История России XIX–XX вв.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

А. В. Дружинин и А. Н. Островский. Фотография 1856 г.

Конец дворянского периода освободительного движения и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской литературы.

Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни-Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русской общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писателя умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии.

Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин.

Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были и . Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской стране.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. говорил, что у Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия на втором.

Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его мысли.

В романе «Кто виноват?» (1848 г.) Герцен показывает, как коверкает жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции, изображенные в романс, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей борьбы с ними н не имеют сил для этой борьбы.

Рассказы, написанные Герценом в 50-60-е годы, построены уже на западноевропейской тематике. Лучший из них «Доктор, умирающий и мертвые» основан на противопоставлении героических революционеров 1789 г. либералам 1848 г., предавшим дело революции.

Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах «Былое и думы» (50-60-е годы).

В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен - блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики.

Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889).

Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и связаны с философией Фейербаха. Однако Чернышевский сделал решительный шаг вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением Чернышевского является его диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля.

Отстаивая материалистическую точку зрения, Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь. Задача искусства состоит поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям.

Чернышевский связывает искусство с борьбой против реакционной действительности, видит главную его цель в служении идее революционного преобразования общества.

Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых эпохой демократического подъема в России.

Характерная черта творчества Чернышевского-желание связать стремления людей к разумному общественному устройству с их реальными интересами и потребностями. Это находит выражение в так называемом «разумном эгоизме», который исповедуют герои романа. Через образы новых людей Чернышевский раскрывает в романе свое представление о социалистическом будущем, отражающее влияние идей Фурье.

Среди других литературных произведений Чернышевского выделяется «Пролог» (конец 60-х годов), в котором писатель дает замечательную по глубине и проницательности критику крестьянской реформы и трусливой политики либералов. В. И. Ленин высоко ценил беллетристические произведения Чернышевского. Как указывает Н. К. Крупская, он знал «Что делать?» до мельчайших деталей.

Ученик и соратник Чернышевского Николай Александрович Добролюбов (1836- 1861) опирался в своей критике на те же революционно-демократические идеи, которые лежали в основе подхода Чернышевского к вопросам эстетики. В своих выдающихся статьях «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и др. Добролюбов выступает, по его собственному выражению, как представитель «реальной критики».

Рассматривая литературное произведение с точки зрения отражения в нем социальных противоречий, он разбирал общественные вопросы, поднятые писателями, говорил не только о литературе, но и о жизни, расширял картину, нарисованную художником, и этим помогал читателю уяснить ее общественное значение.

Такие корифеи русской литературы, как и Островский, высоко ставили истолкование их творчества, данное Добролюбовым.

Третий выдающийся критик той эпохи-Дмитрий Иванович Писарев (1840- 1868) по своему общему уровню стоял значительно ниже Добролюбова и Чернышевского. Его критические статьи появились в основном после 1863 г., когда обществснный подъем конца 50- начала 60-х годов был уже позади.

Последователь вульгарно-материалистической философии и Молешотта, Писарев все надежды возлагал на развитие научных, знаний, которые должны были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу.

Писарев считал, что художественная литература является праздной безделкой, отвлекающей людей от основной задачи - пропаганды научных взглядов. Он отрицал, например, высокую оценку, данную поэзии . Одна из статей Писарева полемически озаглавлена «Разрушение эстетики».

Но Писарев был решительным врагом феодально-крепостнического режима и прекраснодушного либерализма. Мастер боевой публицистики, он пробуждал критическую мысль, вызывал ненависть к крепостническому строю. Ленин особо отметил высказывание Писарева о мечте, которая обгоняет жизнь и освещает обществу путь вперед.

К революционно-демократическому лагерю, возглавляемому Чернышевским, примыкали два великих художника-Некрасов и Салтыков-Щедрин. «Еще Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов...», -писал В. И. Ленин.

Редактор «Современника» и «Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) был другом и единомышленником и Чернышевского. В борьбе, которую революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал сторону демократов, хотя и не всегда последовательно.

В лице Некрасова русская литература выдвинула революционно-демократического поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Гражданская тенденция его поэзии выступает у него не в виде отвлеченной декларации, она целиком вытекает из реалистического отражения жизни.

Народ изображен во многих стихотворениях Некрасова, таких, как «Мороз красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.). Поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Поэт утверждает превосходство крестьян над господами, изображает своекорыстие и жестокость бар-тунеядцев.

В его поэмах выведены и образы тех, кого Некрасов называет «народными защитниками»,-борцов за интересы народа. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему, готового пойти «на смерть за честь отчизны».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)-сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска.

Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету.

В «Истории одного города» (1869-1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы» (1875-1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощены мерзость и смрад крепостничества.

Свой художественный анализ Щедрин уточнил и дополнил в «Пошехонской старине» (1887-1889 гг.), где обработал тот же жизненный материал в форме, близкой к мемуарной.

В «Сказках» (1869-1886 гг.) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные типы русской жизни -крестьян, чиновников, господ генералов, а также отношения между.ними.

Щедрин безжалостен ко псом либеральным попыткам подчистить и подправить старый крепостнический порядок, «обличить» его второстепенные пороки, чтобы спасти основное. Насмешка над либеральными фразерами, легко уступающими свои полиции и пресмыкающимися перед крепостниками, составляет одну из постоянных тем Щедрина.

«...Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: «применительно к подлости»», - писал Ленин. Вместе с тем Щедрин, неподкупный и стойкий защитник народа, был чужд сентиментальному прикрашивай ню и идеализации «мужичка».

Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной иронией говорит он о раболепии, темноте и невежестве, которые помогают угнетателям народа.

Конституционные демократы (кадеты);

Прогрессивная партия;

Революционный радикал - демократический лагерь.

3.Революционные партии:

Сложились раньше остальных – в начале 19 века;

Имели опыт работы в подполье;

Имели широкую сеть организации по стране;

Имели военно-боевые группы;

- Партия социалистов-революционеров : эсеры, крестьянство, мелкая буржуазия города, мелкие рабочие;

- Российская Социльно-Демократическая Рабочая Партия (РСДРП):

1. Меньшевики (во главе с Плехановым);

2. Большевики (во главе с В.И. Лениным);

- Трудовая Партия – крестьянская.

ВЫВОД:

Незавершённость модернизационных реформ, нежелание Николая II и его окружения продолжать реформы, в период кризиса опереться на Государственный Думу, (создал правительство народного доверия), в итоге привела к экономическому кризису, к началу голода в городах, и к системному политическому кризису власти на фоне венных поражений.

В итоге Российское самодержавие фактически рухнуло 2 марта 1917 года. Власть перешла к временному правительству, взаимодействовавшего с системой избирательной власти рабочих, крестьян. Возникло двоевластие.

1 сентября 1917 года Россия была провозглашена Республикой до созыва Учредительного Собрания.

Тема: СССР и мировое сообщество в 20-30-е годы 20 века. Вторая мировая и Великая Отечественная война: итоги и последствия (1939-1945).

В первой половине 20-го столетия Мировое Сообщество вступает во вторую фазу индустриальной цивилизации, связанную с эффективным развитием индустрии, финансовых институтов, становлением крупных монополистических корпораций, включением науки в производство, в первую очередь развития военных технологий, использования новых видов топлива и энергии, в том числе ядерного и водородного оружия массового поражения.

Этот период связан с проявлением долговременных и среднесрочных экономических циклов, перепроизводства и необходимости смены технологий, которые предопределяли экономические кризисы мирового характера каждые 10-12 лет, и общемировые циклические кризисы каждые 40-50 лет.

Данная ситуация порождала политические международные конфликты за передел мира, сферы влияния, источники сырья. Определяла идеи мирового господства лидирующих наций, что в итоге стало причинами Первой и Второй Мировой войны, а позднее в 50-80е годы привело к ситуации «Холодной войны», определявшейся соревнованием гонки вооружений и балансированием на грани Третьей Мировой войны, с учетом использования термоядерного оружия и перспектив общемировой катастрофы.

Новое Российское Советское Государство формировалось в условиях революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.). Советская система органов власти и управления была основана, в первую очередь, не на принципах демократии и гласности, а на системе чрезвычайных органов, не только избираемых советов, рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, но и на целой системе военно-революционных комитетов, комитетов в армии и на промышленных предприятиях, комитетах крестьянской бедноты в деревнях. Новой Советской власти, её исполнительному органу, Совету Народных Комиссаров, для взаимодействия с революционными органами на местах, потребовались все имевшиеся подготовленные партийные кадры социал-демократов, большевиков и левых эсеров. Для борьбы с контрреволюцией была создана специальная организация ВЧК. Началось создание новой красной армии, на основе имевшихся красногвардейских солдатских и рабочих отрядов.

Таким образом , новая система государственной власти имела явно выраженный диктаторский, насильственный характер и выстраивалась как мобилизационная, жесткая, административно-командная система управления, основой которой являлись советские и партийные органы.

Социал-демократическая партия , с октября 1917 года, получила новое название РКП (б), во главе с Лениным и Троцким. До лета 1918 года в систему новой власти входили и левые эсеры, однако после заключения «Брестского Мира» с Германией и выхода России из войны, левые эсеры отказались его признавать и подняли мятеж (6 июля 1918 года). Мятеж был подавлен. После мятежа у власти осталась единственная партия большевиков-коммунистов, ориентировавшаяся на мировую революцию и провидение радикальных реформ социально - коммунистического характера: полная национализация всей промышленности и банков, введение продовольственной развёрстки в аграрном секторе, прямого натурального обмена между городом и деревней, отказ от рыночных механизмов, переход к реквизиционно - распределительным схемам. Это стало основой экономической политики Советского государства в период Гражданской войны (1918-1921 гг.) как политики военного коммунизма.

Раскол Российского общества в период революции и Гражданской войны привёл к формированию трех лагерей:

    радикально – революционный, во главе с большевиками-коммунистами, который возглавлял систему советской власти (красные);

2. контрреволюционный, либерально-монархический (белогвардейское движение)

3. демократический лагерь партии, представляющий средние слои населения (мелкую буржуазию города и деревни, социал-демократы, меньшевики, правые социалисты-революционеры, трудовики).

Причинами углубления Гражданской войны стали :

Роспуск большевиками Учредительного собрания (5 января 1918 года), в связи с непризнанием депутатами основных декретов;

Заключение большевиками «Сепаратного Мира» с Германией и выход Советской России из войны.

Практически в 1/3 крупнейших городов Советская власть была установлена бескровно.

Развернувшаяся Гражданская война затронула все слои гражданского общества. Основой противостояния стали белый и красный лагеря. Война шла на девяти фронтах, продолжалась до 1920, а на территории Сибири и Дальнего Востока до 1922 года.

После завершения Первой Мировой войны, Гражданская война была осложнена иностранной военной интервенцией 18 государств (Англия, Франция, Польша, Япония).

В результате, используя политику «военного коммунизма», привлекая на свою сторону большую часть крестьянского населения, при опоре на рабочий класс и радикальную интеллигенцию, коммунистическая партия и Советское правительство сумели организовать мощную красную армию, карательные органы.

В итоге к началу 1921 года, на большей части территории, Гражданская война была завершена, к 1922 году из Мурманска и Владивостока ушли последние войска интервентов и эмигрантов.

Всего более 2,2 млн. эмигрантов покинуло Российскую Империю, а общие потери составили 7-9 млн. человек. В военных действиях погибло около 1 млн., остальные – красный и белый террор, эпидемии, голод.

Однако победа Советской власти означала, что большая часть населения России – крестьянство и рабочий класс поддерживало Советскую власть и новую идеологию социалистического пути развития.

Таким образом - это был очередной ответ Русской Цивилизации на вызов, связанный с дальнейшей модернизацией Западного общества, поражением в войне и крахом бывшей царской Российской Империи.

Советское государство и общество фактически стало своеобразным ответом и особым вариантом индустриальной модернизации, с учетом характерных особенностей и социальных ожиданий почвенных слоев Российского общества, которую провела, в 20-80е годы, Новая Советско-партийная элита и государственная бюрократия. Фактически это стало Российским социалистическим ответом на вызов западной цивилизации.

С 1921 по 1929 года, при указании Ленина, Советская Россия отказалась от «военного коммунизма», использовала НЭП, и в связи с началом нового Мирового кризиса (1923-1933 гг.), Советское правительство отказывается от НЭП (а) и переходит к другому варианту социалистической модернизации (1929-1940гг.):

Проведение и завершение новейшей технической индустриализации,

Полная реорганизация аграрного сектора,

Коллективизация,

Создание колхозов и совхозов,

Культурно-образовательная революция.

В 1936 году принята новая Конституция СССР, где были закреплены первые итоги социалистического строительства.

Революционно-демократический лагерь.

Социальной опорой политических партий, составляющих революционно-демократический лагерь, были рабочие, крестьяне, ремесленники, мелкие торгово-промышленные служащие, интеллигенция.

Интересы рабочих и крестьян представляли в России прежде всœего социал-демократические и неонароднические организации. Осенью 1895 года всœе марксистские круги были объединœены в единую политическую организацию под руководством Ленина, явившуюся зачатком пролетарской партии. В декабре организация приняла название "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Начало партии положил маленький съезд, состоявшийся в Минске в марте 1898 года. 1 декабря 1900 года вышел из печати в Штудгарте первый номер партийной газеты "Искра".

На втором съезде РСДРП произошел раскол на два политических течения - большевиков и меньшевиков.

Разногласия возникли по вопросу о построении партии. Ленин настаивал на создании сверхцентрализованной фактически авторитарной "вождистской" партии, тогда как будущий лидер меньшевиков Ю.Мартов представлял ее себе в виде более широкой демократической организации. Раскол между большевиками и меньшевиками означал, что РСДРП встретила первую русскую революцию ослабленной и растерянной.

В 1905 году большевики организовали в Лондоне исключительно большевистский съезд (третий). Все прежние выдающиеся деятели партии, кроме Ленина перешли в лагерь меньшевиков (Аксельрод, Мартов, Потресов, Плеханов). Когда возникли первые Советы народных депутатов (Иваново-Вознесенский, Петербургский), то роль большевиков в них была едва заметной и незначительной.

В 1906 году была предпринята попытка объединœения, но затем вновь стали раздаваться взаимные обвинœения.

Самой крупной и влиятельной из непролетарских партий была партия социалистов-революционеров (эсеров). В период революции эсеры насчитывали в своих рядах свыше 60 тысяч человек (не считая многочисленного слоя сочувствующих).

Ведущими деятелями эсеровской партии в 1905-1907 годах были: ее главный теоретик Чернов, Савинков, бывший участник народнического движения Натансон, Брешко-Брешковская, Рубанович. Эсеры продолжали верить в прирожденный коллективизм крестьян, связывая с ним свои социальные устремления. Социалисты-революционеры привлекали к себе крестьян главным образом своей революционной аграрной программой. Οʜᴎ предлагали конфисковать помещичьи земельные владения, изъять всœе земли из товарного обращения, превратить их в общенародное достояние и поделить поровну между всœеми, кто хочет и может обрабатывать землю личным трудом. Программа эсеров включала в себя типичные для революционной демократии требования республики, политических свобод, национального равноправия, всœеобщего избирательного права.

Эсеры не были единым течением. Их левое крыло, выделившееся в 1906 году в самостоятельное -"Союз социалистов-революционеров - максималистов" высказывалось за "социализацию" не только земли, но и всœех заводов и фабрик. Правое крыло ограничивалось требованием отчуждения помещичьих земель за "умеренное вознаграждение" и замены самодержавия конституционной монархией. Специфической особенностью эсеровской тактики унаследованной от народовольцев был индивидуальный террор, направленный против представителœей царской администрации. Всего в 1905-1907 годах эсеры провели 220 террористических актов. Жертвами стали 242 человека, из них убито 162 человека. Не приходится говорить о моральной стороне дела, ведь революционеры практически вершили самосуд, хотя и оправдывали свои действия интересами народа и революции.

Другой разновидностью мелкобуржуазного революционаризма был анархизм. Анархисты (их главным идеологом был Кропоткин) отрицали крайне важно сть планомерной работы по политическому воспитанию и организации масс, революцию понимали как всœеобщий коммунистический переворот, означающий скачек из буржуазного мира насилия и угнетения в общество полного равенства и справедливости, где нет классов и государства. По этой причине буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия казались анархистам не более чем кратковременный, не имеющий какого-либо самостоятельного значения эпизодом в борьбе за царство свободы. Отсюда вытекала и их тактика, стержнем которой были террористические акты, экспроприации, полное отрицание парламентаризма и пренебрежение к демократическим свободам. Анархистские организации ("Хлеб и воля", "Черное знамя", "Бунтарь", "Безначалие" и др.) формировались преимущественно из экстремистки настроенной части мелкобуржуазных слоев города и деревни, деклассированных элементов, а также из отдельных представителœей рабочих, студентов, учащихся, недовольных существующим строем, но недостаточно представляющих себе, как с ним бороться.

Революционно-демократический лагерь. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Революционно-демократический лагерь." 2017, 2018.

Консервативный лагерь в революции

В ноябре 1905 г. возникла главная помещичье-монархическая партия “Союз русского народа”. Николай II назвал этот Союз “надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем”. Наиболее видными деятелями Союза были доктор А.И. Дубровин (председатель), бессарабский помещик В.М. Пуришкевич, курский помещик Н.Е. Марков. Среди довольно разветвленной сети правительственного лагеря следует отметить такие, как “Союз русских людей”, “Русская монархическая партия”, “Общество активной борьбы с революцией”, “Народно-монархическая партия”, “Союз русских православных людей”. Эти организации называли черносотенными. В основе их программ лежали незыблемость самодержавия, привилегированное положение православной церкви, великодержавный шовинизм и антисемизм. Для привлечения на свою сторону рабочих и крестьян они выступали за государственное страхование рабочих, сокращение рабочего дня, дешевый кредит, помощь крестьянам-переселенцам. К концу 1907 г. черносотенцы, прежде всего “Союз русского народа”, действовали в 66 губерниях и областях, а общая численность их членов составляла более 400 тыс. чел.

Ведущие партии революционно-демократического лагеря - это Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Состоявшийся в Минске в марте 1898 г. I съезд РСДРП лишь провозгласил создание РСДРП. Не имея ни программы, ни устава, партия существовала и действовала разрозненно, в виде отдельных организационно не связанных между собой кружков. После большой подготовительной работы российских социал-демократов, продержавшихся в общей сложности свыше 5 лет, был подготовлен II съезд РСДРП. Съезд состоялся в июле - августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне, и носил, по существу, учредительный характер. Главная задача съезда - принятие Программы и Устава партии.

Партийная программа состояла из двух частей: программы-минимум и программы-максимум. Программа-минимум рассматривала ближайшие политические задачи: буржуазно-демократическая революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику. Определялись три группы вопросов, подлежащих решению после выполнения ближайших политических задач: 1) политические требования (равное и всеобщее избирательное право, свобода слова, совести, печати, собраний и объединений, выборность судей, отделение церкви от государства, равноправие всех граждан, право наций на самоопределение, уничтожение сословий); 2) экономические требования рабочих (8-часовой рабочий день, улучшение экономического, жилищного положения и др.); 3) аграрные требования (отмена выкупных и оброчных платежей, возвращение земельных отрезков, отнятых у крестьян в ходе реформы 1861 г., учреждение крестьянских комитетов). Программа-максимум определяла конечную цель социал-демократии: социальная революция, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества.

Ведущими партиями выступали социал-демократы, делившиеся на фракции большевиков и меньшевиков, социалисты-революционеры (эсеры), а также национальные партии социал-демократического и социал-революционного направлений.

Основные положения, определившие курс партии большевиков в первой российской революции, были сформулированы В.И. Лениным в его произведениях: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», а также в решениях II съезда РСДРП, в работах, написанных В.И. Лениным накануне и в ходе революции, особенно в его произведении «Две тактики социал-демократии в демократической революции».

На основе анализа социально-экономической обстановки, особенностей классовой структуры российского общества большевики определили революцию 1905–1907 гг. по ее характеру и содержанию как революцию буржуазную, направленную своим острием прежде всего против абсолютизма, на ликвидацию остатков крепостничества. Это была революция, которая по своим целям не выходила за рамки буржуазного общественно-экономического строя.

Давая мощный толчок дальнейшему развитию капитализма в России, предстоящая революция, заявляли они, объективно выражала интересы буржуазии. В этом было ее сходство с буржуазными революциями Западной Европы. Однако, признавая буржуазный характер революции 1905–1907 гг., ее сходство с буржуазными революциями Западной Европы, большевики выделяли ее существенные отличительные черты, обусловленные новой исторической обстановкой.

Характерную особенность первой российской революции они видели в том, что она была подлинно демократическая, глубоко народная революция, вызванная потребностями всего народа, который в лице пролетариата и крестьянства выступал ее движущей силой.

Вторую особенность революции 1905–1907 гг. большевики видели в том, что ее руководителем и вождем выступал пролетариат как самый передовой революционный класс общества.

В революциях Западной Европы гегемоном всегда выступала буржуазия. Прогрессивная роль, которую играла буржуазия в период своего восходящего развития, делала ее активным борцом против феодальных порядков, за демократические свободы. В новую же эпоху, когда пролетариат сложился в самостоятельную силу, буржуазия, по мнению большевиков, уже объективно не могла выступать в роли гегемона в борьбе за буржуазно-демократические свободы.

Антагонизм между российским пролетариатом и буржуазией стал гораздо глубже, чем это было не только во Французской революции 1789 г., но и в революциях 1848 и даже 1871 г. на Западе, и поэтому буржуазия будет больше бояться пролетарской революции, скорее бросится в объятия реакции. Русский пролетариат, с точки зрения большевиков, был несравненно сильнее, организованнее и сознательнее, и заставить его отдать плоды своей победы не удалось бы. В своей оценке большевики исходили из того, что в российской буржуазно-демократической революции буржуазия уже неспособна была на последовательный демократизм и с самого начала революции помышляла о сделке, соглашении с самодержавием, результатом чего была бы какая-нибудь «куцая конституция».

Выступая как оппозиционная сила по отношению к царизму, русская либеральная буржуазия хотела избежать решительной ломки старых порядков и сохранить некоторые остатки старины как опору против революционного народа. Экономическая слабость русской буржуазии, зависимость ее от правительственных заказов, страх перед революционностью русского рабочего класса – все это заставляло стремиться либеральную буржуазию к сохранению монархии с ее натренированным карательным аппаратом, в котором она видела защиту против дальнейшего развития революции.

Исходя из этих оценок русской либеральной буржуазии, большевики делали вывод, что она не могла быть руководителем революционной борьбы народных масс. Они считали, что российский пролетариат более, чем другие классы общества, заинтересован в наиболее полном решении задач буржуазно-демократической революции, так как этим он приближает победу социалистической революции и установление своего политического господства. Всевозможные остатки старины, крепостничества и прежде всего самодержавие мешали свободному развитию пролетарского движения. Для того, чтобы перейти к социалистической революции, свергающей власть капитализма и устанавливающей диктатуру пролетариата, по мнению большевиков, надо было сначала расчистить путь для наиболее широкого и беспрепятственного развития классовой борьбы пролетариата с буржуазией за социализм. Надо было подготовить для этой цели пролетариат – организовать сотни тысяч рабочих по всей России, воспитать социалистическое сознание в широких рабочих массах, что можно было сделать только в ходе открытой классовой борьбы. Поэтому буржуазно-демократическая революция является для пролетариата необходимым этапом в его борьбе за социалистическую революцию. Большевики считали, что положение пролетариата как класса делало его последовательным революционным борцом за демократию, вызывало его непреклонную решимость довести буржуазно-демократическую революцию до конца.

В силу этого первая российская революция была не обычной буржуазной, считали большевики, а крестьянско-буржуазно-демократической революцией, так как в ней участвовали десятки миллионов крестьян, а аграрный вопрос был «гвоздем» этой революции. «Одна из главных отличительных черт революции состоит в том, что это была крестьянская буржуазная революция в эпоху очень высокого развития капитализма во всем мире и сравнительно высокого в России». Большевики исходили из того, что крестьянство было кровно заинтересовано в ликвидации помещичьего землевладения, в уничтожении всех остатков феодально-крепостнических пут, тяжким бременем давивших его.

С целью вовлечения крестьянства в революцию большевики на III съезде партии приняли решение о поддержке всех революционных требований крестьянства, вплоть до конфискации помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель.

Исходя из стратегической установки в революции, большевики наметили свою тактику, которая определялась решениями III съезда РСДРП:

1) подготовка и проведение вооруженного восстания;

2) в случае победоносного народного восстания установление в стране власти временного революционного правительства, которое должно было осуществить ближайшие политические и экономические преобразования программы минимум;

3) допустимость участия в нем уполномоченных РСДРП;

4) необходимость разоблачения средствами пропаганды и агитации реакционной «цели правительственных уступок»;

5) «безусловную невозможность для самодержавия дать удовлетворительную пролетариату реформу…»;

6) «организацию отпора выступлению черных сотен и всех вообще реакционных элементов, руководимых правительством».

В стратегических и тактических установках большевиков, в том числе и призыве к вооруженному восстанию, просматривается тенденция к максимальному ускорению революционных событий, тогда как объективные и субъективные предпосылки для их реализации были весьма проблематичны.

Особое место в тактике большевиков, как и всех политических партий и группировок России, занимал вопрос об отношении к Государственной Думе. Большевики, в принципе не отрицая роли и значения парламента вообще, тем не менее, в сложной обстановке 1906 г., когда еще сохранялась возможность революционной борьбы, выступили за проведение активного бойкота I Государственной думы. Из-за того, что бойкот Думы проходил в условиях начавшегося отступления революции, усиления репрессий со стороны правительства, а также в силу того, что в Думу поверила часть пролетариата, крестьянство и городские средние слои, выборы в Думу сорвать не удалось. Впоследствии, подводя итоги первой российской революции, большевики признали ошибочность тактики бойкота I Думы.

Политическое лицо I и II Дум определяли кадеты. В июне 1906 г. из числа рабочих, случайно прошедших в Думу, и социал-демократических депутатов была образована социал-демократическая фракция. По настоянию большевиков ЦК РСДРП принял инструкцию о парламентской группе, в которой указывалось на необходимость сближения думской фракции с пролетариатом всей России в интересах дальнейшего развития революции.

В выборах во II Думу большевики участвовали, мотивируя это изменившейся политической обстановкой. К осени 1906 г. спад революции стал еще более очевиден, и поэтому они перешли к тактике организованного отступления, сочетания легальной и нелегальной работы. Приняв решение участвовать в Государственной Думе, большевики надеялись использовать ее как трибуну в целях политического просвещения рабочего класса и крестьянства.

Деятельность социал-демократов в Думе способствовала расширению связи партии с народными массами. В то же время они проявляли неверие в созидательные возможности Думы.

Свое отношение к другим политическим партиям большевики определили также на III съезде РСДРП. Что касается национальных социал-демократических организаций, которые входили в революционно-демократический лагерь и провозглашали требования, близкие к требованиям программы минимум РСДРП, съезд предлагал приложить все усилия к объединению и согласованию политической деятельности, учитывая близость вооруженного восстания. Решениями III съезда признавалась возможность временных боевых соглашений с организациями социалистов-революционеров в целях борьбы с царизмом, но с сохранением полной самостоятельности РСДРП, ее тактики и основных принципов. Что же касается либералов, то съезд определил необходимость «поддерживать буржуазию, поскольку она является революционной или только оппозиционной в своей борьбе с царизмом». Приветствуя пробуждение политического сознания русской буржуазии, съезд в то же время ставил задачу перед социал-демократией разоблачать «ограниченность и недостаточность освободительного движения буржуазии…», энергично бороться против ее попыток взять в свои руки рабочее движение и выступать от имени пролетариата или его отдельных групп.

Сила каждой партии определялась и наличием у нее опытных, хорошо подготовленных авторитетных руководителей. В партии РСДРП состав руководителей был по возрасту молодой, подлинно интернациональный, разносторонний по профессии и политическому опыту. В ее составе трудились партийные публицисты и агитаторы, опытные организаторы и мастера революционной конспирации, люди, щедро отдававшие партии и революции свой талант, энергию и саму жизнь. Огромный вклад в революционное дело внесли Л.Е. Красин, Н.К. Крупская, Я.М. Свердлов, М.М. Литвинов, Я.И. Гусев, Е.М. Ярославский, В.В. Воровский, И.И. Скворцов-Степанов, А.В. Луначарский и др. Особое место среди плеяды руководителей партии большевиков в годы первой российской революции занимал В.И. Ленин.

Активное участие в разработке теории и практики борьбы накануне революции и в ходе ее приняли представители меньшевистской организации – Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, П.Б. Аксельрод, а также Л.Д. Троцкий и др.

В состав революционно-демократического лагеря входили и многочисленные революционно-демократические партии и организации.

В связи с общим оживлением общественно-политической жизни в канун первой российской революции активизировалась деятельность народнических организаций и групп, образовавшихся после распада «Народной воли».

Партия социалистов-революционеров (эсеров), образовавшаяся из разрозненных организаций народнического направления на платформе «демократического и крестьянского социализма», отражала настроения широких масс трудящихся России. Она имела достаточно широкую социальную базу. По новым данным советских исследователей, взятым по более чем 20 эсеровским губернским организациям, насчитывающим в своем составе 22 тыс. человек, на долю рабочих приходилось 43 %, крестьян – 45 %, представителей интеллигенции – 12 %. В самой крупной, петербургской организации, насчитывающей 6 тыс. членов, рабочие составляли большинство, в московской организации их было около половины, в Поволжье – около одной трети. Однако в составе этой партии было и много представителей интеллигенции: адвокаты, инженеры, техники, врачи, агрономы, учителя, студенческая и учащаяся молодежь, которые составляли до 70 % руководящих – центральных, региональных и местных комитетов. В ее руководящих органах были и выходцы из семейств крупных капиталистов и дворян, например, В.М. Чернов, А.А. Аргунов, сыновья купца-миллионера братья А.Р. и М.Р. Гоц, И.И. Фундаментский, Ф.Я. Рабинович, В.М. Зензинов и др.

Это была одна из многочисленных и самых влиятельных неонароднических партий в составе революционно-демократического лагеря. В годы революции 1905–1907 гг. ее местные организации действовали в 500 городах и населенных пунктах 76 губерний и областей страны. В ее составе было семь национальных организаций: бурятская, чувашская, эстонская, якутская и др., более 1,5 тыс. крестьянских эсеровских братств, множество студенческих организаций, ученических групп и союзов.

Объединяя в своем составе довольно пестрый конгломерат, партия объявляла себя организацией «единого трудового класса», включая в это понятие пролетариат, крестьянство и передовую интеллигенцию. В то же время она претендовала на титул «крестьянской», так как стремилась, как и ее предшественники из народничества, выступать в роли выразительницы интересов всего крестьянства. И надо сказать, что значительная его часть в революции шла за эсерами.

История этой партии свидетельствует о том, что она прошла сложный и весьма противоречивый путь своего развития. Следствием этого явились различные взгляды ее членов на программу и средства политической борьбы. Идейные и политические разногласия в партии наметились уже на I съезде, что и привело впоследствии, летом 1906 г., к ее расколу. Партия распалась на три течения:

1) левое – «максималисты»,

2) центр – эсеры старого типа,

3) правое крыло – «трудовые народные социалисты» – энесы.

Левое крыло – «максималисты», не считаясь с объективными законами общественного развития, предстоящую революцию предлагали признать не буржуазной, а социалистической. Их программа требовала неосуществимой в рамках капиталистического строя немедленной «социализации» не только земли, но всех фабрик и заводов. Главным и основным средством борьбы, способным, по их мнению, подорвать государственный строй, считали политический и экономический террор, были сторонниками частных экспроприаций. В своих прокламациях они призывали «бить буржуев», ибо «только бомбами можно заставить их пойти на уступки».

Отколовшееся правое крыло послужило основой для образования в конце 1906 г. Трудовой народно-социалистической партии (энесы). Отражая взгляды зажиточной верхушки деревни, энесы стремились и свой «социализм», и свою партийность приспособить к интересам «хозяйственного мужичка». Учитывая его явное нежелание «бунтовать», его стремление жить с начальством в мире и добиваться своих целей постепенно, энесы объявили о намерении создать открытую, легальную партию, считая, что конспиративные партии не могут осуществить главную задачу момента – «организацию народных масс». Они отказались поддержать эсеровскую идею социализации земли, отреклись не только от идеи социализма, но и от требования демократической республики, так как массы якобы «привыкли» к монархии и не примут иной формы правления. Энесы отвергли и необходимость вооруженного восстания: «В трудных обстоятельствах, в каких находится страна, – заявляли они, – есть только один выход… Русскому государству нужен новый основной закон – России нужна Конституция».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»