Черты консерватизма. Консервативная идеология

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Консерватизм (лат.) дословно означает «сохраняю», «охраняю». В широком смысле слова консерватизм – система охранительного сознания, неизменно присутствующая в любой сфере жизни: профессиональной, личной, общественной. Быть консерватором, значит: предпочитать испытанное – не прошедшему проверку практикой; известное – неизвестному; факт – выдумке; действительное – возможному; ограниченное – безграничному; близкое – далёкому; достаточное – изобилию и т.д. (М. Оукшотт). В этом широком, предельно общем значении понятия консерватизм «присутствует» в любой политической идеологии. Свои консерваторы как охранители основ, исходных принципов соответствующих теорий и доктрин есть и среди либералов, и коммунистов, и социал-демократов, и внутри религиозных учений и толкований священных текстов. Однако нас интересует консерватизм как самостоятельная политическая идеология , имеющая своё собственное лицо и содержание, своих адептов, приверженцев и последователей, стоящая на вооружении соответствующих политических партий и движений. Консерватизм как система теоретически осмысленных политических идей и взглядов отличается значительным своеобразием.

Двойственная сущность политического консерватизма

С одной стороны (назовём её «охранительной» ), политический консерватизм – это система охранительного сознания в отношении к испытанному исторической практикой и доказавшему свою надёжность устройству общества и институтам власти. Так как для каждой исторической эпохи характерна своя устоявшаяся система власти, консерватизм время от времени вынужден менять свою идейно-политическую ориентацию. В этом отношении его называют «идеологическим хамелеоном», меняющим свою политическую окраску в зависимости от того, какое общественно-политическое устройство и интересы какого правящего класса он охраняет в тот иной исторический период времени.

С другой стороны (назовём её «ценностной»), консерватизм – система традиционных социальных и моральных ценностей (устоев), которые он считает главными и неизменными ориентирами и критериями общественного прогресса. Среди таких ценностных устоев консерваторы выделяют: семью, нацию, сильное государство, религию, мораль, преемственность, верность традициям, собственность, порядок, элитизм и др.

Обратим внимание: если либерализм главной ценностью считает права и свободы, коммунизм и социализм – социальные равенство и справедливость, то консерватизм такими ценностями считает прочную семью, сплочённую нацию, традиционную религию и общественную мораль, сильное государство и неприкосновенное право собственности. Это, с точки зрения консерваторов, те фундаментальные традиционные устои любого общества, по состоянию которых только и нужно судить об эффективности его политического устройства.

Двуединое единство охранительного сознания и традиционных ценностных устоев личности и общества характеризует сущность политического консерватизма, отличая его от других политических идеологий. Консерватизм – это политическая идеология, ориентированная на сохранение исторически сложившихся и испытанных форм государственной и общественной жизни, обеспечивающих поддержание и совершенствование традиционных ценностных устоев, воплощённых в семье, нации, морали, религии, государстве, собственности и порядке. Консерватизм вовсе не означает отказа от идеи развития, от каких бы то ни было изменений, нововведений в общественно-политическом устройстве и функционировании институтов власти. Его главные принципы – стабильность, равновесие, постепенное обновление , которые только и способны обеспечить обществу его будущность.

Так же как и либерализм, консерватизм весьма многолик и изменчив. Он стремится приспосабливаться к меняющимся историческим условиям.

Различают две исторические формы консерватизма :

1. Классический (феодально-аристократический) консерватизм (конец 18 – начало 20в.).

2. Неоконсерватизм, т.е. новыйконсерватизмиего многочисленные разновидности (с первой половины 20 в. и до н.в.).

Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Ключевым в понимание консерватизма как политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.

В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Сорвеменные разновидности консерватизма:
  • традиционализм;
  • либертаризм;
  • неоконсерватизм.

Либерализм — совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Выясняя существо и основные принципы либерализма , следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса — торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма — идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо.

Консерватизм и неоконсерватизм

В основе консерватизма (от лат.conservare - сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вешей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Предпосылкой возникновения консерватизма послужила Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Но в его основе по-прежнему лежали идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.

Неоконсерватизм отличает стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, соци&пьная стабильность, взаимная ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало своих приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (республиканская партия), Японии (ли- берально-консервативная), Англии (консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах.

Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, беречь) как особая политическая идеология возник в конце XVIII в. в качестве реакции на идеи Просвещения и изменения в общественной жизни, вызванные Великой французской революцией. Родоначальниками консерватизма считаются английский философ Эдмунд Берк (1729–1797) и французские общественные деятели Жозеф де Местр (1753–1821) и Луи Бональд (1754–1840).

Первое систематическое изложение идей консерватизма содержится в книге Э. Берка «Размышления о революции во Франции» (1790). Термин консерватизм был впервые употреблен в 1818 г. французским писателем Франсуа де Шатобрианом (1768–1848).

В широком смысле политическим консерватизмом считается система идей, используемая для оправдания и сохранения любой общественной структуры независимо от ее роли и значения, то есть отрицание необходимости всяких изменений какого-то сложившегося порядка. Консерватизм – это идейно-политическое течение, сторонники которого отстаивают устоявшиеся ценности и отрицают необходимость перемен.

Консерватизм Э. Берка и его последователей предполагает защиту не любых форм общественной жизни, но именно тех, которые базируются на традиционных устоях и ценностях, моральных и религиозных нормах, прошедших проверку на опыте в течение не одного столетия.

Рис. 15. Признаки консерватизма

    Ограниченность человеческого разума в понимании смысла и целей общественного развития, места и роли личности в нем. Как утверждал Э. Берк, «ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации». Либерализм в этом отношении отстаивал противоположную позицию – о всесилии человеческого разума.

    Несовершенство природы человека , в котором, несмотря на достижения цивилизации, всегда скрываются дурные качества.

    Нравственный абсолютизм , признание существования вечных, непреходящих нравственных идеалов и ценностей. Они не зависят от воли отдельного человека, а в каждом новом поколении формируются общественными и политическими институтами. Политика также должна подчиняться этим незыблемым нравственным нормам.

    Признание ведущей роли в общественных делах за некоей высшей силой (провидением, Богом), которые формируют общественный порядок во благо людей. Человек должен стараться максимально возможно постичь этот порядок и следовать ему, а не пытаться изменить, исходя из сиюминутных порывов.

    Традиционализм , основывающийся на единстве прошлого, настоящего и будущего. Прошлое – фундамент настоящего, а будущее – его продолжение. Следовательно, все действия политиков должны опираться на созданные прежними поколениями традиции и ценности.

    Политический реализм . Политическая практика должна опираться не на умозрительные, пусть и логически безупречные схемы, а на повседневную реальность, обыкновенных людей, устоявшиеся привычки и образ жизни которых нельзя резко изменить по чьему-то желанию. Опыт и привычки помогают найти более правильное решение, нежели логика и разум.

    Признание равенства людей перед Богом в области морали и отрицание возможности социального равенства. В обществе должны существовать отношения господства и подчинения, но власть следует давать наиболее достойным. Э. Берк предложил назвать такую форму властных отношений меритократией (от лат. meritus – заслуга), то есть власть наиболее достойных.

    Отрицание необходимости вовлечения в политику широких народных масс. Частные интересы важнее политических, а политика – сфера деятельности элит.

    Приоритет местных, региональных, национальных, а не общегосударственных ценностей и интересов.

Со второй половины XIX и до 70-х гг. XX вв. консерватизм и либерализм развивались во взаимодействии. В частности, либерализм взял в консерватизме идею порядка в противовес хаосу, консерватизм заимствовал положение о политическом равенстве и необходимости реформ для сохранения устойчивости общества.

Неоконсерватизм возникает как реакция на кризисные явления в экономике развитых стран последней трети XX в. В это время показали свою низкую эффективность методы государственного регулирования экономики, предлагавшиеся представителями либерального реформизма.

Формирование неоконсервативных идей в основном совпало с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р. Рейганом (1980 г.), в Великобритании – консерваторов во главе с М. Тэтчер (1979 г.), в ФРГ – блока ХДС–ХСС во главе с Г. Колем (1983 г.). Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США) и Р. Арон (Франция).

Неоконсерватизм является продуктом взаимовлияния либеральных и консервативных идей. Фактически это новое течение знаменует собой возврат к постулатам классического либерализма, подкрепляемых аргументами консерватизма. Либерализм рассматривается именно как оптимальная модель общественного устройства, базирующегося на многолетних традициях, а попытки отойти от него (неолиберализм), как утверждают неоконсерваторы, не привели к решению проблем.

Рис. 16. Признаки неоконсерватизма

Выделяют следующие ключевые положения неоконсерватизма:

    Равенство признается лишь в возможностях, но не в условиях и результатах. Существующее социальное неравенство возникло объективно и является следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей.

    Вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено , предпочтение следует отдавать частному сектору. Государство должно создавать условия для реализации личностных факторов: личной инициативы, личной заинтересованности, личных возможностей и личной ответственности.

    Социальная политика неоконсерватизма ограниченная государственная поддержка слабозащищенных и малоимущих . Получать социальные блага бесплатно могут только те, кто нуждается в них по объективным причинам (старики, инвалиды, сироты), все остальные должны зарабатывать на себя.

    Политической деятельностью имеет возможность заниматься каждый, но обладать политической властью должны только политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, призвание, специальное образование. Для избежания дилетантизма и неверных решений необходимо сделать отбор в состав политической элиты очень строгим.

    В области морали неоконсерваторы выступают за сохранение ее общечеловеческих норм и распространение их на внешнюю политику и другие страны, якобы их нарушающие (Югославия, Ирак), укрепление семьи и правопорядка, сохранение религиозных традиций.

Виднейшим идеологом неоконсерватизма в области экономики является американский экономист М. Фридмен (р. 1912) , получивший за свои разработки Нобелевскую премию по экономике в 1976 г., главный представитель монетаризма. На основе обширных эмпирических исследований он и его последователи доказали основной тезис монетаристской доктрины – уровень деловой активности и эффективности экономики определяется динамикой объема имеющейся в обращении денежной массы. Исходя из этого выводится неоконсервативная экономическая политика.

Основным ее практическим тезисом является то, что кредитно-денежная и бюджетная политика государства, разработанная в учении Кейнса, не способна существенно улучшить положение дел в экономике. Следствием такой политики всегда является устойчивая инфляция как результат роста государственных расходов и бюджетного дефицита. Кроме того, значительно увеличиваются налоги на самые доходные корпорации, что отбивает у них желание повышать предпринимательскую активность.

Фридмен и его сторонники отмечают, что в силу традиционной неповоротливости государственного аппарата возникают временные разрывы между возникновением кризисной ситуации, реакцией на нее правительства и реализацией мероприятий по преодолению кризиса. Вследствие этого соответствующие меры могут оказаться бесполезными, а иногда даже и вредными для экономики, поскольку уже не будут отвечать реальной ситуации в постоянно развивающейся экономике.

Указывая на эти обстоятельства, монетаристы призывают существенно ограничить степень государственного регулирования экономики. Правительство должно решать одну ключевую задачу – следить за обеспечением необходимого объема денежной массы путем регулирования эмиссии национальной валюты.

Для снижения роли государства в экономике монетаристы предложили провести приватизацию значительной части государственных предприятий, снизить налоги на доходы, прибыль и собственность, сократить социальные программы, пособия по безработице, отменить устанавливаемый законом размер минимальной заработной платы. Эти меры нашли практическое воплощение в 1980-е гг. в Великобритании «тэтчеризм», США («рейганомика»), в постсоциалистических странах (Польша, Венгрия, республики бывшей Югославии и др.). В монетаристском русле осуществлялись экономические реформы в первой половине 1990-х гг. в России, Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии.

Неоконсерватизм определяет социально-политические отношения в развитых странах как некую сложившуюся, устойчивую, подчиняющуюся проверенным временем традициям систему.

Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.

Система воззрений основоположников консерватизма базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных «правых». В отличие от Аллена, С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально-психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально-политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, вытекающего из культа разума и свободы.

Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:

Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю. Если какое-либо социальное явление сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность - показатель этой ценности;


Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

Общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой не свободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима;

Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума. Нет смысла полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода. Такая мудрость содержится в наследии прошлого;

Неверие в возможность социального равенства между людьми; - частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка;

Ограниченность возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты;

Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно-реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;

Незыблемость устоявшегося социального порядка, неприкосновенность привилегий высших слоев, общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);

Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка - семьи, религии и частной собственности;

Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства.

Основные политические идеи консерватизма:

Цель политики - защита статус-кво от любых поползновений революционеров;

Цель политики - выработка реформаторского типа социальных изменений;

Цель политики - поиск в прошлом таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда;

Идея защиты семьи, религии и национального величия;

Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений консерватизма и возникает неоконсерватизм.

В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриального общества - творческий труд, уникальность личности, образование. Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения в управлении, предлагается дополнить электоральный выбор выдвижением наиболее достойных (уважаемых) граждан.

Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к участию в управлении предприятиями как средству преодолеть отчуждение труда и, следовательно, стабилизации общественной жизни.-

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.

Государство для неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т. д.

Основными политическими идеями неоконсерватизма являются:

Только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;

Свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;

Классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

Главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.

Несмотря на новации в содержании, неоконсервативная идеология сохранила твердую приверженность следующим принципам:

1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев;

2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;

3) Признавая формально – юридическое равенство, он однозначно выступает против экономического и социального равенства людей;"

4) Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствованию свободной конкуренции;

5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка.

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

1. Национал-консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства. К числу приверженцев «национал-консерватизма» может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и «просвещенных патриотов» до расистов и даже неофашистов, а также «промежуточные» политические направления.

2. Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

а) против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т. к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

6) за неприкосновенность частной собственности, стихийного «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции;

в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации «социалистической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;

г) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.

3. Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений:

4. Религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества

Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Она отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндустриальному обществу.

Социальную базу неоконсерватизма составляет "новый средний класс", заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого "молодого капитала", сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.).

Несмотря на очевидную прогрессивность, неоконсерватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриализму - углубляющейся социальной дифференциации в странах Запада, потенциально чреватой социальными конфликтами; увеличивающегося разрыва в условиях жизни между Севером и Югом, который сдерживает развитие международного разделения труда и расширение рынков наукоемкой продукции.

В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита и т. д.).

Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.

Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

Социал-демократическая идеология

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

Социалистическая идеология сегодня остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.

Марксизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этой идеологии (ленинизм, маоизм, сталинизм). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство - распад мировой системы социализма.

Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ при сохранении социального мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.

К началу 90-х годов ХХ в. в мире существовало более 80 социал-демократических партий, около 30 из них - правящие (часто в коалиции с другими партиями), почти повсеместно они представлены в парламентах своих стран, 70 самых крупных и влиятельных партий объединены в Социнтерн.

Сегодня социал-демократы пристально изучают уроки поражения в практическом воплощении своей идеологии. Они считают, что в ходе дальнейшего развития теории социализма следует найти баланс между коллективистскими и индивидуальными началами общественной жизни. В целом, лидеры современной международной социал-демократии уверены в том, что социализм станет заметной силой XXI в., если сможет осилить свою идеологию и политику, которая завела социализм в ряде стран в тупик. По мере демократизации различных общественных систем радикальные, конфронтационные идеологии теряют своих приверженцев. В странах с высоким уровнем классовой поляризации населения спор различных идеологий является основой эволюции политических режимов.

Базовыми ценностями социал-демократии признаются свобода, справедливость, солидарность. Они не осуществимы без механизма демократии - политической, экономической, социальной, международной. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает «возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа», с «гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства». Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся людям. Международная демократия обеспечивает преодоление неравенства в международном масштабе, устранение тоталитарных режимов и дисбаланса в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.

Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.

Основными принципами социал-демократизма являются:

1) отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу,

который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;

2} осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;

3) признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;

4) стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.

Характерные черты социал-демократизма:

Материалистическая трактовка общественной жизни;

Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;

Гуманистический характер текущих и конечных целей, социальный коллективизм;

Исторический оптимизм.

Основные политические идеи.

Отрицание всякой диктатуры как формы политической власти;

Приверженность принципу демократического парламентаризма;

Ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;

Приоритет мирных, демократических средств достижения поставлен­ных целей;

Государственное регулирование экономики и развитие рыночных меха­низмов;

Ориентация на мирное сосуществование различных государств и их до­статочную безопасность.

Другие политические идеологии современности.

К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.

Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.

Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В-настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.

Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.

Экстремистские идеологии - неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении различных целей.

Консерватизм представляет совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествен программам политических партий, называющих себя консерваторами.

Консервативная идеология противостоит идеалам либерализма и революционного радикализма в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма состоит в оправдании традиций и социальных институтов (патриархальной семьи, церкви, аристократии и т.п.), которые считаются проявлением «естественного закона», вырастают естественным историческим путем из естественной природы человека и общества.

Консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы. Основными идеологами консерватизма являются: Э.Берк, Н.М.Карамзин, К.Н.Леонтьев, С.Будный и др.

Основными принципами и положениями идеологии консерватизма являются:

1. принцип заведенного порядка вещей как «право давности». Согласно данному принципу, общество - продукт естественного исторического развития.

2. основой гражданского общества является религия

3. основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории.

4. общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.

5. принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности.

6. принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать.

7. принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.

8. принцип «меритократии», где власть должна принадлежать «естественной аристократии», т.е. наиболее достойным людям, выходцам из различных социальных групп.

9. принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, религиозные, национальные ценности и традиции. Актуальны и важны идеи местного самоуправления.

Важно отметить, что консерватизм выступает как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя. Она выступает лишь в защиту наличных, проверенных опытом и временем социальных институтов, когда они под угрозой. Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм - установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Наиболее эффективной основой управления государством является сочетание конституции с традицией. Идеологи-консерваторы отдают предпочтение идее практического действия, философии прагматизма, приспособлению обстоятельствам, т.е. оппортунизму. Прагматизм, оппортунизм, ориентация на компромиссы - важные установки консервативного мышления.

Современное течение неоконсерватизма отождествляет теоретические идеи и практические установки классического консерватизма, однако обнаруживается разнообразие оттенков, переходных ступеней, расхождений и т.д. Практическим ориентациям неоконсерваторов при всей их противоречивости нельзя отказать в гибкости, так как нацелены они на консолидацию наций и государств на консервативной основе, объединение не только бизнеса, но также фермеров, рабочих, интеллигенции и преодоление элитарного характера старого консерватизма. Значительное место в конструкциях неоконсерваторов занимают проблемы равенства, власти, демократии, государства. В идеологии неоконсерватизма также утверждается вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, выражается убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», фактически такую, как церковь. Порядок, справедливость и свобода объявляются продуктами очень длительного развития человеческой истории. Для неоконсерватизма важна вера в многообразие, сложность и непознаваемость установившихся социальных институтов и форм жизни. Согласно их представлениям, для сохранения «здорового» разнообразия в обществе должны существовать различные группы и классы, отличающиеся своим экономическим положением и многими другими формами неравенства, так как истинное равенство возможно только перед Богом.

Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение закона и прав человека, за приоритетность принципа свободы над принципом социального равенства, за общественный порядок, который реализуется через естественную социальную иерархию и сознательное выполнение каждым своих обязанностей перед обществом и самим собой; выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, за развитие предпринимательства, за создание благоприятных условий для накопления капитала путем снижения налогов и предоставления различных льгот частному капиталу, делая ставку на личностный фактор: личную инициативу, линую заинтересованность, личные возможности и личную ответственность.

Наиболее удачной формой эффективного развития экономики неоконсерваторы считают социальное рыночное хозяйство. В наши дни неоконсерваторы отстаивают три принципа: принцип солидарности, в основе которого лежит представление о единстве труда и капитала; принцип справедливости, предполагающий «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливую заработную плату», «справедливую налоговую политику» и др.; принцип субсидиарности, который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе через социальное законодательство, налоговую политику и политику распределения доходов.

В соответствии с этими принципами человек должен сам решать свои социально-экономические проблемы, а задача государства - создать необходимые благоприятные условия для реализации частной инициативы.

Таким образом, консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А.Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию», отдельные элементы идеологии консерватизма «от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как “добразычлівасць”, “памяркоунасць”, “талерантнасць”, “разважлівасць”. Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»