Православие в великобритании. Приходы русской православной церкви в великобритании

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

История Русской Православной Церкви в Великобритании уходит корнями в 1716 год, когда русское посольство в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля. Посещали церковь русские и греческие матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук.

В настоящее время в Великобритании Русская православная церковь представлена Сурожской епархией Московского патриархата.

Сурожская епархия административно оформилась в 1962 году, её создателем и руководителем до 2003 года был митрополит Антоний (Блум), проповедник и богослов, пользовавшийся авторитетом не только среди православных, но и среди представителей других конфессий.

В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия).

Параллельно с Сурожской епархией в Великобритании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся части РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick)- единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона.

Официальный сайт Русской Православной церковь за рубежом:

http://www.synod.com

Епархия Великобритании и Ирландии РПЦЗ.

http://www.rocor.org.uk

Официальный сайт Сурожской Епархии Московского Патриархата:

http://www.sourozh.org/

Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в Лондоне , приход Русской Православной Церкви за рубежом.

В храме службы, как правило, проходят на церковно-славянском и, частично, на английском языке. Проповеди на воскресной Божественной Литургии читаются на русском языке с синхронным переводом на английский, или на английском языке с переводом на русский.

http://www.russianchurchlondon.org/

Кафедральный собор Успения Божией Матери и всех Святых в Лондоне , приход Сурожской Епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви, расположен по адресу: 67 Ennismore Gardens, London, SW7 1NH

http://www.sourozh.org/

Приход во имя святителя Кентигерна в Глазго является одним из наибольших по численности приходов Сурожской епархии. Богослужения совершаются на церковно-славянском языке с включением чтений и песнопений на английском языке. Приход придерживается старинного юлианского церковного календаря, принятого повсеместно в храмах Московского Патриархата.

http://kentigern.squarespace.com

Русское Православное сообщество в Глостершире и Котсволде Русской Православной Церкви за рубежом.

Email: [email protected]

Phone: 07957 345 188 (English) or 0778 3278457 (Russian)

http://www.russianchurchcheltenham.org.uk

Приход Русской Православной Церкви За рубежом в Кардифе . Священник – протоиерей Собора Успения в Лондоне отец Владимир Вильгерт. Божественная Литургия совершается один раз в месяц в субботу в 9.30

http://www.russianorthodoxchurchcardiff.co.uk/

Русская Православная Церковь в Северной Англии Сурожской Епархии Русской Православной Церкви:

Приход в честь св. равноапостольных Константина и Елены в г. Йорке

Приход в честь св. равноапостольных Константина и Елены в г. Йорке был создан в октябре 2011 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 06.10.2011 новообразованный приход был включен в состав Сурожской Епархии Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии.

Настоятелем прихода является священник Русской Православной Церкви протоиерей Геннадий Андреев.

Приход в честь Блаженной Ксении Петербургской в Лидсе

Приход в честь Рождества Христова в Кингстон-апон-Халл

Божественная литургия в приходе в честь Рождества Христова в Кингстон-апон-Халл совершается в третью субботу каждого месяца в 10:00 часов утра.

За дополнительной информацией обращаться к старосте прихода по телефону: 07833646089, 01482348984

Приход в честь святого Георгия Победоносца в Ньюкасл-апон-Тайн

Божественная литургия в приходе в честь святого Георгия Победоносца в Ньюкасл-апон-Тайн совершается в третью субботу каждого месяца в 9:00 часов утра.

За дополнительной информацией обращаться к старосте прихода по телефону: 07769219442, 01912525869

Приход Сретения Господня в Брадфорде

Службы в Русском Православном Приходе Сретения Господня в Брадфорде проводятся отцом Геннадием в четвёртую субботу каждого месяца в 10:00 часов утра. Во время Богослужения можно исповедоваться, причаститься. Можно купить свечи, подать записочки, а также совершить другие православные таинства.

http://russianorthodoxchurch.co.uk

Православный приход всех Британских и Ирландских Святых в Бирмингеме

Приход является частью Сурожской епархии Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии (Московская Патриархия). Правящий архиерей епархии - архиепископ Сурожский Елисей. Викарный архиерей епархии - архиепископ Керченский Анатолий.

Приход охватывает православных людей разных национальностей. Богослужения проходят преимущественно на церковнославянском языке.

http://www.birmingham-sourozh.org.uk

Православный приход Святой Животворящей Троицы в Бристоле

Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии

Приход является частью Сурожской епархии Русской православной церкви Великобритании и Северной Ирландии(Московская патриархия). Возглавляет Сурожскую епархию Архиепископ Сурожский Елисей. Приход молитвенно связан с Зачатьевским женским монастырём в Москве. Приходской священник отец Михаил Гоголеф.

В приходе молятся православные христиане разных национальностей. Богослужения совершаются на английском и русском (церковно-славянском) языках. Службы проходят в Католической церкви St John Fisher в районе Бристоля Френчи (Frenchay).

http://www.bristol-sourozh.org.uk

Ставропигиальный приход Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Церковь, Московский Патриархат в Манчестере

Уже более 60 лет этот храм является местом, где открывается жизнь духовная, тот путь, которым человеческая душа может приблизиться к Богу.

Покровительницей храма является Пресвятая Матерь Божия, созывая под кров своей милости, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых.

http://www.pokrovchurch.co.uk/

Приход Новомучениц Елизаветы и Варвары. Русская Православная церковь, Сурожская Епархия

Богослужения проходят в церкви St Mary the Virgin, Abbotsbury, Newton Abbot, Devon.

http://www.sourozhdevon.org/

Приход Русской Православной церкви юго-восточного церковного округа Сурожской Епархии Св.Николая Чудотворца в Оксфорде

http://www.stnicholas-oxford.org/

Русская Православная церковь Св.Анны, Нортхемптон

https://sites.google.com/site/orthodoxnorthampton/

Православное сообщество Св.Антония

Православное сообщество Св.Антония Сурожской Епархии Московского Патриархата.

Божественная Литургия проводится ежемесячно, обычно в третье воскресенье месяца, в St Mary"s Church, Welsh Newton, между Hereford и Monmouth.

http://www.communigate.co.uk/here/orthodox/index.phtml

Русская Православная Церковь Сурожской Епархии Московского Патриархата В East Midlands . Службы проводятся в Ноттингеме, Дерби, Ньюарке.

http://www.orthodoxeastmidlands.co.uk/

Русская Православная Церковь Сурожской Епархии Московского Патриархата в Дорсете . Службы проходят в St Bartholomew"s Church в Shapwick, возле Wimborne один раз в месяц, как правило, в третью субботу месяца. После службы у прихожан есть возможность поучаствовать в чаепитии и поговорить со священником - отцом Максимом Никольским.

Взаимоотношения России и Великобритании не всегда складывались гладко. Несмотря на то, что Россия и Великобритания географически находятся далеко друг от друга, на протяжении столетий наши страны находили точки соприкосновения в разных сферах. В отношениях двух стран немало как примеров успешного сотрудничества, так и конфликтов, порой кровопролитных.

Основой Сурожской епархии стал Успенский приход в Лондоне, существовавший как посольская церковь с 1716 года. За время существования сменял несколько адресов и в настоящее время расположен в здании бывшей англиканской церкви Всех святых.

После 1917 года приход находился в юрисдикции Зарубежного Высшего Церковного Управления. В 1926 году приход разделился на сторонников Карловацкого Синода и Западно-Европейской епархии. Службы совершались попеременно.

В 1931 году приход был принят в состав Константинопольского Патриархата.

В 1945 году вместе с Западно-Европейским Экзархатом воссоединился с Московским Патриархатом и оставался в его ведении после ухода Западно-Европейского Экзархата в юрисдикцию Константинопольского Патриарха в 1946 году. Настоятелем Успенского прихода был в те годы протоиерей Владимир Феокритов († 1950).

В 1948 году в Лондон прибывает иеромонах Антоний (Блум), назначенный духовником православно-англиканского содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний становится настоятелем русского прихода в Лондоне.

К тому времени Успенский приход был уже не единственным на территории Великобритании. Так, в Оксфорде по инициативе Н. Зернова был создан православный русский центр – «Дом святых Григория и Макрины». Оксфорд стал центром содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. Появились и другие приходы, созданные русскими православными общинами.

В 1957 году в Великобритании образовано Сергиевское викариатство Западно-Европейского Экзархата (Московский Патриархат). Епископом Сергиевским стал Антоний (Блум).

1962 год, 10 октября – образована самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил архиепископ Антоний (Блум) с титулом Сурожского.

На 1 января 2006 года клир Сурожской епархии составляли 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число – 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 – частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям.

Епископ Сергиевский Василий Осборн становится епископом Амфипольским под омофором Константинополя. Этому способствует архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), глава экзархата русских приходов в Зап. Европе. На место ОсБорна МА назначил архимандрита Елисея (Ганабе).
Еп. Василий: цель его действий – «спасать местные, универсальное православие», ибо Церковь митрополита Антония не была британской, ни русской, ни греческой (хотя сам владыка Антоний повторял что церковь останется русской, и это сейчас часто вспоминают противники Осборна, считая переход неканоничным). Еп. Василий, однако, ссылается на то, он обсуждал с вл. Антонием этот шаг и что тот «ободрял подготовку отпускных грамот».
Еп. Василий сказал что МП хочет сделать Сурож «нормальной» епархией за рубежом, окормляющих в основном недавних эмигрантов из бывшего СССР (в противовес старой эмиграции и англичан). // Василий ссылается на Антония, который говорил, что русское православие доступно Западу более, чем, например, греческое, т.к. последнее этнически обусловлено. Русское же – этнически открытое.

Кирилл о причинах

Конечно, этот вопрос волнует многих, поэтому в ходе проходящих в Лондоне встреч он, без сомнения, обсуждается. Не хотелось бы подробно сейчас возвращаться к тому, как дело дошло до известных печальных событий. В некоторых публикациях вопрос о причинах раскола переводится на принципиальную почву - будто бы между нынешним составом Сурожской епархии и теми, кто отошел от неё, есть принципиальное различие в их церковном мировоззрении. Однако факты показывают, что причиной разделения стал главным образом человеческий фактор: для многих камнем преткновения стала необходимость адаптироваться к новой ситуации в русской православной общине на Британских островах - прибытию множества эмигрантов из стран Восточной Европы.

То же самое в решении Комиссии МП:
Комиссия считает важным, что по единодушному мнению свидетелей кризисные явления затрагивали только Лондонский кафедральный собор. На других приходах епархии напряженность отсутствовала. Принадлежность Русской Православной Церкви не мешала англоязычным священникам работать со своей паствой.
К периоду 2002-2003 гг. относятся письма русскоязычных прихожан, в которых отмечалось, что на приходе не хватает русскоязычных священников для совершения богослужения и особенно для исповеди, английский язык в богослужении постепенно занимает все большую долю, непропорциональную фактическому английскому присутствию в соборе, нет доверия епископу Василию, который высказывался о возможности перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Авторы писем обращали внимание на пренебрежение русскими православными традициями совершения богослужений и треб.
АА: возможно было напряжение еще с начала 2000 гг. - как подтверждает Комиссия_ между англоязычными и русскоязычными приходами, прихожанами. Например, это проявилось в протестах русскоязычной паствы против увольнения в 2005 г. о. Андрея Тетерина, присланного Москвой незадолго до этого. (То, что о. Андрей вел себя неприлично, Комиссия ИП признала).
Реакция в православном мире. Идея примата Константинополя.
В «православном мире» решение Константинополя встретило пусть не полное, но все же одобрение. 3 октября на официальном сайте КП было опубликовано письмо архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия Варфоломею I, в котором Предстоятель Албанской Православной Церкви выражает полную солидарность с позицией Константинополя по «делу епископа Василия». Ранее решение Священного Синода КП поддержали Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III и митрополит Пафский Хризостом, исполняющий обязанности Предстоятеля Кипрской Православной Церкви. О солидарности с РПЦ заявил лишь Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
Такая поддержка политики Константинополя – тревожный сигнал для Москвы. Вторым таким сигналом стало голосование по 45-му параграфу документа «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви» во время недавнего православно-католического богословского форума в Белграде (см. «НГР» №17 от 04.10.2006 г.). В этом параграфе в качестве «условия соборности» для поместных Православных Церквей называлось «общение с Константинопольским Патриархатом», и, несмотря на протест делегации РПЦ, большинство православных участников форума поддержало такую формулировку с небольшими корректировками.
По мнению епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева), главы делегации Московского Патриархата на белградской конференции, спор, возникший в ходе богословского форума, и принятие в юрисдикцию Константинополя епископа Василия (Осборна) – звенья одной цепи, наглядная иллюстрация «дилеммы», которая существует в «православном мире» в отношении примата Константинопольской кафедры. «На всеправославном уровне принцип примата до конца не уяснен, – говорит епископ Илларион. – Одни склонны видеть в этом примате лишь первенство чести, другие присваивают Константинопольскому Патриарху некоторые координирующие функции или рассматривают его как высшую судебную инстанцию».
На встрече с журналистами в Стамбуле 3 октября Варфоломей I, сравнивая «католический» и «православный» типы церковной организации, заявил, что Православные Церкви «более демократичны» (в противовес католической «дисциплинированности»). В РПЦ склонны считать, что как раз Константинополь и нарушает тот «демократический» принцип, о котором сам же говорит.
В Московском Патриархате отмечают, что начиная с 2003 г. в юрисдикцию Константинополя перешли без отпускных грамот (не считая епископа Василия) 19 священнослужителей РПЦ (одному из них, протоиерею Георгию Ашкову, такая грамота по личному ходатайству митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) была дана Священным Синодом 6 октября). 17 из них – клирики Сурожской епархии. Для Москвы это – прямое подтверждение «недружественности» Варфоломея I.
Оправдывая свои действия, Константинополь ссылается на 9, 17 правила 4-го Халкидонского Вселенского собора (право обиженных клириков обращаться к Константинополю) и правило 28 того же собора (примат Константинополя как царского города); РПЦ ссылается, в свою очередь, на 6-е правило 1-го собора; 2-е правило 2-го собора ; 8 правило 3-го собора (в Заявлении Св. Синода от 20.07.2006 подробный анализ канонического права).

Европейские русские приходы
Сейчас – архиепископ Команский Гавриил и архиепископ Корсунский Иннокентий (МП)
Марк Смирнов: несколько лет тому назад патриарх Алексий II обратился к посланием ко всем диаспоральным приходам, то есть существующим в эмиграции православным приходам русской традиции, с призывом снова объединиться под эгидой Москвы и указал на то, что, конечно, общественно-политическая ситуация изменилась, и тех причин, прежде всего, конечно, политических, связанных с государственным атеизмом, уже больше не существует в России. Поэтому как бы идея этих расколов была - только на время как бы закрепить свое церковное существование, как-то его оформить юрисдикционно. Но теперь уже причин для этого нет. Но, к сожалению, не все одинаково услышали этот призыв. Во всяком случае, так называемое Парижское архиепископство, которое подчиняется Константинополю, оно решило остаться вне этого процесса, в отличие от зарубежников, которые все-таки на этот призыв откликнулись.
Кирилл o европейском экзархате :
До 2003 года во главе Экзархата стоял архиепископ Сергий (Коновалов), который вел курс на сближение Экзархата с Московским патриаршим престолом, что соответствовало исторической справедливости и канонической истине. Нынешнее же руководство Экзархата [архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер),] не только явно отошло от этого курса, но и допускает публикации и действия очевидно недружественные по отношению к Русской Православной Церкви. Мы открыты к дискуссии, однако она должна строиться на основании канонической традиции Церкви. Попирать те правила, на которых церковная жизнь строилась веками, крайне опасно. От этого межцерковные отношения грозят превратиться в хаос. Это в полной мере относится и к случаям принятия священнослужителей без подобающих отпускных грамот.

Ответ Совета Архиепископии на журналы заседаний Св. Синода от 6 октября 2006
Сообщение Совета архиепископии православных Русских Церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриарха)

18 октября 2006 г. состоялось заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы: …

в) Совет Архиепископии считает также нужным отметить, что вопреки утверждениям, приводимым в «справке», содержащейся в том же журнале № 104 :
Высокопреосвященный архиепископ Гавриил не был «назначен во главе Экзархата» (как читается в справке), а был - как и все его предшественники во главе Экзархата - избран свободным соборным волеизъявлением Общего епархиального собрания, состоявшегося 1 мая 2003, в согласии с постановлением Московского Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и действующим уставом Архиепископии. Избрание его было затем подтверждено Священным Синодом Вселенского престола.
«Руководство Экзархата» никогда не отказывалось и не отказывается от духовного наследия митрополита Евлогия и его приснопамятных преемников на церковном поприще в Западной Европе. Именно храня верность их учению и следуя православной экклесиологии, которая основывается на территориальном принципе Церкви, выявляемой в определенном месте, Архиепископия призывает к созданию на территории наших стран единой местной Церкви, как это уже было заявлено в 1949 г. митрополитом Владимиром и членами Общeго Епархиального собрания и впоследствии было неоднократно подтверждено, в частности, архиепископом Сергиeм: «Пребывание под омофором Вселенского патриарха в течение 70 лет и укоренение в странах Западной Европы за эти долгие десятилетия создали совершенно новое положение [по сравнению с периодом митрополита Евлогия]. Речь уже не может быть просто о “возвращении” нашей Архиепископии [...] под омофор Московского Патриарха: нам предстоит совместно искать, в духе взаимопонимания и любви, пути к более глобальному решению проблемы православного рассеяния в западных странах».
Викариатство Великобританских островов: Под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила пройдет ежегодная конференция Викариатства, которая состоится в субботу 18 ноября в Лондоне на тему «Приобрести свободу вo Христе ». В программе конференции два доклада: «Местная церковь - наше будущее» (арх. Гавриил) и «Перемена и преемственность: викариатство в контексте Православия в Западной европе» (еп. Василий).

«Областные епископы да не простирают своей власти на церкви, за пределами своея области, и да не смешивают церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет только Египетскими церквами; епископы восточные да начальствуют только на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской церкви, правилами Никейскими признанных …» и проч.

«Тоже да соблюдается и в иных областях, и по всюду в епархиях: дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию, которая прежде и сначала не была под его рукою, или его предшественников: но если кто-либо уже простер и насильственно себе подчинил какую-то епархию, то да отдаст её:…» и проч. .

Битва за православную церковь в Великобритании

("The Independent", Великобритания)

Cражение ведется за сам дух православия

Пол Вэллели (Paul Vallely), 15 февраля 2009

Восемь лет назад Олег Дерипаска решил спасти приходящую в упадок православную церковь в Манчестере. Не был ли его великодушный поступок началом поддерживаемого Кремлем крестового похода за возвращение России ее духовных форпостов на Западе?

Строгий интерьер с правильными пропорциями, как и подобает творению сэра Кристофера Рэна (Christopher Wren). Дубовые панели, широкие арочные окна с простыми стеклами - все здесь дышит торжественностью неоклассицизма. Своды со вкусом выкрашены в англиканский серо-зеленый цвет, оттеняемый кремовой окантовкой и сдержанной позолотой.

Однако над алтарем висит нечто огромное и экзотическое. Это - подавляюще массивная византийская икона в форме черного как смоль креста. На кресте - гигантская распятая фигура, из рук и ног ее сочится алая кровь. Края креста - ярко золотые, что явно призвано символизировать победу света над тьмой.

Зрелище под иконой не менее чуждо эстетике этого здания: человек в золотом одеянии и золотой митре на голове машет над алтарем двумя связками горящих свечей. Его окружают полдюжины священников, дьяконов и служек в одеяниях тускло бордового цвета.

Мы находимся в церкви св. Андрея в Холборне в первое воскресенье месяца. Ее прихожане - их около ста человек - беженцы, для некоторых из них это уже вторая эмиграция. За шесть десятилетий в Великобритании возникла небольшая, но энергичная епархия Русской Православной Церкви. Ее прихожанами являются и пожилые иммигранты, и их потомки, которые покинули родину уже в коммунистическую эпоху, и прибыли в Британию после долгих скитаний (Финляндия, Швейцария, Италия, Франция), и представители британской аристократии и высших слоев общества, перешедших в православие. Их объединил вокруг себя харизматичный святой человек, который 50 лет был их пастырем. Речь идет о ныне покойном митрополите Антонии Блуме.

Однако сегодня прихожане вновь оказались в изгнании. Англиканская церковь, где они собираются дважды в месяц, превратилась во временное пристанище. Теперь в церкви Блума им уже не приходится рассчитывать на радушный прием.

Это не просто очередная история раскола, подобного многим, преследовавшим христианство на протяжении 2000 лет. Эти до странности необычные английские православные утверждают, что их выжили из их церкви многочисленные русские, недавно приехавшие в Великобританию, часть из которых решилась на "захват" церкви, шаг, инспирированный Москвой.

Все это - часть масштабной истории, где ключевой фигурой является Олег Дерипаска. Он - самый богатый человек в России, алюминиевый царь, друг члена британского кабинета лорда Мандельсона (Mandelson), именно на его яхте злополучный министр финансов теневого кабинета тори Джордж Осборн (George Osborne) попался на удочку щедрого гостеприимства олигарха и был обвинен в попытке получить пожертвования на нужды своей партии.

Страсти разгорелись после того, как еще один член правительства, Генеральный прокурор баронесса Скотланд вынесла важное судебное решение в преддверье судебного разбирательства, которое должно состояться на следующей неделе, между двумя враждующими православными "фракциями" - она приняла сторону Москвы, где совсем недавно митрополит Смоленский Кирилл, которого многие считают бывшим агентом КГБ, был избран новым Патриархом Московским и всея Руси.

Эта история вступит в решающую стадию в понедельник, когда две "фракции" встретятся в канцелярском отделении Высокого суда правосудия, где будет рассматриваться вопрос о праве собственности на собор в Кенсингтоне стоимостью 15 млн. фунтов стерлингов, а также на пять домов и квартиры. Однако на кону здесь стоит нечто большее, чем просто недвижимость - сражение ведется за сам дух православия.

Собор Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых на улице Эннисмор-Гарденс, расположенный недалеко от Альберт-Холла, совершенно не похож на церковь в Холборне. Он построен в итальянском стиле, и англиканская церковь в 1978 году сочла ее слишком пышной. Внутри собора с потолка свисает большой электрический светильник. Стены увешаны иконами в золотых окладах. Напольные подсвечники освещают иконы и реликвии. В конце нефа находится высокий экран - иконостас, скрывающий от непосвященных глаз простых прихожан святую святых церкви.

Многое, касающееся этого места, недоступно пониманию. На стене висит портрет основателя церкви митрополита Антония. Однако прихожане, которые утверждают, что их выжили из церкви, говорят, что чтят память о нем скорее своим бунтарским поведением, а не рабским послушанием.

Антоний Блум родился в Швейцарии в русской эмигрантской семье, вырос во Франции. Он получил медицинское образование, работал врачом и во время Второй мировой войны участвовал во французском Сопротивлении, затем был пострижен в монашество и направлен в Лондон в качестве духовного руководителя местных белоэмигрантов.

Его подход к православию носил космополитический характер. После своего прибытия в Британию в 1948 году он взял за принцип держать двери своей церкви открытыми для людей любой национальности. Он отказывался принимать деньги от Русской Православной Церкви, которая при Сталине была восстановлена как орган государственной власти. И действительно на протяжении всей "холодной войны" Блум выступал по радио, вещавшем на Россию, представляя глас свободный Церкви в тот момент, когда практически вся иерархия РПЦ была запятнана сотрудничеством с коммунистическими властями. Когда началась перестройка, он приветствовал ее, и радушно встретил поток россиян, которые эмигрировали в Великобританию.

Но он не предвидел, что новоприбывшие попытаются изменить принципы православия, открытого для всех, которые его община исповедовала на протяжении всех предшествующих 40 лет. "Их приехало очень много, - рассказывает одна из прихожанок Рут Нейрс (Ruth Nares), учительница, перешедшая двадцать лет назад из англиканства в православие, привлеченная, как она выражается, его невероятным чувством священного. - Наша община состояла из русских белоэмигрантов, финнов, французов, итальянцев и англичан. Однако новоприбывшие обладали совершенно другим менталитетом. Для многих церковь была одним из мест, где можно повидаться с другими русскими. Они входили посреди службы, громко разговаривали, стоя в дальних рядах, перекусывали". Музыкант Карин Гринхед (Karin Greenhead) добавляет: "Было много неприятных моментов, они могли толкнуть или отпихнуть Вас. Однажды рядом с церковью даже случилась драка".

Изменились не только прихожане. За последние шесть лет Московская патриархия направила сюда ряд священников, а вместе с ними в жизнь прихожан вторглось непрошенное мировоззрение. "Практически каждое воскресенье на нас обрушивалась пропаганда в лучших советских традициях и предостережения, что "дьявол - среди нас", - говорит Николас Такетт (Nicholas Tuckett), основатель компании Ikon Records, которая продает записи православной музыки. - Я был просто не в состоянии молиться".

Возникающие разногласия в основном касались мелочей церковной жизни. Прихожане спорили, можно ли проводить обряд венчания по субботам, как часто нужно причащаться, насколько строго следует соблюдать пост, обязаны ли женщины покрывать голову в церкви, и можно ли пускать их туда в брюках.

Однако за всеми этими спорами о несущественных вещах таилась принципиальная борьба за власть. "Российская фракция" начала направлять в Москву петиции о проведении реформ, которые заставили бы старых прихожан стать "более русскими". Преемник митрополита Антония, епископ Василий обратился к Московской патриархии с просьбой не поддерживать тех прихожан, которых он считал возмутителями спокойствия. Однако митрополит Кирилл, который в прошлом месяце был избран главой РПЦ, ему не ответил.

В то время митрополит Кирилл возглавлял Отдел внешних церковных сношений Московской патриархии, должность, которая, как отмечают критически относящиеся к нему люди, была учреждена Сталиным, когда он восстановил патриаршество во время Второй мировой войны, чтобы поднять дух народа. Московский патриархат стала органом государственной власти. В последующие годы священнослужители, которые достигали высоких постов в церковной иерархии, были или осведомителями или агентами КГБ.

Из недавно обнародованных документов следует, что митрополит Кирилл, который проходил под кодовым именем Михайлов, был тесно связан с КГБ и следил за тем, чтобы интересы Церкви не расходились с государственными. В 2001 году он заявил, что Московская патриархия "сегодня действует в тесном сотрудничестве" с МИД РФ, чтобы "восстановить историческую справедливость с целью вернуть родине ее архитектурные и исторические ценности, построенные российскими художниками и на деньги русского народа. ... Если православное церковное здание за границей в свое время принадлежало русской церкви и если это юридически доказано, то оно должно снова стать собственностью нашей Церкви. Если оно в былые времена находилось в реестре государственного имущества, то оно должно быть возвращено государству".

Под его эгидой Московский патриархат стал предпринимать шаги по возвращению собственности в Израиле, Венгрии, Германии, Франции, а теперь и в Великобритании. В ряде случаев для достижения цели привлекалось правосудие, в других, как, например, в Манчестере в ход шли деньги.

Десять лет назад церковь, которую посещали российские православные, начала разрушаться. Местная община прилагала много усилий, чтобы собрать деньги на новое здание. И тут, как написано на их Интернет-сайт, "в конце 2001 года на счет трастового фонда по строительству церкви поступило очень щедрое пожертвование от одного известного промышленника из России". Им оказался Олег Дерипаска, олигарх, который помогал реставрировать православные церкви в России.

Однако этот дар, как выяснилось, имел свою цену - от местной общины ожидалось, что она порвет отношения с находящимся в Лондоне митрополитом Антонием и перейдет в прямое подчинение Московского патриархата. Лондонская православная община должна была понять, куда ветер дует. Но, будучи типичными представителями английского среднего класса, прихожане повели себя слишком сдержанно. "Я думаю, возможно, мы были слишком вежливы, но тогда мы просто не понимали, что происходит", - говорит Карин Гринхед.

Когда Москва направила в Лондон следственную комиссию, прихожане проявили готовность к сотрудничеству. Обратившиеся в православие англичане подумали, что они имеют дело всего лишь с группой несколько вульгарных невежд, привыкших третировать собеседников. "Мы слишком поздно поняли, что это была запланированная, преднамеренная атака, - вспоминает Гринхед. - Это стало для нас крайне неприятным, травмирующим опытом. С каждым разговаривали отдельно и с пристрастием допрашивали о его лояльности".

"Это была тактика, достойная Владимира Ильича Ленина", - говорит еще один прихожанин Николай Матвеев. "Меня уже как-то арестовывало КГБ, естественно я отнесся к этому с подозрением", - заявил другой прихожанин, пожелавший остаться неизвестным.

Епископ Василий посчитал, что ситуация сложилась невыносимая, и начал ходатайствовать о переводе своей епархии из-под юрисдикции РПЦ в лоно Вселенской Константинопольской патриархии. Прежде чем это могло произойти, Москва объявила, что епископ Василий "ушел на покой".

"Одним воскресным утром он узнал, что из Парижа на смену ему прислали архиепископа, - говорит один из священников, отец Стефан Майковский. - Дело могло закончиться самой настоящей дракой, если бы епископ Василий не удалился". Затем из Константинополя на имя епископа пришло разрешение создать новую структуру - викариат - под юрисдикцией Вселенской патриархии. Епископ Василий ушел. Пятнадцать приходов его епархии последовали за ним, как и половина священников и 554 человека из 1 161 зарегистрированных прихожан епархии.

В ответ Москва подала в суд, требуя, чтобы два трастовых фонда, управляющих собственностью общины, передали ей собор, стоимостью 15 млн. фунтов и пять домов и квартир, где проживают священники - таким образом, два священника практически остаются на улице. Ситуацию осложняет тот факт, что в документе об учреждении фонда доверительной собственности, составленном в 1944 году, говорится только о "распространении православной веры", в нем специально не была упомянута РПЦ, на тот случай, если Москве пришло бы в голову взять все под свой контроль. Сегодня британские суды должны определить, кто в данном случае является законным наследником имущества.

Интересы Москвы представляет адвокат Пол Хаузер (Paul Hauser), который утверждает, что с легальной точки зрения все абсолютно прозрачно: "У епископа возникли разногласия с патриархией, и он ушел, забрав с собой часть прихожан. Однако это по сути дела не меняет тот факт, что благотворительные учреждения существуют в интересах епархии и прихода, которые никуда не делись".

Он приводит в пример следующую аналогию: "Возьмем, например, трастовый фонд, который был создан в интересах больницы Guy"s Hospital. И предположим, что группа врачей повздорила с директором больницы и уволилась, чтобы создать новый госпиталь, который они назвали Guy"s 2, а затем заявили, что этот новый госпиталь должен являться законным бенефициаром фонда. Первый Guy"s Hospital, несомненно, ответит, что врачи имели полное право основывать новую больницу, но это никоим образом не меняет ситуацию в отношении трастового фонда. Он должен оставаться при Guy"s Hospital и действовать в его интересах, а не в интересах нового медицинского учреждения".

У Генерального прокурора, настаивает адвокат, нет других альтернатив, как вынести решение в пользу Москвы. Однако другие подозревают, что тут замешана политика. Из-за того, то Генеральный прокурор уже неоднозначно высказала свою позицию, сторона епископа Василия, если проиграет дело, будет вынуждена в полном объеме оплачивать судебные издержки - при этом они не имеют права использовать средства трастового фонда для оплаты услуг адвокатов, соответственно не могут обеспечить профессиональную защиту своих правовых интересов в понедельник в Высоком суде. "Это означает, что у наших свидетелей не будет адвокатов, - говорит прихожанка Тамара Драгадзе. - Зато другая сторона, кажется, денег не считает".

Хаузер, который также ведет дела Олега Дерипаски, не сообщил, кто финансирует истца. "Скажем так, эти деньги не из трастовых фондов, потому что церковь не хочет, чтобы средства из них шли на другие нужды. Поэтому РПЦ пришлось искать другие пути, чтобы финансировать это дело, и ей это удалось. Судебные издержки не оплачиваются из каких-либо британских фондов".

Здесь политика вновь выходит на передний план. В отношениях между Великобританией с Россией начался непростой период, когда Москва отказалась выдать агента, подозреваемого в убийстве перебежчика из КГБ Александра Литвиненко, умершего в Лондоне в 2006 году, а Лондон отказался выдать бизнесмена-диссидента Бориса Березовского. Россия и Великобритания не раз "обменивались" высылкой дипломатов. Градус отношений упал еще ниже, когда Британия поддержала Грузию во время ее конфликта с Москвой. Поэтому правительство Великобритании вовсе не жаждет вызвать раздражение Владимира Путина, недолжным образом рассудив мелкую тяжбу о церковном имуществе.

В Генеральной прокуратуре настаивают на том, что "они составили свое суждение об этом деле на основании мнений экспертов и тщательного анализа фактов с учетом первоначальных соглашений о создании трастового фонда и его целей". И на это суждение, по словам официального представителя Генерального прокурора, "не оказали влияния внешнеполитические соображения".

Однако для ряда членов парламента эти заявления звучат неубедительно. "Вмешательство Генерального прокурора в попытке не позволить одной из сторон пользоваться услугами юристов весьма необычно, - заявил Норман Бейкер (Norman Baker), член парламента от либерально-демократической партии. - Это противоречит принципам естественного права, что позволяет предположить, что все дело в нежелании портить отношения с Россией". Бейкер собирается обсудить этот вопрос с сэром Аланом Бейтом (Alan Beith), председателем парламентского комитета по юридическим делам, который в настоящее время ведет расследование деятельности Генеральной прокураторы, в частности ее подверженности политическому давлению. Расследованию Бейта подлежат и решения прокуратуры, принятые после вторжения в Ирак.

В церкви же прихожане удивленно поднимают брови, слыша подобные высказывания. "Эту чушь даже комментировать не хочется, - говорит Эдриан Дин (Adrian Dean), секретарь приходского совета, от чьего имени был подан иск в суд. - Это просто раздувание скандала. Те, кто покинул приход, выдумали эту идею исключительно потому, что Генеральный прокурор вынесла решение не в их пользу. Реакция по принципу "зелен виноград". С юридической точки зрения эта церковь всегда входила и сейчас входит в епархию РПЦ".

Суд, скорее всего, сочтет, что все не так просто. Настоящий приход был основан в 1934 году, и его трастовый фонд создавался в 1944 так, чтобы можно было при необходимости сменить юрисдикцию. Именно это позволило приходскому совету в 1946 году, на волне послевоенной эйфории, проголосовать за присоединение к Московскому патриархату. Суд должен вынести решение, могут ли доверители фонда - при возвращении в лоно Константинопольской патриархии лишь части прихожан - выбирать, чью сторону принимать.

Последователей епископа Василия еще больше огорчает тот факт, что именно они выкупили церковь в 1978 году. "Мы собрали все деньги сами, - говорит Рут Нейрс. - Пожилые белоэмигранты продавали свои золотые зубы, чтобы заплатить за церковь. Вся община работала, не покладая рук, чтобы найти деньги и оплатить работы по реставрации - а теперь мы остались бездомными, и все потому, что Москва хочет протягивать свои щупальца все дальше".

Страсти кипят. Тамара Драгадзе считает, что случившееся напоминает то, как группы приезжих мусульман пытались захватить ряд британский мечетей. Проводятся параллели и с проникновением членов троцкистской фракции Militant в Лейбористскую партию в 1980-х годах. Поминают и повадки кукушек в чужих гнездах.

"Я с этим не согласен", - говорит Эдриан Дин, который сравнительно недавно перешел в православие. "Никто не требовал, чтобы епископ Василий и его сторонники уходили, - говорит адвокат Москвы Пол Хаузер. - Однако никто в новом викариате в это не верит. Они подозревают, что "за иконостасом" происходит нечто, что Москва хотела бы скрыть от глаз общественности".

Многие считают Британию традиционным оплотом антихристианских сил и вместилищем еретических пороков, однако мало кому известно, что в былые времена Англия оставалась одной из последних православных стран западной Европы. Православие в Англии было жестоко истреблено лишь нормандскими завоевателями-католиками.

В 597 г. в день Рождества Христова правитель англосаксонского королевства Кент Этельберт и 10 000 его подданных были крещены в реке Свэйл святителем Августином, первым архиепископом Кентерберийским, учеником святого Григория Двоеслова. Это крещение, во многом напоминающее крещение русского народа святым Владимиром, имело не меньшее значение для народов Запада, чем крещение Киевской Руси для народов Востока.

В день Святой Пасхи в 627 году святой Павлин крестил в Йорке короля Эдвина, ставшего первым христианским королем другого англосаксонского королевства, Нортумбрии и впоследствии принявшего мученическую смерть за Христа. В 664 году на Синоде в Уитби, после дискуссии с западными кельтскими христианами, была окончательно определена правильная дата празднования Святой Пасхи. А в 681 году на Соборе в Хатфилде, в котором под председательством св. Феодора Грека приняли участие несколько православных святых иерархов английского происхождения. Единая Английская церковь единодушно осудила ересь монофелитов и поддержала учение первых шести Вселенских Соборов, восстановив таким образом статус Британских островов в границах Православной Римской империи, культурной и политической столицей которой был в то время Новый Рим — Константинополь.

К середине 11 века при святом благоверном короле Эдуарде Исповеднике Английское православное королевство достигло зенита своего расцвета. На население в 1,5 млн. человек приходилось по меньшей мере 10 000 храмов. Влияние христианской Англии простиралось от Норвегии, где сын Английской церкви король Олаф - “Покровитель Норвегии”, принял в 1030 году мученичество за Христа, до Эфеса, где в результате видения королю Эдуарду была обнаружена пещера Семи Спящих Отроков; от Новгорода, где благочестиво правила дочь Английской церкви шведская принцесса святая Анна Новгородская, до Рима, где целый квартал был назван „Иль Борго Саксоно" в честь английских паломников, останавливавшихся в этом квартале.

Но уже буквально через одно поколение вся эта величественная духовная постройка лежала в развалинах в результате Нормандского нашествия 1066 года. Последний православный король был убит; его тело было разрублено на части нормандцами, а душа „анафемствована" римским Папой. Храмы были разрушены; православные святыни поруганы и сожжены; английские епископы заменены французскими католиками; литургическая практика, все церковные и культурные традиции были уничтожены; даже английский язык был запрещен и заменен французским. Земли крестьян были опустошены и отняты. Священников заставили развестись со своими женами, которые вместе с детьми вынуждены были просить подаяние. Каждый пятый англичанин был убит, многие, включая цвет английской аристократии эмигрировали — главным образом в Константинополь, Киев и Крым, где была основана колония „Новая Англия".

Как могла произойти эта трагедия, не имевшая до той поры прецедентов в европейской истории? Причины крушения православия в Англии сложны и многообразны. Историки обычно обращают внимание на социально-политические факторы и в общем дают положительную оценку этой трагедии, представляя ее как уход Англии от „отсталой", „темных веков" страны (т.е. Англии Православной) и включение ее в общее русло развития „прогрессивной", “просвещенной” (т. е. папистской и протестантской) западноевропейской цивилизации. И только в последнее время стали проясняться духовные масштабы трагедии: религия и культура целого народа были преданы насильственной смерти. Англия до 1066 года и после - это две разные страны. Как сказал один историк, “в результате только одного дня битвы (14 октября 1066 г.) Англия получила новую королевскую династию, новую аристократию, новую церковь, новое искусство, новую архитектуру и новый язык”.

Смерть является платой за грех и смерть Православной Англии не является исключением из этого правила. Скольжение в пропасть началось в конце Х века после мученической кончины в 979 г. короля Эдуарда. Уже тогда святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский, пророчествовал гибель страны, пролившей кровь Помазанника Божия. Его преемнику, сводному брату королю Этельреду, пришлось пережить как предательство собственных подданных, так и нашествие язычников-датчан. В итоге в 1013 году он вынужден был бежать из страны. Затем после краткого правления христианских королей-датчан (1016-1042) на трон взошел вернувшийся из изгнания святой Эдуард Исповедник; и ему пришлось бороться с восстанием могущественных графов на севере и на юге.

Правление св. Эдуарда принесло мир и процветание, но одновременно характеризовалось резким упадком нравственности в народе. Так, например, Эдмер Кентерберийский писал незадолго до вторжения Вильгельма Завоевателя о монахах храма Христа в Кентербери, что они живут “в пышности, какая только возможна в мире, в золоте и серебре и изысканных одеждах; спят на ложах под роскошными балдахинами; имеют всевозможные музыкальные инструменты, на которых любят играть; имеют лошадей, собак и ястребов, с которыми выезжают на охоту; в общем, живут, скорее, как графы, а не как монахи”.

“За несколько лет до нашествия нормандцев,— писал англо-ирландский историк Уильям Малсбери,— любовь к литературе и религии пришла в упадок. Малообразованные клирики с трудом и запинанием произносили слова священных молитв; человек, знающий грамматику, был предметом всеобщего удивления. Монахи пренебрегали уставом, одеваясь в роскошные одежды и услаждаясь разнообразными и изысканными яствами. Знать, предаваясь роскоши и разврату, не ходила регулярно утром в церковь, как следует христианам, но только от случая к случаю приглашала на дом какого-нибудь священника, который торопливо совершал утреню и литургию для этой знати в перерывах между ласками их жен. Простые люди, не имеющие никакой защиты, становились жертвами людей знатных, которые увеличивали свои богатства, захватывая их имущества и земли и продавая их иностранцам. Пьяные оргии ночи напролет были делом обычным. Грехи, Сопутствовавшие пьянству, расслабляли и душу и ум”.

Расплата за эти грехи была предсказана в видении умирающему королю Эдуарду в 1065 году. „Только что,— сказал он, - передо мной стояли два монаха, которых я когда-то хорошо знал в дни моей молодости в Нормандии,— люди большой святости, давно уже отошедшие от земных забот ко Господу. Они передали мне послание от Бога: „За то, что люди,— сказали они,— достигшие высочайшего положения в Английском королевстве, — графы, епископы, аббаты и члены священных орденов, являются не теми, за кого выдают себя, но, наоборот, являются слугами дьявола, за это Бог через один год и один день после твоей смерти предаст все это проклятое Богом королевство в руки врагов, и дьявол пройдет по этой земле огнем и мечом и всеми ужасами войны". „Тогда,— ответил я тем святым мужам,— я расскажу народу о Божием приговоре и люди покаются, и Бог помилует их, как пощадил Он ниневетян". „Нет,— ответили те святые мужи,— не покаются они; и Бог не помилует их...".

Это пророчество исполнилось точно спустя год и один день после смерти короля Эдуарда 6 января 1067 года. В этот самый день состоялась коронация Вильгельма, герцога Нормандии, который стал первым католическим королем Англии. В последующие три с половиной года его армии опустошали страну вдоль и поперек - антихрист пришел в Англию.

Великобрита́ния (русское название от англ. Great Britain ); полная официальная форма - Соединённое Короле́вство Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии (англ. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland , по-английски обычно сокращается до «United Kingdom» - «Соединённое Королевство») - островное государство на северо-западе Европы. Великобритания - одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX - начале XX веков.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления - парламентарная монархия.

Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски - «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства - унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.

Столица - город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.

Государственный язык - английский.

Крупнейшие города

  • Лондон
  • Бирмингем
  • Глазго
  • Белфаст
  • Манчестер
  • Эдинбург

Православие в Великобритании

Общее число православных в стране оценивается в 250 тысяч, что включает в себя прихожан Русской, Константинопольской, Сербской, Антиохийской и других поместных Церквей.

История

Начало проповеди Евангелия на Британских островах положил апостол от семидесяти Аристовул. В 598 году Августин Кентерберийский, монах-бенедиктинец, стал первым Архиепископом Кентерберийским. Церковь в Великобритании и Ирландии прославила подвиг более двухсот мучеников, святителей, преподобных, благоверных королей и страстотерпцев.

После того, как Византия пала под ударами турок и образовалсь Османская империя в XV веке, в Англии появились греческие беженцы, купцы, а позднее - студенты. Так, в Оксфорде в 1617-1624 годы учился Митрофан Критопулос, будущий Патриарх Александрийский. В 1699-1705 годы действовал Греческий колледж в Глостер-холле (в настоящее время Вустер-колледж).

В 1676 году группа греческих беженцев во главе со священником Даниилом Вульгарисом получила разрешение на строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в лондонском районе Сохо. Строительство осуществлялось на пожертвования, собранные с помощью прибывшего в Лондон митрополита Самосского Иосифа (Георгириниса), и было закончено приблизительно в 1680 году. Через 2 года церковь была закрыта властями по требованию англиканской церкви.

В 1713 году Великобританию посетил митрополит Фиваидский Арсений, собиравший средства для Александрийской Церкви, пребывавшей в то время в бедственном положении. Его домовая церковь стала центром Православия, но не надолго, так как митрополит вместе со своими сотрудниками был выслан в Амстердам.

В 1716 году русское посольство в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля. Посещали церковь русские и греческие матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук. В первой половине XVIII века постоянно проживающих в Лондоне православных было немного. Присоединено к Церкви через Миропомазание было около 50 чел; 11 пар венчалось; 25 младенцев были крещены.

В начале XIX века количество греческих общин увеличилось из-за возросшего притока беженцев, спасавшихся от бедствий Греческой войны за независимость.

В XIX веке начались интенсивные контакты между православными и англиканскими богословами.

Современное состояние

Русская православная церковь

Сурожская епархия

В Великобритании Русская православная церковь представлена Сурожской епархией Московского патриархата.

Сурожская епархия административно оформилась в 1962 году, её создателем и руководителем до 2003 года был митрополит Антоний (Блум), проповедник и богослов, пользовавшийся авторитетом не только среди православных, но и среди представителей других конфессий. Митрополит Антоний прилагал особые усилия для распространения православия среди англичан. С 2007 года епархию возглавляет архиепископ Елисей.

Богослужения в приходах Сурожской епархии посещают также грузины, румыны и представители других православных народов, не имеющие своих храмов.

В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия).

Великобританская и Ирландская епархия (РПЦЗ)

Параллельно с Сурожской епархией в Великобртании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся части РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick) - единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона.

Приходы западного обряда (РПЦЗ)

Также в Великобритании действовует несколько миссий западного обряда для британцев, перешедших в православие, находящих в непостредственном подчинении первоиерарха РПЦЗ Илариона (Капрала), к середине 2013 года таковых насчитывалось четыре.

Константинопольская православная церковь

Фиатирская архиепископия

Греческий кафедральный Собор Св. Софии, Бейсуотер, Лондон

С 1922 года на территории Великобритании и Ирландии действует Фиатирская архиепископия Константинопольского патриархата, которая насчитывает более 100 приходов, являясь таким образом самой самой крупной православной деноминацией в Великобритании.

Благочиние Великобритании и Ирландии Западноевропейского Экзархата

Также в Великобритании действует немногочисленное благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов. Образовалось после ухода части клира и верующих во главе с епископом Василием (Осборном) из Сурожской епархии в 2006-2007 году. Первоначально это было Амфипольское викариатство, затем, после лишения епископа Василия сана и монашества, оно было преобразовано в Благочиние Великобритании и Ирландии. На 2013 год насчитывало 23 прихода и общины.

«Украинская Автокефальнaя Православная Церковь в Диаспоре»

Также в Великобритании в юрисдикции Константинопольского патриархата находятся 8 приходов «Украинской Автокефальной Православной Церкви в Диаспоре».

Сербская православная церковь

Первый сербский приход в Великобритании был создан в Лондоне в 1942 году. С 1990 года британские приходы Сербской Православной Церкви входят в состав Британско-Скандинавской епархии.

На 2005 год в Великобритании насчитывалось 25 сербских приходов, из которых только один, в Бирмингеме, имеет свою собственную церковь, построенный в 1968 году в средневековом сербском стиле.

Антиохийская православная церковь

Приходы Антиохийского патриархата на территории Великобритании и Ирландии объединены в митрополию Великобритании и Ирландии, насчитывающее ок. 18 приходов и миссий (до 2013 года - благочиние).

Грузинская православная церковь

Решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 22 декабря 2009 года образована Великобританская и Ирландская епархия, в которую вошли грузинские приходы в Великобритании.

Неканонические юрисдикции

Также в середине 2000-х в стране действуют общины неканонических деноминаций (по состояние на 2009 год): Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат) (36 приходов).

В стране также действует несколько общин «Российской Православной Автономной Церкви» («Суздальского раскола»). Также действуют несколько общин неканонического «Синода противостоящих», отделившиеся от РПЦЗ в 2007 году.

Святыни

  • Чтимая могила митр. Антония (Блума) (Лондон, Бромптонское кладбище)
  • Чтимая могила схиархим. Софрония (Сахарова) (Молдон, графство Эссекс, к востоку от Лондона, Православный греческий монастырь Св. Иоанна Предтечи)
  • Мощи св. свт. Дунстана (Х в.) (Кентбери, Кафедральный собор Христа)
  • Частица мощей св. мч. Альбана (IV в.) (Сент-Олбанс, к северу от Лондона, Церковь св. Альбана)
  • Мощи св. короля Эдуарда Исповедника (Х в.) (Бруквуд, графство Суррей, к западу от Лондона, Православный русский храм св. Эдуарда)
  • Мощи св. Фритесвида (Фразуайт) (VIII в.) (Оксфорд, Кафедральный собор Христа; мощи под спудом, не обозначены надгробием)
  • Мощи св. свт. Бирина, «апостол Уэссекса» (VII в.) (Дорчестер-Апон-Темз, близ Оксфорда, Церковь свв. Петра и Павла)
  • Частица мощей св. свт. Чедда (VII в.) (Бирмингем, Католический собор св. Чедда)
  • Мощи св. прп. Бертрама Иламского (VIII в.) (Илам, графство Стаффордшир, Церквовь св. Креста)
  • Мощи св. свт. Кутберта (VII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
  • Мощи св. короля Освальда (VII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
  • Мощи св. Беды Достопочтенного (VIII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
  • Мощи св. свт. Давида, «апостола Уэльса» (VI в.) (Сент-Дейвидс, Уэльс, графство Пембрукшир, Собор св. Давида)
  • Мощи св. прп. Мелангелы (VI в.) (Пеннант, Уэльс, графство Поуис, Церковь св. Мелангелы)
  • Могила св. свт. Патрика, «просветителя Ирландии» (Даунпатрик, Северная Ирландия)
  • Могила св. прп. Бригитты Ирландской (Даунпатрик, Северная Ирландия)
  • Могила св. прп. Коламбы (Колумбана Старшего) (Даунпатрик, Северная Ирландия)

В преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Лондон, приуроченного к 300-летию присутствия русского православия на Британских островах архиепископ Сурожский Елисей в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Наталии Федотовой рассказал о положении дел в епархии, о судьбе храма-музея в Оксфорде, устроенного учителем детей Николая II, о том, какие русские святые наиболее близки англичанам, как сегодня происходит диалог между Русской Церковью и Церковью Англии и ощутим ли в Британии миграционный кризис.

Центральным событием юбилейных торжеств станет освящение Святейшим Патриархом Кириллом главного храма Сурожской епархии - кафедрального собора Успения Божией Матери и праздничная Божественная литургия, в которой примут участие представители поместных Православных Церквей, духовенство Сурожской епархии и приглашенные гости.

К праздничным тожествам в храме была проведена масштабная реконструкция, изготовлен новый иконостас, написаны иконы, а также устроена колокольня в традиционном русском православном стиле.

Помимо этого, накануне освящения Патриарх Кирилл совершит молебен в помещении, где более ста лет располагался храм Русской Церкви, посетит кафедральный собор Русской Зарубежной Церкви в Лондоне и возглавит всенощное бдение в сослужении духовенства РПЦЗ.

В Королевском географическом обществе будет организована фотовыставка, посвященная пастырским путешествиям Святейшего Патриарха Кирилла и истории Русской Церкви на британской земле.

На могиле приснопамятного митрополита Сурожского Антония Святейшим патриархом будет совершено освящение нового надгробия, изготовленного к юбилейным торжествам.

В завершение своего визита Патриарх Кирилл посетит Ламбетский и Букингемский дворцы.

- Посещала ли когда-нибудь королева или кто-то из королевской семьи Великобритании русский Успенский собор?

Успенский кафедральный собор посещали и принц Чарльз, и принц Майкл Кентский, и другие члены королевской семьи. Но все эти визиты носили частный характер.

- Сколько сейчас представителей духовенства из среды англичан служит в Сурожской епархии?

Девять священников и один диакон, то есть немногим меньше половины священнослужителей Сурожской епархии являются коренными жителями Великобритании и Ирландии. Большинство из них обратилось в православие за годы служения в епархии митрополита Сурожского Антония. Все это является подтверждением того, что русское православное присутствие имеет в Англии свои корни.

Как протекает диалог между Русской Православной Церковью и Церковью Англии? Существуют ли совместные проекты, например, в благотворительной и социальной сферах, где они реализуются?

Конечно, Англия - это естественное место для церковной дипломатии и диалога между христианскими конфессиями, и в первую очередь с Церковью Англии. Мы взаимодействуем на разных площадках. Наш представитель в качестве приглашенного лица является наблюдателем на заседаниях Генерального Синода Церкви Англии. Подобные контакты важны для выработки общих позиций по тем вопросам, которые нас объединяют в современном мире, в частности о положении христиан на Ближнем Востоке, положении христианской цивилизации и культуры в Европе.

Современное англиканство, как известно, представлено двумя основными направлениями, условно назовем их консервативным и либеральным. Для нас ближе всего та точка зрения, которая помогает найти возможности соприкосновения по традиционным позициям христианского вероучения, основанного на верности духу и смыслу Священного Писания. Свидетельствуя о православии на Британских островах, нашей миссией одновременно является и вклад в единение, и защита христиан перед общими вызовами времени.

Что касается благотворительных и социальных проектов, то они свои у каждой церкви и епархии, поскольку направлены на помощь их прихожанам и тем людям, которые оказываются в зоне их внимания на местах. В нашей епархии развиваются социальные программы помощи бедным и бездомным, тяжелобольным детям. Наши священники посещают заключенных в тюрьмах, среди которых есть православные христиане, больных в госпиталях и на дому.

Мы взаимодействуем в социальном служении со служителями других конфессий, в частности с англиканами и католиками, в духе братства и ради общей цели служения ближнему.

Есть взаимодействие и на уровне некоторых приходов: где-то в епархии нам приходится служить в англиканских храмах, и отношение к нам бывает теплым и братским. Как правило, это заслуга священников, которые могут хорошо наладить диалог на местах с настоятелями храмов.

- Какие русские святые и святыни наиболее близки англичанам?

Прежде всего нужно сказать о том, что в первом тысячелетии после Рождества Христова в Англии было явлено множество святых - мучеников, исповедников, страстотерпцев, святителей и преподобных. Буквально Британию именовали "Землей святых".

Сегодня почитание древних святых восстановлено. Священный Синод Русской Православной Церкви установил особый день празднования Собора святых, просиявших в Великобритании и Ирландии, которое совершается в третью неделю по Пятидесятнице.

Русское православное присутствие также явило свой яркий след в истории христианства в этой стране. Местные жители, конечно, знают о родственных связях преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой с английской королевской семьей. Ее имя особо дорого православным христианам Великобритании.

Для чад Сурожской епархии большое значение имеет святитель Стефан Сурожский, прославившийся на исторической территории Крыма. Этот святой является покровителем нашей епархии.

Достаточно распространено почитание святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, который в свою бытность правящим архиереем Русской Зарубежной Церкви в Западной Европе неоднократно посещал Англию и совершал здесь богослужения. Еще живы люди, которые помнят приезды владыки и свято хранят эту память.

Какова судьба храма-музея в честь царственных страстотерпцев в Оксфорде, устроенного архимандритом Николаем (Гиббсом), учителем детей последнего русского императора? Возможно ли его возрождение?

К сожалению, после смерти в начале 1990-х годов приемного сына архимандрита Николая, Джорджа Гиббса, часовня была закрыта. После этого некоторое время она была устроена в поместье "Luton Hoo" в графстве Хартфордшир, но финансовые трудности привели к закрытию и этого помещения. Сейчас наш приход Святителя Николая в Оксфорде трудится над тем, чтобы найти постоянное место пребывания для священных предметов, оставшихся от архимандрита Николая (Гиббса), и мы надеемся, что эти труды увенчаются успехом.

Какова реальная роль практикующих англикан в современной жизни страны? Как Вы оцениваете уровень религиозности христиан Британии?

Великобритания и Ирландия - это страны с укорененной христианской культурой. В Великобритании королева является верховной правительницей Церкви Англии, в Ирландии - исторически особая роль у Римско-католической церкви. В обеих странах посещаемость богослужений достаточно высока.

Если говорить про Англию, то здесь множество традиций, связанных с Церковью. Например, в Палате лордов заседают епископы Церкви Англии и выражают мнение по вопросам развития страны и обсуждаемым законам. Архиепископ Кентерберийский - весьма уважаемая персона даже в нерелигиозных кругах.

Существует множество англиканских школ, образование в которых считается качественным и престижным. В целом роль практикующих англикан остается заметной. И предыдущий глава правительства Дэвид Камерон, и нынешний премьер-министр Тереза Мэй заявляли о поддержке христианских ценностей.

Римско-католическая церковь представлена в Британии немалым количеством прихожан, и в целом ее положение здесь достаточно укорененное.

Поместные Православные Церкви также имеют здесь свои епархии и приходы. Мы сохраняем со всеми добрые братские взаимоотношения, принимая участие в совместных богослужениях, которые традиционно совершаются в первое воскресенье Великого поста, именуемое неделей Торжества православия. Кстати, в этом году именно наша епархия принимала в кафедральном соборе гостей из других Поместных Церквей для совместной молитвы во время праздничной вечерни. Все это способствует укреплению наших связей через общение и, что самое главное, общую молитву.

Сурожская епархия объединяет сегодня многих православных из самых разных стран, служим мы и на церковнославянском, и на английском. Сегодня очень много людей, которые ищут возможности войти в общение с живой христианской традицией, все это дает возможность нашим общинам жить и активно развиваться.

Как повлияло решение Церкви Англии рукополагать женщин в сан епископов и священников-геев на ситуацию в ней?

Как я уже говорил ранее, в христианских конфессиях присутствует два основных направления. Известно, что Католическая и Православная Церкви более солидарны друг с другом по позициям непреложности норм христианского вероучения. Да, после этих решений Генерального Синода Церкви Англии была волна перехода целых общин несогласных англикан в Католическую церковь по специальному упрощенному чину, утвержденному Ватиканом. Какая-то часть англикан предпринимала попытки перехода и в Православные Церкви, остающиеся верными Священному Преданию.

Для нас важно, чтобы Англиканская церковь смогла сама разрешить эти вопросы внутри своих деноминаций. Мы лишь можем свидетельствовать о неизменности норм христианской нравственности, а выбор всегда остается за человеком. Слава Богу, что православные христиане сегодня имеют возможность свободно следовать своим убеждениям.

- Насколько ощутим миграционный кризис в Великобритании?

Поскольку Великобритания не является частью шенгенской зоны, ее границы не так подвержены массовой миграции и этому кризису. Да, в СМИ проходят сообщения, что есть беженцы из тех, которые принимаются правительством и интегрируются в общество через специальные программы, но это не так ощутимо на практике. Безусловно, в стране есть много бездомных людей и нелегальных иммигрантов, но мы не так сильно сталкиваемся с беженцами.

Каждому человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, несомненно, нужно оказать посильную помощь. Ведь и многие приехавшие в Англию из стран бывшего Советского Союза зачастую оказываются в затруднительном положении. Конечно, наши возможности ограничены, но мы стараемся делать все, что в наших силах.

- Как Вы лично отнеслись к итогам Brexit?

Среди наших прихожан есть и те, кто хотел остаться в Европейском Союзе, и те, кто радел за выход. В наши храмы приходят люди самых разных политических убеждений. Мое личное отношение заключается в заботе о том, чтобы никакие политические разногласия не были помехой в жизни церковной общины как общины любви и радости во Христе.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»