Ссср в 20 30 годы кратко конспект. Договоры с Рейхом

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Первая мировая война, революция, гражданская война привели Россию к хозяйственному разорению, экономическому и финансовому кризису. Объем промышленного производства составил в 1920 г. 12 % от уровня 1913 г. Производительность труда снизилась на некоторых предприятиях на 80 %. Производство сельскохозяйственной продукции уменьшилась в 2 раза, а объем продуктов на продажу сократился на 92 %. Крестьянство, в условиях продразверстки незаинтересованное в увеличении урожайности и продаже зерна на рынке, перешло к натуральному способу ведения хозяйства. Политика «военного коммунизма», вызванная к жизни гражданской войной, не только не способствовала восстановлению экономики, но и порождала социальную напряженность. Крестьянство переходило к вооруженным формам борьбы. Вооруженное сопротивление крестьян Тамбовской губернии летом 1920 г. («антоновщина») стало катализатором массового крестьянского недовольства. Крестьянские армии действовали на Украине, Урале, в Сибири, Поволжье. Сложным было и положение в городах. Хозяйственная разруха, остановка предприятий приводили к «аграризации» (уходу горожан в деревню). Крупные города испытывали недостаток продовольствия. Росло число рабочих демонстраций и забастовок. Антибольшевистские настроения проникли и в армию. 1 марта 1921 года вспыхнул мятеж в Крондштате. Военные моряки выдвинули лозунги «Власть Советам, а не партиям», «Советы без коммунистов».

В марте 1921 года на Х съезде РКП (б) было принято решение об изменении экономического курса - замене продразверстки продовольственным налогом (первоначально натуральным, с 1924 года денежным), ознаменовавшее собой переход к новой экономической политике - НЭПу. В целях развития сельского хозяйства был снят запрет на аренду земли и наем рабочей силы, восстановлены товарно-денежные отношения, введена свободная торговля. Отменялась всеобщая трудовая повинность. Свободное трудоустройство стало осуществляться через биржи. Уравнительное распределение времен «военного коммунизма» было ликвидировано. Началась денационализация мелких и средних предприятий. Крупные предприятия остались в руках государства (в непосредственном подчинении ВСНХ), но были сведены в тресты, деятельность которых строилась на принципах хозрасчета и самофинансирования. На государственных предприятиях вводилось материальное стимулирование рабочих. Допускались концессии, в том числе привлекался иностранный капитал. Была проведена денежная реформа, заменившая обесценившиеся дензнаки червонцем, имевшим золотое обеспечение.

С введением НЭПа в стране создавалась многоукладная хозяйственная система, в которой, сочетались государственно-социалистический, государственно - капиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный и патриархальный уклады. Новая экономическая политика не была застрахована от кризисов. Так, «Кризис сбыта» 1923 г. был связан с расхождением цен на промышленные и сельскохозяйственные товары; кризис 1927 – 1928 гг. получил название «хлебозаготовительный». Кроме того, НЭП таил в себе ряд противоречий. Тяжелая промышленность оставалась под контролем государства и развивалась медленно; в сельском хозяйстве, легкой промышленности и на транспорте допускалась частная инициатива, эти отрасли развивались более динамично. Следствием этого стала диспропорция в развитии отдельных отраслей и кризис сбыта 1923 г. Выход из такой ситуации советское правительство видело в планировании. Наблюдалось также противоречие между городом и деревней: село восстанавливалось быстрее, рост уровня жизни в деревне опережал городской. В городах же отмечался также рост безработицы. Следствием чего стал очередной виток аграризации. Главное противоречие НЭПа заключалось в соединении демократичной экономической системы, которая допускала сосуществование разных укладов и частной инициативы и авторитарной политической, где сохранялась однопартийная система и диктатура партии большевиков.


Итогами новой экономической политики стало: 1) восстановление довоенного уровня в промышленности и сельском хозяйстве; 2) повышение уровня благосостояния населения; 3) стабилизация финансовой системы; 4) рост безработицы; 5) отток горожан в сельскую местность. Следующий экономический курс советского правительства получил название - «индустриализация».

Сворачивание НЭПа отмечалось уже с 1925 г., окончательный отказ от этой политики произошел в 1929 г. С конца 20-х годов на вооружение была взята программа форсированного развития (форсированный вариант модернизации). В основе ее лежал выбор одного приоритетного направления в развитии экономики - тяжелой индустрии и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении. С 1928-1929 гг. (начало первого пятилетнего плана) основными источниками индустриализации стали: 1) перекачка средств из сельского хозяйства, легкой промышленности; 2) прибыль от национализированной промышленности; 3) доходы от внутренней и внешней торговли; 4) доходы от кредитно – банковских операций; 5) внутренние займы у населения; 6) налоги с предприятий и частных лиц. Отличительными чертами социалистической индустриализации принято считать: 1) использование исключительно внутренних ресурсов; 2) сжатые сроки, форсированные темпы; 3) разрушение рыночных механизмов, складывание административно – командных методов регулирования; 4) приоритет тяжелой индустрии; 5) господство государственной собственности.

Итогами форсированной индустриализации (по результатам двух пятилеток на конец 30-х годов) стало: 1) построение в стране независимой от иностранного производителя экономики; 2) выход СССР на второе место в мире по абсолютным объемам промышленного производства (на первом месте США, в 1913 г. Россия была на пятом месте в мире); 3) выход СССР на первое место в мире по темпам развития тяжелой индустрии; 4) ликвидация безработицы; 5) полное огосударствление собственности; 6) складывание административно – командной экономики.

Одним из основных механизмов перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность стало создание крупных коллективных хозяйств - колхозов и совхозов. С 1929 г. началась сплошная коллективизация. Полное ее завершение в зерновых районах намечалось не позднее весны 1932 г. Параллельно проводилась политика ликвидации кулачества как класса. Несмотря на все перегибы в проведении коллективизации, огромные жертвы, другой альтернативы в поиске средств на развитие экономики форсированными темпами у страны не было (товарность колхозного производства зерна в 1928 г., например, составляла 34 %, совхозов – 50,5%, единоличного хозяйства – 17 – 18%). Итогами коллективизации сельского хозяйства можно считать: 1) к 1937 г. в колхозы было вовлечено 93,9% крестьянских хозяйств; 2) падение урожайности сельского хозяйства; 3) рост объемов экспорта зерна; 4) сокращение численности сельского населения (только раскулачиванию подверглось 5-6 мил. чел. – 4-5 % от общей массы крестьян); 5) ликвидация класса мелких собственников в деревне; 6) превращение аграрного сектора в часть директивной экономики.

В марте 1921 г. X съезд РКП(б) провозгласил переход от продовольственной разверстки к фиксированному продовольственному налогу Новая модель «смычки» с крестьянством стимулировала сельскохозяйственное производство, так как излишки продовольствия оставались в руках крестьян и могли продаваться. Таким образом, началось восстановление рыночных отношений. Это решение стало первым шагом к отмене военного коммунизма и переходу к курсу, получившему название «новая экономическая политика» (НЭП).

В марте ВЦИК утвердил положение о продналоге. Его размер становился в два раза меньше размера прежней разверстки. В мае большевикам пришлось легализовать свободную торговлю, а с ней и весь комплекс товарно-денежных отношений. В июле СНК восстановил плату за железнодорожные и водные перевозки грузов и пассажиров, в августе - за услуги почт, телеграфа, коммунальные услуги и т. д.

На протяжении марта - мая 1921 г. большевики уступили почти всем экономическим требованиям народных восстаний. После этого крестьяне перестали поддерживать вооруженную борьбу, и повстанчество было подавлено. В частные руки перешли сотни предприятий легкой и пищевой промышленности, большая часть торговли. В то же время государство продолжало удерживать ключевые высоты экономики - большую часть тяжелой промышленности и транспорт. Однако и государственные предприятия переходили на рыночные отношения. Они объединялись в самоокупаемые тресты, которые должны были реализовывать свою продукцию на рынке. В реальности сохранялось командное управление трестами, их убытки компенсировались дотациями. Одновременно расцвела коррупция, перекачка средств с государственных предприятий в частный сектор. Получалось, что за счет налогов, собираемых прежде всего с крестьян, оплачивалась некомпетентность государственной бюрократии и предприимчивость новых капиталистов - нэпманов.

НЭП стал первой системой государственного регулирования индустриально-аграрной экономики в условиях мирного времени (до этого такое регулирование в Европе вводилось только в условиях войны).

Однако вся полнота политической власти оставалась в руках руководства РКП(б), что давало ему возможность в любое время возобновить политику, близкую к военному коммунизму.

Несмотря на неустойчивость и временность системы НЭПа, он закрепил важнейший социально-экономический итог революции - крестьянство получило землю в полное распоряжение, что в мае 1922 г. было закреплено Основным законом о трудовом землепользовании.

Господство большевистской бюрократии не давало возможности компетентно распорядиться государственной собственностью. Контроль за правящей партией со стороны народа и оппозиции был исключен.

Летом 1921 г. в результате засухи и разорения Гражданской войны разразился голод в Поволжье. Голодали 36 млн человек, погибло несколько миллионов. Разрастались начавшиеся во время Гражданской войны эпидемии тифа и холеры.

В это время патриарх Тихон, избранный на этот пост после восстановления патриаршества в 1917 г., использовал для помощи голодающим свои международные связи. Руководство церкви было враждебно настроено по отношению к новой власти. Еще в феврале 1918 г. церковь была отделена от государства, но после Гражданской войны коммунисты не собирались пускать церковную жизнь на самотек. Рост авторитета церкви был опасен для большевиков, стремившихся к монопольному контролю над настроениями.

В начале 1922 г. в советской печати развернулась кампания с требованием передать золото, принадлежащее церкви, для закупки продовольствия. Часть этого золота представляла собой бесценные произведения искусства и святыни. Велись переговоры большевиков с Тихоном о добровольном даре властям части золота. Однако 26 февраля 1922 г., не дожидаясь исхода переговоров, правительство издало декрет о конфискации церковных ценностей. Массы верующих вышли защищать свои святыни. В столкновениях пролилась кровь. Священники, которых власти обвинили в кровопролитии, арестовывались и предавались суду; на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие были казнены. Всего к 1923 г. было репрессировано до 10 тыс. священников, расстреляно до 2 тыс. Удар властей потряс сами основы церкви. Часть священников во главе с А. И. Введенским и А. А. Грановским выступила против Тихона и потребовала поддержать идеи революции и христианского социализма, договориться с большевиками. Новое движение, получившее название обновленчества, стало попыткой реформации православия, модернизации его обрядов и традиций. Однако идеи христианского социализма, по существу, превращали церковь в политическое течение. Фактически оно действовало при поддержке атеистических властей, стремившихся расколоть церковь. В июне 1923 г. Тихон осудил «всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило». После этого отношение властей к церкви стало несколько более терпимым. Часть приходов не признала сосуществования с новой властью. Верующие ожесточенно спорили по вопросам места церкви в новом обществе. Несмотря на многочисленные расколы и репрессии властей, церковная жизнь сохранилась, православие продолжало оказывать сильное воздействие на мировоззрение населения. В мусульманских регионах влияние религии было еще сильнее.

Патриарх Тихон скончался в 1925 г. Выборы нового патриарха не состоялись. В 1927 г. митрополит Сергий призвал священников быть лояльными к власти, установившейся в России.

Коммунистический режим усилил давление на интеллектуальную жизнь общества. С 1921 г. ликвидировалась автономия высших учебных заведений. В 1922 г. был создан Главлит для обеспечения политической цензуры.

В крупных городах были проведены аресты видных деятелей культуры и науки. В августе 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными». Осенью из страны были высланы 160 «особо активных контрреволюционных элементов», в том числе философы Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, историки А. А. Кизеветтер, С. П. Мельгунов, социолог П. А. Сорокин, идеолог анархизма Г. П. Максимов.

Всего в эмиграции в результате Гражданской войны оказалось более 1 млн жителей бывшей Российской империи. Несмотря на тяжелые условия жизни большинства эмигрантов, они создали «вторую Россию», продолжившую культурную и политическую традицию начала века. Они вели споры о причинах катастрофы, произошедшей с ними и со страной, сводили старые политические счеты, пытались осмыслить и оправдаться. Это была благодатная среда для издательской деятельности - в 1924 г. в Германии вышло более 1 тыс. наименований изданий на русском языке. Затем ажиотаж стал спадать. До 30-х гг. белая эмиграция надеялась на скорое возвращение на родину и смену власти силовым путем.

Более суровая расправа, чем высылка, ждала лидеров оппозиционных партий, оставшихся в стране. В условиях НЭПа коммунисты опасались, что рост буржуазных элементов приведет к усилению оппозиции. Поэтому, пока положение режима было стабильным, коммунистическое руководство решило разгромить оппозиционные партии.

В декабре 1921 г. ЦК РКП(б) принял решение о полной ликвидации партии эсеров. В начале 1922 г. было решено организовать несколько «образцовых громких воспитательных процессов» в целях создания в обществе отрицательного мнения об эсерах и меньшевиках.

В мае 1922 г. В. И. Ленин писал наркому юстиции Д. И. Курскому по поводу проекта вводного закона к уголовному кодексу: «По-моему, надо расширять применение расстрела (с заменой высылкой за границу)… ко всем видам деятельности меньшевиков, с.-р. и т. п.».

7 августа суд приговорил 12 обвиняемых к смертной казни, 10 получили от двух до 10 лет тюремного заключения. Однако смертная казнь была заменена заключением.

Репрессиям подверглись и другие партии и движения: меньшевики, левые эсеры, максималисты и анархисты. Некоторые оппозиционные структуры под давлением властей заявили о самороспуске, несогласных с этим арестовывали. В мае 1925 г. был взят под стражу последний состав центрального бюро ПСР.

ВЧК в январе 1922 г. была преобразована в Главное политическое управление - ГПУ (с 1923 г. - Объединенное ГПУ - ОГПУ). Ее руководителем остался Ф. Э. Дзержинский. ОГПУ и его органы вели борьбу с бандитизмом, шпионажем, осуществляли подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. ОГПУ контролировало настроения населения и пресекало антисоветскую пропаганду, к которой относили иногда и простую критику жизни в СССР.

Внесудебные репрессии отменялись, а подготовленные дела передавались в суд. Однако уже в октябре 1922 г. ВЦИК предоставил ГПУ право внесудебной расправы, правда, с ограничениями как по сфере применения, так и по суровости наказания.

ОГПУ занималось не только выполнением своих непосредственных обязанностей, но и решением неотложных хозяйственных задач: борьбой с разрухой, эпидемиями, перебоями в работе транспорта, детской беспризорностью.

В развитие идей рабочего контроля в 1920 г. была создана полуобщественная-полугосударственная организация - Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ). Предполагалось, что рабочие и крестьяне через участие в деятельности РКИ обретают опыт управления обществом. Представители РКИ работали во всех органах государственного аппарата. Низовые структуры этого комиссариата создавались на каждом предприятии и в сельской местности. В основном в состав инспекции входили рабочие, делегированные с предприятий на четырехмесячный срок.

В 1923 г. совместным декретом ЦИК и СНК «О реорганизации народных комиссариатов рабоче-крестьянской инспекции союзных республик» были уточнены функции РКИ: отныне они состояли в разработке методов научной организации труда в государственном аппарате и проверке эффективности его работы. Однако, поскольку выполнение этих задач требовало знания механизма работы государственных органов, набор рабочих в РКИ был прекращен, а ее штат резко уменьшен. Из инструмента контроля снизу РКИ окончательно превратилась в структуру партийно-государственного контроля сверху.

В апреле 1921 г. СНК РСФСР принял декрет «О привлечении работниц и крестьянок к работе в советских учреждениях». Согласно ему устанавливалась система, когда в течение двух недель практикантки должны были приходить на работу в советские учреждения. Основное место работы на это время за ними бронировалось. Вскоре аналогичный декрет был принят в отношении молодежи. Таким образом, шла подготовка вытеснения старого чиновничества новыми кадрами.

В соответствии с решением состоявшегося в мае 1923 г. XIII съезда РКП(б) был взят курс на поддержку общественных организаций. Они возникали практически ежедневно: «Левый фронт искусств», «Искусство коммуны», Российская ассоциация пролетарских музыкантов. Некоторые из них - Коммунистический союз молодежи, Международная организация помощи борцам революции (МОПР), общество «Долой неграмотность», Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) - насчитывали миллионы членов. В то же время прекратили существование Общество истории и древностей российских при Московском университете, созданное в 1804 г., Русское археологическое общество (1846), Московское археологическое общество (1865) и др.

Основной формой самоуправления в стране оставались сельские сходы. Они сохранялись, несмотря на Столыпинскую реформу и перипетии Гражданской войны. До 1927 г. сходы и большевистские сельские Советы существовали параллельно. Естественно, властью крестьяне признавали именно сходы. Этого власть терпеть, конечно, не могла. В соответствии с решениями ВЦИК и СНК от 14 марта 1927 г. сельские Советы взяли сходы под свой контроль.

В 1925 г. были несколько расширены избирательные права крестьян, их явка возросла с 35 % до 50,8 %, но число коммунистов в Советах сократилось. Большевики поощряли активность населения лишь в выгодном и безопасном для себя направлении.

В 1922 г. закончился голод. Год был урожайным, сказалась и хорошая погода, и заинтересованность крестьян в труде. Доходы государства были достаточными для проведения финансовой реформы. В 1924 г. была введена твердая валюта (обесценившиеся старые деньги отменили), продналог теперь приобрел денежную форму. Заготовка хлеба в 1924 г. прошла относительно успешно - план был выполнен на 86 %. Кризис затоваривания удалось преодолеть. Стабилизировались цены на хлеб.

Государство с помощью налогов регулировало рыночное хозяйство, а с помощью командно-административных методов - оставшуюся в его руках крупную промышленность. Основой рыночного сектора российской экономики было крестьянское хозяйство. В городе частные предприятия действовали преимущественно в легкой промышленности: на них было занято 11 % рабочих и производили они 45 % товаров. Эффективность частного бизнеса снижалась из-за больших налогов, которые выдавливали его в сферу торговли. Однако внешние формы буржуазности были очень заметны. Снова стали работать дорогие рестораны, на улицах появились модно одетые люди, звучала легкая музыка. Разбогатевшие люди - нэпманы - могли открыто использовать свои богатства, однако многие смотрели на них с ненавистью.

После первых успехов НЭПа обнаружились первые трудности. Кризис сбыта 1923–1924 г. показал, что НЭП еще не означал реального перехода промышленности на рыночные рельсы. Рыночные отношения лишь начали пробиваться через господствующие командно-административные структуры. Из-за низкой квалификации бюрократии руководство государственной собственностью и регулирование хозяйства было неустойчивым.

Cсущностью новой экономической политики было использование некоторых поспешно отмененных рыночных методов и принципов в целях стабилизации экономики, но с неизменным сохранением и ужесточением идеологической незыблемости существующего порядка.

В качестве основных шагов НЭПа проведены: Либерализация экономики; Замена продразверстки натуральным налогом, а потом и денежным налогом; Разрешение аренды и концессии предприятий; Развитие кооперативов; Реформа в промышленности (тресты, синдикаты); Перестройка системы управления промышленности; Создание центрального органа планирования – Госплана; Денежная оплата труда; частная торговля создание бирж; Финансовая реформа Сокольникова 1922-1924 гг. (сокращение госрасходов + формирование бездефицитного бюджета; единая отчетность; налоговая политика: единый с/х налог, промысловый налог, подоходный (основной и прогрессивный), косвенные налоги; разделение гос. и местных бюджетов; введение твердой свободно-конвертируемой валюты – червонца; восстановление Госбанка)

Однако противоречие между рыночными методами и мягко говоря нерыночной идеологии следовали коренные противоречия, приведшие к сворачиванию НЭПа. Процесс свертывания происходил постепенно. 15 съезд РКП (Б) начинает подводить итог: вопрос в направлении развития экономики. 1927 – четкая тенденция к изменению политического курса. Этот курс сдвигается резко влево: усиление роли соц. элементов в деревнях – ограничение деятельности кулаков и нэпманов путем значит. повышения налогов, поощрит. меры в отношении беднейшего крестьянства. Глубокие разногласия во мнениях. Сталин и Молотов – как можно больше брать из деревни и вкладывать в индустрию. 15 съезд не принял конкретной программы.

Критическим и ключевым моментом стал жестокий кризис хлебозаготовок в январе 1928 г. Причинами которому послужили: обострившиеся диспропорции обмена между промышленностью и с/х сектором экономики, низкие цены – это в итоге привело к снижение поставок за рубежи уменьшению валютной выручки. Несмотря на хороший урожай крестьяне поставили только 300 млн. пудов вместо 430.

Для выхода из кризиса Сталин и Молотов хотели прибегнуть к продразверстке. Сталин едет в Сибирь и по регионам, дающим зерно. В деревню были направлены люди, занимающиеся конфискацией земли (кто найдет зерно, получит часть). 1928 – закрытие рынков, невозможность продать зерно. На след. год кр-не уменьшили посевы зерна.

Их этого Сталин сделал выводы о необходимости скорейшего свертывания НЭПа, и началу жестокой экспулаутации крестьян, т.к. они не желают добровольно сотрудничать с государством.

Несмотря на мнение оппозиции (Бухарин, Молотов), что кризис произошел из-за ущербности планирования, ошибки ценообразования, и теперь необходимо изменить курс за счет уступок крестьянству: открытие рынков, закупки хлеба за границей. Ноябрь 1928 – пленум ЦК осуждает правый уклон, отказывается от оппозиционных взглядов (Бухарин, Рыков, Томский).

Таким образом в силу коренных противоречий НЭПа (использование большинства рыночных элементов для построения плановой социалистической экономики, и отсутствие политических изменений в присутствие экономических) в 1928 году НЭП был практически свернут, в силу:

Хлебозаготов. Кризисы

Образование адм.-ком. сист.

Выгодно опр.влиятельным силам страны (бюрокр.аппарату, кот.имел собств. интересы, отличн. от интересов раб. и кр-ян.

Не произошло накопления капитала, кот. сов. власть хотела вложить в индустриализацию

НЭП был выгоден населению, но не выгоден гос-ву.

С 1929 отмена НЭПа. В нач. 30-ых вытеснение частн. капитала, налоговая реформа.

Анализируя общественно-политическую жизнь остановимся на ключевых процессах.

Первая группа включала формальное усиление власти закона. а на деле создание особого совещания в ОГПУ с правом внесудебного преследования. Закрытие легально издававшихся оппозиционных газет и журналов и прекращение существования самих этих партий и движений, проведение публичных и закрытых процессов против оппозиционных лидеров. Создание сеть секретных сотрудников (доносчиков) для контроля за политическими настроениями в обществе. Особое внимание уделялось интеллигенции, предпринимателям и кулакам. Создание замкнутого круга для политических ссыльных с целью невозможности возврата их в прежние места.

Вторая группа касалась общественных организаций неполитического характера. Здесь двойственные тенденции. С одной стороны происходила демократизация, но с другой усиление роли профсоюзов в обществе сопровождалось одновременным подчинением их партии и государству. Усиление гос. контроля за кооперативным движением устанавливало контроль над их финансами, «во благо государства.» Под контролем партии создавались всевозможные общественные, культурно-просветительские кружки и общества. Отдельно стоял вопрос церкви, которую большевики уже давно хотели подчинить или уничтожить. В полной мере использовалась полтика кнута и пряника, включавшая и конфискацию, и закрытие церквей. Церковь была вынуждена сдавать свои антибольшевистские позиции, но это её не спасло и в 25 году не было допущено проведение выбора патриарха, а в июле 27 9 архиереев подписали «Декларацию» призывающую отойти от дел всех священнослужителей не принявших новые порядки. Сила и власть церкви оказалась подорванной.

Третья группа касалась таких вопросов, как высылка ученых, особенно гуманитариев, под предлогом ненаучности, контрреволюционности, и т.п. гонения на старых и иностранных специалистов различных сфер деятельности. Пересмотру подвергались курсы истории, экономики, и других наук.

Такова была жизнь в эти годы. Ухудшался быт и ужесточались порядки. Народ становился лишь средством в достижении «великих» целей.

Основными направлениями внешней политики Советского государства и компартии в 20е года стало

(2) сотрудничество с зарубежными странами в деле восстановления советской экономики,

(3) распространение коммунистического движения в мире.

В рамках этого направления проходило подписание договоров с приграничными странами в 20-21 гг., положивших начало широкому международному признанию СССР. Главным вопросом и ресурсом для переговоров был вопрос о долгах царского и временного правительства. После ряда уступок сделанных в пользу мелких держателей и согласия вести переговоры деятели западных стран в первую очередь английский премьер-министр Ллойд-Джордж собрали международную конференцию в Генуе (1922), пригласив Россию. Главной задачей поставленной перед Советской делегацией было установление экономических и торговых отношений с западом, однако жесткость позиции в отношении национализированной собственности. монополии на внешнюю торговлю и долгов (признание долгов и концессии в обмен возмещение ущерба от интервенции, оцененного членом делегации М. Литвиновым в 35-50 млрд. зол. рублей) Конференция не дала практических результатов, но послужила катализатором для последовавшего за ней отказа от совместных претензий и признания Германией.

Следом за конференцией в Генуе следовала гаагская, где советская сторона представила список предприятий для концессий, но ультиматум запада относительно долгов и национализированной собственности привел к прерывания переговоров российской стороной.

В 22 году в Генуе же было внесено первое предложение советской стороны о всеобщем разоружении, а после его отвержения СССР предложил своим западным соседям Прибалтийским странам, Польше и Финляндии провести конференцию в Москве для обсуждения вопросов сокращения армий, но закончилось только договором о ненападении. Эта конференция имела важное пропагандистское значение, как и встреча Лиги наций во время IV сессии в ноябре 27, когда СССР выдвинул программу всеобщего и полного разоружения, встреченное отказом.

Что касается международного признания СССР, то после договора с Германией процесс пошел быстро в 24 – Великобритания (взаимные финансовые претензии отложены на неопределенный срок), Италия, Норвегия, Швеция, Мексика, Китаем. 1924 года вошел как год широкого дипломатического признания. В 25 году были установлены отношения еще с 12 странами, - можно было говорить о прорыве международной изоляции, причем большая часть стран активно искала тесного сотрудничества с Россией. Только США формально отклоняли советские предложения о нормализации отношений.

За это время ССР участвовал в 3 конфликтах. Первый произошел с Англией по поводу антианглийской пропаганды и расстрела английского шпиона (1920 г.), имевший место весною 23 г., закончился дипломатическим путем. Следующее обострение произошло в 27 г. и тоже с Англией. Разрыв продолжался вплоть до 29 г. А в конце десятилетия произошел конфликт на КВЖД с Китаем, сто привело к разрыв в 29 г. (20 августа)дипломатических отношений.

Суммируя итоги советской внешней политики в 20е гг. получаем:

СССР успешно прорвал мировую изоляцию и установил выгодное сотрудничество;

было установлено тесно сотрудничество с Германией;

задачи достижения мировой революции были провалены.

Одной из главных причин индустриализации надо назвать отставание от европейских государств, и все что с этим связано (военная и экономическая мощь).

Курс на развитие экономики выражался в следующих задачах;

реконструкция тяжелой промышленности и военного производства;

В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество «Долой неграмотность». Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами – Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти. I

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-;

кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была

объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.



Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей. Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.

Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» получил приз на международном фестивале. Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии – «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Цирк», «Семеро смелых», «Музыкальная история» и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдаю-

щихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выходили русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А.Бердяев, И.Ильин, П.Б.Струве, социолог П.А.Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г.А.Гамов, химик В.П.Ипатьев, авиаконструктор И.И.Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А.Бунин, А.И.Куприн, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.В.Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В.Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И.Шаляпин.

46 .в тетради

47 .Роль учителя в СССР

В дореволюционной России положение учителя, в особенности же учителя начальной сельской школы, было тяжёлым. Характеризуя положение народных учителей, В. И. Ленин в своей работе «К вопросу о политике Министерства народного просвещения» писал, что народные учителя получают нищенскую оплату, окружены сыском, «загнаны», как зайцы».
A. П. Чехов в беседе с А. М. Горьким говорил о сельском учителе: «Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все его вопросы; чтобы мужики признавали в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него... унижать его личность, как это у нас делают все: урядник, богатый лавочник, старшина и тот чиновник, который носит звание инспектора школы».
Таким же забитым, лишённым общественного уважения, находящимся под непрерывным сыском, получающим ничтожную плату за свой труд является в настоящее время учитель в капиталистических странах.
Совершенно иным является положение учителя в СССР. Советская педагогика придаёт деятельности учителя большое значение. В учебно-воспитательном процессе ему принадлежит главная, решающая роль.
B. И. Ленин в 1923 г. писал: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это - истина, не требующая доказательств».
И. В. Сталин в своём приветствии I Всесоюзному учительскому съезду в 1925 г. писал: «Фаланга народных учителей составляет одну из самых необходимых частей великой армии трудящихся нашей страны, строящих новую жизнь на основе социализма».
М. И. Калинин неоднократно очень тепло говорил и писал об учителе: о том, что учитель отдаёт народу всё, что у него есть ценного, что учитель должен многое брать от передовых достижений народа, чтобы всегда идти в первых рядах; что учитель, не замыкаясь в стены своего класса, должен держать тесную связь с населением, быть учителем-общественником.
Горячий патриот своего отечества, учитель должен быть преданным делу социалистического строительства, обладать цельным научным мировоззрением и широким кругозором. Он должен хорошо знать предмет, который преподаёт, иметь педагогическое образование, быть мастером своего дела, понимать и любить детей.
Учитель должен служить нравственным примером для своих воспитанников, быть человеком большой воли, уметь высоко поставить свой авторитет.
Это не только декларативные, идеальные требования: сотни тысяч советских учителей показали своей работой в школе, своим участием в общественной жизни Советского Союза и в обороне страны, что они достойно выполняют свой долг перед родиной и воспитывают новых людей - патриотов, самоотверженных борцов, умелых работников.
Народы Советского Союза и Советское правительство ценят и любят учителей, высоко отмечают их заслуги.
Верховным Советом СССР большое число советских учителей и деятелей народного образования награждены орденами и медалями. Народы СССР подчёркивают своё уважение к советскому учителю избранием большого количества учителей депутатами руководящих государственных органов: Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных республик, областных, городских, районных и сельских Советов депутатов трудящихся. На VIII Чрезвычайном съезде Советов, принявшем Конституцию СССР, в числе депутатов было 27 учителей.
Ряд важнейших мероприятий министерств просвещения по повышению качества учебно-воспитательной работы школы направлен на повышение авторитета учителя.
В СССР в 1936 г. установлены персональные звания учителей начальной и средней школы и почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» (или другой республики). Звания эти пожизненные, и лишение их может быть произведено только по суду.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1948 г. устанавливает награждение учителей за выслугу лет и безупречную работу, а именно: 10 лет - медалью «За трудовое отличие», 15 лет - медалью «За трудовую доблесть», 20 лет - орденом «Знак почёта», 25 лет - орденом Трудового Красного Знамени и 30 лет - орденом Ленина.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 июня 1946 г. утверждено «Положение о медали К. Д. Ушинского», которой награждаются особо отличившиеся учителя и деятели в области педагогических наук.
Двенадцать учителей (к 1951 г.) были избраны в члены-корреспонденты Академии педагогических наук РСФСР.
В дореволюционной России (1914-1915) в общеобразовательных школах всех типов было 231 007 учителей.
К 1938-1939 гг. число учителей по всему СССР увеличилось до 1 027 164. В том числе было:
учителей начальных школ 321 902, из них женщин 63,3%
...семилетних.... 302 496 .... 47,2%
...средних... 308 415 .... 42,5%
...специальных.... 7 209
Подготовка такого огромного числа учителей в сравнительно короткий период потребовала создания нескольких сот высших и средних педагогических учебных заведений, курсов, методических кабинетов и учреждений.
Впервые созданы кадры учителей для нерусских школ, в том числе для народов, не имевших раньше даже письменности,- каковы, например, народы Севера и некоторые другие.
Уже в первые годы советской власти число учителей нерусских школ дошло (в 1921-1922 гг.) до 107 974, а через 15 лет (в 1935-1936 гг.) число их увеличилось уже втрое, достигнув 353 627. За последние десятилетия рост числа учителей нерусских школ происходил ещё быстрее.
Состав учителей в СССР является устойчивым. Это в значительной степени объясняется вниманием и заботой, какими окружены учителя в СССР.
Перевод учителей с места на место может производиться только областными отделами народного образования. В СССР часто можно встретить учителя, имеющего 20-25-летний стаж педагогической работы. Многие учителя с большим стажем продолжают работать над повышением своей квалификации, обучаясь на заочных отделениях педагогических институтов.
В какой иной стране вы найдёте учителя начальной сельской школы, подобного Василию Парфеновичу Ястребову, старому учителю начальной школы села Гнездино Владимирской области!
Учителем сельской школы он состоял с 1911 г., т.е. более 40 лет, из них 24 года в сельской Гнездиновской начальной школе. Работая сельским народным учителем, В. П. Ястребов заочно окончил 2 высших учебных заведения: факультет языка и литературы Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина в 1938 г. и исторический факультет Московского государственного университета.
Ястребов награждён орденом Ленина.
Одним из первых декретов Советского правительства в области народного образования было постановление Совета Народных Комиссаров от 3 января 1918 г. об ассигновании крупной суммы для повышения заработной платы народных учителей.
В дальнейшем заработная плата учителей неоднократно повышалась и в 1936 г. была доведена до уровня оплаты труда инженерно-технического персонала на промышленных предприятиях.
Значительное увеличение заработной платы учителей, повысившее их ставки в два раза, было произведено во время Великой Отечественной войны.
Постановлением Совета Министров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. заработная плата учителей с 1 февраля 1948 г. была повышена ещё на 15%. Сельские учителя обеспечиваются бесплатно квартирой, отоплением и освещением.
Во время Великой Отечественной войны советские учителя получали повышенное снабжение продовольствием и промышленными товарами наравне с рабочими промышленных предприятий.
Десятки тысяч учителей ежегодно отдыхают в учительских и общих домах отдыха, на курортах и в санаториях. В 1931 г. было 34 учительских дома отдыха и санатория; в 1936 г. число их дошло до 46; в них отдыхало и лечилось около 150 тыс. учителей. Число домов отдыха для учителей и отдыхающих в них учителей с каждым годом растёт.
Многие советские учителя получают в этих великолепных здравницах заслуженный отдых и восстанавливают здоровье для своей дальнейшей работы по воспитанию юношества.
За 25 лет педагогической работы советские учителя получают пенсию в размере 40% последнего оклада; эта пенсия выдаётся им и в том случае, если они продолжают работать. Советские учителя состоят членами профессионального союза учителей начальной и средней школы, который заботится о повышении качества работы учителей, об удовлетворении их бытовых нужд, о повышении их образования и т. п.
В крупных городах существуют дома учителя (в столицах, кроме Центрального дома учителя, имеются также районные). Дома учителя являются центрами общественно-политической и профессионально-педагогической жизни учителей и местом культурного проведения досуга.
Так, например, Дом учителя в Ленинграде занимает роскошный особняк-дворец, принадлежавший до Великой Октябрьской революции князю Юсупову. В нём имеется уютный домашний театр, несколько зал и большое количество комнат, хорошая библиотека.
В годы Великой Отечественной войны советские учителя доказали, что они являются преданными, верными сынами родины и народа. Подавляющее число учителей прервало свой каникулярный отдых и вернулось в школу как на боевой пост. Десятки тысяч учителей пошли в народное ополчение.
В местностях, находящихся под угрозой врага, они стали организаторами групп самозащиты населения от вражеских налётов, организаторами санитарных дружин.
Учителя сыграли большую роль в эвакуации детей из угрожаемых районов.
Учителя всего СССР вместе со школьниками принимали большое участие в полевых работах в колхозах и совхозах во все годы войны.
Большую работу провели советские учителя по информации (особенно в сельских районах) о положении на фронтах Великой Отечественной войны, о международном положении. Они выступали с докладами, беседами, читкой газет и т. п.
В местностях, временно захваченных фашистами, многие учителя вступали в число партизан; другие учителя оказывали партизанам большую помощь.
Советские учителя начальных и средних школ - это подлинно народные учителя. Они жили и живут едиными стремлениями со всем советским народом.

48 .Воспитательная система Шацкого

Термин «воспитание» С.Т.Шацкий употреблял в широком и узком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т. д. -- большим педагогическим процессом. С.Т.Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому задача школы -- изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.

«С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т.Шацкий выделял три возможных типа школы:

1. Школа, изолированная от окружающей среды.

2. Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней.

3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка».

Школы первого типа организуют учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы -- выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.

Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабораторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

Школа третьего типа, над практическим воплощением которой С.Т.Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Во-первых, такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности. Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа «связывалась» с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т. д.), внимательно изучала средства воздействия среды на ребенка, их эффективность и, реконструируя их, добивалась усиления положительных влияний среды и нейтрализации отрицательных. И, наконец, школа выступала в окружающей среде как проводник влияния партии на полупролетарские и непролетарские слои населения, активный фактор переустройства жизни на социалистических началах. Вместе с советскими и партийными организациями школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием благоприятных условий для достижения целей социалистического воспитания.

При такой постановке вопроса школа ставила перед собой сложные задачи, и было бы ошибкой утверждать, что все школы справлялись с этими требованиями. Только передовым учреждениям, в основном входившим в число опытно-показательных учреждений, это было под силу. Они имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, материальное снабжение выше среднего и, что особенно важно, значительное число разнотипных учреждений, расположенных на одной территории.

49 . школа имени достоевского

Школа имени Достоевского приобрела впоследствии большую известность по книге, написанной ее бывшими воспитанниками Г. Белых и Л. Пантелеевым, - "Республика Шкид". Эта книга имела необычайный успех как у юных, так и у взрослых читателей. В сравнительно недолгий срок она выдержала десять изданий на одном только русском языке, вызвала бурную реакцию критики и несметное количество откликов, большей частью восторженных. Горький писал по этому поводу: "В этой книге авторы отлично, а порою и блестяще рассказывают о том, что было пережито ими лично и товарищами за время пребывания в школе. Они сумели нарисовать изумительно живо ряд характеров и почти монументальную фигуру Викниксора, заведующего школой". Известно также, какой успех имела "Республика Шкид" за рубежом. В чрезвычайно короткий срок она была издана во всем мире. По количеству переводов произведений советской литературы на иностранные языки эта книга шла на четвертом месте.

Интересен такой факт: прибывшие недавно из Германии туристы непременно пожелали посмотреть на дом, где помещалась школа имени Достоевского. И они побывали для этого на проспекте Гааза, где на углу Курляндской улицы находится это здание. Теперь в нем небольшая фабрика верхней одежды.

Но "Республика Шкид" - это литературное произведение, где в художественной форме бывшие ученики школы рассказывают о своем обучении в ней, о своих шалостях и проказах и о своих впечатлениях от всего ими здесь пережитого. Художественное произведение не фотография действительности, автор его может по-своему распоряжаться фактами: одни может выдвигать на первое место, другие затушевывать, об ином умолчать. Он волен и осветить, и оценить их по-своему. Он может кое-что и прибавить, присочинить - то, чего не было, но что все-таки могло быть.

Совсем иное - школа имени Достоевского. Это не художественный вымысел, а реальные люди, жившие и действовавшие в ней в 1920-1925 гг. Это педагогическая система, выражавшаяся в ряде действий учителей и воспитателей этой школы, в ряде их педагогических приемов. Это ребята, учившиеся в ней, подвергавшиеся процессу своего перевоспитания и как-то реагировавшие на эти воздействия на себя со стороны педагогов.

Для оценки художественного произведения существуют свои специфические, всем известные критериумы и приемы. Но, как это нередко бывает, и в этом случае, даже при этом условии, по поводу одного и того же литературного произведения могут оказаться совершенно разные, иногда диаметрально противоположные оценки.

Но для критики и оценки педагогической, равно как и всякой другой работы, нужны прежде всего точно вычерченные факты. Надо знать, чего хотели педагоги школы имени Достоевского добиться в своей работе, какие цели они преследовали, были ли у них вообще какие-нибудь теоретические предпосылки, какие-нибудь педагогические принципы, из которых вытекали и план их воздействия на воспитуемых, и различные педагогические мероприятия, или они действовали вслепую, двигались наугад, шарахаясь то в одну, то в другую сторону. Надо знать, опять-таки на основании точных фактов, как проводились эти мероприятия, какие результаты они давали, где были удачи, а где промахи, срывы. Надо знать, наконец, чем объясняются и те и другие. А самое главное - каковы конечные результаты этой сложнейшей и труднейшей работы, какая проводилась в течение пяти лет педагогами этой школы. Если цель была поставлена правильная и если ее удалось осуществить - это успех.

Отзывы о "Республике Шкид" как о литературном произведении в большинстве своем граничили с восхищением. Но совсем иначе обстояло дело с отзывами о школе имени Достоевского, о системе педагогических принципов и приемов, а также о ее работниках.

Были отзывы, где ее педагоги возносились чуть ли не в сан героев. В одном из номеров тогдашнего журнала "Красная новь" рецензировались две вещи: "Республика Шкид" и рассказ о том, как в одном городе, недалеко от Москвы, где было сконцентрировано много детских учреждений для беспризорников, вспыхнуло целое восстание. Ребята принялись громить эти учреждения, ломать вещи, а затем подожгли дома. Прибывшим пожарным и милиционерам пришлось снимать с крыш закопченных, грязных беспризорников, которые, по словам автора этого жуткого рассказа, сидели там, как безобразные химеры собора Парижской богоматери. Этот позорный финал целой педагогической системы автор рецензии сопоставляет с пожаром в школе имени Достоевского, когда одна из воспитательниц кинулась в объятую дымом спальню и вывела оттуда ребят, а затем с финалом "Республики Шкид", где описывается, как несколько лет спустя вышедшие из нее в жизнь и нашедшие здесь себе место бывшие воспитанники, собравшись вместе, радостно вспоминают минувшие дни и весело поют гимн школы. Вывод автора рецензии и его оценка обеих систем воспитания предельно ясны.

Но были и иные отзывы, иные оценки - отрицательные, и не просто отрицательные, но эмоционально, страстно отрицательные оценки. Самая эта страстность говорит о том, что тут имела место не только критика одной из многих школ, которая в порядке инспекции и контроля происходит обычно по всей нашей стране, но нечто более серьезное.

"Республика Шкид" хотя и называется советской школой, но по существу дела это типичная бурса, и совершенно облыжно она названа республикой - так отзывались о школе. "В ней царят изолятор, наказания во всех видах, окрики, угрозы. Плотно запертые двери и ворота на заборе колючая проволока - не школа, а какая-то тюрьма. Бились мы, бились в Наркомпросе, чтобы выработать правильный подход к воспитанию ребят в детдомах, твердо установили на ряде конференций:{в детдомах должен в центре всего стоять труд, тесно связанный с учебой, не тяжелый физический труд, не труд как наказание, а труд, увлекающий ребят, организующий их. Постановили, проголосовали. А на деле не в Чухломе какой-нибудь, а в Ленинграде процветает советская бурса. В системе этой школы очень уж много до отвращения знакомых непривлекательных черт с ее разрядами, напоминающими синие и желтые билетики воскресной школы, в которой учился Том Сойер, с ее "летописью", представляющей собою одну из разновидностей "Кондуита", с изолятором и иными наказаниями во всех видах и степенях", - вот небольшая сводка наиболее отрицательных отзывов.

Что же касается педагогов этой школы, то их-то оказывается, по некоторым отзывам, и не было, во всяком случае почти не было. "Были "халдеи", особая порода учителей. Их перебывало в школе свыше шестидесяти человек. Тут были и церковные певчие, и гувернантки, и зубные врачи, и бывшие офицеры, и бывшие учителя гимназий, и министерские чиновники. Не было среди них только педагогов. Целая галерея монстров проходит перед нашими глазами". Так оценивался педагогический коллектив этой школы.

А что собою представляет ее глава Викниксор, этот не то президент, не то самовластный диктатор этой республики? В лучшем случае оказывается, что "его воля, педагогический такт и личное обаяние сыграли свою положительную роль, и хотя он и навязывал шкидцам организационные формы их жизни, но все-таки прекрасно понимал, что школа должна идти в ногу с жизнью и сознательно не мешал проникновению в школу той большой жизни, которая шла за ее стенами". Хорошо, что хоть сознательно не мешал, прибавим мы к этой характеристике.

А изо всего этого логически неизбежный вывод: "собственно говоря, эта книга - "Республика Шкид" - есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи". А если ее авторы и бывшие воспитанники с этим несогласны и утверждают, что Шкида хоть кого изменит, то это произошло "только потому, что они не сумели разглядеть омерзительные черты бурсы в системе воспитания, принятой на вооружение президентом шкидской республики Викниксором".

Словом, личность Викниксора еще и ничего, а вот его педагогическая система никуда не годится.

Забегая несколько вперед, я скажу, что, по-моему, наоборот - система Викниксора оказалась вполне жизненной, а вот его личность в значительной степени портила в те годы результативность этой системы.

50 . Педагогическая система А.С. Макаренко

Макаренко автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». Исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста. Макаренко подчеркивал, что разрыв социальных связей наносит огромный вред взрослеющему человеку, а их восстановление выправляет его развитие. Считал необходимым поддерживать позитивный эмоциональный настрой воспитанников, мажорный тон их жизни, которые помогают сплачивать детей, создавать оптимистическую атмосферу в коллективе. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Большое внимание он уделял также вопросам семейного воспитания, структуре семьи, ее культуре, методам воспитания в семье, утверждая, что правильно воспитать ребенка легче, чем потом его перевоспитывать. Педагогические и психологические идеи Макаренко находили воплощение в практике возглавлявшихся им детских воспитательных учреждений. Его открытия оказали существенное влияние на развитие социальной педагогики, педагогической психологии и других смежных с педагогикой дисциплин, которые были практически запрещены в 30-е годы.

При жизни Макаренко подвергался критике и «справа» и «слева». В 20-е гг. его обвиняли в увлечении дореволюционной педагогикой, стремлении к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Он не был близок и педагогам-гуманистам (П.П. Блонскому, С.Т. Шацкому и др.), которые одновременно с Макаренко искали пути воспитания нового человека, но не разделяли его революционной активности, увлечения коллективистскими формами. В 30-е гг. Макаренко критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность «Декларации о единой трудовой школе» (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. Преследования и критика продолжались и после опубликования книги «Педагогическая поэма». В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность и вреде его книг для социалистического воспитания. Все эти годы вплоть до своей смерти искания Макаренко поддерживал М. Горький. После смерти Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация его образа в официальной педагогической теории в СССР. До середины 80-х гг. издания его трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями. В настоящее время идеи Макаренко получили развитие во многих странах. Например, в Германии, Венгрии осуществляется углубленное исследование его творчества в целях использования его трудов в практике воспитательной работы. Основные труды Макаренко: «Книга для родителей» (совм. с Г.С. Макаренко), 1937; «Педагогические сочинения», т. 1-8, М., 1983-1986.

51 . Культурно-историческая конценция Выготского

Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г. Следуя идее общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую. Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь. Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане. Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-истрической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных. видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

52 .Павлышская школа В.А.Сухомлинского

В развитии сельской школы в 60–80-е гг. ХХ в. важную роль сыграл педагогический опыт Василия Александровича Сухомлинского .

Анализируя педагогическое наследие Сухомлинского, авторы (М.И.Мухин , Е.Ю.Титова и др.) концентрируют внимание на его глобальных идеях и наиболее универсальных рекомендациях: гуманное отношение к ученикам, воспитание любознательности, сочетание учебного труда с трудом производительным, единство эстетического и трудового воспитания, индивидуальная работа с учащимися и педагогическими кадрами, формирование педагогического коллектива и т.д. Однако сам В.А. Сухомлинский, 33 года непрерывно проработавший в одной-единственной сельской школе, считал себя, прежде всего, народным учителем, и свою главную миссию видел в развитии образования на селе . И его опыт – это педагогическая система, рассчитанная на реализацию в именно сельской школе.

Особого внимания заслуживает система нравственного воспитания учащихся, созданная В.А. Сухомлинским в Павлышской средней школе Полтавской области на Украине. Эта система основывалась на следующих личностных ценностях: нравственный идеал, счастье, свобода, честь, достоинство, долг, справедливость, гражданственность, истина, добро, красота. Целью воспитания являлась подготовка образованных, творческих граждан.

Ведущие идеи педагогической концепции В.А. Сухомлинского: связь обучения и воспитания с трудом; открытость школы, её связь с социумом; формирование у детей гуманно-нравственных качеств; сотрудничество педагогов и учащихся, школы и семьи; совместное творчество детей и взрослых; самоуправление и взаимопомощь; дружный и творческий коллектив педагогов-единомышленников; духовное обогащение школьной среды.


Образование союзного государства

Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств, являлась после Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшая составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.), оформила законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решить вопрос о своем вхождении в Советскую Федерацию. Согласно принципу о праве наций на самоопределение советское правительство признало государственную независимость Финляндии, был подписан декрет об отказе от договоров о предыдущих разделах Польши.

Воспользовавшись своим правом на самоопределение вплоть до отделения в годы Гражданской войны, многие народы бывшей Российской империи создали собственные национально-государственные образования, хотя не все из них были устойчивыми. После окончания Гражданской войны начался процесс движения к объединению, которое привело в результате к образованию новой российской государственности – СССР.

Образование СССР:

1) актом, который учреждал Союз ССР, стал Договор, который заключили четыре республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация;

2) 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей этих республик (I съезд Советов Союза СCP) утвердил Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

3) основы государственного устройства СССР закрепила Конституция СССР, которая была принята в 1924 г. В соответствии с Конституцией СССР закреплялось федеративное устройство (И.В. Сталин первоначально предлагал план автономизации) и право свободного выхода из СССР.

СССР в 20-30-е гг. XX в.

Историки считают, что «военный коммунизм» не исчерпывался экономической и социальной сферами. Это была целостная система, имевшая свои опорные точки в политике, в идеологии, в культуре, нравственности, психологии. В программе РКП(б), принятой VIII съездом в марте 1919 г., политика «военного коммунизма» была теоретически осмыслена как непосредственный переход к коммунистическому обществу. «Военный коммунизм», с одной стороны, позволил подчинить контролю «воюющей партии» все ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь и в конечном счете победить в Гражданской войне. С другой стороны, он не создавал стимулов для экономического роста, порождал недовольство практически всех слоев населения, создавал иллюзорную веру в насилие как всемогущий рычаг решения всех проблем, стоящих перед страной. С окончанием войны военно-коммунистические методы исчерпали себя. Понято это было не сразу: еще в ноябре-декабре 1920 г. были приняты декреты о национализации мелкой промышленности, об отмене платы за продукты питания и топливо, коммунальные услуги.

Кризис 1920-1921гг. имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, деклассирование, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений).

Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина) и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти. Кризис не был лишь следствием войны.

Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике (нэп). Принципиально цели не изменились - переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены. Нэп включал в себя ряд мер:

· замена продразверстки меньшим по размеру продналогом;

· допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;

· денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.);

· объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства;

· отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции;

· разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации; допущение иностранного капитала (концессии, аренда);

· воссоздание банковской и налоговой систем;

· проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты - червонца.

Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения. Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. Нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/1928).

Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму - обществу, свободному от частной собственности. Официально о конце нэпа было объявлено в декабре 1929 г.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом.

Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой - понятные, простые - внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей. Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. На Сталине замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой, «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. СССР характеризовался сак социалистическое государство рабочих и крестьян. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»