Начало холодной войны. Формирование внешнеполитических концепций ведущих стран мира

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Для организации деятельности учащихся используем вопрос 4 после § 19. Обсуждение особенностей Первой и Второй мировых войн на основе анализа таблицы «Важнейшие сравнительные показатели Первой и Второй мировых войн» можно провести «в паре».

Такая форма фронтальной работы предполагает, что участник обсуждения может высказать один тезис, после чего слово переходит к оппоненту, который дополняет, развивает тезис или формулирует следующее высказывание. Предлагаем классу сравнить ответ с положениями, высказанными в учебнике в разделе «Итоги Второй мировой войны». Далее строим обсуждение на основании вопроса 3. В качестве завершающего задания просим дома письменно ответить на вопросы: «Считаете ли вы вопрос о роли войн в истории человечества актуальным и почему Ваш прогноз событий в случае развязывания Третьей мировой войны». В качестве дополнительного материала можно познакомить учащихся с исследованиями климатических последствий ядерной войны - «ядерной зимой» (Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. - М., 1988).

Пункт 3 плана раскрываем с помощью таблицы:

Итоги войны Политические последствия войны Повержен фашизм - одна из форм Созданы условия для общественно-политических тоталитаризма. Восстановлена независимость изменений, возможности демократического развития и суверенитет стран Европы и Азии государств На основе Антигитлеровской коалиции Есть опыт и дальнейшая возможность развивать создана Организация Объединенных Наций отношения стран с различным общественнополитическим строем, есть инструмент предотвращения войн Развитие военно-технической мысли, Первые попытки ядерного диктата со стороны совершенствование вооружений. Появление США. Стремление СССР к паритету с США в области ядерного оружия ядерных и иных вооружений Освобождение стран Центральной и Рост влияния левых сил в этих государствах, Восточной Европы Советским Союзом стремление СССР контролировать развитие региона Рост международного авторитета СССР Превращение СССР и США в сверхдержавы В послевоенном мире проявляются две противоречивые тенденции: возможность поддержания мира и развития сотрудничества и возможность конфронтации между государствами в условиях двухполюсного (биполярного) мира.

В зависимости от особенностей класса можно по-разному организовать работу над таблицей. Например, предложив колонку «Итоги войны», дать возможность самостоятельно заполнить колонку «Политические последствия войны» и скорректировать результат работы. В более слабом классе целесообразно, предъявив таблицу на кодослайде или на доске, дать задание привести конкретные примеры, подтверждающие записанное в таблице утверждение. В любом случае следует предоставить ребятам возможность сделать самостоятельный вывод о противоречивых тенденциях исторического развития.

Рассмотрение следующего вопроса (пункт 4) позволяет сделать вывод о военноэкономических, социально-политических и идеологических основах складывающегося противостояния.

На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира по окончании войны».

Внутренние и внешние Внутренние и внешние Главные задачи во условия (факторы), условия (факторы), Страна внешней политике способствующие решению препятствующие задач решению задач СССР Превращение в Изменение баланса сил в Европе Экономические и сверхдержаву в пользу СССР, возможность демографические социалистического последствия войны переустройства в Восточной Европе. Военная помощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти США Достижение Экономический и военный Появление нового мирового первенства потенциал, обладание ядерным соперника в лице СССР оружием Великобритания Попытка сохранить Сохранение дипломатических Экономические свой статус традиций, поддержка США проблемы, национально(«особые отношения») освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США Франция Сохранение колоний, Ослабление потенциальных Экономические достижение противников Франции в Европе последствия войны, рост первенства в влияния левых сил, соперничестве с национальноВеликобританией освободительная борьба в колониях Домашнее задание. Вопрос 2 после § 19.

УРОК 20. Послевоенное мирное урегулирование и начало «холодной войны» План изучения новой темы 1. Общая характеристика «холодной войны». 2. Создание системы блоков. НАТО и Организация Варшавского Договора. 3. Международные отношения в 1946-1955 гг.

Приступая к изучению пункта 1 плана, учитель напоминает определение «холодной войны», обращает внимание класса на возникновение термина. Для разбора причин «холодной войны» можно использовать приведенный в учебнике отрывок из речи. У.

Черчилля «Мускулы мира».

Вопросы к документу: 1. Какие государства, по мнению Черчилля, находятся за «железной завесой» Что означает этот термин 2. Как вы понимаете слова «тень пала на те поля...» 3. Сформулируйте причины, по которым страны Запада должны, по мнению Черчилля, изменить свою прежнюю политику.

В качестве дополнительного материала можно использовать «длинную телеграмму» Дж. Кеннана, предложив выделить дополнительные аргументы западного мира в пользу развязывания «холодной войны».

Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Д. Кеннана в Государственный департамент США. 22 февраля 1946 г.

Мы можем сказать, что имеем дело с политической силой, фанатически верящей в невозможность постоянного «модус вивенди» (способ существования, образ жизни) с Соединенными Штатами, считающей желательным и необходимым разрушение внутренней гармонии нашего общества, подрыв нашего традиционного образа жизни, развала международного авторитета нашего государства во имя обеспечения советской власти...



1. В отличие от гитлеровской Германии советская власть не придерживается схемы и не является авантюристической. По этой причине она легко уступает - и обычно уступает - когда сталкивается где-либо с сильным сопротивлением...

2. По сравнению с западным миром Советы все еще слабее, таким образом, их успех действительно зависит от той меры сплоченности, твердости и решительности, какой сможет добиться западный мир...

3....Мы здесь убеждены, что со времени окончания гражданской войны никогда еще русский народ не был эмоционально столь далек от доктрин коммунистической партии, как сейчас. В России партия стала сейчас великим - и на время - высокоэффективным аппаратом диктаторской администрации, но перестала быть источником духовного вдохновения.

4. Вся советская пропаганда... в своей основе негативна и разрушительна. С ней поэтому сравнительно легко бороться с помощью разумной и на деле конструктивной программы.

По этим причинам я полагаю, что мы можем спокойно и уверенно подойти к проблеме, что делать с Россией... не думаю, чтобы мы рисковали... Нам не приходится охранять инвестиции, не потеряем мы и торговли, нет граждан, которых нужно защищать, мало культурных контактов, подлежащих сохранению. Многие народы... заинтересованы в абстрактной свободе меньше, чем в безопасности... Мы должны оказаться более способными, чем русские, предоставить это им. И если мы не сделаем этого, то русские наверняка сделают. Наконец, мы должны иметь смелость и настойчивость в сохранении наших собственных методов и представлений о человеческом обществе.

В итоге обсуждения делается вывод о том, что стремление к мировому политическому лидерству, соперничество в экономической, научно-технической, военной сферах, борьба идеологий и стремление утвердить собственную идеологию в условиях взаимного недоверия государств лежало в основе победы одной из тенденций в международных отношениях - тенденции, направленной на конфронтацию, «холодную войну». Ее основные проявления указаны в учебнике. На этом этапе урока можно задать вопрос после § 20 и организовать мини-дискуссию по проблеме: «Можно ли утверждать, что «холодной войне» не было альтернативы в международных отношениях послевоенного периода» Не комментируя высказывания учащихся, предлагаем вернуться к вопросу после подробного изучения проявлений «холодной войны» и политических событий этого периода.

Работа над. пунктом 2 плана. Организуем работу по сопоставлению документов - выдержек из Североатлантического договора и Варшавского Договора. Оба документа ссылаются на текст статьи 51 Устава ООН: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности...» В более подготовленном классе можно предложить выделить черты сходства и различия двух основных политических блоков и сделать на основании сравнения вывод.

Менее подготовленному классу можно предложить вопросы для постатейного сравнения текстов: 1. Сравните содержание статьи 1 Североатлантического договора и статьи Варшавского Договора, выделите общее. 2. Сравните содержание статьи Североатлантического договора и статьи 2 Варшавского Договора. С какими целями создаются организации Выделите различия в целях. 3. Сравните содержание статьи Североатлантического договора и статьи 4 Варшавского Договора. Как вы объясните текстуальное сходство документов Сделайте вывод о направленности созданных организаций. Как влияет на формулировку вывода сравнение времени образования НАТО и ОВД Разбираем пункт 3 плана.

Вариант 1. На основании текста учебника класс самостоятельно начинает заполнять таблицу «Проявления «холодной войны» со второй половины 40-х гг. до 1991 г.».

Вариант 2. В этом случае предыдущее задание учащиеся получают на дом, а на уроке организуем работу с текстом учебника на основании тестов.

Задание 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность:

1) а) речь У. Черчилля в Фултоне; б) план Маршалла; в) доктрина Трумэна;

2) а) победа коммунистических сил в Китае; б) начало гражданской войны в Греции;

в) заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии;

3) а) решение о создании Объединенного временного правительства Кореи;

б) провозглашение ФРГ; в) начало войны в Корее;

4) а) соглашение в Корее о прекращении огня; б) провозглашение ГДР; в) завершение гражданской войны в Греции;

5) а) создание НАТО; б) создание Информационного бюро коммунистических партий;

в) создание ОВД.

Задание 2. Соотнесите причины и следствия:

Причины Следствия 1 Различие в подходах к будущему германского 1 План Маршалла государства 2 Борьба против коммунистической идеологии 2 Стремление США к мировому господству и роста влияния СССР 3 План Маршалла 3 Конфликт в Коминформе 4 Монополия на ядерное оружие 4 Раскол Германии 5 Стремление СССР подчинить страны 5 Возрождение экономики и втягивание стран в Восточной Европы политическую орбиту США Задание 3. О каком историческом событии или явлении идет речь 1. Отмечаются проводимые социально-экономические и политические мероприятия, идет работа над принятием различных конституций, формируются различные правительства. (Раскол Германии на два государства.) 2. США оказывают Греции и Турции финансовую помощь, создаются специальные рекомендательные органы для решения военно-политических и финансовых проблем.

(Доктрина Трумэна.) 3. США оказывает экономическую помощь при соблюдении определенных политических и экономических условий. (План Маршалла.) 4. Идет активная партизанская борьба, партизан поддерживают некоторые восточноевропейские государства, их противников - Великобритания и США, цель движения - приход к власти коммунистов. (Гражданская война в Греции.) 5. Эти территории в Китае контролировали коммунисты, это была база противостояния буржуазно-либеральным силам, которых поддерживали США. (Особые районы Китая.) 6. Поставлена цель создать единое государство, но противоборство СССР и США препятствует этому процессу, два новых государства начинают военные действия, которые одна из сторон ведет, используя силы ООН, а другая опирается на КНР и СССР.

(Война в Корее 1950-1953 гг.) 7. Цели этой организации - «идеологическое объединение» коммунистических партий, стремление противостоять западной идеологии и «империалистической экспансии». (Информационное бюро коммунистических партий - Коминформ.) 8. Его характеризуют два «центра силы», опирающиеся на военно-политические блоки. (Двухполюсный, или биполярный, мир.) Задание 4. Соотнесите имя государственного деятеля и исторический) факт:

1 И.-Б. Тито 1 Автор «доктрины сдерживания» 2 У. Черчилль 2 Лидер партии Гоминьдан 3 Ким Ир Сен 3 Президент СФРЮ, глава коммунистической партии Югославии 4 Дж. Маршалл 4 Автор речи «Мускулы мира» 5 Г. Трумэн 5 Создатель плана экономической помощи европейским странам 6 Чан Кайши 6 Политический лидер КНДР Задание 5. Выберите страны, вошедшие в НАТО в 1949 г., в ОВД - в 1955г.:

Австралия, Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, ГДР, Греция, Дания, Исландия, Италия, Канада, Китай, Куба, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, СССР, США, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия, Япония.

Задание 6. Составьте логические цепочки, включив важнейшие политические события (указаны первая и последняя позиции).

Создание Коминформа Конфликт между Югославией и СССР, стремление Югославии улучшить отношения с Западом 2.

Конфронтация между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в «горячих точках» Складывание двухполюсного мира Домашнее задание. Вопросы 1,4 и 5 после § 20.

УРОК 21. Международные отношения в 50-90-е гг. XX в.

План изучения новой темы 1. Международные отношения во второй половине 50-х гг. - 1969 г.

2. Международные отношения в 1970-1977 гг. 3. Международные отношения в 1977- 1991 гг. Итоги «холодной войны». 4. Особенности международных отношений в современном мире.

ВАРИАНТ I Разбираем пункты 1 - 3 плана, завершая выполнение задания 5 к § 20.

Примерный результат работы:

Поддержка Использование противоборствующих Формирование и международных Гонка сил в государствах и Специфические Этапы расширение организаций в вооружений регионах, участие в черты периода системы блоков противостоянии региональных конфликтах 1946- 1949 г. - НАТО, Использование 1945 г. - ядерное Гражданская война в Идет формирование 1955 гг. Балканский пакт, ООН в Корейской оружие у США, Китае (1946-1949 гг.), социалистического СЕНТО, 1955 г. - войне 1949 г. - у СССР; гражданская война в лагеря, консолидация ОВД 1953 г. - Греции (1946- противоборствующих испытание 1949 гг.), война в Корее сил, завершается термоядерной (1950-1953 гг.) создание биполярного бомбы в СССР, мира 1954 г. - в США 1956- Франция (НАТО), Конфронтация на 1957 г. - Использование Обострение 1969 гг. Албания, Румыния Женевских испытание МБР вооруженных сил СССР отношений в блоках, (ОВД), КНР совещаниях СССР, 1958 г. - в Венгрии (1956 г.), в развертывание стремятся играть (1954-1955 гг.) США; 1960 г. - Чехословакии (1968 г.), деколонизации, самостоятельную развертывание агрессия в Египте появление «третьей роль в мире подводных лодок (1956 г.), война США силы» - Движения с во Вьетнаме (1965- неприсоединения, баллистическими 1973 гг.), Карибский опасность открытого ракетами США, кризис (1962 г.) военного конфликта 1963 г. - СССР США и СССР 1970- Военно- СБСЕ, 1970 г. - Разрядка 1977 гг. стратегический заключение развертывание международной паритет НАТО и Хельсинкского ракет с напряженности ОВД акта (1975 г.) - боеголовками (детант) пример индивидуального сотрудничества наведения США, стран; 1973 г. - СССР двусторонние договоры об ограничении вооружений Конец Кризис и крушение 1980 г. - 1979-1989 гг. - «Торпедирование 70- коммунистических развертывание война в Афганистане, разрядки», победа х гг.- режимов в Европе крылатых ракет вмешательство США во «нового 1991 г. (1988- 1991 гг.) «воздух-земля» внутренние дела политического 1991 г. - большой Латинской Америки мышления» в СССР ликвидация ОВД дальности США, после 1985 г.

1984 г. - СССР;

1982 г. - развертывание крылатых ракет морского базирования США, 1984 г. - СССР; 1983 г. - программа СОИ (США) Для закрепления изученного материала предлагаем ответить на вопросы и выполнить задания: 1. Найти на карте города Бандунг, Женева, Хельсинки и объяснить, с какими событиями в области международных отношений они связаны. 2. Какая сторона, по вашему мнению, победила в «холодной войне» Аргументируйте свой ответ.

Подробное решение Параграфы Урок IV по истории для учащихся 10 класса, авторов Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова 2012

1. Какие внешнеполитические цели преследовали ведущие государства мира накануне Второй мировой войны? Заполните таблицу.

Германия, Япония, Италия Великобритания, Франция, США СССР
Основные цели внешней политики Получение жизненного пространства для германской нации, обеспечить германию ресурсами и территорией, геноцид. Италия мечтала превратить Средиземное море во внутреннее озеро, а Япония создать колониальную империю и, согласно «меморандуму Танака», захватить мир, чтобы обеспечить растущее население территориями и ресурсами, найти рынки сбыта. Обезопасить свои территории от возможной агрессии со стороны Германии за счет территорий стран Юго-Восточной Европы, велись переговоры с СССР по поводу создания системы коллективной безопасности в Европе, но не оставляли планов столкновения Гитлера и СССР и уничтожения угрозы коммунизма в Европе. Найти союзников в преддверии войны. Союзника на начальном этапе была Германия, «пакт Риббентропа-Молотова» о ненападении от 23 августа 1939 г., секретный протокол к нему о разделе сфер влияния. Вернуть территории, которые отошли Польше в Польско-советской войне. Обезопасить свою территорию за счет новых территориальных приращений.
Сфера внешнеполитических интересов Германии – завоевать Европу, территории СССР, США. Италии - завоевание Балкан и Северной Африки. Японии – Азии, позже всего мира. Сохранить свои территории. Эстония, Латвия, Правобережная Польша и Молдавия (позднее к этому списку добавилась и Литва).

2. Охарактеризуйте Вторую мировую войну по плану:

А) хронологические рамки, продолжительность;

Б) основные страны, противостоящие в войне;

В) общее количество стран, принявших участие в войне;

Г) численность людей, погибших в ходе войны.

Сделайте вывод об особенностях Второй мировой войны, учитывая способы ведения войны и ее цену для человечества . Как вы считаете, какие из итогов и уроков войны являются наиболее важными?

Вторая мировая война началась 1сентября 1939 г. и закончилась 2 сентября 1945 г. Длилась война 6 лет и один день. В блок фашистских государств входили Германия, Италия, Япония, Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия, Таиланд, Финляндия и др. . В блок антигитлеровской коалиции входили СССР, Великобритания, США, Франция, Китай, страны Латинской Америки, Индия, Египет и т.д. В войне приняло участие 62 государства из 73 независимых стран существовавших на тот момент. В ходе войны погибло более 55 млн. человек. Вторая мировая война велась за мировое господство, нацелена была на массовое истребление людей, антигуманные методы, в ходе нее появилось ядерное оружие, которое поставило под угрозу существование человечества, политика геноцида предполагала варварские методы, расизм, вовлечены фактически все государства мира. Человечество заплатило непомерную цену, сейчас все усилия направлены на поддержание мира, стремление не допустить развязывания еще одной мировой войны, которая ставит под угрозу исчезновения все человечество.

3. Дайте краткую характеристику основным периодам Второй мировой войны:

Период Краткая характеристика
1 сентября 1939 – 21 июня 1941 г. Нападение Германии на Польшу, втягивание в войну основных государств мира, «странная война», которая носила позиционный характер, захват Гитлером фактически всех европейских государств, разработка плана войны против СССР, Советско-финская война.
22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г. Начало Великой Отечественной войны, оккупация территории Беларуси, отступление Красной Армии, мобилизация всех ресурсов СССР на войну с Германией, наступление японцев на Тихом океане, второй этап битвы за Атлантику, перелом на тихоокеанском фронте, создание антигитлеровской коалиции.
19 ноября 1942 – 31 декабря 1943 г. Коренной перелом в ходе ВОВ, высадка англо-американского десанта в Африке, Италии, битва за Гуадалканал, конференции по поводу координации действий и открытия второго фронта.
1 января 1944 – 9 мая 1945 г. Наступательно-освободительные операции Красной Армии, открытие Второго фронта, встреча союзников на Эльбе, капитуляции Германии. Конференции о послевоенном устройстве мира.
9 мая – 2 сентября 1945 г. Разгром Японии, окончание войны.

4. Назовите основные военные операции в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Какие результаты они имели? Кто из военачальников в них отличился?

Операция «Вайс» по захвату Польши Германией, «Морской лев» по захвату Великобритании Германией, «Тайфун» по захвату Москвы фашистами, операция «Цитадель» по захвату Курска, операция «Багратион» по освобождению Беларуси от фашистов, операция «рельсовая война», «Оверлорд» по открытию второго фронта в Европе, Львовско-Сандомирская операция – освобождение Украины, Ясско-Кишиневская – освобождение Молдавии, Висло-Одерская – освобождение Польши, Берлинская – освобождение германского народа от фашизма, Пражская – освобождение Чехословакии. Операции фашистов «Морской лев», «Тайфун» и «Цитадель» провалились, операции Красной Армии и союзников позволили освободить страны от гнета фашизма и завершить Вторую мировую войну. В ходе них отличились И.С. Конев, Д. Эйзенхауэр, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, А.М. Василевский и другие.

5. Выделите основные этапы складывания антигитлеровской коалиции. Определите вклад союзников СССР по антигитлеровской коалиции в разгром агрессивного блока государств.

Дата Основные события
22 июня 1941 г. Выступление У. Черчилля, заявившего о необходимости объединить усилия в борьбе против фашистской Германии.
Август 1941 г. Подписание Великобританией и США Атлантической хартии, цель сокрушить фашизм.
Ноябрь 1941г. Закон о ленд-лизе распространен и на СССР.
Осень 1941 г. Конференция в Москве, присутствовали представители СССР, Великобритании и США. Согласование планов действий и объемов поставок.
1 января 1942 г. 26 государств, которые участвовали в войне против фашистской коалиции, подписали Декларацию Объединенных Наций о совместной борьбе против агрессоров.
Май 1942 г. Советско-английский договор о союзе.
Июнь 1942 г. Советско-американское соглашение о взаимной помощи.

Союзники СССР внесли значимый вклад в освобождение мира от фашизма, помогли победить агрессоров в Африке, на Тихоокеанском фронте и Западной Европе.

6. Какие международные конференции с участием глав государств, участников антигитлеровской коалиции, были проведены в годы Второй мировой войны? Какие основные вопросы на них решались? Как были решены территориальные вопросы?

28 ноября – 1 декабря 1943 г. Тегеранская конференция. Главы трех государств присутствовали – США, СССР, Великобритании. Вопрос об открытии второго фронта, обсуждение проблем послевоенного устройства мира. Договорились о создании после войны всемирной организации по поддержанию мира. Проблема решения германского вопроса. СССР выступал за сохранение целостности государства, США и Великобритания предлагали разделить территорию Германии на зоны оккупации. Решение об устранении германского милитаризма, ликвидации Пруссии как государства. Германский вопрос не был решен. Польский вопрос также. Наметились пути послевоенного сотрудничества. В феврале 1945 г. была проведена Крымская конференция. На ней присутствовали руководители СССР, США, Великобритании. Союзники договорились о координации своих военных действий. Договорились о послевоенной демилитаризации Германии, запрете нацистской партии, наказании военных преступников. Германия должна была быть оккупирована войсками этих государств (позже выделят зону оккупации и для Франции). Решение о том, что Германия выплатит репарации, возместив тем самым причиненный ущерб. Решался польский вопрос. В июле-августе 1945 г. прошла Потсдамская конференция. Руководителями СССР, США и Великобритании были подтверждены положения Крымской конференции. Вся территория Германии и Берлин разделены на 4 части. Решено получать германские репарации промышленным оборудованием, сырьем и кораблями. В отношении Германии обязались проводить политику денацификации, демократизации, декартелизации и демилитаризации. Окончательно решен польский вопрос. К ней присоединялись территории Восточной Пруссии, земли по рекам Одер и Нейсе. Вторая часть Восточной Пруссии с г. Кёнигсберг вошла в состав СССР (позже, в 1946 г., этот город переименован в Калининград). Немецкое население с территорий Польши переселялось в Германию. Был создан Международный военный трибунал, который начал свою работу осенью 1945 г. в Нюрнберге.

7. Охарактеризуйте борьбу против захватчиков на оккупированных территориях Западной Европы и СССР. Какие отличительные черты она имела в Западной Европе и СССР? Докажите, что борьба с оккупационным режимом явилась одним из факторов общей победы над врагом.

На оккупированной территории СССР развернулось партизанское движение. Оно оформилось с первых дней войны. Во время контрнаступления Красной Армии под Москвой, партизаны разрушали в тылу немецких войск железные дороги, мосты, устраивали засады. В мае 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения, который возглавил П.К. Пономаренко. ЦШПД был разработан и проведен план освобождения Беларуси, России, Украины, Литвы и Латвии, партизаны осуществили операцию «рельсовая война», вывели из строя тысячи километров путей, что затруднило фашистам перевозку ресурсов и войск во время Курской битвы. Легендой стал советский разведчик Н.И. Кузнецов, который действовал под видом немецкого офицера и снабжал партизан ценной информацией. В тылу врага появлялись целые партизанские зоны, которые полностью контролировались партизанами. Там действовали органы советской власти, школы и небольшие предприятия. Известными организаторами партизанского движения на Беларуси и Украине были А.Ф. Федоров, В.З. Корж, М.Ф. Шмырев, П.М. Машеров и др. К концу 1941 г. на оккупированной территории работало более 250 подпольных организаций. В сентябре 1943г. минские подпольщики уничтожили генерального комиссара Генерального округа «Беларусь» В. Кубе. За это Е. Мазаник, М. Осипова, Н. Троян были удостоены звания Героя Советского Союза. На территории СССР сражались представители многих наций, и итальянцы, и французы, и немцы и многие другие. В странах Европы не было столь широких масштабов борьбы против фашизма, яркой борьбы партизан и подпольщиков. Там имело место быть движение Сопротивления. Наибольший размах движение Сопротивления приобрело в Польше, Югославии, Греции, Италии и Франции. Оно имело форму вооруженного сопротивления фашистам. В Югославии, например, Народно-освободительная армия во главе с Брозом Тито контролировала значительную часть территории страны, действовала сообща с партизанами. В Италии движением Сопротивления руководили национальные комитеты. Борьба носила интернациональный характер, в Италии сражалось 4 тыс. советских граждан. Расширению масштабов движения Сопротивления содействовали коренной перелом в ходе ВОВ и роспуск Коминтерна.

8. Почему на Нюрнбергском процессе действия нацистов на оккупированных территориях были признаны преступлением против человечности?

Они осуществляли политику геноцида, расизм. Ни один народ, не имеет права уничтожать другие, возвышаться над ними. Все люди имеют равное право жить и быть свободными, никто не имеет прав убивать других. А нацисты уничтожали людей тысячами. Представителей славян, цыган и евреев они вообще не считали людьми, их необходимо было уничтожать. В многочисленных дневниках и письмах немецких солдат рассказывалось о том, как им натерпится пострелять, стрельба по людям для них ничем не отличалась от обычной охоты. Это негуманно, античеловечно, поэтому они должны были понести наказание. Многие из военных нацистских преступников так и не признали свою вину.

9. С какой целью была создана ООН? Почему возникла необходимость ее создания? Почему Беларусь и Украина стали одним из учредителей этой организации, несмотря на то, что они входили в состав СССР?

Лига Наций не справилась со своей задачей поддержания мира и прекратила существование. ООН была создана с целью поддержания мира, предполагала включение в свой состав всех государств. Конференция в Сан-Франциско, в которой участвовали 50 государств, приняла решение о создании ООН и одобрила ее Устав 26 июня 1945 г. , а вступил в силу он 24 октября 1945 г. 24 октября считается Днем Организации Объединенных Наций. СССР, стремясь получить хотя бы минимальное количество сторонников в составе ООН, чтобы отставать свои интересы, предложил ввести в состав организации все 15 союзных республик. США, Англия высказались категорически против, но позже пошли на уступки и признали заслуги в войне БССР и УССР, приняли их в состав ООН.

10. Приведите примеры полководческого таланта советских военачальников, примеры героизма и мужества, проявленные воинами, партизанами и подпольщиками, тружениками тыла в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

В сентябре 1943г. минские подпольщики уничтожили генерального комиссара Генерального округа «Беларусь» В. Кубе. За это Е. Мазаник, М. Осипова, Н. Троян были удостоены звания Героя Советского Союза. В. Талалихин осуществил первый в истории ночной воздушный таран. А. Матросов закрыл своим телом амбразуру вражеского пулеметного дзота. Н. Гастелло направил горящий самолет в колонну немецкой техники. При обороне Сталинграда отличилось подразделение Я.Ф. Павлова, которое на протяжении длительного времени вело оборону в обычном жилом доме. Этот дом после войны оставили в руинах, он является памятником подвигу этих людей и носит название Дом Павлова. В боях на Курской дуге отличился летчик А.П. Маресьев, который в одном из боев зимой был подбит, сильно обморозился и потерял обе ноги, но научился заново ходить и летать на протезах. О нем Б. Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Легендой стал советский разведчик Н.И. Кузнецов, который действовал под видом немецкого офицера и снабжал партизан ценной информацией. Истоками героизма и мужества советских людей была единая цель – спасти свою Родину от фашистских захватчиков. И примеров героизма огромное количество.

Введение

Актуальность исследования. Внешнеполитический курс на формирование благоприятной международной среды с целью содействия успешному осуществлению кардинальных преобразований внутри страны сегодня стал общепринятым в России.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации 2008 г., одна из главных целей международной деятельности страны - "создание благоприятных внешних условийдля модернизации России, …повышения уровня жизни населения, консолидации общества…".

Россия, решительно шагнув из холодной войны, перестала быть идеологизированным имперским государством. Эта эмансипация российских сил и ресурсов, которые уже не являются объектом коллективизации в рамках социальной системы, Варшавского договора или Советского Союза, может быть только плодотворной для интересов Европы и всего мира. Россия обрела свободу вести себя сообразно своему историческому предназначению, то есть быть самою собой, а значит, в полной мере вносить свой вклад в общее дело поддержания международной стабильности и межцивилизационного согласия на критически важном этапе формирования новой архитектуры международных отношений.

Объектом исследования выступает процесс политического взаимодействия России и ведущих стран мира.

Предмет исследования - опыт и перспективы внешнеполитических концепций государств в условиях развития интеграционных процессов.

Цель исследования заключается в комплексном анализе содержания и перспектив политического взаимодействия стран мира, обусловленных современными и эвентуальными интеграционными процессами и обосновании приоритетных сфер стратегического партнерства Российской Федерации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

выявление условий и факторов трансформации внешнеполитических интересов России в аспекте западноевропейской интеграции;

исследование политической динамики развития интеграционных процессов в ведущих странах мира;

исследование особенностей внешнеэкономических концепций США, ЕС, СНГ и России;

обоснование приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации и путей их реализации.

внешняя политика россия внешнеполитический

Формирование внешнеполитических концепций ведущих стран мира

Стратегические документы, как основа внешнеполитической практики США

Современное государство, в век глобализации, сталкивается с огромным количеством проблем, начиная от загрязнения окружающей среды и заканчивая международной преступностью и терроризмом. Поэтому без определенной и четкой стратегии национальной безопасности и спецслужб призванных обеспечить выполнение данной концепции, государство и его граждане погибнут под грузом современных, постоянно увеличивающихся проблем. Не удивительно, что большинство стран вырабатывают свои национальные концепции для защиты своих интересов в мире.

Одним из базовых документов, формирующих внешнюю политику США, является "Стратегия национальной безопасности США за 2002 и 2006 годы”.

Интенсивность работы демократической администрации объяснялась как необходимостью серьезного переосмысления проблематики после окончания "холодной войны", так и неудовлетворенностью конгресса представляемыми документами.

Стратегия национальной безопасности основывается на "ярко выраженном американском интернационализме, отражающем единство наших ценностей и наших национальных интересов. Цель этой стратегии - помочь сделать современный мир не только безопаснее, но и лучше. На этом пути к прогрессу перед нами стоят ясные цели: политическая и экономическая свобода, мирные отношения с другими государствами и уважение человеческого достоинства”. Стратегия национальной безопасности США 2002, Washington. p 11-12

Согласно Стратегии национальной безопасности (СНБ 2002) основные угрозы США исходят от террористических сетей: "непосредственное внимание мы намерены уделить террористическим организациям, действующим на глобальном уровне. При этом защита американских граждан и интересов США будет осуществляться за ее пределами путем выявления и устранения угрозы до того, как она достигнет границ США.

Доктрина национальной безопасности в США - это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.

Стратегия национальной безопасности США, обновляемая с известной периодичностью, является лишь официальным, документальным резюме по вопросам национальной безопасности.

Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру:

фундаментальные (постоянные) интересы, которые, по заявлению М. Олбрайт, неизменны в течение более чем 200 лет и (в ее же трактовке) заключаются в обеспечении безопасности, процветания и свободы американского народа;

миссия страны на данном этапе (это и есть доктрина, отражающая национальные интересы в конкретном понимании президента США);

конкретные целевые установки, разрабатываемые и достигаемые президентской `командой`, государственными структурами, группами влияния, коммерческими и неправительственными организациями, т.е., как прописано в нашем, российском законодательстве - субъектами национальной безопасности страны.

Множественность субъектов, имеющих собственные взгляды на интересы США, ставящих соответствующие цели и разрабатывающих стратегии их достижения, определяется особенностями американской институциональной системы. Ключевыми факторами, определяющими процесс разработки взглядов на национальную безопасность в США, являются: степень реальности внешней угрозы; политическая роль президента; степень межпартийной борьбы в Вашингтоне.

Чем больше ощущение внешней угрозы, тем больше процесс формирования американской политики национальной безопасности становится централизованным и контролируется президентом, жестко следуя национальным интересам, которые превращаются из лозунгов в руководство к действию. Конгресс и группы влияния становятся второстепенными звеньями. СМИ занимают президентскую сторону. Арбатов Г.А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи // США -- экономика, политика, идеология. 1994. № 12. С. 11-12.

Чем меньше угроза, тем больше формирование стратегии национальной безопасности становится децентрализованным и бесконтрольным процессом. В этот процесс все больше вовлекаются Конгресс, группы влияния и СМИ. Разнообразие и противоречивость разрабатываемых в этот период вариантов стратегии национальной безопасности связаны с ориентацией членов Конгресса на удовлетворение интересов, прежде всего, нужных групп избирателей и финансовых групп в своих штатах. При этом следует учитывать чередование циклов в общественном развитии США, доминирование общественного или частного интереса.

При решении проблем национальной безопасности демократы ориентируются больше на желаемый результат, нежели на пути и необходимые средства его достижения. Демократы предпочитают право силе, однако используют для этого и военные инструменты, особенно не задумываясь о порядке их использования и последствиях (войны в Корее, Вьетнаме, акция в Сомали и бомбардировки Косово). Демократы с большим трудом управляют внешними конфликтами (например, Югославия - 1999 г.).

Степень межпартийной борьбы оказывает значительное влияние на политику национальной безопасности США. Межпартийная борьба значительно снижает риски, на которые хотела бы пойти администрация, поставив под угрозу национальные интересы, а также дает возможность избежать выдвижения рискованных и амбициозных внешнеполитических инициатив. Низкий уровень межпартийной борьбы повышает вероятность осуществления рискованных мероприятий. Двухпартийное согласие привело, например, к войне в Корее и во Вьетнаме, а также к одобрению расширения НАТО.

В условиях низкого уровня угроз и слабой межпартийной борьбы процесс определения основных приоритетов страны становится глубоко бюрократическим и приводит к длительному согласованию ключевых национальных целей в администрации президента.

После холодной войны для США исчез вынужденный контроль за собственными планами и амбициями, связанный с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены реализации этих планов. В США окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания выгодного для американского общества мирового порядка (shaping). Сочетание этих обстоятельств с множественностью субъектов национальной безопасности воскресило целый спектр доктринальных трактовок роли и места США в современном мире, значительно отличающихся от официальных и, мало того, частично реализуемых отдельными государственными организациями и неправительственными субъектами.

Несмотря на то, что в большинстве перечисленных доктрин отсутствуют прямые антироссийские положения, их анализ показывает, что Россия рассматривается как системное препятствие на пути их реализации.

Агрессивность доктрин глобалистов объясняется прежде всего учетом интересов национальных и многонациональных корпораций. Здесь под национальным интересом понимается прежде всего выгода, размеры которой зависят от успешности использования объективных процессов глобализации.

В настоящее время эволюция взглядов на национальную безопасности США пришла к своему закономерному итогу. США открыто заявляют о своей силовой единственности и безальтернативности как организующего начала в глобальном масштабе. Весь мир стал делиться на тот, который признает мир по-американски и тот, который заблуждается относительно наступления последнего.

Таким образом, анализ альтернативных взглядов на национальные интересы США показал следующее.

Согласно большинству существующих доктрин США будут объективно генерировать для России системную и долговременную угрозу, вытекающую из стремления национальных американских компаний управлять процессами глобализации в интересах собственного сохранения и развития. Изоляционизм США для России несет угрозу, сопоставимую по катастрофичности с развалом СССР. Богатуров А.Д. «Стратегия выравнивания» в международных отношениях и внешней политике США //Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. С. 20-29.

Столкновение глобальных интересов США и интересов России будет неизбежно. Формы и интенсивность такого столкновения (почти по Хантингтону, а точнее, Гумилеву) могут быть различными: от косвенных и неявных до открытой конфронтации.

Доктрина У. Клинтона будет унаследована следующей американской администрацией в силу преемственности курса и сохранит в начале 21 века текущий уровень оперативных угроз в виде расширения НАТО, выдавливания РФ из Закавказья и Центральной Азии, проведения устрашающих операций в отношении потенциальных союзников России, закрытия для российских фирм американского рынка, информационных атак и т.д.

Ущерб РФ даже при сохранении существующего уровня угроз от деятельности США будет нарастать при сохранении тех же условий планирования в области национальной безопасности РФ. Это связано с отсутствием в России (со времен В. Ленина и, возможно, И. Сталина) доктринального мышления и формирования доктринально-управленческих, а не администрирующих документов в области национальной безопасности.

Формирование новой международной системы - это не одномоментное явление, а длительный и трудный процесс, который развивается постепенно благодаря созданию различных институтов и изменению привычного стиля мышления.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»