Важнейшие проявления политической жизни в обществе. Понятие и признаки политики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

К основным формам проявления политической власти относятся господство, руководство и управление.

Наиболее рельефно политическая власть проявляется в господстве. Господство - это механизм осуществления власти, который принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления.

Наиболее развитая теория господства принадлежит М. Веберу. Он дал типологию форм легитимного господства, которая до сих пор остаётся доминирующей в современной западной социологии и политологии.

По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей, легитимное господство не может ограничиваться фактом политической реализации власти, оно нуждается в вере в ее законность и связано с разделением властей, с вычленением особого административного аппарата управления, обеспечивающего исполнение предписаний и приказов. В противном случае господство опирается главным образом на насилие, что и имеет место в деспотиях.

М. Вебер различает три типа легитимного господства (по их источнику).

Во-первых, это традиционный, основанный на привычном, чаще всего нерефлексированном убеждении в святости издавна принятых традиций и в законности предоставляемых ими властных прав. Эти освященные традицией нормы властных отношений указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей, они являются основой управляемости общества и послушания его граждан. Наиболее рельефно этот тип властных отношений виден на примере наследственной монархии.

Во-вторых, это харизматический тип властных отношений, который коренится в личной преданности человеку, по инициативе которого установлен порядок, основанный на вере в его особые отношения с Богом и великое историческое предназначение. Данный тип властных отношений базируется не на установленных законах и не на порядке, освященном многовековой традицией, а на харизме руководителя, которого считают пророком, гигантской исторической фигурой, полубогом, выполняющим «великую миссию». "Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании... или в парламенте, - пишет М. Вебер, - как раз означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него" .

Харизматический тип власти в отличие от рационально-легального авторитарен. Разновидностью этого типа в нашей стране была система власти в период сталинизма. В основе той власти была опора не только на силу, но и на непререкаемый авторитет Сталина, партии у большинства населения СССР. Подчеркивая преимущественно авторитарный, деспотический характер властных отношений эпохи сталинизма, вместе с тем не следует отрицать наличия даже в тех условиях элементов демократии, но, безусловно, по преимуществу формальных.

Образы харизматических лидеров М.Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, а также Соломоне, Перикле, Александре Македонском, Юлии Цезаре, Наполеоне. В XX веке сложилась своя плеяда харизматических лидеров. К этому типу лидеров можно отнести Ленина и Сталина, Муссолини и Гитлера, Рузвельта, Неру, Мао Дзе-дуна.

Харизматический тип властвования в большей мере характерен обществу, переживающему эпоху коренных перемен, революционных потрясений. С именем лидера массы связывают возможность осуществления благоприятных изменений в своей жизни и жизни общества. Слово лидера окружено ореолом непогрешимости, его произведения возводятся в ранг «священных книг», истина которых не может быть подвергнута сомнению, но харизма лидера, хотя и связана с его идеями, однако зависит она, прежде всего от эмоциональной приверженности масс. Обращая на это внимание, следует иметь в виду, что массы постоянно ждут от лидера подтверждения его особых, исключительных качеств руководителя. Повторение неудач может привести к потере лидером образа выдающейся личности. Поэтому харизматическая власть является менее стабильной по сравнению с традиционной и рационально-легальной. Об этом свидетельствует и наша современная политическая жизнь. Достаточно вспомнить начало политической деятельности М. Горбачева в роли политического лидера СССР и последние месяцы его пребывания в роли президента СССР, чтобы увидеть контраст его имиджа 1985-1987 годов и декабря 1991 года. Можно утверждать, что нечто подобное произошло и с образом Б. Ельцина, если сравнить его имидж в августе-сентябре 1991 года и его восприятие массами в 1999 году.

В-третьих, рационально-легальный тип господства, основанный на осознанном убеждении в законности установленных порядков и в правомочности определенных органов, призванных осуществлять власть. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором все подчиняются системе законов, установленных и применяемых в соответствии с определенными принципами. В современном государстве Конституция является основным законом, на котором базируются другие, менее значительные законы, решения, постановления. Именно Конституция устанавливает правила, которые обязательны для исполнения и управляющими, и управляемыми. Этот тип властных отношений основан на свободном волеизъявлении народа, выборности всех центральных органов власти, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Рационально-легальный тип власти является результатом достаточно длительной эволюции общества по пути цивилизации.

Таково современное понимание основных типов легитимного господства, выдвинутого в свое время М. Вебером. Чтобы сопоставить осуществленный анализ с первоисточником, приведем стержневое положение по этой проблеме из работы М. Вебера: "В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности... Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - «традиционное» господство, как осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет вне обычного личного дара... (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления... и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении" . И далее М.Вебер замечает, что, конечно, чистые типы господства редко встречаются в жизни.

По сути М.Вебер в своей классификации дал идеальные типы легитимного властвования, которые не следует смешивать с конкретной политической реальностью того или иного общества. Рассмотренные типы власти могут проявляться лишь частично и в сочетании друг с другом. Ни одна система властных отношений не является только традиционной, рациональной или харизматической. Речь может идти только о том, какой из перечисленных типов является основным, ведущим. Классификация М.Вебера дает работающий инструмент познания сложной и многообразной политической жизни общества и в этом ее познавательная, эвристическая ценность.

Характеризуя господство, мы отметили, что признаком господства являются иерархия и социальная дистанция между господствующим и подчиненным. Иерархия и социальная дистанция находят выражение в различиях рангов, власти, престижа, в строгих правилах этикета и обращения друг к другу. Пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией этих черт господства является табель о рангах, существовавшая с петровских времен в императорской России. Табель о рангах была универсальной системой, пронизывавшей всю российскую государственность, охватывавшей всех: от армейского офицера до консисторского чиновника, от педагога до полицейского, от дипломата до банковского служащего. В нее входила и система титулования, т.е. специального обращения к лицам, имеющим соответствующий чин. Чины 1-го и 2-го классов имели титул «высокопревосходительство», 3-го и 4-го «превосходительство», 5-го «высокородие», 6-8-го - «высокоблагородие», 9-14-го - «благородие» .

Если взять пример из нашей недавней истории, то можно привести ярко выраженные иерархические отношения на примере секретариата ЦК КПСС и Политбюро ЦК КПСС, которые описывает в своих мемуарах бывший член Политбюро ЦК КПСС Н.И. Рыжков: "Персоны... занимавшие три высшие ступеньки иерархической лестницы, являлись элитой... элитой их делало именно местонахождение, то есть упомянутые ступеньки, а вовсе не личные качества. Хотя зачастую именно личные качества выводили их на эти ступеньки... но не всегда... На верхней обитали члены Политбюро. На средней -кандидаты в члены. И на третьей - секретари. Все было для них расписано однажды и навсегда: кто с кем рядом сидит в разных президиумах, кто за кем выходит на трибуну Мавзолея, кто какое совещание проводит и кто на какой фотографии имеет право оттиснуться. Не говоря уже о том, кто какую дачу имеет, сколько телохранителей и какой марки автомашину. Кто и когда установил этот железный порядок, - неизвестно, но не нарушается он и ныне -даже после смерти партии: из ЦК ловко переполз в другие «коридоры власти» .

В нормативной, этикетной стороне иерархических отношений не следует видеть только отрицательную сторону. В демократическом государстве разумно продуманные ритуалы, кодексы поведения и прочие этикетные начала вводят иерархические отношения в цивилизованные рамки, позволяют лучше, эффективнее решать задачи властвования и управления. Лучшие умы человечества это поняли давно. Вот, например, как учил 2,5 тысячи лет назад китайский философ Конфуций: "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуалов приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости".

Формой проявления власти являются руководство и управление. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем прямого и косвенного воздействия на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответствующих полномочий у руководителей при минимальном осуществлении властно-принудительных функций. Политическое руководство проявляется в определении основных целей социальных систем и институтов, а также путей их достижения. Схематично его можно определить тремя основными положениями:

1. Политическое руководство включает постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в определенный промежуток времени.

2. Оно предполагает выработку методов и средств достижения поставленных целей.

3. Политическое руководство состоит и в том, чтобы подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить поставленные задачи. К примеру, Барак Обама, пришедший в январе 2009г. в Белый дом, произвел порядка трех тысяч назначений на посты самых разных рангов в различных административных ведомствах, с которых вынуждены были уйти, «назначенцы» Д. Буша (младшего).

Понятие «политическое руководство» обычно разграничивают с понятием «политическое управление». Последнее выражается в функциях непосредственного воздействия, которые выполняются аппаратом управления, теми или иными чиновниками, не стоящими на вершине пирамиды власти. Именно в силу существенного различия между руководством и управлением В.И. Ленин считал возможным привлечь буржуазных специалистов для осуществления функций управления в первые годы после Октябрьской революции. "Мы, - писал В.И. Ленин, - должны обеспечить завоеванную революцией Конституцию, но для управления, для государственного устройства мы должны иметь людей, которые обладают техникой управления, которые имеют государственный и хозяйственный опыт, а таких людей нам взять неоткуда, как только из предыдущего класса" .

Словом, управленческая деятельность подчинена целевым установкам, выдвинутым политическим руководством, она направлена на выбор путей, механизмов достижения поставленных целей.

Показать, что стоит за разграничением понятий руководства и управления, можно, опираясь на мемуары бывшего президента США Р.Рейгана. Так, он пишет: "Президент не в силах осуществлять каждодневный контроль за деятельностью всех своих подчиненных. Его задача - задавать тон, указывать главные направления, очерчивать общие контуры политики и подбирать способных людей для осуществления этой политики" . И далее, конкретизируя понимание своей роли как политического лидера, руководителя, избранного на второй президентский срок, он говорит следующее: "... в области внутренней политики я направлю свои усилия на сокращение федеральных расходов и преодоление дефицита бюджета, постараюсь осуществить реформу налогообложения и продолжу модернизацию наших вооруженных сил; на международной арене мои основные задачи - заключить соглашение с Советским Союзом о значительном сокращении вооружений, улучшить отношения с нашими латиноамериканскими соседями, не прекращая борьбы с проникновением коммунизма в Центральную Америку, и постараться размотать клубок противоречий на Ближнем Востоке" . И еще одно важное замечание Р. Рейгана: "Я осуществлял общее руководство политикой, но конкретную повседневную работу предоставлял специалистам" .

Таковы основные формы проявления политической власти

Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче -- получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи -- приданию политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества. Насколько это возможно? Что это такое -- «очеловечивание» политики?

Политическое проявление гуманизма

Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, кровнородственному или какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим.

Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности, В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека (см. гл. II).

Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического, экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия -- манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным законом) -- человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство.

Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное содержание. На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на независимость и создание самостоятельного государства, равноправие государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические ориентиры внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другими международными организациями.

В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Природа всегда была необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частности, между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных масштабов. Во второй половине нынешнего столетия стала реальной угроза экологической катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус важнейшего гуманистического, нравственного требования, поскольку превратилась в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого существования человеческого рода, его выживания. В экологической политике сегодня проявляется забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях.

В современном сложно организованном, противоречивом обществе с его обостряющимися глобальными проблемами, достижениями научно-технического прогресса, способными и улучшать жизнь людей, и одновременно разрушать основы человеческой цивилизации, сфера гуманизма расширяется. Из благородного дела, которым занималось ранее лишь преимущественно гражданское общество -- область приватных, частных взаимоотношений людей, -- гуманизм переходит в ранг государственной и даже мировой политики. У человеческого рода больше не существует альтернативы гуманистической политике, ибо в противном случае ситуация чревата глобальной планетарной катастрофой, дегенерацией или даже гибелью всего человечества. Насколько же реальная политика восприимчива к требованиям гуманизма и, вообще, совместимы ли политика и гуманизм?

Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество и политику прежде всего через нравственность, мораль (в русском языке эти термины обычно употребляются как синонимы) и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве.

Мораль -- особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов,

Мораль предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Хотя существует и мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная и т.п., однако обычно она либо выступает как специфическое выражение и преломление общечеловеческих нравственных принципов (например моральный кодекс врачей), либо является проявлением глубокого социального раскола общества (мораль рабов и мораль рабовладельцев, плебса и аристократии), либо представляет собой вырождение, дегенерацию нравственности («воровская мораль»), либо свидетельствует о низком уровне нравственного развития общности, не поднявшейся до осознания своей принадлежности ко всему роду человеческому («мораль» племени людоедов, хотя в этом случае правильнее говорить лишь об обычаях и нравах как о зачатке морали).

Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначения человека. Она не утилитарна для отдельных индивидов. Соблюдение ее норм и требований не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией.

В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она -- условие сохранения человеческого рода, поскольку отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, связываются с эмоциями и волей, становятся внутренними критериями оценки личностью мотивов, целей, содержания и результатов собственного поведения, а также действий других людей. Как показывает опыт истории, аморализм приводит в конце концов не только к разрушению личности, но и к деградации всего общества.

Основные нравственные ценности абсолютны. Они не выводятся из каких-либо других, более высоких экономических, политических или других ценностей. Их высший статус определяется ценностью самого человека, всего человеческого рода.

Мораль характеризует достаточно высокий уровень развития индивидуального сознания, способность человека к опосредованной собственным внутренним миром духовной мотивации своего поведения и к самоконтролю. В отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (осуждения, остракизма и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

Совесть -- это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она -- проводник гуманизма в глубинах человеческой души и в реальном поведении индивида. Она -- внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен.

Совесть составляет наиболее глубокую интимную, неповторимо личностную основу человека. Руководствуясь ею, индивид оценивает весь остальной мир, в том числе и свое поведение, от своего собственного имени, с позиций внутреннего «я». Сообразуясь с совестью, вырабатывается гуманное поведение личности.

Совесть превращает индивида из стадного животного или высокоразумной машины, робота в Человека. Религиозные мыслители нередко называют ее Божьей искрой в душах людей, позволяющей им осознать самих себя и свою ответственность перед людьми и Высшим Разумом. Человек с разрушенной нравственной саморегуляцией, лишенный угрызений совести, превращается в асоциальное, опасное для общества и других людей существо. Не случайно Гитлер, проводя человеконенавистническую политику национал-социализма, убеждал своих солдат в том, что он освобождает их от болезни, называемой совестью.

Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики. Поэтому развитая нравственная культура общества -- необходимое условие демократического политического строя.

Особенности морали как важнейшей сферы гуманистической регуляции действий человека в обществе, ее коллективный, общечеловеческий характер, абсолютный, универсальный и высший статус нравственных ценностей, внутриличностные, духовно-психологические механизмы ее влияния -- все это важно учитывать при рассмотрении взаимоотношений морали и политики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Разновидности и проявления политики

Введение

1. Сущность и значение политики

2. Разновидности политики

3. Политический режим и его виды

Заключение

Список использованных источников

внутренняя политика общество режим демократия

В ведение

Сам термин «политика» берет свои истоки от греческого слова «polis » Ї «город-государство», а также производного от этого слова «politikos » : «все, что связано с городом». Он получил распространение под влиянием одноименного трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве.

В современном же понимании - это основная организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, которая доминирует в комплексе с другими тесно связанными сферами: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. До самого XIX в. политику принято было рассматривать в контексте наук о государстве - власти институционального уровня. В Новое же время развитие политической мысли и взглядов о государстве стало причиной выделения наук о государстве и их отделению от политической философии, а также политической науки.

Данный термин содержит в себе такие значения:

· существование и функционирование государства вместе с органами государственного управления, отражающее общественный строй, а также экономическую структуру страны;

· вопросы и события общественной, государственной жизни;

· определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Таким образом, прежде всего, следует сказать, что политика -- это, так сказать, общее руководство к действиям и принятию решений, облегчающее достижение целей. В тандеме с идеологией она, побуждая к действию, направляет его на достижение цели, выполнение задачи. По сути, оставляя свободу действий, она объясняет, при помощи установления направлений, которым нужно следовать, как именно, каким способом будут и вообще должны быть достигнуты цели.

Актуальность работы обусловливается тем, что под влиянием интеграционных факторов в мире активным образом создаются предпосылки для дальнейшего сплочения национальных государств, а также создания гуманистического мирового порядка, постепенного складывания глобального гражданского общества и утверждения норм и принципов культуры мира в отношениях между народами. Такие тенденции ведут к формированию логики развития многополярного мира, подвергающегося серьезным испытаниям на прочность.

Целью работы выступает определение места и значения политики в жизни общества, а также рассмотрение её сущности и основных разновидностей.

Задачами работы являются:

Представление понятия политики;

Обозначение места политики в жизни современного общества;

Рассмотрение основных разновидностей политики.

1. Сущность и значение политики

Суть политики состоит в том, что она определяет отношения с другими субъектами политических интересов (туда входят: государства, корпорации и т.д.). В контексте государственной политики её основой является конституция, а что касается крупных многопрофильных организаций со сложной структурой, то это может быть, к примеру, генеральное планирование .

Итак, как уже упоминалось, «полис» (греч. « рьлйт » ) -- означает самоорганизацию городской общины, включающую прилегающие владения. Данная форма местного самоуправления, характерна была для Древней Греции, впоследствии получившая развитие и распространение непосредственно через Римскую империю. В связи с разрастанием существующих, появлением новых больших государств и империй принимала новое, все более важное значение политика связей с огромными территориями, а также, наряду с совершенствованием системы государственного управления, требовала маневренности политики.

Как понятие и методология, политика сложилась именно в вышеупомянутых полисах, которые выступали центрами управленческой элиты, а также средоточием различных сословий, ремёсел, искусств и школ.

Великие умы прошлого трактовали политику по-разному: «царское искусство» управления всеми остальными искусствами, такими как ораторское, искусство вести войну, осуществлять правосудие и т. д., а также как умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон). Макиавелли понимал под ней осведомленность о правильном и мудром правлении; Макс Вебер трактовал её как лидерство аппарата государства, либо влияние на данное лидерство ; Карл Маркс характеризовал политику как борьбу классовых интересов.

Современные же политологи характеризуют политику как специфическую деятельность в контексте общественных интересов, которая выражается в поведении групп общества, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, которые регулируют общественные отношения и создают как сам властный контроль, так и конкурентную борьбу за владение силой власти .

В наши дня политика значительно приблизилась по своей сути к управлению, а также к специфическим манипуляциям в довольно-таки сложной и разветвленной иерархии как элит, так и псевдоэлит. Она стал определённой частью, программой или направлением деятельности, в основе которой лежит специфический набор средств, инструментов, методов, техник несущих за собой конкретную цель - реализацию определённых интересов, направленных, в свою очередь, для достижения вполне определённых для субъекта политического процесса целей в определённой социальной среде. Ею также именуют иногда само принятие решений, либо же просто - определенный характер поведения. Самоорганизация общества дает возможность наблюдать политику во взаимоотношениях определённых групп людей, как, к примеру, в корпорациях, университетах, религиозных учреждениях.

В рамках такое науки, как политология, ведется её фундаментальное изучение, поскольку она представляет собой многоплановое социальное явление, инструмент сознательного саморегулирования общества.

2. Разновидности политики

Различными теоретическими направлениями предлагается целый ряд определений политики, в каждом из которых выделяется основной аспект политической деятельности: институциональный, юридический, психологический, социально-экономический, антропологический и т. п.

Если рассматривать политику в самом общем виде, определяя её как социальную деятельность, которая направлена на сохранение либо изменение сложившегося механизма распределения власти и собственности в обществе -внутренняя политика и мире - внешняя политика, мировая политика .

В контексте профиля или степени организации классифицируют политику на государственную (к примеру, фискальную, денежно кредитную, инвестиционную, образовательную и т. д.), военную политику, уставы политических партий и их политику, техническую политику (в промышленности) и т. п.

Зависимо от курса или направления деятельности какой-либо организации классифицируют её на: внутреннюю и внешнюю, социальную и т.п.

Политика это также:

· Своеобразное искусство правления державой и обществом;

· Систематизированный набор общественных идей, а также определяемая данными идеями целенаправленная деятельность, которая неразрывно связана с формированием связей между странами, народами, социальными группами;

· Поле деятельности государства, политических партий и гражданского общества в целом;

· Согласно Максу Веберу: это стремление к участию во власти или же влиять на распределение власти .

С течением времени мнение о политике значительно расширило свои рамки, проблема понимания политики стала достаточно актуальной, по крайней мере, политика стала предметом самых разнообразных её интерпретаций и истолкований. В наши дни время можно выделить четыре самых основных истолкований политики:

1) как взаимоотношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и классовую борьбу (коммунистическое трактование), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). Акцент на борьбе, является весьма древним, и был в свое время усилен в концепции марксизма, в частности, идеей классовой борьбы в качестве основы истории. Новое, более глубокое обоснование данная концепция политики обрела в XX в. в теории конфликтной природы политики у таких мыслителей, как К. Шмитт и Ж. Френд .

2) из первого истолкования политики логически вытекает приравнивание политики к другим политическим явлениям, таким, как, власть и её средств, в качестве которых выступает, к примеру, аппарат принуждения, а также язык, речь, символика и т.п.

3) Функциональное трактование политики (через её функции) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или же, напротив, ведение войны, тотальный контроль над обществом и человеком и т.д. По сути, перечисление функций политики с целью более полного её определения не имеет конца, а, следовательно, и никакого смысла.

4) Телеологическое (от греч. «teleos» - «цель»), или истолкование политики в контексте её целей, то есть определение её посредством еще гораздо более широкого её трактования, чем функциональное, притом ещё и очень близкого к нему.

Эти все толкования не лишены недостатков.

Решение данной проблемы наметил уже К. Шмитт, а усовершенствовали её исследователи уже нашего времени . Его толкование состоит в выделении в самой политике ее универсальной сущности, принципиального начала, что избавляет от частных, неполных и чересчур конкретных определений и перечислений, позволяя выработать гораздо более общую формулу, которая определяет ее сущность, а также содержит конкретные виды, формы и проявления.

Одной из основных разновидностей политики является внешняя пол и тика . Под нею понимается деятельность страны на международной арене, во взаимоотношениях с иными субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, партиями, международными организациями. Внешняя политика берет себе за основу экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциал государства, а их сочетание определяет возможности и мощь внешней политики .

Традиционными формами осуществления внешней политики выступает: - установление дипломатических отношений (либо наоборот - снижение их уровня, приостановка, эмбарго, и объявление войны) между государствами;

Открытие представительств государства в международных организациях;

Сотрудничество с зарубежными политическими партиями и иными организациями гражданского общества;

Осуществление и поддержание на определенном уровне взаимосвязей с другими государствами, зарубежными партиями и движениями, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в сотрудничестве и конструктивном с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

Наличие стойких связей с иностранными партнерами дает возможность государству сделать более разнообразным комбинацию методов и средств внешнеполитической деятельности, а именно:

Регулярный обмен информацией, визиты различных уровнях;

Подготовка и заключение дву- и многосторонних соглашений широкого диапазона вопросов, включая договоры конфиденциального, секретного характера;

Подготовка и осуществление частичного или полного эмбарго;

Подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий;

Внутренней политикой называется набор направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.п. деятельности государства, его структур и институтов, которые ориентированы на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.

В осуществлении целей внутренней политики государство имеет в арсенале и использует широкий диапазон средств:

Укрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории;

Налоговая (фискальная политика) со своими рычагами и механизмами влияния на экономическую систему государства;

Создание социально-престижных, а также социально-непрестижных общественных статусов при помощи экономических, пропагандистско-идеологическим и репрессивным средств;

Регулирование занятости посредством политики занятости;

Политика социального воспитания, политика в сфере образования;

Государственная политика в сфере здравоохранения и спорта;

Организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы;

Регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д.

Основой внутренней политики выступает соотношение социально-экономических укладов, которые сложились на данном этапе развития общества, а также производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, которое определяют приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития .

Военной политикой считается часть общей политики определенных социальных сил и целенаправленно созданных ими институтов власти, нацеленная на подготовку и использование средств принуждения для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей;

Для ведения войны или противодействия.

В относительно самостоятельную отрасль деятельности военная политика выделилась в XVIII - XIX вв. В наши дни в международной практике укоренился взгляд на военную политику как на одно из довольно специфических направлений системы общей политики государства, поскольку её нельзя отнести только к внешней или сугубо к внутренней политике .

Внутренняя сторона военной политики рассматривается в контексте создания аппарата принуждения и его возможного использования в решении конфликтов внутри государства. Внешняя сторона охватывает всю деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств политики в межгосударственных отношениях. Военная политика тесным образом взаимодействует со всеми её разновидностями. Следует отметить, что в условиях войны это взаимодействие принимает характер глубокой и всепроникающей интеграции.

Наиболее тесно и очевидно военная политика взаимодействует с экономической, социальной, научно-технической. Именно поэтому военную политику и следует отнести к разряду комплексных, синтезированных её разновидностей.

Геополитика, как разновидность политики, является одним из фундаментальных понятий теории международных отношений, и характеризуется местом и конкретно-историческими формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. Становление геополитики исторически связано с исследованием роли географического фактора в жизни общества, в первую очередь с концепциями географического детерминизма.

Экологическая политика имеет направленность на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов и т. д. Долгое время экология была предметом изучения естественных наук, изначально - биологических, а позже географических. В настоящее время она приковывает к себе все больший интерес, поскольку постоянно возрастает значение антропогенных факторов, обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные компоненты и природу в целом, при этом ареал человеческой деятельности постоянно расширяется, включая и глубины океанов, и космическое пространство. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей выхода из нарастающего экологического кризиса, а также обеспечения экологической безопасности . Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в том числе социально-экономических и политических, составляет суть экологической политики.

3. Политический режим и его виды

Политический режим, в первую очередь, определяет порядок отношений между государством и обществом. По мнению французского профессора Ж. Керманна, политическим режимом называется совокупность элементов идеологического, институционального, социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

В современном мире существует приблизительно 140-160 политических режимов, которые несколько отличаются друг от друга . Итак, политические режимы подразделяются, в первую очередь, на демократические и недемократические. Последние, в свою очередь, делятся на тоталитарный и авторитарный режимы.

На выбор того или иного политического режима оказывают влияние как менталитет народа, так и экономическое развитие страны. Именно политический режим отражает степень политической свободы личности в обществе и ее правовое положение.

Свое начало политический режим берет в гражданском обществе. Английский философ Т. Гоббс связывал возникновение государства с добровольным волеизъявлением граждан. Он считал, что изначально все люди были неограниченно равны и неограниченно свободны, что позволяло, так сказать, каждому как «обладать всем» так и претендовать на все. Таким образом появились зависть, вражда, злоба, люди стали истреблять друг друга. Данное состояние общества Гоббс назвал «войной всех против всех», а для того чтобы обезопасить себя, люди пришли к выводу о целесообразности заключения «общественного договора» или создания государства, которое регулировало бы отношения между ними. Следовательно, люди добровольным волеизъявлением отказываются от части своих прав.

Что касается демократических политических режимов, то на современном политическом языке термин «демократия» выступает как один из наиболее распространенных и, при этом, многозначных. Данный термин берет свое начало в Древней Греции, где он обозначал народовластие или такую форму государственного устройства, при которой народ имеет наиболее широкие права и приобщен к участию в политическом процессе. Таким образом, демократия неразрывно связана с народом, имманентна его воле и интересам.

В реальной жизни демократия выступает как сложное и многоаспектное явление, вовсе не сводясь только к политической сфере жизни общества или государства, а распространяется также и на другие сферы: экономическую, социальную, идеологическую, научную .

Именно демократия является тем политическим режимом и той формой государственного устройства, к которой стремится подавляющее большинство государств. Следует отметить, что перед странами, которые в конечном итоге отдали предпочтение демократическому развитию, возникает много не только экономических, социальных, но и политических проблем. Это, прежде всего, проблемы модернизации политической системы, приспособления к функционированию в новой среде, создания демократических политических институтов, решения гуманитарных проблем, вхождения в международные наднациональные организации и т.п. Среди проблем утверждения демократии, связанных с экономикой и политикой, Ї как правило, значительное отставание инфраструктуры рыночной экономики от уровня развития института собственности. Следовательно, рынок и капитализм не могут стать автоматическими и самодостаточными условиями для утверждения демократии .

Соотношение понятий «либерализм» и «демократия» также является, на самом деле, далеко не однозначным и смешивать эти их совсем не нужно, поскольку либерализм предпочитает волю человека перед равенством, а демократия - напротив - равенство перед волей.

При демократическом режиме нет места застою, идеология не заслоняет демократические ценности, а плюрализм является главным источником власти.

Заключение

В зависимости от того, в какой сфере политика осуществляет свою регулятивную функцию, различают такие разновидности политики, как, к примеру: экономическая, социальная, демографическая, аграрная, национальная, научно-техническая, культурная, экологическая и т. д.

В контексте направленности политики на решение внутренних и внешних задач выделяют политику внутреннюю и внешнюю . Если в нутренняя п о литика реализует отношения между субъектами внутри государства, то внешняя определяет курс государства на отношения с субъектами внешнеполитической деятельности. Говоря о международной политике, субъектами её выступают народы, государства, общественные движения разных стран. Политика имеет ряд важнейших функций для общества:

Интеграционную, которая обеспечивает целостность общественной системы, а также стабильность и порядок в обществе;

Регулятивную, которая выражает социально-значимые интересы и потребности всех слоев и групп общества, регулируя на данной основе социальные процессы, и обеспечивая цивилизованное разрешение возникающих противоречий;

Мобилизационную: определяет ресурсы и обеспечивает эффективность совместной деятельности по достижению общественно-значимых целей;

Политической социализации: включает личность в сложный мир общественных отношений, предоставляя ей возможность обрести навык активной созидательной деятельности;

Гуманитарную: обеспечивает права и свободы членов общества, гражданский мир.

Понятие "политический режим" является более объемлющим, чем понятие "государственный режим". Он включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

Список использованных источников

1. А. П. Угроватов. Политология: словарь-справочник. -- Новосибирск: ЮКЭА, 2006. -- 486 с.

2. Вебер М. Политика как признание и профессия. -- М., 1997. -- Т. 2. -- (Антология мировой политической мысли).

3. Политология: учебное пособие / под ред. В.И. Власова. - Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. - 300 с.

4. Попов А. Политические системы и политические режимы XX века. Издательство: Экзамен, 2007.- 287 с.

5. Пугачев В.П. Политология. - Издательство: Аспект-Пресс, 2007. - 448 с.

6. Политология: Учеб. пособие / О. В. Бабкина, В. П. Горбатенко, - К.: ИЦ «Академия», оригинал-макет, 2011.

7. Политология: Учеб. пособие / И.В. Волкова, Н.К. Волкова, С.Г. Галаганова и др.; Под ред. В.С. Пусько. - 3-е изд., доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

8. Хейвуд, Эвдрю. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика международных отношений. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с внутренней политикой. Проблемы становления нового миропорядка. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства.

    реферат , добавлен 13.06.2013

    Сфера политики как структурный элемент общественной жизни. Институт политических движений и партий, власти и государства. Институциональный подход к сфере политики. Взаимосвязь норм, идеалов, обычаев, традиций, определяющих политическую жизнь общества.

    реферат , добавлен 30.08.2012

    Понятие, сущность и особенности теории глобального политического прогнозирования. Использование его результатов для планирования развития страны. Применение научных предсказаний в социальной сфере. Аспекты внутренней и внешней политики государства.

    презентация , добавлен 20.11.2014

    Деятельность государства в сфере международных отношений. Национальные интересы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь. Способы обеспечения внутренней и внешней поддержки целей и задач внешнеполитической стратегии правительства государства.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Понятие политики как искусства управления государством и инструмента реализации властно значимых интересов социальных групп. Внутренняя и внешняя политика. Основные аспекты экономической, социальной, военной и экологической политики государства.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Сущность внутренней и внешней политики государства. Связь между ними. Субъекты и объекты политики, характеристика функциональных компонентов политики. Мотивация стремления человека в политику. Современная политика РФ.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2007

    Политика как явление социальной жизни, результат ее усложнения и форма проявления государства. Происхождение политики и ее сущность, основные трактовки, внутренняя структура и функции. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Понятие социальной политики. Основные функции социальной политики. Основные направления реализации социальной политики: страхование, соцзащита работников, соцмеры на рынке труда. Проблемы социальной политики России в переходный период и пути разрешения.

    реферат , добавлен 11.04.2003

    Общая направленность, содержание, принципы реализации и основные задачи внешнеполитической деятельности Украины, приоритеты в развитии ее двусторонних и многосторонних отношений. Сущность и особенности внешней и внутренней валютной политики Украины.

Политология

Учебное пособие

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 32(075.8)

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Рецензент:

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук, профессор

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

Составители:

С.Н. Уваров, Е.Н. Дербин – доценты кафедры

отечественной истории, социологии и политологии

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

В учебное пособие по политологии включены материалы, которые помогут студентам при изучении курсов «Политология», «Социология и политология».

Адресовано студентам Ижевской ГСХА всех направлений и специальностей, а также студентам других аграрных вузов.

УДК 32(075.8)

© Уваров С.Н., Дербин Е.Н., сост., 2015

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……..……………………………………………………………
Раздел 1. Введение в политологию……………………………………
Глава 1. Политика как общественное явление..…………………...
Глава 2. Аграрная политика в современной России..…………….
Глава 3. Политология как наука..…………………………………..
Раздел 2. История политических учений…………………………….
Глава 4. Политическая мысль на Востоке и Западе ……………….
Глава 5. Политическая мысль в России …………………………....
Раздел 3. Политическая система общества и ее институты ……….
Глава 6. Политическая власть...………………………………….....
Глава 7. Политическая система..…………………………………...
Глава 8. Политические режимы..…………………………………..
Глава 9. Государство как политический институт..………………
Глава 10. Политические партии и партийные системы..…………
Глава 11. Политическая элита..…………………………………….
Глава 12. Политическое лидерство ………………………………...
Раздел 4. Политические процессы и политическая деятельность... Глава 13. Политический процесс..…………………………..…….. Глава 14. Политические конфликты и способы их разрешения.... Глава 15. Выборы и избирательные системы..…………………… Глава 16. Политическое сознание и культура..……………………
Раздел 5. Мировая политика и международные отношения……... Глава 17. Современные международные отношения …………….. Глава 18. Мировая политика ……………………………………......
Термины………………………………………………………………...... Список рекомендуемой литературы …………………………..………

ВВЕДЕНИЕ



Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается учебное пособие по политологии, базирующееся на продолжительном опыте чтения лекций преподавателями в Ижевской государственной сельскохозяйственной академии и участии студентов в федеральном тестировании. Оно поможет понять, что такое политика, и какова ее роль в жизни общества.

О политике наслышаны все. Политика обладает таким свойством как универсальность, т.е. она имеет всеохватывающий характер, способна воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события, безгранично проникать в них.

В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. По М. Веберу, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.

Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями. Любой руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами. Он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий.

Миром правит информация. Именно информация позволяет нам принимать правильные решения, делать выводы, оценивать события в политической, экономической и духовной сферах нашего бытия. Вот почему современным людям так важно изучать политику.

Целью освоения дисциплины «Политология» является формирование у студентов комплексной системы представлений о предмете, структуре и возможностях политологии.

Задачи дисциплины:

Изучить теоретические основы политической науки;

Показать основные научные политологические направления, подходы и концепции;

Изучить специфику аграрной политики России и ее роль в развитии сельского хозяйства страны;

Способствовать подготовке широко образованных, ответственных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных и профессиональных проблем;

Содействовать политической социализации;

Содействовать пониманию социальной значимости своей будущей профессии;

Развить способности политического участия, толерантности;

Сформировать политическую позицию, уважение и преданность своему государству.

Изучение политологии позволит сформировать следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции:

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности;

Способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

Способность к самоорганизации и самообразованию;

Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.

Авторы надеются, что изложенный материал поможет изучить такой непростой, но увлекательный предмет, как «Политология». Для удобства изучения содержательная часть пособия разбита на разделы, каждый из которых состоит из близких по смыслу глав. В тексте жирным курсивом и подчеркиванием выделены понятия, знание которых обязательно. Каждая глава заканчивается вопросами для проверки усвоения материала и списком дополнительной литературы, которой можно воспользоваться для более углубленного изучения темы. В конце пособия располагается словарь терминов, список основной литературы и электронных ресурсов.

И предваряя основное содержание, хочется напомнить, что политику часто ругают, многие ею недовольны. Но человечество пока не придумало неполитические способы решения проблем и претворения в жизнь своих идей.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ

ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Понятие и признаки политики.

2. Происхождение политики.

3. Структура политики.

4. Виды политики.

5. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.

Понятие и признаки политики

Существует множество определений понятия «политика». В узком значении слова, которое чаще всего используется в политологии, политика (от греч. politike – искусство управлять государством) – сфера отношений между социальными группами по поводу использования государственной власти в целях реализации своих интересов и общезначимых потребностей. Другими словами, политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти.

Политика обладает рядом признаков:

Конкуренция между различными общественными группами, имеющих несовпадающие интересы и потребности;

Наличие властных отношений, с помощью которых социальные группы пытаются реализовать определенные интересы и потребности;

Непредсказуемость результата в борьбе за обладание государственной властью.

Значение и роль политики обусловлены функциями , которые она выполняет в обществе. В современных обществах политика выполняет следующие основные функции:

1) регулятивная (управленческая) функция состоит в управлении социальными процессами, регулировании общественных отношений. Политика согласовывает общие и частные интересы, предупреждает или разрешает конфликты;

2) интегративная функция политики имеет своей целью обеспечение единства и сплоченности людей в рамках политической системы;

3) дистрибутивная функция политики заключается в распределении благ, услуг и статусов.

Происхождение политики

Термин «политика» впервые ввел в широкий оборот Аристотель в IV в. до н.э. Но сама политика появилась гораздо раньше. В первобытном обществе, когда все люди были равны, политики еще не существовало. Она возникла IV-III тыс. лет до н.э. в процессе перехода от присваивающего типа хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство). В результате появились прибавочный продукт, частная собственность, новые виды деятельности. Общество разделилось по имущественному (богатые, бедные) и социальному (земледельцы, торговцы, воины и т.д.) признаку.

Многообразная структура противоречивых интересов потребовала новых средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов.

Следовательно, политика появляется тогда, когда утрачивается естественное согласие, однако существует потребность в согласованном поведении. Политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без вмешательства государства.

Структура политики

Политика состоит из субъектов и объектов. Субъекты политики – участники политического процесса, т.е. те, кто посредством власти пытается согласовать различные интересы. Для обозначения субъекта политики используют понятие актор . К субъектам политики относятся индивиды, социальные группы (политические элиты, классы и др.), политические институты (государство, политические партии и др.).

Объекты политики – общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов политики. Например, к числу главных объектов относится власть. В результате взаимодействия субъектов по поводу объектов возникают политические отношения.

Кроме того, структурно политику можно представить по-другому, и тогда в ней выделяются форма, содержание и процесс.

Форма политики отражает ее организационную структуру: институты политической системы – государство, его составные части и органы власти; партийную систему; группы интересов; социальные нормы – обычаи, традиции, законы и др., придающие ей устойчивость и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Процесс отражает характер реализации власти между различными субъектами – индивидами, группами, организациями.

Виды политики

В зависимости от масштабов и уровня осуществления политики выделяется различные виды политики:

1) мировая политика – политика между государствами, международными организациями;

2) национальная (государственная) политика – политика на уровне отдельного государства. Она в свою очередь делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя политика – это политика государства с другими государствами или международными организациями. Внутренняя политика – политика внутри государства (в зависимости от сферы общественной деятельности различают экономическую, аграрную, демографическую, научную, молодежную, военную и т.д.);

3) региональная (локальная) политика – политика, осуществляемая на местном уровне отдельными институтами политической системы, а также органами местного самоуправления и различными социальными группами (в зависимости от субъектов политики выделяют политику партии, общественно-политического движения, лидера).

Известно, что политика существовала не всегда. Долгое время люди жили без политики. Их жизнь носила общественный, а не политический характер. Это объяснялось тем, что общество было социально однородным, а людей объединяли общие интересы. В первобытном обществе при наличии примитивных орудий труда главной заботой людей было, как выжить, а выжить можно было только сообща, всем вместе. Целостность общества поддерживали обычаи, традиции, нравы, религиозные обряды и верования, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов. Но с ростом производительных сил и материального производства резко усилилась дифференциация общества: социальная, религиозная, этническая. Произошло разделение людей на классы и слои с разными, нередко противоположными, интересами и потребностями. Возникла угроза самому существованию общества. Чтобы не допустить распада общества и сохранить человеческую цивилизацию, постепенно возникают специальные институты (вожди, князья, советники, суды), высшей формой которых стало государство. Государство путём принуждения смогло снять и урегулировать имеющиеся социальные конфликты и противоречия, а также защитить население своей страны от внешних врагов. Таким образом, политика появилась как инструмент сознательного саморегулирования общества.

В древней Греции главной формой социально-экономической и общественной жизни был «полис» (город-государство), а ведение государственных и общественных дел в полисе именовалось «политикой» . В процессе исторического развития определение политики неоднократно менялось. Приведём лишь некоторые примеры в толковании этого понятия. Так, например, Платон определял политику как «искусство управления людьми». Однако ученик Платона Аристотель не согласился со своим учителем, заявив, что политика – это «обеспечение наивысшего блага граждан государства». Своеобразная трактовка политики даётся французским драматургом XVIII века Бомарше: «Политика – это искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей, выгода – её цель, интрига – средство». Прудон считал, что «политика – это наука о свободе». В.И. Ленин утверждал, что «политика – это фактическая судьба миллионов людей».

В настоящее время существуют десятки определений политики, отражающих ту или иную черту, свойство, аспект или функцию политики, включая всё богатство и сложность политики как общественного явления. Несмотря на кажущиеся различия в определении политики, это многообразие можно свести к четырём подходам.

Во-первых, политика как деятельность по достижению поставленной цели (Платон, М. Вебер, Г. Лассуэл, Т. Парсонс).

Во-вторых, политика как средство реализации интересов и потребностей людей с использованием институтов государственной власти (М. Дэбре, Б. Корчак).


В-третьих, политика как отношения людей, их организаций по поводу власти (Н. Макиавелли, В.И. Ленин, Р. Даль, К. Шмитт).

В-четвёртых, определение политики через её функции: поддержание стабильности и порядка, распределение ценностей, разрешение конфликтов, контроль над людьми (Ж.Ж. Руссо, Д. Истон, Г. Алмонд, М. Дюверже).

Все эти многообразные проявления политики позволяют выделить её главную сущность, ибо, как говорил Гегель: «сущность является, явление существенно». Сущность политики – это вопрос о власти. Любой общественный процесс, событие или явление становятся политическими лишь в том случае, если затрагивают вопрос о власти. Никакая политика не может существовать отдельно от власти, как и власть не может существовать без политики. В итоге политика это отношения и деятельность людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. Не случайно классик политической мысли М. Вебер подчёркивал, что политика – это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает».

Политика имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. В качестве её элементов можно выделить:

– субъекты и объекты политики;

– политические отношения и деятельность;

политическое сознание (это не только ценностные ориентации и установки индивидов, но и политические взгляды и теории);

– политическая власть и политический режим. Присущие политической власти принуждение и волевое воздействие придают политике характер господства и подчинения, консенсуса и сотрудничества. Политическая власть с помощью имеющихся у неё средств может влиять и даже изменять поведение не только отдельных людей и групп, но и общества в целом.

Политика в зависимости от характера, содержания и целей имеет множество конкретных форм проявления, которые условно можно разделить на две группы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика – это деятельность государства и других политических сил, направленная на сохранение, реформирование или коренное переустройство общества. К ней относится экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т. д. Внешняя политика – это деятельность государства за пределами своих национальных границ. Внешняя политика, как правило, продолжение внутренней политики. Её задача – создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития, обеспечение национальных интересов и национальной безопасности страны.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»