В чем суть позитивизма. Теория позитивизма

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

XX в. был веком значительных перемен в жизни человечества. Эти перемены затронули материальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.

Особенности духовной жизни общества в разных странах породили ее отражение в философских течениях.

Ведущими философскими течениями мировой философии XX в. выступили: марксизм, прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, феноменология, персонализм и структурализм, фрейдизм и неофрейдизм. Определенный вклад в развитие философии внесли «школа структурно-функционального анализа», «франкфуртская школа» и др.

Наиболее существенными чертами современной западной философии являются следующие:

  • отсутствие органического единства, выражающееся в возникновении и трансформации многочисленных полемизирующих друг с другом направлений и школ, имеющих свою проблематику, методы и способы мышления, свой понятийный аппарат и т. д.;
  • претензия на надпартийность и на снятие противоположности идеализма и марксизма;
  • превращение проблемы человека в центральную проблему философствования;
  • попытки, усвоив методологию некоторых специальных наук о человеке, подменить философию этими науками;
  • связь некоторых течений и школ с религией;
  • под маркой демонстрации плюрализма мнений беспощадная борьба с идеями, несущими угрозу капитализму;
  • господство антидиалектического образа философского мышления, выражающегося в прямой враждебности к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке;
  • эклектицизм;
  • противоречивость отношения к науке, «сциентизм» и «антисциентизм»;
  • распространение иррационализма, выражающееся в стремлении ограничить возможности знания, чтобы дать место мистике, в попытках свести философию к мифологии и к изотерическим учениям;
  • утрата социально-исторического оптимизма.

Возникновение и развитие позитивизма

Позитивизм — широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России —
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Названные философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).

Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.

Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

  • познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;
  • вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;
  • следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

  • В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.
  • Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.
  • Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.
  • Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 — 1857).

Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.

В работе «Курс позитивной философии» Конт пишет: «... думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит необходимым образом три теоретически различные стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную... Отсюда три типа философии, или концентральных систем, обобщающих феномены взаимно исключающих друг друга. Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания … третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».

«На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (тела соединяются благодаря «симпатии», растения растут благодаря «вегетативной душе», а социум, — как иронизировал Мольер, — усыпляет благодаря «снотворной добродетели»). Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источники и судьбы Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы, т. е. неизменные связи последовательности и сходства».

Согласно Конту, на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с ее бесконечной свободой сознания.

«Таков закон трех стадий — ключевое понятие философии Конта . Этот закон подтверждает и развитие человека (каждый из нас, — теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелости)». Этот закон, согласно Конту, применим для объяснения развития самых разных явлений общественной жизни.

По мнению О. Конта, для преодоления кризисного состояния общества оно должно быть исследовано с помощью науки. При этом «научная социология призвана стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями». Термин «социология» был введен Контом. Он считал себя создателем этой науки.

Согласно Конту, социология завершает свод наук, которые он делит на абстрактные, или общие, и конкретные, или частные. К абстрактным наукам он относит математику, теоретическую астрономию (небесную механику), физику, химию, физиологию (биологию), социологию (социальную физику).

По Конту, цель науки в исследовании законов, так как только их знание дает возможность предвидеть события, направлять нашу деятельность по изменению жизни в желательном направлении знание закона необходимо для предвидения, а прогноз требуется для определения объема тех усилий, которые следует затратить для достижения общественных целей. Иными словами, для Конта наука необходима для предвидения, а предвидение необходимо для оптимизации действий.

Конт полагал, что для перехода общества от кризисного состояния к «социальному порядку» потребуется знание социальных законов, основанное на анализе фактов. По представлениям родоначальника позитивизма, точно так же, как физика раскрывает законы природных явлений, так и социология путем наблюдения и рассуждения выявляет законы общественных явлений. Он выделяет в социологии социальную статику и социальную динамику. Та часть социологии, которая называется социальной статикой, изучает феномены, одинаковые для всех обществ. Социальная статика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, экономические и политические. Социальная динамика изучает законы развития общества. Главными здесь, по Конту, выступают: закон трех стадий и закон прогресса.

Создатель социологии размышляет о разных проблемах.

«Однако вся его социология, если обобщить, заключается в следующих четырех моментах:

  • Социальная статистика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса;
  • Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно-необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы;
  • Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»;
  • Социальная физика — необходимая база рациональной политики».

Мыслитель полагал, что выявить эти законы можно только путем наблюдений, экспериментов и сравнений. Важную роль при этом, по его мнению, играет исторический метод, который образует прочный фундамент для принятия политических решений и выстраивания логики политических мероприятий.

Идеи О. Конта оказали большое влияние на творчество многих ученых, работавших в области социальной философии и социологии.

Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Его труд «Система логики силогистической и индуктивной» (1830-1843) утвердил его в роли главы английского позитивизма. Другими его наиболее значительными сочинениями являются: трактат «О свободе» (1859), в котором Миль сформулировал принципы буржуазного индивидуализма; Утилитаризм» (1861), где он выдвинул обновленные представления об этике утилитаризма; «Исследование философии сэра Гамильтона... » (1865) и посмертно изданные «Три эссе о религии: Природа. Польза религии. Теизм»(1874), в которых он предстал как человек, верующий в Бога.

Первый труд «Система логики...» был посвящен изложению индуктивной логики. Логику он часто расширял до масштабов гносеологии и видел в ней методологию и основание логики нравственных наук, под которыми он понимал социальные науки.

Как отмечал немецкий философ Генрих Риккерт: «Дж. С. Милль первый сделал попытку создать систематическую логику наук о духе». Среди нравственных или социальных наук основополагающей Миллем мыслилась психология. «Именно психология, по Миллю, возможна как образцовая индуктивная наука, тогда как общественные науки неизбежно приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить разновидности социального поведения конкретных людей с помощью общих законов найденных индуктивно».

Согласно Миллю, ближе всего к психологии основанная на ней этология, понимаемая как «наука о формировании характера», которая дедуктивно выводит из психологических законов законы формирования характеров и их форм. В этих законах находят выражение различные физические и психологические обстоятельства, что придает характерам индивидуальные черты.

Выяснению законов общества, по мнению Милля, способствует история. Однако Милль «предостерегал от наивного принятия первой попавшейся «исторической очевидности», некоего фактического «единообразия исторической последовательности общественных состояний» за истинный закон природы, тогда как такое единообразие надо считать лишь «эмпирическим законом», т. е. законом самого низшего уровня общности, законом в первом приближении». Эмпирические законы надо еще привести к законам более высокой степени общности. Сведение «первичных исторических и социологических обобщений к ряду законов более высокой степени общности составляет суть миллевского «обратнодедуктивного или исторического метода», который он считал важнейшим и наиболее надежным из своих «методов социальной науки». По Миллю, основная задача социальной науки заключается в отыскании законов, согласно которым всякое данное состояние общества вызывает другое следующее за ним и замещающее его. Открытые социальные законы позволяют сформулировать правила деятельности, отвечающей требованиям этих законов. Но действовать в этом направлении надо осторожно, причем «тот общий принцип, с которым должны сообразовываться все практические правила, и тот признак, которым надо пользоваться для их испытания, есть содействие счастью человечества, или, скорее, всех чувствующих существ, иначе говоря; конечный принцип телеологии есть увеличение счастья».

Другим крупным позитивистом в Англии был Герберт Спенсер (1820 — 1903).

Значительную часть жизни он провел как кабинетный ученый. С 1862 по 1896 гг. он выпустил 10 томов системы «синтетической философии», в которую входят «Основные начала» ((1862), книга о первопринципах бытия), «Основания биологии» (1864 — 1867), «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания психологии» (1879 — 1893), «Основания социологии» (в 3-х томах, 1876 — 1896), «Основания этики». В 1850 г. вышла в свет его «Социальная статистика».

Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики.

Спенсер рассматривал философию как познание на ступени максимального обобщения, так как философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начать с наиболее общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его мнению, принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Настоящие принципы следует использовать всем наукам. Впрочем, их можно унифицировать в более общий принцип — принцип «непрерывного перераспределения материи и движения». Закон общего изменения и есть закон эволюции.

Впервые термин «эволюция» употреблен Спенсером в 1857 г. Через два года Дарвин в «Происхождении видов» употребит это понятие в отношении живых существ. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. «Первая ее характеристика — переход от менее связанной формы к более связанной». Вторая характеристика — переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию. «Третья характеристика эволюции — переход от неопределенного к определенному». Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности».

Спенсер выделял три фазы «большей эволюции»: неорганическую, органическую и надорганическую (или сверхорганическую), плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенной ступени зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другой. Социальная эволюция — часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Предмет социологии — это «изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме».

Применительно к обществу эволюция выражается в том, что «возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам — языку, науке, искусству и литературе». В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса.

На немецкой почве, как считается в отечественной литературе, позитивизм нашел выражение в эмпириокритицизме или «втором позитивизме» Рихарда Авенариуса (1843 — 1896).

Другим крупным представителем «второго позитивизма» был Эрнст Мах (1838 — 1916).

Эти мыслители пытались «преодолеть» недостатки материализма и объективного идеализма в теории познания путем перехода на позиции субъективного идеализма. Они видели источник знаний в анализе ощущений, которые рассматривались вне связи с материальным миром.

Неопозитивизм

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».

«Логический позитивизм зародился в так называемом «Венском кружке», который образовался в начале 20-х гг. под руководством М. Шлика (1882 — 1936), в который входили Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др. Наряду с «Венским кружком» и берлинским «обществом эмпирической философии» (Г. Рейхенбах) в 30-х гг. возникали: группа «аналитиков» в Англии (Дж. Райл и др); львовско-варшавская школа в Польше
(К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский).

Общая черта неопозитивизма , чаще всего называемого сегодня «аналитической философией », — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел прожил долгую жизнь и написал много работ. В соавторстве с А. Уайтхедом он издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910). Позже он самостоятельно писал «Анализ сознания» (1921), «Исследование значения и истины» (1940), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1950), «История западной философии» (1948) и др.

Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Следует отметить, что как философ Б. Рассел не ограничивал круг своих интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.

Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата» (1921) и «Философских исследований». Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором — метод лингвистического анализа.

В «Логико-философском трактате» мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.

Необычному толкованию в этом сочинении было подвергнуто понимание термина «философия». Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. Философия, по его мнению, — не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Согласно Витгенштейну, для того чтобы философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности.

Неудовлетворенность своей попыткой отразить «картину» мира в языке в такой мере ясно и точно, как ему хотелось, привела мыслителя к созданию трактата «Философские исследования». В этом сочинении логический анализ языка замещается его лингвистическим анализом. Язык в нем рассматривается не как логический «двойник», противоположный миру, а как средство отношения к миру в ходе его применения с элементами творчества, игры. При этом языковые игры рассматриваются как метод обнаружения возможностей. Философия в этом сочинении выступает как средство научения мышления.

Другие представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др. тоже внесли значительный вклад в развитие теории познания и философии науки. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. п.

Историки философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют рассмотрению представителями этого течения вопроса о проверке истинности знания. Процесс установления истинности научных утверждений осуществляется неопозитивистами с помощью принципа верификации, обозначающего установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. В соответствии с этим принципом всякое научно осмысленное высказывание о мире должно предоставлять возможность его сведения к совокупности высказываний, фиксирующих данные чувственного опыта. Например, истинность предложения: «Этот дом панельный» устанавливается из зрительного контакта с ним. Те высказывания, которые не могут быть сведены к данным чувственного опыта и найти в нем подтверждение, например «время необратимо» или «движение — форма существования материи» относятся неопозитивистами к псевдопредложениям и обозначают псевдопроблемы. Этот принцип показался недостаточно эффективным, что послужило поводом для отказа от него со стороны представителей «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

Постпозитивизм

Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (род. в 1922),
И. Лакатос (1922 — 1974), П. Фейерабенд (род. в 1924), уточняют теорию развития знания. В противоположность логическому позитивизму, принимавшему в качестве критерия научности принцип верификации, К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. Подчеркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер, что многие его положения не могут быть возведены к чувственному опыту, он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: если возможно найти условия, при которых протокольные (т. е. базисные, первичные) предложения теории ложны, то теория опровержима. И это не случайно, ведь ни одна научная теория не принимает все факты, а утверждает одни и отрицает, исключает другие, не соответствующие ее основным положениям. Следовательно, в принципе возможна ситуация, когда будут обнаружены факты, противоречащие теории, и она окажется неверной. Если опытного опровержения нет, теория считается «оправданной».

Абсолютизируя фактор относительной истинности знания, Поппер выдвигает положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость — фундаментальное свойство научного знания.

Утверждая, что любая научная теория заинтересована в том, чтобы быть опровергнутой, Поппер абсолютизировал действительно присущую процессу развития науки характеристику. Он представляет собой не простое количественное накопление фактов в рамках одной-единственной теории, объясняющей законы мироздания или прибавление новых теорий к старым, а последовательный процесс смены теоретических конструкций, существенно отличающихся друг от друга, часто принципиально отвергающих предшествующие научные объяснения.

Поппер обрисовал яркую и драматичную картину научной жизни, в которой происходит борьба теорий, их отбор и эволюция. Он считал, что если теория опровергнута, она должна быть немедленно отброшена и выдвинута новая, поэтому научная жизнь представляет собой поле борьбы теорий, которые могут возвыситься только посредством «убийства» противостоящих им.

Необходимо отметить, что для постпозитивизма говорить о научности теорий — не одно и то же, что говорить об их истинности. Так, хотя истина, по Попперу, объективно существует, она в принципе недостижима вследствие предположительного, и, в конечном итоге, ложного (ибо каждая теория будет опровергнута) характера любого знания. Человеческое знание может создавать лишь более или менее правдоподобные теории.

Взгляды Поппера на познание имеют различия с теми, которые свойственны сторонникам неопозитивизма. Эти различия заключаются в следующем: 1) неопозитивисты источником познания считали данные чувственного опыта, для Поппера равноправны любые источники познания; Поппер не различает, как это делают неопозитивисты, термины эмпирического и теоретического познания; 2) неопозитивисты в качестве критерия размежевания между истинным и ложным знанием выдвигали верифицируемость, т. е. проверяемость, а Поппер фальсифи-цируемость, т. е. опровергаемость;
3) неопозитивисты стремились дискредитировать значение метафизики, а Поппер относился к ней терпимо; 4) в качестве основного метода науки логические позитивисты выделяли индукцию, а Поппер — метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения; 5) у логических позитивистов философия науки сводится к логическому анализу языка науки, а у Поппера — к анализу процесса развития знания; 6) многие представители неопозитивизма
(Р. Карнап, К. Гемпель и др.) допускали применение идеи закономерного к явлениям общественной жизни, а К. Поппер в своих работах «Открытое общество и его враги» (1945) и «Нищета историцизма» (1944) доказывал обратное.

Идеи Поппера о процессе развития науки подверглись критике уже со стороны одного из его последователей — Т. Куна, который в книге «Структура научных революций» выдвигает собственную модель ее развития. Кун вводит понятия научного сообщества и парадигмы. Научное сообщество — это группа ученых, профессионалов, объединенных общей научной парадигмой — образцом решения научных задач и отбора значимых проблем. Научная парадигма включает в себя также понимание картины мира, общих ценностей научного поиска, образцов обучения. Так, в качестве примера Кун приводит парадигмы Ньютона, Лавуазье, Эйнштейна.

На протяжении периода «нормальной науки» принципы парадигмы не подвергаются сомнению, и исследования осуществляются в ее рамках. Однако с развитием науки в рамках парадигмы обнаруживаются аномалии, противоречащие ей факты, либо парадоксы самой парадигмы, которые невозможно решить ее собственными средствами. Наступает период научной революции, в ходе которого старая парадигма отбрасывается и из альтернативных возможностей выбирается новая. Именно в этот период, по мысли Куна, работает принцип фальсификации.

Однако Кун отрицает принцип преемственности, прогрессивного развития знания, выдвигая положение о несоизмеримости парадигм, невозможности сравнения их уровня истинности.

Другой вариант развития научного знания был предложен И. Лакатосом в книге «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Основной единицей описания модели развития науки у него является «научно-исследовательская программа», которая состоит из «жесткого ядра», «защитного пояса» и совокупности методологических правил — «негативной эвристики», определяющей предпочтительные пути исследования. «Жесткое ядро» рассматривается в рамках исследовательской программы как состоящее из неопровержимых утверждений. При этом «защитный пояс» выполняет роль средства предохранения «жесткого ядра» от опровержения. Однако сам он изменяется и совершенствуется благодаря правилам «позитивной эвристики», а также с помощью фальсификации и подтверждения. По мнению Лакатоса исследовательская программа развивается прогрессивно в том случае, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост. Если же наблюдается обратное, то она регрессирует.

Исследователи считают, что концепция, предложенная Лакатосом, более совершенна, так как предлагает более глубокое понимание динамизма развития науки. Развитие науки представляется философом как постепенный процесс роста знаний на основе научной деятельности, опирающейся на развивающиеся научно-исследовательские программы.

Иная точка зрения на развитие науки была представлена П. Фейерабендом. К основным его работам относятся следующие: «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975); «Наука в свободном обществе» (1978); «Прощай, разум» (1987). Философ полагает, что развитие научного познания и науки осуществляется благодаря взаимной критике несовместимых теорий перед лицом наличествующих фактов. Научная работа, по Фейерабенду, должна быть направлена на создание альтернативных теорий и ведение полемики между ними. При этом необходимо, по его мнению, следовать, с одной стороны, принципу пролиферации, означающему, что нужно изобретать и разрабатывать концепции, несовместимые с существующими признанными научной общественностью теориями, а с другой — принципу несоизмеримости, гласящему, что теории невозможно сравнивать.

Фейерабенд выступил против диктата методологий и признания каких бы-то ни было правил в научных исследованиях. Он выдвинул мнение, согласно которому наука ничем не отличается от мифа.

Следует отметить, что восстание Фейерабенда против рационализма в познании означает восстание против науки, так как безответственное уравнивание в правах псевдонаучных построений и результатов деятельности ученых-профессионалов означало бы конец научного прогресса, а за этим и окончание технического и социального прогресса вообще.

Позитивизм в философии – это направление, выдвигающее позитивное научное знание на первое место в сравнении с духовной деятельностью и умозрительными построениями. Он признает опыт, методы познания, основанные на наблюдении, теоретическим же учениям отказывает в достоверности. Мировоззренческим вопросам, проблеме соотношения реальности и отказывается в праве на существование. Говоря кратко – для направления характерно отрицание «метафизических» вопросов – т.е. тех, решение которых невозможно проверить опытным путем и непосредственными наблюдениями.

Особенности направления и этапы его развития

Первая система XIX в. отказывает системе мировоззренческих представлений в достаточной обоснованности и «научности» на основании чрезмерного, на взгляд позитивистов, количества умозрительных понятий. Первые теоретики позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) заложили основные его идеи:

Отрицание традиционных вопросов мировоззренческого характера, решить которые считается невозможным из-за ограниченности человеческого разума;

Стремление поставить в зависимость от возможности опытной проверки право на существование теоретического знания;

Сведение научных знаний к совокупности данных, полученных наблюдением; исключение сведений, которые нельзя наблюдать, из числа научных фактов;

Поиск универсального способа получения достоверных научных фактов, разработка универсального языка науки;

Сведение задач науки к описанию явлений, но не их объяснению.

История развития направления включает три этапа: позитивизм XIX в., неопозитивизм (первая половина ХХ в.), постпозитивизм (вторая половина ХХ в.).

Позитивизм XIX в.

Родоначальником направления считается О. Конт, впервые изложивший его положения в труде «Курс позитивной философии». В его понимании философия – средство раскрытия связей между естественными науками и законами природы, их обобщение. Все явления, согласно этой концепции, подчиняются естественным законам, которые неизменны. И именно их открытие, систематизация и сведение их числа к минимуму определяется, как основная цель философских построений. При этом они сводятся к описанию существующих явлений без их объяснения.

Этот взгляд слабо согласуется с традиционным пониманием сути и целей философии. Но концепция Конта интересна описанием истории зволюции общества, в соответствии с тремя стадиями интеллектуального совершенствования – теологической, метафизической и позитивной.

Идеи Конта продолжает Г. Спенсер, отводя при этом в своих построениях значительную роль эволюционным воззрениям. По его собственным словам – если Конт предлагал рассматривать формирование знаний о природе, то он сам – развитие явлений самой природы. Рассуждения Спенсера об эволюции материи весьма механистичны – он предлагает принцип перехода «от однородного к разнородному». Оригинальна попытка Г. Спенсера примирить религию и науку с позиций агностицизма – по его рассуждениям, постичь силы, лежащие в основе мира, невозможно, и на признании этой невозможности базируется и то, и другое.

Важный вклад в эволюцию этого этапа внес Дж. Ст. Милль, автор «Системы логики». Он предложил вместо обобщения наук применить методологию формальной логики. В развитие логики его вклад значителен, но отождествление с логикой окончательно лишает философию специфики мировоззренческой науки, складывавшейся на протяжении ее истории.

Дальнейшее развитие эти идеи получили в начале ХХ в., когда первый позитивизм уступил место новой исторической форме – эмпириокритицизму (наиболее известные теоретики – Э. Мах и Р. Авенариус). Для эмпириокритицизма, или махизма характерно стремление окончательно «очистить» естественнонаучное знание от умозрительных построений. Лишь то, что можно наблюдать и подтвердить опытным путем признается «единственно существующим». Наблюдаемое именуется «бесспорным первичным» материалом знания, а соответствующие факты и явления – «элементами мира», независимыми от материи и сознания.

Неопозитивизм

Работы Макса Планка, формулирование А. Эйнштейном принципов теории относительности во второй половине XIX в. положили начало нового этапа в развитии направления – неопозитивизма. Возникший в 20-х гг. ХХ в., он сосредотачивается на анализе научного языка и логико-методологических исследованиях. Основной вариант развития этапа – логический позитивизм.

Истоки лежат в идеях Венского кружка с М. Шликом во главе. Влияние на формирование направления оказало, помимо научных открытий, и развитие математики, прежде всего – математической логики. Из этой волны позитивизма развилась аналитическая философия.

Здесь была предпринята попытка объединить , формальную логику и естественные науки. Характерное произведение этого периода – «Преодоление метафизики логическим анализом языка» Карнапа. Важной задачей становится отделить предложения, имеющие смысл, от бессмысленных с синтаксической или логической точки зрения. Причиной появления «бессмысленных» предложений считают неопределенность и неправильное понимание языка. Иными словами, при сохранении интереса к опыту, как первооснове знаний, добавляется интерес к языку, теории значений и правилам построения фраз.

При этом большинство проблем, затрагиваемых философией на протяжении ее развития, признаются бессмысленными. Практически все философское наследие предлагается считать набором логически бессмысленных предложений, а от нее самой остается логический анализ слов и предложений.

Постпозитивизм

Основные идеи поспозитивизма выдвинул К. Поппер. Он предложил концепцию критического рационализма. Решение – изучать ли ту или иную проблему – следует принимать при помощи логики. Именно она помогает решить, является ли вопрос истинным или нет.

Куайн указывает на слабые места логического позитивизма, предлагая подвергать проверке на соответствие с реальностью теорий, а не отдельных высказываний. Причина – существует группа высказываний, являющихся логически истинными и имеющих синтаксический смысл, таковыми являются благодаря наличию тавтологии или синонимов в формулировках. Классические примеры – «всякий неженатый человек неженат», или «всякий холостой человек неженат».

Многие положения позитивизма в этот период оказались отброшены, но определение направления, как опирающегося на уважение к рациональному опыту, строгое ясное мышление, сохранилось. Характерные черты постпозитвизма:

Отказ от жесткого разграничения теории и науки;

Снижение внимания к формальной логике;

Усиление внимания к истории науки, динамике ее течения;

Анализ влияния социальных и культурных факторов на процесс познания;

Замена принципа верификации фальсификацией: теория признается истинной, если ее следствием являются факты, которые можно проверить теорией. Теория же, которая перестает удовлетворять этому условию, признается фальсифицированной – т.е. становится ложной. Иными словами, задача состоит не в поиске абсолютно истинной теории, а в решении вопроса роста знаний;

Признание роли философии.

Теоретики постпозитивизма зачастую противоречат друг другу в своих концепциях. Тем не менее, сохраняется преемственность с предыдущими этапами. Основное внимание по-прежнему уделяется рациональным методам познания.

С уважением, Андрей Пучков

Контрольная работа

по предмету: Философия

на тему: Философия позитивизма


Литература

Основные принципы позитивистской философии


С возрастанием роли науки в жизни общества и возникающей на основе этого научной эйфории в середине XIX в. зародился позитивизм, переросший затем в философский антропоцентризм сциентистского характера. Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе: все подлинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Понятие позитивизм" обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивисты считают, что философия увлеклась никому не нужными, оторванными от реальной жизни метафизическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век расцвета позитивной науки, возрастающей роли во всех сферах жизнедеятельности человека точных и конкретных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на позитивном" в человеческом знании и познании.

Позитивизм исходит из признания существовании некой реальности, которая со всей очевидностью непосредственно дана человеку. Понятия позитивное и данное тождественны. Данное - это то, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Эта проверка должна носить общезначимый характер.

Главные идеи позитивизма заключаются в том, что любая наука может быть организована на основе таких же принципов, как математика и физика, достигших в то время серьёзных успехов. Науки должны быть основаны на эмпирическом позитивном знании, а не на спекулятивных умозаключениях. Из этого следовал вывод о том, что по мере развития конкретных наук отпадает необходимость философии, которая как обобщенное знание растворятся в науках и теряет свой предмет исследования.

Позитивизм, оформившись в самостоятельное философское направление в тридцатых годах XIX в., более чем за полуторавековой срок прошел в своем развитии этапы:

) первого позитивизма,

) второго позитивизма (эмпириокритицизма),

) неопозитивизма,

) постпозитивизма.


Первый этап позитивистской философии


Позитивизм возникает в 30-40 гг. ХIХ в. во Франции. Первая историческая форма позитивизма была создана и развита Огюстом Контом (1798 - 1857 гг.), Гербертом Спенсером (1820 - 1903 гг.), Джоном Стюартом Миллем (1806 - 1873 гг.). Создатели позитивизма считали, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над нею философии. Но это не исключает существования некого синтеза знания, за которым можно сохранить название философия. Эта новая философия должна быть сведена к обобщению данных естественных и общественных наук, производству из этого выводов, которые только описывают явления и отвечают на вопрос КАК, а не ПОЧЕМУ. Позитивисты отвергают и материализм, и идеализм, так как и тот и другой претендуют на раскрытие причин и сущностей, а такие претензии должны быть удалены из науки.

Идеи Конта заимствовали и развили в России - П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.О. Конт, в определенной мере, является продолжателем идей французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Даламбером, Огюст Конт исходит из идеи, которую схематично можно выразить следующим образом. Человеческий дух проходит в своем развитии как бы три стадии:

) стадия религиозная, концептуальным объектом которой являются фиктивные образы теологии;

) стадия философская, которая оперирует метафизическими абстракциям;

) стадия научная, которая опирается на позитивные знания (отсюда и сам термин позитивизм). Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека, которые свойственны ему как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии: теологической, метафизической и позитивной (научной). Первая теологическая стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную научную. Соответственно философия, если она хочет действительно иметь хоть какое-то отношение к научному познанию, должна отказаться от исследования происхождения в назначения существующего мира и познания внутренних причин явлений и стремиться, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений. Объяснение явлений есть отныне только установление связей между различными явлениями в несколькими общими фактами, число которых уменьшается по мере прогресса науки" (Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1900. Т.1. С.4). Философия в своем традиционном, умозрительном виде, по мнению позитивистов, не может больше претендовать на роль всеобщей методологии наук. Но поскольку такая всеобщая методология необходима, то она должна быть выработана на основании синтеза частнонаучных методологий и обобщена в особой позитивной" науке.

В наибольшей степени позитивистская позиция становится популярной в социологии, не случайно ее основателем как науки часто называют именно О. Конта. Давая свою классификацию наук, он в ряде других наук, подобных физике или биологии, специально выделял социологию. Правда, сам термин был тогда не столь популярен, и Конт обозначает эту науку как социальная физика. Это очень характер обозначение, которое четко выражает сущность позитивистского подхода. Как для описания и предсказания в природе существует наука, опирающаяся на физические представления о мире, так и по отношению к обществу должна существовать своя собственная физика, наука, исследующая закономерности общества.

Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода. В данном случае под словом метафизика понимается традиционный, философский подход (Метафизика Аристотеля). История тяжбы философии с наукой, считает Конт, показала, что всякие попытки приспособить метафизическую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от метафизики. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя.

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К таким наслоениям Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновения в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления. Она не отвечает на вопрос почему?", а отвечает на вопрос как? . Последовательное проведение данного тезиса Конта означало бы отказ науки от принципа причинности, отрицание возможности раскрытия объективных, закономерных связей. Конт не делает таких крайних выводов, он пытается сохранить эти бесспорные со ставные элементы научного подхода, что создает внутренние противоречия в позитивистском подходе к науке и философии.

Отрицая прежнюю метафизическую" философию Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная потребность разработки общенаучных методов познания, а так же раскрытия связи между отдельными науками, создания системы научного знания. Решение этих задачи является прерогативой новой философии. А для этого старая философия" должна быть коренным образом переосмыслена, очищена от всех метафизических пережитков. Таким образом, позитивизм претендует на роль философии науки. По замыслам Конта, конкретные науки должны выявлять частные закономерности различных предметных областей знания, философия же должна направить свои усилия на познание наиболее общих закономерностей, на систематизацию научного знания. При этом в своей систематизаторской деятельности философия должна ориентироваться на строгие образцы естественнонаучного знания. Философские системы О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля носили характер энциклопедических классификаций имеющегося научного знания. Большое количество томов говорило о богатой эрудиции их авторов, но не давало ничего нового для науки, не носило характер творческих изысканий.


Вторая стадия позитивизма - махизм


Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля создавали определенную научную картину мира, опирающуюся на принцип механистического истолкования действительности. Процесс естественнонаучного знания па рубеже ХIХ - ХХ вв. связанный с развитием квантовой физики, поставил под вопрос механистическую методологию, основанную на принципах ньютоновской физики и разрушил прежнюю картину мира. Вместе с этим, под вопросом оказалась и эмпирическая методология научного познания, поскольку в ходе исследований выявилась зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. Интенсивное развитие психологических исследований поставило на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими науками, изучающими человека и окружающий его мир. В этих условиях философия, опирающаяся на принципы позитивизма, переживает серьезный кризис. Она вынуждена поставить в центр своего внимания такие вопросы, которые приверженцы контовского учения считали сугубо метафизическими: о природе познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоотношении психического и физического, о характере и истоках опыта и т.д. Возникает вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм (критика опыта). На основе философского поиска таких выдающихся физиков, как Э. Мах (1838-1916), В. Гейзенберг (1901-1976), Р. Авенариусом (1843 - 1896 гг.) и других ученых выстраивались концептуальные системы. К ним примыкали по своим взглядам К. Пирсон, А. Пуанкаре, В. Оствальд, В.М. Чернов, П.С. Юшкевич, В.А. Базаров, А. А Богданов и др.

Представители эмпириокритицизма предлагали построить не синтетическую систему, обобщающую выводы частных наук, а создать теорию научного познания, преодолеть и материализм, и идеализм, которые якобы удваивают мир, деля его на субъект и объект. Мах предлагает исходить из теории экономии мышления, считая экономию мышления основной характеристикой познания. Мах и Авенариус, чьи учения отличались друг от друга в терминологии, считали, что, вследствие изначальной биологической потребности организма в самосохранении, он с необходимостью приспосабливается к фактам. Нужно не объяснять факты, а описывать их, так как организму безразлично, что скрывается за фактом. Факты, а за ними и понятия появляются из наблюдаемых данных - совокупности элементов нашего опыта, чувственно полученные нами. Это ощущения, в которых объект и субъект неразрывно слиты, принципиально скоординированы. Понятия Я и вещи" лишь условные наименования комплексов элементов (ощущений), в которых снят дуализм физического и психического.

Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких "метафизических" понятий как субстанция, причинность, материальное, идеальное и т.п. Принципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии ее представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике же разработка этой теории научного знания означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике, решаемой с позиций субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.


Третий этап позитивизма - логический позитивизм


Третий позитивизм, неопозитивизм начал складываться во втором десятилетии ХХ в., окончательно оформился в 20-е годы. С тех пор он проделал значительную эволюцию. Неопозитивисты сначала назвали свою позицию логическим атомизмом, затем - логическим позитивизмом, потом логическим эмпиризмом; наконец, он получил название аналитической философии. Ее британская разновидность, распространившаяся также в США, называлась лингвистической философией. В недрах неопозитивизма зародилась и так называемая философия науки, которая стала очень влиятельным методологическим течением и в таком качестве привлекла внимание множества выдающихся ученых.

У истоков неопозитивизма мы встречаем три весьма колоритных фигуры: это Дж.Э. Мур, Б. Рассел и Л. Витгенштейн.

Местом рождения логического позитивизма была Вена, где в 20-х годах вокруг профессора кафедры индуктивных наук М. Шлика собрался кружок его учеников и сторонников. В него входили логик Р. Карнап, математики Г. Хан и К. Гедель, физики Ф. Франк и Г. Фейгль, социолог О. Нейрат и много других мыслителей.

В 1929 г. вышло их совместное произведение: Научное мировоззрение. Венский кружок. Так образовалась философская школа единомышленников, которая и стала называться Венским кружком. Разработки Венского кружка (Р. Карнап, 1891-1970; О. Нейрат, 1882-1945; Ф. Франк, 1884-1966; Х. Рейхенбах, 1891-1953) известны идеями конвенционализма и верификации знания, а также работы по философии логического анализа и философии математики, получившие название логицизма. (Б. Рассел, 1872-1970; А. Уайтхед, 1861-1947; У. Куайн, 1908 г. р.). В рамках этого направления зародилось одно течение философии, основоположником которого является Л. Витагенштейн (1889-1951), которое впоследствии получило развитие как аналитическая философия, посте пенно сближаясь с феноменологией и герменевтикой, структурализмом и постмодернизмом. Венский кружок просуществовал до 1938 г. В последний год его бытия, в 1938 г., стал выходить в свет журнал Егkenntnis" с 1939 г., уже в США, куда перебрались многие члены Венского кружка, он был преобразован в Журнал унифицированной науки.

Идейные истоки неопозитивизма не сводятся к публикациям Б. Рассела, Д. Мура и Л. Витгенштейна. Они восходят, прежде всего, к прежнему, второму позитивизму Э. Маха. Известное влияние на логических позитивистов оказал также прагматизм Ч. Пирса и У. Джемса. Из прямого слияния махистских и прагматистских идей еще в 20-е годы появился на свет операционализм П. Бриджмена.

Но, конечно же, третьему, логическому позитивизму свойственна важная специфика. Если Мах и Джемс были беззаботны в отношении проблем логики (Джемс, по его словам, отказался от логики раз и на всегда, а Мах свое учение трактовал как представление психологии познавательного процесса), то в глазах ученых-теоретиков ХХ в., пренебрежение логикой и математикой было, одной из слабостей как махизма, так и прагматизма (вплоть до появления работ Льюиса и Куайна). Эту слабость и попытались устранить неопозитивисты. По словам Айера, логический позитивизм был сплавом венского позитивизма XIX века, разработанного Эрнстом Махом и его учениками, с логикой Фреге и Рассела. А сам Рассел говорил так: Современный аналитический эмпиризм. отличается от аналитического эмпиризма Локка, Беркли и Юма тем, что он включает в себя математику и развивает мощную логическую технику. Именно благодаря привлечению этой логической техники логические позитивисты с самого начала и смогли претендовать на анализ всего состава научно го знания, включая его теоретический инструментарий.

Как и две предшествующие стадии позитивизма, неопозитивизм начинает свою борьбу за подлинную философию" с критики метафизики. Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятиями типа чистый разум, абсолютная идея и т.д. Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней необходимо предъявить строгие требования, которые сложились в современном естествознании и математике.

Следует отметить, что неопозитивизм неоднороден: как философское течение он состоит из ряда философских школ, и прошел ряд последовательных этапов. Исторически первый и основной вариант неопозитивизм - логический позитивизм. Представитель логического позитивизма исходил из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно выталкивает философское мышление в сферу метафизических" проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования потому, что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования.

В чем же состоит этот способ теоретизирования, с точки зрения неопозитивистов? Представители логического позитивизма считают, что задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений. При этом неопозитивисты исходят из предпосылок, что все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний. Центральна задача философии - разработать принципы проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека, позитивному данному Б.

Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания делятся на три основных категории:

) логико-математические (аналитические);

) эмпирические (синтетические); З) метафизические (научно-неосмысленные). Философ по мысли неопозитивистов должна проанализировать высказывания имеющие хождение в науке, на основе анализа изъять из науки все научно-неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения.

Естественно встает вопрос: как можно определить являются те или иные высказывания научными или ненаучными? Каков критерий научности? Для этого логическим позитивизмом была выдвинута верификационная концепция знания или принцип верификации высказываний (от лат. veritas - истина). Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опыт проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида к атомарным высказываниям.

Неопозитивизм, как мы видим, истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Но он не мог не учитывать специфику научного и философского знания, которое соприкасается с опытом не непосредственно, а опосредованно, через целую цепь рассуждений. Эти, непосредственно не связанные с опытом высказывания, неопозитивисты предложили назвать молекулярными высказываниями. И подобно тому, как молекулы состоят из атомов, так и молекулярные высказывания могут быть составлены из атомарных высказываний, то есть тех, которые могут напрямую сопоставлены с подтверждающим или опровергающим их опытом. При проверке на истинность необходимо пройти весь путь построения молекулярных предложений и свести их до атомарных или протокольных высказываний.

Однако, в ходе исследований довольно скоро выявилось, что многие высказывания науки невозможно свести с эмпирическому данному, к непосредственному опыту. Особенно наглядно это проявлялось в отношении научных высказываний о фактах прошлого и высказываний, носящих широкий, обобщающий характер, формулирующих законы природы. Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Они заявили, что требование необходимости осуществлении эмпирической проверки касается только частных высказываний. В большинстве же случаев эмпирическая проверяемость должна подразумеваться только принципиально. Ученые должны исходить из установки о том, что верификация всегда логически возможна, мыслима по отношению ко всем высказываниям.

Это отступление от принципа верификации существенно поколебало устои неопозитивизма. Но не только внутренние трудности процесса верификации ставили под сомнение учение неопозитивизма. Его критики вскоре весьма аргументировано показали, что сам принцип верификации не может быть верифицируем и, следовательно, его провозглашение является высказыванием не имеющим смысла, то есть относящимся к разряду метафизических высказываний. Так обнаружилась глубокая внутренняя противоречивость исходных установок неопозитивизма. Вместе с тем, была выявлена и противоречивость принципа верификации самой научной теории. Действительно, наука, как утверждают неопозитивисты, опирается на опыт. Но она не может развиваться только на основе опыта. Большое значение для развития науки имеет творческое конструктивное мышление. Это мышление поднимается над опытом и создает новый результат, который напрямую не содержится в эмпирических данных, чисто экспериментальных действиях. Внутренняя противоречивость неопозитивистских установок, критика этих установок представителями других философских направлений привели к утрате неопозитивизмом своего влияния в философии науки и разработке проблем методологии научного познания с позиций постпозитивизма.

Однако, следует отметить, что усилия неопозитивистов не были бесплодны для науки и философии. Они дали определенные положительные результаты. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики открывало новые возможности для комплексного анализа знания, в частности, для логико-лингвистического анализа. Движение от языковой формы к формально-логической, а также от математико-логической формы к более общему логическому формообразованию открывает возможность с одной стороны, движение восхождение, ко все более широкой формализации, с другой сторон восхождение от более общих логических форм к более конкретным языковым высказываниям. На пути восхождения возможно построение множества относительно обособленных или взаимосвязанных языковых, формально-логических, математико-логических систем: достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо языковые образования (имена, предложения, их комплексы), договориться (заключить конвенцию) и родятся новые системы исчисления высказываний

Таким образом, неопозитивисты создали новые легко формализующие типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания, проникновение в это знание математических методов и аппарата. Эти предпосылки были реализованы в структурализме. Структурализм - это течению на стыке современной науки и философии, выражающее стремление придать гуманитарным наукам статус точных наук. Авангардную роль в этом процессе сыграла лингвистика. Введение лингвистических моделей в этнографию привело к превращению этой науки в этнологии.

философия позитивизм логический наука

Литература


1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

2.Бойко С.В. Философия: Курс лекций. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.

.Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений.4-е изд., доп. - СПб.: Издательство Лань с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

18. Позитивистская философия, основные принципы и эта­пы ее исторической эволюции. Характер взаимоотношения по­зитивизма с религиозной философией и с метафизическим ма­териализмом.

Позитивизм – философское течение, которое ставит в центр рассмотрения науку и научную методологию и за философскую основу всего берет опыт (преимущественно в научном понимании этого слова - эксперимент).

Как самостоятельное течение позитивизм сформировался в 30-е годы XIXв. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму . Субъективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма (сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, вторичны), в отличие от объективного идеализма отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии – разработка методов научного знания. Основные тезисы позитивизма:

1) все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения.

2) философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм в определенном смысле существует до сих пор, пережил определенную эволюцию – размышление над тем, что такое опыт, можно ли его считать критерием истины. Можно выделить 4 стадии позитивизма:

1) Классический позитивизм (Конт, Спенсер)

2) Эмпириокритицизм, или махизм (Мах, Авенариус)

3) Неопозитивизм, или логический позитивизм (Мур, Рассел)

4) Постпозитивизм (Поппер, Кун)

1) Классический позитивизм (2-я половина XIX в.)

Основатель идеи позитивизма – О. Конт. Позитивная философия связана с философией французского просвещения XVIII в. Следуя просветителям, позитивисты высказывали убеждение в способности наук к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, в которой применимы научные методы мышления. Конт создал следующую классификацию наук: Математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин «социология», благодаря ему социология была впервые разработана в специальную систему.

Контом был разработан закон трех последовательных стадий человеческого мышления, который можно распространить как индивидуальное человеческое развитие, так и на историю науки в целом. Можно выделить 3 стадии: теологическая (до 1300г.), метафизическая (до 1800г.) и позитивная. На первой, теологической стадии, человек пытается объяснить окружающий мир, исходя из неких божественных сущностей, вторая – метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами и соответствует абстрактному мышлению (умозрительное знание - натурфилософия). На позитивной стадии человек исследует мир опираясь на опыт и логические выводы из него. Для этой стадии характерно объединение теории и практики, человек благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые являются постоянными, формирует законы. Девиз позитивной науки: «Знать, чтобы предвидеть, чтобы избегать». Основной метод науки – феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытке обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению: всю информацию мы получаем из наблюдения, т.е. должны строиться такие теоретические конструкции, которые, хоть не сейчас, а потом, должны экспериментально подтверждаться.

Эти три стадии – детство, отрочество и зрелость человеческого ума. Все науки должны быть переведены на позитивную стадию, так как только тогда они станут науками в полном смысле этого слова. Философию позитивисты наукой не признавали, т.к. у нее нет собственной предметной области, нет надежных опытных данных, нет критериев истины, не видно ее воздействия на решение практических задач. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Однако для адекватного познания действительности не достаточно отдельных частных дисциплин, так как существует объективная потребность в раскрытии связи между отдельными науками, в сознании их систем – цель новой философии по Конту. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Не такова традиционная философская «метафизика», проблемы которой не только не могут быть решены научным путем, но не могут быть ранее поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная философия не имеет дела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой частью науки, второе – пережитком «метафизики».

Характерные черты позитивизма:

1) Нам известно только то, что сообщают нам науки, научные знания являются единственно адекватными.

2) Любая проблема может быть решена, будучи переведена на позитивную стадию. Серьезным достижением в этой области является разработка Контом основ новой науки – социологии.

3) Любая наука может достигнуть успеха, только будучи переведена, на позитивную стадию. Серьезным достижением в этой области является разработка Контом основ новой науки – социологии.

4) методы различных наук могут неограниченно трансплантироваться (переносится) из одной в другую. В качестве примера такой трансплантации другой идеолог позитивизма – Г. Спенсер – разработал концепцию социал-дарвинизма. Дарвин поднял биологию на позитивную стадию другой науки – социологии. Он распространил Дарвиновскую терминологию на общество, показав, что в нем, также существует естественный отбор, и борьба за выживание, приспособление человека к окружающей среде.

5) Вера в бесконечный прогресс науки и безграничные возможности человеческого познания.

6) Своего рода «обожествление» опыта, окружающей действительности (природа).

В последнее десятилетие XIX в. классический позитивизм переживает кризис, вызванный следующими обстоятельствами:

1) Прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «…..» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Противоречия с новыми открытиями в физике и биологии, объяснимые только с позиции диалектического материализма.

2) Коренная логика понятий в физике и интенсивное развитие психологических исследований вынудили философию обратится к изучению эмпирических и логических основ науки, то есть тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся Конт и его последователи.

3) Оказалось невозможным включить проблемы ценностей, которые вводили позитивисты, в сферу научного исследования и при этом сохранить позитивистский критерий научности.

Все эти обстоятельства снова поставили вопрос о месте философии в системе наук и отвергли тот ответ на него, который давали представители классического позитивизма.

2) В результате попыток отказаться от Контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» возникает эмпириокритицизм , или махизм философское учение, в котором за первооснову берется опыт и которое стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки естественного понятия о мире. Цель – описание позитивного, опытного знания. Махисты считали, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Таким образом, эмпириокритицизм отличается от классического позитивизма не только пониманием характера конкретных проблем, но и определением самого предмета философии. Однако последователи как Спенсера, так и Маха стремились лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики.

3) Неопозитивизм (начиная с 20-х гг. XX в. До настоящего времени). Неопозитивисты исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, так как ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу «метафизических» проблем. По их мнению философия вообще не имеет собственного предмета исследования, так как она не является содержательной наукой о какой-то реальности. Главные задачи: Формализация науки (переопределение ее через логику) и разработка максимально простого и понятного научного языка. Истина - совпадение высказывания с непосредственным опытом человека. Неопозитивисты хотели очистить науку от бессмысленных предложений, то есть тех предложений, которые не верифицируемы (его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связанного логического доказательства)

4) Постпозитивизм. В отличие от неопозитивистов, которые основное внимание обращали на анализ структуры научного знания, постпозитивисты главной проблемой философии науки сделали понимание механизмом развить знания. Поппер считал теорию научной, если она фальсифицируема (она доступна опровержению с помощью опыта). «С помощью опыта можно подтвердить только ложность теории, а не ее истинность» (Поппер). Опыт изначально проводится за или против какой-либо теории (он теоретически нагружен). Тогда может ли он быть критерием истины? В отличие от неопозитивистов, которые четко разделяли наука и не наука, например, философию (либо физика), постпозитивисты отказывались видеть жесткую границу между философией и наукой, т.к. философские положения осмыслены и неустранимы из научного знания. Таким образом постпозитивизм связан с частичным преодолением позитивистской проблематики, поэтому рядом исследователей он не относится собственно к позитивизму.

ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному. «Дух позитивизма» означал прежде всего радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т.п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире. Социальным преобразованиям в ходе революций и ожесточенной борьбы «третьего сословия» за власть и против прежней общественной и государственной системы соответствовали преобразования в сфере культуры, сопровождавшиеся жестокой борьбой идей, прежде всего яростной критикой религии и философского идеализма (который трактовался как «рафинированная» форма религии), «спекулятивного» («абстрактного», т.е. не связанного с практической жизнью и практическими интересами людей) мышления. Достижения «позитивного» (практически ориентированного) знания, прежде всего знания о природе (включая достижения медицины как «позитивного» знания о человеке), соответственным образом организованные и оформленные, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и прежнюю философию («метафизику»). Этими идеями руководствовались французские энциклопедисты – авторы и составители «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», вдохновителями и редакторами которой были Ж.Л.Д’Аламбер и Д.Дидро.

В истории философии термином «позитивизм» обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х гг. и сохранило влияние вплоть до нашего времени, пройдя при этом три исторических стадии – «первого» («классического») позитивизма, «второго» позитивизма (эмпириокритицизма) и «третьего» позитивизма (неопозитивизма). Основателем течения был О.Конт , он ввел в философский обиход и сам этот термин. С именем Конта связаны два главных принципа науки 19 в.: 1) признание относительности всякого «позитивного» («фактического») знания, й 2) стремление к накоплению и обобщению посредством систематизации и классификации «научных фактов». Под последними Конт понимал не только данные наблюдения, эксперимента и измерения, но и то, что может быть реконструировано как их источник (их «скрытая» причина), а также «законы», которые определял как «устойчивые факты природы». К разряду «позитивных» он относил знания человека о самом себе, включая сознание. Однако при этом он отвергал самонаблюдение как источник такого знания; основу такого знания составляет восприятие телесного поведения людей и их социальных отношений. Поэтому базисной наукой он объявил социологию. Обращаясь к этическим проблемам, он трактовал как «позитивное» также «полезное» и «доподлинно известное». Т.о., позитивное знание есть знание всего того, что «есть на самом деле», «в действительности». Поэтому позитивная наука – это «наука о действительном», о том, что существует «для нас», как явление, которое должно быть описано без всяких «метафизических домыслов», вроде «вещи-в-себе», «абсолютной субстанции» или «абсолютного субъекта». Подобные изыскания Конт вслед за Шеллингом называл «негативной философией». Согласно Конту, подлинное, «позитивное» знание всегда относительно из-за неизбежной связи всякого знания с чувственными восприятиями. Вследствие этой «относительности к познающему» позитивное («опытное») знание не может быть абсолютным уже потому, что сам процесс восприятия – это не что иное, как временная последовательность явлений и их пространственная координация. Отсюда следует вывод, что бытие как совокупность фактов дано «имманентно». Точка зрения имманентности – принцип позитивной науки в противоположность метафизике, которая верит в возможность постижения трансцендентного, т.е. находящегося за пределами мира явлений. Однако наряду с «конкретными фактами», с которыми имеют дело «позитивные науки» (включая социологию), Конт признавал в качестве «абстрактных фактов» также и математические формулировки, посредством которых наука фиксирует временную последовательность и пространственные отношения мира явлений.

Основываясь на принципе относительности позитивного знания, Конт оценивал и религию, и «метафизику» как знание «фиктивное», хотя и считал их неизбежными моментами развития духа: согласно его «основному закону», всякое знание проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную (которым соответствуют три фазы в развитии общества).

Следуя классическому идеалу, своей важнейшей задачей Конт считал систематизацию знания: «позитивные» знания должны быть представлены в форме энциклопедии, а принципы построения этой системы, изучая логику научного исследования и его методы, формулирует «позитивная философия», которая, по сути, есть «теория науки».

Наиболее впечатляющих успехов в построении такой теории в рамках классической позитивистской программы достиг ученик Конта Дж.С.Милль . Единственным адекватным методом научного исследования Милль считал индукцию, которую он также называл экспериментальным методом. Его «металогической» предпосылкой является «принцип непрерывности» – оправданное опытом утверждение, что бытие постоянно, что оно остается одним и тем же. В свою очередь главной задачей науки логики является оправдание этого принципа. Противопоставляя свою позицию «догматическому эмпиризму», Милль называет ее «философией опыта»: научные утверждения должны выдерживать проверку на соответствие «фактам опыта». Но это не значит, что все они сводятся непосредственно к данным наблюдения и эксперимента. Наука не состоит только из чувственных данных – она нуждается также в законах и гипотезах о законах («теориях»), которые суть нечто большее, нежели совокупности фактов – ведь случайные наблюдения сами по себе, не будучи включенными в теоретический контекст, не могут свидетельствовать ни в пользу, ни против гипотезы о законе.

Не соглашаясь со своим учителем, Милль считает источником позитивного знания также и самонаблюдение – ведь оно открывает нам особую область фактов, коль скоро, несмотря на принятие физического объяснения температуры, цветов и запахов посредством их редукции к движению молекул, колебаниям или давлению, мы все-таки вынуждены признать специфические ощущения тепла, цвета и запаха в качестве действительно существующих явлений, фактов сознания. Науку о таких фактах Милль называет психологией. Ее он считает базовой и ставит на место прежней «метафизики», поскольку, обращаясь к ней, можно, во-первых, получить важный аргумент в пользу «принципа непрерывности» опыта, а во-вторых, сформулировать другой важнейший принцип позитивного знания – «принцип сознания». Согласно ему, только то, что осознано, может быть признано существующим. Иначе говоря, в качестве позитивных фактов существует только то, что осознано. Здесь Милль продолжает традицию английского эмпиризма, философии Юма и Беркли, согласно которой «быть – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi); правда, в соответствии с «принципом непрерывности» он изменяет эту формулу на следующую: «все, что есть, – это совокупность комплексов впечатлений, которые мы можем иметь».

Позиции «классического» позитивизма разделяли Э.Литтре (благодаря которому Конт получил известность в континентальной Европе), Г.Спенсер, Г.Н.Вырубов, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и др. Многие из тех, кто не отождествлял свои позиции с позитивистскими, также испытали серьезное влияние позитивизма.

Весьма близки к «первому» позитивизму установки т.н. естественнонаучного материализма, который был весьма популярен в кон. 19 в., прежде всего среди ученых, но также и в широких кругах образованного населения, в связи с ростом интереса к естествознанию. Наиболее видными его представителями были немецкий зоолог К.Фогт, голландский физиолог Я.Молешотт и немецкий врач Л.Бюхнер. Содержание их работ сводилось к популяризации научных представлений о строении и функциях организма, устройстве материального мира, с включениями некоторых суждений более общего порядка. Все они понимали материю как совокупность видов вещества (с точки зрения Фогта, это – водород, кислород и углерод; по Молешотту – атомы химических элементов); живые существа Фогт трактовал как сложные «органические машины», Молешотт не усматривал качественных различий между органическим, химическим и физическим. Оба негативно относились к дарвиновской теории эволюции, предпочитая идею о том, что эволюция есть результат случайной «встречи» химических элементов (поэтому, напр., Фогт считал различия между белыми и черными людьми куда большими, чем между лошадью и ослом или волком и собакой). У Бюхнера материя не сводится к веществу и рассматривается как философская категория, содержание которой исторически менялось. Основная его работа – «Сила и материя» – посвящена анализу соотношения этих двух взаимосвязанных мировых начал, взаимодействие которых определяет как состав всех мировых образований, так и их изменения. Материю и ее формы (в частности, жизнь) Бюхнер считал вечными; он был сторонником эволюционной теории. Обращаясь к теме сознания, он дистанцировался от вульгарных представлений в стиле Молешотта, но вместе с тем считал, что все психические способности, которые есть у человека, свойственны и животным, что способности мышления напрямую связаны с размерами мозга, что умственная работа увеличивает мозг, что люди высших классов отличаются от людей низших классов размерами черепа (все это вполне соответствовало тогдашним научным представлениям).

Новые открытия в науке (прежде всего в физике и психологии) вызвали кризис оснований классического позитивизма. Следствием было возникновение его обновленной формы – эмпириокритицизма .

Прогресс теоретической физики в 20 в. в свою очередь обусловил дальнейшую трансформацию позитивистской программы, смещение фокуса интересов с проблем источника знания на область анализа науки и логической структуры теорий. На смену «второму» позитивизму в 1920-х гг. пришел «третий» – неопозитивизм .

Некоторые установки позитивистской программы (правда, редуцированной до исследования закономерностей исторического развития научных теорий и методов) сохранил постпозитивизм , который не утратил своего влияния вплоть до наших дней. См. также ст. О.Конт , Дж.С.Милль , Э.Мах , Р.Авенариус , неопозитивизм и лит. к этим ст.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»