслевые поселения разного профиля (сельскохозяйственные,лесозаготовительные, шахтерские, строительные, научные и т.д.). Обеспеченность разных поселенческих группрабочими местами в общественном производстве различается очень сильно.В крупнейших городах можно в принципе найти работу по любой специальности, соответственно очень широк круг профессий, выбираемых здесь молодежью. Напротив, в небольших городах, поселках и на селе выбор рабочих мест в ряде случаев ограничивается несколькими профессиями. Так в небольших деревнях, не имеющих регулярных транспортных сообщений с более крупными центрами, почти все мужчины становятся трактористами, механизаторами или скотниками, почти все женщины - доярками, телятницами или полевыми рабочими. Производственная сфера некоторых поселений фиксирована преимущественно на потреблении мужского труда (например, воинские поселения, отдельно дислоцированные боевые части, заставы и т.п.), других - на потреблении женского (например, знаменитые “города невест” на основе ткацкого производства и т.п.). Наконец есть поселения, производственная сфера которых вообще не способна обеспечить круглогидичную занятость своего населения, так что последнее вынуждено либо работать в других населенных пунктах либо “не работать” совсем, зачастую занимаясь ведением, так называемого, натурального хозяйства.

Уровень социального развития поселений выражается, прежде всего, в обеспеченности важнейшими элементами социально-бытовой инфраструктуры, в качестве общественного обслуживания населения. В качестве основных характеристик этого уровня можно выделить следующие группы: обеспеченность населения жильем; обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами; развитость бытового и социально-культурного обслуживания населения; развитость системы образования.

Местоположение поселений по отношению к транспортным коммуникациям и общественно-политическим центрам . Область реальной деятельности большинства современных людей не ограничивается рамками своего поселения (даже если это многомиллионный город). Люди ездят на работу, в учебные заведения, с целью совершения покупок, получения медицинских услуг и т.д. Между тем пространственный арсенал транспортной доступности за определенное время (например, за один час, десять часов или сутки) для поселенческих структур весьма различен. Если из Москвы за 10-12 часов можно добраться до Владивостока, то из районного города или села другой области на это потребуется на много больше времени. Соответственно дифференцируются и возможности удовлетворения потребностей населения за пределами собственных населенных мест.

Комплекс экологических условий - климатические условия, степень загрязнения воздуха и земли вредными химическими веществами, уровень радиации, качество питьевой воды, наличие зон отдыха на берегах морей, озер и рек, вблизи лесов и т.п. Совокупность этих условий непосредственно отражается на здоровье, продолжительности жизни, трудоспособности и т.п. соответствующих групп населения.

Особенности социальной политики местных органов власти . Хотя положения этой политики в основном определяются высшими эшелонами власти, то есть носят общероссийский характер, конкретная реализация их на местах не одинакова.

Социально-территориальные группы участвуют в реализации таких отношений, как размещение производительных сил, территориальное разделение труда и обмен результатами деятельности, территориальная кооперация труда, размещение отраслей непроизводственной сферы, распределение потребительских товаров и социально-культурных услуг, территориальное перераспределение национального дохода и т.п. С учетом вышесказанного можно выделить три основные функции, выполняемые социально-территориальной системой .

Первая заключается в создании территориальных условий для эффективного использования производственных ресурсов - месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных земель, рабочей силы населения и т.п.

Второй функцией является обеспечение нормальных пространственных условий жизнедеятельности - создание рабочих мест, развитие жилого фонда, социально-бытовой инфраструктуры, снабжение продовольствием и потребительскими промышленными товарами и т.п.

Третья функция выражается в социальном контроле жизненного пространства общества , а также в хозяйственном освоении территорий, не имеющих постоянного населения (тайга, степи и т.д.). В настоящее время наблюдается тенденция к большему “стягиванию” населения к транспортным магистралям и в зоны влияния крупных городов, что с точки зрения рассматриваемой функции следует оценивать отрицательно.

У территориальных групп есть три основных способа удовлетворения своих интересов :

Первый заключается в инициативе местных органов власти и учете ими просьб и требований населения;

Второй - самостоятельном (индивидуальном или коллективном) удовлетворении назревших потребностей на основе инициативного поведения населения (с разрешения властей или независимо от них и даже вопреки их позиции);

Третий способ поведения заключается в изменении места жительства, то есть в миграции. Убедившись в том, что в рамках данной территориальной общности удовлетворить свои интересы нельзя, люди переезжают из сел в города, из малых городов в крупные, из северных и восточных районов в центральные и т.д.

Большая общественная значимость социально-территориальной подструктуры обуславливает необходимость управления ее развитием, что предполагает знание социального механизма этого процесса.

Подробнее см.: Заславская Т.И.Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. С. 215-217.

Согласно мнению некоторых ученых, понятия территориальной общности и территориальной группы синонимичны, хотя эта позиция мало распространена (см.: Ткаченко А.А. Территориальная общность в системе понятий географии населения//Изв. АН СССРШ. Сергия геогр.1982. N 4. С.94-97).

Социально-территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа)/ Под ред. Т.И.Заславской и Е.Е.Горяченко; ИЭ и ОПП СО АН СССР. Новосибирск, 1982.

См.: Развитие сельских поселений:(Лингвистический метод типологического анализа социальных объектов) Под редакцией Т.И. Заславской и И.Б.Мучника.М.:Статистика,1977.Гл.4.С.74-92.

Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.

Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения». Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.

Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.

В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.

В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а се составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.

Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.

Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.

Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие. В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.

Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разнос. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.

В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы . В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.

Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.

Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.

В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие». По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает сшс более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:

  • невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
  • отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
  • наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
  • осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.

«Нынешний этап развития российского федерализма, — подчеркивает социолог, — связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа». Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.

Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.

Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.

«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, — отмечает А. А. Жириков, — воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания — в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью». И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.

В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и се субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.

Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.

Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.

В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти — федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.

Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий — сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей — с другой.

Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.

Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.

Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, — отмечают они, — а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности».

Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой

Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.

Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению обшей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.

Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения се преобразования в конфедерацию. В числе таких мер — введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ даст нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»